Функции конфликта — Для специалистов по социальной работе (Конфликтология)
Вопрос 5. Функции конфликта.
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.
Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
Конструктивные функции:
· Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т. п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
· Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.
· Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.
· Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
· Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!
· При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.
· Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.
Деструктивные функции:
Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.
Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.
Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага» — который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.
Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.
Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.
Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.
Конструктивные функции:
* Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).
* Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.
* Конфликт проявляет общественное мнение.
* Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
* Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).
* В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).
* Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.
Деструктивные функции:
· Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе
· Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
· Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.
· Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.
Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.
Позитивные функции социальных конфликтов
Конфликт является плодоносной почвой для возникновения социальных изменений.
При помощи конфликтов удается примирить законные интересы людей. Большинство конфликтов не кончается тем, что одна сторона выигрывает, а другая проигрывает. Обычно при удовлетворении интересов обеих сторон удается достигнуть некоего синтеза, т. е. вырабатывается интегративное соглашение, соответствующее интересам первой и второй сторон и, следовательно, тех больших групп, представителями которых они являются.
Благодаря уже описанным функциям, конфликт сплачивает группу. Без способности к социальным изменениям и без примирения и согласования индивидуальных интересов групповая солидарность будет слабеть, а вместе с этим уменьшается и эффективность действий группы, и удовольствие от пребывания в группе. В результате возможен распад группы.
В лекции «14. Факторы, тормозящие развитие итальянской печати» также много полезной информации.
Деструктивные функции социальных конфликтов
Конфликт способен повергнуть общество в хаос.
Негативные последствия конфликта часто подавляют его позитивные функции.
Негативные последствия вызываются применением жестоких тактик соперничества.
Трудно радоваться положительным сторонам конфликта, если он выливается во взаимные оскорбления, угрозы и даже насилие.
Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт. Такое усиление конфликта называют эскалацией.
Функции конфликта — Блог Викиум
Ксения Петровская
Автор Викиум
Конфликт — это определенное противостояние, которое возникает между разными людьми или группами лиц, имеющими разные интересы, позиции, цели, предпочтения. При этом наблюдается ущемление этих интересов другой стороной. То, как возникают конфликты, их причины, закономерности, развитие и другие важные моменты изучает конфликтология. Наука появилась относительно недавно и содержит в себе элементы других наук — социальной психологии, менеджмента, медицины, педагогики, философии.
Конфликт считается самым острым способом решить проблему. Конфликтные ситуации в большинстве случаев сопровождаются исключительно отрицательными эмоциями.
Основные функции конфликта
Если рассматривать более подробно функции конфликтных ситуаций, то стоит изначально понимать, что они могут быть деструктивными или конструктивными. В большинстве случаев конфликт содержит в себе оба варианта, поэтому оценка ставится с учетом того, количество каких функций будет преобладать в конечном результате.
Конструктивные функции
Конфликт может:
- полностью или частично устранить возникшее между собеседниками противоречие;
- помочь произвести быструю и качественную оценку индивидуальных психологических особенностей участников конфликтной ситуации;
- ослабить психологическую напряженность;
- выступать в качестве источника для развития личности или взаимоотношений;
- помочь в улучшении деятельности;
- помочь личности самоутвердиться.
Конструктивные функции любого конфликта приносят пользу обеим сторонам.
Деструктивные функции
Деструктивные функции имеют отрицательное влияние:
- негативно воздействуют на психику участников конфликтной ситуации;
- провоцируют стресс, разного рода заболевания и нарушения в организме;
- истощают личностные ресурсы, представленные жизненными силами, духовными и материальными компонентами;
- нарушают взаимоотношения;
- формируют негативный образ собеседника;
- оказывают негативное влияние на деятельность собеседника.
Конфликтные ситуации могут возникать по самым разным причинам. Иногда такие неприятные моменты возникают из-за пустяков, а иногда могут в своей основе содержать веские причины. Несмотря на это, нужно учиться договариваться, обсуждать сложившуюся ситуацию, разбираться в событиях. Конфликты никогда не приводят ни к чему хорошему, хотя иногда и могут приносить пользу его участникам. Если есть возможность, то лучше избежать конфликтной ситуации и решить все мирным путем.
Избегать конфликтов поможет умение контролировать собственные эмоции. Курс Викиум «Эмоциональный интеллект» позволяет развить это умение.
Конфликты разрушительны на рабочем месте, но их можно разрешить прогресс. Вот как это сделать.
Обычно виноват не один человек, и если вы хотите меньше конфликтов и более приятное и продуктивное рабочее место, вы должны понять свою собственную роль в этом. Вот несколько предложений.
Все мы проводим слишком много времени, жалуясь на людей, избегая их и ссорясь с ними. Но если вы хотите урегулировать конфликт на рабочем месте, вы не можете начать ни с кого, кроме себя.
Чтобы разорвать разрушительный круг, нужно осознать свои чувства и реакции на давление и стресс, сознательно управлять своими эмоциями и больше не рассматривать других людей как угрозу.
Вот несколько шагов, которые нужно предпринять, чтобы избежать деструктивных конфликтов на работе:
Развивайте самосознание: Вам необходимо понять, что заставляет вас чувствовать себя неуверенно или угрожать. Потратьте время, чтобы выяснить свои триггеры.
Используйте эмоциональный самоконтроль: Эмоциональный самоконтроль — это то, что позволяет нам сдерживать и направлять свои эмоции. Это позволяет нам справляться с негативными чувствами, видеть реальность через объектив и перестать срываться.
Подружитесь на работе: Чтобы свести к минимуму стресс и конфликты на работе, нам нужно заменить «я, мне, мое» на «мы, нас, наши». Это приведет к более теплым и дружеским отношениям — то, что большинству людей нужно и чего они хотят на работе.
Выработайте привычки, развивающие внимательность и эмпатию: Такие практики, как йога и медитация, бесценны, когда речь идет о развитии самосознания, обучении управлению эмоциями и сокращении реакции на стресс. Планирование времени для самоанализа также может очень помочь с самоконтролем. Забота о других, сочувствие и сострадание могут помочь нам процветать. Старайтесь задавать себе вопросы, которые помогут вам понять точку зрения других. Что они думают и чувствуют? Что я могу сделать, чтобы они почувствовали себя лучше в этой ситуации?
Copyright 2017 Harvard Business School Publishing Corp. Распространяется The New York Times Syndicate.
Теги: Управление конфликтамиКомандообразованиеОриентация действий
Американская ассоциация врачей-лидеров помогает врачам развивать свои лидерские качества посредством образования, развития карьеры, интеллектуального лидерства и построения сообщества.
Американская ассоциация руководителей врачей (AAPL) сменила название с Американского колледжа руководителей врачей (ACPE) в 2014 году. Возможно, мы изменили свое название, но мы остаемся той же организацией, которая обслуживает руководителей врачей с 19 лет.75.
Адрес почтовой обработки PO Box 96503 I BMB 97493 Вашингтон, округ Колумбия 20090-6503 . Адрес перевода платежей PO Box 745725 ATLALANTA 5777257575575592575259257575755555555555555555555555555555555555555555555555555555555555н5н 9н5255557555755755555555555555557тели .(813) 287-8993 Факс
[email protected]
Программы развития лидерских качеств поставщиков AAPL, предназначенные для удержания ценных членов команды и улучшения результатов лечения пациентов.
Американская ассоциация медицинского лидерства®
ранее известный как Американский колледж врачей-руководителей (ACPE)
Политика конфиденциальности|Рекламный комплект|Пресс-центр
4 наиболее разрушительных шаблона конфликта, которых следует избегать — ВОПЛОТЕННЫЕ И ПРИНЯТЫЕ
Если вы чувствуете, что вы и ваш партнер раз за разом катаясь на одних и тех же эмоциональных американских горках и не переставая бороться, ваши отношения могут страдать от одной или многих из этих деструктивных моделей конфликта.
Хорошая новость заключается в том, что понимание этих закономерностей поможет вам и вашему партнеру прервать эти конфликтные циклы и развить конфликтные привычки, которые вовлекут вас в более глубокую связь и близость . (Оставайтесь с нами для части 2 этой серии, где я научу вас, как превратить ваши конфликты в возможности для связи.)
То, как вы ссоритесь
, многое говорит о том, разведетесь вы или нет.Доктор Джон Готтман, известный исследователь отношений, провел семь лонгитюдных исследований, которые смогли предсказать с точностью 90%, разведется ли пара. Он обнаружил, что способ взаимодействия пар друг с другом стал решающим фактором в том, разведется пара или нет.
Теперь, прежде чем вы позволите своему разуму погрузиться в катастрофу, когда вы вспомните конфликты, которые вы и ваш партнер испытали, позвольте мне облегчить ваше беспокойство, сказав, что Готтман обнаружил, что конфликт в отношениях — это данность. У вас и вашего партнера БУДЕТ конфликт, и это нормально. Избавление ваших отношений от конфликтов не является секретом счастливого брака. Научиться хорошо драться — вот в чем разница между прочным браком и браком, который разваливается.
Готтман обнаружил несколько закономерностей в отношениях, которые разрушают браки. Готтман называет эти деструктивные паттерны «четырьмя всадниками Апокалипсиса». Это критика, презрение, защита и воздержание.
#1 Критика
Критика отличается от жалобы. Жалоба — это часть четкого и настойчивого общения, укрепляющего ваш брак. Речь идет о конкретном поведении или событии и состоит из 3 частей:
Как я себя чувствую
Конкретное событие
Что мне нужно
Критика сильно отличается, потому что она фокусируется на негативном чувстве или мнении о характере или личности человека глобально . Если вы обнаружите, что говорите «вы всегда…» или «вы никогда…», вы, вероятно, находитесь в центре критики. Критика присуща многим парам, и когда она становится очень частой, это может привести к другим трем всадникам, которые ставят под угрозу ваши отношения.
#2 Презрение
Презрение связано с чувством превосходства над партнером. Он подпитывается давними негативными мыслями о вашем партнере. Этот негатив мешает любому партнеру услышать попытку исправления, что является важным инструментом для здоровых отношений.
#3 Защитность
Защитность — это замаскированная вина . Часто это похоже на то, что вы вступаете в роль жертвы и видите в своем партнере врага. Это меняет динамику отношений, отключая каждого партнера, а не объединяя их для работы в команде. Когда вы оказываетесь в «игре виноватых», вероятно, пришло время взять тайм-аут, прежде чем разъединение в ваших отношениях приведет к следующему всаднику апокалипсиса, каменной стене.
#4 Стопор
Когда презрение, защита и критика обостряют конфликт, часто можно увидеть