Детская нейропсихология | Институт повышения квалификации и переподготовки международной академии психологических наук
14th Май , 2015
Детская нейропсихология – раздел нейропсихологии, науки, посвящённой созданию в рамках мозга психических функций, которая изучает развитие и функционирование нормальных и нарушенных мозговых механизмов, как в аспекте возраста, так и в аспекте клинической картины.
Область такой сферы, как детская нейропсихология – это и здоровые дети, чья индивидуальность препятствует максимальному, точному и быстрому усвоению новой информации, так и сверстники этих детей, которые имеют различные проблемы физиологического и психологического характера.
Детская нейропсихология стала активной частью психологической службы системы образования и работает над оказанием детям самой различной психологической помощи, а также выявления и предупреждения развития психических отклонений на ранней стадии.
Она наиболее востребована в тех случаях, когда ребёнок испытывает значительные трудности при подготовке и адаптации к школьному курсу обучения, страдает задержкой психического развития или отставания в речевом развитии. Также широко применяется как дополнительная мера в работе с неуспевающими учениками.
Методы детской нейропсихологии уже доказали свою эффективность в сотнях и тысячах случаев по всему миру. Особенно это касается работы с одарёнными детьми. Зачастую гениальные в одной сфере дети демонстрируют неудовлетворительные темпы развития в остальных областях знания или навыков (к примеру, в сфере коммуникаций).
Детская нейропсихология помогает выявить причины отставания или неравномерного развития каждого ребёнка и делает это наиболее мягко и эффективно. С помощью наборов тестовых заданий и методик она выявляет причины таких отклонений и уровень развития и зрелости различных отделов головного мозга ребёнка.
Детская нейропсихология должна использоваться в комплексе с другими диагностическими, лечебными и реабилитационными подходами. Это помогает преодолевать такие проблемы как задержка психического развития, синдром дефицита внимания, гиперактивности, органического аутизма, неврозы, как локальные, так и общие, последствия неврозных состояний – тики, энурез, патологию привычных действий.
Актуальность программ обучения нейропсихологии детского развития
Программа нейропсихологического развития детей и подростков не первый год уже ведется в нашем институте.
Она востребована специалистами разного профиля в связи с тем, что в последнее время тенденция идет к тому, что возникает очень много проблем с обучением и развитием в детском возрасте.
Эти проблемы имеют разную характеристику и разную направленность, но содержат основное ядро, когда приходят родители на консультации иди делают запросы педагоги или педагоги-психологи из детских дошкольных и школьных учреждений с тем, что ребенок быстро утомляется, у него есть трудности с освоением чтения и письма, есть сложности с поведением и в этом ключе выясняется, что недостаточно той помощи, которую оказывают педагоги-психологи либо смежные специалисты.
В последнее время специалисты все чаще обращают внимание на смежные дисциплины. Дисциплины, связанные с нейро-науками используются широко и достаточно активно.
Детская нейропсихология, которая развивается в течении последних двадцати пяти лет, сейчас приобретает широкое внедрение в школах, детских садах, центрах социальной помощи и поддержки родителей, в связи с тем, что имеет тонкую методику диагностики и дает ответы на самые разнообразные вопросы о причинах отклоняющегося развитие в детской популяции.
Подготовленный нейропсихолог сможет сделать очень многое – естественно, при условии, что он является квалифицированным специалистом.
В нашем институте Вы можете пройти обучение в рамках программы повышения квалификации Нейропсихология детского возраста, которую ведет замечательный преподаватель, мастер своего дела и психолог-профессионал Порошина Елена Александровна.
Подробнее о программе и ее особенностях смотрите видео-презентации ниже
Детская нейропсихология
Понятие «детская нейропсихология»
Определение 1
Детская нейропсихология – это раздел психологии, который занимается изучением взаимосвязи психики ребенка и деятельности мозга.
В наше время растет число малышей, имеющих проблемы с обучением и социализацией в обществе. Причина этих проблем связана с нарушением нормального функционирования центральной нервной системы, причем проблемы начинаются ещё в перинатальный период.
Работа центральной нервной системы может дать сбой в результате появления патологии в первые три месяца жизни ребенка. Чем раньше будет сделана диагностика нейропсихологических нарушений, тем значимее будет коррекция проблемы.
Замечание 1
Цель детской нейропсихологии заключается в изучении созревания, становления мозговой организации малыша в течение его развития.
О проблемах головного мозга, конкретного его участка нередко может говорить агрессивность или гиперактивность ребенка.
Проблемы мозговой деятельности ребенка могут быть результатом любого повреждения нервной системы малыша, и в результате ребенок поздно начинает ползать, ходить, трудно осваивает речь, не умеет общаться и находить контакт.
Исследования в области этой науки доказали, что подкорковые структуры головного мозга оказывают свое воздействие на психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.
Подкорковые образования относятся к первому функциональному блоку головного мозга и обеспечивают энергетику психической активности.
Нарушения психических процессов и их патология хорошо заметны в двигательной сфере, поэтому малыши с функциональной недостаточностью подкорковых образований быстро устают, мало что запоминают, не могут сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. Нарушается у таких детей и мышечный тонус.
Детская нейропсихология занимается исследованием и коррекцией проблем поведения ребенка, тревожности, страхов, заикания, тиков. Сначала, как правило, родители обращаются с такими проблемами к педиатрам, которые в свою очередь направляют ребенка на консультацию к психоневрологу.
Поставив точный диагноз, специалист разрабатывает и осуществляет коррекционные методы нейропсихологии.
Незамедлительная помощь специалиста требуется при моторной неловкости малыша, что проявляется в плохой координации движений, частыми падениями.
При недоразвитии моторики мышечный тонус может быть как повышенным, так и пониженным. С большим трудом ребенку даются навыки чтения, письма, трудности в изучении счета.
Нейропсихологическое обследование детей проводится с 5-летнего возраста, а до этого периода ведутся психологические наблюдения в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Психологи и педиатры не могут правильно диагностировать причины нарушения психического развития ребенка, ввиду недостаточных специализированных знаний. Например, диагноз психолога при неуспеваемости в школе – «недостаточное внимание на уроках».
Однако невнимательность на уроке может иметь разные причины, включая высокую истощаемость организма, трудность сосредоточения.
Причина истощаемости – недостаток энергетической подпитки, а за это отвечают глубинные структуры мозга.
Во втором случае ребенок не может контролировать внимание при возможных нарушениях в лобной структуре мозга.
Нейропсихологические синдромы
Для нейропсихологических синдромов характерны свои симптомы и если родители будут о них знать, то смогут вовремя обратиться к специалисту за помощью.
Рисунок 1. Нейропсихологические синдромы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исходя из типов нарушений у детей их делят на стволовые и подкорковые. Нарушения подкорковых и стволовых образований формируют дисгенетический синдром.
Для стволовых нарушений характерны сбои в работе эндокринной системы, у детей с такими нарушениями понижен иммунитет, диагностируется диатез, т.к. затронуты и подкорка, и ствол.
Такие дети имеют проблемы со сном, у них может быть энурез, энкопрез.
В развитии такого ребенка наблюдается явная дисгармония, нарушена мелкая и крупная моторика. Обучение детей идет в коррекционных школах.
Психологи говорят, что такой клинический случай практически не поддается никакой форме коррекции.
В интеллектуальном плане дети с подкорковыми нарушениями пострадали меньше, потому что подкорка быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, компенсирующие нарушения.
Речь таких детей чистая, они не испытывают трудности в произношении сложных слов, говорят много.
Сбои у детей с подобными нарушениями корректируются за счет лобных долей. Недостатки психического развития компенсируются за счет подключения лобных участков.
Такие дети быстро утомляются, испытывают частые головные боли, имеют нарушения крупной моторики, что сопровождается неуклюжестью в движениях, имеют слабый вестибулярный аппарат.
Характерными признаками детей с подкорковыми нарушениями являются также низкая работоспособность, плохая память, рассеянное внимание, неразборчивый почерк. В данном случае коррекция дает хорошие результаты.
Нейропсихологическая коррекция
Нейрокоррекция представляет собой комплекс методик, применяющихся для того, чтобы преодолеть отклонения и нарушения в развитии психических функций детей с 3-хлетнего возраста.
Хорошие результаты нейрокоррекция дает детям:
- чрезмерно импульсивным и гиперактивным;
- быстро утомляемым;
- рассеянным и неаккуратным;
- с затрудненным мышлением, речью, вниманием, памятью, с трудностями в области мышления;
- слабо успевающим в школе.
Замечание 2
Данные нарушения, считают специалисты, имеют с нейропсихологической точки зрения общий корень – это недостаток адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.
Мозг ребенка формируется на протяжении всего онтогенеза, его развитие имеет свой порядок, где выделяются строго определенные стадии.
Нарушение этих стадий по каким-либо причинам приводит к нарушению в развитии мозга, а это значит, что ряд психических функций формируется либо в искаженном виде, либо не формируется вообще.
При помощи подобранного комплекса упражнений нейропсихолог активирует каждую зону мозга ребенка.
Упражнения на движение глаз, одновременные движения конечностей, раскачивания, ползание – данные упражнения проделывает малыш с нормальным развитием.
С усвоением этих упражнений у ребенка начинают работать структуры мозга, причем в той последовательности, в которой должны работать с момента рождения малыша.
Упражнения выполняются в строгой последовательности, очень тщательно под присмотром взрослого человека – это база для активации высших психических функций, к которым относятся:
- эмоции,
- внимание,
- память,
- мышление,
- восприятие,
- процессы саморегуляции.
Научившись управлять телом и своими движениями, у ребенка появляется возможность в преодолении неадаптивных особенностей своего развития, трудностей в школе, саморегуляции и поведенческих проблем.
Нейродиагностика и коррекция поведения в детском возрасте делится на двигательную коррекцию и когнитивную коррекцию.
Двигательная коррекция стимулирует зоны коры головного мозга, отвечающих за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия развития ассоциативных связей мозга и пространственных представлений.
Когнитивная коррекция способствует развитию познавательных навыков и преодоление учебных трудностей.
Замечание 3
Занятия проводятся в игровой форме с целью создания позитивной и устойчивой мотивации. Один коррекционный курс состоит из 20 занятий.
Детская нейропсихология: как помочь ребенку
Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Основная задача нейропсихолога – выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.
Нейропсихология: как понять, что у ребёнка есть проблемы
- Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.
- Испытывает трудности в усвоении школьной программы. Долго выполняет домашние задания, на уроках невнимателен.
- Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
- Есть синдром дефицита внимания.
- Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
- Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.
- Быстро переключается с одного действия на другое.
- Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).
- Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
- Есть проблемы с речью разной сложности.
- Наблюдается слабая познавательная деятельность.
- Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.
Часто родители прибегают к помощи репетиторов, полагая, что ребёнок не понимает какой-то предмет в школе. Но, порой, причина неусидчивости и плохих отметок кроется именно в нарушении работы полушарий. Здесь нужно обращаться не к репетитору, а к нейропсихологу. Он проведёт диагностику и расскажет подробно о программе коррекции.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
- развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
- развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
- работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
- активизация речи;
- работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.
Для маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с помощью движения.
Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика «Осторожно, обезьянки»: мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения. Некоторые из них довольно просты и под силу любой маме.
9 нейропсихологических игр
1. Весёлый мяч
Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т.д. Пособие «Мяч и речь» (авторы О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва) в этом поможет.
2. Балансир
Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на доске. Следует придерживать кроху за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия.
3. Полоса препятствий
Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии родителей. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т. д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием.
4. Пальчиковая гимнастика
Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т.д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т.д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, использовать пособие «Пальчиковые шаги», авторы Е.И. Чернова и Е.Ю. Тимофеева.
5. Су-Джок
Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик.
6. Дыхательная гимнастика
Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.
Что делать:
- пускать мыльные пузыри;
- дуть через соломинку;
- дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;
- задувать свечки;
- сдувать ватку со стола;
- дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;
- самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;
- делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.
Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств».
7. Тоннель
Смастерите тоннель из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип – заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем, опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами.
8. Межполушарное рисование
Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т.П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».
9. Кинезиологические упражнения
Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.
- Упражнение «Кулак – ладонь»
Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.
- Упражнение «Ухо – нос»
Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.
- Упражнение «Класс – заяц»
Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. В любом случае, если вы заметили, что ребёнок не справляется с нагрузкой в школе, жалуется на утомляемость, страдает перепадами настроения, гиперактивен или слишком пассивен, то обратитесь за консультацией к педиатру, а он вас направит уже к узкому специалисту.
Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
Читайте также в нашем блоге:
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Чем занимаются детские нейропсихологи | Педиатрическая нейропсихология
Если вы считаете, что у вашего ребенка могут быть различия в обучении и мышлении, куда вы можете обратиться, чтобы выяснить это? Вы можете попросить, чтобы его оценили в школе. Или вы можете отвести его к специалисту для частной оценки. Один тип специалистов, которые диагностируют, а иногда и лечат детей с отклонениями в обучении и мышлении, называется детским нейропсихологом.
Вот что вам нужно знать о детских нейропсихологах.
Чем занимаются детские нейропсихологи
Детские нейропсихологи — это лицензированные психологи, работающие с детьми. Однако у них есть дополнительная подготовка и опыт. Их внимание сосредоточено на том, как обучение и поведение связаны с развитием мозга.
Эти специалисты имеют степень доктора психологии и работают в частных клиниках и больницах. Они также проходят двухлетнюю стажировку по нейропсихологии.
Они не врачи, поэтому не могут назначать лекарства или управлять ими. Их основная роль заключается в диагностике заболеваний. Некоторые могут также обеспечить терапию и академические вмешательства.
Эти специалисты дают детям те же самые тесты, которые используются при школьном оценивании, чтобы выявить сильные и слабые стороны. Но они могут посмотреть на результаты по-разному или провести дополнительное тестирование.
Детские нейропсихологи могут выявить проблемы в следующих областях:
- Сенсорные и моторные навыки
- Внимание и концентрация
- Речевые навыки
- Зрительно-пространственная обработка
- Академические навыки, такие как чтение или математика
Они используют свои знания о развитии мозга при оценке результатов теста. Оттуда они могут поставить диагноз и объяснить не только области слабости, но и то, что ее вызывает. В некоторых случаях это может быть несколько проблем или условий.
Например, если у вашего ребенка проблемы с чтением, тому может быть множество причин. Это может быть проблема с вниманием. Это может быть проблема с беглостью чтения или . Есть и другие возможности. И тестирование может выявить, что у вашего ребенка более одной проблемы, которая вызывает у него проблемы с чтением.
Процесс оценки у детского нейропсихолога
Процесс оценки может занять от пяти до 12 часов. Вам и вашему ребенку потребуется несколько раз встретиться со специалистом. Вот чего ожидать от этих встреч.
- Первичный визит: Нейропсихолог подробно изучит историю болезни. Вас могут попросить заполнить анкеты о развитии и поведении вашего ребенка. Оттуда специалист примет решение о подходящих тестах для вашего ребенка.
- Тестирование: Ваш ребенок вернется для прохождения от двух до четырех сеансов тестирования. Сеанс может длиться от 90 минут до трех часов. Специалист определит продолжительность сеанса, подходящую для вашего ребенка.
- Осмотр и диагностика: После того, как нейропсихолог ознакомится с результатами анализов, вы встретитесь снова. Если ваш ребенок подросток, он, скорее всего, будет частью этого обсуждения. Специалист расскажет, что показывают тесты и как они объясняют то, что вы видите в обучении или поведении вашего ребенка. Если у вашего ребенка есть одно или несколько различий в обучении и мышлении, специалист выявит их.
Нейропсихолог также может предложить виды помощи для вашего ребенка или составить план лечения. В своем отчете она может порекомендовать, чтобы ваш ребенок получал определенную поддержку и услуги в школе. Некоторые нейропсихологи также проводят более специализированную терапию в своих кабинетах или в больнице.
Вы также можете получить направление к другим специалистам. К ним могут относиться психолог, логопед, эрготерапевт, специалист по чтению или медицинский работник, который может прописать лекарства.
Как детские нейропсихологи работают со школами
После того, как вы получите результаты анализов, школьная команда соберется для их обсуждения. Часто они также проводят собственную оценку. Клинический диагноз — это не то же самое, что выявление неспособности к обучению в школе.
В школе будет заключение специалиста. Но было бы неплохо, если бы нейропсихолог был частью разговора. Это может произойти по телефону или лично. Она может помочь убедиться, что школьный план лечения решает все проблемы вашего ребенка.
Допустим, диагноз вашего ребенка . Школа может включить специальные инструкции по чтению в его IEP. Но вашему ребенку могут понадобиться другие виды поддержки или услуги, чтобы помочь с определенными проблемами. Может быть, у него проблемы с фонологическим восприятием. Специалист может порекомендовать ему работу с логопедом.
Детали такого типа могут быть потеряны или сведены к минимуму в длинном отчете. Наличие специалиста означает, что она может ответить на вопросы команды и объяснить ключевые детали в отчете.
Ваша роль в процессе
Поиск хорошего детского нейропсихолога — это первый шаг. Но в зависимости от того, где вы живете, у вас может не быть легкого доступа к нему.
Общение с друзьями и другими родителями — один из лучших способов найти родителя в вашем районе. Ваш педиатр может также направить вас к одному из них. Вы также можете обратиться к школьному психологу в школе вашего ребенка. Лучше всего выбрать эксперта, знакомого с вашим школьным округом.
Получить частную оценку может быть довольно дорого. В некоторых случаях школа оплачивает направление ребенка к нейропсихологу для определенного тестирования. Но если вы ищете частную оценку для своего ребенка, вам придется заплатить за нее самостоятельно (страховка может частично покрыть ее).
Возможно, вам также придется выступать за включение некоторых рекомендаций специалиста в IEP вашего ребенка. Чем больше вы знаете об этом процессе, тем лучше вы будете подготовлены. Узнайте о различиях между частной и школьной оценкой. И узнайте, что вы можете сделать, если вашему ребенку отказано в услугах.
Ключевые выводы
Детский нейропсихолог может обнаружить, что у вашего ребенка более одной проблемы.
Этот эксперт должен присутствовать на школьном собрании, на котором обсуждаются различия в обучении и мышлении вашего ребенка.
Этот специалист разработает план поддержки и услуг для решения проблем вашего ребенка.
Детская нейропсихология — AACN
Перейти к содержимомуДетская нейропсихология: Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое клиническая нейропсихология?
Клиническая нейропсихология сосредоточена на понимании связи между мозгом и поведением. Например, как изменения в состоянии мозга могут повлиять на способность концентрировать внимание, запоминать или решать проблемы. Это понимание того, как кто-то думает и действует, и того, как работает мозг, используется для диагностики и лечения заболеваний головного мозга.
Что такое детский нейропсихолог?
Детские нейропсихологи имеют лицензию психолога. У них есть подготовка как в клинической психологии, так и в нейропсихологии. У них есть специальная подготовка по тому, как развивается мозг. Они используют это обучение для оценки и помощи детям с нарушениями головного мозга. Такие расстройства могут включать травму головного мозга, соматическое заболевание или проблемы с развитием. Детские нейропсихологи помогают родителям, учителям и врачам:
- Понять, как проблемы с мозгом могут быть связаны с проблемами, наблюдаемыми в школе, дома или со сверстниками
- Понять, как ребенок учится лучше всего
- Понять, почему у ребенка могут быть проблемы с поведением
- Помогите ребенку справиться с проблемами мышления или поведения
- Выявление неврологических или психиатрических проблем
- Помогите привести ожидания в соответствие с конкретными сильными и слабыми сторонами ребенка
- Работать с другими врачами и учителями над разработкой наилучшего плана лечения и школьного обучения для ребенка
Как узнать, нуждается ли мой ребенок в нейропсихологическом обследовании?
Нейропсихологическая оценка может помочь, если у вашего ребенка:
- Неврологическое расстройство, такое как расщелина позвоночника, гидроцефалия, церебральный паралич, эпилепсия (припадки), нейрофиброматоз, туберозный склероз или опухоль головного мозга.
- Повреждение головного мозга в результате травмы головы, инсульта, недостатка кислорода или инфекции.
- Другие медицинские проблемы, такие как недоношенность, диабет, хронические проблемы с сердцем или дыханием, определенные генетические нарушения или лечение рака у детей.
- Подвергался воздействию свинца, уличных наркотиков или ингалянтов (окись углерода).
- Употреблял алкоголь, курил или принимал некоторые наркотики до рождения.
- Проблемы, связанные с развитием или школой, такие как нарушение способности к обучению, синдром дефицита внимания/гиперактивности или расстройство аутистического спектра/распространенное расстройство развития.
- Проходил обследование у психолога или в школе, но лечение после этого обследования не помогло.
Ваш врач может порекомендовать нейропсихологическое обследование:
- Помогите поставить или подтвердить диагноз.
- Перед лечением лекарствами или хирургическим вмешательством сделайте записи о функционировании вашего ребенка.
- Запишите изменения, произошедшие с вашим ребенком после лечения (тестирование можно повторить, чтобы увидеть, повлияло ли лечение на функционирование вашего ребенка).
- Записывайте процедуры развития вашего ребенка, и ожидания могут быть скорректированы в соответствии с потребностями вашего ребенка.
Что включает в себя нейропсихологическое обследование?
Нейропсихологическая оценка включает изучение мышления, поведения и социально-эмоционального функционирования. При оценке используются стандартизированные тесты и процедуры. Экзаменаторы работают непосредственно с вашим ребенком. Они также разговаривают с вами, учителями и другими врачами. Тесты могут быть выполнены с помощью бумаги и карандаша или на компьютере. Вашему ребенку будут задавать много вопросов и решать различные типы задач. Нейропсихологические обследования обычно включают тесты, которые измеряют следующее:
- Интеллект (IQ)
- Решение проблем
- Планирование и организация
- Внимание и память
- Скорость обработки
- Язык
- Академические навыки
- Зрительное восприятие
- Контроль движений рук
- Депрессия и тревога
- Агрессия и импульсивное поведение
- Социальные навыки
Нейропсихолог также проверит медицинские и школьные документы вашего ребенка, чтобы понять, как результаты теста связаны с повседневной жизнью.
Чем нейропсихологическое обследование отличается от школьного?
Детские нейропсихологи и школьные психологи часто используют одни и те же тесты. Тем не менее школьные оценки сосредоточены на том, чтобы решить, есть ли у ребенка проблемы с академическими навыками, такими как чтение, правописание или математика. Детские нейропсихологи сосредотачиваются на том, чтобы понять, почему у ребенка возникают проблемы в школе или дома. Это делается путем изучения академических навыков, а также изучения всех мыслительных навыков, необходимых для успешной работы в школе и за ее пределами, таких навыков, как память, внимание и решение проблем. Понимание конкретных сильных и слабых сторон мышления ребенка помогает лучше сфокусировать школьные планы и лечение и понять потенциальные области будущих трудностей. Поскольку нейропсихологи имеют подготовку в области клинической психологии, они также могут диагностировать эмоциональные проблемы, такие как депрессия и тревога.
Как найти детского нейропсихолога?
Список сертифицированных нейропсихологов можно найти в нашем каталоге участников.
Что такое детская нейропсихология?
Примечание редактора: На этой неделе мы познакомим вас с приглашенным блоггером Лаурой Янсонс, Psy D. Пожалуйста, прочитайте ее полную биографию ниже.
По данным Американской психологической ассоциации, детская нейропсихология — это профессиональная специальность, связанная с обучением и поведением в отношении мозга ребенка. Детский нейропсихолог — это лицензированный психолог, специализирующийся на изучении того, как обучение и поведение связаны с развитием структур и систем мозга. Формальное тестирование таких способностей, как память и языковые навыки, позволяет оценить работу мозга. Детский нейропсихолог проводит оценку, интерпретирует результаты тестов и дает рекомендации. Нейропсихолог может работать в самых разных условиях и может играть разные роли в уходе за вашим ребенком. Иногда детский нейропсихолог является куратором, который со временем следит за ребенком, корректируя рекомендации в соответствии с изменяющимися потребностями ребенка. Он или она может также обеспечить лечение, такое как когнитивная реабилитация, управление поведением или психотерапия. Часто нейропсихолог тесно сотрудничает с врачом, чтобы справиться с проблемами ребенка. Некоторые нейропсихологи тесно сотрудничают со школами, чтобы помочь им предоставить соответствующие образовательные программы для ребенка.
Чем нейропсихологическое обследование отличается от школьного психологического обследования?
Школьные оценки обычно проводятся, чтобы определить, подходит ли ребенок для участия в программах специального образования или терапии для повышения успеваемости в школе. Они сосредоточены на достижениях и навыках, необходимых для академического успеха. Как правило, они не диагностируют расстройства обучения или поведения, вызванные изменением функции или развития мозга.
Почему детей направляют к детскому нейропсихологу?
Дети направляются врачом, учителем, школьным психологом или другим специалистом из-за одной или нескольких проблем, таких как:
- Трудности в обучении, внимании, поведении, социализации или эмоциональном контроле;
- Болезнь или врожденная проблема развития, которая каким-либо образом влияет на мозг; или
- Черепно-мозговая травма в результате несчастного случая, родовой травмы или другого физического стресса.
Нейропсихологическая оценка помогает лучше понять функционирование вашего ребенка в таких областях, как память, внимание, восприятие, координация, речь и личность. Эта информация поможет вам и учителю, терапевтам и врачу вашего ребенка обеспечить лечение и вмешательство для вашего ребенка, которые будут соответствовать его или ее уникальным потребностям.
Что оценивается при нейропсихологическом обследовании?
Типичное нейропсихологическое обследование ребенка школьного возраста может оценить следующие области:
- Общий интеллект
- Навыки достижения, такие как чтение и математика
- Исполнительные навыки, такие как организация, планирование, сдержанность и гибкость
- Внимание
- Обучение и память
- Язык
- Зрительно-пространственные навыки
- Координация двигателя
- Поведенческие и эмоциональные функции
- Социальные навыки
- Функционирование личности
Некоторые способности могут быть измерены более подробно, чем другие, в зависимости от потребностей ребенка. Также можно получить подробную историю развития и данные от учителя ребенка. Наблюдение за вашим ребенком, чтобы понять его или ее мотивацию, сотрудничество и поведение, является очень важной частью оценки. Развивающиеся навыки можно оценить у очень маленьких детей. Однако оценка младенцев и детей дошкольного возраста обычно короче по продолжительности, поскольку ребенок еще не развил многие навыки.
Что мне расскажут результаты о моем ребенке?
Сравнивая результаты тестов вашего ребенка с оценками детей того же возраста, нейропсихолог может составить профиль сильных и слабых сторон вашего ребенка. Результаты помогают тем, кто занимается уходом за вашим ребенком, несколькими способами. Тестирование может объяснить, почему у вашего ребенка проблемы со школой. Например, у ребенка могут быть трудности с чтением из-за проблемы с вниманием, языкового расстройства, проблемы обработки слуха или нарушения чтения. Тестирование также определяет план действий детского нейропсихолога, чтобы использовать сильные стороны вашего ребенка. Результаты определяют, над какими навыками нужно работать, а также какие стратегии использовать, чтобы помочь вашему ребенку. Тестирование может помочь выявить влияние проблем развития, неврологических и медицинских проблем, таких как эпилепсия, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия или генетическое расстройство. Тестирование может быть проведено для получения исходного уровня, по которому можно измерить результат лечения или развитие ребенка с течением времени.
Различные детские расстройства приводят к определенным моделям сильных и слабых сторон. Эти профили способностей могут помочь определить расстройство у ребенка и затронутые области мозга. Например, тестирование может помочь различить дефицит внимания и депрессию или определить, вызвана ли задержка речи проблемами в воспроизведении речи, пониманием или выражением речи, социальной застенчивостью, аутизмом или задержкой когнитивных функций. Ваш нейропсихолог может работать с вашим врачом, чтобы объединить результаты медицинских тестов, таких как визуализация мозга или анализы крови, для диагностики проблемы вашего ребенка.
Самое главное, тестирование позволяет лучше понять поведение и обучение ребенка в школе, дома и в обществе. Оценка может помочь учителям, терапевтам и вам лучше помочь вашему ребенку реализовать свой потенциал.
Пожалуйста, посетите эту страницу для получения исчерпывающей информации об исполнительной функции у учащихся начальной школы.
Лаура Янсонс, психолог. является лицензированным клиническим психологом и недавно прошла сертификацию Американского совета по профессиональной нейропсихологии (ABN). Доктор Янсонс оценивает нарушения развития, включая аутизм и СДВГ, нарушения обучаемости, исполнительную дисфункцию, проблемы с обучением и памятью; она также проводит оценку дегенеративных заболеваний, включая болезнь Альцгеймера и другие деменции, а также ЧМТ. Доктор Янсонс консультировал шоу A&E Cable «Intervention». В феврале 2014 года она выступила в Центре неврологии в Дирфилде, штат Иллинойс, на тему динамики нейронных сетей.