Детерминация в психологии что это: Детерминация – это, в психологии — В глубине души

Содержание

Детерминация поведения

Поведение любого человека определяется не только набо­ром личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и спецификой той социальной среды, в рамках которой реа­лизуется его деловая активность.

Изучение особенностей группового и индивидуального пове­дения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. Социокультурные, экономические и политические особен­ности общества обусловливают не только характер социальных норм, правил поведения, законов, которым подчиняется чело­век, но и привычные взгляды, мнения, стереотипы восприятия и поведения.

Социальная группа, к которой принадлежит человек, бли­жайшее социальное окружение (семья, круг друзей, и знакомых, микросреда) влияет на то, какие социальные нормы и стереотипы будут человеком усвоены, в зависимости от того, какие специфический образ жизни и правила поведения, вос­приятия и оценки событий приняты в данной социальной груп­пе.

Ограниченность личного опыта, недоступность для боль­шинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают воз­можность манипулирования социальными стереотипами.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот­ренными выше факторами, может быть представлен как роле­вое поведение. Роль — это способ поведения, задаваемый об­ществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т. д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глу­бокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обус­ловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования.

Базовые психологические установки нашего «Я» формиру­ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих. Возможны четыре вида установок по отношению к себе и окру­жающим.

«Я хороший — ты хороший». Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они тру­дятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

«Я хороший ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пы­таются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом слу­чае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.

«Я плохой ты хороший». Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как паразиты, к сильным личностям. Часто такие люди пребы­вают в состоянии депрессии.

«Я плохой ты плохой». Эта установка ведет к самораз­ложению личности, порождает чувство безнадежности и поте­рю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздра­жаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осоз­нанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружаю­щим и самому себе.

Социальная детерминация развития личности.

    Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека» (Ананьев Б.Г., 1980. С.70).

Социальная детерминация личности рассматривается не как подчинение личности обществом или подавление ее биологической природы, а как выделение личности из общества «путем свертывания в ее системе части проходящего через нее движения общественной деятельности» (271, с. 175).
Личностные особенности формируются как психологическое обеспечение деятельности субъекта включенного, на основе сложившихся базовых ценностей, в разные социальные ситуации — в ситуацию с «жесткой» структурой традиционно — родового общества и в ситуацию с «жидкой структурой» демократического общества. Особенности включения определяются выбором субъектной функции, реализуемой субъектом во взаимодействии. В.К.Шабельников выделяет следующие частичные социальные роли, представляющие собой типы субъектных функций во взаимодействии:

S координатор
S оценщик
S объект потребности ** S потребитель S исполнитель

Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.

Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи — преодоления натуралистического понимания личности.


     На всем протяжении истории человечества, вплоть до наших дней, развитие социальных отношений складывается не в пользу личности, ее свобод и плодотворного функционирования. В основу отношений в обществе кладется принцип подчинения и самоподчинения человека вначале роду-племени, а затем государству, различным коллективам, где над всеми другими принципами возвышается принцип единства, наиболее значительно обусловленный в философии Гегелем: «… всемирной истории, индивиды служат лишь в качестве средства ее поступательного движения».
Будучи существом общественным, человек осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия о другими людьми. При этом каждый человек преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог («равнодействующая») такого множества действующих по разным направлениям стремлений и из разнообразных воздействий на внешний мир, » это, собственно, и есть история.

Вопрос сводится к тому, чего хочет это множество отдельных лиц. Воля определяется страстью и размышлением. Но те рычаги, которыми непосредственно определяются страсть и размышления бывают самого разнообразного характера.
Признание детерминированности человеческих поступков дает объективную картину (основу) для научной оценки социальных действий личностей. Центральным звеном механизма социальной детерминации деятельности людей являются их потребности и интересы, ибо, именно с их помощью и через них объективное переводится в субъективное и благодаря им формируется специфический социальный субъект со своими стремлениями, целями, ожиданиями; они побуждают людей к деятельности, являются источником их активности. В этом смысле они выступают непосредственными детерминантами и побудительными мотивами человеческой деятельности. Следовательно, люди действуют в соответствии со своими потребностями и интересами. Но чтобы стать побудительным мотивом к деятельности, и те и другие должны быть осознаны.
Поэтому сознание в виде «осознанных побуждений» выступает необходимым посредствующим эвеном в цепи детерминации человеческой деятельности.
В структуре деятельности можно выделить следующие элементы: цель, средство, результат.


    В связи с конкретизацией идеала (в сознании) встает важная проблема выбора средств для осуществления поставленных целей, а также определения отрезка исторически необходимого времени. Речь идет о том, чтобы эти средства были достаточны и чтобы они соответствовали поставленной цели. Правильно поставленная цель и соответствующие средства ее достижения с большей вероятностью позволяют достигнуть адекватного результата.
    Проблема совпадения социальных целей и результатов деятельности является основополагающей для развертывания процесса сознательного творчества в истории. Познание существенных связей и закономерностей общественного развития является предпосылкой успешной и сознательной социальной деятельности, включающей в себя формирование социально-значимых целей и их реализацию.


    Проблема  возникает как осознание противоречия между потребностями и условиями их удовлетворения. Проблема — это противоречие (преодоление трудностей) в процессе удовлетворения потребностей. Соотношение между наличным и должным фиксируется в понятии «степень удовлетворения потребностей». Определяется она имеющимися условиями для удовлетворения потребностей. Если этих условий недостаточно, то наличное не может перейти в должное, то есть потребности не находят своего удовлетворения. Невозможность перехода от наличного к должному и выражается категорией «проблема».
Если потребность характеризует должное как отличное от имеющегося, то проблема характеризует противоречие между ними.

 Удовлетворение не всякой потребности является проблематичным, а лишь такой, для удовлетворения которой отсутствуют условия. Следовательно, проблема есть осознание отсутствия в наличном условий для перехода в должное. И если для ряда потребностей пути и способы их удовлетворения очевидны и носят репродуктивный характер, то другие, составляя проблемную ситуацию, заставляют использовать творческий потенциал субъекта. Важнейшим этапом решения проблемы является поиск или создание условий для перехода наличного в должное.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Социальная детерминация развития личности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Социальная детерминация развития личности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Социальная детерминация развития личности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

[PDF] Теория самоопределения и ее отношение к организациям | Oxford Research Encyclopedia of Psychology

  • Идентификатор корпуса: 235670708
 @inproceedings{Olafsen2021SelfDeterminationTA,
  title={Теория самоопределения и ее отношение к организациям | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии},
  автор={Аня Х.  Олафсен},
  год = {2021}
} 
  • А. Олафсен
  • Опубликовано в 2021 г.
  • Психология, бизнес

Теория самоопределения (СДТ) — это макротеория мотивации человека, в которой используются концепции, необходимые для организационной психологии. Среди понятий — виды и качества мотивации и основные (т. е. врожденные и универсальные) психологические потребности. Кроме того, теория определила социально-средовые факторы, которые влияют как на удовлетворение, так и на разочарование основных психологических потребностей, а также на типы мотивации. Социально-средовые факторы касаются того, как коллеги… 

selfdeterminationtheory.org

Токсичное лидерство и лидерство, дающее полномочия: связь с мотивацией к работе

Цель Настоящее исследование направлено на проверку связи между двумя противоположными моделями лидерства, токсичной и вдохновляющей, и различными аспектами мотивации к работе. Участники и методы…

PRBM_A_340863 1885.

.1900
  • 2022

ПОКАЗАНЫ 1–10 ИЗ 93 ССЫЛОК

0017

Теория самоопределения в организациях труда: состояние науки

  • Э. Деси, А. Олафсен, Р. Райан
  • Психология, бизнес

  • 2017

Самоопределение макротеория мотивации человека, которая возникла на основе исследований внутренней и внешней мотивации и была расширена за счет включения исследований организации труда и…

Мотивационные механизмы в связи между характеристиками работы и функционированием сотрудников0021

Исследование модели рабочих требований-ресурсов (JD-R) в отношении мотивации труда с точки зрения теории самоопределения (SDT) показывает, что разные рабочие ресурсы по-разному связаны с удовлетворением психологических потребностей и что определенные типы рабочих требований на самом деле может способствовать удовлетворению определенных психологических потребностей.

