Развитие детской инициативы и самостоятельности в школе и дома
Здравствуйте, дорогие читатели! Скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас такая семейная проблема как развитие детской самостоятельности, и достаточно ли ваш ребёнок инициативен в бытовых ситуациях и учебной деятельности? Эти понятия в последнее время стали объектом повышенного внимания педагогов при подготовке к школьной жизни уже в детских садах. От воспитателей действующие стандарты обучения требуют выпуска детей, готовых принимать решения в ситуациях, предполагающих выбор. Развитие детской инициативы и самостоятельности продолжается при обучении в школе.
Однако подготовка к самостоятельной жизни, передача опыта и выработка волевых качеств не может быть задачей исключительно для педагогов. Потрудиться придётся и нам, родителям. Только вот что именно мы можем сделать для этого, куда пойти: прямо, направо или налево – давайте обсудим.
План урока:
Что для детей в радость, то для родителей обуза? Сворачиваем с неправильного пути!
Дети понятие «самостоятельность» ассоциируют, прежде всего, со словом «сам», когда делают они всё без помощи взрослых, никто ими не командует и не подсказывает. Для них это «как захотел, так и сделал», и с этим не поспоришь. Именно свобода от внешнего влияния и принуждения, деятельность без привлечения посторонней помощи дают проявить внутреннее «я» ребёнка. Поэтому развитие такой черты – это прямая наша родительская обязанность, ключик к детскому успеху.
К сожалению, не все мамы и папы готовы поддерживать желание своих детей делать всё без взрослых. Не предоставлять свободу действий – выбор тех, кто не готов тратить своё время, ожидая результатов, а опережает действия детей и считает, что лучше выполнить самому, чем исправлять. Такая гиперопека делает в результате «своё тёмное дело» — ребёнок не готов думать над решением проблемы и на каждый шаг ждёт помощи от взрослых.
Совершено не подходит для воспитания самостоятельных и инициативных и действие по принципу «мал ещё», когда мнение ребёнка в семье не учитывается. Отсутствие права голоса приводит к тому, что дети действуют по чужому сценарию и в результате не несут ответственность за чужие мысли и поступки, одновременно закладывая чувство безнаказанности.
Ищем золотую середину и идём прямо!
Быть союзником и другом, поддерживая детские идеи, какими бы сумасшедшими они вам не казались, — это наиболее подходящий вариант. Вот что советуют педагоги:
- Не вмешиваться без надобности. Если вас не зовут на помощь, а молча и кропотливо пыхтят над заданием, не стоит стоять за спиной и контролировать процесс. Будет совсем туго — вас обязательно призовут на помощь, не переживайте.
- Помощь оказывать не единолично, а по принципу «Давай попробуем вместе».
- Избегать критических и грубых комплиментов. «Не так!», «Не видишь, как надо!», «Руки не из того места!» — все эти эпитеты оставьте за порогом дома, они вряд ли настроят на плодотворную работу, а вот потерять интерес к выполняемому заданию помогут.
- Не подавлять инициативу и не высмеивать детские идеи. У ребёнка свой незамыленный взгляд на простые вещи, которые в нашей жизни стали обыденными. Любую на первый взгляд сумасбродную мысль можно модифицировать и направить в нужное русло, причём результаты от её реализации могут быть самыми неожиданными.
- Выслушивать и прислушиваться к детскому мнению. Не стоит навязывать свою позицию в авторитарном режиме. Откуда возьмётся инициатива, если заведомо ваш ребёнок будет знать, что его слова не услышат, а действия будут пресечены? Спрашивайте своего школьника, что он думает и почему он так считает.
- Учить детей отстаивать свою точку зрения. В любом случае и независимо от возраста оппонента, особенно если он на 99,9% знает, что прав. Взрослые тоже могут ошибаться, нужно уметь признавать ошибки, пусть на них указывает и маленькое существо в разы младше вас. Согласие в своей неправоте основного примера для подражания – родителей – придаст уверенности ребёнку в его действиях и преумножит инициативность.
Что предлагает школа, и как ей помочь?
В отличие от бытовых ситуаций, где правила и рамки воспитания инициативности и самостоятельности устанавливаем мы, родители, современные требования к учебным заведениям в вопросах развития школьников заложены Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами). Направлены они на поддержку свободы действий в любых направлениях в процессе обучения в школе. Образовательный процесс и внеурочные занятия дают детям широкие возможности формирования личностных качеств.
Инициативный ученик отличается содержательностью своих интересов, и поддержка школы при участии детей в разных видах деятельности является приоритетом социального развития. Активный школьник может:
- организовать процесс и предложить интересное занятие другим детям;
- свободно общаться и включаться в разговоры на различные тематики;
- найти для себя занятие по душе.
Сегодня учебные заведения в качестве одного из способов единоличного творческого развития детей предлагают исследовательскую деятельность, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности учеников наиболее полно и применить их интересы разносторонне. Проектная деятельность строится не только на изучении материалов внутри школы, но и выходит далеко за её рамки.
Вы наверняка уже сталкивались с домашними заданиями по исследованию каких-либо явлений, природных или социальных, которые предполагают как теоретическое, так и практическое изучение. Причём проектную тему дети выбирают самостоятельно, что и закладывает шаги к пути самореализации и познавательной самостоятельности. Кстати, если вы еще не сталкивались с проектами и не знаете, что это вообще такое, то загляните сюда.
Вот здесь-то и важно правильное поведение нас, родителей, которое не должно сводиться к пассивному наблюдению из-за угла. Смотивируйте своего школьника участием в конкурсе, покажите работы других детей, заинтригуйте результатами и практическими опытами. Зачастую диву даёшься, какие исследовательские проекты семьи представляют на конкурсы: от опытов с кока-колой до выращивания цветов и размножения муравьёв. А смог бы ребёнок сделать это без помощи родителей? Конечно же, нет. Без должной поддержки замечательная идея ребёнка осталась бы на уровне фантазии.
Обязательно посмотрите видео, оно является великолепным дополнением к теме статьи. И лично для себя я нашла в нем пару дельных советов.
В заключении хочется пожелать вам, мамы и папы, терпения и выдержанности, ведь именно эти качества помогают нам растить из наших детей гениев. Делитесь своим опытом и рассказывайте, как вам удаётся тренировать самостоятельность и приумножать инициативность ваших школьников.
Удачи и воспитательных успехов!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Эксперты обсудили важность поддержки инициатив школьников при переходе на дистанционный формат работы
30 ноября 2020
Круглый стол 27.11.2020
Загрузить фото 708,7 КБ
Круглый стол 27.11.2020
Загрузить фото 849,9 КБ
Круглый стол 27.11.2020
Загрузить фото 52,6 КБ
Круглый стол 27.11.2020
Загрузить фото 57,0 КБ
Круглый стол 27.11.2020
Загрузить фото 69,8 КБ
Круглый стол 27.11.2020
Загрузить фото 138,6 КБ
В условиях пандемии часть воспитательной работы в школе, которая ранее традиционно проводилась в ходе массовых акций, стала носить более адресный характер, дистанционные технологии дают большие возможности для реализации инициативы. К такому выводу пришли эксперты круглого стола «Среда обучения: воспитание через инициативы школьников» по тематике образовательной программы «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В обсуждении вопроса приняла участие начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Елена Спасская.
Мероприятие прошло в пятницу, 27 ноября, в пресс-центре агентства ТАСС в Санкт‑Петербурге. В нем приняли участие представители органов власти, вузов, школ и проектов платформы «Россия – страна возможностей», которые занимаются образовательной тематикой. Эксперты отметили, что поддержка инициатив школьников возможна только при условии создания в образовательных учреждениях воспитательный среды, которая будет отвечать и образовательным стандартами и запросу школьников на их инициативы.
В Санкт‑Петербурге большое внимание уделяют развитию детских инициативы. В северной столице в этом году приняли концепцию воспитания юных горожан, в которой предусмотрены основные направления воспитательной работы на ближайшую пятилетку.
«В Санкт‑Петербурге 1390 детских общественных объединений и более 200 тысяч детей вовлечены в эту деятельность. Санкт‑Петербург активно включился в работу «Российского движения школьников», заняты 494 школы, всего 31 тысяча детей. Еще одно направление – волонтерство: 293 школы активно занимаются добровольчеством и 26 тысяч детей вовлечены в эту деятельность. В прошлом году по нацпроекту «Образование» в наших школах были созданы добровольческие волонтерские кабинеты, и мы получили дополнительную инфраструктуру, чтобы эта деятельность активно развивалась на школьном уровне», – рассказала начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Елена Спасская.
Она отметила, что юные петербуржцы активно включаются в экологическую деятельность и движение юных инспекторов дорожного движения с целью профилактики дорожного травматизма.
«Одна из первоочередных задач современной школы в сфере воспитания – честно ответить себе на вопрос: интересно ли это ученику, и при необходимости «перестроиться», формировать план внеучебных мероприятий исходя из запросов самих школьников. Учащиеся, демонстрирующие инициативу, часто предвосхищают решения педагога, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, высказывают свое видение той или иной ситуации, предлагают новые форматы внеучебных активностей. В Мастерской управления «Сенеж» мы также стараемся следовать этому принципу и разрабатываем образовательные программы под запрос аудитории, а не наоборот. К примеру, онлайн-курс «Среда обучения» как раз направлен на это», – сказала в ходе круглого стола проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» Мария Афонина.
Она напомнила, что авторы программы «Среда обучения», которая включает такие направления, как «Воспитание во внеурочное время», «Воспитание через инициативы школьников», «Воспитательный потенциал урока», «Цифровое образование: как сохранить качество», провели эффективные образовательные и развивающие модули для всех участников образовательной и воспитательной среды.
Эксперты в ходе круглого стола пришли к выводу, что при переходе на дистанционное образование, воспитание может быть основано только на доверии между учителем и учеником, на инициативах самих школьников. Педагогам не стоит бояться мобильных телефонов, гаджетов и компьютеров, так как это огромный ресурс для организации смешанных и онлайн мероприятий, несущих в себе и воспитывающую функцию.
«Учитель в век цифровых технологий не только учит, но и выполняет функцию наставника. Его основная задача не только передача знаний, но и передача ценностей. В конкурсе «Учитель будущего» мы через включенность учителей, родителей, иллюстрируем, что именно командная работа позволяет передать сформированные традиционные ценности. Сейчас активно развиваются различные детские объединения. Санкт‑Петербург является одним из лидеров в поддержке таких инициатив, в городе почти 20 лет существует «Союз юных петербуржцев», где школьники разрабатывают инициативы и могут реализовывать их в последствии, и система студенческого самоуправления в колледжах, вузах. Детская инициатива может являться одним из тех инструментов построения воспитательной системы школы, когда инициатива идет не только от взрослых, госинститутов, а идет именно от детей», – сказал в ходе круглого стола руководитель проекта «Учитель будущего» платформы «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.
Участники круглого стола также поделились практиками организации воспитательного процесса через реализацию ученических инициатив в различных областях – творчестве, науке, социальной сфере. Директор «Академии талантов», эксперт молодежного педагогического форума «Линейка» и конкурса «Учитель будущего» Ингрид Пильдес рассказала о наиболее востребованных образовательных форматах, по которым сейчас ведется работа.
«Во-первых, это формат проектных программ – коротких двухчасовых занятий, целью которых является не просто знакомство с тем или иным направлениям науки или искусства, но создание своего небольшого продукта, проекта, отработка конкретного навыка. Участие в проектной программе позволяет ребенку понять, насколько интересно ему то или иное направления деятельности. Второй формат, который мы предлагаем, это формат программы дополнительного образования – это классические годовые программы длительностью 72 и 144 часа, а также краткосрочные интенсивы, которые позволяют ребенку проработать конкретную предметную область или развить конкретные навыки.
По словам экспертов, когда учителя «слышат» инициативы детей, поддерживают их, помогают самореализоваться, у учеников формируется восприятие школы как безопасного и дружелюбного места.
«Если в школе создана хорошая социокультурная среда, дети будут тянуться к внеучебной активности. При этом очень важно взаимодействие между семьей и школой. В то же время системообразующую роль в культурно-образовательной среде играет педагог. Будучи знаковой фигурой и ориентиром, он является носителем образа культурной личности с высокими моральными ценностями, а значит, только от того, какие ценности он покажет своим воспитанникам, зависит, какими людьми они станут. Именно социокультурная среда как составляющая образовательного пространства играет важную роль в образовании и становлении личности», – отметила руководитель воспитательной службы Педагогического колледжа №8 г.
Санкт‑Петербурга, участник форума «Линейка», эксперт конкурса «Большая перемена 2020» Елизавета Абрамова.
4 способа научить своих детей Инициатива
Оглядываясь вокруг, замечаете ли вы то, что вам нужно заметить? Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди могут видеть то, чего другие просто не видят? Кажется, что некоторые люди просто умеют смотреть по сторонам и замечать то, чего не замечают другие. Может быть, они замечают три кривые фотографии на стене или трех человек в оранжевых рубашках. Иногда они могут даже заметить работу, которую нужно выполнить, например, пролитый стакан газировки или переполненное мусорное ведро.
Многие дети прекрасно замечают, что происходит вокруг них. Вспомните все случаи на прошлой неделе, когда вы слышали что-то вроде:
«Папа, мусор переполнен… снова. Кто-то должен его убрать».
«Мама! Моя форма все еще в стирке. Мне это нужно для сегодняшней игры!»
«Мне СКУЧНО!»
«Уф! Газон ЗАПОЛНЕН СОБАЧЬИМ КАКОМ!»
Они быстро говорят нам, что нужно что-то сделать, а затем начинают делать что-то еще, как будто наша работа всегда состоит в том, чтобы позаботиться о ситуации.
Дело не в том, что наши дети неблагодарные или ленивые. Дело даже не в том, что не хочет, чтобы помог. Возможно, их просто никогда не приглашали помочь или они не понимают, что могут проявить инициативу и сделать это сами.
Что, если бы наши дети поняли, что мой старый пастор Джефф Мэнион говорил: «Они — это вы»?
Это ты.
На первый взгляд это может не иметь смысла, но суть в том, что мы постоянно видим вещи, которые нужно делать. . . Но часто мы думаем, что это чья-то чужая работа, и думаем: «Они действительно должны что-то с этим сделать».
А что, если «они» на самом деле должны быть «вы»?
Интересно, с чего мы начинаем, когда учим наших детей проявлять инициативу:
Они = вы
Кто-то = вы
Честно говоря, это часто легче сказать, чем сделать. Помнишь, как я позволил сыну помочь вынести мусор? Позволить детям проявить инициативу и сделать работу самостоятельно требует времени и усилий. Легче выполнять работу самим и продолжать свой день, но это не поможет нашим детям в долгосрочной перспективе. Если наша цель состоит в том, чтобы воспитать взрослых, нам нужно приложить тяжелую работу сейчас, чтобы наши дети процветали позже.
Но если разобраться, это не должно быть так сложно. Вот четыре способа сделать «они — это вы» частью того, как ваши дети видят мир вокруг себя:
1. Смоделируйте этоМы, вероятно, не будем объявлять, что мы видим переполненный мусор, а затем рассказывать всем мы собираемся вынести его в мусорное ведро. Это может быть смешно. Но когда дело доходит до детей, им часто нужна помощь в установлении связи между тем, что они видят, и тем, что они могут с этим сделать. Когда мы говорим о том, как мы проявляем инициативу, наши дети видят ее в действии и могут научиться проявлять инициативу в своей жизни.
2. Позвольте им сделать этоДети могут больше, чем мы ожидаем. Зачастую проще или быстрее выполнить работу самостоятельно, но почему бы не дать детям возможность проявить инициативу на практике. Если они приходят к вам с проблемой, помогите им подумать, как они могли бы решить эту проблему. Тогда пусть делают. Это может быть не идеально, но, по крайней мере, они узнают, что значит видеть что-то и что-то с этим делать. Дайте своим детям понять, что у них есть все необходимое для выполнения работы. Если они чувствуют, что могут проявить инициативу, скорее всего, они это сделают.
3. Будьте готовыМоей жене пришла в голову блестящая идея обустроить дом, чтобы наши дети могли выполнять работу, когда они видят, что это нужно сделать. В каждом санузле нашего дома есть наборы для уборки. Стиральные машины / сушилки с фронтальной загрузкой, а стиральный порошок на уровне ребенка. У каждого ребенка есть своя корзина для белья. Мы ставим игры и книги для детей на нижние полки. Доступны зарядные устройства для техники. В нашем доме все продумано так, чтобы наши дети могли помочь. Они знают, что если им что-то нужно, у них есть доступ к тому, что нужно для завершения работы. Конечно, иногда им может понадобиться помощь, но они могут начать работу самостоятельно. Они могут принять участие в обеспечении бесперебойной работы нашего дома.
4. Хвалите усилия, а не результатТо, что они делают работу, не означает, что они всегда будут делать ее идеально. Если мы злимся или разочаровываемся в том, как они выполняют свою работу, они могут не захотеть рисковать и проявлять инициативу в следующий раз. Отметьте их за то, что они нашли время, чтобы попытаться сделать то, что, по их мнению, нужно было сделать. Когда дело доходит до инициативы, важно начать и закончить работу; их навыки выполнения работы с превосходством будут развиваться по мере того, как они продолжают практиковаться.
Исследования доказывают, что дети, проявляющие инициативу, более успешны в долгосрочной перспективе. Они получают более высокие оценки, сталкиваются с меньшими проблемами и проявляют повышенную устойчивость, когда сталкиваются с трудностями. Чем больше мы сможем помочь нашим детям усвоить ценные уроки инициативы, пока они маленькие, тем более подготовленными они будут к встрече с миром, когда вырастут.
Темы: Характер и ценности
Доля:
Следующая статья >
Дэн Скотт
Участник
Дэн Скотт — директор крупной группы 252 Basics Group в Orange. Он проводит большую часть своего времени, возглавляя творческую команду талантливых писателей, которые вносят новшества в среду наших больших групп. До прихода в компанию Orange Дэн работал директором по работе с детьми в библейской церкви Ада. Ему нравится путешествовать по миру, обучая лидеров детского служения и выступая перед детьми и студентами. Он ведет блог о жизни и служении на danscottblog.com. Дэн и его жена Дженна живут в Камминге, штат Джорджия, и у них четверо замечательных детей: Лиам, Эллисон, Эддисон и Тай.
Другие работы этого автора
Привлечение детей к инициативе
Я часто слышу, как учителя сетуют на то, что сегодняшние ученики лишены внутренней мотивации и инициативы. Конечно, как школьный консультант, я часто давал уроки ответственности. Когда детей спрашивают, что значит быть ответственным, у детей обычно есть хорошая идея. Когда меня спрашивают, какие у них обязанности, я получаю разные ответы; все, от того, что у меня нет работы по дому, до того, что мне нужно убирать свою комнату и делать домашнюю работу.
Хотя дети могут жаловаться на возложенные на них обязанности, редкий взрослый не приписывает свой успех тому, что в детстве к ним предъявлялись высокие требования. Даррен Харди в своей книге The Compound Effect пишет о своем строгом одиночном воспитании его отцом, школьным футбольным тренером, который считал Даррена ответственным и ответственным за работу по дому, школьную работу и личный выбор. Дэн Миллер, автор 48 дней до работы, которую вы любите , часто ссылается на свое строгое меннонитское воспитание на ферме, где он рано вставал, чтобы доить коров перед тем, как пойти в школу. Оба считают, что их мотивация и успех, по крайней мере частично, обусловлены привычками и отношением, которые они выработали в детстве.
Вот отличное небольшое видео для детей, в котором дети проявляют инициативу:
Восемь советов по поощрению ответственных, уверенных в себе детей:
Ответственность — это часть совместной работы в обществе. Родители и педагоги, которые могут передать обязанности как работу, которую каждый выполняет для создания целостной ткани работающей, заботливой модели сообщества, получат лучшее сотрудничество. Вот несколько советов по развитию ответственных детей:
- Четко изложите ожидания и ожидаемые результаты. Убрать в комнате может означать расставить все по местам для родителей и запихнуть все в шкаф для ребенка. Учтите разницу в возрасте и способностях, но ясно объясните, чего вы ожидаете.
- Определить временной интервал. Это ежедневная работа или раз в неделю? Должен ли он быть выполнен к определенному времени?
- Не представляйте работу по дому как выбор, если на самом деле таковым не является. Много раз родители спрашивали: «Ты не подберешь мне свои игрушки?» что подразумевает, что одним из ответов может быть: «Нет, спасибо, я лучше поиграю». Лучшая коммуникация — это утверждение: «Пора собирать игрушки перед ужином».
- Хвалите и поощряйте, но не зацикливайтесь на поощрении за каждое поведение. Награда, такая как оплата работы по дому, должна даваться за дополнительную работу, а не за рутинную.
- Будьте последовательны и выработайте рутинные привычки. Работа по дому, выполненная в случайном порядке, создает впечатление, что вам все равно, и в конечном итоге система развалится.
- Допускайте ошибки. Поощряйте учащихся решать проблемы, когда что-то идет не по плану, и выяснять, как решить проблему.