что это в психологии, виды и формы детерминизма
Главная » Семья » Психология личности
Опубликовано:
Детерминация – это в психологии первопричина, взаимосвязь и взаимовлияние феноменов и процессов. В психологии краткое определение детерминизма простыми словами сводится к наличию причин и влияющих механизмов, которые определяют поведение индивида, а также характер его социальной и психической активности. Подразумевается, что поведенческие модели формируются не случайно, а вследствие определенных причин. Выделяют разновидности детерминизма исходя из характера детерминант – влияющих факторов (например, биологические, культурные).
Определение
Детерминизм в психологии отражает причинно-следственные связи между психическими проявлениями и факторами, которые их провоцируют. Суть детерминизма сводится к обязательному наличию причин для происходящих психических феноменов. Психические явления происходят под влиянием многочисленных факторов – внутренних и внешних. К первой группе относят мотивацию и целеполагание, ко второй – наследственную предрасположенность, влияние социальной среды и накопленного опыта.
Детерминация – это такой подход к рассмотрению психических процессов, который предполагает наличие влияющих факторов, что вызывает необходимость изучения причин поведенческих реакций для понимания сути психических феноменов и явлений. Причинность носит однонаправленный, односторонний и необратимый характер – подразумевается первичность причины и вторичность вытекающего из нее следствия. Причина предшествует следствию, обратное невозможно.
В рамках концепции детерминизма рассматриваются такие категории, как необходимость и случайность. Под необходимостью подразумевается процесс, феномен, явление, которые обязательно происходят при заданных условиях. Причем сущность явления неизменна, но под влиянием обстоятельств, которые складываются вариативно, результат может различаться. Случайность отражает наличие разных форм проявления необходимости, варьирующихся относительно исходного варианта.
Категория действительности понимается как исходные обстоятельства. Категория возможности отражает изменения, которые происходят в период от текущего до будущего положения действительности. Возможность – предпосылки, существующие в настоящем и направленные на изменение действительности. Выделяют абстрактные (теоретические, ничем не обоснованные) и реальные возможности.
Детерминизм в психологии – подход к изучению психической деятельности человека с целью выявления принципов и механизмов психических реакций. Основные задачи такого подхода – выявление закономерностей в поведении человека, понимание психических процессов, которые определяют активность индивида. Например, формирование поведенческих моделей ребенка происходит с раннего детства под влиянием воспитания, окружающей среды, культуры.
На становление характера и темперамента влияют физиологические процессы, направленные на естественное созревание в рамках физического и психического развития. Общение, поддержание диалога со взрослыми является стимулом развития ребенка. Детерминация поведения индивида рассматривается с точки зрения рефлекторных и произвольных реакций. В первом случае подразумевается непреднамеренное, непроизвольное реагирование на внешние стимулы как проявление безусловных и условных рефлексов.
Во втором случае предполагается произвольное, волевое, осознанное реагирование на внешние стимулы. Социальная среда корригирует личные намерения индивида, определяет его роль в рамках социума, стимулирует его активность. Внешние стимулы могут выражаться в принуждении, манипуляциях, психологическом давлении и физическом насилии.
Детерминистический подход к изучению психических явлений основан на принципе причинности. Причинность рассматривается как совокупность обстоятельств, которые предшествуют следствию и провоцируют его. Детерминистический подход подразумевает учет влияния разносторонних факторов. Например, системный детерминизм рассматривает зависимость элементов системы от характеристик и свойств целого.
Детерминизм в форме обратной связи предполагает воздействие следствия на причину, которая его спровоцировала. Статистический детерминизм отражает наличие при одинаковых причинах разных эффектов-результатов, которые изменяются в рамках статистической закономерности. Детерминанты – это в психологии первопричины и факторы, обуславливающие процесс. Выделяют детерминанты, определяющие характеристики и уровень развития личности:
- Экономический, образовательно-культурный уровень, достигнутый в социуме.
- Особенности воспитания и взаимоотношения родителей в семье (например, неполные семьи).
- Степень удовлетворения нужд, доля неудовлетворенных потребностей.
- Уровень правовой защиты.
- Этнические и культурные традиции.
Детерминанта – это такое понятие, которое в психологии отождествляется с первопричинами, в совокупности обуславливающими поведенческие реакции и психические процессы, что отражает влияние сторонних и внутренних механизмов на активность индивида. Поведенческие модели формируются, претерпевая воздействие психосоматических характеристик (генетические особенности, заболевания, психоэмоциональный фон) и микросоциальных факторов – порядок воспитания, взаимоотношения в семье и небольших группах социума (детский сад, круг друзей, школа).
На развитие личности влияют особенности профессиональной деятельности (подверженность стрессам, ненормированный режим и график труда), социально-экономическая ситуация, в том числе такие события, как экономический кризис, военные действия. Субъективные детерминанты, влияющие на формирование поведенческих моделей, включают саморазвитие, самосознание индивида, наличие мотивации, уровень притязаний.
Коэффициент детерминации – доля дисперсии (показатель разброса, отклонения данных) зависимого признака, рассматриваемая под углом влияния, корреляции (взаимная связь) независимых переменных. Простыми словами значение коэффициента детерминации сводится к отражению степени вариации полученного в результате признака под влиянием причинных, факторных признаков.
Селф-детерминизм кратко – это способность индивида определять цели, управлять своими действиями. Понятие селф-детерминизм появилось благодаря Рону Хаббарду и основанному им течению саентологии. Это явление рассматривается в контексте состояния, когда индивид направляет свои действия исходя из поставленной задачи.
Формы
Начальные представления о детерминизме в психологии отражали примитивное понимание психических процессов, это нашло воплощение в представлении психических реакций как ответа на внешние стимулы. В этот период в практику введены понятия аффекта, условных и безусловных рефлексов. Факторы, определяющие поведение индивида, включали желание, удовлетворение, неудовлетворение.
Теория Дарвина положила начало биологическому детерминизму в психологии, это принцип, который позволил выявить взаимообусловленность сознательно-волевой сферы и физических характеристик. Психика стала рассматриваться как функция, необходимая для выживания человека. Биологическая форма предусматривает отсылку к функциям мозга, генетическим и физиологическим взаимосвязанным и взаимообуславливающим факторам (коррелятам).
Изначально считалось, что психическая деятельность индивида основана на ощущениях и представлениях. В XIX веке описаны психические процессы, не подвластные естественным физиологическим реакциям. В их числе апперцепция (восприятие предметов внешнего мира в тесной взаимосвязи друг с другом), волевое усилие, личностный выбор. В конце XX века появляется понятие функционального и системного видов детерминизма.
В первом случае речь идет о толковании психических феноменов с точки зрения их функций и вовлечения адаптивных механизмов. Во втором случае психические феномены рассматриваются в рамках взаимосвязи с общей системой. Выделяют статистическую и вероятностную формы детерминизма, когда прогнозируются поведенческие реакции индивида. Лингвистическая форма предполагает рассмотрение процессов восприятия и мышления представителей разных культур с учетом взаимосвязи с языковыми особенностями группы.
Психологический детерминизм проявляется под влиянием внешних и внутренних стимулов, что обуславливает появление форм – внешнего и внутреннего детерминизма. В первом случае рассматриваются поведенческие и физиологические реакции индивида, возникающие на внешние стимулы. Во втором случае предполагается влияние на активность индивида внутренних детерминант – поставленной цели, мотива, смысла деятельности.
Форма, затрагивающая пограничные аспекты между внешним и внутренним детерминизмом, рассматривается в рамках глубинной психологии (ряд направлений в психологии, ориентированных на наблюдение бессознательных психических реакций). Согласно концепции пограничной формы, внимание акцентируется на бессознательных реакциях, которые преподносятся как основные регуляторы поведения человека. В теории генетической детерминации поведение индивида обусловлено влиянием наследственных факторов.
Концепция культурной формы раскрывает влияние окружающей действительности, внешней среды на поведенческую и социальную активность личности. Явление рассматривается в рамках культурно-исторического течения в психологии. Культурная форма детерминизма – основополагающее звено передачи культурного опыта.
В психотерапевтической практике применяются принципы причинного детерминизма, когда устанавливается связь между психическими расстройствами и влияющими факторами далекого прошлого, например, психотравмирующими ситуациями из раннего детства. В данном случае применяются методы психоанализа.
Детерминация в психологии отражает подход к изучению поведенческих моделей человека в тесной взаимосвязи с причинами и факторами, определяющими психические реакции.
0 1 450 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детерминация поведения
Поведение любого человека определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность.
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. Социокультурные, экономические и политические особенности общества обусловливают не только характер социальных норм, правил поведения, законов, которым подчиняется человек, но и привычные взгляды, мнения, стереотипы восприятия и поведения.
Социальная группа, к которой принадлежит человек, ближайшее социальное окружение (семья, круг друзей, и знакомых, микросреда) влияет на то, какие социальные нормы и стереотипы будут человеком усвоены, в зависимости от того, какие специфический образ жизни и правила поведения, восприятия и оценки событий приняты в данной социальной группе.
Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. Роль — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т. д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования.
Базовые психологические установки нашего «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих. Возможны четыре вида установок по отношению к себе и окружающим.«Я хороший — ты хороший». Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».
«Я хороший — ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.
«Я плохой — ты хороший». Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как паразиты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в состоянии депрессии.
«Я плохой — ты плохой». Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы.
Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.
Роль самоопределения в благополучии
Источник: Гордон Коуи/Unsplash
В соавторстве с Чики Дэвис и Сарой Спербер
Почему вы делаете то, что делаете? Почему вы почистили зубы этим утром, пошли на работу или нажали на этот пост? И можно ли изменить свое поведение?
Мотивация лежит в основе всего нашего поведения. Теория самоопределения является широко признанной основой для понимания мотивации и влияния, которое различные типы мотивации могут оказывать на различные аспекты благополучия. Читайте дальше, чтобы узнать об основных принципах теории самоопределения и о том, как вести более самостоятельную жизнь.
Что такое самоопределение
Психологи, разработавшие теорию самоопределения, определили самоопределение следующим образом: внешняя мотивация» (Deci & Ryan, 2010).
Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан впервые представили теорию самоопределения (сокращенно называемую SDT) в своей книге 1985 года Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека . Они предполагают, что существует четыре различных типа регуляции поведения или мотивации, два из которых являются автономными, а два — контролируемыми. В этой теории автономное регулирование является основой для самоопределения (Deci & Ryan, 2010).
- Автономная мотивация или регулирование относится к действию на основе чувства готовности, воли и выбора (Deci, 2017).
- Контролируемая мотивация или регулирование относится к действиям из чувства давления, требования или обязательства (Deci, 2017).
Примеры самоопределения
Вот несколько примеров самоопределения поведения:
- Ребенок, играющий с игрушками для удовольствия
- Занимаетесь спортом, потому что цените пользу для здоровья
- Отказ от курения, потому что вы цените долгую жизнь со своими детьми
- Ребенок выполняет свою работу по дому, потому что понимает ценность ответственности
- Создание искусства ради присущей ему радости
- Выбор карьеры с полным чувством готовности
Принципы самоопределения
Теория самоопределения утверждает, что у людей есть три психологические потребности для оптимального благополучия и производительности: связанность, компетентность и автономия. Когда кто-то чувствует себя связанным с другими, компетентным и как будто он действует с чувством воли, он будет иметь автономную мотивацию или самоопределение (Deci, 2017; Deci & Ryan, 2012).- Связанность означает потребность в заботе и заботе о других.
- Компетентность относится к необходимости чувствовать себя эффективным в своем поведении.
- Автономия относится к необходимости чувствовать, что человек действует исходя из чувства воли и самоодобрения (Vansteenkiste & Ryan, 2013).
Исследование показывает, что для содействия самоопределению себя или других важно создать благоприятную среду, которая удовлетворяет все три вышеуказанные потребности (Deci & Ryan, 2012).
Как самоопределение может повлиять на благополучие
Так почему же важны эти различные типы мотивации или регулирования? Если вы в конечном итоге будете вести себя одинаково, имеет ли значение, что их мотивирует? Что ж, ваш собственный опыт может подсказать вам, что тип вашей мотивации может влиять на то, как вы себя чувствуете, когда совершаете какое-либо поведение.
Исследования, связанные с теорией самоопределения, показали, что автономное регулирование связано с более высоким общим благополучием. «То поведение, которое более самоопределимо и менее контролируемо, связано с более сильным чувством личной приверженности, большей настойчивостью, более позитивными чувствами, более качественной работой и лучшим психическим здоровьем» (Deci & Ryan, 2000). Исследования показали, что автономная мотивация также связана с большей креативностью и улучшенным решением проблем (Deci, 2012).
Имея это в виду, вероятно, будет полезно узнать, как увеличить объем автономной регуляции в своей жизни. Для этого вы можете работать над созданием благоприятной среды для себя на основе вышеупомянутых принципов связанности, компетентности и автономии.
Версия этого поста также появляется в виде статьи на веб-сайте Института благополучия Беркли.
Ссылки
Deci, EL (2012, август). Продвижение мотивации, здоровья и совершенства: Эд Деси на TEDxFlourCity. Конференции ТЭД.
Деси, Э. Л. (2017, октябрь). Эдвард Деси — Теория самоопределения. Видеоантология мозговых волн
Деси, Э. Л., Райан, Р.М. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. США: Спрингер США.
Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (2000). «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Psychological Inquiry , 11 (4), 227–268.
Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (2010). Самоопределение Энциклопедия психологии Корсини, 1-2.
Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (2012). Теория самоопределения. В PA Van Lange, AW Kruglanski и ET Higgins Handbook of Theory of Social Psychology: Volume 1 (Vol. 1, pp. 416-437). SAGE Publications Ltd, https://www.doi.org/10.4135/9781446249215.n21
Vansteenkiste, M., & Ryan, R. M. (2013). О психологическом росте и уязвимости: удовлетворение основных психологических потребностей и разочарование потребностей как объединяющий принцип. Journal of Psychotherapy Integration , 23(3), 263.
21 Навыки самоопределения и действия, которые можно использовать сегодня
Как мы побуждаем себя и других действовать? Все зависит от мотивации.
Люди часто руководствуются внешними факторами, будь то финансовое вознаграждение, престиж, продвижение по службе или мнение других. Так же часто люди мотивированы изнутри, своими убеждениями и личными ценностями.
Хотя внешняя мотивация не обязательно плоха, именно внутренняя мотивация наиболее эффективно поощряет и поддерживает действия. Нам нужно чувствовать себя автономными — что мы являемся авторами и агентами нашего поведения — вместо того, чтобы чувствовать, что внешние силы контролируют наше поведение.
Самоопределение в первую очередь связано с внутренней мотивацией и проливает свет на взаимодействие между внешними факторами и внутренними мотивами, присущими человеческой природе.
В следующей статье будет рассмотрена концепция самоопределения, даны ответы на распространенные вопросы по этому предмету, а также рассмотрены некоторые виды деятельности, оценки и рабочие листы для развития и улучшения навыков самоопределения.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели. Эти подробные научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам поставить действенные цели и освоить методы, позволяющие добиться устойчивых изменений в поведении.
Эта статья содержит:
- Что такое самоопределение?
- Взгляд на концепцию в психологии
- Общие вопросы о самоопределении
- 8 навыков самоопределения, которые нужно использовать сегодня
- 7 полезных упражнений и рабочих листов (включая PDF)
- 5 Оценки, тесты и опросники
- 6 книг, которые стоит прочитать
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое самоопределение?
Самоопределение зародилось как политическая концепция, согласно которой группа людей могла сформировать свое собственное государство и выбрать собственное правительство (Unrepresented Nations & Peoples Organization, 2017). После Второй мировой войны поощрение и поддержка самоопределения стали одной из основных целей Организации Объединенных Наций. В психологии самоопределение относится к способности человека делать выбор и управлять своей жизнью.
Теория самоопределения (SDT) — это подход к человеческой мотивации, который подчеркивает важность наших развитых внутренних ресурсов для развития личности и поведенческой саморегуляции (Ryan, Kuhl, & Deci, 1997). Deci (1992) признал мотивационную динамику, которая определяет деятельность, которую человек свободно выбирает, и ту деятельность, в которой он чувствует принуждение или принуждение к участию. свободен от внешнего воздействия. Согласно Филду, Мартину, Миллеру, Уорду и Вемейеру (1998), понимание наших сильных сторон и ограничений, а также вера в себя как способных и компетентных необходимы для самоопределения.
Действуя на основе этих навыков и отношений, люди обладают большей способностью контролировать свою жизнь и участвовать в целенаправленном, саморегулируемом, автономном поведении.
По сути, самоопределение представляет собой комбинацию навыков, знаний и убеждений, которые позволяют человеку выбирать и действовать в соответствии с этим выбором, а не подкрепляющими обстоятельствами, побуждениями или другими внешними воздействиями.
Взгляд на концепцию в психологии
Как психологическая конструкция самоопределение представляет собой теорию мотивации и личности, которая рассматривает вопросы внешней и внутренней мотивации, касающиеся универсальных, врожденных психологических потребностей. Считается, что эти потребности необходимы для роста и интеграции, конструктивного социального развития и личного благополучия (Ryan & Deci, 2000).
SDT постулирует, что у людей есть три врожденные психологические потребности (Ryan & Deci, 2000):
- Компетентность (чувство эффективности)
- Автономия (ощущение себя источником нашего поведения)
- Психологическая родственность (чувство заботы и понимания со стороны других людей)
Удовлетворение и выполнение этих трех потребностей считается необходимым и существенным для жизнедеятельности, здорового функционирования человека, независимо от культуры или стадии развития (Silva, Marques, & Teixeira, 2014).
Когда эти три потребности удовлетворены, люди испытывают больше жизненной силы, самомотивации и благополучия. И наоборот, игнорирование этих основных потребностей может привести к снижению самомотивации и обостренному чувству неблагополучия (Ryan, Deci, Grolnick, & La Guardia, 2006).
Теория самоопределения, разработанная с помощью набора из шести «мини-теорий», которые представляют собой широкую основу для изучения человеческой мотивации и личности: вознаграждения, сроки, обратная связь и давление влияют на чувство автономии и компетентности.
Общие вопросы о самоопределении
Регулярно задают несколько вопросов о самоопределении, ответы на некоторые из наиболее распространенных приведены ниже.
Почему самоопределение так важно?
Поощрение и приобретение навыков самоопределения может помочь людям всех возрастов, с инвалидностью или без, утвердить личный контроль над своим выбором в жизни.
Самоопределение играет жизненно важную роль в нескольких контекстах. Было показано, что он повышает удовлетворенность жизнью в более позднем возрасте (Ekelund, Dahlin-Ivanoff, & Eklund, 2014), способствует физической активности и снижению веса (Silva et al., 2010; Teixeira, Silva, Mata, Palmeira, & Markland, 2012). ), умеренное профессиональное выгорание (Fernet, Guay, & Senecal, 2004) и влияние на мотивацию (Gagné & Deci, 2005).
Было показано, что в образовательной среде интеграция навыков самоопределения, таких как саморегуляция, принятие решений и планирование действий, помогает учащимся оценивать и ставить личные цели; стать более автономными, самостоятельными учениками; и повысить чувство контроля над своим обучением (Eisenman, 2007).
Когда молодые люди развивают способность обдумывать и реализовывать решения своих проблем, они становятся внутренне мотивированными и активно вовлекаются в процесс обучения (Ryan & Deci, 2000).
Wehmeyer (2005) обсудил распространенное заблуждение, что люди с тяжелыми формами инвалидности не обладают необходимыми навыками для осуществления контроля над своей жизнью. Хотя верно то, что люди с тяжелыми формами инвалидности могут быть ограничены в степени, в которой они могут стать более самостоятельными, благодаря поощрению выражения предпочтений и поощрению самоадвокации у них есть возможности стать причинными агентами в своей собственной жизни. .
Wehmeyer and Palmer (2003) обнаружили, что учащиеся с ограниченными возможностями, принявшие участие в программе самоопределения, с большей вероятностью будут жить независимо и переехать из семейного дома, сохранить работу и иметь большую финансовую независимость.
Всегда ли самоопределяемое поведение является «успешным» поведением?
Самоопределение было связано с множеством положительных результатов, и, возможно, неудивительно, что существует тенденция приравнивать самоопределяемое поведение к успешному поведению. Однако даже решительные люди терпят неудачи. Согласно Wehmeyer (2005), акцент следует делать на попытке осуществления контроля, а не на конкретном результате действий.
Самоопределение не должно приравниваться только к успешным результатам. Не каждое решение, которое принимает человек, оказывается оптимальным решением, и не каждая цель является правильной целью.
Каковы основные предпосылки самоопределения?
Согласно Деси и Райану (1985), самоопределение состоит из двух ключевых допущений. Во-первых, врожденная потребность человека в росте определяет его поведение. Проще говоря, люди активно направлены на рост, преодоление трудностей и получение нового опыта для развития целостного самоощущения.
Второе предположение фокусируется на важности автономной мотивации, которая связана с улучшением психологического здоровья и более эффективной работой (Deci & Ryan, 2008). В то время как люди могут быть мотивированы внешними факторами, такими как деньги и признание, теория самоопределения фокусируется в первую очередь на внутренних источниках мотивации, таких как потребность в получении знаний или независимости (Silva et al., 2014).
Какие методы используются в интервенциях по самоопределению?
Вмешательства, основанные на теории самоопределения, включают множество поведенческих и коммуникативных техник, направленных на удовлетворение потребностей и автономию. Рив и Янг (2006) подчеркнули важность вмешательств, основанных на автономии, в образовании, здравоохранении, воспитании детей и на рабочем месте.
Акцент на личной автономии может включать в себя принятие точки зрения клиента, создание возможностей для вклада и инициативы клиента, а также пояснительное обоснование запросов, сделанных практикующим врачом.
Кроме того, многие вмешательства, направленные на самоопределение, связаны с поддержкой потребностей в компетентности и психологическом родстве. Многие методы, используемые для поддержки компетентности, сосредоточены на развитии чувства удовлетворения за счет продвижения к поставленным перед собой целям, достижения мастерства и развития навыков самоопределения (Sierens, Vansteenkiste, Goossens, Soenens, & Dochy, 2009).
Являются ли самоопределение и самоэффективность одинаковыми?
Согласно Sugarman and Sokol (2012), самоопределение и самоэффективность основаны на идеологии, согласно которой люди являются агентами своих действий и обладают сложными внутренними структурами, которые позволяют им делать выбор в отношении своих действий. Хотя эти две теории основаны на схожей идеологии, они также рассматривают концепцию агентства с очень разных точек зрения.
Самоэффективность отражает способность людей принимать меры для достижения поставленных целей (Bandura, 1997). С точки зрения самоэффективности, усиление восприятия компетентности ведет к воспринимаемой управляемости. Самоэффективность человека движет его деятельностью. Проще говоря, люди действуют, когда чувствуют, что способны достичь поставленных целей.
В то время как теория самоопределения признает важность чувства компетентности, автономия играет более важную роль. Когда человек воспринимает свои действия как автономные, тогда самоопределяемая мотивация является основным элементом агентства (Sweet, Fortier, Strachan, & Blanchard, 2012).
8 Навыки самоопределения, которые можно использовать сегодня
Хотя самоопределение представляет собой сложную конструкцию, включающую сочетание навыков и знаний, этим навыкам можно научиться, их можно измерить, и наиболее эффективно они развиваются посредством регулярной практики. Согласно Wehmeyer, Agran, and Hughes (2000), компоненты навыков самостоятельного поведения включают следующее: Wehmeyer, 2005) и контролировать свои действия и окружающую среду.
2. Навыки принятия решений
Подобно принятию решений, принятие решений требует эффективных суждений о том, какие варианты или решения являются правильными в любой данный момент. Согласно Wehmeyer (2007), эффективное принятие решений требует от людей определения возможных альтернатив действий, потенциальных последствий каждого действия, оценки вероятности наступления каждого результата, выбора наилучшей альтернативы и реализации альтернативного решения.
3. Навыки решения проблем
Решение проблем требует определения проблемы, возможных решений и понимания потенциальных плюсов и минусов каждого решения.
4. Навыки целеполагания и достижения
Навыки целеполагания и достижения являются критическим компонентом в развитии способностей, ведущих к агентным действиям и самоопределению.
5. Навыки саморегуляции (включая самонаблюдение, оценку и поощрение)
Саморегуляция – это процесс, посредством которого люди внедряют изменение поведения в свою повседневную жизнь (Kapp, 2001). Саморегулирование включает в себя постановку целей, разработку плана по достижению целей, реализацию и выполнение плана действий, оценку результатов плана действий и соответствующую корректировку. Другие инструменты саморегулирования можно найти здесь.
6. Навыки самозащиты
Самозащита относится к способности человека уверенно выражать свои потребности и желания и действовать от своего имени. Подробнее на эту тему в Как способствовать самовыражению .
7. Положительная самоэффективность (включая внутренний локус контроля)
Самоэффективность с внутренним локусом контроля побуждает людей верить в свои способности действовать и достигать целей.
8. Навыки самосознания
Навыки самосознания позволяют людям определять и понимать свои потребности, сильные стороны и ограничения.
Загрузить 3 бесплатных набора целей (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
7 Полезные упражнения и рабочие листы (включая PDF)
Следующие рабочие листы предназначены для помощи в развитии компонентов навыков самостоятельного поведения.
1. Рабочий лист самосознания для детей младшего возраста
2. Рабочий лист самосознания для детей старшего возраста
3. Рабочий лист самосознания для взрослых
4. Рабочий лист принятия решений для взрослых
5. Рабочий лист решения проблем для взрослых
6. Рабочий лист регуляции эмоций
7. Тест самосознания
5s,Тесты и опросники
Для оценки самоопределения доступны несколько научных шкал и оценок. Ниже приведена выборка из пяти из них.
1. Удовлетворение основных потребностей в общей шкале (BNSG-S; Gagné, 2003)
Эта шкала из 21 пункта измеряет три различные потребности в автономии, компетентности и родстве с акцентом на то, что все три потребности должны удовлетворяться индивидуально для хорошего самочувствия. BNSG-S был разработан для оценки удовлетворения основных психологических потребностей в целом.
Респондентам предлагается указать, насколько верно каждое утверждение лично для них, и ответить по шкале от 1 (совсем не верно) до 7 (совершенно верно). Более высокие баллы свидетельствуют о более высоком уровне удовлетворения потребностей.
Удовлетворение основных потребностей по общей шкале
2. Оценки самоопределения AIR
Американские исследовательские институты совместно с Колумбийским университетом разработали Оценки самоопределения AIR. Эти тесты, разработанные для подростков, могут быть использованы для измерения двух широких компонентов самоопределения:
- Знания, способности и представления, которые позволяют самоопределение
- Возможность использовать соответствующие знания и умения
Шкала самоопределения AIR составляет профиль уровня самоопределения учащегося, определяет его сильные стороны и области, нуждающиеся в улучшении, а также определяет конкретные образовательные цели.
- Форма студента AIR Self-Determination
- Родительская форма самостоятельного определения AIR
- Форма преподавателя самоопределения AIR
Руководство по использованию и интерпретации результатов оценки AIR можно найти здесь.
3. Шкала самоопределения АРО (Wehmeyer & Kelchner, 1995)
Шкала самоопределения ARC была разработана для оценки сильных и слабых сторон самоопределения подростков с инвалидностью и для облегчения участия клиентов в определении целей. Оценка оценивается по автономии, саморегуляции, психологическим возможностям, самореализации и, наконец, общей оценке самоопределения.
