Систематическая десенситизация (десенсибилизация). Психотерапия. Учебное пособие
Систематическая десенситизация (десенсибилизация)
Теоретическое обоснование и создание этого метода связано с именем Дж. Вольпе. Метод основан на принципе реципрокного подавления, который сформулирован следующим образом: страх может быть подавлен, если заменяется активностью, которая антагонистична страху. «Если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тревогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги» (Вольпе Дж., 1962).
При систематической десенситизации негативное поведение (тревога, напряжение) замещается позитивно окрашенной реакцией (релаксацией, спокойствием, чувством контроля над событиями и др.). Поэтому ряд авторов называют систематическую десенситизацию техникой замещения.
При систематической десенситизации клиент постепенно, но с нарастающей интенсивностью соприкасается с ситуациями, вызывающими страх, выполняя адаптивное поведение, которое несовместимо с тревогой.
Работа с клиентом начинается с интервью. Интервью проводится в атмосфере, создающей и углубляющей взаимное понимание, раппорт.
Задачи интервью проанализировать историю болезни пациента, чтобы сделать понятным для обоих участников взаимодействия факторы, которые способствовали и способствуют сохранению тревоги, страхов. Эта информация, проясняя модель болезни пациента, также позволяет решить, какой из методов терапии страхов будет избран.
В процессе интервью согласовывается цель терапии, последовательность работы с определенными симптомами, определяется, с какими страхами в первую очередь надо начать работу (эта задача актуальна при наличии у пациента полиморфных фобий).
Цель терапии – уменьшение тревоги или фобических реакций у клиента до уровня, позволяющего ему выполнение своих обязанностей.
Поведенческий психотерапевт не ставит перед собой такие задачи, как реконструкция личности пациента, достижение им более высокого уровня эмоционального и психологического функционирования и др. Эти задачи находятся вне компетенции поведенческого терапевта.К техникам замещения следует отнести и аверзивные техники. Их выделяют в особую подгруппу, поскольку они замещают негативное, преимущественно с точки зрения окружения, но положительно окрашенное, приятное для пациента поведение, такое как алкогольная или лекарственная зависимость, девиантное сексуальное поведение и др.
Техники замещения показаны для работы с преувеличенными, нереалистическими негативными реакциями на объективно нейтральные или даже позитивные ситуации и объекты (неуправляемые тревога, страх, напряжение, отвращение, чувство потери контроля и др.), но чаще всего они используются для работы с тревогой и страхами.
В самой процедуре систематической десенситизации можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенситизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Остановимся на каждом этапе подробнее.
Первый этап – овладение одним из вариантов методики мышечной релаксации. Тренировка в мышечной релаксации проводится убыстренным темпом сравнительно с классической методикой Джекобсона.
Второй этап методики – составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. Практическое значение иерархии состоит в том, что она позволяет работать со страхами малыми шагами в определенное время. Если сравнить процедуру избавления от страха с подъемом по лестнице, то иерархия делает лестницу доступной для подъема.
Составление шкалы начинается со следующей инструкции. Подумайте о наиболее сильном, приближающемся к панике, страхе, с которым мы будем работать, страхе, который вы реально испытывали или можете вообразить, и оцените его в 100/10 баллов. А теперь подумайте о ситуации, в которой этот страх полностью отсутствует, вы спокойны, и поставьте 0 баллов. Затем вспомните ряд других конкретных ситуаций, в которых вы испытали этот же страх, но другого уровня.
Пациенту предлагается записать максимальное число ситуаций, в которых он испытывал страх. Список ситуаций должен быть достаточно длинным, чтобы потом пациент имел возможность проранжировать их по 100– или 10-балльной шкале. Меньшая шкала не должна использоваться. Обязательным условием составления списка ситуаций является реальное переживание страха в такой ситуации в прошлом, то есть ситуация не должна быть придуманной (сконструированной).
Составление иерархии ситуаций страха в ряде случаев может быть очень быстрой процедурой. Это бывает тогда, когда страхи простые и их возрастание связано с одним параметром, например, с высотой. При других фобиях ведущий параметр так же легко выделяется, например, страх пауков – с расстоянием до насекомого. Но часто фобии варьируют больше, чем по одному параметру. Даже «простые» фобии могут различаться по нескольким характеристикам. Уже упомянутый страх пауков может зависеть от расстояния, размеров насекомого, его окраски и др. Чаще всего интенсивность страха зависит от многих параметров объекта или ситуации страха. В таких случаях иерархию составляют, основываясь не на внешних характеристиках, а на оценке интенсивности возникающего у пациента страха. Поэтому при сложных фобиях иерархия ситуаций – это чаще всего субъективная шкала страха
. Такая шкала делает понятным, почему в одном списке пациента могут оказаться ситуации, вроде бы имеющие между собой мало общего, например, нахождение в лифте и надевание на шею узкого ожерелья. Примеры таких иерархий представлены ниже.Фобии, связанные со смертью:
1. Нахождение рядом с гробом покойника – 100.
2. Участие в похоронах на небольшом расстоянии от гроба – 90.
3. Участие в похоронах на отдалении от гроба – 80.
4. Получение известия о смерти молодого человека от сердечного приступа – 70.
5. Проезд мимо кладбища (в зависимости о расстояния) – 55–65.
6. Столкновение с похоронной процессией – 40–50.
7. Столкновение с человеком, несущим похоронный венок – 30–40.
8. Получение информации о смерти пожилого человека – 25.
9. Посещение больницы – 20.
10. Проезд или проход мимо больницы – 10.
11. Столкновение с санитарным транспортом – 5.
В связи с тем что у пациента могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся на определенное число тематических групп. Для каждой группы пациент должен составить список ситуаций от самых легких до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх.
Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с врачом. В случае, если шкала будет иметь пропуски, то есть отсутствуют ситуации, оцениваемые определенным баллом, надо предложить пациенту еще раз вспомнить и записать ситуации, которые будут сопровождаться страхами такого уровня (например, при пропуске в шкале ситуаций, оцениваемых примерно на 5 и 6 баллов). После заполнения всей шкалы (или нескольких при полиморфных фобиях) второй этап заканчивается.
Третий этап – собственно десенситизация. Обсуждается общий план лечения, содержание контрольных сцен и методика получения обратной связи от пациента о наличии у него тревоги после предъявления проблемных ситуаций.
Чаще всего информация о наличии тревоги дается путем подъема указательного пальца правой руки. Такой способ получения обратной связи используется, поскольку во время сеанса все разговоры запрещены. Пациент должен сообщать о наличии у него малейшей тревоги после любого представления ситуации.Контрольной является сцена, связанная в прошлом опыте клиента с состоянием глубокого покоя и расслабления. Например, представление себя лежащим на пляже, на берегу моря или реки или лежащим в постели в состоянии полного расслабления или сидящим в таком состоянии в кресле и т. д. Контрольная сцена используется, чтобы снять появившуюся тревогу и отвлечь внимание пациента от фиксации на предъявляемой сцене. Обучение представления контрольных сцен используется для облегчения представления проблемных ситуаций из списка.
Пациент представляет ситуацию 5–7 с, дает обратную связь о наличии тревоги, если она имеется, поднимая указательный палец правой руки. Тогда предъявляется контрольная ситуация в течение примерно 20 с, и весь цикл повторяется вновь.
В течение одного занятия пациенту дается 2–4 ситуации из списка.
Если при переходе к более трудной ситуации из списка у пациента вновь возникает тревога, то работают и заканчивают сеанс на успешной сцене.
Пациент инструктируется воображать сцены как можно ярче и живее, как будто он находится в ней реально, сохраняя при этом состояние глубокой релаксации. Чтобы облегчить представление сцены, терапевт предлагает пациенту зрительно вспомнить ее, постараться увидеть отдельные ее детали, максимально наполнить цветом и светом, как будто она находится прямо здесь, перед глазами, попробовать вспомнить все запахи и звуки, которые сопровождали ее, оживить те ощущения в теле, которые отмечались при столкновении с этой ситуацией или объектом.
Обучение умению включать наибольшее число модальностей восприятия для восстановлении наиболее полного образа сцены обычно проводится на контрольных сценах. Если эта задача решена на контрольных сценах, то представление сцен, вызывающих страхи, протекает без особых трудностей.Средняя продолжительность сеанса около 30 мин. Врач должен планировать сеанс так, чтобы иметь время на беседу для обсуждения сложностей, которые возникают у пациента. Частота сеансов – в среднем 2 сеанса в неделю.
Чтобы уменьшить возможность пациента не сигнализировать о наличии тревоги, полезно через определенные интервалы напоминать ему: «Помните, что при появлении малейшей тревоги, вы должны сигнализировать о ней». Однако отношение терапевта к самому факту частоты предъявления тревоги должно быть нейтральным, не создавать у пациента желания усиливать определенное поведение. Любой сеанс должен заканчиваться всегда на позитивном опыте, на сцене, которая успешно преодолена.
В начале этапа собственно систематической десенситизации пациент должен особо инструктироваться избегать искушения проводить одновременно с десенситизацией в воображении десенситизацию в реальной жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Систематическая десенситизация
Систематическая десенситизация Официальное начало поведенческой терапии связывается с именем Джозефа Вольпе. Вольпе определял невротическое поведение как «закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения». Принципиальное
Систематическая десенситизация
Систематическая десенситизация В 1955 году, когда я учился в аспирантуре в Южной Африке, в Йоханнесбурге, доктор Джозеф Вольпе, профессор психиатрии медицинского факультета Университета Темпле научил меня технике «систематической десенситизации». Этот метод преодоления
Систематическая классификация ощущений
Систематическая классификация ощущений Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, мы можем разбить их на три основных типа:1) интроцептивные;2) проприоцептивные;3) экстрацептивные. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма,
ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ* К СМЕРТИ
ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ* К СМЕРТИ Еще одна концепция, на которую терапевт может опереться, имея дело с тревогой смерти, – концепция «десенсибилизации». «Десенсибилизация к смерти» вульгарное выражение с уничижительным оттенком, поскольку в нем глубочайшее человеческое
Внутренняя десенсибилизация в естественных условиях
Внутренняя десенсибилизация в естественных условиях После того как любое упражнение будет вызывать ощущение тревожности, не превышающее 25 баллов, приступайте к десенсибилизации в условиях реальной жизни. Если у вас нет медицинских противопоказаний, попробуйте
Десенсибилизация движением глаз и репроцессингом (ДДГР)
Десенсибилизация движением глаз и репроцессингом (ДДГР) Десенсибилизация движением глаз и репроцессингом (ДДГР) — еще один мощный инструмент разделения эмоциональных связей между прошлым и настоящим. ДДГР помогает оправиться от детских травм, травм после
Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни)
Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни) Систематическая десенситизация в воображении имеет ряд преимуществ сравнительно с систематической десенситизацией in vivo (в реальной жизни).Во-первых, она вызывает тревогу гораздо меньшей степени, чем погружение в
Десенситизация или влияние средств массовой информации на психику человека — Новости
20 августa 2019 | neikurs.com
«Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого». (луки 21:36)
БОДРСТВУЙТЕ!
Это серьезное предупреждение Христа мы почти всегда относим к тем временам, когда дети Божьи будут испытывать особые переживания, гонения и преследования от нечестивых людей за свою верность Господу. Действительно, такое время придет, и мы готовимся к нему в обстоятельствах сегодняшнего дня. Но, обратив внимание на предыдущий стих, мы увидим, что перед пришествием Христа будет особое состояние психики у людей, о котором Христос не раз предупреждал. «Ибо он, как сеть найдет на всех живущих по всему лицу земному». «Сеть» – точное определение, как состояния человечества. Наши ассоциации при этом выражении: обездвиживание, слова «накрыть», «поймать», не дать уйти, освободиться, лишить свободы выбора. Христос хотел предупредить народ о приближающейся опасности, которую явно видел и знал. Попав в сеть, человеку выпутаться из нее будет почти невозможно. Что же советует Христос нам, людям, живущим в эти опасные дни?
36 стих: «Бодрствуйте!» – слово, вызывающее определенные ассоциации: не спите, смотрите вперед, не расслабляйтесь, будьте осторожны, будьте внимательны, опасность рядом, анализируйте обстановку.
Время и люди, которым дается это предостережение – наше время и люди последнего времени. Особенное отличие нашего времени – жизнь в состоянии расслабления. Откр. 3:15-17.
Какие же опасности ожидают нас?
Люди, живущие в последнее время, отличаются равнодушием к своему истинному состоянию души, психики, мысли. Истинное положение вещей их не волнует. Они живут фантазиями, которые руководят их желаниями , мыслями и мечтами. Так живя, они не замечают, что в самом деле они нищи духом, бедны духовно и несчастны физически. Мозг как бы в находится в плену, в полной зависимости и нет желания человеку что-либо изменить. Как же так получилось, что вполне нормальный человек стал проявлять видимые признаки не вполне нормального поведения? (16 – 17 ст.) Вначале рассмотрим основные принципы работы мозга человека и пути обработки информации.
Мозг человека и основные принципы его работы
- Полушария мозга, кора и подкорка. Сознание и подсознание.
- Основные принципы работы обоих полушарий:
- левое – анализ, интеллект, выбор, решения;
- правое – пространственное мышление, эмоции, расслабление, покой.
- Электрический импульс – признак работы мозга.
Путь обработки информации в левом и правом полушарии.
- Когда человек принимает информацию, она обычно попадает в левое аналитическое полушарие и каждый нормальный человек начинает ее анализировать. Эта информация может быть принята к сведению, может вызвать особый интерес и стремление к более глубокому исследованию, может быть отвергнута и забыта, но никогда ничто когда-либо услышанное или увиденное не может быть окончательно выброшено из файлов памяти нашего мозга.
- Об интенсивности работы мозга и уровню восприятия информации можно судить по зафиксированным электрическим волнам или импульсам, которые излучает мозг во время работы. Есть три вида электрических волн при работе мозга:
- Волна АЛЬФА излучается правым полушарием при расслабленном, спокойном состоянии равнодушного созерцания. Альфа – волны излучаются мозгом, приведенным в такое состояние, когда начинается процесс мышления. Мозг находится в промежуточном состоянии покоя, не спящего, но и не думающего, не анализирующего происходящее или созерцаемое. Информация воспринимается как положительная, без критического анализа.
- Волна БЭТА – излучается левым полушарием, которое сотворено Богом для логического мышления, аналитического созерцания происходящего или услышанного. Только человек – сотворенный Богом, как личность, несущая ответственность за свои поступки – имеет возможность размышлять, делать выбор, анализировать и мыслить логически. Информация, которая подвергается анализу, может быть отправлена в самые глубинные уровни памяти или будет определена, как ненужная, вредная или неважная.
- Волна «ДЕЛЬТА» – состояние сна, в том числе и младенчества после рождения. Мозг в таком состоянии воспринимает информацию, но на уровне подсознания. Например, после рождения ребенка через 3 – 4 часа глаза фокусируются на точке в 40 см от его лица и в течение 2-3 часов он фиксирует в подсознательной памяти то, что видит перед собой в эти часы. По плану Создателя перед ним должно быть лицо матери. Эта информация подсознательно свяжет его с семьей особыми узами и сыграет свою значительную роль при выборе друга жизни и проложит особую тропинку во взаимоотношениях с будущей супругой или супругом. Это был прекрасный замысел Бога, но что сегодня происходит? Мозг ребенка действует все так же по плану Бога, но что там фиксируется? И можно не удивляться, что многим не удается создание теплых и нежных, преданных отношений в своих семьях. Вся эта деятельность мозга происходит на волне дельта.
Четвертое состояние сознания зафиксировано во время молитвы.
Петербургские ученые, заведующий лабораторией Психоневрологического института ми. Бехтерева профессор В. Б. Слезин и кандидат медицинских наук И. Я. Рябина, сделали научное открытие – обнаружили особое состояние человека во время молитвы. Подробнее об этом феномене рассказывает В. Б. Слезин.
«Многие годы в практике лечения неврозов применяется метод самогипноза, или, как мы его называем, медитация. Мы решили в своей лаборатории исследовать, какие процессы происходят при этом в коре головного мозга. Сняли энцефалограмму и обнаружили, что во время медитации в коре головного мозга включаются механизмы возбуждения. И в один прекрасный момент мы задались вопросом: а что происходит с мозгом, когда человек молится? Некоторые последователи различных школ йоги утверждают, что медитация – та же молитва, то же общение с Богом. Но это далеко не так, как выяснили мы в своих исследованиях. Для чистоты эксперимента мы пригласили одного священнослужителя и записали его энцефалограмму во время молитвы. Результат нас ошеломил. Мы обнаружили, что в полном сознании в молитвенном состоянии священнослужителя энцефалограмма показывала полное выключение коры головного мозга.
Человек сидел и молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга. То есть мы наблюдали состояние полного отключения мозга при ясном сознании. Мы назвали этот феномен ЧЕТВЕРТЫМ СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА. До нашего открытия наука знала три состояния сознания человека: бодрствование, активный анализ; расслабление, при котором нет анализа; и быстрый и медленный сон. Все эти состояния отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре. Теперь нам стало известно еще одно состояние – полное отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании.
Как показали исследования, электроэнцефалограммы бодрствования и быстрого сна идентичны. Теперь мы обнаружили, что происходит полное отключение коры, как во время медленного сна, так и во время молитвы.
Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных нам. Ведь в жизни человека наблюдаются переходы одного состояния сознания в другое, существуют системы торможения и отключения. Когда в жизни человека по его воле отсутствует необходимое для него четвертое физиологическое состояние мозга, то, видимо, происходят какие-то негативные процессы. Ведь обратите внимание, что характерной чертой настоящего верующего человека является умиротворенное состояние души. Видимо, без внедрения в практику молитвенного состояния этого мирного устройства в душе нам трудно достигнуть. Отсюда и целительные свойства молитвы.
Во время настоящей, искренней, не просто заученной молитвы происходит уход от реальности, что приводит к разрушению патологических связей. Уходя от мира, от образов патологии, человек способствует своему выздоровлению. Четвертое состояние – это путь к гармонии.
Наши исследования дали нам возможность сделать еще некоторые открытия. Так, мы выяснили, что уныние, отчаяние и рок-музыка уводят человека от состояния гармонии, так же вызывая в коре головного мозга электрические импульсы, близкие к эпилептическому припадку.
Можно сказать, что четвертое состояние сознания противостоит разрушающей силе современной массовой культуры. Раз мы живем на планете Земля, где существуют, как мы выяснили, четыре физиологических состояния человека, то они все и должны чередоваться в жизни человека. Отсутствие одного из них нарушает гармоничное развитие человека, приводит его к деградации и болезни. Поэтому я осмелюсь утверждать, что четвертое состояние позволяет или помогает человеку оставаться человеком!» (Записала Валентина Козак).
Принцип работы телевизора
То, что мы видим на экране телевизора – это быстрые линейные движения, происходящие с частотой 1200 колебаний в минуту. Смена кадров происходит с такой быстротой, что для глаза эта информация проходит вне сознания. Некоторое время мозг анализирует полученную информацию, но через некоторое время реагирует на это вполне адекватно – он стремится защититься. Такая смена видимой информации утомляет мозг, и он стремится перейти в режим альфа-волновой работы; а расслабленный мозг отказывается воспринимать что-либо критически. Изучение работы мозга во время просмотра телевизионных передач показало, что взрослый человек может анализировать происходящее на экране в среднем от 3 до 8 минут. Подростки переходят на щадящий расслабленный режим восприятия через 1, 5 минуты. Но редко какой детский мозг мог адекватно воспринимать происходящее на экране дольше 30 секунд. После столь непродолжительного времени мозг ребенка переходит в состояние равнодушного покоя. Самое неприятное во всем этом то, что любая информация, которую воспринимает человек в состоянии работы мозга на альфа-волне, воспринимается как положительная и отправляется «на постоянное место жительства» в «архивы памяти». Это состояние покоя может быть использовано для того, чтобы снизить нашу чувствительность и уровень неприятия всего, что обычно воспринимаемо, как отрицательное явление. Из-за такой природы телевизионного изображения большинство программ мы смотрим в расслабленном, некритичном состоянии и можем быть подвержены ДЕСЕНСИТИЗАЦИИ.
ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ
Это процесс постепенного снижения чувствительности. Это своеобразная закалка. Иногда этот метод помогает человеку избавиться от некоторых страхов, мешающих ему жить.
Практический пример из жизни девушки, панически боящейся мышей:
Психотерапевт сначала учит ее расслабляться. Она постепенно учится делать это до тех пор, пока не приобретет навык расслабляться за короткое время. Потом ей показывают карточку, на которой написано слово «МЫШЬ». Девушка сразу напрягается. Ее просят проявить приобретенное умение расслабляться. Она пробует расслабиться, не спуская глаз с надписи. Когда и это ей уже доступно, показывают ФОТО белой мыши. Снова девушка напрягается, но ее учат применять полученный урок расслабления. Так поэтапно тренировка продолжается до тех пор, пока не будет принесена настоящая мышь и девушка сможет, не напрягаясь, ее воспринимать. То, что раньше было неприемлемым, теперь может приносить удовольствие или оставаться вполне терпимым. Этот процесс воздействия на мозг называется десенситизацией. Причина, делающая эту методику эффективной очень проста. Человек не может быть одновременно и расслаблен и напряжен. Расслабление приходит на смену напряжению. Во время напряжения работает анализ и информация может быть отвергнута, но тут же наступает расслабление и та же информация воспринимается сознанием и подсознанием, как положительная и остается таковой до времени востребования.
Какая взаимосвязь между десенситизацией и ценностной системой, которая должна быть воспитана и охраняема в нашем сознании? ОГРОМНАЯ! Сатана – это хитрый, проницательный исследователь человеческого сознания, он очень умно, но с пагубными последствиями для человека использует десенситизацию. При просмотре телепрограмм происходит тот же процесс, что и с девушкой, боящейся мышей. Мы обучаем своих детей тому, что хорошо и что плохо. Они боятся нехороших поступков, они их не приемлют. Но при просмотре телепередач их сознание фиксирует информацию о том, что сексуальные отношения могут быть и вне брака, что развод – это не что-то ужасное, что человеческая жизнь не имеет особой ценности, что обидеть, ударить, наврать или украсть, убить или изнасиловать – это все можно делать без всяких ограничений. И не потому, что по телевизору тетя так научила, а потому, что мозг это прорабатывает сам в состоянии расслабления. Наши ценности изменились, а мы и не подозреваем об этом!
В результате опросов, проведенных в ходе акции «Телевидение для детей», были получены следующие данные: 96% чистого телевизионного времени посвящено показу секса, – это прелюбодеяние, изнасилование, измены, гомосексуализм, проституция, добрачные сексуальные связи, рождение детей вне брака и т. д. Только 4% отображают отношения между супругами, но и они носят негативный характер. Постоянная реклама пива или других алкогольных напитков имеет свое губительное влияние на психику детей и подростков, да и взрослых. Наши руководители, используя телевидение, утверждают: «Телевидение – УЧИТЕЛЬ!», они надеются, что научит хорошему. Но происходит то, что мы видим в практической жизни: подростки убивают без сожаления, стреляя в своих одноклассников, родителей и прохожих. Девочки рожают в одиннадцать – двенадцать лет, семьи распадаются без особого сожаления и напряжения. Духовные ценности теряют свою важность для сознания и жизни. Произошла крупная и активная ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ общества!
Полученная информация, как мы уже упоминали, не удаляется из файлов памяти мозга. Ни Бог, ни психиатр, ни гипнотизер, ни сам человек не может выбросить то, что поступило в эти хранилища человеческого мозга. НО! Бог не оставил человека в таком плачевном состоянии. По поводу поврежденной психики и мозга и вместе с ним отвратительной информации, хранящейся там до второго пришествия Христа, Он говорит человеку: «Сын мой! Отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои!» «Если будешь искать его как серебра, и отыскивать как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге, ибо Господь дает мудрость и из уст Его – знание и разум, Он сохраняет для праведных спасение!» Притчи 2:3-11. Чем ближе человек, ощущающий эту опасность, приближается к Богу, тем крепче его защита. Дух Святой закрывает смертоносную информацию Своей силой и не дает ей влиять на человека и его поведение. Но как только человек уходит от Господа, Дух Святой оставляет его и вся прошлая жизнь оживает, «файлы памяти» открываются и выдают в сознание всю прошлую информацию, выпрямляясь, как сжатая и отпущенная пружина. Жизнь такого человека становится хуже прежней.
Наш мозг работает точно также, если мы смотрим передачи христианского характера. Принцип воздействия остается таким же, но результат будет положительным, потому что информация была положительной. Она так же будет сохраняться до того времени, пока не наступит момент испытания, провокации или выбора. Мозг таким же образом выдаст то, что человек позволил ему сохранить, как информацию для будущего востребования. Она может помочь человеку сделать правильный выбор и найти правильное решение.
Если мы еще раз прочитаем внимательно стих, с которого начинали свои рассуждения, то теперь по иному увидим его значение для себя:
«БОДРСТВУЙТЕ на всякое время (когда вы садитесь смотреть телевизор и еще активны перед расслаблением, которое обязательно придет) и молитесь, (используйте данную Богом способность привести свой мозг в четвертое состояние, когда вы будете находиться в личном присутствии Господа), да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий (только таким образом вы сможете избежать десенситизации сознания, при которой вы будете думать по другому и перешагнете барьеры запрещенного Богом отступления и будете воспринимать грех, как нечто нормальное и обычное) и предстать пред Сына Человеческого (только в день пришествия Христа вы увидите всю пагубность влияния той греховной информации, которую с упоением воспринимали каждый день жизни, но тогда ничего нельзя будет исправить. Голос Господа раздается сегодня, чтобы каждый мог критически отнестись к своим поступкам и защитить свой мозг от насилия).
ИТОГ:
- Не спешите выбрасывать из дома телевизор. Просто бодрствуйте, когда включаете его. Помните, что полученная негативная информация не выбрасывается и не исчезает по вашему желанию. Она работает против вашего спасения.
- Внимательно следите за тем, какую информацию получают ваши дети.
- Ответьте на вопросы, которые помогут вам переключить или выключить телевизор:
- Какая роль в передаче отводится Богу и Его Слову?
- Выглядит ли грех привлекательным?
- Какой способ жизни выглядит там привлекательно?
- Стоит ли качество программы того времени, которое на нее потрачено?
- Сможет ли передача направить в лучшую сторону развитие вашего характера?
Лидия Нейкурс
Преодоление страхов с помощью десенсибилизации и контробусловливания
Для более полного описания модификации поведения, десенсибилизации, контробусловливания и замещения реакции см. Введение в десенсибилизацию и контробусловливание.
Что такое контробусловливание и десенсибилизация?
Контробусловливание возникает, когда реакция животного (эмоциональный ответ) на раздражитель меняется с тревожной или испуганной на позитивную и приятную. Для этого при каждом воздействии стимула (например, человека, домашнего животного, шума или ситуации) следует сочетать предпочтительные вознаграждения.
Десенсибилизация — это метод воздействия на животное раздражителем, который обычно вызывает нежелательную реакцию на очень низком уровне, так что реакция отсутствует. По мере того, как домашнее животное становится менее реактивным, его чувствительность снижается за счет воздействия постепенно более интенсивных уровней раздражителя. Обнаружение этого порога и разработка градиента воздействия являются ключом к успешной десенсибилизации.
Контробусловливание и десенсибилизация обычно сочетаются друг с другом, так что низкоинтенсивные стимулы изначально сочетаются с высокоуровневыми наградами, как описано в разделах градиента ниже.
Что такое заместительная реакция и контролируемое воздействие?
Замещение реакции — это когда поведенческая реакция на раздражитель изменяется на желательную или когда домашнее животное обучают желательному поведению при воздействии раздражителя. Хотя это может быть любое поведение, которое несовместимо с нежелательным поведением (например, заставить собаку тянуться, а не прыгать или демонстрировать неконтролируемое устранение при приветствии), может быть более практичным научить спокойным и уравновешенным реакциям, особенно для домашних животных, которые очень напуганы. или очень возбудим и возбужден.
«Замещение реакции — это когда поведенческая реакция на стимул
изменяется на желательную.»
Основное внимание уделяется дрессировке поведения, которое принесет собаке вознаграждение, а не наказанию за нежелательное поведение, которое на самом деле может усилить страх и беспокойство вашей собаки. Чтобы быть успешными, награды должны быть достаточно мотивирующими и правильно рассчитанными. Вашу собаку необходимо научить постоянно и немедленно демонстрировать желаемое поведение при отсутствии отвлекающих факторов, прежде чем переходить к отвлекающим факторам (см. Начало работы, Агрессия – Начало работы – Безопасность и управление, Обучение спокойствию – Обучение успокоению и релаксации и (64) Обучение Прогулки на свободном поводке, пятясь назад и отворачиваясь). Упражнения с контролируемым воздействием или десенсибилизация должны сочетаться с замещением реакции, чтобы ваша собака сначала обучалась желаемому поведению в ситуациях минимального возбуждения и минимальных отвлечений, прежде чем переходить к постепенно более интенсивным уровням стимула. Контроль недоуздка головы может помочь обеспечить безопасность и успех (см. может включать:
- Расстояние: начинайте десенсибилизацию с расстояния и постепенно приближайтесь по мере того, как питомец успешно подвергается контробусловливанию.
- Громкость: воспроизведение звуковых стимулов различной интенсивности от тихого до громкого.
- Движение/активность: Начните со стимула стоя, затем переходите к медленной ходьбе, бегу трусцой или бегу.
- Разделение стимулов для воздействия: При такой проблеме, как боязнь пылесосов, может потребоваться несколько шагов. Домашнее животное, возможно, сначала нужно десенсибилизировать и приучать к виду машины на уменьшающемся расстоянии, затем к звуку машины на уменьшающемся расстоянии, затем к движению машины на уменьшающемся расстоянии и, наконец, к комбинированному виду. звук и движение машины на различных расстояниях. Точно так же в случае домашних животных, боящихся автомобилей (см. Путешествие – Путешествие по воздуху и в автомобиле), может потребоваться десенсибилизация животного и приучение его к посадке в машину, перед включением двигателя или перед началом любого движения автомобиля.
- Характеристики/сходство: Домашнее животное, которое боится очень маленьких детей, может быть десенсибилизировано и противообусловлено по отношению к детям старшего возраста, прежде чем постепенно превратиться в детей младшего возраста. Также может быть полезно варьировать расстояние до детей.
- Знакомство: Для домашних животных, которые боятся, беспокоятся или ведут себя неподобающим образом с незнакомцами, вы можете начать контакт с членами семьи, затем с друзьями семьи, а затем с незнакомцами. Если определенный раздражитель (велосипеды, скейтборды, мужчины с бородой или люди в шляпах или униформе) вызывает поведение, начните тренироваться с известными членами семьи, которые катаются на велосипедах или скейтбордах или одеваются в одежду, вызывающую страх.
- Место: Начните с ситуаций, в которых тревога минимальна, и переходите к ситуациям, когда тревога становится более интенсивной. Когда вы находитесь в местах, где могут возникнуть проблемы, убедитесь, что ваша десенсибилизация и контробусловливание были успешными, подвергая собаку знакомым ситуациям или людям, прежде чем добавлять возможные стимулы, вызывающие страх.
Чтобы программы десенсибилизации и контробусловливания были успешными, необходимо иметь хороший контроль над домашним животным, сильно мотивирующее вознаграждение, хороший контроль над стимулом и хорошо построенный градиент десенсибилизации. Для собак поводок и недоуздки часто являются лучшим способом обеспечения контроля во время упражнений на выносливость (см. Тренировочные продукты – Недоуздок для головы Тренировочные и тренировочные товары – Тренировки с недоуздками для головы – Краткий обзор). Поводок и страховочная привязь или клетка-переноска могут поддерживать градиент расстояния для кошек (см. Продукты для управления поведением и Обучение и путешествия в ящиках). Тщательно планируйте каждое занятие, делайте его коротким и всегда заканчивайте успешно.
Домашние животные, которых наказывают за неадекватное поведение (страх, агрессивные проявления) во время программы переобучения, становятся более тревожными в связи с раздражителем. Если владелец напуган, встревожен или расстроен, это еще больше усиливает беспокойство питомца. Как уже упоминалось, всякий раз, когда домашнее животное угрожает стимулу, а стимул (человек, другое животное) отступает, поведение подкрепляется его успехом. Поэтому вы должны найти способы избежать взаимодействия, пока вы и ваш питомец не будете должным образом подготовлены к воздействию.
Где можно использовать десенсибилизацию и контркондиционирование?
В любой ситуации, когда ваш питомец напуган или встревожен, используйте десенсибилизацию и контробусловливание, чтобы постепенно приучить питомца к возрастающим уровням стимула, сочетая каждое воздействие с предпочтительной наградой. Следовательно, боится ли ваш питомец шумов (см. Страхи и фобии – Животные и люди и Страхи и фобии – Неодушевленные шумы и места, Страхи и фобии – Штормы и фейерверки – Немедленные рекомендации, Страхи и фобии – Штормы и фейерверки – Лечение) , пол, ступеньки, ситуации (см. Ветеринарные визиты/обследования – десенсибилизация/уменьшение страха) или манипуляции (например, уход за шерстью, расчесывание, объятия, поднятие), десенсибилизация и контробусловливание могут изменить пугающее или тревожное настроение на позитивное.
Где можно использовать замену реакции и контролируемое воздействие?
В любой ситуации, когда ваш питомец проявляет поведение, которое вы считаете нежелательным, цель состоит в том, чтобы изменить реакцию на желаемую. Помните, что хотя наказание может остановить нежелательное поведение, оно не учит питомца, как вести себя желательным образом в будущих ситуациях, и может фактически усилить страх вашего питомца.
Наказание может
усилить страх вашего питомца.
При обучении на основе вознаграждения, использовании средств дрессировки, таких как кликеры, мишени или недоуздки, а также правильном выборе времени и использовании вознаграждения должно быть возможно сначала добиться желаемой реакции в отсутствие отвлекающих факторов. Когда желаемый ответ может быть последовательно, надежно и немедленно повторен, должна быть возможность изменять окружающую среду и увеличивать количество отвлекающих факторов во время обучения. На каждом уровне успеха даются привилегированные награды. Поскольку последним шагом будет получение желаемых результатов в ситуациях, в которых возникают проблемы, вам следует сосредоточиться на типе обучения, которое потребуется, когда начнутся реальные воздействия. Создавайте эти ситуации так, чтобы вы могли обеспечить успех, контролируя стимул, используя команды, понятные питомцу, используя предпочтительные награды и используя устройства физического контроля, такие как недоуздки, если есть вероятность, что ваша собака может не сразу среагировать или сосредоточиться. Например, для проблем, возникающих на открытом воздухе, таких как лай, выпад, погоня или ковка, может быть наиболее эффективным использовать команду «сидеть и сосредоточиться» или «отойти и развернуться» («поехали») (см. «Поведение в погоне»). При проблемах в помещении, таких как подпрыгивание, игра, кусание, жевание или сон в неподходящих местах, наиболее эффективными могут быть упражнения «сесть и сосредоточиться», «лечь и сесть» или «коврик и место» (см. – Безопасность и управление). Для некоторых проблем, таких как собаки, которые не отдают или не выпускают игрушки, а также те, которые не подходят по команде, также могут быть необходимы команды бросить/дать или подойти.
Окончание на позитивной ноте
Несмотря на самые лучшие намерения, во время экспозиционных упражнений может случиться так, что ваш питомец окажется слишком близко к раздражителю, чтобы его можно было эффективно успокоить или успокоить. Хотя выход из ситуации может быть наиболее безопасным и практичным подходом, тревога вашей собаки может усилиться, а поведение усилиться, если сеанс закончился, когда ваша собака была напугана, чрезмерно возбуждена или лаяла. В этих случаях лучше попытаться успокоить собаку перед завершением сеанса. Этого можно добиться, заставив собаку отступить на несколько шагов до уровня, на котором она больше не боится, с помощью команды «встать» или осторожно потянув за головной недоуздок, пока собака отступает на достаточное расстояние, где она спокойна. Другой вариант — повернуться и пойти в другом направлении, одновременно используя команду «пошли». С помощью поводка и недоуздка для головы или нательного ремня безопасности (который крепится на груди) это можно быстро и эффективно выполнить, спокойно повернувшись и пойдя в другом направлении. Тем не менее, обеим командам можно научить по сигналу, чтобы их можно было использовать во время этих упражнений на выдержку с помощью недоуздка или без него (см. Учебные продукты – Недоуздки для головы Тренировки и продукты для тренировок – Тренировка недоуздков для головы – Краткий обзор). Оказавшись на достаточном расстоянии, где вашу собаку можно успокоить, вы можете дать награду и закончить сеанс на день.
Введение в десенсибилизацию и контробусловливание
Что такое контробусловливание, замена реакции и десенсибилизация?
