Дети 2 3 лет: Особенности развития ребенка в 2–3 года

Развитие ребенка в 2 — 3 года, что должен уметь ребенок в 3 года

Двухлетний ребенок уже многое умеет, но и большего хочет. Он активно познает окружающий мир, а развитие ребенка в 2 года 1 месяц и его физические возможности позволяют ему:

  • хорошо бегать и прыгать, внезапно останавливаться и менять направление или скорость движения;
  • без помощи взрослого и опоры на перила подниматься по ступенькам, поочередно переставляя ноги;
  • открывать и закрывать двери;
  • собирать игрушки для прогулки и возвращать их на место после;
  • кататься на трехколесном или же двухколесном велосипеде со вспомогательными боковыми колесами;
  • кататься на самокате.

Умные родители.
Самым важным в познавательном процессе маленького сокровища будет здравый нейтралитет. Вы рядом, чтобы подсказать, что это и зачем, объяснить преимущества или недостатки, указать на опасность или же дать зеленый свет для исследования, но при этом вы не запрещаете все на каждом шагу, давая ребенку возможность проявлять интерес и с удовольствием исследовать неизвестное.

Полезные игрушки.
Велосипед, самокат, тачка, беговелы и велобеги, машинки и велосипеды-ходунки, коляски для кукол и электромобили – все, что поможет ребенку передвигаться быстрее, комфортнее для достижения цели.

Интерес к познанию

Во всех окружающих предметах ребенок начинает видеть что-то новое, проявляет самостоятельность и творческий подход. Развитие ребенка в 2 года 2 месяца подталкивает малыша и дает возможность ему:

  • умело делать пасочки, строить башни из песка или кубиков;
  • собирать пирамидки и складывать сортеры – соответственно различать цвета и формы предметов;
  • брать в руки все новое, чтобы рассмотреть, изучить, разобрать при необходимости;
  • включать все знакомое в игру вместе с другими предметами;
  • соотносить изменения в природе – в листве на деревьях, цвете неба, в растениях на клумбах, ручейках или снежинках, сезонные изменения температуры воздуха со сменой времени года;
  • понимая отличия в погоде, осознавть, почему все именно так одеты;
  • творчески подходить к использованию любых предметов, включая и свои игрушки.

Умные родители.
Предоставьте своему малышу возможность безопасно изучать мир. Проводите с ним больше времени вместе, участвуйте в играх, помогайте в исследованиях, указывайте возможные опасные моменты, объясняя причинно-следственные связи. Будьте спокойны и убедительны, учите малыша воспринимать все новое с интересом, без боязни, но при этом быть осторожным. На прогулке, если вы не в компании сверстников ребенка и их мам, говорите с ним, а не по мобильному. Это хорошее время пообщаться вдвоем.
Малыш будет слушать вас, впитывать все как губка и понимать, что он для вас интересная компания, он любим и не обделен вниманием.

Полезные игрушки.
Все разнообразие игрушек для песочницы продолжает быть актуальным, как и раньше, и понадобится с запасом – наборы для песочницы, лопатки, ведерки, грабли, пасочки, мыльные пузыри, машинки, детские бассейны, спасательные круги, жилеты, нарукавники для плавания.

Возрастные нормы развития детей 2-3-х лет

Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать первые шаги в увлекательный мир «Развития».

Что же должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?

Память, внимание, мышление:
  1. Правильно складывать пирамидку, матрешку.
  2. Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
  3. Складывать пазлы из 2-4 частей.
  4. Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
  5. Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные», «такой же».
  6. Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
  7. Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
  8. Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки).

Помнить, что делал утром, днем, вечером.

Игры:

  1. «Прячем игрушку и ищем ее»: в 2 года — ребенок видит куда ее прячем.

Варианты игры:

— Под коробку прячем

— К игрушке привязывается веревочка. Можно дать малышу потянуть (повозить) игрушку за веревку, чтобы он запомнил, что игрушка с веревкой. А затем спрятать игрушку, оставив веревку видимой.

— Или игрушка прячется так, чтобы была видна её часть.

— Игрушка прячется так, чтобы была видна её форма. Например, накрыть платочком, тканью, бумагой.

  1. «Карточки»: найти пару, найти похожую.
Математические представления:
  1. Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
  2. Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?».
  3. Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
  4. Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
  5. Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
  6. Понимать слова «сверху», «снизу».

На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.

Игры:

  1. «Игра со счетными палочками»

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей).

-Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

-Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

  1. «Матрёшка»

 Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Развитие речи:
  1. Называть предметы ближайшего окружения и знать их назначение.
  2. Понимать, какие предметы принадлежат к группам «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт», «игрушки», «еда», «овощи» и др.
  3. Называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и др.).
  4. Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных профессий.
  5. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других людей.
  6. Запоминать несложные стишки.
  7. Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
  8. Пытаться согласовывать слова в роде, числе и падеже.

 Игры:

  1. «Олины помощники»

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я тебе их покажу, а ты отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Родители указывает на её ноги.

— Что это. ( Это ноги).

— Они Олины помощники. Что они делают?  (ходят, бегают, танцуют).

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.

т.д.).

  1. «Что за предмет?»

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Физическое развитие:

В 2-3 года малыш должен быть довольно развитым с физической точки зрения и ловким. Вот основные навыки, которые ребёнок к такому возрасту уже должен освоить:

1. Бег. Малыши в возрасте 2-3 лет обычно бегают довольно быстро и ловко.

2. Ребёнок вполне может подниматься по лестнице и спускаться с неё.

3. Кроха может подпрыгнуть.

4. Малыш легко и просто нагибается за лежащим на полу предметом и поднимает его, обхватывая руками.

5. Малыш может перешагивать через преграды, встречающиеся на пути (например, лежащие на полу предметы).

6. Если вы бросите ребёнку мяч, он непременно протянет ручки, чтобы попытаться его поймать.

7. В 2-3 года малыш может стоять на цыпочках и даже на одной ноге, держа при этом равновесие.

8. К трём годам ребёнка можно научить кататься на небольшом трёхколёсном велосипеде.

 Игры:

  1. «Ходьба восьмеркой»: расставляем кегли или большие кубики в цепочку на расстоянии 40-50 см друг от друга. Для начала всего 2 штуки. Задача ребенка: пройти «восьмеркой» между ними. Когда кеглей целый ряд, то проходить нужно, то направо, то налево, описывая волнистую линию. Расставляя кегли и\или кубики разными способами (в виде квадрата, круга) можно придумывать разные способы хождения. Можно еще и ползать таким же образом.
  2. «Зарядка для маленьких ножек»: Мама берет ребенка за поднятые вверх руки, как бы подтягивая его вверх. При этом он становится на носочки («цыпочки»). Так на носочках ходит под какое-нибудь стихотворение или песенку. Затем переходят к хождению на пятках. При этом держит за подмышки. Потом пробует стоять и ходить на внешней поверхности ступни.

педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
г.о. Тольятти
Мазукевич  Мария  Юрьевна

Волшебство игры: как это вдохновляет и помогает раннему развитию (для родителей)

С помощью платья с оборками, диадемы и волшебной палочки ваш трехлетний ребенок становится королевой волшебной вселенной и катается на крылатом единорог. Когда вас просят попробовать розовые облака, вы соглашаетесь, что они очень похожи на жевательную резинку.

Ваш 4-летний ребенок натягивает на плечи простыню и бежит так быстро, как только может, по лужайке. Он супергерой, который должен спасти задний двор от драконов, прячущихся за кустами, и найти сокровища, зарытые в песочнице.

Родители дошкольников могут занять места в первом ряду одного из самых творческих театров, когда-либо созданных. Это «волшебные годы» — когда дети придумывают грандиозные истории и не спрашивают: «А разве такое может быть?»

Вот почему воображение так важно, и что вы можете сделать, чтобы эти волшебные годы были благоприятными.

Как дошкольники смотрят на мир

Очень маленькие дети еще не могут понять окружающий их мир. Таким образом, они «заполняют пробелы» и часто придумывают свои собственные волшебные объяснения того, как все работает.

Это время, пик которого приходится на дошкольный возраст, было названо экспертом по развитию детей Сельмой Фрайберг «волшебными годами».

Младенцы используют свои чувства (осязание, вкус, обоняние, зрение и слух), чтобы исследовать свой мир. По мере развития они начинают понимать, как все устроено («Если я нажму на эту кнопку, пони выскочит из сарая!»).

Теперь, будучи дошкольниками, они берут эти знания и объединяют их с растущим воображением, чтобы придумывать фантастические идеи о том, почему и как все происходит.

Притворная игра позволяет детям примерить на себя новые роли (например, супергероев, принцесс, динозавров, диких животных или даже родителей) и дает возможность творчески решать проблемы. Но это также помогает им справиться с другим препятствием дошкольного возраста: сильными эмоциями. Куколкам можно поставить «тайм-аут» и отругать за действия, подозрительно похожие на последнее проступок вашего малыша. Можно придумать воображаемого друга (который может быть большим нарушителем спокойствия, чем когда-либо мог быть ваш ребенок), чтобы помочь вашему ребенку справиться с чувством вины и раскаяния после момента потери контроля, например, удара товарища по играм.

Самоконтроль — это сложный навык, которому трудно научиться, и игра с воображаемыми играми помогает детям практиковать его, а также разыгрывать разочарование, которое оно вызывает.

Как я могу поощрять творческую игру?

Игра воображения начинается в сознании ребенка. Но это не значит, что родители не могут присоединиться к вам. Вот несколько способов поощрить ваш ребенок к притворству:

  • Поддержите его.  Когда молодые прыгают по воздуху и говорят вам, что летают, не говорите им, что они только прыгают. Вместо этого подпитывайте фантазию: «Вау, ты так высоко! Что ты видишь на земле? Может, тебе стоит отдохнуть на этом милом пушистом облаке». Или, что еще лучше, начните летать с ними.
  • Выбирайте старомодные игрушки. Блоки, куклы, предметы декоративно-прикладного искусства и глина для лепки — все это игрушки, требующие творчества и, следовательно, стимулирующие воображение.
  • Электронные игрушки Limit. Будь то портативная развлекательная система или «младший» ноутбук, старайтесь избегать игрушек, которым нужны батарейки. Творчество подавляется, когда игрой руководит игрушка, а не ребенок.
  • Прочтите ребенку номер .  И во время чтения задавайте вопросы, открывающие разум: «Если бы вы были гусеницей, что бы вы ели?» и «Как вы думаете, что будет дальше в этой истории?» Это не только развивает воображение, но и способствует языковым навыкам и развивает интерес к книгам.
  • Запланировать время простоя. Убедитесь, что у детей есть свободное время каждый день, чтобы играть самостоятельно. Помимо поощрения творчества, это учит их использовать свои собственные ресурсы, чтобы развлечься или успокоиться.
  • Ограничение экранного времени.
     Когда дети смотрят фильм или даже образовательную программу, они погружаются в чужой воображаемый мир, а не используют собственное воображение. Маленькие дети также находятся под влиянием рекламы, потому что они не могут отличить рекламу от реальных программ. То же самое касается цифровой рекламы в онлайн-играх и приложениях. Ограничьте экранное время (включая телевизор, DVD, компьютеры, смартфоны и планшеты) не более чем 1 часом качественных программ в день для детей от 2 до 5 лет. Когда ваш ребенок использует экран, найдите время, чтобы посмотреть его вместе.

Когда кончится волшебство

Настанет день, когда диадемы принцесс покроются пылью, а ваши малыши перестанут верить, что могут летать. Это горько-сладкий момент. Вы будете скучать по тому миру, где все возможно. Но это признак того, что ваш ребенок растет.

Префронтальная кора — область мозга сразу за лбом — создала связи, необходимые для обработки высокоуровневого мышления. Таким образом, то, как ребенок думал, что мир устроен, теперь не обязательно является тем, как он устроен на самом деле.

Возьмем, к примеру, пылесосы. Двухлетний ребенок может опасаться, что он тоже будет бояться, как собачью шерсть засосало с ковра. Но год или два спустя он может притвориться, что его преследует вакуумный «монстр», и обрести уверенность, зная, что он никогда его не достанет.

К 6 годам или около того дети начинают осознавать, что такие страхи, как быть поглощенным пылесосом, иррациональны — невозможно, чтобы все ваше тело было поглощено этой маленькой трубкой, а пылесосы не монстры! Вместо этого они могут захотеть взять на себя управление и сделать уборку самостоятельно. Этот сценарий будет повторяться снова и снова, пока ребенок учится отличать возможное от невозможного.

Это также время, когда ваши фантастические ответы на их все более сложные вопросы больше не помогут. Гром больше не может быть матчем по боулингу в небе, а луна определенно не сделана из сыра. Но даже если ваши дети больше не верят в эти небылицы, это не значит, что они не могут представить себе боулинг в небе или луну из сыра — это просто означает, что теперь они будут в курсе шуток. .

Проверил: Mary L. Gavin, MD

Дата проверки: январь 2021 г.

Воспитание вашего малыша (для родителей)

Есть ли родители, которые не испытывали полной любви к своему малышу и в то же время разочарования и гнева?

Наши любимые малыши проверяют наши нервы, потому что они проверяют границы вокруг себя. Каждый день, понемногу, они осваивают новые навыки и с нетерпением ждут их использования.

Иногда сложно поймать малыша, но можно. А установление правил и ограничений сейчас, когда ваш ребенок узнает, какое поведение приемлемо, поможет предотвратить более серьезные проблемы в будущем.

Вот несколько способов, которые помогут вам направить вашего ребенка на верный путь.

Будьте последовательны

Когда дело доходит до дисциплины, важно быть последовательным. У родителей, которые не придерживаются установленных ими правил и последствий, не бывает детей, которые их придерживаются. Например, если вы говорите своему малышу, что тайм-аут является следствием негативного поведения, обязательно применяйте его. Выдавайте предупреждения только за то, что вы можете выполнить. Пустые угрозы подрывают ваш авторитет.

И не забывайте, что дети учатся, наблюдая за взрослыми, особенно за своими родителями. Поэтому убедитесь, что ваше собственное поведение является образцом для подражания. Попросив ребенка собрать игрушки, вы произведете гораздо более сильное впечатление, если уберете свои вещи, а не разбросаете их по комнате.

Устранить искушение

К настоящему времени вы поняли, что ваш малыш хочет исследовать и исследовать мир. Малыши от природы любопытны, поэтому старайтесь по возможности устранять искушения. Это означает, что такие вещи, как телевизоры, телефоны и электроника, должны быть недоступны. Также остерегайтесь удушья, таких как украшения, пуговицы и мелкие предметы, которые дети могут положить в рот.

И всегда держите чистящие средства и лекарства в безопасном месте, где дети не смогут до них добраться.

Используйте отвлечение или перенаправление

Если ваш малыш все же направляется к неприемлемому или опасному объекту, спокойно скажите «Нет» и либо уберите ребенка с этого места или опасного предмета из зоны досягаемости, либо отвлеките его другим занятием. Это называется «перенаправление» и может стать прекрасным инструментом в вашем наборе инструментов для родителей.

Важно не шлепать, не бить и не шлепать ребенка. В этом возрасте малыши вряд ли смогут провести связь между поведением и физическим наказанием. Сообщение, которое вы отправляете, когда шлепаете, состоит в том, что можно ударить кого-то, когда вы злитесь. Эксперты говорят, что шлепки не более эффективны, чем другие формы наказания, такие как тайм-ауты.

Тайм-аут для практики

Если вам нужно занять более жесткую позицию по отношению к вашему ребенку, тайм-ауты могут быть эффективной формой дисциплины. Тайм-аут эффективен, потому что это «тайм-аут» от вашего положительного внимания. Например, двух- или трехлетнему ребенку, который бьет, кусает или бросает еду, следует спокойным, нейтральным голосом объяснить, почему такое поведение неприемлемо, и отвести в специально отведенное место для перерыва — кухонный стул или дно. лестнице — на минуту-другую успокоиться.

Как правило, примерно 1 минута на год является хорошим ориентиром для тайм-аутов, а 3–5 минут вполне достаточно. Более длительные тайм-ауты не имеют дополнительных преимуществ. И они могут свести на нет ваши усилия, если ваш ребенок встанет (и откажется возвращаться) до того, как вы просигнализируете об окончании тайм-аута. Если ваш ребенок встает до окончания тайм-аута, спокойно (без разговоров или другого внимания) отведите его обратно на стул или место для тайм-аута.

Убедитесь, что зона тайм-аута находится вдали от отвлекающих факторов, таких как игрушки или телевизор, и что вы не уделяете ребенку никакого внимания (разговоры, зрительный контакт, расстроенный вид), пока они сидят во время тайм-аута. Игнорируйте любые крики, плач или мольбы. Помните, тайм-аут — это перерыв в позитивном внимании. Лучше всего заканчивать тайм-аут, когда ваш ребенок сидит спокойно. Всего 5 секунд тишины достаточно, чтобы закончить тайм-аут после назначенного времени.

Как избежать приступов гнева

Даже самый воспитанный малыш может время от времени впадать в истерику. Истерики распространены в детском возрасте, потому что дети могут понять больше, чем они могут выразить, и это часто приводит к разочарованию.

Малыши расстраиваются и по другим причинам, например, когда они не могут одеть куклу или не могут не отставать от старшего брата или сестры. Борьба за власть может начаться, когда ваш малыш слишком рано захочет большей независимости и автономии.

Лучший способ справиться с истериками — по возможности избегать их. Вот несколько советов, которые могут помочь:

  • Убедитесь, что ваш ребенок не капризничает, чтобы привлечь внимание. Сделайте привычкой ловить своего ребенка за хорошим поведением («время в пути»), что означает вознаграждать вашего малыша вниманием и похвалой за позитивное поведение.
  • Дайте малышу контроль над мелочами. Это может удовлетворить потребность в независимости и предотвратить истерики. Предлагайте незначительные варианты, с которыми вы можете смириться, например: «Хотели бы вы яблоко или банан на обед?»
  • Когда дети играют или пытаются справиться с новым заданием, предлагайте им игрушки и игры, соответствующие их возрасту.
    Кроме того, начните с чего-то легкого, прежде чем переходить к более сложным задачам. Это укрепляет доверие и мотивирует их пробовать то, что может разочаровать.
  • Тщательно обдумайте просьбу, если ваш ребенок чего-то хочет. Это возмутительно? Если нет, постарайтесь быть гибким.
  • Знайте ограничения своего ребенка. Если вы знаете, что ваш малыш устал, это не лучшее время для похода в магазин за продуктами или выполнения еще одного поручения.

При вспышке гнева

Если ваш ребенок закатывает истерику, сохраняйте спокойствие. Не усложняйте проблему собственным разочарованием. Дети могут чувствовать, когда родители выбиваются из сил, и это может только усугубить их разочарование. Постарайтесь понять, откуда ваш ребенок. Например, если ваш ребенок только что сильно разочаровался, возможно, вам нужно его утешить.

Дети хотят внимания родителей, и самый простой способ получить его — плохо себя вести. Один из лучших способов уменьшить поведение, привлекающее внимание (плач, нытье, крик), — игнорировать его. Продолжайте свою деятельность, не обращая внимания на ребенка, но оставаясь в пределах видимости.

Имейте в виду, что когда вы делаете это, поведение вашего ребенка может ухудшиться, прежде чем станет лучше. Это может расстраивать, но это означает, что игнорирование истерики работает. Ваш ребенок будет усерднее пытаться привлечь ваше внимание неподобающим поведением, потому что в прошлом это срабатывало. Когда ваш ребенок поймет, что плохое поведение не привлечет вашего внимания, его поведение начнет улучшаться.

Примечание. Детей, которые могут причинить вред себе или другим во время истерики, следует отвести в тихое и безопасное место, чтобы они успокоились. Игнорирование — неподходящий способ справиться с агрессивным или опасным поведением.

Некоторым детям трудно остановить истерику. В таких случаях попробуйте сказать: «Сейчас я помогу тебе остепениться». Вы можете научить своего малыша делать несколько глубоких вдохов («задувать свечи на день рождения»), раскачивать его или обнимать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *