Детерминизм в психологии — PsychologyPro
Детерминизм — это доктрина, рассматривающая все происходящие события, как следствие определенных факторов. Согласно теории детерминизма, будущее человека, государства, ход мировой истории предопределены заранее и поменять их невозможно. Простыми словами, синонимом крайнего проявления детерминизма является “фатализм” или “судьба”.
Что такое индетерминизмПринцип детерминизма предполагает, что человек не может выбирать направление в жизни и не несет за нее ответственность. Все происходящее предопределено заранее, изменить ход событий невозможно.
Существует и противоположная детерминации теория. В психологии понятие индетерминизма отрицает связь между причиной и последующими событиями. Считается, что все происходящее подчиняется случаю, носит вероятностный характер.
Индетерминизм часто ассоциируется со свободой воли. За индивидом признается возможность действовать, выбирая такие методы активности, которые он считает наиболее эффективными для достижения желаемого результата. Простыми словами, индетерминизм отрицает неизбежность и фатальность, дает веру в возможность быть хозяином своей жизни независимо от внешних воздействий.
Принцип детерминизма в психологииДетерминизм в психологии стал продолжением философской теории о взаимосвязи явлений. Он рассматривает причину, как совокупность обстоятельств, которые предшествуют следствию и вызывают его.
По мнению многих ученых, теория детерминизма одинаково справедлива в отношении людей и животных. Серии опытов на крысах показали прямую взаимосвязь уровня развития психики животных и их адаптивной способности. Более активные крысы выживали, давали потомство.
Эксперименты с британскими студентами-добровольцами также отслеживали их реакцию на изменения, касающиеся организации учебного процесса. По результатам опытов выяснилось, что самые высокие баллы получали те студенты, которые могли быстро реагировать и менять свое поведение в соответствии с ситуацией. Для этих “везунчиков” обстоятельства складывались удачно в большинстве случаев. Это подтверждает теорию, согласно которой психика развивается, меняется, но поведенческие реакции зависят от внешних факторов.
Эволюция принципаДолгое время психологический детерминизм опирался на механический. Психические явления рассматривались, как подобие взаимодействия механизмов (машин). Такое воззрение было ограниченным, оно рассматривало психические явления лишь, как результат внешнего воздействия. На основе такого видения детерминизма возникли учения о рефлексе, аффекте, ассоциациях и другие.
С другой точки зрения детерминизм рассматривали И. Сеченов, Ф. Дондерс, Г.Гельмгольц. Они считали, что психические реакции обусловленные внешним воздействием на организм, формируются не по физическим и биологическим законам, но выступают особыми регуляторами поведения.
Современный детерминизм перенял многое из философской теории диалектического материализма. Принцип детерминизма в отношении психики человека в соответствии с ней звучит так: “Внося изменения в реальный мир, который не зависит от сознания, человек изменяется сам”. Проще говоря, благодаря деятельности человека, возникают внешние (духовные, материальные) продукты и внутренние (сущностные) силы.
Категории детерминизмаДетерминизм в современной трактовке рассматривает все психические явления с точки зрения причинно-следственных связей. Все явления, как цепочка, следуют одно за другим и влияют друг на друга. На основе этого возникают категории теории детерминизма.
Название категории | Трактование категории |
Причинность | Однонаправленная, необратимая. Обусловлена характером причины, которая повлекла за собой следствие. |
Необходимость и случайность | Конкретизирующие понятия, объясняющие взаимную зависимость глобальных явлений и происходящих процессов. Необходимость объясняет то, что явление происходит. А случайность связана с внешними обстоятельствами, которые могут повлиять на ход событий. |
Действительность и возможность | Действительность рассматривается, как объективная реальность. Реальная возможность превращается в действительность при условии, что человек прилагает для этого определенные усилия. Абстрактная возможность ограничивается размышлениями, опирающимися на знании закономерностей и теории. Абстрактная возможность не превращается в реальность без конкретных действий и усилий человека |
Концепция детерминизма применяется не только в психологии, но и других отраслях науки. В зависимости от сферы различают такие виды детерминизма:
- исторический — его основой является принцип определенности, который рассматривает возможность предсказать события, исходя из имеющихся предпосылок и роли конкретных людей, обусловленной их целями и действиями;
- биологический — рассматривает поведение, как проявление генетических предпосылок;
- технологический — развитие человеческого общества предопределяется техническим прогрессом;
- материалистический — условия жизни человека зависят от уровня материального производства.
- теологический — все действия человека трактуются, как воля Бога;
- взаимный — функционирование человека обеспечивается через взаимодействие личностных характеристик, поведения и факторов внешней среды.
Психологический детерминизм рассматривает психические явления, как результат воздействия культурных и социальных факторов.
Выделяют и другие формы детерминизма.
Детерминистский подходОн признает взаимосвязь происходящих событий в жизни человека и конкретных причин. Подход, основанный на причинно-следственной связи, активно используется в современной науке.
С середины прошлого столетия применение детерминистского подхода приобрело неудержимый характер. Ученые стали использовать его в математике, квантовой физике, генетике и биологии, информационный теории. В своих трудах ученые акцентировали внимание на важной роли понятий возможности, вероятности, неопределенности, целесообразности для описания природных и социальных явлений.
Применение детерминизма на практикеДетерминизм является базовым подходом, объясняющим психические явления и принцип функционирования психики.
Детерминация поведенияТеория Льва Семеновича Выготского хорошо иллюстрирует применение принципа детерминизма в психологии. Она рассматривает в качестве основного источника развития человека социальную среду. В первые годы жизни на формирование личности ребенка воздействуют не только процессы созревания мозговых структур, развития всего организма, но и культурные факторы, которые формируют поведений и мышление. По мнению ученого, физиологическое развитие и формирование мыслительной способности у ребенка происходит параллельно с воздействием культурных и социальных факторов. Источником развития для ребенка становится социальное взаимодействие и диалог с родителями или другими взрослыми.
Поведение человека с точки зрения психологической науки во многом обусловлено влиянием извне. Оно отражается в реакциях, принятии решений, привычных действиях в той или иной ситуации.
В качестве внешней психологической детерминанты негативной направленности может выступать:
- манипуляция;
- насилие;
- принуждение;
- шантаж.
Похвала, поощрение, признание заслуг человека — тоже детерминанты, но с позитивной направленностью.
Семья, социум оказывают влияние на психическую реальность человека и его поведение. Они выставляют рамки, которых нужно придерживаться чтобы не стать изгоем. В большинстве случаев они необходимы и оправданны.
Внутриличностная детерминация проявляется в способности ставить перед собой цели и достигать их, взаимодействуя с социумом.
Детерминанты, влияющие на психологическое развитиеПсихика человека развивается под влиянием различных факторов объективного и субъективного характера.
ОбъективныеК числу объективных факторов развития психики человека относятся:
- культурный и экономический уровень общества;
- стиль воспитания ребенка в семье, школе;
- забота о человеке;
- удовлетворение потребности в близости и причастности к группе;
- особенности менталитета.
К числу объективных детерминант относятся также генетические предпосылки, темперамент и наличие болезней.
СубъективныеСубъективные детерминанты развития личности взаимосвязаны с объективными и являются базой для саморазвития. К числу субъективных факторов относятся условия, при которых формируется мотивация, потребности, сознание и стиль поведения человека.
Через овладение знаниями и самопознание лежит путь к новым возможностям.
ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, учение об определяемости одних событий или состояний другими, в более общем виде – о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений и процессов реальности. Противоположная позиция, отрицающая Д., получила назв. индетерминизма. Процессуальная сторона Д. выражается понятием «детерминация», при этом каузальная (причинная – см. Причинность) детерминация рассматривается как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами и следствиями.
Время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией. Если момент детерминации осуществляется позднее момента, в котором происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации (телеологическая, или целевая, детерминация – см. Телеология). Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Д. может получать онтологич. истолкование (теологич., филос., естественно-науч., социальный Д.), равно как и эпистемологич. интерпретацию (утверждения о разл. возможных описаниях действительности).
Характерный для монотеистич. религий теологич. Д., исходящий из того, что всё существующее и происходящее в мире определяется в конечном счёте волей всемогущего Бога, вызвал острые дискуссии о соотношении Божественного предопределения и свободы воли человека (полемика между Августином и Пелагием в христианстве, между джабаритами и кадаритами в исламе и т. п.).
Разл. версии филос. Д., разработанные уже в Древней Греции, получили дальнейшее развитие в Новое время. Механистич. Д., восходящий к концепциям античного атомизма (Демокрит, Эпикур), занял доминирующее положение в естественно-науч. воззрениях 17–18 вв. Сложившееся на основе созданной И. Ньютоном классич. механики представление о мире как о гигантской машине, где все процессы совершаются с непреложной закономерностью, исключающей к.-л. случайность, получило законченное выражение в знаменитой формуле П. Лапласа: «Ум, которому были бы известны для к.-л. данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).
Принципы этого радикального Д. были распространены во франц. материализме 18 в. на понимание человека (Ж. О. де Ламетри) и общества (П. А. Гольбах). Возникшая в связи с такой концепцией проблема свободы и ответственности человека в его действиях решалась в нем. идеализме с помощью понятия внутр. детерминации. Так, монады Г. В. Лейбница, не подверженные к.-л. внешним влияниям (у них нет «окон»), действуют согласно внутренне присущим им законам, так что человеческая воля зависит лишь от себя самой. Согласно И. Канту, свобода идентична с самодетерминацией человека посредством морального закона как конечной цели.
В отличие от «жёсткого» лапласовского Д., вероятностный Д. возник в 19 в. в связи с формированием термодинамики и статистич. физики: устойчивость статистич. систем, выражающаяся с помощью понятия вероятностного распределения, сочетается с допущением случайности в поведении их отд. элементов. Вопрос о соотношении Д. и индетерминизма стал предметом острых дискуссий в квантовой механике, обусловленных невозможностью исчерпывающего описания исходных параметров в микрофизич. системах (неопределённостей соотношение В. Гейзенберга и др.).
Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с развитием синергетики, на первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая поведение сложных систем. Модели жёсткой детерминации и вероятностные модели рассматривались как два предельных вида базовых моделей, анализирующие соответственно внешние или внутренние детерминанты (ср. «внекаузальные» и «сверхкаузальные» детерминанты Н. Гартмана). Модели самодетерминации выступали как своеобразный синтез этих двух классов базовых моделей.
Детерминизм в социальных науках
присутствует в теориях, которые с большей или меньшей «жёсткостью» опираются на принцип каузальности в объяснении социальных процессов и явлений. С 19 в. существует множество версий Д., отличающихся выбором того или иного доминирующего фактора, с необходимостью определяющего развитие социума. Все версии Д. можно подразделить на две группы, выбирающие в качестве достаточного для объяснения социального развития либо внешние по отношению к обществу процессы и явления, либо внутренние, собственно социальные (объяснение общества из него самого). В этом смысле, если принимать доминирующую сферу в данной объяснительной схеме за один фактор, обе группы Д. можно считать однофакторными. Они ориентируются на модели объяснения, принятые в естественных науках, признают «жёсткую» обусловленность социальных процессов, а проявления случайности и свободы воли в обществе относят на счёт ещё не познанных объективных законов, которые смогут точно выявить причины и следствия всех явлений.
Д. в рамках первой группы был редукционистским, т. е. сводил объяснение сложных социальных явлений к более простым явлениям другого класса. Так, «биологич. Д.», сводивший социальное к природному, рассматривал общество по аналогии с живым организмом, а его развитие – по законам природной эволюции (см. Дарвинизм социальный). «Географич. Д.» абсолютизировал влияние природной среды на степень экономич. и политич. развитости страны, особенности характера и менталитета её населения (см. Географическое направление в социальной мысли). «Демографич. Д.», популярный в этнографич. и антропологич. исследованиях, гл. детерминантой социальной стратификации и экономич. роста признавал рост населения, определявший в конечном итоге политику в сфере образования, воспитания, идеологии. «Психологич. Д.» признавал первичность психич. явлений и объяснял социальное поведение через факторы индивидуальной или коллективной психики (З. Фрейд, Г. Тард). «Поведенческий Д.» был разработан в рамках бихевиоризма.
Теории Д. второй группы исходили из качественного своеобразия социума и несводимости его объяснения к более простым уровням и внешним факторам. «Культурный Д.», разработанный в культурной антропологии (М. Мид), всё многообразие феноменов культуры выводил из самой культуры: культурная среда, в которой социализирован индивид, предопределяет не только его мысли, действия и личностные качества, но и социальные институты, и нормы. «Технологич. Д.» объяснял всю историю человечества последовательной сменой созданных обществом технологий – от ручных орудий труда древности до автоматизир. машинного труда на электрической (атомной) тяге, информац. технологий и спутниковой связи (амер. учёные Т. Веблен, В. Феркисс, Л. Мамфорд, А. Тофлер, З. Бжезинский, Г. Кан). Вариантом технологич. Д. стала концепция «революции управляющих» (Дж. Бёрнхем, А. Берл), объявлявшая решающим фактором социального прогресса сферу управления. Теория культурного отставания У. Ф. Огборна утверждала, что техника развивается опережающими культуру темпами. В сер. 20 в. широкой известностью пользовалась ещё одна версия технологич. Д. – медиа-Д. (Г. М. Мак-Люэн), согласно которому общество создаётся средствами информации. К этой же группе концепций относится «экономич. Д.», который обусловливал социальное развитие и структуру общества развитостью экономич. сферы (средств произ-ва).
К экономич. детерминистам часто относят К. Маркса, однако это определение скорее относится к его интерпретаторам, чем к нему: он далеко не всегда считал изменения в экономич. сфере достаточным основанием для изменений в духовно-идеологич. сфере, некоторые объяснения носили у него функциональный, а не причинный характер. Социальная детерминация у Э. Дюркгейма раскрывается через множественные социальные взаимосвязи, а не через выделение отд. явления, определяющего фактора.
В 20 в. однофакторный Д. теряет своё значение в социальных науках (за исключением технологического, который скрыто или явно присутствует в совр. теориях развития). Принципы многофакторного социального Д. применяются в контексте системного анализа, учитывающего многообразные связи и отношения социума как целостной системы. Обозначилось различение структурного (причинные связи элементов структуры) и субъектно-действенного Д. (учёт разл. агентов действия), анализируются не только причинный, но и стохастический, и изостатический аспекты. Так, согласно функциональной версии Б. К. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна, общество есть единое целое, в котором каждый элемент выполняет определённую функцию, поддерживающую устойчивое существование социального целого.
Во 2-й пол. 20 в. заметна тенденция отхода от категории социального Д. в социальных науках. Тем не менее есть примеры использования принципа детерминации в некоторых теориях в социологии знания (Д. Блур) или в радикальных феминистских теориях (К. Миллетт). В социологич. теориях среднего уровня необходимость учёта «достаточных» для объяснения факторов привела к разработке аналитич. каузальной модели «социального механизма», включающей лишь существенные для объяснения элементы (амер. учёные М. Гранноветтер, Дж. С. Коулмен, П. Хедстрем). Что касается эмпирич. исследований, то упорядочение и объяснение полученных данных осуществляется, как правило, с помощью введения системы детерминант. Так, напр., изменения некоторых величин, принятых за независимые переменные (пол, возраст), влекут за собой изменения других (зависимых) переменных величин (электоральные предпочтения, ценностные ориентации). Анализ взаимосвязи переменных осуществляется с помощью статистич. математич. методов.
Совр. понимание социального Д. опирается на теорию вероятности (регулярность случайных событий доказывается на большом количестве случаев) и на идеи синергетики. Социальный Д. характеризуется взаимной заменяемостью места субъекта и объекта в цепочке их связей, т. к. оба являются действующими агентами со своими намерениями и интересами; по-разному проявляется в той или иной сфере деятельности человека, в разных социальных структурах, зависит от историч. контекста.
Детерминизм в психологии
Проблема взаимообусловленности сознательно-волевого и телесного, «естественного» (понимаемого в духе «механистич. Д.»), в поведении человека стала в 17–18 вв. одним из центр. вопросов психологии и филос. антропологии (см. Психофизическая проблема). Ассоциативная психология, ориентировавшаяся на строгий механистич. Д., стремилась вывести все законы душевной жизни из связей (ассоциаций) простейших элементов – ощущений или представлений («ментальная механика» Дж. Милля). В дальнейшем этот механистич. Д., господствовавший в эксперим. психологии, иногда дополнялся представлениями о высших, неподвластных «естественным законам» психич. процессах (апперцепция, личностный выбор, воля и т. п.). В 19 в. психология заимствовала из биологии ряд принципов, послуживших объяснением детерминации психич. явлений (представления об инстинктах и рефлексах, адаптации к среде, гомеостазе и т. п.). В кон. 19–20 вв. получил развитие «функциональный Д.» (объяснение психич. феномена, исходя из его функции, адаптивной роли и т. п.) и «системный Д.» (истолкование психич. феноменов с точки зрения их места и роли в целостной системе). Эксперим. психологии пришлось ограничиться статистич., или вероятностным, Д. в прогнозировании поведения конкретного индивида. Во 2-й пол. 20 в. в психологии широкое распространение получил «биологич. Д.», объясняющий феномены психики и поведения путём отсылки к их мозговым, физиологич. или генетич. коррелятам, а также «лингвистич. Д.», рассматривающий особенности мышления и восприятия в разных культурах как обусловленные языковыми различиями (см. Лингвистической относительности гипотеза).
Одной из центральных в 20 в. стала проблема внешних и внутренних детерминант человеческой активности: концепциям, признающим лишь внешний Д. и трактующим поведение человека как цепь реакций на внешние стимулы (бихевиоризм), противостоят концепции, сосредоточившиеся на внутр. детерминантах человеческой активности, таких как мотив, смысл, цель (теория деятельности, гуманистическая психология), а также на «пограничной» между внешним и внутренним области бессознательного как осн. детерминанты человеческого поведения (глубинная психология). В совр. представлениях о детерминантах человеческого поведения центр. место занимает проблема взаимодействия факторов наследственности («генетич. Д.») и среды («культурный Д.»), важнейшим элементом которой выступает общение и передача с его помощью культурного опыта (культурно-историческая психология). В психотерапевтич. практике, наряду с первоначально доминировавшим причинным Д. (поиск причин симптомов в раннем детстве в психоанализе и т. п.), получил развитие целевой Д. (анализ смысла симптома, его роли для настоящего и будущего).
Детерминизм в психологии: выбор цели
Что такое детерминизм в психологии? Как философия детерминизма мешает психологическому сопротивлению?
В логотерапии Виктор Франкл исследует идею детерминизма в психологии как препятствие для создания психологического сопротивления. Чтобы логотерапия работала, у вас не может быть детерминированного мировоззрения.
Узнайте больше о детерминизме в психологии и его значении для логотерапии.
В последней главе было рассмотрено несколько способов найти смысл в своей жизни. Но если это звучит просто, это не так — многие люди разочаровываются в погоне за смыслом . В конце концов, это большая ответственность, и ответственность лежит исключительно на ваших плечах. Это теория свободы воли и детерминизма, и она может разочаровать.
- Это может быть из-за детерминизма: мы думаем, что наши исходы уже предрешены за нас, так какой смысл искать то, что мы не можем изменить?
- Это также может быть связано с тем, что жизнь преходяща — мы все равно умрем, так какой в этом может быть смысл?
Давайте узнаем больше о свободе воли и теории детерминизма, о том, как мы от этого страдаем и почему.
Детерминизм. Философия. Эта идея более опасна в сочетании с нигилизмом, потому что она еще больше снижает нашу силу как личности и делает бессмысленными попытки найти смысл нашей жизни.Логотерапия считает, что люди являются самоопределяющимся видом. Мы постоянно решаем, каким будет наше существование и что мы будем делать дальше. И, как мы видели в первом разделе, люди раз за разом демонстрировали, что они способны подняться над своими обстоятельствами и настроиться на улучшение жизни и самих себя к лучшему.
- Опыт Франкла в концентрационных лагерях подтвердил, что люди свободны в выборе, который помогает им выжить даже в худших условиях или воздействиях.
Жизнь преходяща, то есть непостоянна. Мы все когда-нибудь умрем, и это знание может усилить нашу неудовлетворенность существованием , потому что оно может заставить нас усомниться в смысле всего, если мы все равно умрем, и потому что оно может оказать давление времени на нашу жизнь. поиск смысла. Детерминизм в психологии — это когда мы перестаем верить в свой поиск смысла.
Жизнь тоже полна возможностей, и они тоже преходящи. Все они не могут быть постоянными реальностями; мы должны выбрать. Это еще одна часть того, из-за чего так трудно определить наше значение — существует так много вариантов!
Но тот факт, что жизнь преходяща, не делает ее бессмысленной – поскольку жизнь преходяща, это на самом деле усиливает нашу ответственность за поиск смысла в моменты нашей жизни. Сделав выбор, мы создаем реальность и избавляемся от других возможностей, поэтому сделанный нами выбор сохраняется в прошлом. В этом смысле наши прошлые решения спасены от бренности жизни. Выбор, который мы делаем, будет увековечен в нашем прошлом. Ничего нельзя отменить или изменить — мы можем использовать информацию только для того, чтобы изменить свой выбор в будущем и изменить наше чувство детерминизма в психологии.
Некоторые могут счесть это пессимистичной идеей, что мы не можем изменить свое прошлое. Но логотерапия активистична, или сосредоточена на действиях, и ориентирована на будущее, а не на проживание в прошлом. Таким образом, детерминизм в психологии может показать нам другой путь.
- Пессимистка может вычеркивать дни из своего календаря со страхом и грустью — время идет, и она умрет.
- Активистка отмечает дни и записывает их вместе со всеми предыдущими днями, делая заметки и размышляя о своем прошлом. Когда она состарится, она не будет завидовать молодым людям, которые полны возможностей и изменчивости, но вместо этого она будет гордиться результатами в своем прошлом .
Теория свободы воли и детерминизма может быть сложной задачей, но понимание своих пределов и того, как работать с детерминизмом в психологии, может помочь вам найти смысл.
Недетерминизм
- Вы здесь:
- Дом org/ListItem»> Глоссарий / Лексикон
- Глоссарий N
- Недетерминизм
Недетерминизм относится к вере в то, что человеческая мысль или поведение свободно выбираются индивидуумом и, следовательно, не вызваны предшествующими физическими или психическими событиями.
- Пред.
- Следующий
Связанные статьи | |
Идея на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Идея определяется как психическое событие, которое сохраняется после прекращения впечатлений или ощущений; — — В . . . Подробнее | |
Пресса на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Пресса может быть определена как влияние окружающей среды и прошлых событий на текущую активацию . . . Подробнее | |
Когнитивизм на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Когнитивизм относится к общему термину для подходов к теориям обучения, связанным с такими интеллектуальными . . . Читать дальше | |
Феноменологическая центрированность на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Феноменологическая центрированность — это концепция мая (1961 г.), которая лучше всего подтверждается человеческим опытом. . . Подробнее | |
Детерминизм на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Детерминизм относится к доктрине, согласно которой все события, физические, поведенческие и психические, определяются . . . Подробнее | |
Свобода воли на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Свобода воли для Беккариа и классической школы, хотя люди гедонисты, они также обладают . . . Подробнее | |
Деятельность на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Деятельность: ; — Термин «деятельность» может относиться к широкому спектру поведения или действий, совершаемых человеком. . . Читать далее | |
Триада ABC на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Триада ABC означает (A) воздействие (на то, что люди чувствуют внутри), (B) поведение (что люди делают) ) и (С) познание . . . Подробнее | |
Дуализм разума и тела на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Дуализм разума и тела относится к философскому предположению Декарта о том, что некоторые виды человеческого поведения являются телесными. . . Подробнее | |
Преднамеренная жестокость на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Преднамеренная жестокость: Преднамеренная жестокость имеет место, когда человек намеренно причиняет физический вред. |