Защита от информации детей – » , » 29.12.2010 N 436- ( ) /

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:

1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;

2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами;

3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

4) рекламы.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;

2) знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;

3) зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

4) информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

5) информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи;

6) информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

7) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;

9) классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

10) места, доступные для детей, - общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;

11) натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;

12) оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи;

13) эксперт - лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;

3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям частей 4 - 5, 8 статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

3. Классификация информационной продукции (за исключением информационной продукции, предусмотренной частью 5 настоящей статьи) осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеоб

rg.ru

Консультация по теме: О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

С 1 сентября 2012 года начнет действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию» (далее - Закон).

Он направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации.

Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».

Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

Делится она на два основных вида:

1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.

2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.

Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.

К  обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с  указанием последствий их употребления, но  без демонстрации применения, и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.

Также для подростков, достигших 16-летнего возраста, допускается информация, не эксплуатирующая интереса к сексуальным отношениям и не носящая оскорбительного характера при изображении или описании половых отношений между мужчиной и женщиной.

Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.

Сведения о том, какой возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах. Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах.

Перед демонстрацией зрелищного продукта, разрешенного для ограниченной возрастной категории, должно производиться звуковое оповещение о  недопустимости присутствия детей определенной возрастной категории.

Информация о том, кому не рекомендован просмотр того или иного фильма, указывается в прокатном удостоверении - разрешительном документе на прокат фильма, а также в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации любого периодического издания.

Закон также вводит ограничения по времени демонстрации теле, видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Однако эти ограничения не распространяются на каналы, подключаемые на платной основе. Каждый родитель сам определяет какая информация будет доступна его ребенку.

Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.

Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и  не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий.

Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью.

Оценивается содержание такой продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством РФ.

Надзор и контроль за исполнением данного закона будет осуществляться с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей».

На Роспотребнадзор возложены полномочия по осуществлению государственного контроля за соответствием информационной продукции (предупреждения), реализуемой потребителям, требованиям законодательства. Это касается указания в сопроводительных документах сведений, полученных в результате классификации названных товаров, размещения соответствующего знака информпродукции.

Министерству культуры России поручено определить порядок размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании. Кроме того, Министерство теперь осуществляет госконтроль и надзор за соблюдением требований законодательства к обороту аудиовизуальной информпродукции на любых видах носителей, а также информпродукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий.

Роскомнадзор организует экспертизу продукции в целях обеспечения  информбезопасности детей, а также аккредитует экспертов и экспертные организации для проведения экспертизы и ведет их реестр.

На Рособрнадзор возложен госнадзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства к информпродукции, используемой в образовательном процессе.

Функции по выработке и реализации государственной политики в данной сфере осуществляет Минкомсвязи России, которое определяет порядок проведения экспертизы, возмещения связанных с ней расходов, правила размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы или передачи, требования к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей.

Закон предусматривает возможность общественного контроля в указанной сфере. Общественные объединения и некоммерческие организации вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и при наличии с их точки зрения оснований, обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для проведения экспертизы информационной продукции.

nsportal.ru

Некоторые пробелы ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон «О защите детей») вводит понятие знака информационной продукции, - это графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции.

При этом под информационной продукцией понимаются предназначенные для оборота на территории РФ продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Указанный закон не распространяется на отношения в сфере рекламы, но ФЗ от 21.07.2011 № 252-ФЗ вносит соответствующие изменения в ФЗ «О рекламе».

 

Указанная классификация предусматривает 5 категорий информационной продукции: 6-; 6+; 12+; 16+ и информационная продукция, запрещенная для детей.

Под последней понимается продукция:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости;

- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера.

 

Неразрешенные вопросы и существующие коллизии:

1. Единые для всех знаки еще не разработаны.

Кроме того, в соответствии с Законом знаки разрабатываются производителями/продавцами самостоятельно. Возможные последствия: в обороте появятся разнообразные знаки, которые не обеспечат доведение информации до тех лиц, для которых они предназначены.

2. Сфера телевидения.

Ст. 12 противоречит ст. 13 Закона «О защите детей».

Статья 12. Знак информационной продукции

«…Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи…»

Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания

«…Распространение информационной продукции посредством телевещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале демонстрации (в том числе способом "бегущей строки", при условии, что объем "бегущей строки" не превышает пяти процентов площади экрана)…»

3. Многие формулировки закона расплывчатые и оценочные:

«побуждающие», «способные вызвать», «вызывающие страх и панику» и т.д.

4. Неоднозначность в распределении полномочий между госорганами.

Согласно ст. 20 ФЗ «О защите детей» государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей осуществляются федеральным органом исполнительной власти.

В то же время в соответствии с Законом «Об образовании» контроль в указанной области в части, касающейся дошкольных образовательных учреждений, возложены на субъекты РФ.

5. Не разработаны предусмотренные Законом регламенты.

В сопроводительных документах и на самой продукции должны указываться определенные сведения, размещаемые с соблюдением требований соответствующих технических регламентов, которые еще не разработаны.

6. Экспертиза должна быть засекреченной или открытой и прозрачной?

7. Кто будет экспертом?

Где взять квалифицированных экспертов, как организовать процесс их аккредитации и в какой форме должны проводиться их обучение?

8. Реализация Закона в сфере Интернета.

Как маркировать сайт знаком информационной продукции, особенно при он-лайн трансляции? Не будет ли знак о возрастном ограничении привлекать детей? Как закон регулирует вопросы ответственности в том случае, когда информация размещается не в домене РУ. Кроме того, возможен отток к зарубежным Интернет-ресурсам.

9. Западные корпорации не подпадают под действие указанного закона.

Так, Facebook, Twitter будут освобождены от обязанности исполнять закон.

10. Сфера радиовещания.

Распространение информационной продукции посредством радиовещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале трансляции информационной продукции и после каждого прерывания трансляции (п. 4 ст. 13 Закона).

Остается непонятным, в какой форме должно быть совершено указанное сообщение.

Основная проблема – экспертиза продукции. По мнению некоторых специалистов, Минсвязи должно сделать заказ на разработку классификации продукции. Любопытно, что Нидерланды предлагали продать России систему классификации продукции, которую уже продали Турции за 2.5 млн. евро. Решение в этой системе принимают компьютерные программы. Информацию о продукции вводит эксперт, по результатам обработки данных система выдает возрастные ограничения аудитории.

 

Учитывая тот факт, что переносить вступление Закона в силу госорганы не намерены, остается надеяться, что они оперативно устранят существующие пробелы и будут лояльны к бизнесу на начальных этапах реализации Закона.

zakon.ru

"Защита детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию"

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября этого года.

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий, родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

21 декабря 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» N 436-ФЗ (одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.) и был подписан бывшим президентом Дмитрием Медведевым.

Законом введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.

Как заявляют психологи, восприняв предосудительную информацию, маленький ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни или даже развившееся психическое расстройство. Понять, что тот, или иной продукт опасен, помогут так называемые знаки информационной продукции, представляющие собой графическое или текстовое обозначение классификации.

Закон делит несовершеннолетних на возрастные группы: до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет, и старше 16 лет.

Закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.

По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку «18+», родитель может попросить ребенка переключить канал».

Также документ запрещает показ опасных для психики ребенка программ с 4 до 23 часов по местному времени. А с 1 сентября 2012 года все интернет-кафе и клубы обяжут использовать программно-аппаратные средства блокировки опасной информации. Журналы же с «плохими картинками» станут продавать только в запечатанных упаковках.

Закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Но доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.

Согласно закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее

профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

В таких средствах массовой информации, как телевидение, радио и печатная продукция размещение информационных знаков можно проконтролировать.

