Тревожность у детей – причины, симптомы и лечение
- Определение и объяснение проблемы тревожности
- Чем опасна повышенная тревожность
- Типы
- Причины возникновения
- Диагностика
- Что делать: советы родителям
Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность у ребенка. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.
Тревожность типична для детей обоих полов, но есть разница в интенсивности ее переживания и сфере возможных факторов. Так, если речь идет о дошкольниках и младшей школе, большая тревожность отмечается у мальчиков, а в средней школе и периоде полового созревания чаще уже тревожатся девочки. У мальчиков самыми тревожными сферами являются насилие и возможности наказаний, у девочек – отношения с близкими и чужими людьми Источник:
В подростковом возрасте тревожность может обладать мобилизующим влиянием, мотивировать к определенной деятельности. Но на дошкольников или детей, обучающихся в начальной школе, повышенная тревожность влияет только негативно. Если дети постоянно боятся ошибок, пытаются себя контролировать, это приводит к проблемам в повседневной деятельности. Кроме того, постоянная тревога и тревожность у детей могут существенно повлиять на уровень самооценки, занижая ее. Нередко постоянная тревога ребенка может указывать на трудности с эмоциональным приспособлением, адекватной реакцией на те, или иные социальные ситуации. Это провоцирует неуверенность в своих силах и возможностях.
Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка
Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами.
Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью.Чем опасна повышенная тревожность
Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.
Типы тревожности
Для психолога важно выявление типа тревожности у детей. Различается ситуативная тревожность – эмоциональное состояние, вызванное внешними факторами. Второй тип – личностная тревожность, устойчивая черта, индивидуальная особенность. Она проявляется как склонность к чрезмерным, частым и сильным переживаниям, тревоге в силу разных обстоятельств.
Умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.
Причины тревожности у ребенка
Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.
Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:
- Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
- Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
-
Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65
Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:
- Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
- Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
- Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.
Диагностика тревожности
Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности. Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.
Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.
Что делать: советы родителям
Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.
Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.
Прежде всего:
- Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др. ). Дети воспринимают слова родителей с полным серьезом.
- Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.
- Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
- Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).
- Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций.
- Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
- Откажитесь от практики извинений за любые проступки. Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.
- Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.
- Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.
- Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (тренера, учителя в школе), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.
Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно приложить усилия, наладить с ребенком контакт и изменить свое собственное поведение. Важно обращаться к малышу по имени, смотреть при разговоре в глаза, увеличить объем ласковых прикосновений – все это повышает уровень доверия. Чаще обсуждать с другими членами семьи успехи ребенка, искать поводы для похвалы, даже в мелочах.
Важно позволять ребенку общаться с друзьями в своем доме, устраивать с ними праздники. Это крайне важно для социализации.
В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными, если было обещано одно, нельзя в другой день делать совершенно иное. Всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей.
Важно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс.
Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего.
Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью.
Источники:
- И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.
- О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65
Детская тревожность — Психологос
Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.
Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности.
Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.
Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.
Откуда берется повышенная тревожность?
— Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.
— Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.
— Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное — чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел — не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.
Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
- Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?
— По возможности, конечно, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.
— Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.
Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.
Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.
Как помочь тревожному ребенку?
Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия — после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый.
Один из основных способов помощи — метод десенсибилизации. Ребенка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу. Начиная с таких, которые лишь немного волнуют его, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх.
Если этот метод применяется на взрослых, то его обязательно дополняют релаксацией, расслаблением. Для маленьких детей это не так-то просто, поэтому релаксацию заменяют сосанием конфеты.
Используют в работе с детьми игры-драматизации (в «страшную школу», например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Попробуйте дома выполнить с ребенком одно из упражнений. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. «У меня это не получится», «Я этого не сумею», — говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.
Теперь попросите его сказать: «Я не могу…» — и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. «Я могу…» — отметить то, что уже сейчас ему по силам. «Я сумею…» — насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.
Подробнее см. Как помочь тревожному ребенку
Как выявить тревожного ребенка
Необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. См. →
Советы родителям тревожного ребенка
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей… См. →
Тревожные расстройства у детей — NHS
Время от времени дети могут волноваться или волноваться – например, когда они идут в школу или детский сад или переезжают в новый район. Это нормально.
Но у некоторых детей тревога влияет на их поведение и мысли каждый день, мешая их школе, семье и общественной жизни.
В этом случае вам может понадобиться профессиональная помощь.
