Влияет ли самооценка: Влияет ли самооценка на поведение человека?

Как самооценка влияет на восприятие людьми своей внешности

Анна Саенко 2021/Ноябрь, на что влияет самооценка, Психология, самооценка

Психологи из Бангорского и Лондонского университетов в Великобритании выяснили как внутреннее представление человека о его внешности отличается от того, что видят окружающие. Для исследования был применен метод визуализации ментальных автопортретов, которые человек хранит в своем сознании. Свои выводы ученые опубликовали в журнале Psychological Science.

В эксперименте приняли участие 116 человек. С помощью компьютерного моделирования для всех участников исследования реконструировали мысленные образы их собственных лиц. Каждый доброволец должен был выбирать из двух случайных лиц то, которое казалось ему больше похожим на его собственное. Выбор повторялся многократно. В итоге для каждого из участников был создан некий усредненный автопортрет — «ментальное селфи».

Таким образом, ученые выяснили, что мысленные представления людей о своей внешности часто не соответствуют действительности, а зависят от самооценки и восприятия своей личности. Если испытуемый считал себя экстравертом, то полагал, что выражение его лица выглядит более уверенным и располагает к общению.

На втором этапе исследования ученые использовали тот же метод для оценки собственного тела. Результаты получились аналогичными. Когда человек воспринимает себя в негативном ключе, то ему кажется, что он выглядит хуже, чем есть на самом деле.

Внешний вид человека и его самооценка неразрывно связаны между собой. О том, что влияет на самооценку разберемся вместе с аналитическим психологом Анастасией Литовченко.

Самооценка человека начинает формироваться с самого раннего детства, прежде всего в семье. Ребенок копирует поведение родителей, перенимает их условную самооценку. Он учится воспринимать мир так же, как и люди из его ближайшего окружения: сверстники, учителя и другие значимые взрослые. В формировании адекватной самооценки большую роль играют поддержка и понимание близких.

«При стабильной адекватной самооценке человек правильно соотносит свои возможности и способности, ставит конкретные цели. Знает свои сильные и слабые стороны, не обесценивает свои успехи и не впадает в отчаяние при провалах. Он умеет подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Не пытается произвести впечатление на окружающих и спокойно воспринимает критику».

Человек составляет мнение о себе сравнивая себя с другими, но немаловажное значение имеет и личный опыт: успехи и неудачи. Излишняя похвала, избалованность и вседозволенность в детстве заставляют человека смотреться в «кривое зеркало».

«При завышенной самооценке человек не может воспринимать себя адекватно. Он ставит свои потенциальные возможности выше реальных, хочет быть в центре внимания, у него нет страха совершить ошибку. Ему все равно, что о нем думают окружающие. Такой человек не желает признавать свои недостатки, ему сложно воспринимать критику».

И наоборот, критика, попытки пристыдить, отсутствие ответственности и сравнение с другими неизбежно способствуют снижению самооценки.

«При неадекватно заниженной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе. Он недооценивает свои способности, обесценивает свои успехи, винит себя в любых неудачах. Такой человек зависит от чужого мнения, не прислушивается к себе и боится принимать решения, идет по пути наименьшего сопротивления».

Для того, чтобы изменить самооценку нужно начать более адекватно воспринимать себя, свои действия и реакцию других людей.

Влияние самооценки на развитие ребенка

Искать…

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой  может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но, не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если  самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».
При  адекватной самооценке ребенок  создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Самооценка не только свидетельствует об определенном отношении человека к себе, но и помогает предсказать отношение других людей к данной особе. Можно с уверенностью сказать, что человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у ребенка.
Если хвалить, то правильно:
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми…». Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенкав следующих случаях:

  • За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  • Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  • Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  • Нельзя хвалить из жалости.
  • Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  • Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию
    . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т. д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  • Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  • Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит ребенку веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее 

прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Приемы для повышения самооценки ребенка:

  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  • Попросите о помощи как у равного или старшего.
  • Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях «мать-сын» — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  • За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  • Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  • Никогда 
    не отнимайте вещи
    , подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  • Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказаниявнушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  • Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  • Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  • Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  • Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  • Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  • Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  • Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  • Сразу после душевной или физической травмы.
  • Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  • Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  • Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки».
    Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

© 2022 ЧОУРО «Православная гимназия во имя святого благоверного князя Димитрия Донского городского округа город Бор»

Go Top

уважение | Детское общество

Что такое самооценка?

Самоуважение касается вашей самооценки и того, как вы относитесь к себе. Если у вас низкая самооценка, это означает, что вы, вероятно, не уверены в себе и, скорее всего, смотрите на вещи в негативном свете. Если ваша самооценка высока, значит, вы лучше любите себя и более позитивно относитесь к жизни в целом.

Что влияет на самооценку

Что влияет на самооценку?

На вашу самооценку могут влиять ваши представления о том, какой вы человек, что вы можете делать, свои сильные и слабые стороны, а также ваши ожидания относительно будущего.

В вашей жизни могут быть определенные люди, чьи сообщения о вас также могут способствовать повышению вашей самооценки. Если эти сообщения исходят от людей, которых вы цените, вы можете придавать им большее значение. Ваша личность будет влиять на то, как вы интерпретируете эти сообщения, как и жизненный опыт и общество, в котором вы живете.

Низкая самооценка и как она влияет на вас

Если у вас хорошая самооценка, ваше отношение к себе обычно будет положительным. Возможно, в вашей жизни были трудные времена, но вы, вероятно, сможете справиться с ними. Вы не будете усваивать свои мысли, и поэтому эти трудные времена вряд ли будут иметь долгосрочные последствия.

Если у вас низкая самооценка, вы можете сосредоточиться на своих слабостях или на совершенных вами ошибках. Вам становится все труднее распознавать, в чем вы хороши, или положительные стороны вашей личности. Вы также можете винить себя за любые трудности в жизни, которые возникают.

Может быть очень сложно определить, здоровая у кого-то самооценка или низкая, только по тому, как они себя ведут или что делают. Некоторые люди могут казаться счастливыми и уверенными в себе, но внутри думают, что они недостаточно хороши, и беспокоятся о множестве мелких деталей своего дня.

Только не сдавайся
, продолжай бороться с
несмотря ни на что Просто не сдавайся, продолжай бороться несмотря ни на что

Как повысить самооценку

Если вы считаете, что у вас низкая самооценка, вот несколько советов, которые помогут улучшить ваше самочувствие:

  • Поговорите с кем-нибудь: Важно поговорить с кем-то, кому вы доверяете, о том, как вы себя чувствуете. Сдерживание своих чувств иногда может усугубить ситуацию.
  • Присоединяйтесь к деятельности или обществу, которое вам нравится: Иногда участие в группе может укрепить наше чувство собственного достоинства и создать чувство принадлежности. Всегда сначала исследуйте деятельность и группу, убедившись, что доверенный взрослый подтвердил, что это безопасно, прежде чем вы пойдете.
  • Перерывы в самоуважении: Каждый день устанавливайте напоминание, чтобы ценить в себе три качества. Это займет всего две минуты, но может оказать сильное влияние на самооценку.
  • Тщательно выбирайте своих героев: Не позволяйте СМИ указывать вам, кем должен быть ваш герой. Подумайте о том, за что вы стоите, кто действительно вдохновляет вас в жизни и почему.
  • Тщательно выбирайте отношения: Люди, с которыми вы проводите время, хорошо влияют на вашу самооценку? Являются ли они честными, добрыми, сострадательными и не осуждающими? Если да, то они, вероятно, окажут положительное влияние на то, как вы думаете и чувствуете.
  • Поговорите со специалистом: Иногда легче поговорить с кем-то, кто не входит в ваш круг общения, так как их совет может быть беспристрастным и беспристрастным, помогая вам найти лучшее решение.
  • Составьте карту себя: Некоторым людям полезно составить карту того, как они видят себя. Постарайтесь сделать так, чтобы на вашей карте было больше плюсов, чем минусов — это может включать в себя такие вещи, как умение хорошо играть в Minecraft или макияж, быть рядом с друзьями или лайкать собственное имя.

Почему самооценка важна для психического здоровья

ИЮЛ. 12, 2016

Энн Голд

 

Хотя низкая самооценка сама по себе не классифицируется как состояние психического здоровья, существует четкая связь между тем, как мы относимся к себе, и нашим общим психическим и эмоциональным благополучием. Британская благотворительная организация Teenage Minds определяет самооценку как «то, как человек относится к себе и к тому, что он делает». Итак, человек с высокой самооценкой считает себя хорошим человеком; они могут признать свои хорошие качества и, как правило, будут стремиться к счастливой и успешной жизни. Человек с низкой самооценкой негативно относится к себе, считая, что он недостоин любви, счастья или успеха.

Исследования связывают низкую самооценку с проблемами психического здоровья и плохим качеством жизни, поэтому такой образ жизни потенциально опасен. Вот лишь несколько способов, которыми низкая самооценка может повлиять на психическое здоровье, и как вы можете попытаться улучшить свое:

  • Плохие отношения. Как люди, мы стремимся взаимодействовать с другими, и отношения, которые у нас есть с самыми близкими нам людьми, помогают определить нас как людей. Таким образом, негативные отношения в конечном счете равны негативным чувствам и негативному восприятию самих себя.
     
  • Зависимость. Психологические исследования показывают, что низкая самооценка в детстве и раннем взрослом возрасте может быть предрасположенностью к зависимости в более позднем возрасте. Многие наркоманы употребляют такие вещества, как наркотики или алкоголь, чтобы ослабить негативное отношение к себе. Но со временем этот метод эскапизма перерастает в зависимость и, конечно же, пагубно сказывается на их и без того истощенном уровне самооценки.
     
  • Депрессия и тревога. Низкая самооценка имеет тенденцию работать в порочном круге с другими психическими расстройствами, такими как депрессия и тревога. Трудно сказать, что на первом месте, только то, что это сочетание обычное и неприятное. Кто-то, кто уже живет с психическим заболеванием, может обнаружить, что низкая самооценка развивается из-за социальной стигмы, окружающей психическое заболевание. Стигма может увековечить ощущение, что они каким-то образом потерпели неудачу.

Повышение самооценки

Повышение самооценки имеет решающее значение. Когда мы учимся любить себя, мы стремимся к лучшей жизни — более счастливым отношениям, более успешной карьере или излечению от зависимости. Но изменить глубоко укоренившиеся чувства к себе нелегко, и часто эксперты рекомендуют какую-то форму терапии (обычно когнитивно-поведенческую терапию), чтобы добраться до глубинных причин наших негативных мыслей о себе.

Ключевой момент в том, чтобы бросить вызов этим негативным мыслям и превратить их в более позитивные. Также важно научиться ценить и заботиться о своем разуме и теле посредством здорового образа жизни. Правильное питание, физические упражнения и медитация могут стать первыми ступеньками на пути к восстановлению физической и эмоциональной уверенности. Полное общение с теми, кого мы любим, очень важно. Чувство любви и поддержки (и возможность предложить любовь и поддержку в ответ) — прекрасный способ начать повышать самооценку. Если у вас нет ближайших друзей или родственников, подумайте о том, чтобы присоединиться к группе поддержки или даже стать волонтером. Помощь другим — отличный способ помочь себе.

 

Теперь писательница Энн Голд ранее работала в сфере психического здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *