Детерминизм в психологии это: 12. Детерминизм в психологии

Детерминизм в психологии — PsychologyPro

Детерминизм — это доктрина, рассматривающая все происходящие события, как следствие определенных факторов. Согласно теории детерминизма, будущее человека, государства, ход мировой истории предопределены заранее и поменять их невозможно. Простыми словами, синонимом крайнего проявления детерминизма является “фатализм” или “судьба”.

Что такое индетерминизм

Принцип детерминизма предполагает, что человек не может выбирать направление в жизни и не несет за нее ответственность. Все происходящее предопределено заранее, изменить ход событий невозможно. 

Существует и противоположная детерминации теория. В психологии понятие индетерминизма отрицает связь между причиной и последующими событиями. Считается, что все происходящее подчиняется случаю, носит вероятностный характер.

 

Индетерминизм часто ассоциируется со свободой воли. За индивидом признается возможность действовать, выбирая такие методы активности, которые он считает наиболее эффективными для достижения желаемого результата. Простыми словами, индетерминизм отрицает неизбежность и фатальность, дает веру в возможность быть хозяином своей жизни независимо от внешних воздействий.

Принцип детерминизма в психологии

Детерминизм в психологии стал продолжением философской теории о взаимосвязи явлений. Он рассматривает причину, как совокупность обстоятельств, которые предшествуют следствию и вызывают его.

По мнению многих ученых, теория детерминизма одинаково справедлива в отношении людей и животных. Серии опытов на крысах показали прямую взаимосвязь уровня развития психики животных и их адаптивной способности. Более активные крысы выживали, давали потомство.

Эксперименты с британскими студентами-добровольцами также отслеживали их реакцию на изменения, касающиеся организации учебного процесса. По результатам опытов выяснилось, что самые высокие баллы получали те студенты, которые могли быстро реагировать и менять свое поведение в соответствии с ситуацией. Для этих “везунчиков” обстоятельства складывались удачно в большинстве случаев. Это подтверждает теорию, согласно которой психика развивается, меняется, но поведенческие реакции зависят от внешних факторов.

Эволюция принципа

Долгое время психологический детерминизм опирался на механический. Психические явления рассматривались, как подобие взаимодействия механизмов (машин). Такое воззрение было ограниченным, оно рассматривало психические явления лишь, как результат внешнего воздействия. На основе такого видения детерминизма возникли учения о рефлексе, аффекте, ассоциациях и другие.

С другой точки зрения детерминизм рассматривали И. Сеченов, Ф. Дондерс, Г.Гельмгольц. Они считали, что психические реакции обусловленные внешним воздействием на организм, формируются не по физическим и биологическим законам, но выступают особыми регуляторами поведения. 

Современный детерминизм перенял многое из философской теории диалектического материализма. Принцип детерминизма в отношении психики человека в соответствии с ней звучит так: “Внося изменения в реальный мир, который не зависит от сознания, человек изменяется сам”. Проще говоря, благодаря деятельности человека, возникают внешние (духовные, материальные) продукты и внутренние (сущностные) силы.

Категории детерминизма

Детерминизм в современной трактовке рассматривает все психические явления с точки зрения причинно-следственных связей. Все явления, как цепочка, следуют одно за другим и влияют друг на друга. На основе этого возникают категории теории детерминизма.

 

Название категорииТрактование категории
ПричинностьОднонаправленная, необратимая. Обусловлена характером причины, которая повлекла за собой следствие.
Необходимость и случайностьКонкретизирующие понятия, объясняющие взаимную зависимость глобальных явлений и происходящих процессов. Необходимость объясняет то, что явление происходит. А случайность связана с внешними обстоятельствами, которые могут повлиять на ход событий.
Действительность 

и возможность

Действительность рассматривается, как объективная реальность.
Возможность является предпосылкой для изменения реальности, она может быть реальной и абстрактной. 

Реальная возможность превращается в действительность при условии, что человек прилагает для этого определенные усилия.

Абстрактная возможность ограничивается размышлениями, опирающимися на знании закономерностей и теории. Абстрактная возможность не превращается в реальность без конкретных действий и усилий человека

Виды детерминизма

Концепция детерминизма применяется не только в психологии, но и других отраслях науки. В зависимости от сферы различают такие виды детерминизма:

  • исторический — его основой является принцип определенности, который рассматривает возможность предсказать события, исходя из имеющихся предпосылок и роли конкретных людей, обусловленной их целями и действиями;
  • биологический — рассматривает поведение, как проявление генетических предпосылок;
  •  технологический — развитие человеческого общества предопределяется техническим прогрессом; 
  • материалистический — условия жизни человека зависят от уровня материального производства.
  • теологический — все действия человека трактуются, как воля Бога;
  • взаимный — функционирование человека обеспечивается через взаимодействие личностных характеристик, поведения и факторов внешней среды.

Психологический детерминизм рассматривает психические явления, как результат воздействия культурных и социальных факторов.