С информацией, размещенной в телекоммуникационных сетях, дело обстоит значительно хуже. Массовое бесконтрольное размещение информации в Интернет невозможно проконтролировать и оценить возможный вред, который эта информация может нанести здоровью и развитию детей. В настоящее время практически любой человек может выложить в Интернет текстовую, аудио- или видеоинформацию. Участились случаи размещения в сети видеосъемок, снятых школьниками на мобильные телефоны или фотографий откровенно жестокого, циничного и аморального характера.

Мы, педагоги призываем вас, родителей, в это сложное время контролировать свободное время вашего ребенка. Конечно, не доводить до абсурда, поставив жизнь ребенка под тотальный контроль, а постараться сформировать доверительные отношения со своим ребенком, чаще беседовать с ним, в дружеской беседе можно узнать любую информацию: с кем ребенок дружит, чем интересуется, какие отношения в школе с друзьями, учителями.

Существует множество программ и фильтров, которые помогут контролировать открытие нежелательной информации и устанавливать время, которое можно проводить в Интернете. Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, помимо функций ограничения пребывания ребенка за компьютером, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений – создание фильтра web-сайтов. Все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие – нельзя. Как осуществляется подобный контроль? Самыми распространенными являются два варианта ограничений:

  1. Создание «белых» и «черных» списков web-сайтов. «Черные» списки должны регулярно обновляться, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. «Белые» списки – вид более жесткого контроля – ребенок может посещать только те web-сайты, которые ему разрешили родители. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется

  2. фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на web-странице, то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, и прочие вещи, запрещенные для ребенка.

Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к web-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска – это программы обмена мгновенными сообщениями (icq, skype и т.п.). Ребенок наивен, он можно нечаянно рассказать незнакомцу ваши личные данные. Злоумышленники хитры, они прикидываются ровесниками, невзначай задают каверзные вопросы. Напрашивается и вторая опасность – собеседники ребенка могут научить его, в лучшем случае, мелким пакостям, а о примерах серьезных бед лучше даже не вспоминать. Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, например, адрес, номер школы или телефона, то происходит блокировка отправки сообщения.

О том, какие программы устанавливать на своем компьютере каждый решает для себя сам. Рекомендовать какую-либо программу мы не можем.

Тем не менее, о том, что проблема родительского контроля давно стала общей, говорит то, что средства для ограничения доступа к приложениям, играм и сайтам были включены в состав операционной системы Windows.

Если Вы опытный пользователь и можете самостоятельно осуществлять манипуляции на компьютере, предлагаем следующее:

  1. Простейший способ ограничить доступ к определенным сайтам в Интернете – редактирование системного файла hosts

  2. Если на Вашем компьютере установлена операционная система Windows Vista или Windows 7, вы можете задействовать встроенные средства родительского контроля:
    Родительский контроль в Windows Vista и Windows 7

infourok.ru

Защита детей от информации

11 Январь 2016      admin74      Главная страница » Безопасность детей      Просмотров:   829

Почему сегодня защита детей от информации так актуальна? Разве могут знания о чем-то причинить вред? Оказывается, еще как могут! Вспомним хотя бы недавнюю историю побегом в Турцию московской студентки, завербованной одним из представителей печально известного ИГИЛ.

Сегодня подростку собрать информацию о чем угодно в интернете – дело нескольких часов. Там есть все – и ответы на вопросы, которые ребенок стыдится задать родителям, и рекомендации по созданию взрывных устройств, и «секреты» массовых игр, затягивающих молодежь не хуже наркотиков и т.д.

Ситуация развивается настолько стремительно и наносит такой вред неокрепшему детскому рассудку, что взрослые вынуждены были принять закон о защите детей от информации, в котором описаны меры для ограждения подрастающего поколения от всего, что может нанести вред его жизни и здоровью.

В наши дни одним из самых опасных источников, проконтролировать использование которого почти невозможно, – это интернет.

Чем опасен интернет?

Что привлекает детей в интернете? Иллюзия полной свободы. Гуляя по сайтам, они порой натыкаются на совсем не безобидные ресурсы. Многие из них выглядят так, что даже взрослый не сразу догадается об их истинном содержании. Что же не предназначено для детских глаз и может причинить вред?

  • Контент для взрослых. Дети жадно впитывают информацию, которую взрослые от них «прячут»: откровенные интервью со знаменитостями, супер-диеты сомнительного содержания, мистика и криминальные хроники и т.д. В силу возраста ребенок не в состоянии оценить увиденное, оно может его испугать, поселить в его душу сомнения, которыми он вряд ли поделится с мамой и папой, желание попробовать все на собственном опыте
  • Сайты знакомств. Казалось бы, какая здесь подразумевается защита детей от информации, ведь сайты целевые, для мужчин и женщин? На самом деле, это излюбленные места пребывания для личностей с психическими отклонениями и растлителей малолетних. Как дети попадают на откровенные фотосессии и становятся жертвами этих негодяев? Многие признаются, что знакомство состоялось на сайте, куда сначала ребенок заходил из любопытства
  • Социальные сети. О пагубном влиянии этих ресурсов сказано сегодня много, но дети «болеют» своими страничками в интернете, не устают выкладывать на них фото, писать любимые цитаты. Многим соцсети заменяют живое общение настолько, что они начинают тяготиться им, отказываясь от друзей в реальном мире. Зная об этом, виртуальное пространство с удовольствием используют криминальные элементы, втягивающие детей в сомнительные авантюры и подвергая их опасности
  • Виртуальные игрушки. Психологи бьют тревогу: дети так глубоко уходят в виртуальный мир, что порой не могут оттуда вернуться. Поэтому защита детей от информации включает в себя и меры по ограничению доступа к виртуальным играм, развивающим агрессию, жестокость, призывающих к межнациональной и межрелигиозной розни.

Таким образом, сегодня интернет опасен тем, что в нем дети уходят из-под контроля родителей и попадают  в пространство, где их подстерегает множество опасностей. И повлиять на это можно лишь одним способом – с раннего возраста формировать у ребенка «внутреннего цензора», который не позволит ему потреблять информацию, противоречащую его нравственным установкам.

Защита детей от вредной информации

Нормальное желание любого взрослого – оградить ребенка от информации, которая может причинить вред. Для этого можно использовать специальное программное обеспечение для домашних компьютеров, основной задачей которого является защита детей от вредной информации и сообщение взрослым, на каких сайтах бывает ребенок и сколько там находится.

Такое оборудование постоянно совершенствуется и варьируется в зависимости от возраста детей. Малышам можно просто открыть доступ на сайты для их аудитории с картинками, развивающими играми, мультиками. Детям постарше через компанию-провайдера можно подключить доступ только к определенному списку ресурсов, у которых безупречная репутация, или запретить вхождение на сайты, в названиях и описаниях которых есть определенные слова и выражения.

Есть программы, позволяющие родителям входить на домашний ПК удаленно. Так они в любой момент могут понаблюдать, чем занимается ребенок на компьютере, с кем водит дружбу, чем интересуется. Так что любой взрослый может существенно снизить риски получения ребенком вредной для него информации.

 

    Метки: безопасность детей, виртуальный, возраст, вред, вредный, доступ, защита, Защита детей от информации, игра, интернет, информация, опасный, причинить, ребенок, ресурс, родитель, сайт     

sonyaclub.ru

Статья по теме: Закон о защите детей от информации причиняющей им вред

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

С 1 сентября 2012 года начнет действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию» (далее - Закон).

Он направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации.

Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».

Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

Делится она на два основных вида:

1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.

2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.

Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.

К  обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с  указанием последствий их употребления, но  без демонстрации применения, и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.

Также для подростков, достигших 16-летнего возраста, допускается информация, не эксплуатирующая интереса к сексуальным отношениям и не носящая оскорбительного характера при изображении или описании половых отношений между мужчиной и женщиной.

Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.

Сведения о том, какой возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах. Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах.

Перед демонстрацией зрелищного продукта, разрешенного для ограниченной возрастной категории, должно производиться звуковое оповещение о  недопустимости присутствия детей определенной возрастной категории.

Информация о том, кому не рекомендован просмотр того или иного фильма, указывается в прокатном удостоверении - разрешительном документе на прокат фильма, а также в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации любого периодического издания.

Закон также вводит ограничения по времени демонстрации теле, видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Однако эти ограничения не распространяются на каналы, подключаемые на платной основе. Каждый родитель сам определяет какая информация будет доступна его ребенку.

Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.

Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и  не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий.

Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью.

Оценивается содержание такой продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством РФ.

Надзор и контроль за исполнением данного закона будет осуществляться с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей».

На Роспотребнадзор возложены полномочия по осуществлению государственного контроля за соответствием информационной продукции (предупреждения), реализуемой потребителям, требованиям законодательства. Это касается указания в сопроводительных документах сведений, полученных в результате классификации названных товаров, размещения соответствующего знака информпродукции.

Министерству культуры России поручено определить порядок размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании. Кроме того, Министерство теперь осуществляет госконтроль и надзор за соблюдением требований законодательства к обороту аудиовизуальной информпродукции на любых видах носителей, а также информпродукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий.

Роскомнадзор организует экспертизу продукции в целях обеспечения  информбезопасности детей, а также аккредитует экспертов и экспертные организации для проведения экспертизы и ведет их реестр.

На Рособрнадзор возложен госнадзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства к информпродукции, используемой в образовательном процессе.

Функции по выработке и реализации государственной политики в данной сфере осуществляет Минкомсвязи России, которое определяет порядок проведения экспертизы, возмещения связанных с ней расходов, правила размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы или передачи, требования к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей.

Закон предусматривает возможность общественного контроля в указанной сфере. Общественные объединения и некоммерческие организации вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и при наличии с их точки зрения оснований, обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для проведения экспертизы информационной продукции.

nsportal.ru

Статья "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Реализация ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Средства массовой информации, в том числе и интернет, сегодня являются неотъемлемой частью жизни любого взрослого и ребёнка. Но сейчас в них содержится большое количество негативной информации, которая может нанести вред физическому и психическому здоровью наших детей, поэтому перед нами стоит задача оградить их от неё.

С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный закон определяет информацию, запрещённую для распространения среди детей, и информацию, имеющую возрастные ограничения.

Закон направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации. Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».

Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Делится она на два основных вида:

  1. Запрещенная к размещению

Статья 5 пункт 2

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.

2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет

Статья 5 пункт 3

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.

К обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с обязательным указанием последствий их употребления, но без демонстрации применения, и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.

Также для подростков, достигших 16-летнего возраста, допускается информация, не эксплуатирующая интереса к сексуальным отношениям и не носящая оскорбительного характера при изображении или описании половых отношений между мужчиной и женщиной. Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.

Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий. Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью. Оценивается содержание такой продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством РФ.

Необходимость принятия Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», была обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.

В школе мы должны и можем оградить детей от вредной информации, если сами будем соблюдать данный закон и при общении с учениками не допускать некорректных высказываний (внешний вид, межличностные отношения, родители и др.) Но дома родитель сам определяет, какая информация будет доступна его ребёнку.

Но по статистике, только 15% взрослого населения способны сами адекватно воспринимать информацию извне. К числу тех, у кого восприятие информации не совсем верное, относится большинство родителей. Поэтому нужно организовать некий родительский всеобуч, чтобы научить самих родителей правильно ориентироваться в потоке информации.

Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества, и от того, что мы в них вкладываем зависит моральное здоровье нашей нации.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о