Контробусловливание и десенсибилизация — мощные способы изменить поведение. Обычно они используются в комбинации. Десенсибилизация обеспечивает средство безопасного воздействия на животное раздражителем на уровне, при котором или ниже которого вероятно проявление страха. Контробусловливание используется для изменения отношения или эмоциональной реакции животного на стимул. Замена реакции — это метод, при котором питомца учат, используя методы, основанные на подкреплении, заменять нежелательное поведение желаемым.
Хотя контробусловливание обычно относится к изменению настроения питомца (через положительные пары и ассоциации), а замена реакции относится к обучению желаемому поведению (посредством подкрепления), лечение страха и тревоги должно быть направлено на достижение и желаемого эмоционального состояния. состояние и желаемая поведенческая реакция. Поэтому эти термины могут иногда использоваться взаимозаменяемо. Обратитесь к нашим сопутствующим раздаточным материалам по внедрению обучения воздействию, упражнениям по урегулированию и обучению на основе вознаграждения для практических применений, чтобы узнать, как можно достичь десенсибилизации, контробусловливания и замещения реакции.
При большинстве поведенческих проблем, особенно связанных со страхом или тревогой, использование наказания противопоказано, поскольку, даже если оно подавляет нежелательное поведение, оно может еще больше усугубить страх и тревогу питомца, не научив питомца чему-либо новому. Обучение должно быть направлено на получение желаемой реакции и позитивного настроения, а не на попытки остановить нежелательные реакции.
Что такое классическое противообусловливание?
Контробусловливание означает изменение эмоциональной реакции, чувств или отношения животного к раздражителю. Например, собака, которая бросается в окно, когда мимо проходит курьер, демонстрирует эмоциональную реакцию страха или беспокойства. Классическое противообусловливание достигается путем сочетания вида, звуков и подхода доставщика с одним из любимых вознаграждений собаки, чтобы изменить эмоциональное состояние на спокойное и позитивное. Точно так же для кошек, которые встревожены или напуганы при контакте с посетителем или другой кошкой в доме, мы хотели бы соединить предпочитаемые кошками награды с присутствием посетителя или другой кошки. Важнейшим элементом успеха является предотвращение любого воздействия, которое может привести к негативному результату во время обучения. Для собак это может быть достигнуто путем распознавания потенциальных проблем и использования команды «сидеть и сосредоточиться», развернуться или поддерживать расслабленную прогулку в обход раздражителя.
Что такое десенсибилизация?
Десенсибилизация — это постепенное воздействие ситуаций или раздражителей, которые могут вызвать нежелательное поведение, но на таком низком уровне, что не возникает отрицательной реакции. Когда животное испытывает раздражитель, но не реагирует нежелательным образом, оно становится «менее реактивным» на раздражитель, и домашнее животное вскоре может переносить несколько более интенсивный раздражитель, не проявляя нежелательной реакции.
Ключ к эффективной десенсибилизации заключается в том, чтобы сначала найти порог, при котором домашнее животное начинает реагировать, разрабатывая градиент стимула (от слабой реакции к высокой реакции), чтобы животное могло постепенно подвергаться все более интенсивным уровням стимула без вызывается нежелательное поведение. Опять же, важно, чтобы порог не был превышен, если домашнее животное не может быть эффективно успокоено и умиротворено.
Что такое подстановка ответа?
Замена реакции – это метод, при котором нежелательная поведенческая реакция на стимул или ситуацию заменяется желательной. Цель состоит в том, чтобы подкрепить только те ответы, которые желательны. Подкрепление реакции, несовместимой с нежелательной реакцией, можно назвать дифференциальным подкреплением несовместимой реакции (DRI). Задача состоит в том, чтобы получить желаемое поведение при воздействии на животное стимула, а также получить соответствующее расслабленное и счастливое эмоциональное состояние. Можно использовать ряд методов, чтобы помочь владельцу превратить неуместную реакцию в желаемую. Если питомца с помощью методов, основанных на вознаграждении, обучают немедленно сосредотачиваться на владельцах в ответ на команды (успокоиться, смотреть) в отсутствие каких-либо отвлекающих или вызывающих страх стимулов, обучение может затем прогрессировать (с помощью методов десенсибилизации) до постепенно более интенсивных уровней. стимула.
В качестве альтернативы для более быстрого и эффективного достижения желаемого результата можно использовать приманку и целевую тренировку или подрывные устройства. Для большинства собак головной недоуздок и поводок часто являются самым безопасным, наиболее эффективным и самым быстрым способом получить желаемую реакцию (например, сесть, сосредоточиться или повернуться). В дополнение к использованию положительного подкрепления, немедленное снятие напряжения поводка для каждого успешного результата также служит для подкрепления поведения. Это известно как негативное подкрепление, потому что поведение усиленный снятием давления и напряжения. Для кошек поводок и шлейка могут улучшить контроль.
«Это известно как отрицательное подкрепление
, потому что поведение подкрепляется
устранением давления и напряжения.»
Независимо от используемой техники, если животное можно научить демонстрировать новую приемлемую реакцию вместо нежелательной реакции при воздействии раздражителя, то замещение реакции достигнуто. Опять же, вместо того, чтобы пытаться преодолеть интенсивную реакцию, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы подвергать домашнее животное стимулам постепенно увеличивающейся интенсивности (контролируемое воздействие), чтобы обеспечить успешный результат.