Симптомы тревоги у детей
Признаки, на которые следует обратить внимание у вашего ребенка:
- трудности с концентрацией внимания
- отсутствие сна или ночные пробуждения с плохими снами
- неправильное питание
- быстрая сердитость или раздражительность и неконтролируемость во время вспышек
- постоянное беспокойство или негативные мысли
- чувство напряжения и беспокойства, или частое пользование туалетом
- постоянный плач
- прилипчивость
- жалобы на боли в животе и плохое самочувствие
Тревога разлуки распространена среди детей младшего возраста, тогда как дети старшего возраста и подростки, как правило, больше беспокоятся о школе или испытывают социальную тревогу.
Как помочь тревожному ребенку
Если у вашего ребенка проблемы с тревожностью, вы можете многое сделать, чтобы ему помочь.
Прежде всего, важно говорить с ребенком о его беспокойствах или беспокойствах.
Узнайте больше о том, как помочь тревожному ребенку, включая советы по самопомощи для родителей тревожных детей.
У многих детей разного возраста могут быть тревоги, которые через некоторое время исчезнут, если вы их успокоите.
Тем не менее, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью или успокоить себя, если ваш ребенок постоянно беспокоится и:
- ему не становится лучше или становится хуже
- самопомощь не работает
- это влияет на его школу или семейная жизнь, или их дружба
Куда обратиться за помощью при тревоге
Для начала неплохо записаться на прием к терапевту.
Вы можете поговорить с врачом общей практики самостоятельно или с ребенком, или ваш ребенок может прийти на прием без вас.
Если врач общей практики считает, что у вашего ребенка может быть тревожное расстройство, он может направить его на обследование в местную службу охраны психического здоровья детей и молодежи (CYPMHS).
Specialist CYPMHS — это службы охраны психического здоровья NHS, которые сосредоточены на потребностях детей и молодежи. Работники CYPMHS обучены помогать молодым людям с широким спектром проблем, включая тревогу.
Если ваш ребенок не хочет обращаться к врачу, он может получить помощь непосредственно в местной консультационной службе для молодежи. Для получения дополнительной информации посетите Молодежный доступ.
Лечение тревожных расстройств у детей
Тип предлагаемого лечения будет зависеть от возраста вашего ребенка и причины его беспокойства.
Консультация может помочь вашему ребенку понять, что вызывает у него тревогу, и позволит ему справиться с ситуацией.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это разговорная терапия, которая может помочь вашему ребенку справиться со своим беспокойством, изменив образ его мышления и поведения. Узнайте больше о КПТ.
Лекарства от беспокойства могут быть предложены вашему ребенку, если его тревога серьезна или не проходит при разговорной терапии. Обычно их назначают только врачи, специализирующиеся на психическом здоровье детей и молодежи.
Что вызывает тревожные расстройства у детей
Некоторые дети просто рождаются более тревожными и менее способными справляться со стрессом, чем другие.
Дети также могут заразиться тревожным поведением, находясь рядом с тревожными людьми.
У некоторых детей появляется тревога после стрессовых событий, таких как:
- частые переезды в другой дом или школу
- ссоры или ссоры родителей
- смерть близкого родственника или друга
- серьезное заболевание или травма в результате несчастного случая
- проблемы, связанные со школой, такие как экзамены или травля
- жестокое обращение или пренебрежение
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и расстройствами аутистического спектра чаще испытывают проблемы с тревогой.
Дополнительная информация и поддержка
Для вас
- Фонд психического здоровья: Тревожный ребенок – брошюра для родителей и опекунов
- Королевский колледж психиатров: тревоги и тревоги – помощь детям в преодолении
- Горячая линия для родителей YoungMinds — звоните по номеру 0808 802 5544 (с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:00, бесплатно для мобильных и стационарных телефонов)
Для вашего ребенка
- YoungMinds: беспокойство
- Детская линия: управление тревогой
Последняя проверка страницы: 1 декабря 2020 г.
Дата следующего рассмотрения: 1 декабря 2023 г.
Как справиться с тревожным ребенком
Когда дети хронически тревожны, даже самые благонамеренные родители, не желая, чтобы ребенок страдал, могут усугубить тревогу подростка. Так бывает, когда родители пытаются оградить детей от их страхов. Вот советы, как помочь детям вырваться из замкнутого круга беспокойства.
1. Цель состоит не в том, чтобы устранить тревогу, а в том, чтобы помочь ребенку справиться с ней.
Никто из нас не хочет видеть ребенка несчастным, но лучший способ помочь детям преодолеть тревогу — это не пытаться устранить факторы стресса, вызывающие ее. Это поможет им научиться терпеть свою тревогу и действовать так хорошо, как они могут, даже когда они встревожены. И как побочный продукт этого, тревога со временем уменьшится.
2. Не избегайте вещей только потому, что они вызывают у ребенка беспокойство.
Если вы поможете детям избежать того, чего они боятся, это на короткое время улучшит их самочувствие, но в долгосрочной перспективе усилит тревогу. Допустим, ребенок в неудобной ситуации расстраивается и начинает плакать — не для того, чтобы манипулировать, а просто потому, что он так себя чувствует. Если их родители выгоняют их оттуда или убирают то, чего они боятся, ребенок усваивает этот механизм выживания. И этот цикл может повториться.
3. Выражайте позитивные, но реалистичные ожидания.
Вы не можете обещать ребенку, что его страхи нереалистичны — что он не провалит тест, что ему будет весело кататься на коньках или что другой ребенок не будет смеяться над ним во время показа и рассказа. Но вы можете выразить уверенность, что с ними все будет в порядке, что они смогут с этим справиться. И вы можете сообщить им, что по мере того, как они сталкиваются с этими страхами, уровень тревоги со временем снизится. Это дает им уверенность в том, что ваши ожидания реалистичны и что вы не собираетесь просить их сделать что-то, с чем они не справятся.
4. Уважайте их чувства, но не расширяйте их возможности.
Важно понимать, что проверка не всегда означает согласие. Так что, если ребенок боится идти к врачу, потому что ему нужно сделать прививку, вы не хотите умалять эти страхи, но вы также не хотите усиливать их. Вы хотите слушать и проявлять сочувствие , помочь им понять, о чем они беспокоятся, и дать им почувствовать, что они могут противостоять своим страхам. Сообщение, которое вы хотите отправить: «Я знаю, что ты напуган, и это нормально, и я здесь, и я собираюсь помочь тебе пройти через это».
5. Не задавайте наводящих вопросов.
Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящих вопросов: «Ты волнуешься из-за большого теста? Вы беспокоитесь о научной ярмарке? Чтобы не подпитывать цикл беспокойства, просто задавайте открытые вопросы: «Как вы относитесь к научной ярмарке?»
Чего вы не хотите делать, так это говорить тоном голоса или языком тела: «Может быть, этот — это то, чего вам следует бояться». Допустим, у ребенка был негативный опыт общения с собакой. В следующий раз, когда они окажутся рядом с собакой, вы можете беспокоиться о том, как они отреагируют, и вы можете непреднамеренно послать сообщение, что они должен , действительно, беспокоиться.
7. Поощряйте ребенка терпеть свое беспокойство.
Пусть ваш ребенок знает, что вы цените усилия, необходимые для того, чтобы справляться с беспокойством, чтобы делать то, что он хочет или должен делать. Это действительно побуждает их участвовать в жизни и позволить беспокойству принять свое естественное течение. Мы называем это «кривой привыкания». Это означает, что со временем он упадет, поскольку он продолжает контактировать со стрессором. Он может не упасть до нуля, может не упасть так быстро, как хотелось бы, но именно так мы преодолеваем свои страхи.
8. Старайтесь, чтобы упреждающий период был коротким.
Когда мы чего-то боимся, самое тяжелое время до того, как мы это сделаем. Так что еще одно практическое правило для родителей — постараться устранить или сократить период ожидания. Если ребенок нервничает перед визитом к врачу, не стоит начинать дискуссию об этом за два часа до похода; это, вероятно, еще больше взбесит вашего ребенка. Поэтому просто постарайтесь сократить этот период до минимума.
9. Обдумайте все вместе с ребенком.
Иногда полезно поговорить о том, что произойдет, если страх ребенка сбудется — как бы он справился с этим? Ребенок, который беспокоится о разлуке со своими родителями, может беспокоиться о том, что произойдет, если родитель не придет, чтобы забрать его. Итак, мы говорим об этом. Если твоя мама не придет в конце тренировки по футболу, что ты будешь делать? «Ну, я бы сказал тренеру, что моей мамы здесь нет». И как вы думаете, что сделал бы тренер? «Ну, он позвонит моей маме. Или он подождет со мной. Ребенок, который боится, что за ним пришлют незнакомца, может получить от родителей кодовое слово, которое будет знать любой, кого они послали.