Три вида эмпатии: в чем разница и как их освоить
31 976
Познать себя
Мы часто слышим, что миру не хватает эмпатии, вы наверняка замечали ее недостаток. Руководитель не может найти общий язык с командой и наоборот. Мужья и жены не понимают друг друга, родители забыли, что значит быть подростком, дети не видят, как о них заботятся. Мы сетуем, что люди не считаются с нашим мнением и чувствами, но поступаем точно так же.
С одной стороны, чтобы понять, что чувствуют остальные и почему действуют определенным образом, нужно время и усилия. Мы не особенно стремимся растрачивать ресурсы на всех подряд. К тому же проявлять сочувствие нелегко, даже если хочется.
Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние
С другой стороны, мы должны научиться, иначе рискуем испортить отношения. Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние. Каждый держит противника под прицелом, проблемы сохраняются, и надежды на примирение нет. Если кто-то решится проявить сочувствие, замкнутый круг разорвется. Человек, которого поняли, чаще всего отвечает взаимностью и делает шаг навстречу. Какой итог? Созданы доверительные отношения, где обе стороны готовы верить друг другу на слово и прощать промахи.
Что это такое и как развить?
Эмпатию описывают по-разному, зависит от того, у кого спрашивать. Большинство согласятся с определением: «Эмпатия — это способность понимать и разделять мысли или чувства окружающих». Чтобы чувствовать и проявлять ее, необязательно переживать то же, что и остальные. Это означает стремление лучше разобраться в людях, побывать на их месте.
Психологи Дэниел Гоулман и Пол Экман выделяют три вида этой способности.
Когнитивная эмпатия — способность понять, что чувствуют люди и почему так думают. Благодаря ей мы становимся отличными переговорщиками, потому что умеем подавать информацию так, чтобы ее восприняли другие.
Эмоциональная эмпатия (или аффективная) — способность переносить на себя чужие чувства. Некоторые описывают ее так: «Ваша боль в моем сердце». Она помогает душевному сближению.
Сострадательная эмпатия (или эмпатическая забота) — больше, чем понимать других и разделять их чувства. Она заставляет действовать, помогать всеми силами.
Как работают виды эмпатии?
Предположим, друг недавно потерял кого-то из родных. Естественной реакцией может быть участливость, жалость или скорбь. Вам захочется выразить соболезнования, и друг, скорее всего, будет признателен. Но, как мы помним, для эмпатии нужны время и усилия.
Все начинается с когнитивной эмпатии: представляем, что ему пришлось пережить. Кого он потерял? Насколько они были близки? Он узнал боль потери, как теперь изменится его жизнь? Благодаря эмоциональной эмпатии можно не только понять, но и разделить чувства друга. Какая-то ваша часть знает, что такое глубокая скорбь и насколько это больно. Вероятно, вы помните, как тяжело терять близких или представляете, как чувствовали бы себя, если бы это произошло.
Сострадательная эмпатия приводит к действиям. Вы можете взяться за приготовление еды, чтобы друг об этом не думал. Сделать необходимые звонки или помочь по хозяйству. А может быть, просто побудете рядом или, если друг хочет остаться один, присмотрите за его детьми.
Здесь только один наглядный пример эмпатии, но каждый день приносит новые возможности для развития этой способности. По сути, каждый контакт с окружающими — это шанс принять другую точку зрения, разделить чьи-то чувства и помочь.
Развиваем когнитивную эмпатию
Речь идет об обоснованных предположениях. Зачастую мы неверно истолковываем жесты и мимику. Улыбка может означать не только радость или удовольствие, но и печаль.
Если хотите найти общий язык с людьми, вспомните, что о них известно, и постарайтесь узнать еще больше. Но интерпретация чужого настроения, поведения или мышления всегда строится на прожитом опыте и невольных предубеждениях. Интуиция нередко подводит, не торопитесь с выводами. После разговора найдите минуту и обдумайте отклик собеседника: что он написал или сказал, какими были его движения. Со временем сможете распознавать не только состояние и характер окружающих, но и как они воспринимают ваши мысли и манеру общения.
Учимся эмоциональной эмпатии
Это требует усилий. Ведь цель — проникнуться чувствами другого, выйти на глубокий уровень взаимопонимания. Внимательно слушайте тех, кто рассказывает о проблемах. Сдерживайте желание оценивать людей или ситуации, перебивать, делиться опытом, предлагать решения. Вместо этого сосредоточьтесь на стремлении разобраться, что он чувствует и почему именно так. Нужно дать себе время на размышления. Когда поймете, что переживает человек, поставьте себя на его место. Спросите себя: «Было ли со мной нечто подобное?»
Не надо вести себя как всезнайка, у которого на все готов ответ
Этот процесс описал Хендри Вейсингер, автор книги «Эмоциональный интеллект на работе». «Когда кто-то говорит: «Я провалил презентацию», я не думаю о собственной неудачной презентации, ведь по большому счету это пустяк. Скорее, вспоминаю, что чувствовал, когда не справился с важной задачей. То есть восстанавливаю в памяти ощущения, а не событие».
Конечно, никто не в силах представить, как чувствует себя другой человек. Когда научитесь проникаться чувствами других и составлять полное представление о ситуации, вы сможете проявлять сочувствие.
Тренируем сострадательную эмпатию
Начинайте с прямого вопроса: «Чем тебе помочь?» Если человек не может отвечать, спросите себя: «Что помогло мне в подобной ситуации?» или «Что могло бы мне помочь?». Делиться опытом или высказывать соображения в целом неплохо, но не надо вести себя как категоричный всезнайка, у которого на все готов ответ. Говорите о том, что стало спасением. Вместо универсальных решений предлагайте возможные пути выхода из затруднений.
То, что сработало в вашем случае или во многих случаях, может оказаться бесполезным для конкретного человека. Это не повод бросать его в беде. Делайте, что можете.
Применяем на практике
Когда возникнет необходимость понять чужую точку зрения, повторите несколько правил.
- Вы не видите всей картины. Каждый случай индивидуален, многие обстоятельства вам неизвестны.
- Сегодня вы думаете и чувствуете иначе, чем вчера, это зависит от настроения.
- В сильном стрессе поведение может оказаться непредсказуемым.
Помните об этом, и тогда сможете лучше разбираться в людях и находить общий язык. Никто не застрахован от испытаний и неудач, вам тоже могут пригодиться сочувствие и понимание.
Источник: Inc.
Текст:Елена АнисимоваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Почему нельзя дружить только с партнером: 4 причины расширить круг общения — восстановите личное пространство
«Хорошие, мимо!»: почему женщины любят «плохишей»
«Все отношения я заканчивала, а потом страдала. Теперь я вовсе закрылась от мужчин. Что делать?»
«Эту сумку мне муж купил»: как материальная зависимость от мужчины ограничивает женскую свободу
Свежие фильмы и сериалы о сексе: выбор Psychologies
Отпустить грехи, смириться или примириться: что значит простить по-настоящему — размышления психолога
«Муж почти не видится с дочкой от первого брака, но я все равно его к ней ревную»
«Мне безумно нравится девушка, но она из богатой семьи и меня, зачухана, отшила»
виды, уровни, советы по развитию
Что это такое? Сегодня совершенно ясно, что эмпатия как способность сопереживать, понимая чувства других, позволяет человеку добиться значительных успехов в жизни и просто облегчает существование. К сожалению, далеко не все люди с рождения обладают таким даром.
Что делать? Специалисты абсолютно уверены, что подобный талант можно прокачать. Правда, для этого нужно будет предпринять определенные действия: научиться осознавать свои эмоции, освоить навыки управления ими, начать применять на практике различные методики развития эмпатии.
В статье рассказывается:
- Эмпатия как часть эмоционального интеллекта
- Роль эмпатии в профессиональной деятельности людей
- Идеальные сферы для проявления эмпатии
- Виды эмпатии
- Уровни эмпатии
- Необходимость развития навыка
- Способы осознать свои эмоции
- Стратегии управления эмоциям
- Советы по развитию эмпатии
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Эмпатия как часть эмоционального интеллекта
Способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять всем этим называют эмоциональным интеллектом. Различают пять компонентов данного понятия:
- Самосознание – человек осознает свои сильные и слабые стороны.
- Саморегуляция – человек без трудностей может контролировать собственные эмоции.
- Мотивация – человек нацелен на работу, хочет достичь успеха в своем труде.
- Социальные навыки – способность человека контактировать с окружающими.
- Эмпатия – способность считывать эмоциональное состояние другого, сопоставлять это состояние с личными чувствами и давать положительный эмоциональный отклик.
Эмпатия является одной из составляющих эмоционального интеллекта. Сам термин происходит от греческого empatheia, что в переводе означает «сопереживание». Суть эмпатии – это, простыми словами, полное понимание и сочувствие к словам и действиям другого.
Научные книги дают десятки толкований данному слову. Но специалисты в области психологии предпочитают следующее: эмпатия является осознанным сопереживанием одной личности эмоциональному состоянию других. То есть в этом деле очень важна осознанность. Без нее происходит лишь идентификация с другим человеком, не более.
Проявление эмпатии тесно связано с эмоциональным интеллектом человека. Если он высокий, то это говорит о хорошем психическом здоровье. Если он низкий, то человек предрасположен испытывать серьезные проблемы, справиться с которыми может только специалист.
Около пяти лет назад проводилось масштабное исследование, во время которого была установлена взаимосвязь между низким эмоциональным интеллектом (EI) и самоубийствами, затяжными депрессиями. Если человек не способен понимать собственные эмоции, не может распознать и анализировать чувства других, то существует большая вероятность впасть в глубокое депрессивное состояние.
Тест на эмпатию и эмоциональный интеллект очень часто проходят люди, которые устраиваются на работу. Соискатели с помощью него выясняют, хорошо ли сложатся отношения потенциального работника с коллективом. Некоторые профессии требуют максимального проявления эмпатии, поэтому работодателям необходимо тестировать кандидатов.
Роль эмпатии в профессиональной деятельности людей
Профессиональная деятельность, связанная с тесным контактом одного человека с другим, требует от сотрудников открытого проявления эмпатии. Такие профессии затрагивают практически все сферы, начиная с бизнеса и заканчивая общественной деятельностью.
Например, роль эмпатии в профессиональной деятельности врача-психотерапевта является доминирующей. Без нее не получится установить доверительный контакт с пациентом, а значит, не удастся определить диагноз и прописать грамотное лечение. Это касается и других профессий, например, педагогов, полицейских, сотрудников МЧС.
Некоторые профессии тоже требуют проявления эмпатии, но это не самое главное, а лишь фактор для большей успешности. Речь идет о продавцах-консультантах, об управленцах и т. д.
HR-менеджеры и руководители компаний будут более успешны, если научатся не просто слышать то, что говорят сотрудники, но еще и слушать их. Отсутствие эмпатии создаст большую пропасть между руководителем и подчиненными.
Потребности вторых не будут услышаны, а ведь это могло бы сплотить коллектив, подбодрить команду и направить ее на покорение новых бизнес-вершин. Во время важных переговоров тоже важно проявлять эмпатию. Это поможет быстрее прийти к соглашению и избежать конфликтов.
Менеджер-профессионал должен думать не только о своих потребностях, но и о чувствах и мыслях своих подчиненных. В его случае проявить высокую эмпатию – найти общий язык с другими людьми, постараться понять людей с другим менталитетом, с иным пониманием культуры. Исследования CCL показали, что команды под руководством эмпатичных менеджеров работают в разы продуктивнее тех, кем руководит холодный и отстраненный начальник.
Каждому в коллективе не помешает проявлять эмпатию к коллегам. Благодаря этому создается положительная атмосфера, чувствуется дружелюбное отношение, готовность помочь в трудную минуту. Это все положительно влияет на продуктивность компании.
Развитое чувство эмпатии пригодится в работе даже простому продавцу в магазине. Нужно по-настоящему проникнуться чувствами человека, понять его желания, страхи, сомнения. Необходимо настроить его на позитив, успокоить, предложить помощь в решении проблемы.
Например, девушка не может выбрать платье и очень переживает по этому поводу. Необходимо убрать все сопутствующие страхи, помочь выбрать подходящий наряд, окружив покупателя вниманием, заботой. Покупатель уйдет с хорошим настроением, а продавец получит прибыль.
Эмпатия очень важна, если речь идет о разработке продукции или политических концепций. Она поможет лучше понять то, что требуется людям. А это, в свою очередь, располагает, настраивает на доверительное сотрудничество.
Идеальные сферы для реализации эмпатии
- Искусство
Эмпатичный человек – это тот, на кого сильно влияют чувства, эмоции, действия и мысли окружающих. Они обладают врожденной способностью глубоко понимать людей, с которыми сталкиваются. Более восприимчивы, активно сопереживают другим, что дает эмпату преимущество в создании значимого, далеко идущего искусства всех типов.
Идеальные сферы для реализации эмпатииЭто люди, занимающиеся творчеством. Например, художники или скульпторы. Благодаря развитой эмпатии им проще изобразить на полотне или в виде объемно-пространственной формы чувства, эмоции, которые другие бы не смогли передать так же талантливо. Если человек ощущает мир на какой-то своей волне, то у него большие шансы стать успешным творцом.
- Юриспруденция
Эмпатичные люди с большим успехом трудятся в области юриспруденции. Это дает им преимущество в работе, когда требуется защитить права обвиняемого или предоставить свои услуги благотворительным и некоммерческим организациям. Повышенная чувствительность эмпатов помогает им стать востребованными даже в жестких юридических дисциплинах, к примеру, в корпоративном праве.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 20333
- Социальная работа
Труд социального работника довольно обширен.
Такие люди нужны в любой компании, в благотворительных организациях, в правительстве. Социальный служащий помогает всем нуждающимся преодолевать бюрократические сложности. В его обязанности входит защита благополучия своих подопечных. Эмпатичный социальный работник – настоящая находка. Он будет в разы активнее трудиться на благо общества.- Сфера здравоохранения
Быть эмпатичными необходимо всем работникам медицинской сферы. Доктора и медсестры успешнее выполняют свою работу, если искренне хотят помочь людям, попавшим в трудную ситуацию.
- Благотворительность
Эмпат очень любит благотворительность, ведь бескорыстно помогать другим для него совсем не в тягость. В настоящем существует множество благотворительных организаций и фондов, которые помогают и людям, и животным, и спасают природу в целом.
Если человек не хочет официально работать на каком-то предприятии, которое оказывает помощь нуждающимся, то он может обратиться в некоммерческую организацию или частный фонд и предложить свою помощь им.
Виды эмпатии
Эмпатия в психологии классифицируется по видам. Некоторые из них более полезны в определенных профессиях, чем другие.
- Эмоциональная эмпатия
Проявляя эмоциональную эмпатию, человек настолько глубоко проникается чувствами другого, что даже может потерять самообладание. У таких людей особое строение нервной системы. Пропуская через себя боль и счастье других, они испытывают эти эмоции так же остро.
Такое серьезное погружение может привести к постоянному стрессу, многочисленным нервным срывам. Человек становится эмоционально нестабилен. Таким людям противопоказана работа, при которой требуется полное погружение в проблемы собеседника.
- Когнитивная эмпатия
Когнитивная эмпатия – умение человека не просто сопереживать другим, но еще и проводить анализ их поступков и сопутствующих действий. Человек запоминает свои переживания и анализирует действия других, соотнося их с собственным опытом из прошлого. Понимание эмоций происходит через мимику, жесты, интонацию. Когнитивная эмпатия помогает бизнесменам и работникам сферы торговли в построении успешных деловых отношений.
- Предикативная эмпатия
Предикативная эмпатия проявляется тогда, когда человек без труда предугадывает реакцию собеседника. Он может предвидеть поведение другого, осознавать мотивы. Предикативно развитый эмпат всегда максимально тактичен, старается не вторгаться в личное пространство других без разрешения и понимает важность психологического комфорта окружающих. Если руководитель крупной компании, политик или бизнесмен способен проявлять предикативную эмпатию, тогда успех в работе ему обеспечен.
Уровни эмпатии
Многие работодатели уделяют особое внимание тесту на эмоциональный интеллект и эмпатию. Диагностика помогает выяснить уровень эмпатического взаимодействия. Чаще всего используют опросник уровня поликоммуникативной эмпатии по методике И.М. Юсупова или методику шкалы эмоционального отклика А. А. Меграбяна.
Низкий
Если человек равнодушный, то у него минимальный уровень эмпатии. Такие люди не способны на сопереживание, они заботятся лишь о себе, и их волнует только собственное благополучие. Эмоциональный фон у них на критическом низком уровне.
Уровни эмпатииИм чужды слезы радости или горя. Если у человека низкий уровень эмпатии, то он сосредоточен только на себе. У него слабо развиты навыки общения и понимания других людей. Они избегают работы в коллективе, стараются общаться с людьми своего возраста, холодно относятся к старикам, детям, животным. Очень не любят критику в свой адрес, но быстро забывают о сделанном им замечании. Очень часто про таких людей говорят, что они «толстокожие».
Средний
Этот уровень присущ большинству людей. У человека средний уровень эмпатии, если имеются такие признаки:
- Он умеет не только слышать собеседника, но и слушать его, старается помочь всем, чем может.
- Он может поставить себя на место другого, старается представить его позитивные и негативные эмоции.
- Он осознает страдание другого, обладает способностью сопереживать.
Такого человека можно назвать психически здоровым, не представляющим какую-либо угрозу для общества. Ему нетрудно помочь нуждающимся, дать эмоциональный отклик, если необходимо. Однако обладатель среднего уровня эмпатии имеет также развитый механизм самозащиты. Если чужие проблемы оставляют слишком серьезные раны на душе, то сработает чувство самосохранения, эмпатия несколько притупится, чтобы сохранить разум и эмоции в норме.
Высокий
Людей с высоким уровнем эмпатии не так много. Они ощущают эмоции и чувства других гораздо острее, чем свои собственные. Проблема другого человека может оказать большое влияние на психологическое состояние высокоразвитого эмпата, травмируя его. Такие люди очень великодушны, постоянно прощают своих обидчиков, всегда готовы помочь. Их чрезмерной открытостью очень часто пользуются подлые люди из ближайшего окружения и всевозможные мошенники.
Только до 10. 04
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Человек с высоким уровнем эмпатии очень тактичен с другими, старается оградить собеседника от неприятных, болезненных тем. Высокоразвитые эмпаты склонны к творчеству, обладают богатым внутренним миром и воображением. Их душевное равновесие очень хрупкое, настроение меняется быстро, что мешает в повседневной жизни.
Необходимость развития навыка
Развивать навык эмпатии необходимо. Страшно представить, что может случиться, если человек общается с потенциально опасным собеседником, но не может распознать явные сигналы об угрозе. Равнодушие может привести к печальным последствиям. В этом случае мозг не анализирует поведенческие факторы собеседника, что может очень плохо закончиться.
Эмпатия оказывает большое влияние на человека, кардинально меняет его поведение, а именно:
- Человек ставится коммуникабельным, ведь с такими людьми проще найти общий язык.
- У человека повышается самооценка, ведь люди к ним тянутся, хотят наладить позитивное общение для взаимообмена положительными эмоциями.
- У человека проявляется мирная сторона характера, ведь такие люди становятся сдержаннее, менее агрессивными.
- Человек становится менее токсичным, ведь он перестает осуждать людей, критиковать. Они учатся быть толерантными, не осуждать выбор друг. Осознают, что вторгаться в личное пространство со своими советами и критикой не стоит.
Для того чтобы полностью осознавать чувства и эмоции окружающих, нужно научиться улавливать свои эмоции, брать их под контроль.
Способы осознать свои эмоции
Если человек научился разбираться в своих эмоциях, то ему будет проще понять мотивы и поступки окружающих. Неважно, на каком языке говорит человек, какую религию проповедует или к какому социальному слою общества он относится: в проявлениях чувств все люди планеты схожи. И белокожий, и чернокожий, и русский, и американец, и христианин, и мусульманин может испытывать чувство тревоги, отчаяния, радости, интереса или стыда.
Разобраться с эмоциональным самосознанием бывает сложно из-за постоянной смены настроения. За несколько минут человек способен испытать огромный спектр эмоций. Может случиться так, что в один момент человек и грустит, и радуется, испытывая две полярные эмоции сразу. Просто одно демонстрируется окружающим, а другое скрыто глубоко в душе. Также на познание собственных эмоций может повлиять наличие серьезных подавляющих травм из детства.
Однако человек все-таки может научиться распознавать собственные эмоции. Для тренировки данного навыка существует сразу несколько способов:
- Прислушиваться к физическим ощущениям. Определить, что чувствуете в данный момент, могут помочь пульс, ритм дыхания, напряженность мышц тела и прочие признаки.
- Делать пометки в ежедневнике. Можно вести дневник ощущений, в который нужно записывать все происходящее в течение дня с упоминанием эмоций, которые испытали во время того или иного происшествия. На страницах тетради можно поразмышлять о событиях прошлого или обратиться к будущему.
- Обращать внимание на «маячки» в поведении. Некоторые люди неуместно шутят, если очень волнуются, а другие могут начать проявлять агрессию. Замечая за собой такое поведение, можно предотвратить неприятную ситуацию. Если научиться распознавать «маячки», то при их появлении можно сразу поменять тактику общения или поведения.
- Практиковать обратное отслеживание. Если появляется беспричинное чувство дискомфорта, то нужно обратиться к событиям, произошедшим «до». Обдумать все, что происходило в течение определенного времени, определить причину или источник дискомфорта.
- Заглянуть вглубь. Человек может испытывать несколько эмоций одновременно, но нужно определить, какая из них доминирующая, чтобы разбираться с ними постепенно.
Стратегии управления эмоциями
Очень трудно проявлять эмпатию, если человек находится в возбужденном состоянии. Для того чтобы уловить тонкие вибрации чувств другого, нужно пребывать в состоянии покоя. В противном случае нельзя гарантировать, что эмоции собеседника поняты правильно. Существует несколько стратегий управления эмоциями, которые помогут быстро осознать негативную эмоцию и принять ее, тем самым успокоившись.
- Усмирение гнева
Во время работы часто случается так, что один коллега не выполнил свою часть совместного задания и серьезно подвел другого. Конечно, многие начнут злиться в такой ситуации, накручивать себя, все больше и больше раздражаясь. Можно попробовать обуздать гнев, посмотрев на ситуацию под другим углом: поставить себя на место этого коллеги, попытаться понять причину срыва дедлайна.
Возможно, у него были серьезные проблемы, которые помешали выполнить работу. Он может переживать не меньше из-за того, что подвел партнера. Суть в том, чтобы уловить возмущенные мысли, из-за которых появляется гнев, и усомниться в их правильности.
Многие люди спасаются от гневных эмоций с помощью физических упражнений или прибегая к медитациям.
- Борьба с придуманными страхами
Очень хорошо, если человек видит реальную угрозу ему самому или его деятельности. Однако чаще бывает так, что он придумывает себе страхи, боится чего-то очень маловероятного, но это сильно мешает ему. Нужно подвергнуть решительной критике эти иррациональные прогнозы. Можно обратиться к статистике и посмотреть, велика ли вероятность негативного исхода, который так пугает. Возможно, есть другое решение проблемы или иной выход из ситуации, который поможет в борьбе с этими страхами.
- Снижение степени стресса
Некоторые люди очень выносливые, могут работать сутками напролет. Когда-нибудь это переутомление все же даст о себе знать. Работая без выходных, подвергая организм такому сильному стрессу, человек навлекает на себя болезни, эмоциональные срывы. Необходим полноценный отдых в выходные дни и во время отпуска. Не нужно забывать о правильном питании, спортивных занятиях и здоровом сне.
Советы по развитию эмпатии
Когда человек разобрался в чувствах, он может начинать тренировать эмпатию. Для этого нужно уделять много времени развитию коммуникативных навыков. Общение с абсолютно разными людьми идет на пользу, повышая потенциал к эмпатии. Вот несколько известных методов по развитию эмпатии:
- Расширяйте круг общения
Пусть среди тех, с кем вы общаетесь, будет как можно больше разных людей. Это могут быть старики и молодежь, иностранцы и соотечественники, мужчины и женщины, зажиточные люди и финансово скованные. Многие общаются только с людьми «своего круга», совершая большую ошибку. Так выражать эмпатию очень просто, а вот к тем, кто сильно отличается от вас, гораздо труднее.
- Не забывайте о живом общении
Большинство людей в современном мире общается в социальных сетях. Такой формат наложил свой отпечаток и исказил понимание других, приведя к регрессу эмпатических способностей. Общаясь посредством мессенджера, человек не видит истинных эмоций собеседника. Присылая рыдающий смайлик, человек может лишь демонстративно показывать, что он очень грустит, но в реальности эмоции не будут такими явными.
Да и получатель сообщения может не всегда верно трактовать ту или иную эмоцию, переданную с помощью смайликов. Только живое общение может научить человека распознавать чужие эмоции правильно.
- Научитесь активному эмпатическому слушанию
Нужно стараться сосредоточиться на тех словах и эмоциях, что хочет донести до вашего понимания собеседник, а не на тех, что вы думаете и испытываете самостоятельно. Необходимо отказаться от суждений. Общение с человеком не должно прерываться телефонными звонками, беседами с посторонними. Надо научиться вникать в речь собеседника, не перебивать его, поддерживать зрительный контакт, задавать уточняющие вопросы, которые помогут раскрыть какие-то не до конца понятные вам темы.
- Замечайте «эмоциональные» слова
Человек очень редко говорит другому о своих истинных переживаниях, однако можно самостоятельно понять, что происходит в душе собеседника, если научиться распознавать «эмоциональные» слова. Именно они раскрывают важную информацию о том, что пытается утаить человек. К примеру, слова «расстроенный», «боль» или «раздраженный» намекают на уровень гнева. А такие слова, как «нервный», «обеспокоенный» или «волнующийся», сообщают о чувстве страха.
- Используйте технику отзеркаливания
Как только вы услышали то, что сказал вам собеседник, нужно постараться кратко и ёмко это пересказать, сделав акцент на его эмоциях. Благодаря этому приему человек понимает ваше желание проникнуться его чувствами, разделить его переживания. Нужно продемонстрировать, что вы понимаете его ощущения в этот момент. Можно сделать это вербально или невербально. Так вы выказываете сочувствие, выражаете поддержку другому.
Советы по развитию эмпатии- Находите положительные качества в других
Многие любят критиковать поведение других людей. Найти что-то отрицательно легко, нужно лишь захотеть. Обнаружить положительные качества бывает гораздо сложнее, но следует пересилить себя. Не нужно обращать внимание на мелочи, которые расстраивают. Не стоит обращать внимание на недостатки окружающих. Единственный способ избавиться от подобного типа мышления — попытаться найти положительное в каждом человеке.
Если же вы замечаете только негативные стороны, то нужно отпустить ситуацию, поставить общение с ним на паузу или свести к минимуму, а в это время попытаться найти что-то положительное, что стабилизирует ваши отношения.
- Обращайте внимание на мимику, жесты, интонацию
Очень редко люди говорят открыто о своих эмоциях. Чаще всего информация передается невербально, зашифровано, с помощью голоса, мимики, жестов. Некоторым людям бывает сложно распознать эти сигналы. В таком случае можно почитать литературу на данную тематику или посетить тренинг по невербальному общению.
Все эти советы помогут развить способность к эмпатии, а также повысить начальный уровень эмпатических способностей при непосредственном контакте с эмоциональными состояниями. Есть и другие способы, но они учат эмпатии опосредованно:
- Тренировка внимания, когда нужно попытаться сконцентрироваться на мимолетной эмоции, отражающей состояние другого человека.
- Чтение литературы и просмотр фильмов с уклоном в психологию.
- Играйте в настольные игры. К примеру, игра «Имаджинариум» отлично помогает следить за ходом мыслей других игроков, а «Мафия» учит распознавать правду и ложь.
- Обучение актерскому мастерству или практика техники «перестановки ролей». Таким образом можно поставить себя на место другого человека и понять его эмоции в тот или другой момент.
Эмпатия, как выяснилось, играет очень важную роль во время тесного контакта людей. Низкая эмпатия ставит преграды человеку, мешает ему общаться с окружающим миром, вносит дисгармонию в его жизнь. Чем выше развита эмпатия, тем успешнее человек коммуницирует с обществом. Многие проблемы можно решить правильными словами поддержки, поэтому не нужно быть скупыми на эмоции. Это значительно облегчит жизнь и вам, и окружающим вас людям.
Продвижение блога — Генератор продаж
Рейтинг: 5
( голосов 6 )
Поделиться статьей
Что такое.
.. Когнитивная и эмоциональная эмпатия20 сентября 2022 г. 27 сентября 2022 г.
В этой серии я немного углублюсь в значение терминов, связанных с психологией. На этой неделе мы рассмотрим когнитивную и эмоциональную (аффективную) эмпатию.
Эмоциональная эмпатия, формально известная как аффективная эмпатия, относится к нашей способности разделять эмоции других. Когнитивная эмпатия относится к нашей способности делать выводы и понимать чьи-то эмоциональные переживания с их точки зрения, в то же время отличая чувства других от наших собственных. Итак, если вы чувствуете тревогу, и признание вашей тревоги заставляет меня чувствовать тревогу, это эмоциональное сопереживание. Если я попытаюсь рассмотреть вашу точку зрения и понять, каково это для вас, почему вы можете чувствовать тревогу и как это может повлиять на ваше поведение, это будет когнитивная эмпатия.
Различные части мозга, по-видимому, являются ключевыми областями, участвующими в эмоциональной и когнитивной эмпатии, особенно нижняя лобная извилина и вентромедиальная префронтальная кора соответственно. Зеркальные нейроны, которые активируются при наблюдении за тем, как кто-то ведет себя так же, как и при нашем поведении, по-видимому, играют роль в эмоциональном сопереживании. Мы можем улавливать эмоциональные выражения других, а затем иметь подобный внутренний опыт, как если бы мы должны были демонстрировать эти эмоциональные выражения.
Исследования близнецов показали, что в когнитивной эмпатии присутствует наследственный компонент. Личность также может играть роль, поскольку высокий уровень открытости (один из факторов пятифакторной модели личности) связан с большей когнитивной эмпатией.
Эмоциональная эмпатия присутствует в раннем возрасте, и младенцы часто отражают эмоции своих опекунов. Когнитивная эмпатия появляется примерно в возрасте 3 или 4 лет, когда дети начинают развивать теорию разума.
Теория разума
Когнитивная эмпатия требует теории разума, то есть способности делать выводы о психических состояниях других, включая мысли и эмоции. Когда это развивается, дети могут начать развивать когнитивную эмпатию. Похожим понятием является ментализация, то есть способность представлять чувства, убеждения, цели и намерения, лежащие в основе поведения, которое мы наблюдаем у других.
Умственная гибкость необходима, чтобы иметь возможность отойти от нашей обычной эгоцентрической точки зрения, чтобы попытаться принять чью-то точку зрения.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) определяет чтение мыслей как когнитивное искажение, и я думаю, что разница между этим и теорией разума/когнитивной эмпатии связана с уровнем уверенности, рациональностью и эмоциональным зарядом, связанным с выводами, которые мы делаем. прилетаем. Если кто-то не отвечает на текстовое сообщение сразу, я могу использовать когнитивную эмпатию, чтобы определить возможные причины с его точки зрения (например, занятость на работе), или я могу использовать чтение мыслей, чтобы прийти к выводу, что человек, должно быть, зол. на меня (эмоционально заряженный вывод, в котором я совершенно уверен, но без каких-либо оснований для такой уверенности).
Термин «эмоциональное заражение» относится к переживанию сходных эмоций, когда группа людей чувствует себя определенным образом. Это не обязательно связано с аффективной эмпатией. Если я нахожусь в группе счастливых людей и начинаю чувствовать себя счастливым, и это счастье ощущается как моя собственная эмоция, это эмоциональное заражение. Если я чувствую, что опосредованно испытываю счастье других членов группы, то тут-то и появляется аффективная эмпатия.
Сочувствие, которое иногда называют эмпатической заботой, включает в себя чувство печали или беспокойства по поводу того, что кто-то другой находится в бедственном положении. Если я сочувствую кому-то, у меня может быть очень мало понимания того, каково это страдание для них, но мне жаль их, потому что я знаю, что они борются.
Другой тип реакции на эмоции других называется личным дистрессом. Это эгоцентрическая эмоциональная реакция на чужие эмоции. Допустим, вам грустно, и я понимаю, что ваша грусть косвенно связана с чем-то, что я сделал. Если в результате я чувствую себя виноватым, эта вина будет формой личной реакции на дистресс.
Состояния, влияющие на эмпатию
Некоторые состояния, такие как аутизм и шизофрения, могут вызвать трудности с теорией сознания. Людям с этими состояниями, как правило, труднее с когнитивной эмпатией, а при шизофрении это ухудшается при большей хронизации болезни.
Результаты исследований относительно того, влияет ли шизофрения на эмоциональную эмпатию и каким образом, неоднозначны. Аффективная эмпатия обычно остается неизменной у людей в спектре аутизма (и я встречал некоторых аутичных людей, описывающих очень высокий уровень эмоциональной эмпатии). Антисоциальное расстройство личности и психопатия связаны с дефицитом эмоциональной эмпатии.
Пограничное расстройство личности связано с высоким уровнем эмоциональной эмпатии (особенно в ответ на негативные эмоции), но нарушениями когнитивной эмпатии. Это согласуется с трудностями с ментализацией, на решение которых направлена терапия, основанная на ментализации.
Последствия
Люди с большей когнитивной эмпатией, как правило, лучше справляются со своими эмоциями. С другой стороны, высокая аффективная эмпатия может негативно повлиять на регуляцию эмоций. Это определенно согласуется с паттернами пограничного расстройства личности.
Помню, в книге «Я тебя ненавижу — не оставляй меня» рассказывалось о людях с ПРЛ, у которых отсутствует настоящая эмпатия, а аутизм иногда ассоциируется с отсутствием эмпатии, но я думаю, что оба эти обвинения сильно упрощают. Термин «настоящая эмпатия» не имеет четкого определения, хотя, судя по данным Google, он в основном используется для обозначения эмоциональной эмпатии. Люди, которые называют себя эмпатами, по-видимому, обладают высоким уровнем эмоциональной эмпатии, и кажется, что популярное понимание эмпатии больше всего соответствует эмоциональному типу. Поэтому говорить, что людям с ПРЛ или аутизмом не хватает эмпатии, просто неверно, если большинство людей воспринимают эмпатию в аффективном смысле.
Я думаю, что моя собственная способность к когнитивной эмпатии немного сильнее, чем моя способность к аффективной эмпатии. Это хорошо сработало для меня, когда я работала медсестрой по психическому здоровью, поскольку я могла улавливать, что происходит с моими пациентами, не впитывая их эмоции, поэтому я обычно не находила свое общение с пациентами эмоционально утомительным.
Имеет ли для вас значение различие между эмоциональной и когнитивной эмпатией? Вы склонны находить один легче, чем другой?
Ссылки
- Канти, А.Л., Цао, Ю., Нойманн, Д., и Шум, Д.Х. (2021). Функциональное значение когнитивной эмпатии и теории разума при ранней и хронической шизофрении. Psychiatry Research , 299 , 113852.
- Flasbeck, V., Enzi, B., & Brüne, M. (2019). Усиленная обработка болезненных эмоций у пациентов с пограничным расстройством личности: исследование функциональной магнитно-резонансной томографии. Границы психиатрии , 10 , 357.
- Шамай-Цури, С. Г., Аарон-Перец, Дж., и Перри, Д. (2009). Две системы эмпатии: двойная диссоциация между эмоциональной и когнитивной эмпатией в нижней лобной извилине и вентромедиальные префронтальные поражения. Мозг , 132 (3), 617-627.
- Стэнфордская философская энциклопедия: эмпатия
- Томпсон, Н.М., ван Рикум, К.М. и Чакрабарти, Б. (2022). Когнитивная и аффективная эмпатия по-разному связаны с регуляцией эмоций. Эмоциональная наука, 3 , 118-134.
- Уорриер, В., Грасби, К.Л., Узефовский, Ф., Торо, Р., Смит, П., Чакрабарти, Б., … и Барон-Коэн, С. (2018). Полногеномный метаанализ когнитивной эмпатии: наследственность и корреляция с полом, нейропсихиатрическими состояниями и познанием. Молекулярная психиатрия , 23 (6), 1402-1409.
Уголок психологии содержит обзор терминов из серии «Что такое…», а также набор научно обоснованных психологических тестов.
Эшли Л. Петерсон
BScPharm BSN MPN
Эшли — бывшая медсестра в области психического здоровья и фармацевт, а также автор четырех книг.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эмоциональный интеллект 101: Эмпатические реакции
Как вы реагируете, когда люди, которые вам небезразличны, говорят вам, что они переживают что-то трудное?
Эти ответы звучат знакомо?
«Эй, все в порядке. Не унывать.»
«Это стоит всего 10%, все будет хорошо».
«В любом случае, он не так уж хорош для тебя — просто иди дальше».
Иногда, несмотря на все наши попытки найти слова утешения, наши слова вместо этого могут заставить человека чувствовать себя хуже. Результат: спад, сопли, провисание плеча. Мы спрашиваем себя: «Я сказал что-то… неправильное?»
Дело в том, что, возможно, вещи не не в порядке, и не будут в течение долгого времени. Может быть, дело не в отметке, а в тяжелой потере самооценки. Может быть, легче думать о бывшем (или о ком-то, кто стал вашим призраком), чем забыть.
Чтобы помочь другим почувствовать себя услышанными и менее одинокими, мы можем выбирать слова, которые подтверждают то, что они переживают, а не приукрашивают их чувства. Вот когда может помочь знание разницы между симпатическими и эмпатическими реакциями.
Различия между сочувствием и сочувствием
Оксфордский словарь английского языка определяет сочувствие как «чувство жалости и сожаления по поводу чужого несчастья», а сочувствие — как «способность понимать и разделять чувства другого».
Раньше я думал, что эти термины взаимозаменяемы, пока меня не представили на лекции по английскому языку, которую я прослушал в свой первый семестр в Университете Британской Колумбии, и увидели это видео об эмпатии, которое наглядно показало различие — менее чем за 3 минуты.
youtube.com/embed/1Evwgu369Jw»>Как отмечает исследователь Брене Браун, в то время как «эмпатия подпитывает связь, сочувствие ведет к разъединению». Эмпатия означает чувствовать с другими и принимать их точку зрения — без, как это обычно бывает при сочувствии, решения проблемы.
Одновременно с просмотром видео Брауна я читал статьи, посвященные эмпатии в классе (например, эту), и научился менять способ участия в беседах.
Хотя я далеко не эксперт, я вижу ценность того, что я узнал (и все еще узнаю) о сочувствии и сопереживании, и о том, что сказать (и не сказать) другу, которому больно.
5 типов сочувственных ответов, которых следует избегать
Вот что не следует говорить, когда кто-то поделился с вами чем-то трудным.
1. Отклоняющий
«Гм. РВАТЬ. Это, типа, отстой. О да, ты смотрел игру прошлой ночью?
Когда кто-то делится чем-то болезненным, естественно чувствовать себя неловко и хотеть сменить тему.
Но такой ответ может заставить другого человека чувствовать себя обиженным и думать, что вам все равно.
2. Уменьшение
«По крайней мере, вы получили 51%. И эй, я слышал, что кто-то получил около 20%. Ты так хорошо справился с этим!»
Может быть, вы инстинктивно пытаетесь найти утешение в трудных обстоятельствах или сравнить положение вашего друга с положением людей, оказавшихся в худшем положении.
Однако, начав утверждения со слова «по крайней мере» или сравнив их с обстоятельствами других людей, вы можете заставить людей, которых вы утешаете, почувствовать, что они не имеют права чувствовать себя так, как они.
3. Увольнение
«Успокойся. Ты слишком много думаешь».
Когда другие люди делятся чем-то, что, по вашему мнению, не имеет большого значения, вы можете автоматически подумать, что они размышляют о вещах, которые не стоят их времени, и попытаться дать им перспективу.
Несмотря на благие намерения, такой ответ может звучать пренебрежительно, как будто вам все равно, что переживает другой человек.
4. Направленный опрос
«Ты в порядке, да? Я имею в виду, прошел месяц… тебе уже лучше?»
Возможно, вы склонны задавать подобные вопросы, потому что надеетесь, что то, через что проходит человек, закончилось.
Хотя эти вопросы могут показаться безобидными, они могут заставить человека почувствовать, что ему или ей 9 лет.0050 предположил, что сейчас в порядке, потому что прошло «достаточно» времени… когда это может быть неправдой.
5. Раздавать (нежелательные) советы или анекдоты
«Вот что я сделал бы».
Заманчиво дать совет, особенно когда вы чувствуете, что существует практическое решение проблемы вашего друга.
Но иногда люди просто хотят, чтобы вы их выслушали, или они не готовы действовать. Избегайте суждений и советов о том, что должен или не должен делать другой человек — установите их (не себя) в качестве эталона.
«Я имею в виду, что она не прошла курс… но это не значит, что ты не пройдешь. Так что не волнуйся, с тобой все будет в порядке».
Рассказывать истории с негативным исходом не так уж полезно, чтобы утешать других. Несмотря на ваш совет «не волноваться», они могут чувствовать, что и сами не могут добиться успеха.
5 типов эмпатических ответов, которые вы можете попробовать
По словам Брауна, «редко ответ может сделать что-то лучше; что делает что-то лучше, так это связь». Чтобы создать эту связь, действия часто могут говорить громче, чем слова. Объятие, совместный обед, предложение отвезти друга на встречу.
Но слова тоже могут быть полезными, если они произносятся вдумчиво. Вот несколько способов поддержать людей, которые делятся с вами чем-то личным и трудным.
1. Взывая к их мужеству
«Спасибо, что доверили мне это. Это многое значит для меня.»
Признайте их храбрость в уязвимости. Поделитесь своей признательностью за то, что они решили довериться вам, и дайте им знать, что вы сохраните то, чем они поделились, в полной конфиденциальности.
2. Уточнение
«Судя по тому, что я слышу, вы чувствуете X. Это верно?»
Во время разговора покажите, что вы слушаете, задавая вопросы, которые фокусируются на том, что они чувствуют. По словам Стадса Теркеля, лауреата Пулитцеровской премии, историка устной речи: «Не будьте экзаменатором, будьте заинтересованным исследователем».
Повторяя причины, по которым они чувствуют себя так, как они, вы можете убедиться, что правильно понимаете ситуацию, и вы даете им понять, что их переживания услышаны.
3. Прокачка персонажа
«Это трудная ситуация, и я думаю, что вы проявили много мужества и силы в том, как вы справляетесь».
Укажите на сильные стороны их характера, которые помогут им понять, что у них есть сила преодолеть то, через что они проходят, не преуменьшая свой опыт.
4. Демонстрация вашей заботы
«Я здесь для вас. Как вы думаете, что я могу сделать, чтобы помочь вам почувствовать себя лучше?»
Убедите их, что вы будете рядом и что вы хотите помочь, а затем приходите, когда скажете.
«Ты знаешь себя лучше всех, как ты думаешь, что было бы наиболее полезным для тебя прямо сейчас?»
Помогать им находить решения, спрашивая, что они хотели бы от вас сделать, — это не то же самое, что давать советы. Не забывайте относиться к другим так, как они хотят, чтобы относились к ним.
5. Регистрация
«Как самочувствие сегодня?»
Обязательно свяжитесь с ними через несколько дней. В отличие от типа вопросов, которые передают ожидания относительно того, как они должны себя чувствовать, продолжайте задавать открытые вопросы, которые вместо этого позволяют им поделиться.
Оставайтесь любопытными и внимательными
Мы часто проявляем эмпатию, не осознавая этого. Читая книгу, смотря фильм, сидя перед спектаклем — мы относимся к персонажам и инвестируем в них, даже если их жизнь была и всегда будет вымышленной и воображаемой.
Эмпатия, в конце концов, означает видеть что-то с точки зрения другого — понимать, как и почему человек думает и чувствует определенным образом.