Выделяют и другие формы детерминизма.

Детерминистский подход

Он признает взаимосвязь происходящих событий в жизни человека и конкретных причин. Подход, основанный на причинно-следственной связи, активно используется в современной науке. 

С середины прошлого столетия применение детерминистского подхода приобрело неудержимый характер. Ученые стали использовать его в математике, квантовой физике, генетике и биологии, информационный теории. В своих трудах ученые акцентировали внимание на важной роли понятий возможности, вероятности, неопределенности, целесообразности для описания природных и социальных явлений.

Применение детерминизма на практике

Детерминизм является базовым подходом, объясняющим психические явления и принцип функционирования психики. 

Теория Льва Семеновича Выготского хорошо иллюстрирует применение принципа детерминизма в психологии. Она рассматривает в качестве основного источника развития человека социальную среду. В первые годы жизни на формирование личности ребенка воздействуют не только процессы созревания мозговых структур, развития всего организма, но и культурные факторы, которые формируют поведений и мышление. По мнению ученого, физиологическое развитие и формирование мыслительной способности у ребенка происходит параллельно с воздействием культурных и социальных факторов. Источником развития для ребенка становится социальное взаимодействие и диалог с родителями или другими взрослыми. 

Детерминация поведения

Поведение человека с точки зрения психологической науки во многом обусловлено влиянием извне. Оно отражается в реакциях, принятии решений, привычных действиях в той или иной ситуации. 

В качестве внешней психологической детерминанты негативной направленности может выступать:

  • манипуляция;
  • насилие;
  • принуждение; 
  • шантаж.

Похвала, поощрение, признание заслуг человека — тоже детерминанты, но с позитивной направленностью. 

Семья, социум оказывают влияние на психическую реальность человека и его поведение. Они выставляют рамки, которых нужно придерживаться чтобы не стать изгоем. В большинстве случаев они необходимы и оправданны. 

Внутриличностная детерминация проявляется в способности ставить перед собой цели и достигать их, взаимодействуя с социумом.

 

Детерминанты, влияющие на психологическое развитие

Психика человека развивается под влиянием различных факторов объективного и субъективного характера. 

Объективные

К числу объективных факторов развития психики человека относятся:

  • культурный и экономический уровень общества;
  • стиль воспитания ребенка в семье, школе;
  • забота о человеке;
  • удовлетворение потребности в близости и причастности к группе;
  • особенности менталитета. 

К числу объективных детерминант относятся также генетические предпосылки, темперамент и наличие болезней.

Субъективные

Субъективные детерминанты развития личности взаимосвязаны с объективными и являются базой для саморазвития. К числу субъективных факторов относятся условия, при которых формируется мотивация, потребности, сознание и стиль поведения человека.

Через овладение знаниями и самопознание лежит путь к новым возможностям.  

 

ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия

ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, уче­ние об оп­ре­де­ляе­мости од­них со­бы­тий или со­стоя­ний дру­ги­ми, в бо­лее об­щем ви­де – о взаи­мо­свя­зи и взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти всех яв­ле­ний и про­цес­сов ре­аль­но­сти. Про­ти­во­по­лож­ная по­зи­ция, от­ри­цаю­щая Д., по­лу­чи­ла назв. ин­де­тер­ми­низ­ма. Про­цес­су­аль­ная сто­ро­на Д. вы­ра­жа­ет­ся по­ня­ти­ем «де­тер­ми­на­ция», при этом кау­заль­ная (при­чин­ная – см. При­чин­ность) де­тер­ми­на­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как ча­ст­ный слу­чай де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти, а имен­но как оп­ре­де­ляе­мость со­бы­тий их при­чи­на­ми и след­ст­вия­ми.

Вре­мя де­тер­ми­на­ции и вре­мя на­сту­п­ле­ния со­бы­тия мо­гут сов­па­дать (од­но­вре­мен­ная де­тер­ми­на­ция) или раз­ли­чать­ся. Слу­чай, ко­гда вре­мя де­тер­ми­на­ции пред­ше­ст­ву­ет вре­ме­ни на­сту­п­ле­ния со­бы­тия, на­зы­ва­ет­ся пред­де­тер­ми­на­ци­ей. Ес­ли мо­мент де­тер­ми­на­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся позд­нее мо­мен­та, в ко­то­ром про­ис­хо­дит де­тер­ми­ни­ро­ван­ное со­бы­тие, го­во­рят о по­стде­тер­ми­на­ции (те­лео­ло­ги­че­ская, или це­ле­вая, де­тер­ми­на­ция – см. Те­лео­ло­гия). Час­то де­тер­ми­ни­ро­ван­ность не­яв­но ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с пред­де­тер­ми­на­ци­ей. Д. мо­жет по­лу­чать он­то­ло­гич. ис­тол­ко­ва­ние (тео­ло­гич., фи­лос., ес­те­ст­вен­но-на­уч., со­ци­аль­ный Д.), рав­но как и эпи­сте­мо­ло­гич. ин­тер­пре­та­цию (ут­вер­жде­ния о разл. воз­мож­ных опи­са­ни­ях дей­ст­ви­тель­но­сти).

Ха­рак­тер­ный для мо­но­теи­стич. ре­ли­гий тео­ло­гич. Д., ис­хо­дя­щий из то­го, что всё су­ще­ст­вую­щее и про­ис­хо­дя­щее в ми­ре оп­ре­де­ля­ет­ся в ко­неч­ном счё­те во­лей все­мо­гу­ще­го Бо­га, вы­звал ост­рые дис­кус­сии о со­от­но­ше­нии Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния и сво­бо­ды во­ли че­ло­ве­ка (по­ле­ми­ка ме­ж­ду Ав­гу­сти­ном и Пе­ла­ги­ем в хри­сти­ан­ст­ве, ме­ж­ду джа­ба­ри­та­ми и ка­да­ри­та­ми в ис­ла­ме и т. п.).

Разл. вер­сии фи­лос. Д., раз­ра­бо­тан­ные уже в Древ­ней Гре­ции, по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в Но­вое вре­мя. Ме­ха­ни­стич. Д., вос­хо­дя­щий к кон­цеп­ци­ям ан­тич­но­го ато­миз­ма (Де­мок­рит, Эпи­кур), за­нял до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ес­те­ст­вен­но-на­уч. воз­зре­ни­ях 17–18 вв. Сло­жив­шее­ся на ос­но­ве соз­дан­ной И. Нью­то­ном клас­сич. ме­ха­ни­ки пред­став­ле­ние о ми­ре как о ги­гант­ской ма­ши­не, где все про­цес­сы со­вер­ша­ют­ся с не­пре­лож­ной за­ко­но­мер­но­стью, ис­клю­чаю­щей к.-л. слу­чай­ность, по­лу­чи­ло за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние в зна­ме­ни­той фор­му­ле П. Ла­п­ла­са: «Ум, ко­то­ро­му бы­ли бы из­вест­ны для к.-л. дан­но­го мо­мен­та все си­лы, оду­шев­ляю­щие при­ро­ду, и от­но­си­тель­ное по­ло­же­ние всех её со­став­ных час­тей, ес­ли бы вдо­ба­вок ока­зал­ся дос­та­точ­но об­шир­ным, что­бы под­чи­нить эти дан­ные ана­ли­зу, об­нял бы в од­ной фор­му­ле дви­же­ния ве­ли­чай­ших тел все­лен­ной на­рав­не с дви­же­ния­ми лег­чай­ших ато­мов: не ос­та­лось бы ни­че­го, что бы­ло бы для не­го не­дос­то­вер­но, и бу­ду­щее, так же как и про­шед­шее, пред­ста­ло бы пе­ред его взо­ром» (Ла­п­лас П. С. Опыт фи­ло­со­фии тео­рии ве­ро­ят­но­стей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).

Прин­ци­пы это­го ра­ди­каль­но­го Д. бы­ли рас­про­стра­не­ны во франц. ма­те­риа­лиз­ме 18 в. на по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка (Ж. О. де Ла­мет­ри) и об­ще­ст­ва (П. А. Голь­бах). Воз­ник­шая в свя­зи с та­кой кон­цеп­ци­ей про­бле­ма сво­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка в его дей­ст­ви­ях ре­ша­лась в нем. идеа­лиз­ме с по­мо­щью по­ня­тия внутр. де­тер­ми­на­ции. Так, мо­на­ды Г. В. Лейб­ни­ца, не под­вер­жен­ные к.-л. внеш­ним влия­ни­ям (у них нет «окон»), дей­ст­ву­ют со­глас­но внут­рен­не при­су­щим им за­ко­нам, так что че­ло­ве­че­ская во­ля за­ви­сит лишь от се­бя са­мой. Со­глас­но И. Кан­ту, сво­бо­да иден­тич­на с са­мо­де­тер­ми­на­ци­ей че­ло­ве­ка по­сред­ст­вом мо­раль­но­го за­ко­на как ко­неч­ной це­ли.

В от­ли­чие от «жё­ст­ко­го» ла­п­ла­сов­ско­го Д., ве­ро­ят­но­ст­ный Д. воз­ник в 19 в. в свя­зи с фор­ми­ро­ва­ни­ем тер­мо­ди­на­ми­ки и ста­ти­стич. фи­зи­ки: ус­той­чи­вость ста­ти­стич. сис­тем, вы­ра­жаю­щая­ся с по­мо­щью по­ня­тия ве­ро­ят­но­ст­но­го рас­пре­де­ле­ния, со­че­та­ет­ся с до­пу­ще­ни­ем слу­чай­но­сти в по­ве­де­нии их отд. эле­мен­тов. Во­прос о со­от­но­ше­нии Д. и ин­де­тер­ми­низ­ма стал пред­ме­том ост­рых дис­кус­сий в кван­то­вой ме­ха­ни­ке, обу­слов­лен­ных не­воз­мож­но­стью ис­чер­пы­ваю­ще­го опи­са­ния ис­ход­ных па­ра­мет­ров в мик­ро­фи­зич. сис­те­мах (не­оп­ре­де­лён­но­стей со­от­но­ше­ние В. Гей­зен­бер­га и др.).

Во 2-й пол. 20 в., осо­бен­но в свя­зи с раз­ви­ти­ем си­нер­ге­ти­ки, на пер­вый план вы­шла про­бле­ма са­мо­де­тер­ми­на­ции, ха­рак­те­ри­зую­щая по­ве­де­ние слож­ных сис­тем. Мо­де­ли жё­ст­кой де­тер­ми­на­ции и ве­ро­ят­но­ст­ные мо­де­ли рас­смат­ри­ва­лись как два пре­дель­ных ви­да ба­зо­вых мо­де­лей, ана­ли­зи­рую­щие со­от­вет­ст­вен­но внеш­ние или внут­рен­ние де­тер­ми­нан­ты (ср. «вне­кау­заль­ные» и «сверх­кау­заль­ные» де­тер­ми­нан­ты Н. Гарт­ма­на). Мо­де­ли са­мо­де­тер­ми­на­ции вы­сту­па­ли как свое­об­раз­ный син­тез этих двух клас­сов ба­зо­вых мо­де­лей.

Детерминизм в социальных науках

при­сут­ст­ву­ет в тео­ри­ях, ко­то­рые с боль­шей или мень­шей «жё­ст­ко­стью» опи­ра­ют­ся на прин­цип кау­заль­но­сти в объ­яс­не­нии со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний. С 19 в. су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во вер­сий Д., от­ли­чаю­щих­ся вы­бо­ром то­го или ино­го до­ми­ни­рую­ще­го фак­то­ра, с не­об­хо­ди­мо­стью оп­ре­де­ляю­ще­го раз­ви­тие со­циу­ма. Все вер­сии Д. мож­но под­раз­де­лить на две груп­пы, вы­би­раю­щие в ка­че­ст­ве дос­та­точ­но­го для объ­яс­не­ния со­ци­аль­но­го раз­ви­тия ли­бо внеш­ние по от­но­ше­нию к об­ще­ст­ву про­цес­сы и яв­ле­ния, ли­бо внут­рен­ние, соб­ст­вен­но со­ци­аль­ные (объ­яс­не­ние об­ще­ст­ва из не­го са­мо­го). В этом смыс­ле, ес­ли при­ни­мать до­ми­ни­рую­щую сфе­ру в дан­ной объ­яс­ни­тель­ной схе­ме за один фак­тор, обе груп­пы Д. мож­но счи­тать од­но­фак­тор­ны­ми. Они ори­ен­ти­ру­ют­ся на мо­де­ли объ­яс­не­ния, при­ня­тые в ес­те­ст­вен­ных нау­ках, при­зна­ют «жё­ст­кую» обу­слов­лен­ность со­ци­аль­ных про­цес­сов, а про­яв­ле­ния слу­чай­но­сти и сво­бо­ды во­ли в об­ще­ст­ве от­но­сят на счёт ещё не по­знан­ных объ­ек­тив­ных за­ко­нов, ко­то­рые смо­гут точ­но вы­явить при­чи­ны и след­ст­вия всех яв­ле­ний.

Д. в рам­ках пер­вой груп­пы был ре­дук­цио­ни­ст­ским, т. е. сво­дил объ­яс­не­ние слож­ных со­ци­аль­ных яв­ле­ний к бо­лее про­стым яв­ле­ни­ям дру­го­го клас­са. Так, «био­ло­гич. Д.», сво­див­ший со­ци­аль­ное к при­род­но­му, рас­смат­ри­вал об­ще­ст­во по ана­ло­гии с жи­вым ор­га­низ­мом, а его раз­ви­тие – по за­ко­нам при­род­ной эво­лю­ции (см. Дар­ви­низм со­ци­аль­ный). «Гео­гра­фич. Д.» аб­со­лю­ти­зи­ро­вал влия­ние при­род­ной сре­ды на сте­пень эко­но­мич. и по­ли­тич. раз­ви­то­сти стра­ны, осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра и мен­та­ли­те­та её на­се­ле­ния (см. Гео­гра­фи­че­ское на­прав­ле­ние в со­ци­аль­ной мыс­ли). «Де­мо­гра­фич. Д.», по­пу­ляр­ный в эт­но­гра­фич. и ан­тро­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях, гл. де­тер­ми­нан­той со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и эко­но­мич. рос­та при­зна­вал рост на­се­ле­ния, оп­ре­де­ляв­ший в ко­неч­ном ито­ге по­ли­ти­ку в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, вос­пи­та­ния, идео­ло­гии. «Пси­хо­ло­гич. Д.» при­зна­вал пер­вич­ность пси­хич. яв­ле­ний и объ­яс­нял со­ци­аль­ное по­ве­де­ние че­рез фак­то­ры ин­ди­ви­ду­аль­ной или кол­лек­тив­ной пси­хи­ки (З. Фрейд, Г. Тард). «По­ве­ден­че­ский Д.» был раз­ра­бо­тан в рам­ках би­хе­вио­риз­ма.

Тео­рии Д. вто­рой груп­пы ис­хо­ди­ли из ка­че­ст­вен­но­го свое­об­ра­зия со­циу­ма и не­сво­ди­мо­сти его объ­яс­не­ния к бо­лее про­стым уров­ням и внеш­ним фак­то­рам. «Куль­тур­ный Д.», раз­ра­бо­тан­ный в куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии (М. Мид), всё мно­го­об­ра­зие фе­но­ме­нов куль­ту­ры вы­во­дил из са­мой куль­ту­ры: куль­тур­ная сре­да, в ко­то­рой со­циа­ли­зи­ро­ван ин­ди­вид, пре­до­пре­де­ля­ет не толь­ко его мыс­ли, дей­ст­вия и лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва, но и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, и нор­мы. «Тех­но­ло­гич. Д.» объ­яс­нял всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва по­сле­до­ва­тель­ной сме­ной соз­дан­ных об­ще­ст­вом тех­но­ло­гий – от руч­ных ору­дий тру­да древ­но­сти до ав­то­ма­ти­зир. ма­шин­но­го тру­да на элек­три­че­ской (атом­ной) тя­ге, ин­фор­мац. тех­но­ло­гий и спут­ни­ко­вой свя­зи (амер. учё­ные Т. Веб­лен, В. Фер­кисс, Л. Мам­форд, А. Тоф­лер, З. Бже­зин­ский, Г. Кан). Ва­ри­ан­том тех­но­ло­гич. Д. ста­ла кон­цеп­ция «ре­во­лю­ции управ­ляю­щих» (Дж. Бёрн­хем, А. Берл), объ­яв­ляв­шая ре­шаю­щим фак­то­ром со­ци­аль­но­го про­грес­са сфе­ру уп­рав­ле­ния. Тео­рия куль­тур­но­го от­ста­ва­ния У. Ф. Ог­бор­на ут­вер­жда­ла, что тех­ни­ка раз­ви­ва­ет­ся опе­ре­жаю­щи­ми куль­ту­ру тем­па­ми. В сер. 20 в. ши­ро­кой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лась ещё од­на вер­сия тех­но­ло­гич. Д. – ме­диа-Д. (Г. М. Мак-­Лю­эн), со­глас­но ко­то­ро­му об­ще­ст­во соз­да­ёт­ся сред­ст­ва­ми ин­фор­ма­ции. К этой же груп­пе кон­цеп­ций от­но­сит­ся «эко­но­мич. Д.», ко­то­рый обу­слов­ли­вал со­ци­аль­ное раз­ви­тие и струк­ту­ру об­ще­ст­ва раз­ви­то­стью эко­но­мич. сфе­ры (средств про­из-ва).

К эко­но­мич. де­тер­ми­ни­стам час­то от­но­сят К. Мар­кса, од­на­ко это оп­ре­де­ле­ние ско­рее от­но­сит­ся к его ин­тер­пре­та­то­рам, чем к не­му: он да­ле­ко не все­гда счи­тал из­ме­не­ния в эко­но­мич. сфе­ре дос­та­точ­ным ос­но­ва­ни­ем для из­ме­не­ний в ду­хов­но-идео­ло­гич. сфе­ре, не­ко­то­рые объ­яс­не­ния но­си­ли у не­го функ­цио­наль­ный, а не при­чин­ный ха­рак­тер. Со­ци­аль­ная де­тер­ми­на­ция у Э. Дюрк­гей­ма рас­кры­ва­ет­ся че­рез мно­же­ст­вен­ные со­ци­аль­ные взаи­мо­свя­зи, а не че­рез вы­деле­ние отд. яв­ле­ния, оп­ре­де­ляю­ще­го фак­то­ра.

В 20 в. од­но­фак­тор­ный Д. те­ря­ет своё зна­че­ние в со­ци­аль­ных нау­ках (за ис­клю­че­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ско­го, ко­то­рый скры­то или яв­но при­сут­ст­ву­ет в совр. тео­ри­ях раз­ви­тия). Прин­ци­пы мно­го­фак­тор­но­го со­ци­аль­но­го Д. при­ме­ня­ют­ся в кон­тек­сте сис­тем­но­го ана­ли­за, учи­ты­ваю­ще­го мно­го­об­раз­ные свя­зи и от­но­ше­ния со­циу­ма как це­ло­ст­ной сис­те­мы. Обо­зна­чи­лось раз­ли­че­ние струк­тур­но­го (при­чин­ные свя­зи эле­мен­тов струк­ту­ры) и субъ­ект­но-дей­ст­вен­но­го Д. (учёт разл. аген­тов дей­ст­вия), ана­ли­зи­ру­ют­ся не толь­ко при­чин­ный, но и сто­хас­ти­че­ский, и изо­ста­ти­че­ский ас­пек­ты. Так, со­глас­но функ­цио­наль­ной вер­сии Б. К. Ма­ли­нов­ско­го и А. Р. Рэдк­лифф-­Брау­на, об­ще­ст­во есть еди­ное це­лое, в ко­то­ром ка­ж­дый эле­мент вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лён­ную функ­цию, под­дер­жи­ваю­щую ус­той­чи­вое су­ще­ст­во­ва­ние со­ци­аль­но­го це­ло­го.

Во 2-й пол. 20 в. за­мет­на тен­ден­ция от­хо­да от ка­те­го­рии со­ци­аль­но­го Д. в со­ци­аль­ных нау­ках. Тем не ме­нее есть при­ме­ры ис­поль­зо­ва­ния прин­ци­па де­тер­ми­на­ции в не­ко­то­рых тео­ри­ях в со­цио­ло­гии зна­ния (Д. Блур) или в ра­ди­каль­ных фе­ми­ни­ст­ских тео­ри­ях (К. Мил­летт). В со­цио­ло­гич. тео­ри­ях сред­не­го уров­ня не­об­хо­ди­мость учё­та «дос­та­точ­ных» для объ­яс­не­ния фак­то­ров при­ве­ла к раз­ра­бот­ке ана­ли­тич. кау­заль­ной мо­де­ли «со­ци­аль­но­го ме­ха­низ­ма», вклю­чаю­щей лишь су­ще­ст­вен­ные для объ­яс­не­ния эле­мен­ты (амер. учё­ные М. Гран­но­вет­тер, Дж. С. Ко­ул­мен, П. Хед­ст­рем). Что ка­са­ет­ся эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ний, то упо­ря­до­че­ние и объ­яс­не­ние по­лу­чен­ных дан­ных осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, с по­мо­щью вве­де­ния сис­те­мы де­тер­ми­нант. Так, напр., из­ме­не­ния не­ко­то­рых ве­ли­чин, при­ня­тых за не­за­ви­си­мые пе­ре­мен­ные (пол, воз­раст), вле­кут за со­бой из­ме­не­ния дру­гих (за­ви­си­мых) пе­ре­мен­ных ве­ли­чин (элек­то­раль­ные пред­поч­те­ния, цен­но­ст­ные ори­ен­та­ции). Ана­лиз взаи­мо­свя­зи пе­ре­мен­ных осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ста­ти­стич. ма­те­ма­тич. ме­то­дов.

Совр. по­ни­ма­ние со­ци­аль­но­го Д. опи­ра­ет­ся на тео­рию ве­ро­ят­но­сти (ре­гу­ляр­ность слу­чай­ных со­бы­тий до­ка­зы­ва­ет­ся на боль­шом ко­ли­че­ст­ве слу­ча­ев) и на идеи си­нер­ге­ти­ки. Со­ци­аль­ный Д. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вза­им­ной за­ме­няе­мо­стью мес­та субъ­ек­та и объ­ек­та в це­поч­ке их свя­зей, т. к. оба яв­ля­ют­ся дей­ст­вую­щи­ми аген­та­ми со свои­ми на­ме­ре­ния­ми и ин­те­ре­са­ми; по-раз­но­му про­яв­ля­ет­ся в той или иной сфе­ре дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, в раз­ных со­ци­аль­ных струк­ту­рах, за­ви­сит от ис­то­рич. кон­тек­ста.

Детерминизм в психологии

Про­бле­ма взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти соз­на­тель­но-­во­ле­во­го и те­лес­но­го, «ес­те­ст­вен­но­го» (по­ни­мае­мо­го в ду­хе «ме­ха­нистич. Д.»), в по­ве­де­нии че­ло­ве­ка ста­ла в 17–18 вв. од­ним из центр. во­про­сов пси­хо­ло­гии и фи­лос. ан­тро­по­ло­гии (см. Пси­хо­фи­зи­че­ская про­бле­ма). Ас­со­циа­тив­ная пси­хо­ло­гия, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на стро­гий ме­ха­ни­стич. Д., стре­ми­лась вы­вес­ти все за­ко­ны ду­шев­ной жиз­ни из свя­зей (ас­со­циа­ций) про­стей­ших эле­мен­тов – ощу­ще­ний или пред­став­ле­ний («мен­таль­ная ме­ха­ни­ка» Дж. Мил­ля). В даль­ней­шем этот ме­ха­ни­стич. Д., гос­под­ство­вав­ший в экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии, ино­гда до­пол­нял­ся пред­став­ле­ния­ми о выс­ших, не­под­вла­ст­ных «ес­те­ст­вен­ным за­ко­нам» пси­хич. про­цес­сах (ап­пер­цеп­ция, лич­но­ст­ный вы­бор, во­ля и т. п.). В 19 в. пси­хо­ло­гия за­им­ст­во­ва­ла из био­ло­гии ряд прин­ци­пов, по­слу­жив­ших объ­яс­не­ни­ем де­тер­ми­на­ции пси­хи­ч. явлений (пред­став­ле­ния об ин­стинк­тах и реф­лек­сах, адап­та­ции к сре­де, го­мео­ста­зе и т. п.). В кон. 19–20 вв. по­лу­чил раз­ви­тие «функ­цио­наль­ный Д.» (объ­яс­не­ние пси­хич. фе­но­ме­на, ис­хо­дя из его функ­ции, адап­тив­ной ро­ли и т. п.) и «сис­тем­ный Д.» (ис­тол­ко­ва­ние пси­хич. фе­но­ме­нов с точ­ки зре­ния их мес­та и ро­ли в це­ло­ст­ной сис­те­ме). Экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии при­шлось ог­ра­ни­чить­ся ста­ти­стич., или ве­ро­ят­но­ст­ным, Д. в про­гно­зи­ро­ва­нии по­ве­де­ния кон­крет­но­го ин­ди­ви­да. Во 2-й пол. 20 в. в пси­хо­ло­гии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил «био­ло­гич. Д.», объ­яс­няю­щий фе­но­ме­ны пси­хи­ки и по­ве­де­ния пу­тём от­сыл­ки к их моз­го­вым, фи­зио­ло­гич. или ге­не­тич. кор­ре­ля­там, а так­же «лин­гвис­тич. Д.», рас­смат­ри­ваю­щий осо­бен­но­сти мыш­ле­ния и вос­при­ятия в раз­ных куль­ту­рах как обу­слов­лен­ные язы­ко­вы­ми раз­ли­чия­ми (см. Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за).

Од­ной из цен­траль­ных в 20 в. ста­ла про­бле­ма внеш­них и внут­рен­них де­тер­ми­нант че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти: кон­цеп­ци­ям, при­знаю­щим лишь внеш­ний Д. и трак­тую­щим по­ве­де­ние че­ло­ве­ка как цепь ре­ак­ций на внеш­ние сти­му­лы (би­хе­вио­ризм), про­ти­во­сто­ят кон­цеп­ции, со­сре­до­то­чив­шие­ся на внутр. де­тер­ми­нан­тах че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти, та­ких как мо­тив, смысл, цель (тео­рия дея­тель­но­сти, гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия), а так­же на «по­гра­нич­ной» ме­ж­ду внеш­ним и внут­рен­ним об­лас­ти бес­соз­на­тель­но­го как осн. де­тер­ми­нан­ты че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния (глу­бин­ная пси­хо­ло­гия). В совр. пред­став­ле­ни­ях о де­тер­ми­нан­тах че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния центр. ме­сто за­ни­ма­ет про­бле­ма взаи­мо­дей­ст­вия фак­то­ров на­след­ст­вен­но­сти («ге­не­тич. Д.») и сре­ды («куль­тур­ный Д.»), важ­ней­шим эле­мен­том ко­то­рой вы­сту­па­ет об­ще­ние и пе­ре­да­ча с его по­мо­щью куль­тур­но­го опы­та (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия). В пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ке, на­ря­ду с пер­во­на­чаль­но до­ми­ни­ро­вав­шим при­чин­ным Д. (по­иск при­чин сим­пто­мов в ран­нем дет­ст­ве в пси­хо­ана­ли­зе и т. п.), по­лу­чил раз­ви­тие це­ле­вой Д. (ана­лиз смыс­ла сим­пто­ма, его ро­ли для на­стоя­ще­го и бу­ду­ще­го).

Детерминизм в психологии: выбор цели

Что такое детерминизм в психологии? Как философия детерминизма мешает психологическому сопротивлению?

В логотерапии Виктор Франкл исследует идею детерминизма в психологии как препятствие для создания психологического сопротивления. Чтобы логотерапия работала, у вас не может быть детерминированного мировоззрения.

Узнайте больше о детерминизме в психологии и его значении для логотерапии.

В последней главе было рассмотрено несколько способов найти смысл в своей жизни. Но если это звучит просто, это не так — многие люди разочаровываются в погоне за смыслом . В конце концов, это большая ответственность, и ответственность лежит исключительно на ваших плечах. Это теория свободы воли и детерминизма, и она может разочаровать.

  • Это может быть из-за детерминизма: мы думаем, что наши исходы уже предрешены за нас, так какой смысл искать то, что мы не можем изменить?
  • Это также может быть связано с тем, что жизнь преходяща — мы все равно умрем, так какой в ​​этом может быть смысл?

Давайте узнаем больше о свободе воли и теории детерминизма, о том, как мы от этого страдаем и почему.

Детерминизм. Философия. Эта идея более опасна в сочетании с нигилизмом, потому что она еще больше снижает нашу силу как личности и делает бессмысленными попытки найти смысл нашей жизни.

Логотерапия считает, что люди являются самоопределяющимся видом. Мы постоянно решаем, каким будет наше существование и что мы будем делать дальше. И, как мы видели в первом разделе, люди раз за разом демонстрировали, что они способны подняться над своими обстоятельствами и настроиться на улучшение жизни и самих себя к лучшему.

  • Опыт Франкла в концентрационных лагерях подтвердил, что люди свободны в выборе, который помогает им выжить даже в худших условиях или воздействиях.

Течение времени

Жизнь преходяща, то есть непостоянна. Мы все когда-нибудь умрем, и это знание может усилить нашу неудовлетворенность существованием , потому что оно может заставить нас усомниться в смысле всего, если мы все равно умрем, и потому что оно может оказать давление времени на нашу жизнь. поиск смысла. Детерминизм в психологии — это когда мы перестаем верить в свой поиск смысла.

Жизнь тоже полна возможностей, и они тоже преходящи. Все они не могут быть постоянными реальностями; мы должны выбрать. Это еще одна часть того, из-за чего так трудно определить наше значение — существует так много вариантов!

Но тот факт, что жизнь преходяща, не делает ее бессмысленной – поскольку жизнь преходяща, это на самом деле усиливает нашу ответственность за поиск смысла в моменты нашей жизни. Сделав выбор, мы создаем реальность и избавляемся от других возможностей, поэтому сделанный нами выбор сохраняется в прошлом. В этом смысле наши прошлые решения спасены от бренности жизни. Выбор, который мы делаем, будет увековечен в нашем прошлом. Ничего нельзя отменить или изменить — мы можем использовать информацию только для того, чтобы изменить свой выбор в будущем и изменить наше чувство детерминизма в психологии.

Некоторые могут счесть это пессимистичной идеей, что мы не можем изменить свое прошлое. Но логотерапия активистична, или сосредоточена на действиях, и ориентирована на будущее, а не на проживание в прошлом. Таким образом, детерминизм в психологии может показать нам другой путь.

  • Пессимистка может вычеркивать дни из своего календаря со страхом и грустью — время идет, и она умрет.
  • Активистка отмечает дни и записывает их вместе со всеми предыдущими днями, делая заметки и размышляя о своем прошлом. Когда она состарится, она не будет завидовать молодым людям, которые полны возможностей и изменчивости, но вместо этого она будет гордиться результатами в своем прошлом .

Теория свободы воли и детерминизма может быть сложной задачей, но понимание своих пределов и того, как работать с детерминизмом в психологии, может помочь вам найти смысл.

Недетерминизм

  • Вы здесь:
  • Дом
  • org/ListItem»> Глоссарий / Лексикон
  • Глоссарий N
  • Недетерминизм

Недетерминизм относится к вере в то, что человеческая мысль или поведение свободно выбираются индивидуумом и, следовательно, не вызваны предшествующими физическими или психическими событиями.

  • Пред.
  • Следующий

Связанные статьи
Идея на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Идея определяется как психическое событие, которое сохраняется после прекращения впечатлений или ощущений; — — В . . . Подробнее

Пресса на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Пресса может быть определена как влияние окружающей среды и прошлых событий на текущую активацию .

. . Подробнее

Когнитивизм на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Когнитивизм относится к общему термину для подходов к теориям обучения, связанным с такими интеллектуальными . . . Читать дальше

Феноменологическая центрированность на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Феноменологическая центрированность — это концепция мая (1961 г.), которая лучше всего подтверждается человеческим опытом. . . Подробнее

Детерминизм на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Детерминизм относится к доктрине, согласно которой все события, физические, поведенческие и психические, определяются . . . Подробнее

Свобода воли на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Свобода воли для Беккариа и классической школы, хотя люди гедонисты, они также обладают . . . Подробнее

Деятельность на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Деятельность: ; — Термин «деятельность» может относиться к широкому спектру поведения или действий, совершаемых человеком. . . Читать далее

Триада ABC на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Триада ABC означает (A) воздействие (на то, что люди чувствуют внутри), (B) поведение (что люди делают) ) и (С) познание . . . Подробнее

Дуализм разума и тела на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Дуализм разума и тела относится к философскому предположению Декарта о том, что некоторые виды человеческого поведения являются телесными. . . Подробнее

Преднамеренная жестокость на сайте психологии-глоссария.com ■■■■

Преднамеренная жестокость: Преднамеренная жестокость имеет место, когда человек намеренно причиняет физический вред.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *