Тревожность у детей – причины, симптомы и лечение
- Определение и объяснение проблемы тревожности
- Чем опасна повышенная тревожность
- Типы
- Причины возникновения
- Диагностика
- Что делать: советы родителям
Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность у ребенка. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.
Тревожность типична для детей обоих полов, но есть разница в интенсивности ее переживания и сфере возможных факторов. Так, если речь идет о дошкольниках и младшей школе, большая тревожность отмечается у мальчиков, а в средней школе и периоде полового созревания чаще уже тревожатся девочки. У мальчиков самыми тревожными сферами являются насилие и возможности наказаний, у девочек – отношения с близкими и чужими людьми Источник:
В подростковом возрасте тревожность может обладать мобилизующим влиянием, мотивировать к определенной деятельности. Но на дошкольников или детей, обучающихся в начальной школе, повышенная тревожность влияет только негативно. Если дети постоянно боятся ошибок, пытаются себя контролировать, это приводит к проблемам в повседневной деятельности. Кроме того, постоянная тревога и тревожность у детей могут существенно повлиять на уровень самооценки, занижая ее. Нередко постоянная тревога ребенка может указывать на трудности с эмоциональным приспособлением, адекватной реакцией на те, или иные социальные ситуации. Это провоцирует неуверенность в своих силах и возможностях.
Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка
Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами.
Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью.Чем опасна повышенная тревожность
Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.
Типы тревожности
Для психолога важно выявление типа тревожности у детей. Различается ситуативная тревожность – эмоциональное состояние, вызванное внешними факторами. Второй тип – личностная тревожность, устойчивая черта, индивидуальная особенность. Она проявляется как склонность к чрезмерным, частым и сильным переживаниям, тревоге в силу разных обстоятельств.
Умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.
Причины тревожности у ребенка
Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.
Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:
- Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
- Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
-
Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65
Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:
- Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
- Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
- Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.
Диагностика тревожности
Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности. Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.
Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.
Что делать: советы родителям
Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.
Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.
Прежде всего:
- Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др. ). Дети воспринимают слова родителей с полным серьезом.
- Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.
- Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
- Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).
- Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций.
- Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
- Откажитесь от практики извинений за любые проступки. Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.
- Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.
- Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.
- Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (тренера, учителя в школе), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.
Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно приложить усилия, наладить с ребенком контакт и изменить свое собственное поведение. Важно обращаться к малышу по имени, смотреть при разговоре в глаза, увеличить объем ласковых прикосновений – все это повышает уровень доверия. Чаще обсуждать с другими членами семьи успехи ребенка, искать поводы для похвалы, даже в мелочах.
Важно позволять ребенку общаться с друзьями в своем доме, устраивать с ними праздники. Это крайне важно для социализации.
В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными, если было обещано одно, нельзя в другой день делать совершенно иное. Всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей.
Важно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс.
Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего.
Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью.
Источники:
- И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.
- О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65
Тревожность у детей – причины, симптомы и лечение
- Определение и объяснение проблемы тревожности
- Чем опасна повышенная тревожность
- Типы
- Причины возникновения
- Диагностика
- Что делать: советы родителям
Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность у ребенка. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.
Тревожность типична для детей обоих полов, но есть разница в интенсивности ее переживания и сфере возможных факторов. Так, если речь идет о дошкольниках и младшей школе, большая тревожность отмечается у мальчиков, а в средней школе и периоде полового созревания чаще уже тревожатся девочки. У мальчиков самыми тревожными сферами являются насилие и возможности наказаний, у девочек – отношения с близкими и чужими людьми Источник:
И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.
В подростковом возрасте тревожность может обладать мобилизующим влиянием, мотивировать к определенной деятельности. Но на дошкольников или детей, обучающихся в начальной школе, повышенная тревожность влияет только негативно. Если дети постоянно боятся ошибок, пытаются себя контролировать, это приводит к проблемам в повседневной деятельности. Кроме того, постоянная тревога и тревожность у детей могут существенно повлиять на уровень самооценки, занижая ее. Нередко постоянная тревога ребенка может указывать на трудности с эмоциональным приспособлением, адекватной реакцией на те, или иные социальные ситуации. Это провоцирует неуверенность в своих силах и возможностях.
Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка
Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью. То есть ребенок с патологической тревожностью волнуется всегда, даже когда поводов для этого нет, он не может расслабиться, всегда напряжен.
Чем опасна повышенная тревожность
Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.
Типы тревожности
Для психолога важно выявление типа тревожности у детей. Различается ситуативная тревожность – эмоциональное состояние, вызванное внешними факторами. Второй тип – личностная тревожность, устойчивая черта, индивидуальная особенность. Она проявляется как склонность к чрезмерным, частым и сильным переживаниям, тревоге в силу разных обстоятельств.
Умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.
Причины тревожности у ребенка
Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.
Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:
- Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
- Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
-
Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т. 3, №2(4), с.63-65
Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:
- Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
- Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
- Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.
Диагностика тревожности
Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности. Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.
Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.
Что делать: советы родителям
Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.
Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.
Прежде всего:
- Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др.). Дети воспринимают слова родителей с полным серьезом.
- Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.
- Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
- Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).
- Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций.
- Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
- Откажитесь от практики извинений за любые проступки. Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.
- Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.
- Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.
- Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (тренера, учителя в школе), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.
Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно приложить усилия, наладить с ребенком контакт и изменить свое собственное поведение. Важно обращаться к малышу по имени, смотреть при разговоре в глаза, увеличить объем ласковых прикосновений – все это повышает уровень доверия. Чаще обсуждать с другими членами семьи успехи ребенка, искать поводы для похвалы, даже в мелочах.
Важно позволять ребенку общаться с друзьями в своем доме, устраивать с ними праздники. Это крайне важно для социализации.
В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными, если было обещано одно, нельзя в другой день делать совершенно иное. Всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей.
Важно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс.
Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего.
Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью.
Источники:
- И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с. 302-303.
- О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65
Тревога и депрессия у детей
Узнайте о рекомендациях по когнитивно-поведенческой терапии в школах для уменьшения симптомов депрессии и тревогиexternal icon.
У многих детей есть страхи и беспокойства, они могут время от времени чувствовать грусть и безнадежность. Сильные страхи могут появляться в разное время развития. Например, малыши часто очень огорчаются, находясь вдали от родителей, даже если они в безопасности и о них заботятся. Хотя страхи и беспокойства типичны для детей, стойкие или крайние формы страха и печали могут быть связаны с тревогой или депрессией. Поскольку симптомы в первую очередь связаны с мыслями и чувствами, их иногда называют интернализующие расстройства .
Тревога
Если ребенок не перерастает страхи и беспокойства, типичные для маленьких детей, или когда страхов и беспокойств так много, что они мешают школе, дому или игровой деятельности, у ребенка может быть диагностирована тревожное расстройство. Примеры различных типов тревожных расстройств включают
- Сильный страх вдали от родителей (разлука)
- Чрезвычайный страх перед определенными вещами или ситуациями, такими как собаки, насекомые или обращение к врачу (фобии)
- Очень боится школы и других мест, где есть люди (социальная тревожность)
- Очень беспокоится о будущем и о том, что случится что-то плохое (общая тревога)
- Повторяющиеся эпизоды внезапного, неожиданного, сильного страха, сопровождающиеся такими симптомами, как учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, головокружение, дрожь или потливость (паническое расстройство)
Беспокойство может проявляться в виде страха или беспокойства, но также может сделать детей раздражительными и злыми. Симптомы тревоги могут также включать проблемы со сном, а также физические симптомы, такие как усталость, головные боли или боли в животе. Некоторые тревожные дети держат свои беспокойства при себе, и поэтому симптомы могут быть упущены.
Сопутствующие состояния включают обсессивно-компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство.
Узнайте больше о тревоге у детейexternal icon
Депрессия
Время от времени грустить или чувствовать безнадежность — часть жизни каждого ребенка. Однако некоторые дети чувствуют грусть или отсутствие интереса к вещам, которые раньше доставляли им удовольствие, или чувствуют себя беспомощными или безнадежными в ситуациях, которые они могут изменить. Когда дети чувствуют постоянную грусть и безнадежность, у них может быть диагностирована депрессия.
Целевая группа профилактических служб США: узнайте о рекомендациях по обследованию детей и подростков на депрессиювнешний значок
Примеры поведения, часто наблюдаемого у детей с депрессией, включают
- Постоянную грусть, безнадежность или раздражительность
- Нежелание делать или получать удовольствие от забавных вещей
- Выявление изменений в привычках питания – есть намного больше или намного меньше, чем обычно
- Отображение изменений в режимах сна — сон намного больше или намного меньше, чем обычно
- Изменения в энергии – усталость и вялость или напряжение и беспокойство большую часть времени
- Трудно сосредоточиться
- Чувство бесполезности, бесполезности или вины
- Демонстрация членовредительства и саморазрушительного поведения
Крайняя депрессия может привести ребенка к мысли о самоубийстве или плану самоубийства. Для молодежи в возрасте 10-24 лет самоубийство является одной из основных причин смерти. Читайте о предотвращении суицида среди молодежи. внешняя иконка
Некоторые дети могут не говорить о своих беспомощных и безнадежных мыслях и не выглядеть грустными. Депрессия также может привести к тому, что ребенок создаст проблемы или будет вести себя немотивированно, в результате чего другие не заметят, что ребенок находится в депрессии, или ошибочно назовут ребенка смутьяном или ленивым.
Узнайте больше о депрессии у детейexternal icon
Лечение тревоги и депрессии
Узнайте о рекомендациях по диагностике и лечению тревогиexternal icon и депрессииexternal icon
Узнайте о предупреждении FDA в отношении использования антидепрессантов у молодых людейexternal icon
Первый шаг к лечению — это поговорить с поставщиком медицинских услуг, например с лечащим врачом вашего ребенка, или со специалистом по психическому здоровью, о проведении обследования. Американская академия детской и подростковой психиатрии (AACAP) рекомендует медицинским работникам регулярно проверять детей на наличие проблем с поведением и психическим здоровьем. pdf icon[217 КБ, 13 страниц]external icon Некоторые признаки и симптомы тревоги или депрессии у детей могут быть вызваны другими состояниями, например травмой. Конкретные симптомы, такие как трудности с концентрацией внимания, могут быть признаком синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Важно пройти тщательную оценку, чтобы получить наилучший диагноз и лечение. Консультация с врачом может помочь определить, должны ли лекарства быть частью лечения. Специалист в области психического здоровья может разработать план терапии, который лучше всего подходит для ребенка и семьи. Поведенческая терапия включает детскую терапию, семейную терапию или их комбинацию. Школа также может быть включена в план лечения. Для очень маленьких детей вовлечение родителей в лечение имеет ключевое значение. Когнитивно-поведенческая терапия — это одна из форм терапии, которая используется для лечения тревоги или депрессии, особенно у детей старшего возраста. Это помогает ребенку изменить негативные мысли на более позитивные, эффективные способы мышления, ведущие к более эффективному поведению. Поведенческая терапия тревоги может включать в себя помощь детям справиться с симптомами тревоги и справиться с ними, постепенно раскрывая их страхи, чтобы помочь им понять, что плохих вещей не происходит.
Лечение также может включать в себя различные способы помочь ребенку чувствовать себя менее напряженным и быть более здоровым, такие как питательная пища, физическая активность, достаточный сон, предсказуемый распорядок дня и социальная поддержка.
Получить помощь в поиске лечения
Вот инструменты для поиска поставщика медицинских услуг, знакомого с вариантами лечения:
- Психолог Locatorexternal icon, служба организации практики Американской психологической ассоциации (APA).
- Детский и подростковый психиатр Finderexternal icon, исследовательский инструмент Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP).
- Найдите когнитивно-поведенческую терапию на внешней иконке, поисковый инструмент Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии.
- Если вам нужна помощь в поиске лечебных учреждений, посетите сайт MentalHealth.govвнешняя иконка.
Лечение симптомов: сохранение здоровья
Быть здоровым важно для всех детей и может быть особенно важно для детей, страдающих депрессией или тревогой. В дополнение к правильному лечению, здоровый образ жизни может сыграть роль в управлении симптомами депрессии или тревоги. Вот несколько здоровых привычек, которые могут помочь:
- План здорового питания, основанный на фруктах, овощах, цельнозерновых продуктах, бобовых (например, фасоль, горох и чечевица), постных источниках белка, орехах и семенах
- Участие в физической активности не менее 60 минут каждый день
- Получение рекомендуемого количества сна каждую ночь в зависимости от возраста
- Практика осознанности или техники релаксации
Профилактика тревоги и депрессии
Точно неизвестно, почему у некоторых детей развивается тревога или депрессия. Многие факторы могут играть роль, включая биологию и темперамент. Но также известно, что у некоторых детей больше шансов на развитие тревоги или депрессии, когда они переживают травму или стресс, когда с ними жестоко обращаются, когда другие дети запугивают или отвергают их, или когда их собственные родители испытывают тревогу или депрессию.
Хотя эти факторы, по-видимому, увеличивают риск тревоги или депрессии, существуют способы уменьшить вероятность их возникновения у детей. Узнайте о подходах общественного здравоохранения к предотвращению этих рисков:
- Предотвращение самоубийств
- Предотвращение запугивания внешний значоквнешний значок
- Профилактика жестокого обращения с детьми
- Предотвращение насилия среди молодежи
- Депрессия после рождения
- Уход за детьми в случае стихийного бедствия
- Психическое здоровье подростков и школьников
Тревожные расстройства (для родителей) — Nemours KidsHealth
Что такое тревожные расстройства?
Тревожные расстройства вызывают сильный страх и беспокойство, а также изменения в поведении, сне, еде или настроении ребенка.
Какие существуют виды тревожных расстройств?
Различные тревожные расстройства могут поражать детей и подростков. К ним относятся:
- генерализованное тревожное расстройство
- тревожное расстройство разлуки
- социальное тревожное расстройство
- паническое расстройство
- селективный мутизм
- специфические фобии
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР). ГТР заставляет детей беспокоиться почти каждый день — и по многим причинам. Дети с ГТР беспокоятся о вещах, о которых беспокоится большинство детей, таких как домашние задания, тесты или ошибки.
Но с ГТР дети больше и чаще беспокоятся об этих вещах. Дети с ГТР также беспокоятся о вещах, которые родители, возможно, не ожидают, что они вызовут беспокойство. Например, их могут волновать перемены, обеденное время, дни рождения, игры с друзьями или поездка в школьном автобусе. Дети с ГТР также могут беспокоиться о войне, погоде или будущем. Или о близких, безопасности, болезнях или травмах.
ГТР может мешать детям сосредоточиться в школе. Потому что с ГТР у ребенка почти всегда есть беспокойство. ГТР мешает детям расслабиться и повеселиться, хорошо поесть или заснуть ночью. Они могут пропускать много дней в школе, потому что беспокойство вызывает у них тошноту, страх или усталость.
Некоторые дети с ГТР держат свои заботы при себе. Другие говорят о своих переживаниях с родителями или учителями. Они могут снова и снова спрашивать, произойдет ли что-то, о чем они беспокоятся. Но им трудно чувствовать себя хорошо, что бы ни говорил родитель.
Тревожное расстройство разлуки (SAD). Для младенцев и очень маленьких детей нормально чувствовать тревогу в первый раз, когда они разлучаются со своим родителем. Но вскоре они привыкают к бабушке с дедушкой, няне или учителю. И они начинают чувствовать себя как дома в детском саду или школе.
Но когда дети не перерастают страх быть разлученными с родителями, это называется расстройством тревоги разлуки. Даже когда они становятся старше, дети с СТР очень беспокоятся о том, что их не будет рядом с родителями или дома. Они могут пропустить много дней в школе. Они могут сказать, что слишком больны или расстроены, чтобы идти. Они могут цепляться за родителей, плакать или отказываться ходить в школу, на ночевки, игры или другие занятия без родителей. Дома у них могут быть проблемы с засыпанием или сном в одиночестве. Они могут избегать пребывания в комнате дома, если рядом нет их родителей.
Социальная фобия (социальное тревожное расстройство). Дети с социофобией слишком боятся того, что подумают или скажут другие. Они всегда боятся, что могут сделать или сказать что-то неловкое. Они беспокоятся, что могут звучать или выглядеть странно. Они не любят быть в центре внимания. Они не хотят, чтобы другие их замечали, поэтому могут не поднимать руку в классе. Если их вызовут в классе, они могут замереть или запаниковать и не смогут ответить. При социофобии презентация в классе или групповая деятельность с одноклассниками могут вызвать сильный страх.
Социальная фобия может привести к тому, что дети и подростки будут избегать школы или друзей. Они могут чувствовать себя больными или уставшими до или во время школы. Они могут жаловаться и на другие ощущения в теле, которые также сопровождаются беспокойством. Например, они могут чувствовать учащенное сердцебиение или одышку. Они могут нервничать и чувствовать, что не могут усидеть на месте. Они могут чувствовать, что их лицо становится горячим или краснеет. Они могут чувствовать дрожь или головокружение.
Паническое расстройство. Эти внезапные приступы тревоги могут вызывать сильные физические симптомы, такие как чувство дрожи или нервозности, дрожь, учащенное сердцебиение и одышка. Панические атаки могут случиться в любое время. Они чаще встречаются у подростков, чем у детей.
Избирательный мутизм. Эта крайняя форма социофобии вызывает у детей такой страх, что они не разговаривают. Дети и подростки, у которых есть , могут говорить. И они разговаривают дома или с самыми близкими людьми. Но они вообще отказываются разговаривать в школе, с друзьями или в других местах, где у них есть этот страх.
Специфические фобии. Для маленьких детей нормально бояться темноты, монстров, больших животных или громких звуков, таких как гром или фейерверк. В большинстве случаев, когда дети боятся, взрослые могут помочь им снова почувствовать себя в безопасности и успокоиться. Но фобия — это более интенсивный, более экстремальный и продолжительный страх перед определенной вещью. При фобии ребенок боится того, чего боится, и пытается этого избежать. Если они находятся рядом с тем, чего боятся, они испытывают ужас, и их трудно утешить.
При определенной фобии у детей может быть сильный страх перед такими вещами, как животные, пауки, иглы или уколы, кровь, рвота, гроза, люди в костюмах или темнота. Фобия заставляет детей избегать мест, где, по их мнению, они могут увидеть то, чего боятся. Например, ребенок с боязнью собак может не пойти к другу, в парк или на вечеринку, потому что там могут быть собаки.
Каковы признаки и симптомы тревоги?
Родители или учителя могут заметить признаки беспокойства ребенка или подростка. Например, ребенок может цепляться, пропускать школу или плакать. Они могут притворяться испуганными или расстроенными, отказываться говорить или что-то делать. Дети и подростки с тревогой также чувствуют симптомы, которые другие не видят. Это может заставить их бояться, волноваться или нервничать.
Это может повлиять и на их тело. Они могут чувствовать дрожь, нервозность или одышку. Они могут чувствовать «бабочек» в животе, горячее лицо, липкие руки, сухость во рту или учащенное сердцебиение.
Эти симптомы тревоги являются результатом реакции «бей или беги». Это нормальная реакция организма на опасность. Это вызывает выброс естественных химических веществ в организме. Эти химические вещества готовят нас к встрече с реальной опасностью. Они влияют на частоту сердечных сокращений, дыхание, мышцы, нервы и пищеварение. Этот ответ призван защитить нас от опасности. Но при тревожных расстройствах реакция «дерись или беги» становится сверхактивной. Это происходит даже тогда, когда нет реальной опасности.
Что вызывает тревожные расстройства?
Несколько факторов играют роль в возникновении чрезмерной активности «бей или беги», которая возникает при тревожных расстройствах. К ним относятся:
Генетика. Ребенок, у которого есть член семьи с тревожным расстройством, с большей вероятностью тоже будет иметь его. Дети могут наследовать гены, делающие их склонными к беспокойству.
Химия мозга. Гены помогают управлять работой химических веществ мозга (называемых нейротрансмиттерами). Если определенных химических веществ в мозгу не хватает или они не работают должным образом, это может вызвать беспокойство.
Жизненные ситуации. События, происходящие в жизни ребенка, могут быть стрессовыми, и с ними трудно справиться. Потеря, серьезная болезнь, смерть любимого человека, насилие или жестокое обращение могут вызвать у некоторых детей тревогу.
Приобретенное поведение. Выросший в семье, где другие люди напуганы или обеспокоены, также может «научить» ребенка бояться.
Как диагностируются тревожные расстройства?
Тревожные расстройства может диагностировать квалифицированный терапевт. Они разговаривают с вами и вашим ребенком, задают вопросы и внимательно слушают. Они спросят, как и когда тревога и страхи ребенка проявляются чаще всего. Это помогает им диагностировать конкретное тревожное расстройство у ребенка.
Ребенок или подросток с симптомами беспокойства также должен проходить регулярный медицинский осмотр. Это помогает убедиться, что никакая другая проблема со здоровьем не вызывает симптомы.
Как лечат тревожные расстройства?
Наиболее часто тревожные расстройства лечат с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) . Это тип разговорной терапии, который помогает семьям, детям и подросткам научиться справляться с беспокойством, страхом и тревогой.
КПТ учит детей тому, что то, что они думают и делают, влияет на то, как они себя чувствуют. В КПТ дети узнают, что, когда они избегают того, чего боятся, страх остается сильным. Они узнают, что когда они сталкиваются со страхом, страх ослабевает и уходит.
В CBT:
- Родители узнают, как лучше реагировать, когда ребенок беспокоится. Они узнают, как помочь детям противостоять страхам.
- Дети учатся преодолевать трудности, чтобы меньше бояться и меньше волноваться.
Терапевт помогает детям практиковаться, поддерживает и хвалит их за попытки. Со временем дети учатся сталкиваться со страхами и чувствовать себя лучше. Они учатся привыкать к ситуациям, которых боятся. Они гордятся тем, что узнали. И без особых забот они могут сосредоточиться на других вещах, таких как школа, занятия и развлечения. Иногда для лечения беспокойства также используются лекарства.
Как я могу помочь своему ребенку?
Если у вашего ребенка тревожное расстройство, вот несколько способов, которыми вы можете помочь:
- Найдите квалифицированного терапевта и водите ребенка на все приемы терапии.