Детские кризисы возраста: Детские возрастные кризисы. Как пережить?【 Консультация психолога 】

Кризис раннего детства — Диалог

Кризис раннего детства – это своеобразный скачок в развитии, переход ребенка на новый уровень психического взаимодействия с миром.

Взросление происходит не в один день, поэтому нет четкой границы, когда ребенок начинает осознавать себя как единое целое, как личность, свой пол, расовую принадлежность и возраст. Психологами были условно обозначены границы детских кризисов: 1 год, 3 года, 5 лет. В кризис нужно вести наблюдение за поведением ребенка и корректировать его в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в обществе, не забыв при этом обеспечить ему сохранность жизни и здоровья.

Возрастные кризисы у детей

Первый кризис у малышей начинается с того момента, когда они начинают ползать или ходить. Т.е. свободно перемещаться, дотягиваться до опасных предметов. Так ребенок сталкивается с ограничениями, что, естественно, вызывает в нем неосознанный протест. Не понимая до конца, почему нельзя совать пальцы в розетку или бросать стеклянные тарелки на пол, он будет делать по-своему, а физическое наказание лишь усугубит проблему, и малыш будет вас бояться. Кризис одного года у ребенка может пройти незаметно. Если малыш все время находится в вашем поле зрения, показывайте ему, как «кусается» огонь и что кружка горячая. На определенной стадии ребенок попробует манипулировать вами, например, чтобы заполучить любимую игрушку, он будет биться в истерике. Если вы не отреагируете спокойно, окажетесь в его хитрых «лапках».

Кризис 3 лет начинается, когда малыш первый раз заявит вам: «Я сам!». Именно в это время он начинает осознавать себя как человека, идентифицировать себя с детьми примерно одного возраста. Дайте малышу больше свободы. Позвольте ему самому собираться на прогулку. Дайте ему возможность помыть посуду, не отталкивайте его от повседневных дел, которыми можно заняться вместе. В этом возрасте ребенку нельзя запрещать, ему нужно давать возможность выбора. К примеру, если он не любит кашу на завтрак, но вы должны ему обеспечить полноценное питание, подбросьте фразу для размышления: «Ты какую кашу будешь сегодня: манную или рисовую?»

Самый многогранный – это кризис 5 лет у детей, когда они полностью копируют поведение взрослых, отказываются от привычных видов деятельности. Малыш будет наблюдать исподтишка за вами и вашими отношениями с супругом. В общении со сверстниками копировать его в мелочах, фразах и деталях. Дети 5 лет очень любят подсматривать за взрослыми и подслушивать их «взрослые» разговоры. Дети становятся менее эмоциональными, они подавляют слезы во время наказания, показывая тем самым всю степень своего взросления. Бывает, что они заигрываются до такой степени, что их поведение меняется до неузнаваемости.

Психологи утверждают, что кризис 5 лет у детей присутствует лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть трения, если они чересчур эмоционально относятся к семейным проблемам, вынося их напоказ. Дети показывают нам, какие мы есть на самом деле. Кризис пятилетних малышей можно назвать, в полной мере, семейным.

Советы психолога

Признайтесь себе, что вашему ребенку уже не 3 года, и он способен заявить о своих чувствах, мыслях. Он уже может контролировать свое поведение. Дайте ему время и пространство для того, чтобы он смог перейти на новый уровень общения с вами!

Не обращайте внимания на капризы, кривляния и взрослые манеры поведения. Если на этом не концентрироваться, не умиляться «смешным» ребенком в обществе других взрослых, такое поведение не станет нормой. В этом возрасте у детей проявляется характер, который дан нам от рождения. Он может стать скрытным, покладистым, открытым, раздражительным, застенчивым и т.д. Примите эти изменения, уважая особенности своего ребенка.

Процесс воспитания предполагает собой воздействие, а это не что иное, как агрессия. Ребенка нельзя поучать, с ним нужно вести беседы и вместе принимать решения, давая ему право выбора – это повысит его самооценку и даст возможность по-настоящему быстро перейти к школьному периоду.

Не стоит вмешиваться в дела ребенка, если он не просит о помощи. Ему будет куда приятнее самому порадовать вас результатом своего труда. Понемногу делегируйте полномочия вопросительными предложениями, но никак не приказами: «Поможешь вымыть пол?», «А ты бы мог протереть цветы от пыли самостоятельно?», «Я не успеваю, сложишь игрушки в коробку?». Не бойтесь, что ребенок вам откажет. Если так случилось, ничего, попробуйте ещё раз, начните делать сами, и ваше чадо обязательно присоединиться к совместной деятельности.

Не стоит проявлять гиперопеку, ведь так ваш малыш никогда не станет самостоятельным и, тем более, взрослым человеком, который будет нести ответственность за свои поступки и слова. Просто любите его. Хвалите за сделанное. Интересуйтесь его делами и радуйтесь каждому новому дню, проведенному вместе.

Детский возрастной кризис и как с этим бороться?

В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом.

Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет.

Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.

Кризис первого года жизни

Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка.

С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.

Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».

Кризис трёх лет

Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу.

Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.

Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!

Обучение ребёнка общению и умению дружить

Кризис семи лет

Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы.

За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.

Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.

Другие статьи наших педагогов:

  • Топ-5 мифов о подростках
  • Что означает плач ребёнка
  • Психологические расстройства у детей
  • Почему кошки мурлыкают (ответ для самых маленьких)
  • Интернет зависимость у подростков
Подростковый период

Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет.

У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.

Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку.

В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.

Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:

  • Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
  • Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  • Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
  • Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
  • Не перегружать ребёнка.
  • Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
  • Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
  • Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  • Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
  • Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
  • Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
  • Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
  • Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  • Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
  • Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!

Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!

Другие статьи детских психологов и педагогов смотрите здесь.

Вас могут заинтересовать материалы

Что такое осознанное родительство

Подробнее

Удовлетворение эмоциональных потребностей детей во время кризиса: советы профессионалов

Дата выпуска: 14 июня 2016 г.

После такого трагического события, как массовое убийство, произошедшее в минувшие выходные в Орландо, родители часто сталкиваются с проблемой: что, как и сколько они должны говорить своим детям?

Дети имеют почти безупречные радары для родительского беспокойства, состояния, которое может иметь просачивающийся эффект. После стрессового события — будь то стихийное бедствие, стрельба или общественные беспорядки — дети могут чувствовать себя растерянными, испуганными и расстроенными.

Растущее количество исследований показывает, что последствия острого и хронического стресса в детстве могут ускорить развитие ряда проблем со здоровьем в молодом возрасте и в более позднем возрасте, включая депрессию, злоупотребление психоактивными веществами и сердечные заболевания. Таким образом, уделение внимания эмоциональным потребностям наших детей во время кризиса и всегда должно оставаться нашим главным приоритетом.

Родители, опекуны и педиатры должны навестить детей после стрессового события и открыто обсудить его. Прямое и честное обсуждение темы всегда является лучшей стратегией.

Нормальные и распространенные реакции после стрессового опыта включают плач, опасения и задавание множества вопросов о событии. Однако некоторые симптомы следует рассматривать как тревожные сигналы, предвещающие повышенную тревогу. К ним относятся необычная раздражительность, чрезмерная раздражительность, повышенная бдительность или нервозность, потеря аппетита, ночные кошмары и нарушения сна. Дети постарше могут требовать больше внимания, становиться беспокойными или агрессивными, становиться необычно тихими и замкнутыми.

Вот несколько советов по предотвращению и снижению беспокойства ребенка после стрессовых событий:

Прежде всего, поговорите об этом. Простое начало диалога может в значительной степени успокоить страхи ребенка. Избегание или замалчивание трудных событий может передать сообщение о том, что тема «запрещена», что может усилить тревогу. Открытое и честное обсуждение важно еще и потому, что детские страхи часто преувеличены и хуже реальности. Узнайте, как много ребенок знает и что его или ее больше всего беспокоит, а затем контекстуализируйте ситуацию. Если ребенок отказывается говорить о травмирующем событии, не давите на него. Дайте ребенку несколько дней и пересмотрите ситуацию. Задавая простые вопросы, например: «Тебя что-то беспокоит?» или «Слышали ли вы о том или ином событии?» всегда являются хорошим началом разговора. Насколько подробно нужно вдаваться в зависимости от возраста ребенка? Возьмите реплики из их ответа. Важно быть честным с детьми. Им нужно уметь доверять взрослым. Потеря доверия может быть одним из самых разрушительных переживаний в жизни маленького ребенка. Подумайте о том, чтобы поделиться своими чувствами и дать понять ребенку, что расстраиваться — это нормально.

Мониторинг воздействия СМИ. Маленьким детям лучше не смотреть новости. В идеале дети старшего возраста должны смотреть новости вместе с родителем или опекуном. Это дает вам возможность обсудить происходящее, поместить его в контекст для ребенка и оценить, как ребенок к этому относится.

Адресная безопасность. Страх — это обычная, здоровая и понятная реакция. Помогите оценить реальный риск причинения вреда в перспективе, заверите детей в том, что вы предприняли шаги для их защиты дома, и сообщите им, что существуют меры для защиты учащихся в школе и других общественных местах.

Берегите себя. Дети учатся, наблюдая и подражая, поэтому родителям и опекунам очень важно демонстрировать поведение и отношение, которые они хотят, чтобы их дети развивались.

Готовьтесь к худшему и надейтесь на лучшее. Последствия любого события — будь то стихийное бедствие или техногенная катастрофа — это хорошая возможность пересмотреть семейные планы действий в чрезвычайной ситуации.

Обсудите, что можно и чего нельзя делать, кому звонить и где встречаться в случае чрезвычайной ситуации.

Тина Ченг, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, профессор педиатрии в Медицинской школе Университета Джона Хопкинса и директор Отделения общей педиатрии и подростковой медицины Университета Джона Хопкинса.

Как разговаривать с детьми в кризисной ситуации – Подходящие для развития способы успокоения детей по возрастным группам

Брэд Мейсон

Какие подходы лучше всего подходят для общения с детьми разного уровня зрелости? Хотите знать, как разговаривать с детьми в кризисной ситуации?

Возраст 3-7 лет «Мы здесь, мы позаботимся о вас и Вы будете в порядке.» Составьте и ежедневно выполняйте обычный распорядок дня.

Гайки и болты для детей 8-11 лет. Объясните механизм действия ситуация. Сообщите им, чего ожидать, какие процедуры будут реализованы, что они увидят и что произойдет. В принципе, как это работает.

Возраст 12-18 лет Пусть расскажут об этом своим друзьям. Попробуй наблюдайте на расстоянии и проверяйте, что они слышат. Они хотят знать, что «все остальные» в их группе сверстников думают, чувствуют и делают. Иногда взрослому полезно контролировать и выступать посредником в подростковом возрасте. предлагать крайние реакции и идеи.

Учтите также, что не все дети взрослеют социально и эмоционально с одинаковой скоростью. Дети, страдающие аутизмом или СДВГ, могут отставать от большинства своих сверстников на несколько или несколько лет. Одаренные дети также склонны к асинхронному развитию. В то время как они могут обладать интеллектом, позволяющим представить обычно взрослые виды забот, потребностей и результатов, в эмоциональном плане им может быть трудно справиться с тревожными мыслями. Используйте свое суждение, чтобы умерить, как говорить с детьми в кризисе.

Если кажется, что немного разговора не помогает им сохранять спокойствие и сосредоточены на текущих задачах, попробуйте внедрить некоторые регулярные, рутинные практики здоровый умственный и эмоциональный уход.

Среди них могут быть:

Составление списка благодарностей для ежедневного просмотра, возможно, за завтраком и, возможно, вообще во время сидячей еды и ночью прямо перед сном. «Это вещи, за которые мы благодарны; кондиционер, крыша, которая не протекает, родители, которые нас любят, еда в кладовке, водопровод, теплая постель, друзья, домашние животные и т.д.»

Регулярный график сна

Ежедневные тренировки

Регулярное здоровое питание

Ведение журнала

Обеспечьте структуру, создав процедуру с расписанием для следить через день. Для получения дополнительной информации см. мою страницу бесплатных ресурсов https://intensivecareforyou.com/resources-for-free/

На этой странице вы найдете

Расписания активности — как сделать визуальное расписание для обеспечивать структуру, упрощать переходы и управлять поведением

Аффирмации успокоения страхов

Сонник- методика создания целей и прояснения на том, чего вы хотите, вместо того, чтобы сосредотачиваться на существующих проблемах или ограничениях.

Стратегии управления стрессом

Советы по расслаблению

Медитации

И многие другие краткие и простые в использовании стратегии, помогающие детям справляться с эмоциями, укреплять психическое здоровье и вести себя ожидаемым образом.

Управляйте экранным временем и видеоиграми, находясь дома Оберегайте детей от неприятностей и управляйте поведением, пока они застряли дома

В блоге на этом сайте, интенсивной терапии для вас. эмоциональный контроль, аутизм, СДВГ, ОВР и управление поведением.

Дополнительная информация о том, как разговаривать с детьми в кризисной ситуации:

https://www.kidsincrisis.org/get-help/

https://www.mercycorps.org/blog/tips-helping-children-through-crisis

https://www.healthychildren.org/English/healthy-living/emotional-wellness/Building-Resilience/Pages/How-to-Support-Your-Childs-Resilience-in-a-Time-of-Crisis.aspx

Я хочу создать здоровую счастливую жизнь

Трудно работать с мыслями, которые продолжают думать о проблемах и заботах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *