Деструктивное поведение — это… Что такое Деструктивное поведение?
- Деструктивное поведение
- действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д. Совершая деструктивные действия, человек нарушает нормы мирной жизни и нравственные законы, не позволяет состояться конструктивным решениям, предает дружбу и любовь, вторгается в духовный и душевный мир людей. Это зло, приносящее вред всем, в том числе и самому носителю зла. К деструктивному поведению относятся все формы девиантного и делинквентного поведения.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
- Деструктивное вероисповедование
- Десять
Смотреть что такое «Деструктивное поведение» в других словарях:
Поведение — Поведение способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных … Википедия
Деструктивное общение — формы и особенности контактов, к рые пагубно сказываются на личности партнеров и осложняют взаимоотношения. Деструктивное воздействие затрагивает глубинные характеристики О. и личности, вызывает длительные изменения в личности и самочувствии… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Деструктивное вероисповедование — религиозное вероучение, практика следования которому ведет к разрушению личностного и общественного сознания и традиционных форм поведения людей. Оно содержит в себе: проповедь агрессии и насилия против инакомыслящих и даже по отношению к себе… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПОВЕДЕНИЕ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ — – единство внешней и внутренней активности индивида по выходу из трудной ситуации. В силу своей трудности подобная ситуация требует мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в трудной ситуации, обрабатывает информацию о… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… … Социология: Энциклопедия
Поведение деструктивное — вид поведения, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социальным нормам накопительство, мазохизм и др … Социологический словарь Socium
Агрессивное поведение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия … Википедия
Безопасное поведение при панике — Паника – деструктивное поведение большой группы людей, характеризующееся контагиозностью, то есть взаимным эмоциональным заражением, стихийностью и единой направленностью действий (см. Массовидные социально психологические явления в сфере охраны… … Энциклопедия современной юридической психологии
Агрессивное поведение — (от лат. aggredior нападаю, франц. agressif вызывающий, нападающий, воинственный) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее… … Педагогический терминологический словарь
агрессия — (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… … Большая психологическая энциклопедия
spiritual_culture.academic.ru
Статья на тему: Деструктивное поведение детей и методы коррекции.
Деструктивное поведение детей и методы коррекции.
Впервые цели деструктивного поведения детей начал изучать Альфред Адлер, а в дальнейшем — его ученик и последователь Рудольф Дрейкурс. В настоящее время можно выделить целый ряд известных специалистов — практиков, серьезно разрабатывающих данную тему как основу для воспитания современных детей — О. Крисченсен, У. Николл, Л. Алберт, Д. Динкмайер-мл., М. Попкин и др.
Исследователями в чистом виде выделено четыре ведущие цели деструктивного поведения, проявляющиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте:
— привлечение внимания;
— борьба за власть;
— месть;
— демонстрация несостоятельности, или избегание неудачи.
В подростковом возрасте появляются еще три цели:
— потребность в принадлежности к группе;
— потребность в достижении превосходства над окружающими;
— потребность в достижении психофизиологического возбуждения.
Однако эти цели слабо изучены и всегда сочетаются с целями деструктивного поведения, проявляющимися в дошкольном и младшем школьном возрасте.
С точки зрения адлериановской психологии, эти цели находятся на уровне подсознания, а выявить их и скорректировать мы можем с помощью определенных технологий, описанных ниже.
1. Привлечение внимания.
Поведение ребенка, привлекающего внимание:
— постоянно дергает родителей — «мам, поиграй со мной», ноет, жалуется, что у него что-то не получается и ему нужно помочь;
— в школе постоянно дергает учителя — поднимает руку, просится выйти, снова просит о помощи и т.п.;
— дети могут совершать и более серьезные действия, например, воровать или прогуливать школу.
Все это ребенок делает для того, чтобы на него обратили внимание.
Как взрослому определить, является ли целью деструктивного поведения привлечение внимания? Вам следует в этот момент задать себе вопрос: «Что я при этом чувствую?» Если вы понимаете, что такое поведение вас раздражает или ребенок требует от вас уделить ему много времени — это индикатор того, что цель ребенка — привлечь к себе внимание. Также можно проверить себя, задав вопрос ребенку: «Солнышко, а может быть для тебя сейчас важно, чтобы я уделила тебе внимание?» При этом необходимо понаблюдать за ребенком и увидеть «реакцию узнавания», если она имеется. На вербальном (словесном) уровне ребенок может просто согласиться, сказав «да». Когда ребенок отвечает «нет», важно наблюдать за его мимической реакцией. На невербальном уровне возможны варианты: кивок головой, частое моргание, прекращение двигательных реакций, остановка или расширение зрачков.
Почему же дети требуют внимания неадекватным образом?
Им не хватает внимания и дома, и в школе.
Взрослые приучили детей к негативному вниманию, например, «Я обращу на тебя внимание и сделаю замечание, когда ты плохо себя ведешь; а если ты хорошо себя ведешь, тогда и внимание на тебя обращать не нужно». Такая ситуация часто возникает в школе, когда учитель постоянно обращает внимание на плохое поведение ученика. Ребенок делает вывод: «На меня будут обращать внимание, если я буду плохо себя вести».
Дети иногда не знают, как вызвать позитивное внимание, но зато прекрасно понимают, как привлечь негативное внимание.
Рекомендации по коррекции поведения. Необходимо учесть, что они эффективно сработают, только если будут использоваться в совокупности.
Если ребенок требует внимания неадекватным образом, то в этот момент не стоит уделять ему внимания. Вместо этого следует сказать, например: «Через 10-15 минут я освобожусь, и мы с тобой займемся тем, чем ты хочешь». Важно указывать короткое время, поскольку ребенок не воспринимает длительное время, для него это — вечность.
Самому проявлять инициативу, чтобы уделить внимание ребенку.
Приучать детей к позитивному вниманию. Необходимо показать детям их значимость и ценность, когда они соответствуют ожиданиям взрослых.
Желательно понаблюдать за своей речью, не уподобляетесь ли Вы мачехе из сказки «Золушка», которая подвергала критике поведение падчерицы. У вашего ребенка много достоинств, но есть недостатки.
2. Борьба за власть.
Борьба за власть бывает активной и пассивной. Пассивная заключается в том, что ребенок молча выслушивает все, что говорит ему взрослый («Делай уроки», «Хватит болтать по телефону» и т.п.), но не выполняет ничего из того, что ему говорят. Активная борьба за власть выражается в том, что ребенок сопротивляется не только невербально, но и на словах: «Не буду, не хочу» и т.п.
Как определить, является ли целью деструктивного поведения борьба за власть? Взрослому нужно задать себе вопрос, что он чувствует, когда возникает подобная ситуация. Если он чувствует злость, то это явный индикатор борьбы за власть. Проверить данную гипотезу можно, спросив ребенка: «Может, тебе очень важно показать мне (учителю), что ты решил сам?» или «Может, тебе важно показать мне, что я не смогу заставить тебя делать то, что считаю нужным?» После заданного вопроса взрослый должен отследить реакцию узнавания. На самом деле намерения ребенка вполне понятны: он, взрослея, ищет свое «место под солнцем», стремится попробовать и продемонстрировать свою силу и значимость. Взрослым необходимо учитывать, что с самого раннего возраста ребенок пытается определить свои возможности и делает он это методом проб и ошибок: «Поддадутся родители или нет? Ага, получилось! Теперь надо попробовать завоевать еще больше пространства…» и т.п.
Как же корректировать поведение ребенка, который борется за власть?
Никогда не вступать в борьбу за власть с ребенком в тот конкретный момент, когда он нам ее навязывает.
Обязательно сообщать ребенку о правилах, принятых в семье, начиная со слов «У нас принято…» Например, «У нас принято по субботам убирать квартиру» или «У нас принято тихо разговаривать, когда кто-то работает за столом». При этом достаточно большая нагрузка ложится на самих взрослых, которые не должны придерживаться так называемых «двойных стандартов» при выполнении тех же правил. Ребенку непонятно, почему он должен прекратить разговаривать по телефону в тот момент, когда папа этого требует, и в то же самое время мама часами может разговаривать по телефону с подругами. Или почему он должен убирать за собой тарелку со стола, если папа этого не делает. И так далее.
Следующий шаг — предоставление ребенку выбора — поступить в соответствии с принятыми правилами или их нарушить. Таким образом воспитывается ответственность за свои действия — не взрослый, а сам ребенок решает, как ему поступить, он учится делать выбор и принимать решения.
Далее взрослый сообщает о возможных логических последствиях выбора ребенка. Например, «У тебя есть выбор — ты можешь участвовать в уборке, а можешь и не участвовать. Если ты успеешь убрать свою комнату до (какого-то времени), у нас останется время сходить в кино, сможешь пригласить кого-то в гости, поиграть на компьютере и т.д. (Здесь взрослый предлагает один из вариантов времяпрепровождения). «Если комната останется неубранной — что ж, очень жаль, но никто к тебе придти не сможет» или «Тебе придется заняться уборкой комнаты в другое время , например, когда мы планировали сходить в кино. Ты же знаешь, у нас принято в квартире поддерживать порядок. Так что выбор остается за тобой».
Если ребенок нарушает семейные правила, родитель должен объяснить логические последствия. Последователи Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса подчеркивают принципиальное отличие логических последствий от наказаний.
Как уже было сказано выше, так или иначе, ребенку важно бороться за власть, демонстрировать свою силу и значимость. Существуют три зоны, в которых взрослый может помочь ребенку себя проявить. Это управление информацией, управление людьми, управление финансами. Используя эти зоны, мы можем помочь ребенку почувствовать и проверить собственные силы.
— Когда мы наказываем ребенка, мы сознательно стараемся сделать ему больно. Более того, мы, возможно, хотим заставить ребенка страдать. Цель применения логических последствий — не заставить страдать, а научить нести ответственность за свои поступки.
— Когда мы наказываем ребенка, то кричим, демонстрируем свои негативные эмоции в отношении личности ребенка. Если взрослый объясняет логические последствия, ребенок не чувствует негативного отношения к себе, поскольку неодобрению подвергается не личность ребенка, а его действия. Таким образом мы обучаем ребенка конструктивным поступкам. Мы можем спокойно проговорить проблему выбора, выяснить, какие логические последствия возможны, предложить ребенку выбрать и обязательно выполнить выбранный нами вариант, иначе все системные и последовательные воспитательные усилия сведутся на «нет».
— Наказание иногда совершенно не связано с проступком. Например, если ребенок получил плохую оценку в школе в пятницу, то в воскресенье ему не разрешено идти в кино. Нет логической связи между событиями. Логическое последствие должно быть напрямую связано с проступком.
— Для ребенка не должно быть слова «никогда». Например, «никогда не пойдешь…». Такие угрозы, как правило, не выполняются. Ребенок к этому привыкает и в итоге не воспринимает слова как запрет. Более того, если мы, используя логические последствия, ограничиваем его в игре на компьютере или просмотре любимых передач по телевизору, то такое ограничение должно быть кратковременным — вечер или максимум один день. В противном случае дети привыкают к длительности наказания и, в конце концов, перестают на него реагировать.
— Когда мы наказываем, мы используем свою силу. Какой вывод при этом делает ребенок? «Кто сильнее, тот и прав». В случае реализации логических последствий мы обучаем ребенка делать выбор, принимать разумные решения и нести за них ответственность.
3. Месть (нарушение доверительных отношений между ребенком и взрослым).
Мстительное поведение у ребенка возникает, если борьба за власть между ним и взрослым носит затяжной характер, и обеим сторонам от этой борьбы становится больно. Снова подсознательно мы делаем так, чтобы ребенок страдал. Как правило, чтобы изменить мстительное поведение у ребенка и у взрослого, необходимо вмешательство посредника, например семейного психолога.
Действия ребенка: обзывается, портит имущество, обманывает, ворует, старается сделать больно взрослому на словах и на деле. Такое негативное поведение может быть направлено не только на одного конкретного человека, но и перенесено на всех взрослых. Ребенок учится делать больно, следуя примеру взрослых.
Как определить, является ли месть целью деструктивного поведения ребенка? Взрослый может задать себе вопрос, что он чувствует в этот момент, и если отвечает, что ему больно и обидно, то, скорее всего, в основе отношений между ребенком и взрослым лежат мстительные отношения. Можно попробовать также спросить ребенка: «Может, тебе очень важно показать мне, как бывает больно и обидно, когда тебя обижают или не доверяют?» Само слово «месть» не использовать. Далее наблюдать за реакцией узнавания.
Как же корректировать поведение ребенка в этом случае?
Сначала необходимо задать вопрос ребенку: «Кто и чем тебя обидел?» Если в основе отношений лежит месть, то обида «сидит на кончике языка», и, как правило, ребенок сразу ее озвучит.
Взрослый просит прощения, при этом категорически запрещается использовать слово «но». Лучше просто сказать: «Прости, мне неприятно, что я тебя обидел», не добавляя, например, «но ты сам в этом виноват».
Определение зоны конфликта. Необходимо обсудить с ребенком, какие взаимные действия вызывают обиду.
Определение ожиданий: что мы ждем друг от друга. К сожалению, в семье мы редко проговариваем друг другу свои ожидания, предполагая, что близкий человек и так должен это знать. Такое заблуждение и приводит к конфликту ожиданий, начиная с первых дней жизни молодой семьи.
Проведение переговоров — как удовлетворить ожидания друг друга.
Необходимо помнить, что восстановление отношений сразу не происходит, иногда на это требуется не менее 1 года; чем младше ребенок, тем быстрее могут восстановиться доверительные отношения.
4. Демонстрация несостоятельности или избегание неудачи.
В основе лежит потеря ребенком мужества: он не верит в собственную успешность, считает себя хуже других. Поведенческие реакции: прогулы, вранье, отказ от выполнения домашних заданий, не выходит к доске, прячется за спины окружающих, не дописывает задания, всем видом демонстрирует: «Я хуже других, я ничего не умею». Такие дети обычно бесконфликтны, однако они активно показывают собственную беспомощность.
Как определить эту цель деструктивного поведения? Взрослый может задать себе вопрос: «Что я чувствую в этот момент?». Если ответ: «Я в отчаянии, у меня опускаются руки», — скорее всего, ребенок демонстрирует несостоятельность. Можно задать вопрос ребенку: «Может, ты не веришь в собственные силы, в то, что можешь быть успешным?» При этом наблюдаем за проявлением реакции узнавания.
Скорее всего, существуют серьезные причины демонстрации несостоятельности: постоянная критика в адрес ребенка; авторитарность семьи; частые сравнения с лучшим; пренебрежение со стороны окружающих; психологическая травма, физическая или сексуальная.
Рекомендации:
*Полностью прекратить критиковать ребенка. Если не удастся избежать критики, то на одно критическое замечание похвалите ребенка не менее 10 раз в течение 8 часов (данные специалистов НЛП).
*Для таких детей очень важно дробить задания на мелкие части, чтобы они могли выполнить их успешно. Ребенку, чтобы почувствовать себя успешным, необходимо приобрести опыт.
*Признавать, отмечать, праздновать не конечный результат, а сам процесс. Например, «Радость моя, вчера у тебя было 18 ошибок в тексте, а сегодня всего 11. Какие же слова ты написал сегодня правильно?»
«Я тобой горжусь» — эта фраза ставит ребенка в зависимость от оценки взрослого. Лучше спросить: «Ты собой гордишься?» — это дает возможность ребенку постепенно ощущать свою внутреннюю силу.
*С таким ребенком важно работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять задание, потом сделать вместе с ним, а в конце предложить выполнить задание самостоятельно. Не забывайте, что задания для самостоятельного выполнения, особенно вначале, должны быть небольшими.
*Постоянно и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка. Это требует большого самоконтроля от взрослого.
nsportal.ru
Поведение деструктивное — это… Что такое Поведение деструктивное?
- Поведение деструктивное
- — вид поведения, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социальным нормам — накопительство, мазохизм и др.
Социологический словарь Socium. 2003.
- Поведение девиантное
- Поведение потребителей
Смотреть что такое «Поведение деструктивное» в других словарях:
Поведение — Поведение способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных … Википедия
Деструктивное общение — формы и особенности контактов, к рые пагубно сказываются на личности партнеров и осложняют взаимоотношения. Деструктивное воздействие затрагивает глубинные характеристики О. и личности, вызывает длительные изменения в личности и самочувствии… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Деструктивное вероисповедование — религиозное вероучение, практика следования которому ведет к разрушению личностного и общественного сознания и традиционных форм поведения людей. Оно содержит в себе: проповедь агрессии и насилия против инакомыслящих и даже по отношению к себе… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПОВЕДЕНИЕ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ — – единство внешней и внутренней активности индивида по выходу из трудной ситуации. В силу своей трудности подобная ситуация требует мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в трудной ситуации, обрабатывает информацию о… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… … Социология: Энциклопедия
Деструктивное поведение
— действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)Агрессивное поведение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия … Википедия
Безопасное поведение при панике — Паника – деструктивное поведение большой группы людей, характеризующееся контагиозностью, то есть взаимным эмоциональным заражением, стихийностью и единой направленностью действий (см. Массовидные социально психологические явления в сфере охраны… … Энциклопедия современной юридической психологии
Агрессивное поведение — (от лат. aggredior нападаю, франц. agressif вызывающий, нападающий, воинственный) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее… … Педагогический терминологический словарь
дети аффективные — дети, имеющие устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и поведение деструктивное, обусловленные неудовлетворением важных для них потребностей. Формы поведения деструктивного бывают различными. Для одних детей в ситуации неуспеха… … Большая психологическая энциклопедия
socium.academic.ru
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА | sibac.info
Персонал компании, выполняющий тот или иной функционал хозяйственной деятельности, является определяющим фактором ее развития. Организация, как объект исследования, представляет собой широкое понятие и включает в себя кадры. Персонал представляет собой коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе трудового договора [7, с. 277].
В наши дни человеческие ресурсы играют важную роль в достижении конкурентных преимуществ, как в рамках отдельных предприятий, так и целого государства. Как отмечает Н.А. Климов, «качество человеческого фактора — одно из основных условий повышения темпов и в определенной степени выбора самого типа экономического роста» [5, с. 90]. Основополагающими факторами экономического роста ведущих стран мир случат накопленный опыт, знания и информация.
Организации, даже в условиях массовой безработицы, часто испытывают дефицит высококвалифицированных кадров. Сейчас, в условиях высокой интернационализации трудового рынка, ключевым конкурентным преимуществом компаний становятся высокий уровень конструктивной мотивации персонала, а также его интерес к продуктивной деятельности, опирающийся на этические установки [8, с. 24]. В то же время, часто вопросы, прямо влияющие на эффективность и удовлетворенность работников трудом, остаются слабо исследованными. Одной из таких проблем является деструктивное поведение работников
Деструктивное трудовое поведение представляет собой поступки, действия или бездействие субъекта трудовой деятельности, препятствующие достижению целей организации и несущие для нее негативные последствия.
Трудовое поведение можно считать деструктивным, при условии, что оно является причиной искажения организационных целей или приводит к не достижению поставленных задач, а также имеет разрушительную направленность. Мошенничество, воровство на рабочем месте, абсентеизм, саботаж, могут служить примерами деструктивного трудового поведения, а также «внутреннее увольнение», то есть работа по минимуму лишь для избегания наказания.
Ряд проведенных эмпирических исследований свидетельствует о распространенности различных форм деструктивного поведения на рабочем месте. Американские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что среднестатистический сотрудник теряет около 30% — 40% рабочего времени при использовании сети Интернет в нерабочих целях. Кроме того, по результатам опроса «Левада-центра», 24% россиян считают воровство на своем рабочем месте возможным [6, с. 130].
Э. Фромм в рамках анализа деструктивности выделял два различных вида агрессии:
-оборонительная или доброкачественная агрессия, такой вид служит самосохранению и выживанию вида. То есть это генетически заложенный инстинкт к бегству или атаке в условиях, когда возникает угроза жизни;
— злокачественная агрессия — это жестокость и деструктивность, которые свойственны только человеку, не имеющие никакой цели, филогенетической программы и не служащие биологическому приспособлению [9, c. 100-101].
Э. Фромм, в своих исследованиях, приходит к выводу, что деструктивность не характерна животным, примитивным народам, а является следствием технического и социокультурного развития человечества.
Также, страсть человека к разрушению научно описывал З. Фрейд, считая, что, так же как и либидо, она является одним из двигателей развития общества. Теория З. Фрейда рассматривает агрессивность, как деструктивную силу, которая подавляется с помощью Супер-Эго [10, c. 364].
Г. Паренс разделяет агрессию на два вида:
Первый вид – недеструктивная агрессия – это поведение самозащиты (настойчивое и невраждебное), которое служит достижению цели. Это природный генетический механизм, который направлен на адаптацию в среде, достижение целей развития познания, удовлетворение желаний, способность положиться на себя. Он стимулирует человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав.
Второй вид – враждебная деструктивность, то есть злобное поведение, ненависть, неприятие, ярость, мстительность. Также разновидность самозащиты, спровоцированная в результате сильных неприятных переживаний [1, c. 12].
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских делят все расстройства поведения личности на две большие группы: нестрандартное и деструктивное [3].
Авторы концепции выдвигают гипотезу о том, что нестандартное поведение может иметь формы другого мышления, идей и действий, не попадающих в рамки социальных стереотипов поведения. Эта форма предполагает действия, выходящие за рамки принятых норм, но, несмотря на это, играющие позитивную роль в прогрессивном развитии общества.
В зависимости от целей деструктивное поведение классифицируется на внешне- и внутреннедеструктивное.
В первом случае – это внешние деструктивные цели, которые направлены на нарушение социальных норм, и, как следствие, внешнедеструктивное поведение.
Во втором — внутренние деструктивные цели, ведущие к дезинтеграции личностной организации, ее регрессу, и внутридеструктивное поведение.
Деструктивность в структурированном виде является совокупностью деструктивного поведения с одной стороны, и деструктивных действий с другой.
Деструктивные действия могут выступать в качестве:
1. Способа психологической разрядки;
2. Средств достижения какой-либо значимой цели;
3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.
Наиболее часто проявляющимся и опасными для компании видами деструктивного трудового поведения считаются [2, c. 132].
— абсентеизм — отсутствие служащего на рабочем месте, не имея на то уважительных причин, а также преднамеренное увеличение обеденных и других перерывов в работе, опоздания;
— саботаж — злостное намеренное неисполнение или небрежное исполнение обязанностей сотрудника;
— воровство,
— сниженная трудовая активность — выражается в избегании выполнения работы, направленности на занятие собственными делами.
Полноценный анализ деструктивного поведения на рабочем месте поможет выработать стратегию управления персоналом, направленную на усиление удовлетворенности трудом, высокие показатели которой достаточно сильно влияют на эффективность и результативность труда.
Управление персоналом позволит существенно уменьшить распространенность форм деструктивного поведения работников, если оно ориентировано на согласование интересов работников и работодателей. Затраты такой стратегии управления значительно меньше, чем выгоды, связанные с ее внедрением и реализацией.
В целом, в сложившейся экономической ситуации в России изучение всевозможных форм деструктивного поведения персонала способствует росту эффективности управления организациями и минимизации издержек предприятий при поиске способов разрешения с этого негативного организационного феномена.
Список литературы:
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие – СПб: Речь, 2002. – 97 с.
- Клейберг Ю.А. Типология деструктивного поведения // Вестник краснодарского ниверситета МВД России – 2008. – №1. – С. 130 — 135.
- Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских — Новосибирск: Наука, 1990. – 224 с.
- Митина Н.Н. Организационные субкультуры: предотвращение деструкций // Современная экономика: проблемы и решения – 2017. – №85. – С.72-79.
- Нарожная Д.А. Социальная детерминация деструктивного трудового поведения работников в современной России // Государственное управление – 2015. – №48. – С. 90-100.
- Нарожная Д.А. Формы деструктивного трудового поведения работников // Вестник РУДН – 2015. – №1. – С. 129-138.
- Сухарев А.Я. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, Н.И. Капинус — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 858 с. — ISBN 978-5-16-002606-0.
- Петрунин Ю.Ю. Как прибить желе к стенке? (Модели нечеткой логики в этике бизнеса) // Вестник Московского университета. – 2007. – № 3. – С. 21–41.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности – Пер. с англ. АСТ, Neoclassic, 2014. – 624 с. – ISBN 978-5-17-087248-0
- Фрейд З. Введение в психоанализ. / Пер. с англ. Г. Барышникова, Е. Соколова, Т. Родионова, 2009. – 416 с. – ISBN 978-5-9985-0453-2
sibac.info
2.2. Опасности девиантного и деструктивного поведения
Понятие девиантного и деструктивного поведения
Девиантное поведение – поведение человека, нарушающее норму, выходящее за пределы некой области, описывающей средние значения признака. И как следствие этого – искажение духовных ценностей личности и асоциальное, противоправное, аддиктивное поведение, а также проституция, беспризорность, суицид и др.
Аддиктивное поведение – это один из видов девиантного поведения с формированием устойчивой зависимости в стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Это осуществляется посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Различают аддиктивное поведение фармакологического (алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение) и нефармакологического (игромания, интернет-зависимость, сектантство, клептомания) характера. Оно представляет серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только для самих зависимых, но и для окружающих.
Причины девиантного поведения. В последнее время в России сохраняется неблагополучие в сфере детства: негативные тенденции в демографических процессах; высоко число разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; фиксируется ухудшение здоровья детей, их питания, быта, досуга; жестокое обращение с детьми; насилие над ними; детская безнадзорность; преступность и социальное сиротство; растущая детская смертность. Все это ухудшает положение подростков и молодежи, делает их наименее защищенными в социальном отношении гражданами, лишает их позитивных перспектив в будущем. Проблема девиантного поведения молодежи приобретает масштабы национальной трагедии. По мнению некоторых специалистов, такая тенденция через несколько лет может привести к необратимому процессу разрушения генофонда.
Выделяют следующие причины, приводящие к девиантному поведению:
I. Внешние (общественные):
1) социальное неравенство: низкий, подчас нищенский уровень жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.;
2) морально-этический фактор: низкий морально-нравственный уровень общества, бездуховность. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, проституции, увеличении насилия и правонарушений;
3) окружающая социальная среда, которая нейтрально относится к девиантному поведению; недостатки социально-культурной сферы, неустроенный досуг. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
II. Внутренние (личностные):
1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;
2) неудачи в учебе или на работе, разочарование в людях;
3) низкий уровень умственного развития, препятствующий правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий;
4) неудовлетворенные социальные потребности, которые создают внутренний конфликт личности и ведут к формированию аномальных потребностей;
5) недостаток самостоятельности мышления, большая внушаемость;
6) низкая познавательная активность, обеднение духовных потребностей.
В профилактике девиантного поведения необходимо сотрудничество власти с общественными организациями, системами образования и здравоохранения. В таблице 6 представлены основные направления профилактики девиантного поведения.
Таблица 6
Характеристика направлений профилактики девиантного поведения
Направления профилактики | Задачи | Пути реализации |
Педагогическое | Формирование установок на здоровый образ жизни | Работа на уроках и внеклассная работа |
Психо-гигиеническое | Коррекция направленного воспитания и ранних аномалий развития личности | Индивидуальная психологическая и педагогическая работа с трудными детьми и подростками |
Санитарно-гигиеническое | Повышение санитарной грамотности и культуры здоровья на всех возрастных уровнях | Антиникотиновая, противоалкогольная и противонаркотическая пропаганда среди школьников, родителей и окружающих людей |
Медико-социальное | Работа с детьми группы риска, т.е. с детьми и подростками, употребляющими ПАВ | Оздоровление микросоциальной среды, выявление мотивов приобретения вредных привычек, ранняя постановка на учет и включение в группы наблюдения у нарколога |
Административно-правовое | Насильственное пресечение распространения ПАВ среди детей и подростков | Система ограничений и запретов, вытекающих из принятых законодательных актов |
Экономическое | Обеспечение национальной безопасности | Система государственных мероприятий, уменьшающих экономическую зависимость бюджета от игорного бизнеса, продажи алкоголя и табачных изделий |
Большую роль в профилактике девиантного поведения могут сыграть средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. К сожалению, сегодня телевидение и пресса зачастую пропагандируют асоциальный образ жизни: употребление пива, курение, беспорядочные половые связи и т.п. С другой стороны следует отметить появление социальной рекламы, направленной на профилактику девиантного поведения, пропаганду здорового образа жизни.
Деструктивное поведение. Деструктивное поведение по отношению к девиантному – регрессивная, негативная форма девиантного поведения, связанная с разрушением субъектом структур как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). Деструктивное поведение – это поступок, направленный на разрушение внешних структур и выстраивание собственного, отличного от других, структурного образа (идентичности). Деструкция начинается с выхода за пределы нормы, с девиации, но не обязательно девиация должна превратиться в деструкцию, поскольку девиация может уточнить, расширить и обогатить содержание нормы в своей позитивной форме.
Деструктивность по Фрейду выступает в виде отрицательного отношения человека к самому себе или к другим и соответствующего этому отношению поведения. Э. Фромм полагает, что глубокой деструктивности по отношению к другим людям нет у тех, у кого мало враждебности по отношению к самому себе. В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромм рассматривает деструктивное поведение в виде отклика человека на разрушение нормальных человеческих условий бытия. Деструкция социальных отношений порождена ситуацией, когда человек сталкивается с невозможностью реализовать свои потребности, в результате чего возникают деформированные стремления и влечения.
Ц. П. Короленко к основным типам деструктивного поведения относит аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое и аутическое.
Целями внешне деструктивного поведения могут являться:
– уничтожение другого человека: убийство (индивидуальное или массовое, которое может осуществляться в ходе войны), каннибализм;
– разрушение социума или определенных общественных отношений: террористический акт, революция, государственный переворот;
– разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм), а также природной среды.
Таким образом, деструктивное поведение охватывает совокупность таких сфер как социальные отношения (социальная позиция, роль, профессия, семья) и физиологические (индивидные) основания самого субъекта (здоровье). В этом случае деструктивное поведение описывает широкий круг феноменов, зачастую признающихся самостоятельными поведенческими реакциями: различные формы делинквентных действий (корыстные, насильственные действия) алкоголизм, наркомания, суицидальную активность и прочие особенности.
xn—-7sbabeyoc2augbjcmunct7d7goa0d.xn--80afh5aqv.xn--p1ai
Деструктивное поведение рядом с вами: ЧТО делать
Скорее всего, каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом: «Как реагировать на деструктивное поведение другого и как с таким деструктивным жить?»
Во-первых, с разрушительным деструктивным можно не жить! Или, учиться жить с ним рядом, на дистанции. Причём, находить нужную для вас, безопасную дистанцию по отношению к этому. Как говорится — «быть вовне», а «не внутри».
А во-вторых, не принимать на свой счёт!Ведь «отвратительно разрешительное» исходит от другого человека, и может быть, это для него единственно возможный способ установления взаимодействия в данное время и другого он проявлять, в силу своих внутренних ограничений, не может. Его многолетний опыт жизни привёл к этому. И это имеет отношение не к вам, а к этому человеку. Если это понять, то можно не реагировать и не брать на свой счёт, или меньше реагировать.
И, конечно, не забывайте взглянуть на свою личную историю жизни, на свои действия, а порой и бездействия, благодаря которым может разворачиваться деструктивное поведение другого в нашем пространстве. Вот это уже зона вашей ответственности. Иногда опасно сохранять примиримость и терпимость в сообществе людей, где непримиримость и нетерпимость возведены в принцип существования.
Желательно прояснять для себя — как Вы потворствуете проявлению «отвратительного» в вашем пространстве. Идеальный мир построить невозможно. Да, Вы и сами знаете. Хотя не исключено, что мечтаете об этом. Тогда, что же со всем этим делать? И можете ли Вы повлиять на реальность?
Деструктивное поведение: 5 рекомендаций как реагировать и как жить с таким человеком
1. Расстаньтесь с иллюзией, что можно изъять конфликты из вашей жизни.
И чем скорее Вы это сделаете, тем быстрее перейдёте к новым действиям. Внутренне разрешив конфликтам быть в вашей разнообразной действительности, Вы освободите ту часть энергии, которая затрачивается на удержание вашего напряжения и возмущения.
Уточняю, что разрешить «быть» конфликтам — это понимать неизбежность данного вида взаимодействия, как части реальности.
2. Не зависайте в проблемной для вас ситуации дольше, чем нужно.
Да, расстроились! А кто не расстроиться при деструктивном поведении, направленном на вашу личность?Поскорее растождествляйтесь с ситуацией.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
В противном случае вся ваша энергия уйдёт на активное сопротивление «противнику», либо на удержание колоссального напряжения и внутренние диалоги с ним, если вы не готовы вступить в открытую борьбу. И у вас не останется сил для продуктивных действий по выходу из патологичных взаимоотношений.
3. Отделите зону своей ответственности от зоны ответственности другого человека.
Не поддерживайте «производство» деструктивного поведения по отношению к себе. Вы можете отвечать за своё поведение. За поведение другого взрослого человека Вы не несёте ответственности, как бы он вас в этом не убеждал. В вашу зону ответственности может входить ваше желание урегулировать деструктивность взаимодействия, а также желание приложить столько усилий, сколько можете, чтобы повлиять на происходящее.
4. Если нет возможности повлиять на ситуацию, то выходите из проблемного взаимодействия.
Либо отдалитесь на нужную вам, достаточно безопасную дистанцию.
5. По возможности, нарабатывайте опыт и приобретайте навык переводить деструктивные отношения в отношения, похожие на человеческие.
И последнее. Напоминайте себе и другим, что необходимо не только нуждаться и требовать человеческих отношений, но и «производить» эти самые человеческие отношения.опубликовано econet.ru.
Светлана Плотникова
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Деструктивное поведение это что такое Деструктивное поведение: определение — Педагогика.НЭС
Деструктивное поведение
действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д. Совершая деструктивные действия, человек нарушает нормы мирной жизни и нравственные законы, не позволяет состояться конструктивным решениям, предает дружбу и любовь, вторгается в духовный и душевный мир людей. Это зло, приносящее вред всем, в том числе и самому носителю зла. К деструктивному поведению относятся все формы девиантного и делинквентного поведения.
Оцените определение:
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Деструктивное поведение
лат. деструкцио — разрушение) — разрушительное поведение. Деструктивное поведение может быть проявлением действия психического защитного механизма идентификации с агрессором, который, по мнению Анны Фрейд, «используется то против внутренней, то против внешней силы». Интроецируя опасность, исходящую из внешней среды, с целью защиты от нее, субъект отождествляется со своим агрессивным окружением; чтобы убедить себя в этом отождествлении, он действует деструктивно, считает А.Фрейд. Интроекция — введение внешнего мира в свой внутренний психический мир. Деструктивное поведение может быть ритуализировано. А.Фрейд приводит пример с маленькой девочкой, которая из страха перед привидениями проделывала различные странные жесты, когда пробегала через темный зал. «Девочка с триумфом сообщила своему младшему брату секрет того, как она справилась со своей тревогой. «Можно не бояться, когда идешь через зал, — сказала она, — нужно лишь представить себе, что ты то самое привидение, которое должно тебе встретиться». Так обнаружилось, что ее магические жесты представляют собой движения, которые, по ее мнению, должно проделать привидение».
Оцените определение:
Источник: Словарь по педагогической антропологии
didacts.ru