Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара выпустит новый каталог ко Дню матери / Новости города / Сайт Москвы
Культура
В него войдут 55 книг, которые были отобраны специалистами библиотеки в помощь родителям, а также педагогам и библиотекарям.Произведения, вошедшие в рекомендательный каталог «Родитель XXI: книги о воспитании и развитии детей», будут поделены на четыре раздела, соответствующих определенной тематике. С новым рекомендательным навигатором можно ознакомиться на сайте.
Современные родители часто находятся в ситуации выбора: вариантов досуга или школы, подхода к воспитанию, книг, врачей. Сделать правильный выбор не самая простая задача, которую помогают решить книги. Команда библиотеки сделала подборку наиболее авторитетной и значимой литературы, изданной за последние годы, объединила их в рубрики, снабдив удобными хештегами для поиска и цитатами для понимания сути.
Все книги в каталоге распределены по разделам. В разделе «Идеальный родитель? Нормальный родитель! Философия детства» подобрана литература, которая поможет избавиться от навязчивого стремления стать совершенными мамой или папой, успеть всё на свете и всё предусмотреть. Вместо этого книги помогут родителям расслабиться и, несмотря на повседневные заботы, получать удовольствие и радость от родительской роли. В данном разделе можно найти такие книги, как «Все мы родом из детства» Екатерины Мурашовой или «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» Джона Готтмана.
Раздел «От психологических прописей к собственным методикам» — это самая обширная часть каталога, каждая книга из которого – рекомендации от специалистов в области детского развития, здоровья и обучения (например, книга «Ребенок от 8 до 13 лет. Самый трудный возраст» Ларисы Сурковой, «Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой» Джейсона Буга).
Раздел «Этот ребенок сводит меня с ума. Родительское выгорание» состоит из книг, восстановлению и поддержке эмоционального состояния родителей. Например, книга «Школа онлайн. Как ребенку учиться дома с удовольствием» Лейлы Сазонтовой или «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхом и тревогой» Кэти Кресвелл. А в разделе «Больше, чем педагогика» можно найти книги для неспешного чтения и размышления о философии детства, философии жизни и опыте поколений. Например, «Книга как лекарство» Эллы Берту и Сьюзен Элдеркин, «Самая важная книга для родителей» Юлии Гиппенрейтер.
Презентация каталога «Родитель XXI: книги о воспитании и развитии детей» для взрослых и специальная развлекательная программа для детей состоится 27 ноября, в День матери, с 11:00 до 14:00 в Центральной городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара, по адресу: Ростовская набережная, д. 5.
В этот день в 11:10 ведущая Мария Никитенко — один из создателей каталога, специальный психолог, социальный педагог, автор-составитель «Навигатора и Хрестоматии художественной литературы по развитию личностного потенциала», расскажет о том, на чем основывались специалисты при отборе литературы для каталога.
В 11:30 пройдет мастер-класс для взрослых по созданию коллажа от психолога Марины Баженовой. Коллажирование способствует расслаблению и развитию креативности, помогает лучше узнать себя.
Мастер-класс для детей от 4 лет по книге «Осенние рыбы» проведет в 11:30 Дарья Герасимова — писатель, художник-иллюстратор более 60-ти книг, финалист конкурса на соискание премий Правительства Москвы имени Корнея Чуковского за авторскую книгу «Удивительные звери» и лауреат множества литературных и мультипликационных вместе с детьми нарисует фантастических удивительных рыб.
В 12:20 пройдет дискуссия для родителей «Что важнее: советы или опыт?» с участием детского клинического нейропсихолога Натальи Куприяновой, логопеда и писателя Ксении Беленковой и составителей каталога. Участники поговорят о том, легко ли применять педагогические и психологические рекомендации, насколько они связаны с реальной жизнью, о самых «удачных» и «неудачных» книжных советах, а также о том, можно ли жить «по методичке».
Также с 12:20 стартуют мастер-классы для детей по созданию открыток, цветов и поделок для мам. А с 13:00 взрослые посетители смогут пообщаться и задать интересующие вопросы специалистам.
Посещение мероприятий бесплатное, регистрация не требуется.
Теги
библиотеки москвы Гайдаровка
Сферы
Культура
Департаменты
Департамент культуры города Москвы
Все новости
«Люди удивляются, что у священников есть жены». Как живет супруга одного из московских священнослужителей
«Так мы нашли друг друга»
Я родилась в совершенно обычной, но неполной семье. Помню себя с трех лет и знаю: мне всегда было важно видеть красоту этого мира и оставаться наедине с ней. В раннем детстве я не особенно соприкасалась с религией — моя семья не была верующей. Но созерцание заката, шум волн, звуки леса — все это для меня было огромной ценностью.
К 14 годам я поняла, что само зерно красоты этого мира — Бог. Тогда же я открыла для себя церковь. Богослужение в православном храме стало для меня средоточием всего божественного и прекрасного, что существует в природе. В тот момент пришло решение: я останусь здесь. Насовсем.
Читайте на тему:
В моей жизни вышло так, что сначала я сама определилась со своими ценностями и путем, который хочу пройти. Уже исходя из этого искала человека, который разделял бы эти ценности. Так мы и нашли друг друга. Понимание, что мы хотим пройти одним путем, появилось не столько на уровне ощущений, сердечного отклика, а, в первую очередь, благодаря совпадению наших жизненных принципов, тех моментов, которые по-настоящему были ценны для нас, и единому пониманию, куда мы идем в этой жизни.
«Задавать вопросы и отговаривать смысла не было»
Мы познакомились в социальной сети «ВКонтакте». Это произошло совершенно случайно. Я просто увидела человека, увлекающегося философией, и мне стало любопытно.
Мы начали общаться и довольно быстро поняли, что очень похожим образом видим себя лет через десять или пятнадцать и можем вместе пройти этот путь. Мы осознали, что нам будет приятно и в радость стать спутниками друг для друга. Так и сделали.
К тому моменту никто их моих родных уже не отговаривал меня от мысли стать женой священнослужителя. Дело в том, что мое воцерковление происходило на глазах семьи. Период, когда мне было 13-14 лет, был довольно сложным для них. Тогда они не понимали, что вообще происходит, куда движется и к чему ведет. Но со временем им пришлось принять мое решение остаться в церкви. Если я что-то выбираю, это всегда всерьез и надолго. Пришлось с этим смириться.
Уже в 14 лет я частно предупредила их, что намерена стать супругой священника и провести в церкви всю свою жизнь.
Когда мы познакомились с будущим супругом, мне было 19 лет, и все понимали, что это логическое продолжение всей моей странной истории. Задавать вопросы или отговаривать не имело никакого смысла. Моя семья знала особенности моего характера.
«Я готовилась к своей будущей жизни»
Я понимала, что путь супруги священнослужителя потребует от меня определенной подготовки, ряда умений и навыков. Я наблюдала за происходящим вокруг, изучала, как устроен мир внутри церкви. К моменту нашего с супругом знакомства мне уже было известно, что молодых семинаристов, которые вступают в брак и принимают сан, практически всегда отправляют в сельский приход.
Я понимала, что там, скорее всего, не будет хора, а значит, у меня появляется задача — научиться петь. Также я стала изучать церковный устав и каноническое право. Я готовилась к своей будущей жизни. Уже к своему совершеннолетию я была способна худо-бедно собрать хор из бабушек и провести службу на клиросе вместо регента.
Особенных требований к женам священников нет. Христианство диктует примерно одни и те же нравственные правила и для мужчин, и для женщин. Супруги священнослужителей в этом отношении как-то особо не выделяются.
Но существуют требования к будущим пастырям. В части семейных отношений и у будущего священника, и у его невесты это должен быть первый брак. Конечно, подразумевается, что это и первые отношения вообще.
Читайте на тему:
Но создают семью двое настоящих людей, а не их убеждения или образ жизни, который видят другие. Дом — место, где каждый из нас становится настоящим, именно таким, какой он есть. И если сюда добавить тиранию требований к себе и друг другу, подобная ежедневная жизни рано или поздно начнет напоминать ад.
«Мы знали, что отправимся в село»
Мы с супругом, так же как и многие другие молодые священники и их жены, в скором времени отправились в один из сельских приходов. Уже через несколько дней после рукоположения мужа мы знали, куда именно мы едем. Это было село на моей родине, в Белгородской области, с населением около тысячи человек. Оно было первым в нашей довольно долгой истории.
Сильнее всего мне запомнилось, как страшно остаться одной на несколько месяцев в месте, к которому только начинаешь привыкать. Я родила первого ребенка, и когда нашей дочери было всего три месяца, мужу позвонили и сказали собираться в миссионерскую поездку на Чукотку. Примерно на полгода.
И я осталась с младенцем на руках в приходе без священника. Это было осень сложно. Нужно было как-то наладить и свою, и приходскую жизнь, а еще сохранить отношения с мужем, которого ты не видишь месяц за месяцем.
Именно эта ситуация осталась самым ярким воспоминанием о нашем первом приходе. Наверное, мы были слишком молоды для чего-то подобного. И пришлось обоим повзрослеть быстрее, чем мы могли бы.
«Мудрый совет накануне свадьбы»
Тогда мне было, наверное, 22 года. Когда ты совсем молод и еще не знаешь жизнь, представляешь себе свои будущие подвиги, и это кажется тебе очень романтичным. Ты еще не знаешь своих возможностей, не представляешь, какими могут быть и сама жизнь, и мир по отношению к тебе.
И ты идешь вперед с каким-то отчасти безрассудным энтузиазмом.Я потом вспоминала, как накануне нашей свадьбы сидела в семинарии, и ко мне подошел человек. Это был дворник, убиравший листья. Он посмотрел на меня и сказал: «Какие вы молодые! Смотрю на вас и вижу, как романтично пары смотрят на свои будущие свершения где-нибудь на Севере или в сибирских деревнях. Насколько же они еще себя не знают, своих возможностей, душевных в первую очередь, не представляют». Он тогда посоветовал: не гонитесь за подвигами, а просто проходите свою жизнь с любовью и радостью.
Читайте на тему:
С течением времени я поняла, насколько это был мудрый совет, один из лучших, что слышала перед созданием нашей семьи.
«Три года в Москве»
Мы прослужили в селах семь лет, а затем нас направили в Москву. Здесь мы уже три года, и первый из них был самым сложным.
У меня был свой подоконник слез. Каждый вечер я садилась на него и просто плакала. Я не понимала, что происходит в этом городе, не понимала его жителей, его ритма.
В течение второго года я смогла смириться с тем, что мы здесь, возможно, надолго, и проявить любопытство и к самому городу, и к его жителям. И уже на третьем году нашей жизни в Москве я нашла места, которые дают мне силу. Я начала понимать столицу, успевать за ее ритмом и полюбила ее.
«Полюбить Москву помогли люди»
В первую очередь мне откликнулись места, связанные с Анной Андреевной Ахматовой: дом, в котором она останавливалась на Большой Ордынке, храм, в который она ходила, садик у этого храма.
Еще одним любимым местом стала Марфо-Мариинская обитель, созданная великой княгиней Елизаветой Федоровной, ставшей святой. В каком бы состоянии я ни находилась, эти места всегда дают мне силу.
В Москве жили наши друзья, когда-то также приехавшие сюда из регионов. И я постоянно спрашивала их: как вы смогли к этому привыкнуть? Сумели ли полюбить этот город? Нашли ли здесь что-то? И немалая часть из них отвечала: нет. Они могли найти некий компромисс с Москвой, места, где отдыхали душой, но так и не сумели почувствовать себя частью этого города.
Полюбить его мне помогли люди, которые здесь выросли. Они сумели поделиться со мной своими ощущениями от столицы, показали те места, что трогают их душу. Представьте, что вы прогуливаетесь в лесу с кем-то из ваших друзей, и вам говорят: «Смотри, какая красивая птица!» Но вы ее не видите. И тогда другой человек берет вас за руку, подводит к дереву, показывает, куда нужно посмотреть, и говорит: «Да вот же она!» И вы наконец видите ее и можете разделить с другом радость встречи с чем-то прекрасным, понимание, и вообще увидеть особенную красоту в том, что вас окружает.
Друзья направляли меня, показывали то, что непременно отзовется где-то в душе. А поскольку это люди, близкие нам с супругом по духу, они ни разу не ошиблись.
«Каждое наше действие в быту — признание в любви»
В нашей семье нет какого-то четкого разделения на мужские и женские обязанности. С самого начала повелось так, что нам нравится делать все вместе. Что у кого лучше получается, тот это и забирает под свою ответственность. Например, муж гораздо более требователен к порядку в доме, и он понимает: если для него это настолько важно, он должен быть к этому причастен.
Читайте на тему:
Или еще пример. Получается, что я готовлю для мужа, но и он периодически готовит для меня. Это выражение любви, заботы, внимания к состоянию близкого человека. Когда рано утром тебе приносят кофе с бутербродом или варят кашку, ты чувствуешь: кому-то на этом свете не все равно, что ты чувствуешь и вообще как ты сейчас.
Каждое наше действие в быту — это, наверное, признание в любви снова и снова. Мы всегда друг у друга на подхвате. Если кто-то устал и сдает позиции, второй приходит и всегда подхватит то, что падает из рук.
Так же и с детьми. У нас с супругом множество разных задач и проектов, и он понимает: я буду максимально эффективна только в случае, если высплюсь. И мой сон — мамин сон — сейчас в приоритете в нашей семье. Все знают, как важно «сделать добрую маму». Или вот сейчас, когда я говорю с вами, муж сидит с младшим ребенком, потому что жена делает что-то важное.
«Дети неизбежно усваивают ценности родителей»
Детей мы скорее именно растим, а не воспитываем в буквальном смысле слова. Они неизбежно усваивают ценности своих родителей. И происходит это в большей степени не на вербальном уровне.
Дети видят, как не на словах, а в реальности мы ведем себя в сложных, кризисных ситуациях. Именно в такие моменты, когда человек истощен, все его качества, в том числе слабости и негативные черты, проявляются на все 100 процентов.
И эту родительскую реакцию на какие-то жизненные ситуации и события дети мгновенно усваивают в семьях, в ежедневной бытовой обстановке. Для нас с мужем очень важно, чтобы то, что мы говорим, не расходилось с нашими поступками. В том числе так мы создаем среду, в которой дети растут, максимально раскрывая свой потенциал.
«Конфликты разрешаются словами через рот»
В психологически здоровой семье все конфликты и противоречия разрешаются в диалоге друг с другом — как говорят в соцсетях, словами через рот. Это очень важное умение и огромная сила. Так можно предотвратить намного более серьезные вещи.
Если ты открыто говоришь с близкими, ты не живешь на минном поле. Ты сразу можешь обозначить, что тебе не нравится, что ранит тебя или чего именно ты хочешь. И при этом ты не ждешь, что другой человек догадается, почему ты грустишь. Соответственно, ты и не обижаешься на него, если он не догадался.
Читайте на тему:
При этом твой спутник, твой супруг знает: если тебе будет что-то нужно или неприятно, ты об этом просто скажешь. Это сразу же снимает множество рисков и поводов для конфликтов.
И это не только высокий уровень доверия между людьми. Такие отношения возможны, когда ты хорошо понимаешь себя, точно знаешь, чего на самом деле хочешь.
«Люди удивляются, что у священников есть жены»
Люди вообще удивляются, когда узнают, что у священников есть жены. Это некоторых шокирует, и иногда в разговоре нам приходится подождать, пока человек переварит и примет эту информацию, чтобы продолжить беседу.
Причина — в массовой культуре. Целое поколение выросло, например, на «Поющих в терновнике». Им сложно. Многие видят священников в аниме, но там они тоже католические либо протестантские. И у людей происходит разрыв шаблона, когда они сталкиваются с православными священнослужителями.
«Мы умеем не только читать и писать»
Кто-то забывает, что мы родились не в XIX веке, а, как я, в 90-е или, как мой супруг, в конце 80-х. Мы ходили в те же школы и играли в тех же дворах. После мы, естественно, шли получать какую-то профессию. У нас есть образование. Мы умеем не только читать и писать. Каждый из нас оканчивал то или иное учебное заведение.
Например, когда мы поженились, у меня уже было педагогическое образование, а в браке я пошла получать второе — психологическое.
Другие священнослужители женились, например, на девушках из семинарии, оканчивающих регентское или иконописное отделения. Или брали жен из мира, часто — как раз выпускниц педагогических или медицинских вузов.
Матушка в приходе не всегда играет какую-то значимую роль. Все зависит от величины города и самого прихода. Например, в Москве, где в большинстве храмов много священников, есть кому брать на себя различные обязательства. Но в сельском приходе ты иногда можешь остаться одна. И вот там ты будешь и флористом, и певчей, и регентом, и социальным работником. Тебе придется делать практически все. Тяжело ли это? По-разному. Зависит от талантов и установок каждого человека.
«Сравнивать сельские приходы с московскими сложно»
Москва очень разная, и приходы здесь тоже очень разные. Многое зависит от настоятелей, а каждый из них — человека своего, особого склада. Например, один может быть прекрасным организатором. В приоритете у него будут порядок и дисциплина. Эти ценности он будет транслировать прихожанам, так что вокруг него соберутся люди, которым особенно важно именно это.
Другой настоятель может быть человеком философского склада. Он будет рассуждать о сложных вещах и их взаимодействиях. Вокруг него также соберется своя аудитория — из людей, которым все это близко.
Но в селе вы одни. Людям в другой храм ехать далеко. И приходится находить общий язык со всеми.
Сравнивать сельские приходы с московскими сложно. Если бы могла возникнуть ситуация, когда все верующие столицы собрались в одном храме, это было бы еще как-то возможно. А так объективного сравнения не получится.
Читайте на тему:
В Москве у нас своего прихода нет. Муж — клирик, один из священников в храме. Он служит в Отрадном. И есть такая вещь, как служебная неделя. У прихожан есть возможность выбрать, кто из священников им ближе, на чьи службы ходить.
Здесь я нашла много общего с последним сельским приходом, в котором мы служили. Может быть, дело в среднем возрасте прихожан, а возможно, в атмосфере. Она очень светлая. Люди друг друга знают, дружат, а не просто контактируют. Это очень заметно. Они активно участвуют в украшении храма перед праздниками, организации каких-то мероприятий, в том числе друг для друга. Им это нравится, они хотят этого и живут жизнью прихода.
«Мы создавали место, где можно получить поддержку»
В сельском приходе матушка находится в постоянном контакте с прихожанами. В Москве это не обязательно. К тому же после рождения четвертого ребенка я почти полностью погружена в семейные дела.
Читайте на тему:
Когда мы были в селе, общения и взаимодействия с прихожанами было больше. У нас было двое подросших детей, и я была посвободнее.
Там мы задавали определенный вектор. В нашем приходе мы проводили адаптированные богослужения для семей с детьми-инвалидами. В основном речь шла про ментальные нарушения. Мы создавали определенную атмосферу, делали храм местом приятия для таких людей. Довольно часто даже на детских площадках этим детям бывает сложно, некоторых они пугают. Нам хотелось сделать так, чтобы мамы этих ребят могли прийти к нам, получить поддержку и помощь, когда это необходимо.
С подобными вопросами обращались чаще всего ко мне. Когда человек морально истощен и ему не на кого опереться, он выпадает из реальности, из жизни. А ребенок-инвалид — это зачастую навсегда. Если ты его мама, то знаешь: твои трудности не закончатся. Но при этом всегда хочется стать сильнее, чтобы дарить радость и любовь как себе, так и своему ребенку.
«В соцсети нет вторжения в личную жизнь»
Мы вели и продолжаем вести свои страницы в соцсетях. Когда ты находишься там, не ощущаешь на себе излишнего внимания. Ты просто видишь цифры и аватарки, но не можешь представить, что все эти люди — вокруг тебя. Это не соотносится в сознании.
В реальной жизни, даже если нас узнают, чаще всего не беспокоят. И я благодарна за это.
Так что в пространстве соцсетей ты не ощущаешь какого-то неудобства, вторжения в твою личную жизнь или нарушения личных границ. Возможно, причина этого — прекрасная аудитория, которая собралась вокруг нас.
Но сложности тоже бывают. Периодически я напоминаю в своем блоге, что вай-фай есть у самых разных людей, но не нужно на полном серьезе вступать в диалог, если что-то очевидно идет не так. Пару раз случались ситуации некоего преследования и попыток организации травли, но ты понимаешь, что у таких людей просто есть некое расстройство. Они не могут перестать себя так вести и делать то, что делают. Благо функционал соцсетей позволяет отделить таких людей от остальных подписчиков. А в реальной жизни до нас сложно добраться — мы либо заняты, либо дома. Но иногда мы бдим.
«Мы видим, насколько это терапевтично»
Сама мотивация ведения этих страниц менялась по мере нашего и духовного, и психологического взросления. С 2015 года, когда мы начали, все изменилось уже несколько раз.
Сейчас мы не ставим каких-то глобальных целей. Мы просто видим, насколько терапевтичным бывает для людей возможность увидеть, что в этом мире есть радость, любовь и возможность создать семью, о которой ты мечтаешь.
Зачастую не нужны какие-то слова или наставления. Человек многое считывает по глазам, по позе, которую ты занимаешь рядом с супругом, по тому, как дети ощущают себя рядом с родителями. И многие, имея травматичный опыт в семьях, понимают, что мир на травме не заканчивается. У них всегда есть возможность, есть шанс построить свое счастье, быть принятыми и любимыми.
«Меня читают сатанисты»
К представителям других религий и атеистам, которые подписаны на наши соцсети, я отношусь совершенно спокойно. Я знаю о них как о факте. При этом за людьми остается право свободного выбора. Например, меня читают сатанисты. Именно от них я узнала, что они сами не относят себя к дьяволопоклонникам. Там какая-то совсем своя философия. Но они читают мою страницу и, судя по всему, что-то здесь для себя находят.
Читайте на тему:
Когда у человека есть свои убеждения, скорее всего, он что-то ищет в этом мире, о чем-то задумывается. И если что-то для него отзывается в моем блоге, эта страничка может оказаться какой-то ступенью, пусть и одной из многих, к тому, что именно он пытается найти.
В основном люди пишут благодарности, причем благодарят совсем не за то, о чем я сама могла бы подумать. Иногда ситуации бывают очень неожиданными. Подписчики считывают какие-то вещи, на которые я не обращаю внимания. При этом обозначают они это в комментариях довольно размыто, и сложно сказать, какая у них сложилась ситуация.
Но буквально пару дней назад мне написала женщина, сумевшая бросить курить. Почему-то она благодарила за это меня. Я даже не могла связать эту ситуацию с тем, что я делаю. Но вот как-то ей это помогло. Иногда я думаю, что просто нужно быть собой. Ты никогда не знаешь, что именно из того, что ты делаешь и говоришь, отзовется в другом человеке.
«У нас есть профессия, и мы работаем»
Если говорить о доходах нашей семьи, то мы, наверное, плохой пример чего-то среднего московского. Мы здесь только три года, и я продолжаю наблюдать за этим городом, разбираться, что и как тут устроено.
Но поскольку священники и их жены — такие же люди, как и все остальные, родившиеся в то же время, что их ровесники, прошедшие примерно такой же путь, источники доходов у нас тоже примерно те же. У каждого из нас есть своя профессия, и мы работаем.
Я вобрала в себя ценности моей матери. Это сильная женщина, ценящая свободу, в том числе и финансовую независимость. Я выросла с этими установками. И для меня тоже было важно работать самой.
Бог всем нам дает какой-то талант. Мы можем реализовать его в жизни или нет. Но точно наивно думать, что женский мозг как-то уступает мужскому в плане интеллекта или, например, творчества. Мы все очень разные. Женщины у нас учатся на самых разных факультетах и успешно реализуются в профессии.
На самом деле дети не мешают строить карьеру ни мужчине, ни женщине, если это полная семья, где все делается сообща. Да, есть примеры семей священников, когда жена занимается только детьми. Но именно мне было важно реализоваться еще и в профессиональном плане. Сейчас я работаю из дома.
На сегодняшний день я как психолог не консультирую, но продолжаю заниматься психологическим просвещением. Мой основной доход приносит мне написание текстов. Сейчас я самозанятая, и пока младший ребенок будет маленьким, так это и останется. Что будет дальше, сказать сложно. Мир постоянно меняется. Но уже сейчас у нас много возможностей. И это здорово.
«Сложно вспомнить, когда мы отдыхали»
Судя по всему, мы те самые странные люди, которые получают удовольствие от того, что делают. И если мы устаем от какой-то деятельности, то просто переключаемся на что-то другое.
Нам нравится делать что-то вместе. Нас это заряжает. И мне сложно вспомнить момент, когда мы отдыхали, пребывали в каком-то бездействии.
Для меня отдых — пешие прогулки по старым улицам. Я люблю гулять по Замоскворечью, где множество старинных мест, очаровательных двориков. В Москве вообще никогда не знаешь, что найдешь. И вот ты идешь по городу и видишь: здесь останавливалась Ахматова, а здесь учился любимый в нашем православном сообществе писатель Шмелев. Это очень вдохновляет.
Я пытаюсь предложить детям разделить со мной удовольствие от таких прогулок, но пока получается не очень.
Философия как образ жизни
Что значит сказать, что философия — это «искусство жить» или «образ жизни»? В современном англоязычном мире философию часто считают деятельностью, связанной с естественными науками и в первую очередь связанной с тем, что мы можем знать и как мы можем это знать. Философия, понимаемая таким образом, может проследить свое происхождение до Древней Греции — мы можем вспомнить первых досократических натурфилософов; Аристотелю, органично сочетавшему интересы в философии (то, что мы сейчас назвали бы) и в науке; и даже Сократу, который стремился выяснить, что именно мы можем знать, и знаем ли мы столько, сколько думаем.
И это все? В последние годы идея о том, что философия может предложить нечто большее, чем просто теоретические размышления, скажем, о природе знания, или о том, какие типы вещей существуют, или о том, как язык формирует наш опыт, нашла ряд сторонников. Возможно, самым важным из них был Пьер Адо, французский исследователь античной философии, умерший в 2010 году. В его книге « Философия как образ жизни» , опубликованной в 1995 году, утверждалось, что в древности философия была в первую очередь руководством к тому, как жить. Как и многие современные философы, она занималась вопросами знания, существования, языка и т. д., но подходила к такого рода вопросам в рамках более широкого понимания того, для чего в конечном счете предназначена философия. Согласно Адо, причина, по которой древние философы интересовались такими, казалось бы, абстрактными вопросами, заключалась именно в том, что они могли способствовать положительному преобразованию образа жизни.
Адо проследил истоки этого подхода к философии до Сократа. Это был не Сократ, который в первую очередь был мотивирован вопросом «что такое х?» вопросы определения, а вместо этого Сократ Апология , который увещевал своих собратьев-афинян заботиться о своих душах. Именно после Сократа, в эллинистический период (– гг. 330–30 гг. до н. э.), на первый план вышел такой способ осмысления цели философии.
Философ-эллинист Эпикур писал: «Пусты слова философа, предлагающего лечение без человеческих страданий». Тем не менее стоит подчеркнуть, что хотя он и представлял философию таким образом, это не мешало ему писать технические трактаты, пытаясь понять мир природы, такие как исследования по метеорологии. Для Эпикура связь была проста: многие люди в его время испытывали душевные муки в виде страха перед богами – мстительным Зевсом, владеющим своей молнией. Показав, что такие вещи, как гром и молния, являются чисто природными явлениями, полностью объяснимыми с точки зрения естественных причин, Эпикур думал, что сможет облегчить их опасения. Изучение метеорологии может помочь вам лучше спать по ночам. Подобное взаимодействие практической помощи и теоретической науки мы видим у великого римского ученика Эпикура, Лукреция, чья шедевральная поэма О природе вещей предлагает полностью натуралистическое описание практически всего — мира природы, человеческого разума, подъема и падения человеческих обществ — все это объясняется с точки зрения атомов, движущихся в пустоте. Однако по пути Лукреций неоднократно напоминает своим читателям, что весь смысл его работы состоит в том, чтобы излечить душу от душевных расстройств. В то время как страх перед ударом молнии Зевса может мало беспокоить большинство людей сегодня, страх смерти, боли или физических трудностей, возможно, все еще довольно распространен, и эпикурейцы также обращались ко всем этим. Для них философия была образом жизни, сформированным их философскими идеями, свободным от всех подобных страхов. Это была жизнь ataraxia , спокойствие или безмятежность — вот что обещала дать эпикурейская философия.
Другой великой эллинистической философской школой был стоицизм. Стоики были философами древности, которые четко определили философию как «искусство жить», навык, который нужно изучать и практиковать, точно так же, как строительство, медицина или навигация. Как и у эпикурейцев, цель состояла в том, чтобы излечить разум от нарушений, которые могли бы помешать вести спокойную жизнь. Согласно стоикам, самой насущной проблемой был не страх перед богами или страх смерти, а эмоции. Стоики разработали сложную теорию восприятия, в которой образы представляются разуму, разум переводит содержание этих образов в суждение, затем принимает или отвергает суждение, которое, в свою очередь, создает убеждение. Если убеждение истинно, оно считается частью знания и так далее. Эта, казалось бы, абстрактная теория была центральной в их диагностике негативных эмоций, которые, по их мнению, возникают, когда разум принимает предложение, содержащее необоснованное оценочное суждение, отсутствующее в исходном образе. Если мы хотим преодолеть калечащие негативные эмоции, такие как страх или гнев, мы должны сначала понять механику восприятия и процесс формирования убеждений. Хотя это интересные вещи, которые стоит попытаться понять сами по себе, для стоиков понимание этих вещей приобретает большую актуальность, когда мы видим, что они предлагают ключ к достижению того, что основатель стоицизма Зенон назвал «плавным течением жизни». .
Как и эпикурейцы, стоики также интересовались пониманием того, как устроен мир природы, и, опять же, считалось, что знание Природы непосредственно способствует изменению образа жизни. Они представляли природу не как продукт хаотических взаимодействий между атомами, а скорее как единое, единое, организованное целое. Мы — части этой единой Природы, утверждали стоики, и поэтому мы должны жить, помня об этом знании. Это привело к ряду практических предложений, таких как не бороться с тем, что происходит, и видеть себя частью большего сообщества живых существ, а не изолированными агентами. В последнее время некоторые люди установили связь между стоицизмом и экологическим движением. Ключевым моментом, однако, является то, что их исследования Природы не были просто абстрактными размышлениями, о которых нужно забыть в конце дня. Быть стоиком не означало просто придерживаться определенного набора убеждений; это означало жить стоической жизнью, которая естественным образом вытекала из этих верований.
Третьим эллинистическим философом, более или менее современным Эпикуру и Зенону, был Пиррон из Эллиса. Точная природа собственной философии Пиррона остается спорной, но более поздние мыслители взяли его за образец для подражания и разработали позицию, которая стала называться пирронизмом. Короче говоря, пирронизм считает, что единственный способ преодолеть душевные страдания и мучения — это отказ от всех верований. Они предлагали путь к умственному спокойствию, который шел следующим образом: если у вас есть убеждение о чем-то, что вы, несомненно, считаете истинным, то начните рассматривать аргументы в пользу противоположного мнения. Ни один аргумент в пользу какой-либо из сторон вряд ли будет слишком убедительным, и поэтому в конце концов у вас будет два набора одинаково убедительных аргументов в пользу противоположных сторон вопроса, будь то свобода воли против детерминизма, материализм против идеализма, удовольствие или добродетель. самое главное и так далее. В самом деле, можно сказать, что это ответит на любой существенный философский вопрос, который остается открытым для обсуждения.
Противоположные аргументы, утверждали пирронисты, приведут вас в состояние «уравновешенности», когда столь же убедительные (или неубедительные) аргументы вызовут состояние интеллектуального паралича, и вы не сможете вынести суждение в любом случае . Пирронисты думали, что как только человек достигает этого состояния непроизвольного замешательства, свободного от всякой веры, тогда спокойствие придет само собой. Проблема в том, чтобы верить в то, что вещи истинны. На практике это означало, что пирронистов очень интересовали аргументы против взглядов других философов, таких как эпикурейцы и стоики. В этом отношении они очень походили на современных философов, всегда ищущих возражения и контрпримеры. Но их интерес к этим вещам был полностью мотивирован желанием достичь состояния равновесия и достичь умственного спокойствия, которое, как они думали, из этого следует. Пирронизм часто сравнивают с буддизмом, и есть древний источник, в котором утверждается, что на Пиррона повлияла его встреча с индийскими мудрецами, с которыми он познакомился во время путешествия в Индию с Александром Македонским.
Этот эллинистический подход к философии в качестве руководства к тому, как жить хорошо, был представлен читающей публике Рима Цицероном в таких работах, как On Ends , On Duties и Tusculan Disputations . В последнем из них Цицерон указывал на Сократа как на фигуру, стоящую за эллинистическим подходом к философии: он был первым, кто «призвал философию с небес и поселил ее в городах людей, и привел ее также в их дома, и заставил ее задавать вопросы о жизни и морали, о добре и зле». Среди преемников Цицерона в Риме Сенека выделяется как поборник эллинистического подхода к философии. Сенека идентифицировал себя как стоика, но он регулярно обращался к Эпикуру и Лукрецию, когда думал, что они могут сказать что-то полезное. Все его письма и эссе посвящены очень реальным проблемам повседневной жизни, например, как справляться с такими эмоциями, как гнев, как перестать тратить время впустую, как сохранять спокойствие перед лицом невзгод, как справиться с тяжелой утратой и так далее. Он сочетал обсуждение этих практических вопросов с описанием техник, которые можно использовать для внедрения философских идей в собственную жизнь. Один из них, заимствованный из пифагорейской традиции, заключался в том, чтобы каждый вечер заниматься ежедневными размышлениями, оценивая свои успехи и то, что можно сделать лучше на следующий день. Сенека каждую ночь спрашивал себя: «Когда я поступал хорошо по отношению к другим?»; «Когда я поступил плохо?»; «В чем я не соответствовал своим принципам?». Цель состояла в том, чтобы учиться на его ошибках, чтобы уменьшить их в будущем.
Другие римские стоики разработали аналогичные практические приемы. Эпиктет настаивал на необходимости не только вечерних размышлений, но и постоянной бдительности в течение дня. Он напоминал своим ученикам, что их философские идеи всегда должны быть под рукой. Умственное повторение, которое для этого потребовалось бы, предназначалось для того, чтобы помочь укоренить их в сознании и выработать соответствующие привычки. Эпиктет на протяжении всей своей « бесед » настаивал на том, что целью философии являются дела, а не слова, то есть действия, соответствующие философским идеям. По его словам, когда овцы едят траву, они не выбрасывают ее изо рта; вместо этого они переваривают его и показывают его продукт в своей шерсти. Точно так же ремесленник изучает работу по дереву не для того, чтобы весь день сидеть и болтать о работе по дереву; вместо этого он делает вещи в соответствии с полученными знаниями. Эпиктет настаивает на том, что философия — это то же самое: это не деятельность, которую в основном выполняют люди, сидящие без дела и разговаривающие. Все дело в том, чтобы внедрить философские идеи в повседневную жизнь.
Может показаться заманчивым, что это интересная историческая идея, но сегодня она уже не актуальна. Времена изменились, и философия ушла вперед. То, о чем мы думаем сейчас, когда говорим о философии, совершенно отличается от того, что представляли себе Сократ, Эпикур или Эпиктет. В конце концов, это было более двух тысяч лет назад. Но стоит отметить, что такой способ осмысления философии не угас в древности. Целый ряд более поздних философов перенял этот способ мышления о философии, часто вдохновленный некоторыми из древних философов, с которыми мы уже сталкивались. В шестнадцатом веке был Мишель де Монтень, который, подобно Сенеке, писал эссе на широкий круг повседневных забот с философской точки зрения и рассматривал процесс написания эссе как процесс самосовершенствования. В следующем столетии Спиноза наметил сложную метафизику и этику, направленные на достижение состояния блаженства. Философские аутсайдеры, такие как Шопенгауэр и Ницше, чуть позже также подчеркивали самопреобразование как конечную цель философии. Совсем недавно Мишель Фуко посвятил последние годы своей жизни изучению древних практик того, что он называл «заботой о себе», и не уклонялся от размышлений о том, какую пользу можно извлечь из некоторых из этих практик сегодня. Короче говоря, идею «философии как образа жизни» лучше всего охарактеризовать не как нечто древнее и ныне давно вытесненное, а скорее как способ осмысления того, что такое философия, который всегда присутствовал на протяжении всей истории философии и остается живой вариант сегодня.
Джон Селларс преподает древнюю философию в Ройал Холлоуэй, Лондонский университет; его последняя книга — «Эллинистическая философия».
Живя жизнью разума
Я пишу новости философии для этого журнала уже три года. Возможно, в моей первой статье летом 2016 года было не совсем очевидно, что у меня не было прямого интереса просто сообщать новости, несмотря на мой краткий комментарий по поводу идеи , которую The Daily Mail пытался объяснить своим читателям.
кем был Аристотель. Но как только я добился успеха с полными комментариями к статьям о «философии» Канье Уэста и своей статьей об этих храбрых, смелых, «академических» мистификаторах, стало ясно, по крайней мере мне, что искренняя журналистика на самом деле не мое. Таким образом, эта колонка новостей будет трансформироваться во что-то немного другое.Вместо того, чтобы каждый квартал давать вам сводку новостей философии, даже если их нет (мне искренне жаль эту статью о росте числа философских фестивалей и колонку, заполненную отчетами о премиях и гранты присуждены) Делаю ребрендинг. Эта регулярная рубрика теперь будет не только новостями философии — хотя, когда будет о чем сообщить, не волнуйтесь, я все равно буду это освещать. Но кроме того, колонка (именно так я ее сейчас снисходительно называю) немного расширится, чтобы включить в нее более общие «философские размышления». Не волнуйтесь, не тот тип, который вы найдете на кружке в засохшем приморском городке. Скорее проблемы, возникающие в мире философии, но не совсем «новости», и вещи, которые возникают за пределами мира философии, но могут быть полезны для философского взгляда.
Как неоднократно отмечали феминистские философы и теоретики, не существует единой единой феминистской теории. Есть много волн и внутри и между этими волнами, много ветвей и много разногласий. Тем не менее, в популярном воображении часто бывает политически полезно обобщать феминизм как некую версию идеи о том, что мужчины и женщины равны, или, если вы предпочитаете ваши феминистские определения, суммированные на футболке, ранее доступной в H&M: «Феминизм — это радикальное представление о том, что женщины — это люди». (Они не придумали это, они присвоили это — в зависимости от ваших источников — активистки Черис Крамарае или писательницы Мари Шир).
Но даже если мы можем использовать содержательные предложения или броские лозунги на футболках, чтобы подчеркнуть важность освобождения женщин, это не означает, что феминистские философы и теоретики согласны в том, что значит быть феминисткой или что мы должны делать, если мы действуем из феминистских принципов. Некоторые из самых сложных и самых интересных аспектов феминистской науки касаются тех мутных вод, которые лежат в конфликте между уважением выбора женщин и сохранением приверженности феминистскому освобождению. Ученые-феминистки до сих пор пытаются решить вопрос о том, есть ли что-то изначально проблематичное в том, что женщины выбирают роли или занимаются практиками, которые традиционно подвергались критике на том основании, что они усиливают женское подчинение. Или, осуждая такой выбор и образ жизни, отрицаем ли мы свободу действий женщин, обвиняем жертву или участвуем в необоснованном патернализме. Однако все это вот-вот изменится, так как один парень, наконец, все понял: Джо Суонберг.
Вы можете узнать имя Сэмберга из мира так называемых фильмов о бормотании, в которых он является крупным игроком, и его последнее предложение Netlix Easy , которое теперь состоит из трех серий сильной антологии, соответствует типу. Используя подход Денниса Уотермана, Суонберг является движущей творческой силой этого начинания: он пишет эпизоды, режиссирует их, редактирует и продюсирует их, все, что он не делает, — это поет мелодию темы (но, возможно, только потому, что нет слов). ). В 9 есть что возразить0005 Easy : надоедливые братья, владеющие пивоварней; «но это может сработать для нас» относится к открытому браку; тем не менее, тот, который действительно заставил меня кричать на телевизор, был эпизод под названием «Леди Ча-Ча», в котором, как описывает это Netflix, «подающая надежды танцовщица бурлеска бросает вызов двойным стандартам своей подруги в отношении искусства, секса и феминизма».
Для тех из вас, кто, возможно, не видел его, я дам вам краткое изложение ключевых моментов. После посещения бурлеск-воркшопа «изначально для фитнеса» Чейз решает, что хочет устроить собственное бурлеск-шоу «очевидно бесплатно» — почему бесплатно, Суонберг? Потому что, если бы она брала деньги, она была бы стриптизершей, а это не феминистка? Подруга Чейза, Джо, явно не совсем довольна этой идеей, хотя и не высказывает своих опасений. Это ускоряет сцену, в которой Чейз разговаривает с другой подругой, которая заверяет ее, что она, должно быть, неправа, потому что Джо, одна из самых феминистских женщин, которых она знает, они вместе ходят в стриптиз-клубы, и ей это «нравится».
Когда Чейз, наконец, сталкивается с Джо напрямую, Джо уверяет ее, что поддерживает Чейза и его пародийное выступление, даже если мы понимаем, что она все еще немного и легкая (эй, это почти название программы!) дойти до апогея на феминистском художественном шоу Джобса о женщинах и власти. В шоу участвует художник, который использует обнаженных танцующих моделей, чтобы сделать какое-то расплывчатое замечание о чем-то. Чейз выбегает, обвиняя Джо в лицемерии. Потому что, конечно, фасилитировать арт-шоу, в котором участвуют голые модели, которых вы никогда не встречали и с которыми не имеете никакого отношения, это то же самое, что ваша девушка раздевается на публике, поэтому, если вы согласны с одним, вы должны быть в порядке и с другим. .
После драки, в которой Джо признается, что ей не нравится, когда ее девушка устраивает бурлеск, Джо сетует на свою подругу: «Ты когда-нибудь была похожа на ужасную феминистку?» Вы никогда не чувствовали себя ужасной феминисткой, или вы когда-либо конфликтовали из-за своих взглядов, но вы , что указывает на то, что это факт феминистской доктрины, что Джо неправа, а Чейз прав. Эй, мы живем в постфеминистском мире, верно? Если вы не заряжаете, это не раздевание, это бурлеск. Если у вас волосатые подмышки (как мы видим у Чейз, когда она в конце концов устроила свое бурлеск-шоу, а Джо теперь аплодирует из зала), то это расширение прав и возможностей, а не эксплуатация. Я не претендую на то, что это легкие темы, но то, как Суонберг их преподносит, таковыми и является; и это, я думаю, глубоко бесполезно.
Существует важная феминистская работа, посвященная проблемам, которые эти 28 минут пытаются поднять на телевидении, но рендеринг Самберг не передает их должным образом. Представлять это как установленный факт, что если у Джо есть проблема с ее девушкой, которая делает бурлеск, она просто «лицемерка», бесполезно. Да, может быть полезно провести параллели между искусством и другими формами публичной наготы и спросить, почему одно считается законным, а другое нет, но это не тот вопрос, о котором Сванберг может сказать что-то интересное. Он не может пойти дальше банального утверждения, что в обоих случаях это женщины и они обнажены.
Не столь неявное суждение Сэмберга о ситуации игнорирует сложные чувства, которые мы можем испытывать по поводу сложных вопросов, и плодотворные разговоры, которые могут привести к таким чувствам. Это не значит, что мы можем не прийти к такому же выводу, возможно, мы также обдуманно решили, что вам следует поддержать бурлеск-шоу вашей девушки. Или, возможно, мы могли бы прийти к выводу, что и арт-шоу , и бурлеск-шоу были бессмысленным использованием женских тел, которые на самом деле не имели политического смысла, чтобы что-то делать.