Детям о насекомых в детском саду: Конспект для детского сада (средняя группа)

Конспект для детского сада (средняя группа)

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по социально-коммуникативному развитию «Насекомые»

с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности.

Санкт-Петербург, 2014

Автор: Девятерикова Ольга Александровна и Цыпышева Ольга Петровна, воспитатели первой квалификационной категории, МАДОУ ЦРР детский сад №6, Пермский край, город Губаха.

Цель: закрепление полученных знаний о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что.

Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку).

Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

В помощь педагогу: наглядно-дидактическое пособия на тему «Насекомые» можно приобрести в специализированном магазине развивающих игрушек «Детский сад» — detsad-shop.ru


Ход занятия

1.Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

— Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Организационный момент

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью.

Воспитатель:

— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель:

— Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

— А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Закройте глаза и повторяйте за мной:

— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки и выложить ее на фланелеграфе».

1.​ У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

— Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

2. ​ Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее… (пчела).

Воспитатель:

— Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

3. Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

3.​ Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Воспитатель:

— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

4.​ Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель:

— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.

)

— А паук – это насекомое?

— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

— Назовите полезных насекомых. ( бабочка, пчела, муравей.)

— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

— Назовите вредных насекомых. ( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

— Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

— Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), обойду я лужи! Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой), каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой). И потопаю потом (дети топают ногами).

— Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

— Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель:

— Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

— Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам.

Воспитатель:

-По какому признаку вы разложили бабочек? Ребенок объясняет:

-Я разложила бабочек по форме.

Воспитатель:

— А сейчас Соня разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

— Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

— А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

— По размеру.

Воспитатель:

— Настя, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

— Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

— Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

— Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

— Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

— Кто появляется из яйца? Ответы детей:

— Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

— Что делает гусеница? Ответы детей:

— Она питается листьями и растет. Воспитатель:

— В кого она превращается? Ответы детей:

— Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

— Кто выходит из куколки? Ответы детей:

— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Рассказы детей по цепочке:

Бабочка отложила яички на цветке.

Потом появилась гусеница.

Гусеница питалась листьями и росла.

Потом гусеница превратилась в куколку.

Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

— Вам понравилось быть насекомыми?

— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

— Какая игра вам больше всего понравилась?

— Вы все сегодня были молодцы!

Релаксация. «Порхание бабочки»

Воспитатель:

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Детский сад 82 г.Томск — Знакомим детей с насекомыми

С самого раннего возраста мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыха на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями. Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.

Проявления познавательного интереса у детей с малых лет и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что же можно рассказать детям о насекомых?

Можно рассказать детям о том, как передвигаются насекомые. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать, некоторые даже могут ползать вниз головой. Чем питаются — зелёными листьями, созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. А есть и такие, которые охотятся на других насекомых.

Сами насекомые являются пищей для ящериц и летучих мышей. Спасаются от врагов они защитной окраской. Например, кузнечики и гусеницы, сидя неподвижно в траве или на листочке остаются незаметными. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек или сучков.

На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при взмахе отпугивают врагов.

Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и впрыскивают в ранку яд. Такие насекомые окрашены в жёлтые и чёрные цвета, например, пчела, оса или шмель. Птицы и звери знают это и предпочитают их не трогать. Божьи коровки в случае опасности выпускают пахучую жидкость, тем самым отпугивают птиц.

Многие насекомые приносят пользу людям. Благодаря пчёлам у людей есть вкусный, душистый и полезный мёд. Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.

Природа дарит нам красоту, оценить и постичь которую мы помогаем нашим детям. Рассказывая и показывая интересные факты из жизни насекомых, мы помогаем ребятишкам узнавать много нового и интересного. Воспитываем любовь к природе и бережное к ней отношение!

                                                               Воспитатель Гельм Елена Филипповна

Поделиться:

Занятия с насекомыми, которые понравятся вашим детям

Найдите множество забавных занятий с насекомыми для вашего дошкольного и дошкольного образования. Эти занятия идеально подходят для ваших центров обучения насекомым и жукам.

Насекомые не обязательно должны быть страшными и отвратительными. Сделайте изучение насекомых и жуков увлекательным с этой коллекцией забавных заданий на тему насекомых для ваших детей.

Упражнение «Выкройка гусеницы»

Объедините математику, ремесло и мелкую моторику, выполняя эти простые задания в виде гусеницы.

Тема насекомых. Приглашение к игре.

Соберите различные материалы на разделенном лотке. Добавьте пластилин. Затем отойдите в сторону и посмотрите, как дети творят с помощью этого забавного приглашения для лепки на тему жуков.

Действия с номерами жуков и насекомых

Существует так много разных способов, которыми вы можете использовать этот ресурс с номерами жуков и насекомых из моего магазина.

  • Рассортируйте милых светлячков по цвету
  • Используйте карточки с цифрами для распознавания чисел и счета
  • Работа над простым сложением

Бабочка Приглашение к игре

Я люблю собирать тематические материалы для создания приглашения к игре. Разноцветные бусины, цветы и пластиковые бабочки можно использовать для создания забавного подноса для лепки с изображением бабочек. Ваши дети будут в восторге от этого неограниченного творчества.

Упражнение «Собери бабочку»

Вот еще одно занятие с бабочкой. Дети могут сопоставить половинки бабочки с помощью этого задания по сопоставлению бабочек, которое можно найти в моем магазине. Это отличное упражнение для визуального различения.

Тематические книги о насекомых

Вы ищете новые книги о жутких ползунах? Вот хороший список книг об ошибках и насекомых для детей.

Лаборатория энтомологии Драматический спектакль

Создайте лабораторию по исследованию насекомых в своем классе. Дети могут собирать образцы насекомых, измерять их и наблюдать за ними. Не забудьте предоставить возможности для записи своих данных. Ваши маленькие ученые получат массу удовольствия, когда вы превратите свою игровую площадку в энтомологическую лабораторию.

Подсчет и сортировка насекомых

Детям понравится сортировать различных насекомых по контейнерам для сортировки. Можно использовать формочки для кексов, картонные коробки для яиц и формочки для льда.

Эту недорогую разделенную коробку с рыболовными снастями я нашел в местном магазине Walmart. Я думаю, что это отличный инструмент для сортировки ошибок.

Создание среды обитания насекомых

Соберите различные материалы, от шелковых цветов до разноцветных бусин. Пусть ваши дети создадут среду обитания для пластиковых насекомых. Затем они могут притворяться, что проводят исследования, наблюдая за насекомыми и записывая данные.

Занятия по выкройке гусеницы

Дети могут найти и дополнить выкройку в этом практическом занятии по выкройке гусеницы, которое можно найти в магазине.

Симметрия бабочки Упражнение

Использование этой бесплатной распечатки бабочки для ознакомления с понятием симметрии. Дети могут нарисовать крылья на одной половинке бабочки и с помощью зеркала завершить бабочку.

Карточки с зажимами для грамотности шмелей

Поработайте над сопоставлением алфавитов и началом звуков с помощью этих карточек с зажимами для шмелей из магазина. Эта деятельность легко адаптируется для разных учащихся.

Упражнения с десятью рамками

Используйте эту бесплатную распечатку с десятью рамками и несколько забавных наклеек с насекомыми, чтобы сделать задание по математике с насекомыми своими руками.

Сенсорная корзина Creepy Crawly

Пусть ваши дети ловят насекомых в сенсорной корзине. Используйте пасхальную траву, пластиковых насекомых, пинцет и прозрачные контейнеры. Ознакомьтесь с этим списком идей для сенсорных материалов, чтобы получить еще больше идей для своей сенсорной корзины.

Создание книг с цифрами

Используйте забавные наклейки на багги для создания тематических книг с цифрами. Эти книги для печати можно найти в моем магазине, но вы можете легко сделать свои собственные.

Дополнительные занятия

  • Видео с насекомыми. Тематический парк Primary собрал несколько видеороликов, которые отлично подходят для детей.
  • Йога, посвященная насекомым: развивайте движение и осознавайте свое тело с помощью этих поз йоги от Pink Oatmeal. весело с этими действиями насекомых. У вас есть дополнительные идеи для занятий на тему насекомых и жуков? Пожалуйста, поделитесь ими в комментариях ниже.

    Хотите рассказать детям о природе? Насекомые могут помочь

    Насекомые повсюду – во дворах, на балконах и в парке вниз по улице.

    Фактически, в численном выражении на Земле преобладают насекомые, насчитывающие более 5,5 миллионов видов. Приблизительно 10 квинтиллионов — или 10 000 000 000 000 000 000 — отдельных насекомых живы в любой момент времени.

    Поскольку насекомые маленькие и легкодоступные, и их легко содержать в классе или дома, мы, исследователи насекомых, считаем, что они идеально подходят для обучения детей природе, что, в свою очередь, может увлечь их наукой. Поэтому мы провели опрос, чтобы узнать больше о том, как государственные школы используют насекомых.

    Учителя предпочитают позвоночных

    Мы опросили 262 учителей K-12 в 44 штатах относительно животных, которых они используют в своих классах. Из учителей, ответивших на этот опрос 2019 года, шесть преподавали в дошкольных учреждениях, 62 преподавали в начальной школе, 44 преподавали в средней школе и 147 преподавали в старшей школе. Остальные преподавали на всех уровнях обучения.

    Мы обнаружили, что учителя, скорее всего, выбирали позвоночных для обучения в классе, с 328 экземплярами земноводных, птиц, рыб, млекопитающих и рептилий. Мы также обнаружили 144 экземпляра беспозвоночных, включая насекомых, червей, пауков и ракообразных, таких как крабы и креветки.

    Самыми распространенными насекомыми были бабочки, за ними следуют жуки и тараканы.

    Примерно 2 из 3 опрошенных учителей заявили, что не держат в своих классах насекомых или пауков, потому что предпочитают других животных. Еще 1 из 6 сказал, что это потому, что они не любят насекомых. Ответы показывают, как редко учителя используют насекомых в своих классах и как мало видов насекомых они выбирают для этой цели.

    Знакомство с природой

    Хотя многие люди боятся насекомых, они являются отличным учебным пособием по многим причинам. Например, насекомые полезны для чрезвычайно широкого круга уроков, от метаморфоз до разнообразия. Кроме того, они недороги и просты в уходе.

    Одна из причин, по которой мы рекомендуем учителям использовать насекомых в своих классах, заключается в том, что мы заметили, что взаимодействие с насекомыми помогает детям ценить природу. Выращивание бабочек и мотыльков в классе или просто наблюдение за этими насекомыми на улице дает учащимся возможность получить практический опыт. Чаще всего наблюдение за этими насекомыми приводит к дальнейшему изучению и любопытству о природной среде, в которой они обитают.

    Мы считаем, что, содержа насекомых в классе, маленькие дети имеют возможность больше узнать об этих животных. Насекомых часто боятся или игнорируют из-за стигмы в массовой культуре и общего отвращения. Как энтомологи, мы считаем, что знакомство с насекомыми в классе в сочетании с обучением учащихся поведению насекомых и их роли в окружающей среде даст учащимся безопасное место для наблюдения и оценки этих организмов.

    Исследования, проведенные в США, Норвегии, Китае и Японии, показали, что у детей, получивших много опыта на природе в раннем возрасте, развивается позитивное отношение к животным и окружающей среде. Например, опрос 1030 городских жителей Японии показал, что сбор насекомых и растений на открытом воздухе был одним из наиболее важных факторов положительного отношения к диким животным.

    [ Глубокие знания, ежедневно. Подпишитесь на информационный бюллетень The Conversation.]

    Во время COVID-19из-за пандемии многие учителя не могут использовать насекомых непосредственно в своих классах, а обучение проводится дистанционно по крайней мере часть учебного года. Но педагоги могут наводить компьютерную камеру на живых крупных насекомых и использовать программное обеспечение для телеконференций для обучения детей. Например, мы успешно использовали Zoom, чтобы показать группе детей во Флориде живых больших восточных жуков-геркулесов, богомолов и гигантских кузнечиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *