Дети после – Отцы и дети. 5 вопросов о воспитании ребёнка после развода | Психология и здоровье | Здоровье

Содержание

Отцы и дети. 5 вопросов о воспитании ребёнка после развода | Психология и здоровье | Здоровье

Развод и расставание – стресс скорее для родителя, не важно, мамы или папы. Несмотря на большое количество собственных проблем, все их помыслы направлены на драгоценное чадо, которое во что бы то ни стало надо воспитать полноценным, без травм и каких-либо последствий.

«Позиция в корне неверная», — считает семейный психотерапевт, заведующая психотерапевтическим отделением Детской городской больницы №1 Марина Патова.

Специалист ответила на самые популярные вопросы об отношениях детей и родителей после развода.

Как выстраивать отношения отца и ребёнка после развода? Должен ли папа заниматься с ребёнком, проводить время с пользой или в игровой форме?

Если отец приходит или забирает ребёнка, как они проводят время, меньше всего должно волновать маму . Не стоит вмешиваться в их отношения. Её дело — быть хорошей матерью, вне зависимости от того, есть муж или его нет, рядом новый муж или бабушки-дедушки.

Когда люди расходятся, их основная задача — донести до ребёнка, что причина не в нём, потому что дети чувствуют себя виноватыми. Скажите: «это никак не связано с тобой, это мама с папой решили жить по отдельности, у них у каждого своя жизнь, но оба любят тебя и будут о тебе заботиться». Это идеальный вариант.

К сожалению, в 60% случаев так не происходит. Отцы уходят и забывают про детей. В некотором проценте случаев уходят матери. Это реальность.

Если же отец хочет принимать участие в жизни своего ребёнка, умные родители договариваются между собой о правилах, как будут проходить встречи: каждую неделю или два раза в месяц и отпуск папа проводит с малышом, или папа отвозит его три раза в неделю на тренировки и забирает на субботу. Это к примеру.

Главная идея, чтобы по этому поводу не было разногласий и свары, и чтобы ребёнка не использовали в качестве предмета шантажа, что опять-таки случается очень часто. Не должно быть такого, что в ответ на каждую обиду мама запрещает отцу видеть ребёнка.

Выстраивается идеальная линия поведения: люди расходятся – объясняют ребёнку, что это не его вина, его все любят – на встрече семьи вместе с бабушками и дедушками с обеих сторон очень чётко договариваются, сколько времени ребёнок проводит в каждой семье – и для того, чтобы сохранять хорошие отношения, все эти правила должны быть соблюдены!

Неоднократно говорилось, что ребёнку жизненно необходимы правила. Если малыш будет точно знать, когда приходит папа и когда его ждать, а отец со своей стороны всегда держит обещания, о психологическом самочувствии ребёнка можно не волноваться.

Дети в 10-12 лет тяжелее переживают развод родителей, чем в другом возрасте Фото: pixabay.com

Есть ли для маленького ребёнка «норма» общения с отцом и если визиты редкие, стоит ли поддерживать связь с таким папой?

В этих вопросах видна какая-то фантастическая переоценка психологии. Все гораздо проще: для того, чтобы любое живое существо, в том числе и человек, чувствовали себя комфортно, нужно, чтобы у него было комфортное жилище, еда, сон, игра, была возможность реализовать свои интересы. Всё. Тогда и психологическое состояние у него будет хорошее.

А частота посещений?.. никаких правил на этот счёт нет. Мы никогда не узнаем, как отзовётся в воспоминаниях и скажется на психике ребёнка то, что мы делаем. Гадать бессмысленно.

Нужно, чтобы взрослые устроили свою жизнь комфортно. Когда родитель чувствует себя в жизни уверенным, самостоятельным, независимым, когда он решил все свои психологические проблемы, тогда ребёнку возле такого взрослого хорошо и спокойно, он чувствует себя защищённым и не важно, кто его воспитывает, хоть одна бабушка. Знала я такую семью, прекрасная семья. Главное не кто составляет семью, а то, какие роли и как они выполняют.

Правда ли, что люди, выросшие в неполноценной семье, переносят эту модель и на свои будущие отношения?

Обратите внимание на слово «неполноценная». В психологии нет понятия полная или неполная семья, количественный состав не важен. А вот неполноценная или «преимущественно негармоничная семья» — семья, которая в большинстве случаев эффективно решать свои проблемы не умеет.

И наоборот, «преимущественно гармоничная семья» — это такая, которая умеет вовремя и эффективно решать все возникающие проблемы.

Если человек растёт в негармоничной семье, он и сам чувствует себя некомфортно и потом свою семью строит по этому же слепку, образцу. Но природа милостива и благодатна. Есть такие понятия как адаптивность, развитие, выживание вида. Поэтому ничего нет в природе окончательного и неизменного. Чаще всего бывает, что дети переносят образец поведения родителей в семье, но всегда остаётся возможность чего-то другого. Если бы было иначе, мы бы не выжили.

Заложенная природой вариативность поведения, изменений даёт возможность человеку выживать, приспосабливаться, меняться.

К слову, распространённый миф – в жизни ребёнка должен быть стереотип мужского поведения и стереотип женского. Есть такие мужчины, которых детям лучше вообще не показывать. И мы не живём на необитаемом острове, вокруг всегда есть мужчины, которые демонстрируют стереотипы мужского поведения. Это может быть дедушка, дядя, брат, тренер и т.д. 

Я не хочу сказать, что развод не является катастрофой. Когда семья создаётся, никто и не думает расставаться. Но и раздувать эту проблему, не видя ничего вокруг, не верно. И начинать надо решение всех проблем после развода с решения своих личных.

Стоит ли возвращаться к мужу только ради ребёнка?

Я знала такие семьи, где после расставания пара снова сходилась и жила долго и счастливо. Но это, конечно, исключения. Возвращаться к мужу только ради ребёнка не стоит однозначно, потому что это самообман. Люди никогда ничего не делают ради других, всё только ради себя, но это не значит, что мы поступаем плохо.

Посмотрите честно, с открытыми глазами на свои проблемы, наведите порядок у себя в душе, и вашему ребёнку станет хорошо. А делать вид полной семьи ради ребёнка — глупость.

Малыш воспринимает ту семью, что у него есть, как данность, норму, другой быть не может. Он себя ни с кем не сравнивает, у него нет этого опыта. Это только взрослые могут знать, что люди живут по-разному.

Поймите, все вопросы и страхи – это проекции ваших беспокойств, у ребёнка ничего этого нет.

Как приводить нового мужчину в дом, как представлять? И стоит ли это делать?

Здесь никаких рецептов нет, всё продумывает мать. Она управляющее звено и решает, что можно, а что нельзя, когда и сколько. Но обычно нового человека представляют семье, когда отношения уже серьёзные.

Травму детской психике наносят не разводы, а взрослые, которые не могут между собой договориться. Травму наносят длительно сохраняющиеся напряжённые отношения в семье. Если муж с женой не разводятся, а живут и отравляют друг другу жизнь, ребёнок, конечно, страдает.

Вы посмотрите, сейчас столько неполных семей, а многие мамочки целенаправленно рожают ребёнка для себя, это уже не нонсенс, никто не показывает пальцем, всё нивелировалось.

Принимая решение о разводе, стоит помнить, что в возрасте 10-12 лет для детей расставание родителей  более травматично, чем для маленьких детей и для подростков. Первые принимают ситуацию как данность, у подростков уже своя жизнь, им это не так важно. Но в эти пару лет дети более чувствительны.

chel.aif.ru

Дети после кесарева, есть ли разница?

Сегодня каждый пятый малыш рождается путем кесарева сечения. И будущих мам волнует вопрос – как повлияет хирургическое вмешательство на здоровье ребенка? Об особенностях развития детей, рожденных путем кесарева сечения, вам рассказывает Passion.ru.

Начнем с того, что кесарево сечение в нашей стране проводится только по медицинским показаниям. А это значит, что такие малыши, находящиеся в утробе матери, уже попадают в группу риска. Показания могут быть разные: отслойка плаценты, тяжелый гестоз, ЭКО, поздние роды. Поэтому логично, что у таких детей в будущем может быть больше проблем, чем у рожденных естественным путем малышей.

В этом случае задача родителей – всегда помнить о возможных последствиях и уделять повышенное внимание здоровью своего ребенка.

Давайте разберем основные вопросы, которые возникают у будущих мам, и определим, что нужно делать для того, чтобы избежать возможных последствий.

Иммунодефицит при кесаревом сечении

Считается, что малыш-естественник, проходя по родовым путям, получает от мамы некий «бактериальный коктейль», который влияет на иммунитет и формирует необходимую микрофлору. А вот «кесарята» рождаются практически в стерильных условиях. Может ли такой ребенок страдать от ослабленного иммунитета?

На этот вопрос отвечает наш эксперт, врач Долгополова Наталья: «Иммунитет будущего ребенка зависит от тысячи разных факторов, влияние которых достоверно доказано. Это и наследственность, и состояние здоровья беременной (например, мама может быть носителем инфекций и заразить ребенка через кровь), и условия, в которых ребенок будет расти и взрослеть, грудное вскармливание, и даже то, как часто мама будет кипятить соски. Кесарево сечение – это лишь гипотетический фактор, который в будущем действительно может оказать влияние на иммунитет. Но среди всех остальных факторов он просто теряется. На этот вопрос просто нельзя дать однозначного ответа».

Что делать маме?

Во-первых, необходимо проверить состояние здоровья и вылечить все имеющиеся заболевания до беременности. Во-вторых, во время беременности сдавать все анализы и выполнять предписания врачей, а также следить за своим иммунитетом.

После рождения малыша обязательно обратиться к педиатру, сдать анализы и активно (по показаниям) кормить грудью, так как это наилучшим образом нормализует иммунитет. В дальнейшем продолжать соблюдать все предписания педиатра.

www.passion.ru

Дети рожденные после процедуры ЭКО бесплодны: статистические данные

В современном и быстро меняющемся мире, уже никого не удивить новостью о том, что родить ребенка можно даже при бесплодии. Превратить мечты о счастливой и полной семье можно с помощью ЭКО.

Однако, сегодня существует множество мифов и предрассудков, связанных с этой процедурой. Один из них связан с возможным бесплодием у детей в будущем. Так насколько верно утверждение, что дети рожденные после ЭКО бесплодны?

Откуда берутся слухи о бесплодности детей после ЭКО

В последнее время, с ростом популярности ЭКО в нашей стране, которая помогает в этом направлении будущим родителям часто встречается вопрос: дети после ЭКО бесплодны — вымысел или суровая реальность?

Одним из самых частых случаев распространения слухов, что дети от ЭКО бесплодны являются средства массовой информации. Существуют данные о последних научных исследованиях, которые показали неутешительные цифры.

Но сказать со 100%-ой уверенностью, что дети ЭКО являются бесплодны, последняя статистика подтвердить не может. Однако, ученые из Британии и Германии так не считают и склонны утверждать, что диагноз бесплодие чаще устанавливается мальчикам, рожденным именно в результате ЭКО.

Исследования, которые они проводили подтвердили, что у мальчиков, которые родились данным методом, наблюдался короткий безымянный палец. Это в свою очередь указывало на низкое качество семенной жидкости.

Обратите внимание!

Ученые других стран не согласны с таким утверждением, так как доказано, что в процессе ЭКО не затрагиваются гены эмбриона. Следовательно никто не может повлиять на вероятность развития дальнейшего бесплодия у ребенка, зачатого в пробирке.

Еще один слух о том, будто дети, рожденные с помощью ЭКО бесплодны распространяют другие ученые, которые считают ИКСИ виновником того, что такие дети могут в будущем испытывать проблемы с естественным зачатием.

Реальный случай материнства, женщины рожденной методом ЭКО

Однако, тут больше речь идет о риске развития пороков и аномалий у ребенка, которые уже как следствие могут сказаться на его фертильности в будущем.

В основном слухи сходятся к тому, что возможному бесплодию больше подвержены мальчики, нежели девочки.

Вероятней всего планирующие ЭКО женщины, изучают статистику и прочитав такие данные в интернете подумают, что на самом деле дети из пробирки бесплодны и могут начать сомневаться в правильности своего решении. Но не стоит отказываться от своей мечты, верить страхам.

Встречаются женщины, которые, не вникая в суть вопроса, сразу заявляют, что дети от ЭКО бесплодны и ни в коем случае не пойдут на такой шаг и будут до последнего бороться стать мамой естественным путем. Но время идет, а здоровье лучше не становится и с каждым циклом вероятность выносить беременность без осложнений меньше.

Таким образом нельзя подвергаться влиянию слухов и полагать, что только дети, рожденные от ЭКО бесплодны. Поскольку проблема бесплодия появилась не с открытием искусственного оплодотворения, а гораздо раньше.

Статистические данные о бесплодии у детей рожденных после ЭКО

Рассматривая цифры статистики, возникает вопрос: правда ли что дети рожденные после ЭКО бесплодны?

Ведь громкие заявления ученых, которые потрясли многих клиентов ЭКО-клиник и пациентов с диагнозом бесплодие, говорят о больших цифрах: в 40-60% случаев возможно наступление бесплодия у детей, которые родились из пробирки.

Однако, те же ученые не оставляют без внимания тот факт, что это скорее всего связано с наследственностью, а не самой процедурой ЭКО.

Несмотря на грустную статистику и мнение ученых, что дети рожденные ЭКО бесплодны, можно с уверенностью посмотреть на ее обратную сторону.

Где такие дети, уже выросшие и создавшие семьи, без каких-либо вмешательств со стороны медицины становятся родителями вполне естественным путем.

Часто поднимаемые на различных форумах темы, типа, а дети рожденные ЭКО могут ли иметь своих детей, говорят о низкой информированности людей в этом плане. Поскольку есть статистика наших российских врачей, которые практикуют процедуру ЭКО с момента ее появления в медицинской практике.

Статистика состояния репродуктивного здоровья у детей рожденных способом ЭКО

В частности, академик Владимир Иванович Кулаков делился своими наблюдениями о том, что не отмечалось особых отличий у детей, зачатых искусственным способом от детей в пробирке. Количество исследованных детей было больше сотни и нет оснований утверждать, что в будущем дети после ЭКО окажутся бесплодны.

Обратите внимание!

На сегодняшний день нет четкого законопроекта, который бы регламентировал ведение статистики рожденных путем ЭКО детей, которая позволила бы отслеживать их дальнейшее здоровье.

Возможно, в таком случае мы имели бы возможность иметь четкую картину о влиянии искусственного оплодотворения на репродуктивную функцию ребенка в будущем. А количество запросов в поисковиках с вопросом дети ЭКО последствия в будущем бесплодны не встречались бы так часто, как сейчас.

Преимущества и недостатки процедуры ЭКО

Положительные моменты в искусственном оплодотворении явно перевешивают недостатки.

Ради долгожданной беременности женщина готова пойти на все, пережить многочисленные исследования и стимулирующие процедуры, дни ожиданий ради заветной цели.

