Деструктивное это: ДЕСТРУКТИВНЫЙ | это… Что такое ДЕСТРУКТИВНЫЙ?

Содержание

как помочь подростку с деструктивным поведением / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru

Подростковый период — непростой этап в жизни человека. Гормоны бушуют, большая информационная нагрузка… Порой вообще кажется, что весь мир против тебя. В это время взаимоотношения родителей и детей сложны как никогда и порой без конфликтов не обойтись. Newslab поговорил с директором кризисного центра «Верба», психологом Натальей Пальчик о том, почему ребенок начинает вести себя деструктивно и как ему помочь справиться с этим.

30.12.2022

Фото: unsplash.com

В чем причина трудного поведения подростков?

Ежегодно около 4,5 млн детей от 7 до 18 лет сталкиваются с различными проявлениями деструктивного поведения. Они могут агрессивно себя вести, ввязываться в драки, воровать, заниматься самоповреждением, думать о самоубийстве, подвергать других буллингу или становиться жертвой травли сами.

В основе деструктивного поведения — внутренняя боль ребенка. Он больше не может привычными способами привлечь то внимание, признание, поддержку, заботу, которые в норме дети легко получают. Это может происходить из-за изменений, проблем в семье, его окружении, возможно, он столкнулся с травлей и непринятием или выработал такую модель поведения, глядя на других. Тогда подросток ищет другие способы получить то, в чем нуждается. К сожалению, это может быть и саморазрушение, и агрессия вовне.

Как отличить деструктивное поведение от нормального?

Для подростка нормально пробовать мир и разные способы поведения, но не нормально использовать деструктивные формы, как норму своего поведения. Если он разово напился в какой-то компании и подрался — это разовая проба, после которой он понимает, что есть пределы в употреблении алкоголя. Он попробовал, сделал выводы и больше не повторяет. Если же это происходит системно и направлено на разрушение себя (самоповреждения, суицид), на окружающих людей либо социальные нормы, то это уже деструктивное поведение.

Как помочь ребенку справится с деструктивным поведением?

Самый первый и важный совет — заметить, что что-то неладное происходит с ребенком. Он делает то, что не должен. После этого родитель должен понять причину, может, он сам что-то недопонимает, не видит, не чувствует.

Может быть и такое, что в семье ничего не поменялось, а ребенок вдруг ведет себя необычно и не готов поделиться с родителем тем, что его волнует. В таком случае лучше всего будет обратиться к третьему человеку, специалисту, например, школьному психологу или в кризисный центр. Там вам подскажут и посоветуют как лучше действовать.

Очень важно не начать срываться на ребенке, не кричать на него и тем более не говорить такие фразы:

«Да ты совсем слетел с катушек!»
«У тебя нет будущего!»
«Зачем я вообще тебя родила?!»

Помните, что это ваш ребенок и он все такой же, каким вы его знаете. Однако что-то повлияло на такое его поведение и значит нужно искать причины.

Как предложить ребенку сходить к психологу и не обидеть его еще больше?

Поделитесь своими чувствами и эмоциями. Напрямую сказать, что вы испытываете: непонимание, недоумение. Например, вы можете сказать:

«Я хочу, чтобы у нас были ровные отношения. Мне бы хотелось, чтобы они были другими. Те которые у нас есть, меня не устраивают. Однако я не знаю, что сделать. Я уже пробовала и так и сяк. Возможно специалист подскажет мне. Но поскольку это наши с тобой отношения, то специалист через меня одного не сможет увидеть и понять что именно сломалось и что-то мне посоветовать. Поскольку я переживаю, для меня это важно и отношения с тобой для меня важны, пожалуйста, сходить со мной к психологу и помоги мне понять, что происходит. Может и у тебя появится какая-то новая информация».

На каждом этапе взросления ребенка родители заново выстраивают с ним отношения. Главное стараться понять друг друга и не бояться обращаться за помощью, если она необходима. Сделать это можно по телефону доверия: +7 (391) 231-48-47.

Проект по проведению просветительских мероприятий по предотвращению подростковых суицидов и профилактике девиантного поведения от кризисного центра «Верба» поддержан Министерством образования Красноярского края.

Ссылки по теме:

  • Маршировать или быть «опущенным»: красноярский психолог о том, почему взрослые не умеют общаться с подростками
  • «В обычной школе Красноярска были свои солдаты и рабы»: откровения детского психолога

Поделиться 0

0 Обсудить на форуме

ЧП с детьми Здоровье

Суть деструктивного общения

Деструктивное общение предусматривает особенности и формы межличностных контактов, отрицательно влияющих на собеседника, а также осложняющих процесс
взаимопонимания. Специалисты выделяют несколько форм взаимодействия при таком общении:

  • Нежелание общаться;
  • Умалчивание информации;
  • Молчание в ответ на вопросы.

Наибольший вред общению приносит проявление таких черт характера, как хитрость, злорадство, лицемерие, цинизм, ханжество, язвительность, мстительность, критика другого, соперничество, вплоть до криминального поведения.

Такие формы деструктивного общения затрагивают обе стороны, зачастую
вовлекая многих людей в конфликт, наполняя их негативными эмоциями. Это
выбивает из привычного образа жизнедеятельности.

Формы деструктивного поведения

К формам деструктивного поведения специалисты относят ложь и обман, а также неблагодарность человека, которому неоднократно помогают. Например, когда А.В. Суворову рассказали про неблагодарность известного человека, которому он во многом посодействовал, полководец засмеялся и ответил: «Я замечал, что люди рано или поздно становятся неблагодарными врагами тому, на кого не могут равняться и уж тем более превзойти. Чем же одаривает земля небо за живительные капли дождя и благотворные лучи солнца? – Своей пылью!».

Конечно же, неблагодарное поведение обидно, а ложь и обман искажают
истинные дела. Они способствуют развитию манипулирования, разрушая общение. Ложь и обман – сугубо корыстные формы общения.

Вранье же представляет собой особый коммуникативный феномен, который используется для установления доверительных отношений с партнером. Хоть в нем нет желания обманывать слушателя или получать выгоду. Неправда приносит удовольствие, а также наслаждение от самого процесса передачи небылиц. Как правило, это характерно заядлым рыболовам и охотникам. Помимо того, исследователи доказали, что основной функцией вранья является защита внутреннего мира от всех любопытных людей.

Но вот ложь – это уже умышленное введение человека в заблуждение, целенаправленное искажение истины. Обман предусматривает сознательное стремление создать ложное представление об обсуждаемом предмете. Но искажения основных истин при этом не происходит.

Сообщаемая полуправда ведет к тому, что обманутый становится поневоле соучастником обмана. Поэтому обман всегда предполагает взаимодействие, основной которого является стремление корыстно утаить правду.

К числу корыстных устремлений относят эгоистическую направленность личности. Эгоизм порой выражается в стремлении достичь не столько материальных целей, сколько получить психологическую выгоду, унижая партнера, чтобы на его фоне выглядеть эффектно. Эгоизм агрессивен и наступателен, в мести – изобретателен.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие

Агрессивное поведение тоже относят к деструктивным видам общения. Как черта личности, агрессивность может проявляться различными действиями, начиная мстительностью и враждебностью, высказыванием обид и упреков, криком и публичными ссорами, и заканчивая неотступной критикой и ворчанием. Основной целью такого поведения является ухудшение жизни другого человека. Агрессия держит человека в напряжении, причиняет ущерб и боль.

Другой формой агрессивно-конфликтного поведения считается обида. Она предусматривает подчеркнутую жалость к самому себе, не всегда осознаваемые мстительные побуждения к другим. Обида может сопровождаться садомазохизмом. Это развивает ее до невероятных размеров. Такой способ реагирования на мнимое ущемление интересов возникает вследствие эгоцентризма и инфантильности соответствующего «страдальца».

Обычно преувеличение страдания наряду с агрессивностью сопровождается сильнейшими эмоциональными переживаниями. Они проявляются злорадством и досадой, гневом, яростью, медленным кипением. Кроме того, может наблюдаться невербальная отрицательная экспрессия. Речь идет про сверкание глазами, размахивание кулаками, скрипение зубами, хлопанье по столу ладонью, топанье ногами и повышение голоса.

Замечание 1

В большинстве случаев агрессивное поведение с психологической точки зрения – признак комплекса неполноценности. Человек становится зажатым, либо наоборот агрессивно, открыто реагирует на других. Это негативно сказывается на разговоре.

В качестве наиболее разрушительной агрессии выделяют такой тип, как преднамеренный или интенциональный. Это понятие происходит от латинского intentio, что означает стремление и внимание. Цель такого вида негативной коммуникации – умышленно осложнять общение, наносит собеседнику вред, осознавая отрицательные последствия, но испытывая при этом особое удовольствие.

Императивное общение

К деструктивным видам общения специалисты относят императивное общение. Либо подавление. С латыни imperativus значит повелительный, межличностный аспект, которые не допускает выбора. По сути, это директивное, авторитарное взаимодействие. Цель общения – подчинение партнера, контроль его мыслей и поведения, принуждение к действию в направлении, которое выгодно исключительно принуждающему.

Особенностью такого взаимодействия, как гласит психология, является то, что индивидуальные качества, а также цели собеседника не рассматриваются. Причина тому – эгоизм. Для достижения целей используется механизм управления, принцип которого – приказы, шантаж, угрозы. Результат взаимодействия – стресс, сопротивление, негативные реакции, разрушение межличностных отношений.

Агрессивное поведение привносит отрицательные черты деструктивности. Оно разрушает, способствует разобщению людей, напряженности между ними, порождая дискомфорт и неудовлетворенность.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Саморазрушительное поведение | Florida Addiction Recovery