Здесь вы найдете шкалу, процедурные инструкции и рекомендации по подсчету и интерпретации результатов.
6 Книги, которые стоит прочитать
Следующая подборка книг расширит ваше понимание самоопределения.
1.
Внутренняя мотивация и самоопределение в человеческом поведении (Deci & Ryan, 1985)Эта всеобъемлющая публикация Деси и Райана, посвященная самоопределению и компетентности, более подробно исследует шесть мини-теорий. .
В нем также рассматриваются процессы и структуры, связанные с тремя врожденными психологическими потребностями в автономии, компетентности и межличностных связях.
Доступно на Amazon.
2.
Теория самоопределения в клинике (Sheldon, Williams, & Joiner, 2003)Теория самоопределения в клинике представляет собой углубленный исторический фон ТСД, основанный на трех десятилетиях эмпирических исследований. исследовать.
Авторы также включают множество конкретных клинических и клинических примеров для описания применения теории.
Они показывают, как его можно использовать для мотивации пациентов, проходящих лечение от физиологических и психологических проблем, таких как лечение диабета, отказ от курения, посттравматический стресс, обсессивно-компульсивное расстройство и депрессия.
Доступно на Amazon.
3.
Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии (Ryan & Deci, 2018)Райан и Деси дополнительно исследуют философские и исторические соображения, связанные с внутренней мотивацией и самоопределением к шести мини-теориям, на которых была построена структура SDT.
Кроме того, авторы обсуждают применение теории самоопределения в различных областях, включая здравоохранение, образование, спорт, виртуальную среду и организации.
Доступно на Amazon.
4.
Теория самоопределения (SDT): точка зрения, применение и влияние (Wade, 2017)поведение в окружающей среде и профессиональные спортсмены с точки зрения SDT.
Уэйд обсуждает мотивационную типологию в теории самоопределения и исследует эгоистическую сторону мотивации государственной службы.
Доступно на Amazon.
5.
Справочник по исследованию самоопределения (Deci & Ryan, 2004)Справочник по исследованию самоопределения обобщает результаты более чем 20-летнего исследования самоопределения в социальных, личностных, клинических, эволюционных исследованиях. и прикладных психологов.
С акцентом на важности самоопределения для понимания основных мотивационных процессов и решения насущных проблем реального мира, в этом справочнике представлен подробный обзор теории самоопределения и исследуется текущее состояние исследований самоопределения по отношению к другим области исследования, такие как преодоление трудностей, самооценка и интерес.
Доступно на Amazon.
6.
Оксфордский справочник по теории трудовой мотивации, вовлеченности и самоопределения (Gagné, 2014)Оксфордский справочник по трудовой мотивации, вовлеченности и теории самоопределения объединяет теорию самоопределения экспертов и специалистов по организационной психологии для обсуждения широкого круга тем.
В книге содержатся рекомендации для практиков о том, как скорректировать свои программы и практики, используя принципы теории самоопределения.
Темы в справочнике включают исследования и практику самоопределения, применение теории самоопределения в области организационной психологии, предложения для будущих исследований в области организационной психологии и ряд тем, связанных с мотивацией на рабочем месте.
Книга доступна здесь.
Если вам нравятся списки книг, обязательно прочитайте эту запись о книгах по самооценке.
Важная информация
Нам нужно чувствовать себя автономными и считать себя авторами и агентами нашего собственного поведения, а не верить, что внешние силы контролируют наше поведение.
Очень важно быть самостоятельным и иметь автономию, чтобы делать выбор, который формирует ваше будущее. Это означает знать, чего вы хотите, делать правильный выбор в данный момент и активно добиваться того, чтобы события происходили в вашей собственной жизни. Когда мы занимаемся деятельностью и поведением, которые внутренне мотивированы и соответствуют нашим личным целям, мы чувствуем себя счастливее, лучше владеем собой и способными.
Надеюсь, вам понравилась эта статья о самоопределении. Что вы думаете по этому поводу? Дайте нам знать об этом в комментариях.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели.
- Бандура, А. (1997). Самоэффективность: Осуществление контроля. WH Freeman.
- Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. Пленум.
- Деси, Э. Л. (1992). Отношение интереса к мотивации поведения: перспектива теории самоопределения. В К. А. Реннингер, С. Хиди и А. Крапп (ред.), Роль интереса в обучении и развитии (стр. 43–70). Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
- Деси, Э.Л. и Райан, Р.М. (2004). Справочник по исследованию самоопределения. Университет Рочестер Пресс.
- Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (2008). Содействие оптимальной мотивации и психологическому благополучию во всех сферах жизни. Канадская психология, 49 , 14–23.
- Эйзенман, Л.Ю. (2007). Мероприятия по самоопределению: создание основы для завершения школы. Лечебная и специальная Образование , 28 , 2–8.
- Эклунд, К., Далин-Иванофф, С., и Эклунд, К. (2014). Самоопределение и пожилые люди – анализ концепции. Скандинавский журнал профессиональной терапии , 21 (2), 116–124.
- Фернет, К., Гуай, Ф., и Сенекал, К. (2004). Приспособление к требованиям работы: роль самоопределения работы и контроля над работой в прогнозировании выгорания. Журнал профессионального поведения, 65 , 39–56.
- Филд, С.С., Мартин, Дж.Э., Миллер, Р.Дж., Уорд, М., и Вемейер, М.Л. (1998). Самоопределение для лиц с ограниченными возможностями: Заявление о позиции Отдела развития карьеры и перехода. Развитие карьеры для выдающихся личностей, 21 , 113–128.
- Ганье, М. (2003). Роль поддержки автономии и ориентации на автономию в просоциальном поведении. Мотивация и эмоции, 27 , 199–223.
- Ганье, М. (2014). Оксфордский справочник по трудовой мотивации, вовлеченности и теории самоопределения. Издательство Оксфордского университета.
- Ганье, М., и Деси, Э.Л. (2005). Теория самоопределения и трудовая мотивация. Журнал организационного поведения, 26 (4), 331–362.
- Капп, CB (2001). Саморегуляция в детстве. В NJ Smelser & PB Baltes, Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук (стр. 13862–13866). Эльзевир.
- Рив, Дж., и Джанг, Х. (2006). Что говорят и делают учителя, чтобы поддержать автономию учащихся во время учебной деятельности. Журнал педагогической психологии, 98 , 209–218.
- Райан Р.М., Куль Дж. и Деси Э.Л. (1997). Природа и автономия: Организационный взгляд на социальные и нейробиологические аспекты саморегуляции поведения и развития. Развитие и психопатология, 9 , 701–728.
- Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог, 55 , 68.
- Райан, Р. М. и Деси, Э. Л. (2018). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии . Гилфорд Пресс.
- Райан, Р. М., Деси, Э. Л., Гролник, В. С., и Ла Гуардиа, Дж. Г. (2006). Значение автономии и поддержки автономии в психологическом развитии и психопатологии. В D. Cicchetti & D. J. Cohen (Eds.), Психопатология развития: теория и метод (2-е изд.) (стр. 795–849). Джон Уайли и сыновья.
- Шелдон, К.М., Уильямс, Г., и Джойнер, Т. (2003). Теория самоопределения в клинике: Мотивация физического и психического здоровья . Издательство Йельского университета.
- Сиренс Э., Ванстенкисте М., Гуссенс Л., Соененс Б. и Дочи Ф. (2009). Синергетические отношения воспринимаемой поддержки автономии и структуры в прогнозировании саморегулируемого обучения. Британский журнал педагогической психологии , 79 (1), 57–68.
- Сильва, М. Н., Маркес, М. М., и Тейшейра, П. Дж. (2014). Проверка теории на практике: пример интервенций, основанных на теории самоопределения. Европейский психолог в области здравоохранения, 16 (5), 171–180.
- Силва, М. Н., Виейра, П. Н., Коутиньо, С. Р., Миндерико, К. С., Матос, М. Г., Сардинья, Л. Б., и Тейшейра, П. Дж. (2010). Использование теории самоопределения для поощрения физической активности и контроля веса: рандомизированное контролируемое исследование среди женщин. Журнал поведения и медицины, 33 , 110–122.
- Шугарман, Дж. , и Сокол, Б. (2012). Человеческая деятельность и развитие: введение и теоретический очерк. Новые идеи в психологии, 30 , 1–14.
- Свит, С. Н., Фортье, М. С., Страчан, С. М., и Бланшар, К. М. (2012). Проверка и интеграция теории самоопределения и теории самоэффективности в контексте физической активности. Канадская психология, 53 , 319–327.
- Тейшейра, П.Дж., Силва, М.Н., Мата, Дж., Палмейра, А.Л., и Маркланд, Д. (2012). Мотивация, самоопределение и долгосрочный контроль веса. Международный журнал поведенческого питания и физической активности, 9 , 22.
- Организация непредставленных наций и народов. (2017, 21 сентября). Самоопределение. Получено 20 августа 2021 г. с https://unpo.org/article/4957 .
- Уэйд, С.Л. (2017). Теория самоопределения (SDT): перспектива, приложения и влияние. Нова.
- Вемейер, М.Л. (2005). Самоопределение и люди с тяжелыми формами инвалидности: пересмотр значений и неправильных интерпретаций.