Динамическая вычислительная модель трансформации целей сотрудников: использование теории самоопределения

  • Y. Zhang, Jian Zhang, Jacques Forest, Zhihua Chen
  • Бизнес

    Мотивация и эмоции

  • 2019

Следуя теории самоопределения, в этой статье исследуется связь восприятия сотрудниками среды, поддерживающей или контролирующей автономию руководителей, с их внутренними или внешними психологическими…

17 90 потребности и трудовая мотивация: лонгитюдный тест направленности

  • А. Олафсен, Э. Деси, Х. Хальвари
  • Психология, бизнес

  • 2018

Большинство связанных с работой исследований теории самоопределения (ТСД) были сосредоточены либо на удовлетворении основных психологических потребностей, либо на типах трудовой мотивации при изучении мотивационных процессов в…

Обзор основ теории самоопределения Психологические потребности на работе

  • А. ван ден Брок, Д. Феррис, К. Чанг, Кристофер К. Розен
  • Психология

  • 2016

компетентность и привязанность как врожденные и необходимые для постоянного психологического роста, интернализации и…

О взаимосвязи между ценностными ориентациями на работу, удовлетворением психологических потребностей и результатами работы: подход теории самоопределения.

  • M. Vansteenkiste, Bart Neyrinck, Christopher P. Niemiec, B. Soenens, H. Witte, A. Broeck , по сравнению с внутренней, ориентация на трудовые ценности была связана с менее положительными результатами (т. е. меньшей удовлетворенностью,…

    Самоопределение на работе: понимание роли обмена лидер-член теории обмена (LMX), мы исследуем роль лидера в содействии самоопределению сотрудников. Мы тестируем модель взаимосвязей…

    Поощрение автономии для снижения девиантности сотрудников: посредническая роль выявленной мотивации

    • Julien S. Bureau, Geneviève A. Mageau, C. Parenteau
    • Business

    • 2018

    Предполагается, что организационная среда оказывает глубокое влияние на поведение сотрудников на работе. В частности, степень, в которой рабочая среда может способствовать автономии сотрудников, имеет…0004

Теория когнитивной оценки, объясняющая влияние внешних мотиваторов на внутреннюю мотивацию, сначала получила некоторое внимание в организационной литературе. Однако простые…

Поддержка автономии лидера на рабочем месте: метааналитический обзор

  • Гэвин Р. Слемп, Маргарет Л. Керн, К. Патрик, Р. Райан
  • Психология

    Мотивация и эмоции

  • 2018

Мета-анализ восприятия LAS в рабочих условиях показал, что LAS сильно и положительно коррелирует с мотивацией автономной работы и не связан с мотивацией контролируемой работы.

Теория самоопределения и ее отношение к организациям

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/97801

  • 557.001.0001/acrefore-97801
  • 557-E-112; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Сводная информация о показателях. Теория мотивации человека, использующая концепции, существенные для организационной психологии. Среди понятий — виды и качества мотивации и основные (т. е. врожденные и универсальные) психологические потребности. Кроме того, теория определила социально-средовые факторы, которые влияют как на удовлетворение, так и на разочарование основных психологических потребностей, а также на типы мотивации. Социально-средовые факторы связаны с тем, как коллеги, непосредственные начальники сотрудников и их руководители более высокого уровня создают условия на рабочем месте, которые являются важными факторами, определяющими мотивацию, производительность и благополучие сотрудников. Кроме того, SDT подчеркивает индивидуальные различия, которые также влияют на степень удовлетворения основных потребностей и типы мотивации, которые демонстрируют сотрудники. Эта теоретическая основа привлекает все большее внимание в контексте работы за последние 15 лет, демонстрируя важность основных психологических потребностей и типа трудовой мотивации в объяснении связи факторов рабочего места с рабочим поведением, отношением к работе и профессиональным здоровьем.

Ключевые слова

  • Теория самоопределения
  • Мотивация работы
  • Основные психологические потребности
  • Работа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *