📖 Психический детерминизм, Основные понятия, Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 10. Читать онлайн
«Однажды вечером на прошлой неделе, когда я напряженно работал, мучимый болью такой силы, которая, казалось, довела меня до состояния, обострившего деятельность моего мозга, все преграды неожиданно рухнули, пелена спала, и я увидел отчетливую картину от деталей неврозов до всех возможных состояний, созданных сознанием. Все казалось согласованным, все в целом работало взаимосвязанно, и было впечатление, что это создание было реальным механизмом, который вскоре мог бы работать сам по себе… все было абсолютно ясно, и до сих пор это так. Естественно, я не знаю, как удержаться от радости» (Freud, Letter to Fliess; in: Bonaparte, 1954).
В основе размышлений Фрейда лежит допущение того, что тело человека является единственным источником всей психической энергии. Он с нетерпением ожидал того времени, когда все психические явления смогут быть объяснены в непосредственной связи с физиологией мозга (Sulloway, 1979).
«Большинство самых трудных и, по-видимому, условных построений психоаналитической теории… являются либо скрытыми биологическими допущениями, либо прямым результатом таких допущений» (Halt, 1965, р. 64).
Психический детерминизм.
Фрейд предположил, что душевная жизнь человека характеризуется непрерывностью и что всякая мысль и всякое поведение имеют значение. Он утверждал, что «пустота» (nothing) носит случайный характер и менее всего свойственна психическим процессам. Существует повод, даже многочисленные поводы, для каждой мысли, чувства, воспоминания или действия. Всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.
Кажется, что многие психические явления возникают самопроизвольно; однако Фрейд начал исследовать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное явление с другим.«Нет необходимости характеризовать то, что мы называем «сознательное». Это подразумевает как сознание философов, так и сознание обывателей» (Freud, 1940, р. 16).
Сознательное, подсознательное и предсознательное.
Фрейд описывал психическую организацию как бы разделенной на три компоненты: сознательное, бессознательное и предсознательное.
Сознательное
Сознание очевидно, и по этой причине оно та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени. Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное (Herzog, 1991).
Бессознательное
Иногда мысль или чувство, возникающие в сознании, кажутся не имеющими отношения к мыслям и чувствам, которые им предшествовали. Фрейд предположил наличие взаимосвязей, но на бессознательном уровне. Раз наличие бессознательных связей установлено, то разрешаются сомнения по поводу кажущегося отсутствия последовательности. «Мы называем психический процесс бессознательным, существование которого обязаны допустить, мы заключаем это из его воздействий, но мы ничего о нем не знаем» (1933, р. 70).
Психология bookap
Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию. Кроме того, существует материал, который отделен подвергнут цензуре и вытеснен из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на сознание, но косвенным образом.
«Некоторая неадекватность наших психических функций и некоторые поступки, очевидно, являются непроизвольным подтверждением их полной мотивированности при проведении психоаналитического исследования» (Freud, 1901).
Для бессознательного материала характерны живость и непосредственность восприятия. «Мы установили опытным путем, что бессознательные психические процессы сами по себе не относятся к определенному моменту времени. Прежде всего, можно сказать следующее: они не располагаются хронологически, время не вносит в них никаких изменений, и к ним не может быть применено понятие времени» (Freud in: Fodor & Gaynor, 1958, p. 162). Воспоминания, которым десятки лет, когда они впускаются в область сознания, нисколько не теряют своей эмоциональной силы.
Предсознательное
Строго говоря, предсознательное это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.
Влечения.
Влечение (Trieb по-немецки) иногда неправильно переводится в некоторых руководствах как «инстинкт» (Bettelheim, 1982, р. 87-88). Влечения, или побуждения, вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознательного размышления. Такие влечения являются «основным мотивом всей деятельности» (Freud, 1940, р. 5). Фрейд обозначил физические аспекты влечений как потребности и психические аспекты влечений как желания. Эти потребности и желания побуждают людей совершать поступки.
«Нельзя ставить вопрос об ограничении тех или иных основных влечений пределами одной области психики, их присутствие неизбежно повсюду» (Freud, 1940).
Все влечения имеют четыре составных элемента: источник (source), цель (aim), стимул (impetus) и объект (object). Источником, то есть местом, где происходит возникновение потребности, может быть какая-то часть или тело человека в целом. Цель должна ослаблять потребность до такой степени, что отпадает необходимость в действии; это дает организму удовлетворение его актуальных желаний. Стимул это количество энергии, сила или давление, которое используется для удовлетворения влечения. Объект влечения это любая вещь или действие, позволяющее удовлетворить исходное желание.
Рассмотрим случай, в котором эти составные элементы проявляются на примере человека, томимого жаждой. Тело человека постепенно обезвоживается до тех пор, пока ему не потребуется снова какое-то количество жидкости; источник это растущая потребность в жидкости. Когда потребность становится сильнее, возникает ощущение жажды. Когда же эта жажда не удовлетворяется, она становится более явной. И наконец, сила жажды возрастает настолько, что делает стимул или энергию способной действовать таким образом, чтобы уменьшить силу жажды. Цель должна ослабить состояние напряжения. Решение проблемы заключается не просто в какой-то жидкости молоке, воде или пиве, но во всех действиях, которые приводят к ослаблению напряжения.
Эти возможные действия включают в себя следующие поступки: встать, пойти на кухню, выбрать среди разных напитков один, приготовить и выпить его. Решающим моментом для запоминания является то, что влечение может быть полностью или частично удовлетворяемо множеством способов, невзирая на то, инстинктивны или нет исходные ответные действия по поводу поиска путей решения проблемы.Способность удовлетворять потребности у животных часто ограничена моделью стереотипного поведения. Влечения человека только инициируют потребность в действии; они не предопределяют деталей действия или того, как оно завершится. Множество решений, доступных для индивида, это совокупность его или ее исходного биологического побуждения, психического «желания» (которое может быть, а может и не быть сознательным) и сонма предшествующих мыслей, привычек и наличествующих взглядов.
Фрейд предположил, что нормальная, здравомыслящая модель поведения заключается в стремлении уменьшить состояние напряжения до приемлемого уровня.
Множество кажущихся полезными мыслей и моделей поведения в действительности не ослабляют напряжения; напротив, они могут вызывать и поддерживать состояние напряжения, стресса или тревоги. По Фрейду, такие мысли и модели поведения указывают на то, что открытое проявление влечения искажено или блокировано.
Основные влечения
Фрейд раскрыл два вида основных влечений. Его ранняя модель описывала две противоположные силы: сексуальную (в более широком смысле эротическую или доставляющую физическое удовольствие) и агрессивную, или деструктивную. Позднее он описал эти силы более масштабно: одну в качестве силы, поддерживающей жизнь, другую в качестве силы, потворствующей смерти (и разрушению). Обе формулировки подразумевают биологическую, поведенческую и неразрешенную пару противоречий. Проявление этого основного антагонизма необязательно для душевной жизни человека, поскольку большинство наших мыслей и поступков вызваны действием этих инстинктивных сил, но не каждой в отдельности, а в их единой комбинации.
Психология bookap
Фрейд был поражен разнообразием и сложностью, присущими поведению человека, которое является результатом взаимодействия основных побуждений. «Сексуальные влечения удивительны по причине своей гибкости, по той легкости, с которой они могут менять свои объекты, по своей взаимозаменяемости, то есть по непринужденности, с которой они заменяют один вид удовольствия другим, и по способу, которым можно временно приостановить их воздействие» (1933, р. 97). Фрейд отметил, что объектом сексуального влечения может быть множество вещей.
«Человек страдает неврозом, если его эго теряет способность каким-то образом распределять свое либидо» (Freud, 1916).
Либидо и агрессивная энергия.
Каждое из этих обобщенных влечений имеет свой особый источник энергии. Либидо (лат. libido страстное влечение, сильное желание) это энергия, которая наличествует у влечения к жизни. «Ее вырабатывание, усиление или ослабление, распределение и перемещение может предоставить нам возможность объяснения наблюдаемого психосексуального феномена» (Freud, 1905 а, р. 118).
Одной из характеристик либидо является его «мобильность» это та легкость, с которой оно может переключаться с одной зоны внимания на другую. Фрейд изобразил изменчивую природу эмоциональной восприимчивости (responsiveness) в виде потока энергии, устремляющегося к областям непосредственного интереса и вытекающего из них.
Агрессивная энергия, или влечение к смерти, не имеет специального названия. Предположительно ее основные свойства такие же, как и у либидо, хотя Фрейд не дал четкого описания.
Катексис.
Катексис это способ, посредством которого имеющаяся в наличии либидозная, психическая энергия привязывается или вкладывается в какого-то человека, идею или вещь. Либидо в состоянии катексиса больше не мобильно и не может перейти к новым объектам. Причина этого кроется в той области психики, которая притягивает и удерживает его (либидо).
Немецкое слово Besetzung, которое Фрейд использовал для обозначения этого понятия, имеет как значение «захватывание», так и значение «вкладывание». Если вы представите ваш запас либидо как некое данное количество денег, то катексис это способ их вложения. Раз уж какая-то часть денег инвестирована или вложена, она остается там, позволяя вам инвестировать то, что осталось, в другом месте.
Например, психоаналитические изучения случаев переживания скорби по поводу смерти близкого человека интерпретируют отсутствие интереса к повседневным делам и излишнюю сосредоточенность на недавно умершем человеке как уход либидо из сферы обычных взаимоотношений и как катексис крайней степени по отношению к ушедшему.
«Существуют определенные патологические состояния, которые, по-видимому невозможно объяснить, не постулируя того, что субъект извлекает конкретное количество энергии, которую он распределяет в различных пропорциях в его взаимоотношениях с объектами и с самим собой» (La Planche & Pontalis, 1973, p. 65).
Психоаналитическая теория связана с пониманием того, где либидо «привязалось» (cathected) неподходящим образом. Когда эта энергия освобождается и перенаправляется, тогда она становится пригодной для удовлетворения других имеющихся потребностей. Необходимость высвобождения пограничных энергий (bound energies) обнаруживается в идеях Карла Роджерса (Carl Rogers) и Абрахама Маслоу (Abraham Maslow), а также в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий приходит к различным выводам относительно источника психической энергии, но все согласны с утверждением Фрейда о том, что идентификация и направленность психической энергии это главный вопрос в понимании личности.
Детерминизм – Справочник по ересям, сектам и расколам, С.В. Булгаков
Сергей Васильевич Булгаков
Справочник по ересям, сектам и расколам
Источник
ДеизмЕвдемонизм
Скачатьepub fb2 pdf Оригинал: pdf152Мб
По учению некоторых философов, все действия человека, даже кажущиеся нам свободными, безусловно определяются (determino – определяю), как неизбежные следствия, независимыми от них причинами, будут ли эти причины заключаться во внешнем ему бытии (природа, Божество) или в его собственной природе. Так как свобода воли предполагает относительную самостоятельность человека и способность его к независимому от внешних влияний самоопределению, то, очевидно, к отрицанию её (детерминизм) неизбежно приводят все философские учения, отвергающие самостоятельное существование души и признающие все существующее проявлением одного какого-либо бытия6.
От строгого философского материалистического и идеалистического детерминизма должно отличать детерминизм религиозный, иначе называемый фатализмом. Так, религия древних греков признавала существование рока или судьбы, как темной, непостижимой, безличной силы, которая определяет жизнь людей и противостоять которой не в силах не только люди, но и самые боги. На востоке, а позднее на западе, было распространено мнение, что все главные события исторической и частной жизни людей неизменно предопределены течением звезд (детерминизм астрологический).
Сюда же относится верование магометан, что Бог, в силу вечного решения Своей воли, неизменно определил судьбу каждого человека, даже до малейших обстоятельств его жизни. В христианском мире сюда относится отрицающее нравственную свободу учение Кальвина и др., по которому Бог безусловно и неизменно предопределил одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению.
* * *
6К такого рода учениям принадлежат идеализм и материализм. Не признавая духовного начала ни в человеке, ни вне его, почитая человека таким же продуктом материи и ее физических сил, как и все другие предметы природы, материализм утверждает, что и психическая жизнь, и деятельность человека подчинены тем же необходимым и неизменным законам, какие господствуют и в окружающей его природе, и также безусловно определяются ими, как физические явления своими физическими причинами. Идеализм, почитающий все развитием единого, абсолютного начала бытия, отвергая самую истину бытия конкретного и индивидуального, очевидно, и все действия человека, так же, как и все явления в мире, должен считать модификациями (изменениями) жизни единого абсолютного; существо, которое не имеет самостоятельного бытия, не может иметь и самостоятельного (свободного) действования. Таким образом, материализм и идеализм одинаково ведут к детерминизму. Отличают иногда детерминизм метафизический и психологический, судя по тому, состоит ли это учение в связи с общим философским миросозерцанием (как в материализме и идеализме), составляя вывод из учения о сущности бытия, или основывается преимущественно на наблюдениях над явлениями психической жизни, не касаясь учения о сущности души, даже признавая её духовность и самостоятельность. Таков напр., детерминизм немецких философов Лейбница и Вольфа, которые хотя и допускают свободу воли, как свободу выбора, но поставляют её в полную зависимость от разума, утверждая, что воля неизбежно определяется сильнейшими (т.е. более познанными) мотивами. Таков детерминизм немецкого философа Гербарта, который, сводя всю психическую жизнь к движению представлений, подчиняет это движение необходимым, механическим законам, доступным математическому исчислению, причем истинная свобода воли оказывается невозможною.
ДеизмЕвдемонизм
Источник: Настольная книга для Священно-Церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) / С. В. Булгаков. — Изд. 3-е испр. и доп. — Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913. — 1772, [1] с. / VII. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч. [Справочник по ересям, сектам и расколам]. 1592-1745 с.
Свобода воли против детерминизма — ПСИХОЛОГИЯ ALDENHAM
Резюме дискуссии
Свобода воли предполагает, что человек: • контролирует свое поведение • несет ответственность за свои действия. • поведение непредсказуемо. Сильные стороны Слабые стороны | Детерминизм предполагает, что: • поведение контролируется силами, не зависящими от вас • Поведение предсказуемо. • Поведение можно контролировать. Сильные стороны Слабые стороны |
Для этого требуется 4 балла — Объяснение — Пример — Вывод — Вызов.
Введение
- Свобода воли: идея о том, что люди контролируют свою судьбу и принимают осознанные решения, влияющие на их поведение.
- Детерминизм: идея о том, что поведение определяется силами, не зависящими от человека, которые могут быть как внутренними, так и внешними.
Пункт
Признает свободу выбора
Объяснение
…возлагает на людей ответственность за свои действия. ..
Пример
Милграм (1963) показал, что не все участники подчинялись авторитетной фигуре, поразив ученика током до 450 вольт. 14 участников выбыли на каком-то этапе между 300 и 450 вольтами, демонстрируя свою свободную волю не навредить другому человеку.
Заключение
Обычно нам нравится, когда людей обвиняют/хвалят за их выбор
Вызов
Однако только потому, что свободная воля предполагает, что вас можно обвинить, не означает, что это правильно, могут быть смягчающие обстоятельства.
Параграф 2: слабость свободы воли
Пункт
… Трудно проверить и измерить…
Объяснение
… если кто-то проявляет свободу воли, значит, он просто ответил на команду сделать это (детерминизм)… 90 003
Пример
Боккиаро и др. (2012) показали, что люди часто подчиняются таким образом, который они не могли бы предсказать, столкнувшись с определенными ситуациями…
Заключение
Измеряемая сложность означает невозможность предсказать/изменить поведение
Вызов
Однако то, что свободу воли трудно определить и измерить, не означает, что ее не существует.
Пункт 3: сила детерминизма
Точка
….Возможность установить причину и следствие….
Объяснение
… путем выделения переменных, которые будут определять поведение …
Пример
Grant et al. (1998) продемонстрировали, что уровень припоминания определяется контекстом, поэтому мы можем посоветовать людям не повторять в шуме
Заключение
…Позволяет людям предсказывать/изменять поведение…
Вызов
Однако это редукционизм и не признаются индивидуальные различия.
Параграф 4: слабость детерминизма
Пункт
… Относится к людям как к «машинам», которые запрограммированы …
Объяснение
Предположение, что они не могут проявлять свободную волю …
Пример
Бандура и др. (1961) продемонстрировали, что не все виды поведения имитируются автоматически, предлагая детям выбирать, кого они моделируют и что они моделируют…
Заключение
Мы хотим верить, что отвечаем за свое поведение
Вызов
Однако то, что мы верим, что отвечаем за себя, еще не означает, что мы отвечаем за это. Можно утверждать, что причина еще не обнаружена.
Заключительный вывод – это НЕ обязательно
Психология чаще всего находится на стороне детерминизма, демонстрируя мягкий d
Слушайте подкаст OCR Psychology о свободе воли против детерминизма здесь |
compare_the_debates.pptx |
Comp
Природа / воспитание
Детерминизм может быть связан с природой, потому что оба сосредоточены на установлении причины и эффект, особенно при изучении генетики. Воспитание также имеет тенденцию быть детерминированным, поскольку бихевиористские исследования полагают, что факторы в окружающей среде могут быть изолированы и поняты как непосредственно вызывающие поведение.
Индивидуальные/ситуационные объяснения
Детерминизм подобен ситуативным объяснениям, которые сосредотачиваются на конкретных факторах, вызывающих предсказуемое поведение. Индивидуальные объяснения склонны отдавать предпочтение объяснениям, включающим свободную волю и менее предсказуемым.
Редукционизм/холизм
Детерминизм и редукционизм имеют сходные предположения о предсказуемости поведения и использовании научного подхода для объяснения человеческого поведения.
Полезность
Детерминизм очень полезен при разработке методов лечения; но биологические методы лечения могут оказаться неэффективными в долгосрочной перспективе, поскольку поведение возвращается. Свобода воли полезна для разработки методов лечения, в то время как детерминизм помогает в разработке методов лечения, поддающихся измерению
Этика
Детерминизм может нанести психологический вред из-за возможных последствий исследований, таких как генетические причины поведения или плохое воспитание
Социально-чувствительные исследования
Детерминированные объяснения могут привести к социально-чувствительным исследованиям, поскольку они предполагают наличие явной причины поведения. Это может привести к навешиванию ярлыков и дискриминации, а также снять личную ответственность.
Психология как наука
Детерминизм стремится быть научным, однако он никогда не может привести к совершенным предсказаниям из-за сложности человеческого поведения и сложности полной изоляции переменных. Детерминизм использует многие научные методы по сравнению со свободной волей.
Психологический детерминизм и свобода воли
Идея о том, что наши действия в значительной степени определяются нашим психологическим складом, может рассматриваться как угроза традиционным представлениям о свободе воли. Далее Соломон Шиммель создает гипотетический диалог между психологами, в частности Фрейдом, и двумя традиционными религиозными мыслителями, средневековым еврейским философом Моисеем Маймонидом и его почти современником, христианином Фомой Аквинским. Взято и перепечатано с разрешения Семь смертных грехов: еврейские, христианские и классические размышления о человеческой психологии .
Это не модель свободной воли, а детерминизм [т.е. отрицание свободы воли], которое доминирует в научных представлениях о человеке. Вдумчивые психологи и социологи знают, что всегда будут оставаться важные области человеческого поведения, которые непредсказуемы и не поддаются внешнему контролю. Факторов, влияющих на нас, великое множество, а их взаимодействие сложное; существуют также практические и этические ограничения на их научное изучение.
Однако научные достижения 20-го века, основанные на детерминизме как рабочей модели человеческой природы, значительно увеличили нашу способность предсказывать индивидуальное и групповое поведение. Так что разумно, говорят психологи, предположить, что детерминистская модель более точна, чем модель свободной воли. Принятие детерминистской модели имеет глубокие последствия для наших представлений о грехе, пороке, преступлении, ответственности, вине, вине и наказании.
Средневековые философы: люди могут рационально выбирать
Маймонид и Аквинский сказали бы детерминисту, что спор между ними отчасти семантический, а не реальный. Под свободой воли мы не подразумеваем, что действия человека беспричинны. Напротив, мы, говорящие об искушениях плоти, дьявола или злых наклонностей, о том, как влияют на нас различия в индивидуальном темпераменте, знании Писания или обществе, с которым мы общаемся, остро осознаем, как поведение человека может быть изменено. под влиянием биологических и социальных факторов.
Однако мы верим, что человек наделен разумом и волей. Он способен использовать свою рациональность, чтобы понимать, что хорошо, и делать то, что правильно. Конечно же, вы, социальные детерминисты, не отрицаете способность человека рассуждать, взвешивать варианты и предвидеть последствия действий. Большинство из вас делают это все время и рекомендуют другим делать то же самое. Вы считаете объективность и рациональность краеугольными камнями своего научного предприятия.
Фрейд: человеческий выбор иррационален
На что детерминист, особенно Фрейд, ответил бы, что вера в то, что человек способен к рациональному принятию решений, ошибочна. Наоборот, человеческий разум подвержен сильному искажению иррациональными биологическими и социальными силами, о которых он обычно не подозревает. Он не может контролировать их разумом, потому что они управляют его мыслительными процессами. То, что неискушенному глазу может показаться объективно рациональным, есть не что иное, как псевдорациональность, служащая эгоистичным интересам и импульсам человека. Даже если разум человека не был искажен этими силами, их влияние на него гораздо больше, чем любая противодействующая сила разума.
Пытаясь объяснить жестокую оппозицию психоанализу в его время, оппозицию, в которую входили не только религиозные мыслители, но и многие светские интеллектуалы и академики, Фрейд гордо и вызывающе заявил:
«Человечество с течением времени должно было в руках науки два великих надругательства над ее наивным себялюбием. Во-первых, когда осознали, что наша Земля не является центром вселенной… Во-вторых, когда биологические исследования лишили человека его особой привилегии быть специально созданным, и низвели его до уровня животного мира… Но тяга человека к Грандиозность терпит теперь третий и самый жестокий удар от современных психологических исследований, пытающихся доказать «Я» каждого из нас, что он даже не хозяин в своем собственном доме, а должен довольствоваться мельчайшие обрывки информации о том, что бессознательно происходит в его собственном сознании… В этом суть всеобщего бунта против нашей науки». ( Общее введение в психоанализ , Восемнадцатая лекция)
Снова ответ средневековья
Аквинский и Маймонид могут ответить следующим образом: В той мере, в какой ваши теории о иррациональном влиянии на человеческое поведение верны, вы способствуете лучшему пониманию склонности человека к греху. Однако это тем более повод для поощрения рационального поведения.
На самом деле, это именно то, за что вы сами ратуете в своей собственной психоаналитической терапии, которая фокусируется на обретении пациентом инсайта (т. е. рационального понимания) того, почему он думает, чувствует и ведет себя так, а не иначе. Предположительно, это озарение позволит ему изменить свое поведение. Мы и наши последователи, некоторые из которых также отмечали силу бессознательных импульсов, пытаемся направить людей к более эффективному использованию своего разума в борьбе с иррациональными, греховными силами, с которыми всем нам приходится бороться.
Несмотря на свою позицию свободной воли, Маймонид и Аквинский осознают, что иногда существуют реабилитирующие факторы, когда человек делает зло или не может делать добро. И наоборот, современные психологи, утверждая детерминизм, используют концепции, сходные с традиционной моделью свободы воли, особенно самоконтроль. Спор между теологом и терапевтом о свободе смягчается наличием множества точек соприкосновения между ограниченным утверждением свободы воли и детерминизмом, который пытается культивировать самоконтроль[…]
Самоконтроль доступен всем
Современная психология отрицает свободу воли, но вместо этого говорит о самоконтроле, силе эго, внутреннем локусе контроля или феноменологической свободе. Он учит людей методам, помогающим им отсрочить удовлетворение сиюминутных желаний.
Рационально-эмоциональная, когнитивная, поведенческая терапия и терапия реальностью имеют общую цель — помочь пациенту взять на себя больший контроль над тем, что он делает, думает и чувствует. Все это вновь вводит в светскую, детерминистскую психологию и психиатрию традиционные религиозные заботы о самоконтроле и принятии ответственности за свое поведение. Интересно, что один из самых проницательных анализов самоконтроля принадлежит Б. Ф. Скиннеру, строгому детерминисту и радикальному бихевиористу.
Мое собственное мнение таково, что детерминистская модель более полезна с научной точки зрения, чем модель свободной воли, в поисках лучшего понимания того, почему мы ведем себя так, а не иначе. Однако наше использование языка свободы остается ценным и даже необходимым. Это повышает нашу самооценку, побуждает нас развивать самоконтроль и напоминает нам, насколько ограничены наше понимание поведения и наша способность его предсказывать и контролировать.
Эти полезные функции модели свободной воли не должны, однако, удерживать нас от исследований, направленных на обнаружение биологических или социальных детерминант нашего поведения, которые не находятся под нашим непосредственным личным контролем. Мы также должны быть готовы столкнуться с логическими следствиями детерминистской модели. Мы должны пересмотреть свое отношение к вине и ответственности, а также к тому, как мы приписываем моральную или юридическую вину и применяем наказание.