САМОРЕФЛЕКСИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
АННОТАЦИЯ
В статье изложены основные положения саморефлексии. Также описана динамика показателей психологического благополучия студентов-психологов на различных этапах обучения.
ABSTRACT
The article describes the main provisions of self-reflection. The dynamics of indicators of psychological well-being of psychology students at various stages of education is also described.
Ключевые слова: психологическое благополучие, саморефлексия, позитивная психология.
Keywords: psychological well-being, self-reflection, positive psychology.
В настоящее время как в российском, так и мировом сообществе происходят интенсивные социально-экономические изменения, индикатором которых является уровень психологической устойчивости общества и его социально-психологического благополучия [4].
Основными психологическими проблемами современного российского общества на сегодняшний день являются: массовое чувство социальной несправедливости, незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, утрата смысла жизни и жизненных перспектив, широкая распространенность тревожности, депрессий, страхов и фобий, повышенная агрессивность, кризис идентичности и т.д. [2].
Наиболее уязвимой частью общества становятся студенческая молодежь, молодые люди, находящиеся на пороге самостоятельного функционирования и чье благополучие зависит как от отношения к себе и к своей жизни, так и от состояния общества в целом.
Интерес к изучению проблемы психологического благополучия личности обусловлен появлением «позитивной психологии» как нового течения в науке, в рамках которого ведутся поиски ответов на вопросы о субъективной природе счастья, благополучия, удовлетворенности и их источниках (М. Селигман, А. Менегетти, Д.А. Леонтьев, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов и др.) [2].
Вместе с тем не секрет, что распространенной мотивацией выбора профессии психолога является решение собственных психологических проблем.
Подготовка специалиста-психолога предполагает не только трансляцию знаний и приобретение умений и навыков, но и личностную готовность к реализации практической деятельности. Одним из профессионально важных качеств психолога является саморефлексия, которая позволяет проработать и разрешить свои психологические проблемы, что, в свою очередь, дает возможность психологу как будущему специалисту достигнуть личностной аутентичности, психологического благополучия, а также реализовать свой истинный потенциал [1; 3].Таким образом, цель настоящего исследования: исследовать саморефлексию как детерминанту психологического благополучия личности студентов-психологов.
Гипотеза исследования: саморефлексия взаимосвязана с психологическим благополучием студентов-психологов.
В первую группу вошли 26 студентов психологического факультета первого курса, во вторую – 24 студента психологического факультета третьего курса, в третью – 21 студент психологического факультета шестого курса.
Так, в результате сравнительного анализа по методике «ОСО» – самоотношения были выявлены значимые различия показателей самоотношения студентов-психологов первой и третей группы по следующим шкалам: «Ожидаемое отношение от других (III)» р≤0,05, «Самообвинение (5)» р≤0,05.
Таблица 1.
Сравнительный анализ уровней самоотношения
Шкалы |
Студенты- психологи 1 курса (n=26) |
Студенты- психологи 6 курса (n=21) |
t-критерий Стьюдента |
p |
||
M±m |
σ |
M±m |
σ |
|||
Шкала «Ожидаемое отношение от других (III)» |
58,15±1,84 |
9,36 |
54,45±0,55 |
1,81 |
2,213 |
0,05 |
Шкала «Самообвинение (5)» |
57,23±1,81 |
9,21 |
52,82±0,91 |
3,03 |
2,179 |
0,05 |
Это говорит о том, что изначально у студентов-психологов были слишком завышенные требования к тому, как к ним относится окружение. Скорее всего, изменившиеся значения отражают эмоциональное взросление, так как психологические дисциплины, помимо обучения, имеют и терапевтическую функцию посредством проекции учащегося на себя, это может подтверждать снижение самообвинения респондентов, так как в процессе обучения будущий психолог прорабатывает собственные проблемы.
По результатам сравнительного анализа по методике «ОСО» второй и третьей группы были выявлены значимые различия показателей самоотношения по следующим шкалам: Шкала «Саморуководство (4)» р≤0,05, «Самообвинение (5)» р≤0,05.
Таблица 2.
Сравнительный анализ уровней самоотношения
Шкалы |
Студенты- психологи 3 курса (n=24) |
Студенты- психологи 6 курса (n=21) |
t-критерий Стьюдента |
p |
||
M±m |
σ |
M±m |
σ |
|||
Шкала «Саморуководство (4)» |
54,33±1,04 |
5,13 |
63,13±3,52 |
11,69 |
-2,355 |
0,05 |
Шкала «Самообвинение (5)» |
57,03±1,46 |
7,15 |
52,82±0,91 |
3,03 |
2,429 |
0,05 |
Эти данные говорят о том, что в процессе обучения и взросления студенты-психологи чаще берут ответственность за свои решения, данный фактор можно говорить о том, что основным источником внутренней энергии, касающимся как деятельности, так и собственно личности, являются они сами. Также это говорит о том, что они лучше и эффективнее управляют своими эмоциями и переживаниями, а также контролируют их. Дальнейшее снижение самообвинения респондентов говорит о том, что происходит дальнейшее и более эффективное прорабатывание собственных проблем.
В результате сравнительного анализа по методике САМОАЛ – уровней самоактуализации респондентов первой и третьей группы были выявлены значимые различия показателей самоактуализации по следующим шкалам: «Ценности» р≤0,05, «Автономность» р≤0,05, «Спонтанность» р≤0,05, «Самопонимание» р≤ 0,001.
Таблица 3.
Сравнительный анализ уровней самоактуализации
Шкалы |
Студенты- психологи 1 курса (n=26) |
Студенты- психологи 6 курса (n=21) |
t-критерий Стьюдента |
p |
||
M±m |
σ |
M±m |
σ |
|||
Шкала «Ценности» |
53,85±0,85 |
4,31 |
57,73±1,41 |
4,67 |
-2,362 |
0,05 |
Шкала «Автономность» |
53,85±1,01 |
5,16 |
58,64±1,52 |
5,05 |
-2,621 |
0,05 |
Шкала «Спонтанность» |
57,31±1,15 |
5,87 |
52,27±1,95 |
6,47 |
2,223 |
0,05 |
Шкала «Самопонимание» |
53,08±0,87 |
4,91 |
60,45±1,57 |
5,22 |
-3,996 |
0,001 |
Результаты сравнительного анализа показывают, что в процессе обучения ценностные ориентации становятся более устойчивыми в связи с накоплением жизненного опыта и профессиональным становлением.
Более высокие показатели по шкале «Автономность» свойственны выпускникам, так как способность действовать самостоятельно развивалась в течение всего времени обучения.
Спонтанность студентов-психологов 6 курса снижается, так как процесс социализации в узком кругу завершен и собственное поведение контролируется и больше не фрустрируется моральной нормативностью, нежели на 1 курсе, так как респонденты стараются адекватно оценивать собственные действия и решения.
Повышение показателей самопонимания обуславливаются спецификой обучения студентов, так как специальность «психология» предполагает не только получение профессиональных знаний, но и проработку собственных проблем. Выпускники ориентируются на собственные потребности, им не свойственно подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.
В результате сравнительного анализа по методике САМОАЛ между респондентами первой и второй группы были выявлены значимые различия показателей самоактуализации по следующим шкалам: «Потребность в познании» р≤0,05, «Креативность» р≤0,05, «Спонтанность» р≤0,05.
Таблица 4.
Сравнительный анализ уровней самоактуализации
|
Студенты- психологи 1 курса (n=26) |
Студенты- психологи 3 курса (n=24) |
t-критерий Стьюдента |
p |
||
Шкалы |
M±m |
σ |
M±m |
σ |
||
Шкала «Потребность в познании» |
57,69±1,05 |
5,33 |
54,16±1,19 |
5,83 |
2,224 |
0,05 |
Шкала «Креативность» |
56,92±1,11 |
5,67 |
53,75±0,92 |
4,48 |
2,203 |
0,05 |
Шкала «Спонтанность» |
57,31±1,15 |
5,87 |
52,67±1,09 |
5,37 |
2,239 |
0,05 |
Высокая потребность в познании у студентов-психологов 1 курса объясняется вступлением в профессию, заинтересованностью в новой сфере и сменой ведущей деятельности, в связи с этим появляются новые способы реализовать себя, что объясняет высокие показатели креативности и спонтанности. Также возникает необходимость в самоактуализации студентов в ситуации изменения круга общения. Спонтанность выступает как поведение, выражающую свободное поведение в социальной среде среди студентов для выражения собственных черт личности, тем самым проверяя актуальные нормы социума среди сверстников.
Также были получены данные о значимых различиях показателей самоактуализации между респондентами второй и третьей группы по следующим шкалам: «Ценности» р≤0,05, «Самопонимание» р≤ 0,05.
Таблица 5.
Сравнительный анализ уровней самоактуализации
|
Студенты- психологи 3 курса (n=26) |
Студенты- психологи 6 курса (n=21) |
t-критерий Стьюдента |
p |
||
Шкалы |
M±m |
σ |
M±m |
σ |
||
Шкала «Ценности» |
54,17±0,83 |
4,08 |
57,73±1,41 |
4,67 |
–2,176 |
0,05 |
Шкала «Самопонимание» |
55,83±1,03 |
5,04 |
60,45±1,57 |
5,22 |
–2,457 |
0,05 |
Полученные показатели говорят о том, что именно с 3 по 6 курс происходит активное развитие ценностей и самопонимания. Скорее всего, наполовину пройденный путь обучения формирует основные ценностные ориентации, которые сохраняются вплоть до выпуска из учебного заведения. Также сензитивность к собственным желаниям растет с каждым курсом обучения, что означает постоянное развитие саморефлексии у студентов-психологов.
В ходе изучения интеркорреляционных взаимосвязей изучаемых показателей были обнаружены закономерности, представленные на рисунке 1, в виде корреляционной плеяды.
Рисунок 1. Интеркорреляционные взаимосвязи между изучаемыми показателями
Примечания: на корреляционной плеяде представлены данные только со статистически значимыми показателями
- Системная рефлексия – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
- Квазирефлексия – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
- Интроспекция – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
- Самопонимание (7) – шкала методики «Опросник самоотношения».
- Саморуководство (4) – шкала методики «Опросник самоотношения».
- Самопонимание – шкала методики «Опросник самоотношения».
- Автономность – шкала методики САМОАЛ.
- Гибкость – шкала «Гибкость» в общении методики САМОАЛ.
- Аутосимпатия – шкала методики САМОАЛ.
- Креативность – шкала методики САМОАЛ.
- Реан – интегральный показатель по методике «Мотивация успеха и боязнь неудач».
- Ум – шкала «Ум, Способности» методики «Диагностика самооценки».
Прямые связи:
Прямая связь (при p≤0,001)
Прямая связь (при p≤0,01)
Прямая связь (при p≤0,05)
Также были получены значимые взаимосвязи в ходе корреляционного анализа. Ключевыми шкалами, имеющими большее количество значимых связей, являются: «Системная рефлексия», «Квазирефлексия» и «Интроспекция». Их взаимосвязь с такими шкалами, как «Самопонимание», «Гибкость в общении», «Аутосимпатия» и «Автономность», отражает основные составляющие психологического благополучия личности студентов-психологов. Развитие самопонимания позволяет студентам-психологам лучше разбираться в собственных мыслях, чувствах и эмоциях, что способствует повышению уверенности в собственной компетенции, так как эти навыки являются основными в работе психолога. Эти свойства вместе с развитием автономности позволяют респондентам более гибко налаживать социальные контакты и обращать внимание на собственные мысли и чувства, которые возникают при взаимодействии с окружающими. Самопонимание и аутосимпатия позволяют студентам-психологам хвалить себя за удачно выполненные задачи и разбираться в проблемных зонах своей деятельности, а также позволяют уменьшить степень переживаний из-за малозначительных проблем и неудач.
В ходе исследования было выявлено, что саморефлексия имеет взаимосвязь с такими показателями психологического благополучия личности, как самопонимание, автономность, ценности, аутосимпатия и общение. В процессе обучения ценностные ориентации студентов-психологов становятся более устойчивыми в связи с накоплением жизненного опыта и профессиональным становлением. Развивается автономность, так как способность действовать самостоятельно развивалась в течение всего времени обучения из-за необходимости самостоятельно решать свои проблемы, а саморефлекия способствует более эффективно реализовывать эти процессы. Развитие самопонимания обуславливается спецификой обучения студентов, так как профессиональная направленность студентов-психологов предполагает не только получение профессиональных знаний, навыков и умений, но и проработку собственных проблем.
Таким образом, было отображено, как меняется саморефлексия у студентов-психологов в процессе обучения, и основные детерминанты их психологического благополучия.
Список литературы:
- Колышко А.М. Психология самоотношения : учеб. пособие. – Гродно, 2004. – 132 с.
- Маралов В.Г., Маралова Т. П. Готов ли студент-психолог быть психологом? // Психология в вузе. – 2011. – № 1.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М., 1993. – 97 с.
- Юревич А.В. Динамика психологического состояния современного общества // Вестник Российской академии наук. – 2009. – № 2. – Т. 79.
Психологические детерминанты успешной коммуникации личности |
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии |
© Невьянцева Мария Сергеевна аспирант ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Россия, г. Улан-Удэ Е-mail: justmaria собачка mail.ru В рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации. Делается вывод о том, что общение является одним из самых важных видов деятельности людей, оно не только раскрывает основные характеристики их как субъектов и объектов общения, но и оказывает влияние на дальнейшее формирование личности. Показана зависимость процесса общения от уровней его развития: владения понятной окружающим речи, реакций на эмоциональные связи и поведенческие особенности, восприятия самочувствия собеседника, способности управлять процессом общения. Процесс общения и коммуникативные способности способствуют благотворному влиянию на успех коммуникативных связей с окружающими людьми. Ключевые слова: невербальные коммуникации, детерминанты, успешность, психология, общение. В формировании коммуникативных способностей индивида главным условием является гармоничное общение. Это многогранный процесс, зависящий от многих факторов, которые необходимы для развития речевой коммуникации. В своей работе Е. А. Смирнова отмечает, что успешность или не успешность общения находится в прямой зависимости от этих факторов [10, c. 34]. Современные психологи рассматривают коммуникативные способности с различных аспектов. В. Н. Мясищев акцентирует основное внимание именно на этих способностях, которые помогают человеку устанавливать связи с другими людьми [8, c. 34]. А. Г. Самохвалова, Л. А. Дубинина, Е. А. Смирнова, Я. М. Колкер рассматривают коммуникативные способности, в ракурсе психологических аспектов выясняя способности и готовность индивида начать акт коммуникации достигнув поставленных задач общения используя индивидуальные личностные особенности[3,5,6,9,10]. В исследованиях Е. А. Смирновой рассмотрено, как значимы возможность и условия общения в формировании коммуникативных способностей с раннего возраста. Дети, которые испытывают стеснение при общении с дошкольного возраста, в будущем могут стать агрессивными и не отзывчивыми к другим, неспособными решить конфликт[10, с. 45]. При новых контактах таким людям трудно добиться общения на равных. Они занимают или позицию превосходства, или позицию ниже, чем оппонент. Эти люди не могут адекватно оценить других и себя, а без этого не возможно создание дружеских отношений. В условиях нехватки общения со сверстниками, ребенок не может научиться строить дружеские отношения с другими. Наличие дефицита общения с взрослыми, у ребенка впоследствии вызывает зависимость от мнения лиц выше рангом и людей постарше. В тоже время, индивидуально- личностный аспект входит в особенности коммуникативных способностей. Он основан на типе темперамента и характера человека, и конечно на тех условиях внешнего мира и особенностях общения, которые встретятся человеку по мере развития. А. Г. Самохвалова считает, что от типа темперамента зависит создание базы способствующей развитию коммуникативных способностей. Но нужно отметить, что окончательный итог их формирования, по мнению исследователя, оказывают большое влияние стиль воспитания родителей, а также связи с близким окружением и друзьями, еще в период детского созревания [9, с. 51]. Я. М. Колкер абсорбирует такие показатели как активность личности при установлении, поддержании, завершении акта коммуникации, успешность личности при разрешении конфликтных ситуаций в общении, характер длительности и включенности личности в процесс коммуникации, высокая интенсивность общения личности, активность личности при установлении, которые свидетельствуют о высоком развитии коммуникативных способностей [6, c. 32]. Л. А. Дубинина охарактеризовала коммуникативную способность в ракурсе динамики общения, проявляющейся в виде легкого и быстрого акклиматизации человека в новом круге общения, э формировании новых эффективности формирования новых качеств в результате общения, а также умение личности распоряжаться вербальными и невербальными средствами общения и степенью выражения эмоций [5,c. 6]. Присутствие способности к коммуникации подразумевает способность личности к стратегическому и тактическому мышлению, определяющему будущий характер общения и основные методы, для достижения максимально возможного положительного результата. В связи, с чем Е. А. Быстрова акцентирует внимание на стратегических и тактических методах, входящих в комплекс коммуникативных способностей человека [3, c. 7]. Стратегическими способностями считают предварительное планирование коммуникативной тактики, которую индивид желает применить в ходе общения. То есть человек способен распознать характер и специфику общения, и действовать таким образом, чтобы избранная стратегия поведения был, достигнут максимально положительный результат в общения. Тактические способности включают в себя конкретные подходы и методы, предпринимаемые личностью в процессе общения. Правильно подобранные тактические коммуникативные способности помогают включить личность в процесс общения и удержать ее в коммуникации. Они состоят из двух групп методов — личностно-ориентированных и технических. Личностно-ориентированные методы в общении основаны на восприятии личностных и индивидуальных особенностей собеседника, а также личные интеллектуальные, эмоциональные и другие черты, необходимые для достижения требуемых результатов в коммуникации. Технические методы общения в основном практико-ориентированы. Личность пользуется ими в процессе коммуникации. Сюда входят способности к саморегуляции, эмпатии, перцепции, регулировании и поддержании процесса коммуникации, владение собственным речевым аппаратом для осуществления развернутого и понятного диалога [3]. Э. А. Голубева, А. А. Леонтьев, О. Б. Асриян, Т. В. Капустина, В. М. Ларина считают, что коммуникативные способности состоят из разнообразных компонентов. По мнению этих исследователей, коммуникативные способности должны рассматриваться как комплексное новообразование в психике человека [1, 2, 4, 7]. Асриян О. Б. с соавторами анализируют коммуникативные способности в концепции коммуникативной профессиональной компетентности, которая представлена когнитивными, эмоциональными, а также особенностями поведения индивида [1, 2]. В рамках комплексного подхода в изучении способностей Э. А. Голубева выделила когнитивные, эмоциональные, само оценочные, коммуникативно-деятельностные компоненты коммуникативных способностей. Все они взаимосвязаны и в совокупности образуют коммуникативные способности [4, c. 75]. Когнитивный компонент представлен психическими процессами, а конкретно, познавательными функциями. Он помогает индивиду замечать, все социальные события, которые происходят в окружающем мире, чтобы затем интерпретировать и запоминать эти события. В основном данный компонент представляют внимание, восприятие и память. Деятельностный компонент связывают с ранее приобретаемыми знаниями и умениями в сфере коммуникации. К этим умениям относятся самостоятельное конструирование социально принятых форм общения, стремление к саморегуляции своих эмоциональных проявлений, умения быть инициативным при общении с взрослыми и сверстниками и способность к конструктивным действиям в конфликтной ситуации. В этот компонент входит вербальные и невербальные средства коммуникации. Эмоциональный компонент это умение организовывать и удерживать эмоциональный контакт со своим собеседником, навык саморегуляции, умение контролировать себя и отвечать на эмоциональное состояние оппонента. Такой компонент способствует созданию эмоционального фона, влияющему на создание комфортного или дискомфортного общения. И самооценочный компонент воздействует на способности человека к адекватной оценкой личностных качеств, своих и партнера в процессе общения. В итоге мы понимаем, что в формировании коммуникативных способностей необходимо, во-первых, способность высказываться понятно окружающим, учитывая внешние условия общения. Во-вторых, регулирование процесса общения с условием, пресечения возникающих конфликтов мирным способом. И, в-третьих, уметь среагировать на эмоциональную связь и особенность поведения собеседника, с учетом его самочувствия. Это значит, что коммуникативные способности состоят из комплекса компетенций и умений, которые необходимы в формировании и развитии на начальном этапе развития личности. Коммуникативные способности, как и любое новообразование в структуре личности, охарактеризованы определенными чертами. Зная их специфику можно диагностировать те или иные уровни развития коммуникативных способностей. А. А. Леонтьевым выделяется три компонента коммуникативных способностей. Первый это информационно-коммуникативный компонент, в котором содержатся основы начала, поддержания и заключения общения, обмен высказываниями, опытом и знаниями собеседника об окружающем мире и о себе. На их основе возможно построение высказывания, используя основные средства вербального и невербального общения. Второй компонент включает аффективно-коммуникативную составляющую. Автором сюда относится способность личности к распознанию эмоционального состояния партнера в общении и применении образцов поведения подчиняющихся необходимым условиям общения. Им выделены такие черты как внимательность, отзывчивость, уважительное отношение к личности собеседника, стремление к эмпатии. Третий компонент регулятивно-коммуникативный, он характеризуется способностью личности к установлению отношений сотрудничества в процессе общения, обращаться за помощью и применение адекватных методов регуляции конфликта достижением компромисса [7]. В качестве главных психологических мерок успешности общения, в психологии принято выделять такие, как свобода, свобода, легкость, спонтанность, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность. Вырабатывание коммуникативной осведомленности помогает установлению доверительного контакта проходящего такие стадии как коммуникативная совместимость, позитивный контакт, коммуникативная успешность. При формировании коммуникативной успешности возникают эффекты эмоциональной поддержки: сочувствие, чувство принятия другого и психологической близости. В качестве интегральной характеристики коммуникативного поведения, успешность развивается с возрастом и накоплением знаний специфики общения, приобретения и расширения круга социальных умений, роста доверия к себе и своим возможностям Межличностное общение является необходимым условием существования общества, без него не может полноценно сформироваться ни одна психическая функция или психический процесс, ни один блок психических свойств, и даже личность в целом. Критерии успешности, средства и способы, необходимые для эффективного общения, можно вывести по аналогии с критериями результативности коллективной деятельности. Отсутствие конфликтов не может быть надежным показателем успешной коммуникации по следующим причинам: Успешность общения проявляется достижением и закреплением психологических контактов с собеседниками с целью стабилизации межличностных связей на их наилучшем этапе развития с помощью достижения согласия, совместимости, взаимной приспособленности и удовлетворенности, благодаря гибкой корректировки цели, умения и состояния, способа взаимодействия в соответствии с изменяющимися условиями. Важнейшими психологическими критериями успешного общения надлежит признать спонтанность, легкость, контактность, свободу, адаптивность, коммуникативную совместимость, адаптивность, удовлетворенность. Относительно вопроса о детерминантах успешной коммуникации необходимо обозначить критерии предпочтения моделей поведения для результативного общения. Это нравственная безупречность. Здесь необходима верная трактовка честности, справедливости, совестливости, что обеспечит выбор правильных моделей поведения. Во-вторых, соответствие, установленным в этой культуре, социальным нормам. В процессе воспитания индивиду прививаются способность понимать законы общества, моральнонравственные принципы. В итоге человек своих действиях учится следовать не только принципам своих желаний и потребностей, но и умеет принимать во внимание окружающую его действительность. В-третьих, постановка отчетливой цели и использование для ее достижения всей своей силы воли, знаний и умений. В-четвертых, это способность использовать данную сложившуюся ситуацию. В-пятых, это хорошая самооценка собственного поведения, деятельности и своей личности в целом, при сохраненной способности к здоровой самокритичности. Тщательный анализ своих психологических характеристик. Поскольку в социуме общение является одним из самых важных видов деятельности людей, оно не только раскрывает основные характеристики их как субъектов и объектов при общении, но и оказывает влияние на дальнейшее формирование их личности. При этом наиболее заметно это влияние на такие факторы, в которых выражается отношение индивида к другим людям и к самому себе. Таким образом, изучая различные подходы к пониманию детерминантов успешной коммуникации, мы делаем вывод о зависимости процесса общения от уровней их развития. То есть владение понятной окружающим речи, которая отвечает внешним условиям общения, реакцией на эмоциональные связи и поведенческие особенности, восприятие самочувствия собеседника, необходимость управления процессом общения с условием улаживания мирным способом возникающих конфликтов. Понятие сути, как процесса общения и коммуникативных способностей, способствует благотворному влиянию на успех коммуникативных связей с окружающими людьми. Литература 1. Асриян О. Б., Капустина Т. В., Ларина В. М. Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 631635. 2. Асриян О. Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2016. — № 4. — С. 93-97. 3. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. — 1996. — № 1. — С. 3-8. 4. Голубева Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10 — № 4. — С. 75. 5. Дубинина Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Обучение и воспитание. — 2005. — № 10. — С. 3-11. 6. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в школе. — 2010. — № 4 — С. 30-33. 7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М. : Знание, 1979. — 94 с. 8. Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. — СПб. : Речь, 2010. — С. 34-45. 9. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. — СПб. : Речь, 2011. — 432 с. 10. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. — Шуя: Издательство «Весть», 2006. — 132 с. Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с. |
Детерминант Определение и значение — Merriam-Webster
определитель di-ˈtər-mə-nənt1
: элемент, который идентифицирует или определяет природу чего-либо или который фиксирует или обусловливает результат уровень образования как фактор, определяющий доход2
математика : квадратный массив чисел, окаймленный слева и справа вертикальной линией и имеющий значение, равное алгебраической сумме всех возможных произведений, где количество факторов в каждом произведении равно количеству строк или столбцов, каждый фактор в данном произведении берется из разных строк и столбцов, а знак произведения положительный или отрицательный в зависимости от того, сколько перестановок необходимо для размещения индексов, представляющих позицию каждого фактора в его строке или столбце, в порядке натуральные числа нечетные или четные
3
генетика : ген детерминант серповидноклеточного признака4
биология : эпитоп
детерминантный ди-ˌtər-mə-ˈnan-tᵊl прилагательноеПримеры предложений
Недавние примеры в Интернете Хотя формальное образование не является единственным детерминант чьего-либо потенциального дохода, некоторые из самых богатых людей страны показывают, что инвестиции в послевузовское образование, особенно в науку, могут приносить дивиденды на протяжении всей жизни. — Джастин Рэй, Отчет Робба , 2 мая 2023 г. Работа с общественными лидерами или организациями для решения социальных детерминант здоровья, играющих роль в лечении рака. — Научный американец , 2 мая 2023 г. План ухода зависит от общения между клиницистами и пациентами и требует от клиницистов оценки того, как социальные детерминанты здоровья могут повлиять на чей-то риск преэклампсии. — Тереза Гаффни, STAT , 28 апреля 2023 г. Ваше сиденье для каяка — это самый важный фактор, определяющий комфорт в лодке. — Джерри Одет, 9 лет.0041 Поле и поток , 11 апреля 2023 г. С тех пор певица утверждала в судебных документах, что пребывание, имевшее место в период ее 13-летнего опекунства, было против ее воли и определяющего фактора ее здоровья. — Лариша Пол, Rolling Stone , 7 ноября 2022 г. Цены на газ снижаются по ряду причин, включая увеличение производства бензина и снижение стоимости сырой нефти, которая является основным определитель для затрат на заправку, по словам Эллен Уолд, старшего научного сотрудника Атлантического совета. — Эйми Пикки, CBS News , 4 августа 2022 г. Может быть, потому, что у него есть еще шесть месяцев, чтобы наблюдать за экономикой, прежде чем его оценки доходов станут реальным определяющим фактором того, сколько законодатели могут потратить. — Dallas News , 14 июля 2022 г. В серии долгосрочных исследований бездомных, переехавших в постоянное жилье, доктор Марго Кушел, директор Инициативы Бениоффа по бездомности в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, обнаружила, что практически каждые детерминанта здоровья улучшается. — New York Times , 17 апреля 2021 г. Узнать большеЭти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «детерминант». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
см. определение
Первое известное использование
1686, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование определителя было в 1686 г.Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи Рядом с
определительопределенность
определитель
определить
Посмотреть другие записи поблизостиПроцитировать эту запись «Определитель».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/determinant. Доступ 24 мая. 2023. Копия цитированияДети Определение
Определитель
существительное определитель di-ˈtərm-(ə-)nənt: то, что определяет или влияет
Медицинское определение
детерминант
существительное определитель di-ˈtərm-(ə-)nənt1
а: гипотетическая совокупность биофоров, считающаяся сопоставимой с геном более поздней биологической теории
б: ген
2
: эпитоп
Еще от Merriam-Webster об определителе
Тезаурус : Все синонимы и антонимы для определителя
Нглиш: Перевод определителя для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод определителя для говорящих на арабском языке
Britannica. com: Энциклопедическая статья об определителе
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложенийПодпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Мерриам-Вебстер без сокращенийДетерминант — определение, значение и синонимы
Другие формы: детерминанты
Детерминант является фактором или причиной, которая заставляет что-то происходить или непосредственно ведет к решению.
Слово определитель не сильно отличается от своих корней в латинском слове «определение». Как существительное или прилагательное, оно относится к определению или решению чего-либо. Снежная буря может быть решающим фактором в отмене школы. Или хороший план медицинского обслуживания может быть решающим фактором при приеме на работу. Детерминантная причина болезни ответственна за распространение болезни. Все, что описано как определитель важен.
Определения определителя
существительное
определяющий или причинный элемент или фактор«образование является важным детерминант взглядов на жизнь»
- синонимы: причинный фактор, определяющий фактор, детерминант, детерминирующий фактор
существительное
место на поверхности молекулы антигена, к которому присоединяется антитело- синонимы: антигенная детерминанта, эпитоп
существительное
квадратная матрица, используемая для решения одновременных уравненийприлагательное
обладающий силой или качеством принятия решений«определяющий (или определитель ) битва»
- синонимы: решающий, определяющий, определяющий
- решающий
определяющий или имеющий право определять результат
- решающий
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «детерминант» .