Стимуляция яичников перед ЭКО

Стоит ли говорить, что сегодня многие проблемы, связанные с заболеваниями, которые не дают самостоятельно забеременеть, могут быть решены с помощью ЭКО.

К числу недостатков можно отнести вероятные риски по процессу вынашивания беременности, так как многие пары приходят на эту процедуру уже в возрасте за 30-ть.

Минус здесь в том, что со временем количество здоровых клеток снижается, а это отражается на здоровье будущих детей, течении беременности и ее продолжительности.

Важно!

Велика вероятность многоплодной беременности, но этот вопрос обычно обсуждается до проведения самой процедуры. Поэтому будущие родители готовы к такому стечению обстоятельств.

Поскольку для успешной процедуры проводят стимуляцию, то еще один минус — это гиперстимуляция яичников.

Многоплодная беременность в результате процедуры ЭКО

С целью снизить отрицательное влияние медикаментозного вмешательства в данный процесс, сегодня можно говорить о внедрении новых методов.

К их числу относят короткий протокол, то есть когда количество вводимых гормонов минимально.

Заключение

Следует сделать выводы и перестать думать, что дети ЭКО не могут иметь детей здоровых и зачатых естественным путем.

На сегодняшний день остались лишь данные, которые выявили зарубежные ученые больше десяти лет назад.

Следует отметить, что немногие дети от ЭКО бесплодны, статистика оставляет 50-40% вероятности рождения детей, способных в будущем самостоятельно зачать самостоятельно.

Положительного в данной процедуре гораздо больше, чем отрицательного. Если мы будем воспринимать это явление естественно, то не останется места слухам о том, что такие дети могут чем-то отличаться от остальных.

Видео: ЭКО-мальчикам грозит бесплодие?

detieco.ru

Влияние развода на психику ребенка и порядок общения родителей после развода

Это очень больно. Страшно и обидно. Развод еще никогда никому не приносил удовлетворения. Даже если супруги расстаются по обоюдному желанию (что бывает не так уж и часто), даже если они все сделали «цивилизованно», оба испытывают разочарование, боль, потерянность. В России сегодня по статистике Росстата распадается около 50% семей. Причем, большая часть разводов приходится на те семьи, где муж и жена прожили в браке от 5 до 9 лет. Это немалый срок. И, как правило, в таких ячейках общества уже есть дети.

Ситуации, конечно, бывают разные, и иногда развод действительно становится единственным разумным выходом, но принимают решение о расставании всегда только взрослые. А дети – всегда, во всех без исключения случаях, становятся заложниками родительского развода.

Каждый ребенок, независимо от возраста и темперамента, воспитания, религии, гражданства и места на социальной лестнице, любит своих маму и папу одинаково сильно. Для него потеря контакта с любым из них – даже не травма, а настоящая катастрофа.

Чтобы хоть приблизительно представить себе, что чувствует ваш ребенок, возьмите за основу свои переживания и умножьте их на два. И это будет еще не все.

Влияние на психику ребенка

Сильнее всего развод родителей влияет, как ни странно, на неродившихся еще детей. Если так получилось, что семья распалась во время беременности женщины, кроха в ее утробе переживает ведь спектр маминых негативных эмоций, его атакуют невероятные дозы гормонов стресса. Малыш может родиться с серьезными нарушениями в работе нервной системы, в психике. В 90% случаев такие дети очень тревожны, капризны, часто болеют.

Разлад в семье чувствуют и груднички, и дети постарше. Что же они испытывают?

Внешне ваши отпрыски могут и не проявлять ничего, особенно если конфликт на домашнем фронте развивался давно, и всем уже изрядно надоели крики, разборки и хлопанье дверью. В этом случае ребенок, вероятнее всего, отнесется к разводу как к логическому завершению сложного периода. Но внутри у него будут полыхать пожары и извергаться вулканы, потому что внутренний стресс (кстати, самый опасный для жизни и здоровья человека) никуда не денется сам по себе. Он накапливается, растет.

Часто к нему «на помощь» приходит комплекс собственной вины за то, что случилось. Так бывает у ребят в возрасте от 2 до 7 лет. Дело в том, что ребенок в силу возраста никак не может понять всех реальных причин развода родителей. А потому «назначает» виновного – себя. «Папа ушел, потому что я плохой». «Мама уехала, потому что ее не слушалась». Это страшное состояние разрывает душу ребенка на две части. Одна остается с мамой. Другая — с отцом. Плюс нелюбовь к себе. Результат – страхи (вплоть до развития фобий), истерики, агрессия или другая крайность – замкнутость и плаксивость.

Если вовремя не оказать таким детям помощь, последствия будут плачевными – психические расстройства, невозможность построить собственные семьи в будущем.

Дети 9-12 лет впадают в другую крайность – начинают испытывать сильную злость на ушедшего родителя (обычно это папа), обиду, у них появляется ощущение собственной ненужности. Особенно если оставшийся родитель бросается устраивать свою личную жизнь – искать нового «папу» или «маму». Ребенок остается один на один со своей бедой.

Подростки обычно встречают весть о разводе ярко выраженным протестом, особенно если семья была благополучной или казалась такой. Больше «бузят» мальчики, они категорично обвиняют мам в том, что папа ушел, или, наоборот, растаптывают авторитет отца и встают на сторону матери. Тем самым они подавляют в себе мужское начало и запускают программу «самоуничтожения». Девочки-подростки переживают развод родителей более сдержанно, но не менее сильно.

Многие подростки признаются, что начали испытывать жгучий стыд за неполную семью перед своими ровесниками. И почти у всех ребят из семей, где недавно произошел развод, снижаются интеллектуальные способности. Дети начинают хуже учиться, становятся рассеянными, неорганизованными.

Стресс от родительского развода в любом возрасте может быть таким сильным, что ребенок заболевает физически. Некоторые уже подросшие ребята начинают писаться по ночам. У девочек-подростков дает сбой менструальный цикл. Не так уж редко у детей начинаются проявления аллергии, кожных заболеваний. Обостряются хронические недуги.

Самый сложный период — первое время после развода. Где-то около 6 — 8 недель вам будет невыносимо тоскливо, одиноко, обидно и страшно. А потом еще полгода продлится стадия адаптации к новой жизни. Важно, чтобы именно в этот период мы, взрослые, сделали над собой усилие, обуздали свои негативные эмоции и организовали правильно жизнь ребенка. Потому что ему тяжелее вдвойне. Помните об этом.

Узнать, что чувствует ребенок при разводе родителей, можно, посмотрев следующий видеоролик.

Как рассказать о разводе ребенку

Если решение уже принято, и оно окончательное и бесповоротное, четко спланируйте разговор со своими детьми. Если факт расставания еще неочевиден, не спешите «трепать нервы» своему чаду. Говорить нужно только тогда, когда никаких ложных надежд на воссоединение семьи нет.

Кто должен сказать о предстоящем разводе? Это решать вам. Чаще миссия гонца с плохими вестями достается маме. Но это может быть и папа, и оба супруга вместе. Если вы не находите в себе сил держать эмоции под контролем, поручите важный разговор бабушке, дедушке, тете или дяде ребенка. Главное, чтобы малыш доверял человеку, который взялся объяснить ему ближайшие перспективы семейства. А сами обязательно постарайтесь присутствовать при этой беседе.

К важному разговору нужно тщательно подготовиться. В своей взрослой голове разложите все по полочкам, чтобы быть готовым к любым вопросам ребенка.

Для разговора нужно выбрать подходящее время. Лучше всего, если это будет выходной, когда отпрыску не надо идти в школу, в садик и на занятия в секцию. При этом у него не должно быть запланировано какое-то важное дело или ответственное мероприятие. Неизвестно, как малыш воспримет неприятные новости. Может случиться истерика, ему может потребоваться уединение. Пусть разговор пройдет дома, в привычной обстановке.

Кому говорить?

Все дети достойны правды. Но не все они в силу возраста смогут принять вашу правду и уж тем более понять ее. Поэтому с ребенком, которому еще нет 3 лет, лучше не обсуждать предстоящий развод. Дождитесь, пока карапуз начнет задавать вопросы сам. А он довольно скоро поинтересуется, где папа, почему он приходит только в выходной, где он живет. Подготовьте ответы. Время еще есть.

Сообщать в предстоящем разводе обязательно нужно ребятам от 3-х и старше. Главный принцип такой: чем младше ребенок, тем меньше подробностей ему следует говорить.

Как построить разговор?

Честно. Прямо. Открыто.

  • Выражайтесь простыми словами, понятными ребенку в его возрасте. Употребление незнакомых умных выражений и терминов, смысла которых чадо не поймет, вызовет тревогу и даже панику.
  • Чем старше ребенок, тем откровеннее должен быть ваш разговор. Употребляйте местоимение «мы». «Мы решили», «Мы посоветовались и хотим тебе сказать». Говорите о разводе как о неприятном, но временном явлении. Попросите помощи у подростка, чтобы пережить трудный период. «Мне без тебя не справиться», «Мне очень нужна твоя поддержка». Дети это любят, и с удовольствием возьмут на себя дополнительную ответственность.
  • Говорить нужно честно. Акцент сделайте на своих чувствах, но не перегибайте палку. «Да, мне это очень больно и неприятно, но я благодарна папе за то, что у нас есть такой прекрасный и любимый ты». Подчеркните, что развод- это по большому счету процесс нормальный. Жизнь не закончилась, все продолжается дальше. Главная мысль при разговоре с ребенком должна заключаться в том, что папа и мама по-прежнему будут любить своего сына или дочь, заботиться, воспитывать. Просто жить вместе они уже не будут.
  • Не стоит врать ребенку, объяснять отсутствие папы или мамы «срочными делами в другом городе». У детей отлично развита интуиция, и если даже они не знают истинных причин происходящей в доме катастрофы, они прекрасно почувствуют вашу ложь. И это непонимание приведет их в ужас. К тому же они могут перестать вам доверять.

Рассказывая ребенку о предстоящем разводе, нужно избегать негативной оценки своей еще недавно любимой второй половинки. Не нужны малышу ваши грязные подробности – кто кому изменил, кто кого разлюбил и т.д. Для него оба родителя должны оставаться хорошими и любимыми. Когда он вырастет, разберется во всем сам. Но если расставание происходит из-за патологической зависимости одного из членов семьи — алкоголизма, наркомании, азартных игр, скрывать это бессмысленно. Однако говорить на эту тему нужно корректно и аккуратно.

Чего не нужно делать?

Разводящиеся родители, как правило, допускают одни и те же ошибки. Главная из них – зацикленность на собственных переживаниях, неумение поставить себя на место ребенка. Требовать полной адекватности от людей, находящихся в состоянии сильнейшего стресса, глупо, а потому просто запомните, чего нельзя делать в период развода в присутствии ребенка:

  • Выяснять отношения, употреблять оскорбительные и унизительные выражения, муссировать детали предстоящего развода, раздела имущества. Кто кому и сколько должен вы будете выяснять в зале суда или когда ребенка не будет дома. Подслушанный разговор такого содержания может дать растущему человеку повод для размышлений на тему: «Как они могут говорить о квартире и машине сейчас, когда рушится наша семья?». Это сформирует неправильные установки на будущее – материальное будет важнее духовного.
  • Плакать, устраивать истерики. Ваш негативный выброс больно бьёт ребенка в самое уязвимое место. Хочется порыдать? Отправляйтесь к подруге, к маме, к психотерапевту. Там можно без проблем и поплакать, и пожаловаться на «неблагодарную скотину».
  • Резко менять порядок жизни и семейный уклад. Пусть для ребенка после развода все течет в привычном ритме. Ему и без переездов тяжелее некуда.
  • Манипулировать ребенком в отношениях с уже бывшей второй половинкой, ограничивать общение с отцом.
  • Подчеркивать ребенку его сходство с бывшим супругом (супругой), если он сделал что-то нехорошее. Нельзя кричать на разбившего дорогую вазу сына, что он «весь в отца». Образ папы будет ассоциироваться у ребенка исключительно с плохими поступками. Да и вас такое поведение не красит.

Советы психолога

  • Не нужно стесняться обращаться за помощью к специалисту. Развод – слишком мощный стресс и суровое испытание для психики взрослых. Для ребенка – он сравним с ядерной катастрофой. Часто без помощи опытного психолога ни вам, ни ребенку с этим не справиться.
  • Дети в семье, которая распадается или уже развалилась, вдвойне нуждаются во внимании. Уделяйте им время, следите, чтобы стресс не вышел из-под контроля и не превратился в тяжелую депрессию или психическое расстройство у ребенка.
  • Постарайтесь проводить выходные, как раньше, всей семьей. Конечно, если отношения с супругом остались доброжелательными. Это потребует от женщины огромной выдержки и самоконтроля, но оно того стоит. В такой обстановке ребенку будет проще привыкнуть к новой жизни.
  • Не срывайте свое зло на ребенке. Не слушайте советчиков, уверяющих, что мальчика, оставшегося без отцовского воспитания, нужно растить жестче и суровее. Такие мамы хватаются за ремень по поводу и без, ужесточают систему наказаний и постепенно становятся настоящими диктаторами.

Другая категория мам после развода пытается компенсировать ребенку отсутствие папы подарками и лаской. В результате у них вырастают избалованные изнеженные сыновья, которым сложно стать настоящими мужчинами.

О том, как воспитывать ребенка без отца, смотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Как помочь себе и ребенку пережить развод, можно посмотреть в следующем видеоролике.

После развода

Развод, безусловно, тяжелая травма для ребенка, но иногда он лучше, чем продолжать жить в семье, где давно нет взаимопонимания, уважения, где родители соревнуются, кто громче крикнет или хлопнет дверью. Последствия от развода для ребенка в будущем часто бывают менее серьезными, чем последствия от жизни в неадекватной агрессивной обстановке.

Хорошо, если ребенок сможет продолжать общаться с отцом и его родственниками после развода. Если такой возможности нет, попросить о помощи можно своих друзей — мужчин, других родственников — представителей сильного пола, потому что ребенку (особенно мальчику) необходимо общение с себе подобными в гендерном плане.

Почему стоит найти отца-наставника сыну, смотрите в следующем видео, где психолог Ирина Млодик рассказывает многие нюансы.

В России обычно дети остаются с матерью. Но бывают исключения. Несовершеннолетние могут отправиться жить к отцу по решению суда, если мама ведет асоциальный образ жизни, страдает алкоголизмом, употребляет наркотики.

Как будут общаться дети и родители после развода, зависит от того, как сумеют договориться бывшие супруги. Было бы неплохо установить порядок общения с ребенком после развода: кто и когда ведет его в бассейн, кто забирает, когда папа может сводить чадо в кино, а когда мама отправится с ним на экскурсию.

Чтобы ребенок не ощущал хаоса, маме и папе нужно строго придерживаться графика общения. Оба родителя должны уметь держать свое слово – пообещали приехать за ребенком в субботу, будьте добры исполнить. Время общения родители тоже должны определить самостоятельно.

Желательно, если бывшие супруги смогут находить хотя бы один день в месяц для совместного досуга. Ребенок нуждается не только в свиданиях с папой или мамой, ему нужно находиться хоть изредка с ними обоими.

Не превращайте ребенка в шпиона, не расспрашивайте вернувшегося из пиццерии после свидания с отцом сына, как там папа, где он живет, есть ли у него кто-нибудь, как он выглядит? Счастливым?

Избегайте на встречах с ребенком обсуждения тем состоявшегося развода. Что было, то прошло.

Если у бывших мужа и жены не получается построить конструктивного диалога, и самостоятельно договориться о порядке общения с ребенком после развода, это может стать причиной дополнительного стресса для малыша. Разве будет счастлив карапуз, которому мама пытается ограничить общение с отцом? Оба родителя по закону имеют одинаковые права на своего сына или дочь. Если одна сторона пытается ущемлять это законное право другого, поможет обращение в суд с соответствующим исковым заявлением. Тогда уже служители Фемиды установят график и время общения с ребенком.

Я – сторонница диалога, а не судебных тяжб, а потому уверена, что двое взрослых всегда могут договориться при условии, что у них есть такое желание. В конце концов, ребенок ни в чем не виноват. Развод – это только ваше решение. Не позволяйте ему разрушить жизнь своего малыша. Ведь это отдельная личность, уникальная, любящая и ждущая ответной любви. От вас обоих.

В следующем видеоролике психолог Ольга Кулешова расскажет о некоторых нюансах развода и то, как они могут отразиться на психике ребенка и его дальнейшей жизни.

О том, с кем остаются дети после развода, смотрите в следующем видео.

О том, как лучше сказать ребенку о разводе родителей, смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

как выстроить общение :: Развитие ребенка :: «ЖИВИ!»

Когда семейный союз распадается, супруги перестают быть мужем и женой. Но по-прежнему остаются папой и мамой. Как строить жизнь с детьми после развода, расскажут психологи.

Развод отца и матери — это всегда серьезное потрясение для детей: рушится привычный уклад жизни, равновесие, порядок. Меняется не просто структура семьи, но и самосознание ребенка. У него формируется иное понимание себя через призму отношения к своим родителям, да и к ситуации в целом. Факт развода дети  разного возраста воспринимают по-разному. Это нужно учитывать взрослым, чтобы изменения в семье как можно меньше травмировали детскую психику.

Дети до 3-х лет

В раннем детстве развод родителей переживается наименее болезненно. «Поскольку ребенок еще слишком мал, у него выше адаптационные возможности, он более пластичен к происходящему, — говорит Александрина Григорьева, клинический психолог, кандидат психологических наук, руководитель сети центров нейропсихологической коррекции “Ох, уж эти детки!”. — Эмоционально малыш привязан к матери. Его мир — это большей частью именно она. А вот роль отца еще не стала столь значимой в социальном плане. В распаде семейного союза самым травматичным для малютки является материнский стресс, связанный с этим событием». Уход родителя из семьи маленький ребенок переживает чисто практически. У него был определенный уклад жизни, в котором мама и папа были вместе. Это общий досуг, семейные праздники, совместно проводимые выходные, игры, занятия. После расставания этот уклад рушится, и крохе не хватает не столько физического присутствия папы, сколько удовольствий и внимания. Симптомами переживания кризиса в родительских отношениях часто бывает нарушение сна, снижение аппетита. Малыш капризничает, чаще болеет.

Как поступить родителям

Не стоит пытаться донести до малыша суть происходящих в семье перемен, он еще слишком мал, чтобы их постичь. «Не упоминайте о разводе вообще, достаточно сказать ребенку, что мама и папа решили пожить отдельно, но его они оба любят так же, как раньше, — говорит Ирина Тугарина, семейный психолог. — Папа постарается навещать своего сыночка / дочку как можно чаще, и они будут, как и всегда, весело приводить время». У малыша должно сохраниться то же представление об отношениях между самыми близкими  ему людьми, каким оно было «до войны». Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь заполнить его день увлекательными занятиями, развлечениями, чтобы он не чувствовал себя обделенным. И позаботьтесь о собственном эмоциональном состоянии, ведь от него во многом зависит психологический комфорт вашего чада в этот сложный для всех период.

Дети от 3–х до 6-ти лет

Для детей этого возраста оба родителя заполняют собой целый мир. Папа и мама — основа формирующегося детского миропонимания и самовосприятия, образец для подражания, опора и защита. Поэтому на распад семьи подрастающее чадо реагирует крайне болезненно:  становится раздражительным, агрессивным.

«Не понимая до конца сути происходящего, младший член семьи нередко  даже винит себя в проблемах взрослых, — рассказывает Ирина Тугарина. — Ребенку начинает казаться, что это он сделал что-то не так, и поэтому папа с мамой ссорятся. Чувствуя напряжение в отношениях родителей, он капризничает, грубит, тем самым требуя внимания и неосознанно пытаясь отвлечь взрослых от конфликта, переключиться на него. Ребенок  не может влиять на ситуацию, но хочет как–то с ней справиться. И поскольку что-то исправить не в его силах, появляется чувство беспомощности, бесполезности, снижается самооценка». Последствия этой детской травмы могут проявляться и во взрослой жизни. 

 Как поступить родителям

Тщательно подготовьтесь к разговору о предстоящем разводе, продумайте заранее все нюансы. «О грядущих переменах следует сообщать ребенку постепенно, опираясь на его собственный жизненный опыт и миропонимание, — говорит Александрина Григорьева. —  Здесь вам в помощь примеры из мультфильмов, книг, детских фильмов. А может быть, подобное событие уже случилось у ваших друзей или родственников? Эти случаи также допустимо упомянуть в качестве примера, постаравшись убедить чадо, что никакой катастрофы в итоге не произойдет и, даже расставшись, родители останутся близкими друг для друга людьми». Нередко на фоне распада семьи и неправильного поведения в этой ситуации взрослых у детей возникает острый страх потери. Ребенку могут сниться кошмары, в которых он видит, что папа с мамой погибают. Поэтому так важно убедить отпрыска, что, несмотря ни на что, родители  всегда будут рядом и никуда не пропадут, что он может в любой момент связаться с ними, попросить помощи и т.д.

Дети от 7-ми до 12-ти лет

Подрастая, ребенок уже, как правило, хорошо представляет, как изменит развод родителей его жизнь. Он более зрело и прагматично оценивает ситуацию: с кем я останусь, как мы будем жить, что я потеряю, а что приобрету. По словам Александрины Григорьевой,  реакцией на расставание отца и матери, может быть снижение школьной успеваемости, проблемы с поведением, вранье, а также попытки манипулировать обоими родителями, стремление извлечь из ситуации выгоду. Нередко один из родителей слышит: «Вот папа мне никогда это не запрещает, а ты….», «Если папа мне купит то-то, то я поеду с ним…» и т.п.

Кроме того, дети младшего школьного возраста ориентированы на поиск идентичности. Они начинают сравнивать себя с ровесниками. Родительский развод переживается как утрата защиты со стороны семьи, прибавляется еще и чувство неполноценности: у всех есть дома папа, а у меня нет.

Как поступить родителям

С школьником о разводе можно говорить уже серьезно. Только не выплескивайте на ребенка «всю правду» и собственные обиды. «Спросите отпрыска, что он хотел бы знать по поводу происходящего, — советует Ирина Тугарина. — Здесь важно постараться объяснить сыну или дочери, что в сложившейся ситуации никто не виноват, нет плохих и хороших, так сложилось, что папа с мамой расстаются. Но они приложат все усилия, чтобы на их ребенке это никак не отразилось». Как бы ни была велика обида, откажитесь от соблазна настраивать чадо против бывшего супруга, разрушая его положительный имидж в глазах отпрыска. Это ломает внутренние опоры ребенка, усугубляя ситуацию. Не преувеличивайте значение вашего развода для него. Даже если вы очень страдаете, найдите в себе силы говорить с сыном или дочерью о других  значимых сторонах жизни.

Дети старше 12-ти лет

Подростковый возраст — самый сложный для восприятия развода отца и матери. В силу возрастных особенностей подростки склонны занимать крайние позиции в отношении одного из родителей. Реагировать радикально обидой, депрессией, агрессией, стремлением уйти из семьи. Услышать от взрослеющего чада фразы типа: «Я уйду жить к отцу, только он меня понимает…»  — в этот период обычное дело. Как вариант, ребенок может не показывать эмоций вовсе, став замкнутым и отстраненным. «Подростки остро переживают  свое одиночество, отвержение, непринятия себя, — говорит Ирина Тугарина. — Ребенок уже все понимает, и первый раз в жизни встречается с разочарованием и потерей иллюзий о стабильности мира на примере своей семьи».

Как поступить родителям

Отцу и матери важно выработать и придерживаться единой стратегии взаимоотношений друг с другом и требований к ребенку, чтобы не создавать «зазора» для манипуляций и вранья. «Отношения с родителями должны быть качественными и содержательными, — говорит Александрина Григорьева. — Если общение с отцом строится в формате “воскресный папа”, то этот день должен быть не сплошным праздником с походами в увеселительные заведения и магазины, а скорее глубокой насыщенной встречей, где отец и ребенок объединены совместной значимой деятельностью. Ребенку важно видеть в папе личность, чтобы иметь возможность лучше понимать его модель поведения. Поскольку именно в этом возрасте отец становится основой и примером для формирования  взаимоотношений ребенка с миром». Ошибкой родителей будет желание разделить перипетии своей личной жизни с подростком как с равным, посвящая его в то, о чем лучше не знать (интимные чувства родителей к другим своим партнерам и т.д.) Говорить с взрослеющим отпрыском очень важно, но следует отдавать себе отчет в том, что он все еще ребенок и не способен в полной мере разделить с вами ваши тяготы. Лучше побеседовать о его чувствах, дав возможность оценить ситуацию и выразить свое мнение

Сколько бы лет ни было ребенку,  очень важно психологическое состояние  самих родителей, принявших решение развестись. «Расставаться нужно, когда к этому будут готовы обе стороны, чтобы не было повода для манипулирования детьми, — говорит Ирина Тугарина. — Взрослые должны для начала точно представить сами, как они будут жить после развода, а потом уже посвящать в это своих отпрысков. Расходиться следует  максимально бережно по отношению друг к другу и к своим детям, которые в той или иной мере всегда становятся жертвами неудавшихся отношений». 

www.jv.ru

Дети после ЭКО | Особенности и здоровье.

Дети рожденные методом ЭКО

Оглавление:
1. Первый ребёнок, рожденный методом ЭКО.
2. Распространенные вопросы.
2.1. Нарушение развития.
2.2. Здоровье.
2.3. Генетические отличия.
2.4. Бесплодие.

Процедура ЭКО или экстракорпорального оплодотворения давно перестала быть мистической и загадочной. Более 5 миллионов малышей, зачатых при помощи ЭКО, радуют свою семью, решившуюся на столь сложный и дорогой метод обретения долгожданного потомства.

Хотя метод ЭКО относительно новый в медицине, эффективно используется меньше полувека, но уже обрел популярность. Все чаще можно встретить родителей, которым помог данный метод. Все больше людей, мечтающих, что дети после ЭКО наполнят их дом.

Ученых настораживает

Что пары детородного возраста не спешат воспользоваться предрасположенностью организма к естественному оплодотворению, рассчитывая, что дети после ЭКО в их семье непременно появятся, но уже после достижения успехов в построении карьеры.

Протокол ЭКО
Бесплодие
ЭКО после 40 лет
Суррогатное материнство


Первый ребёнок, рожденный методом ЭКО.

Первый ЭКО ребенок был рожден в Англии не так давно, в 1978 году, в ходе эксперимента, проведенного Патриком Степто с Робертом Эдвардсом, получившем в 2010 году Нобелевскую премию за данную работу.

Как это было.
Родители первого младенца, рожденного после ЭКО, 9 лет неудачно пытались завести потомство, прошли длительный курс лечения и наконец решились на экспериментальное искусственное оплодотворение. Однако они оставались в неведении, что предыдущие более чем 600 попыток не принесли положительных результатов.

После искусственного оплодотворения через 9 месяцев появилась здоровая девочка, что вызвало ажиотаж не только в средствах массовой информации, но и в умах людей. Семья Браунов получила как поздравительные, так и откровенно пугающие письма. Особенно злобствовали религиозные фанатики, хотя Папа Римский отказался осудить родителей Луизы, отметив, что они просто очень жаждали ребенка.

Чем закончилось?
Пара Браун не остановились на одном ЭКО ребенке и через 4 года обрела сестру для Луизы таким же способом. Именно Натали Браун, появившаяся на свет при помощи ЭКО, родила ребенка естественным путем.


Распространенные вопросы.

Несмотря на то что религиозные фанатики до сих пор не успокоились и настаивают, 
что дети после ЭКО «без души», а также низкий процент успешного ЭКО-оплодотворения, пары, которые не могут зачать потомство природным путем, обрели шанс испытать радости материнства и отцовства.

Люди плохо воспринимают необычные новинки, особенно в области человеческого существования. Дети после ЭКО обрастают слухами и сплетнями. До сих пор сохранились предрассудки и всевозможные мифы об отличии детей, увидевших мир при помощи ЭКО.

Нарушение развития.

Дети после ЭКО не имеют никаких отличий от детей, зачатых естественным путем. 
Процесс оплодотворения не меняется, яйцеклетка вступает в взаимосвязь со сперматозоидом, а затем, в результате деления клетки, образуется эмбрион. Единственное различие лишь в том, что оплодотворение происходит вне утробы женщины. После оплодотворения проверяют жизнестойкость и генетический набор эмбриона, затем помещают его в матку будущей матери.

В дальнейшей эмбрион развивается по такой же схеме, как при естественном оплодотворении. Дети после ЭКО развиваются в утробе матери тем же путем, что и природно оплодотворенные. Их развитие в такой же степени зависит от питания и образа жизни беременной, а также окружающей среды.

Следует учитывать, что люди, решившиеся на рождение малышей, зачатых при помощи ЭКО, изначально не могут похвастаться полностью здоровым организмом. Часто к такой процедуре прибегают люди после длительного безуспешного лечения бесплодия, также в зрелом возрасте, после того, как время возможного оплодотворения было по каким-либо причинам упущено. Такому, ослабленному медикаментами, стрессами и возрастом, организму матери довольно сложно выносить даже одного ребенка, а довольно часто приживается 2 малышей.

Дети после ЭКО могут родиться недоношенными или с маленьким весом впрочем, как и дети зачатые естественным путем. Если это произошло, первое время малыши, рожденные после ЭКО с маленьким весом или недоношенные, находятся в барокамерах, получая все необходимые вещества. Спустя пару месяцев они догоняют в развитии и размерах своих сверстников, развиваются как обычные дети. С теми же проблемами сталкиваются матери, зачавшие обычным путем. Недоношенные дети после ЭКО – не последствия специфики вмешательства. Все зависит от сил и резервов женщины в ходе беременности.

Подытожим.
Развитие малышей, зачатых при врачебной помощи и природным способом, не имеет различий. Его уровень зависит от окружающей среды и воспитания, данного родителями. Родители малышей, зачатых при помощи ЭКО, отличаются большей ответственностью, но вместе с тем и страхом за своего столь долгожданного, дорогого ребенка. Никакие определенные пороки развития детей не присущи детям после ЭКО. Любые отклонения связаны с наследственностью родителей и не имеют связи с процедурой искусственного оплодотворения.


Здоровье.

Слухи от том, что дети после ЭКО отличаются слабым здоровьем, не подтверждены научными исследованиями. Конечно, первые дети, рожденные после ЭКО еще довольно молоды и выявить тенденцию определенных возрастных заболеваний невозможно. Но исходя из полученных данных на протяжении их жизни, исследователи делают вывод, что малыши, зачатые в чашке Петри, не имеют никаких общих тенденций к определенному типу заболеваний.

Предубеждение, что ЭКО дети болезненны основаны на излишней заботе о детях, рожденных после процедуры ЭКО. Они зачастую воспринимаются как особенные, уникальные, требующие исключительно бережного ухода и присмотра, вместо того, чтобы позволить им познавать мир методом проб и ошибок, отправить заниматься спортом. Изнеженные дети, растущие в парниковых условиях, отличаются более слабым здоровьем, что вовсе не является пороком развития детей, рожденных посредством ЭКО, а недостатком правильного воспитания.

Подытожим.
Учитывая, что возможность заморозить эмбрион в молодые годы, а затем разморозить и родить, когда карьера достигла определенного уровня, появилась лишь недавно. Первые дети ЭКО рождены зрелыми родителями, с подорванным здоровьем и нажитыми болезнями. При обычном оплодотворении, женщины, рожающие после 32, находятся в группе риска, возможность сложных родов и врожденных заболеваний новорожденного увеличивается. И при ЭКО, и при естественном оплодотворении возможны пороки развития детей по не зависящем от медицины причинам.


Генетические отличия.

Причина врожденных заболеваний детей после ЭКО не зависит от самого процесса оплодотворения, а лишь от организма женщины, вынашивающей беременность, генофонда родителей. Для получения эмбриона выбирают наиболее качественные яйцеклетки и сперматозоиды, который потом проходит полную проверку и генетическую диагностику в течении 4 дней, что максимально снижает риск генетических дефектов. Риск врожденных патологий при использовании ЭКО уменьшается.

Если не используются донорские клетки или сперматозоиды, то эмбриону будут присущи наследственные черты родителей.

Еще до помещения оплодотворенной клетки в матку будущей матери можно определить пол ребенка. Это применяется для исключения рождения младенца с наследственными заболеваниями, передающимися по мужской линии. В некоторых странах такое определение и разглашение пола будущего ребенка запрещено.

Подытожим.
Генетических заболеваний свойственных только детям зачатых по средствам ЭКО — нет.

Бесплодие.

Австралийский ученый заявил, что ЭКО поколение – новое поколение людей, страдающее бесплодием.
На чем и основывается миф о бесплодности людей, рожденных после ЭКО. Если внимательно прочитать статью, то становится ясно, что ЭКО здесь ни при чем. 50% бесплодных семей не могут иметь наследников из-за мужских заболеваний, приводящих к бесплодности.

Процент бесплодных мужчин постоянно растет, что связано с питанием, образом жизни, экологией. Бесплодность мужчины бывает заложена на генетическом уровне и передается по наследству. Вина в бесплодности лежит не на процедуре ЭКО, а на генетических сбоях в организме родителя.

Подытожим.
Анализ ПГД, выполняемый после оплодотворения яйцеклетки, позволяет выбрать наиболее жизнеспособный эмбрион, не несущий в себе генетических изменений, отвечающих за бесплодие и другие наследственные болезни. Все статьи

www.mc-n.ru

☀ Как происходит развитие ☀ ребенка по месяцам после года ☀

Прошёл год, ребёнок становится всё более интересным и предсказуемым. Мама лучше понимает, почему капризничает и чего хочет её любимое чадо. Малыш пробует произносить первые слова, понимает просьбы и неустанно познаёт окружающий мир. Разберёмся, что является в развитии нормой для ребёнка после года. Учтём, что каждый ребёнок развивается по своему индивидуальному пути: в чём-то он опережает своих сверстников, а где-то отстаёт. Не стоит волноваться по этому поводу. Придёт время, и ребёнок всему научится. Скорость развития детей может зависеть даже от пола: учёные доказали, что девочки примерно на 3 месяца развиваются быстрее мальчиков. Однако из этого правила в жизни есть множество исключений.

Малыш в 1 год активно познает мир

Независимо от индивидуальности, в развитии существуют критерии определения физического и нервно-психического детского развития, которые нужно знать, чтобы вовремя отреагировать в случаях отклонений, обратившись к специалистам.

Общая характеристика развития ребёнка к одному году

В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка. К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.

Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.

Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опору

Он хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя. Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка. Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.

Ребёнку 13 месяцев (1 г. 1 мес.)

После 1 года и 1 месяца до двух лет ребёнок начинает говорить, иногда произнося стройные, но не совсем понятные предложения.  Часто ребёнок тем самым имитирует взрослую речь и её интонации. В это время его развитие зависит от количества и качества общения. Чем больше с ним играть, разговаривать, петь и читать, тем развитей у него будет память, богаче словарный запас. У него формируется набор слов, которые он понимает, но пока не произносит. Он с лёгкостью покажет, к примеру, котика, если его об это попросить.

В 13 месяцев малыш может играть самостоятельно довольно долго

Примерно в это время малыш постигает назначение вещей, различает их не только по форме и размеру, но по цели использования. Он становится более независимым от родителей, некоторое время он может оставаться один, играя.

После 13 месяцев некоторые дети встают на ножки, а самые смелые ухитряются нести при этом какой-нибудь предмет. Родителям, пока ребёнок не освоится в новом для него положении, необходимо убрать все опасные предметы вокруг.

Прошло 14 месяцев (1 г. 2 мес.)

До 1 года двух месяцев ребёнок осваивает окружающее пространство, узнаёт свойства предметов. Его интересуют подвижные игрушки и вещи. Он уже не несёт в рот предметы, как раньше. Жесты становятся всё более понятные для окружающих, требования громче и выразительней. В своём поведении он копирует поведение взрослых. Если вокруг него всегда была спокойная обстановка, он переймёт этот тип поведения.

Малыш в 14 месяцев пробует все делать сам

Малыш, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг, с интересом наблюдает за действиями мамы. Он хорошо поддаётся обучению.

Пятнадцать месяцев (1 г. 3 мес.)

После 1 год и 3 месяцев ребёнок точно понимает, что несъедобные предметы не нужно тянуть в рот. Ему нравится толкать перед собой коляску или везти за собой нагруженный игрушечный грузовик и т. п., играть с кубиками. Он сможет собрать башенку из нескольких кубиков. Если дать ему пирамидку, он разберёт её и соберёт, не соблюдая размеров колец.

К 15 месяцам у ребёнка формируется словарный запас из 5-6 простых, часто употребительных слов: баба, деда, папа, мама, рыбка, дай. Из-за неумения произносить слова он активно даёт понять, что ему нужно, жестами.

В 15 месяцев малыш может кушать сам

Дети в этот период ходят без помощи родителей. Не нужно сразу бежать к ребёнку, если он не удержался на ногах, тогда он будет понимать свою ответственность за дальнейшие действия, не будет ждать помощи.

По просьбе родителей он выполнит до трёх действий: «найди то-то», «положи туда», «принеси то-то». При этом он понимает не интонацию, а смысл слов, и хорошо понимает принадлежность вещей. Различает своё, мамино, папино, может распределить вещи по кучкам.

Ребёнку исполнилось 16 месяцев (1 г. 4 мес.)

К 1 году 4 месяцам малыш наращивает скорость движений. Он активно осваивает навыки бега, с интересом изучая движения свои ног. Он хорошо удерживает игрушки, но если уронит, то остановится, осторожно присядет на корточки и сам поднимет её, самостоятельно, пока неуклюже, выпрямляясь.

После 16 месяцев ребёнок забирается на низкие сидения диванов, стульев и кресел и слезает обратно.

В 16 месяцев ребенок проявляет стойкий интерес к книгам

Попробуйте дать ему в руки карандаш, он обхватит его ладошкой и попытается что-нибудь «изобразить», абстрактно, на радость взрослым.

Ребёнок уверенно с помощью двух рук держит чашку, но поставить её на ровную поверхность пока не может. Ложку он берёт всей ладошкой и неумело пытается ею нести себе пищу в рот. В это время нужно следить, чтобы у него в руках не оказались острые предметы: вилки, ножи и пр.

17—19 месяцев (1 г. 5—7 мес.)

После 1 года 5 месяцев у большинства детей наблюдают взрыв развития речевых навыков. Он умеет выразить свою обиду, повторяя поведение того, кто дольше всего находится рядом с ним.  Малыш знает, что его пугает, и даёт понять это окружающим. Раньше страхи были неопределёнными.

В полтора года надо малыша приучать к горшку

После 1 года 6 месяцев ребёнка очень интересуют мелкие предметы и детали. Это признак развития мелкой моторики. Любимое занятие — что-то открыть и закрыть, открутить и прикрутить, досконально изучить отверстия. Он показывает, где у него глазик, ручка, носик, ножка, животик и т. д. Его страшит тёмное пространство.

К 18 месяцам малыш должен уметь ходить

До полутора лет ребёнок

  • должен научиться ходить;
  • знать несколько слов;
  • различать своих и чужих людей;
  • плакать или волноваться в отсутствие мамы.

Если этого не происходит, нужно обратиться к врачу, чтобы предупредить отставание и помочь малышу.

В полтора года дети активно играют друг с другом

Если всё идёт хорошо, ребёнок расширяет диапазон понимания вещей и явлений по критерию «можно — нельзя». Он может активно сопротивляться требованиям родителей: не хотеть есть пить, ходить на горшок, противиться сну. Сфера эмоций до двух лет претерпевает изменения. Ребёнок не просто активно познаёт окружающий мир, но стремится к общению с другими детьми, постигая правила общения. Он доверяет родителям и ищет в них защиту.

Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)

После 1 года и 8 месяцев развитие ребёнка позволят взрослым затевать с ним творческие и интеллектуальные игры в любом месте на кухне, во время прогулок, в общественном транспорте и т. д. Никаких пособий и предметов для этого не нужно, понадобится только фантазия. Игра «Кто я?» заключается в изображении взглядом, звуками, жестами жука, птицу, кота, кого-то из близки, а ребёнок должен угадать, кто это.

С полутора лет до 1 году 8 месяцам он может знать до 100 и более слов, легко запоминает людей, места, предметы. С ним интересно общаться, объяснять всё, на что он обращает внимание.

В 20 месяцев дети понимают смысл игры

После 1 года и 9 месяцев изменяется фигура ребёнка, до двух лет он становится стройнее. Его слова становятся понятнее для окружающих. Речь пока состоит только из простых предложений. Он уже способен руководить эмоциями, например, остановить плач. Желания его порой неразумные и неисполнимые, но с ним можно договориться. Его чаще посещает страх, в действиях он почти всегда проявляет осторожность. По неизвестным причинам для него может стать страшным какой-либо предмет или игрушка. Его творческая жажда может обернуться разрисованной стенкой. Воевать не нужно, разумнее оставить ему для этого место.

Во время еды малыш отвоёвывает свою независимость. Ест он аккуратней, повторяя за взрослыми, пользуется кухонными приборами: ложкой, чашкой, вилкой, тарелкой. Движения его целенаправленны. На этом этапе специалисты рекомендуют потерпеть и не делать особых поправок в поведении ребёнка. Он должен привыкнуть самостоятельно есть.

22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)

После 1 года и 10 месяцев ребёнок сильно привязан к родителям, он болезненно переживает их отсутствие. Игрушки его не сильно интересуют, ему больше нравится возня со «взрослыми» предметами. Есть самостоятельно малыш не так любит, как в компании. Его можно постепенно приучать к горшку. Он сможет самостоятельно одеть на себя что-нибудь, подолгу изучает заинтересовавший его объект или предмет.

В 22 месяца надо предлагать игры на развитие моторики

Родителям нужно постараться, чтобы у ребёнка была возможность утолять жажду познания.

Для развития воображения рекомендую поиграть с ним в игру «Наоборот», построенную на антонимах. Взрослый называет явление или предмет, а ребёнок должен придумать и назвать нечто противоположно. Например, «огонь — вода», «темно-светло» и т. д. Он усваивает повелительное наклонение, употребление множественного числа, склонение. Девочки начинают разговаривать немного раньше мальчиков, быстрее соединяют слова во фразы.

К 1 году 11 месяцам до двух лет ребёнок социализируется, он учится общаться и его интересуют такие же, как он. В этом возрасте у детей различают три линии поведения «на — дай», обособление, созерцание.

В два года ребенок активно пользуется жестами и словами

Заниматься с ребёнком до двух лет лучше только в форме игры. Он бессознательно оттачивает свои моторные навыки и потому помногу раз повторяет одно и то же действие. Перебирает кубики и с удивлением познаёт, что их ставят не только один на другой, но и в ряд, их можно положить куда-нибудь, переложить с одного места на другое. Современные исследования показали, что в этот период, независимо от пола ребёнка, нужно купить куклу средних размеров, до 40 см. Хорошо, если у неё двигаются ручки — ножки, закрываются глаза, чтобы её можно было сажать, укладывать спать, переодевать. Куклу используют тогда, когда с ребёнком нужно договориться о чём-то, объяснить, избежать каприз и др.

Ребёнку 2 года, в каких случаях нужно обратиться к психологу

В период от одного до двух лет самое важное — это то, что он учится говорить. Первые слова усваиваются медленно, между годом и 7-11 месяцами скорость усвоения достигает до 25 слов в месяц. Важно показывать ребёнку, что вы его понимаете. Если не поддерживать его эмоционально, интерес к разговорам может утратиться.

Если до двух лет ребёнок не начал говорить, нужно уделить этому больше внимания: больше гулять и разговаривать. Если он говорит на непонятном языке, значит, скоро появятся членораздельные слова.

Нормы развития дошкольников

У него выразительный взгляд, и мастерски умеет обратить на себя внимание. Умеет пользоваться указательным жестом, подтвердить несогласие мотанием головы из стороны в сторону, и согласие — киванием.

Важно в это время вместе разглядывать картинки в книжках, разговаривать, петь или давать слушать музыку. Он с интересом слушает сказки и с радостью узнаёт в картинках знакомые предметы и животных.

Развитие ребёнка от года до двух лет является неправильным:

  • если ребёнок играет в одни и те же игрушки и не интересуется новыми;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда откликается на своё имя;
  • не чувствует настроения взрослых и не понимает, о чём его просят.

В этом случае нужно, не откладывая, обратиться к психологу.

detki.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *