Детям природа – . , — .

Природа ребенка. Открытость миру

Какого взрослого человека не возьми — он будет полон запретов, запретов навязанных социумом, друзьями или родственниками. Но каждый ребенок, приходит в этот мир открытой и свободной личностью — такова природа ребенка, и лишь с годами человек обрастает все новыми и новыми ограничениями. Изначально ребенок не скован какими-либо запретами, он открыт для мира — он исследователь, полный энтузиазма.

Дети учат нас видеть мир по-иному. Дети учат нас радоваться любому моменту. Дети учат нас быть естественными. Дети учат нас быть открытыми. Дети учат нас не бояться познавать мир. Дети помогают нам увидеть себя в детстве. Позвольте ребенку быть естественным. Не лишайте его простых радостей. Если хотите отругать ребенка — подумайте, что вы чувствовали в детстве в подобные моменты и чего вам хотелось (что вам недодали в детстве и о чем вы сожалеете!). Открытость миру — у них в душе.

Согласна, что порой тяжело разрешать все шалости. Но старайтесь, по мере возможности, обеспечивать для ребенка максимально безопасную территорию и пусть он на ней делает все что хочет, пусть учится познавать мир, быть открытым к миру, не лишайте его этой возможности. Если вы видите, что у ребенка образовалась тесная связь с предметом — либо его полностью уберите, либо дайте ему изучить это, под вашим наблюдением, и посмотрите, сколько радости будет в глазах ребенка — столько, сколько мы сами порой не можем получить от простых вещей. А как он будет вам благодарен после того, что вы дадите ему определенную свободу в действиях! Конечно же, в пределах разумного.

Старайтесь давать детям как можно больше любви и тепла, и помните, они не останутся равнодушными, когда они вырастут — они обязательно поделятся этим теплом с окружающими. Не лишайте ребенка того, чего лишали вас в детстве и о чем вы сожалеете. Принимайте природу ребенка и позвольте ему ею жить, творить.

Ваша задача — не реализовать свои мечты в ребенке, а позволить ему раскрыться. То есть

дарите любовь и внимание, ребенок сам подскажет вам куда стоит сделать упор, и тем самым, вы не сломаете ребенка, а позволите ему стать успешным и реализованным в этом мире, чего порой многим не хватает. Чтобы ваши дети не искали себя в жизни и не страдали от недолюбленности, а выросли счастливыми — дарите любовь и позвольте раскрыться бутону, поливая и оберегая цветок, сохраните эту открытость миру.

P.S. Все, конечно же, в пределах нашей кармы. Мы не можем дать больше, чем нам положено. Но наша задача — делать правильные выводы из своих поступков. Если мы где-то что-то упустили — надо просто брать себя в руки и исправлять ситуацию. Восстанавливать связь с ребенком, и тогда вы сможете повлиять на ситуацию. Помните, вы должны в итоге стать другом для своего ребенка, а не авторитетным родителем, которого боятся. К вам он должен будет приходить за советом и открываться, когда надо, а не делать все тайком от вас …

burmatovi.ru

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Беседина А. Ф. Учите детей любить природу [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12663/ (дата обращения: 20.10.2019).



В статье идет рассказ о том, что нужно делать, чтобы привить детям любовь к окружающему миру, природе родного края, через проведение экспериментов, наблюдений.

Ключевые слова: дети, природа, окружающая среда, растения, наблюдение, экспериментальная деятельность

Мировое сообщество серьёзно озабочено состоянием окружающей среды, изменение которой происходит по вине человека. Серьёзность экологических проблем осознается и в нашей стране. Президент Путин В. В. подписал Указ о проведении в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии — в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, обеспечения экологической безопасности и сохранения разнообразия природы.

Однако в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) не упоминается ни экология, ни экологическое образование. Иначе обстоит дело с экологическим воспитанием, которое представляет собой формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к природе.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Всё начинается со средств народной педагогики: сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых всё навеяно природой.

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место при этом занимают сказки, которые придуманные самими детьми.

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник разума»,- говорил В. А. Сухомлинский.

Однако далеко не всё может быть понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда формируется правильное отношение к растениям и животным. Одним из основных видов обучения дошкольников, являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря им, дети учатся видеть признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней — важнейшая задача взрослых. Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения. Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с детьми.

Дети по своей природе исследователи, они с радостью и с удовольствием открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. А поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задача всех взрослых людей. Дело в том, что саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка — это страницы Книги природы. Читать её — познавать, изучать природу не так- то просто.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Ему кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел: для него поёт скворец, что снег- это много снежинок.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат видеть, дети захотят узнать ещё больше: о больших деревьях и маленьких жуках, о голосистых весёлых птицах и молчаливых мрачных пауках, о чудесных цветах, пестрых бабочках, мохнатых шмелях и о самой незадачливой траве под ногами. Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Достичь этого можно только в том случае, если знакомить детей с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных.

Основное средство познания природы — наблюдение. Природа способствует умственному развитию, логическому мышлению и речи, развивает художественный вкус. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. Дети должны знать, что человек преобразует природу с целью ее охраны и улучшения.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение — это создание уголка «научных исследований в природе», где дети могли бы ухаживать за растениями; это организация системных наблюдений за природными явлениями и объектами; а также приобщение детей к регулярному труду в природе. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Необходимо воспитывать у детей желание любоваться несорванными цветами, иметь потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать.

Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но и в семье. Ребёнок с детства должен знать «в лицо» галку, скворца, мяту, медуницу, животных и другие окружающие его растения, что от природы можно брать в ограниченном количестве, а что вообще нельзя трогать.

Экологическое воспитание дошкольников складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края. Взаимосвязь с окружающей средой достигается путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в разных условиях (дома, на даче и так далее). Дети- маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть, так предметом их интереса становятся окружающие растения и животные.

Используя каждый свободный час, желательно идти с детьми в поле, лес, на берег пруда, к реке и т. д. И чем чаще, тем лучше. Самый неприметный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только сам взрослый человек умеет видеть их и раскрыть глаза на них ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона: длина дня, характер осадков, силу и направление ветра. Целесообразно показать детям солнце, луну, звезды, закат и восход, изменение формы луны, распускание почек, опадание листьев, плодоношение, состояние относительного покоя и многое другое. Во время прогулок необходимо научить ребёнка отличать ель от сосны и лиственницы, можно показать дуб, вяз, тополь, берёзу, липу. Деревья узнаются по листьям, почкам, коре, особенностям хвои. Чтобы дети быстрее запоминали названия, растения надо «очеловечивать». Интересно сравнить хвою сосны и лиственницы по цвету, величине иголок и жёсткости, шишек у этих растений. Такое сравнение очень помогает детям в дальнейшем запоминании названий деревьев и легко их узнавать. Они хорошо понимают, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что испорченное дерево или кустарник плохо растут.

Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке, лесу ничего рвать нельзя. Разумеется, экологическое развитие детей в детском саду будет эффективней, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание на образовательные учреждения. В общении с ними необходимо довести мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для ребенка авторитетом и образом для подражания.

Часто в весеннем лесу можно наблюдать семьи, занимающиеся сбором раннецветущих растений. Массовый сбор их происходит и в первую половину лета. Законом об охране природы и специальными решениями запрещён массовый сбор первоцветов, как хохлатки, медуницы, первоцвета весеннего, прострела (сон-трава), а также ландыша и купальницы, колокольчика персиколистного и др. редких растений. Они занесены в Красную книгу. Стоит сообщить родителям, что массовый сбор цветов в букеты является браконьерством.

Для удовлетворения познавательного интереса вполне достаточно составить небольшой букет из одного-трёх цветов с добавлением какой-нибудь зелени. Но при сборе цветов необходимо охранять их подземную часть, нельзя растение вырывать из земли с корнем, сразу же показать ребёнку, как поставить цветы в вазу, чтобы цветы быстро не завяли.

Кажется, нет ничего более простого, чем собирать ягоды, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы. Ни в коем случае нельзя ломать ветви с ягодами у шиповника, калины, черёмухи и других кустарников. В таких случаях можно детям задавать вопросы типа: «Что сейчас чувствует это растение?» или «Что они могли бы о тебе подумать?»

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но заострить внимание на внешних признаках. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом плодовое тело или выкручивают из земли, чтобы не повредить грибницу и при этом объяснить, что раскапывание грибницы запрещено. Необходимо серьёзное внимание уделять и ядовитым грибам; их нельзя собирать, топтать ногами, так как они играют свою незаменимую роль в жизни леса. Эти грибы — цепочка в питании живых организмов в природе.

Нередко детей привлекают к сбору лекарственных трав. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно. И для чего его применяют. Также целесообразно показать некоторые медоносные растения, такие, как липу, донник жёлтый и белый, гречиху, понаблюдать, как пчёлы посещают их цветки.

Если ребёнок бывает на даче, он не должен быть пассивным наблюдателем во время работы взрослых. Он может участвовать в посеве и сборе урожая, но при этом нужно им рассказывать о растениях, как их собирать. Полезно выполнять поисково-исследовательские задания. Например, находить больные растения и помогать им, ставя табличку с зелёным крестиком — «нуждается в лечении».

В конце зимы с ребёнком можно разбить небольшой огород на окне: посадить лук, чеснок, укроп. К уходу за растениями дома ребёнок сначала привлекается эпизодически, а постепенно и самостоятельно может поливать их. Почаще напоминать детям, что природой надо не только любоваться, но и помогать ей.

Взрослые должны прививать детям привычку бережного отношения к природе в целом, к лесу, водоёму. И важно быть примером, образцом поведения в природе. С древних времён люди многое брали у неё. При этом они нередко не возвращали ей необходимое, не заботились о ней. В результате случилось немало бед: пропали многие растения, замолкли навсегда сотни птичьих и звериных голосов. Исчезнувшие растения и животных теперь можно увидеть только на рисунках, иногда на фотографиях. Некоторые водоёмы превратились в сточные канавы. Вслед за вырубленными лесами пересохли совсем или остались» лужами» когда- то полноводные реки, ручьи, озёра. Немало потеряла природа, а значит, потеряли и мы. Поэтому защита родной природы — обязанность всех и отдельно каждого.

Литература:

  1. Васильева А. И. Учите детей любить природу. –Минск.: Народная Асвета, 1972
  2. Как знакомить дошкольников с природой./ Под ред. П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983.
  3. Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию. -СПб., 2003.
  4. Лучич М. Детям о природе. -М.,1989.
  5. Добрынина О. Неизведанное рядом. -М.,2001.
  6. СеребряковаТ. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. -М.,2008.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

moluch.ru

Ребенок и природа – Семья и дети – Домашний

Ребенок и природаПри контактах с животными и растениями у детей развивается эмоциональная отзывчивость и жизнерадостность, их внутренний мир наполняется новыми красками и впечатлениями, кроме этого развивается кругозор и интеллект. С самого раннего возраста нужно начинать развивать у малыша гуманное отношение к окружающему миру. Ведь именно в юном возрасте природа воздействует на  чувства ребенка своей яркостью и многообразием.

Бережное отношение к окружающему миру нужно развивать так же, как умение читать и писать. В каждом маленьком поступке заключается следствие, которое потом формируется в привычку и характер. Конечно, если ребенок растоптал одного червяка, он не вырастет грубым и жестоким, но оставленные без внимания  такие поступки формируют холодность и безучастность. Дети совершают жестокие, а иногда и бессердечные поступки по отношению к живым существам по одной из двух причин: из любопытства или от непонимания последствий своих поступков.

И в том, и в другом случае задача взрослого удовлетворить интерес ребенка, познакомив с миром природы и раскрыв его тайны и загадки, объяснив при этом ребенку последствия его поступков. Показать, что по отношению к миру животных и растений он занимает позицию более сильной стороны, и поэтому должен этот мир беречь и заботиться о нем. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребенка к сравнению с собой. Например, сказать: «Животному больно, как и тебе, оно двигается, питается, дышит – так же, как и ты».

Дошкольник не может адекватно оценить свои действия. Он ориентируется на мнения и оценки окружающих: «так делать нельзя», «это плохо и не хорошо».  Но не всегда понятно, почему именно «нельзя», а из-за чего «не хорошо». При этом важно помнить, что одних только знаний недостаточно. Детей необходимо включать в посильную для них практическую деятельность по взаимодействию с представителями природы. На деле это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для него таким слабым, нуждающимся, может быть только животное или растение. Ведь взрослые, окружающие ребенка, до такой степени его сильнее, что любая ситуация, когда малыш «оказывает помощь» взрослому, на самом деле искусственна.

Покажите на примере комнатных растений, что происходит с ними, если на какое-то время забыть про полив. С детьми постарше можно наблюдать рост и цветений растений, фиксируя внимание на том, что растение живое, растет.

Очень полезно рассказать детям о той невидимой, но важной пользе, которую приносят насекомые и растения. Ведь малыши ориентируются на видимое – мама кормит и ухаживает, с ней тепло и хорошо, папа заботится и играет, в магазине продают продукты. «А что полезного для меня делает этот червяк?» — рассуждает малыш.

Для этого существует такой прием, как «Письмо от животного». Такие письма пишутся от имени животного или насекомого, в котором отправитель рассказывает, почему с ним можно дружить, что на самом деле он хороший и приносит человеку пользу, объясняет особенности своего внешнего вида. Например, дождевой червяк напишет, что он скользкий и длинный, потому что так удобнее ползать под землей, а польза его заключается в рыхлении почвы. Жуки уничтожают вредителей леса, а некоторые из них производят шелк, лягушки же поедают таких назойливых комаров и мух.

Для дошкольников очень важна наглядность. Необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не говорят, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может больше расти и развиваться, оно гибнет, ему больно, даже если оно не плачет. Предложите дошкольникам сравнить размер своей ладошки с каким-нибудь насекомым. Даже малыш против муравья или бабочки — великан, поэтому может нанести им вред.

В энциклопедиях и специальных передачах, подобранных в соответствии с возрастом ребенка, с вашей помощью он сможет узнать много нового и интересного о знакомых ему животных и растениях. Эти знания меняют отношения к жукам и червякам и ромашкам, а также расширяют кругозор ребенка и развивают его интеллект.

domashniy.ru

Статья на тему: Статья Природа и ребенок при общении с ней.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района

 Санкт-Петербурга.

Статья

 Природа и ребенок при общении с ней.

                                      Всё хорошее в людях — из детства!

                            Как истоки добра пробудить?

                                       Прикоснуться к природе всем сердцем:

                        Удивиться, узнать, полюбить!

     Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.  

    Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

     Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например, умения избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок, не употреблять загрязненную воду, пищевые продукты.
    Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.  Поэтому работая по  этой проблеме с  детьми  можно использовать программу экологического образования  «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой, с целью формирования у дошкольников основ экологической грамотности, бережного отношения к окружающей природе, которая тесно связана  с проблемой экологической безопасности и здоровья детей.

    Для освоения детьми программы экологического воспитания, её содержание мы используем план совместных действий. Успех определяется тем , на сколько системно он выстроен. Система складывается из трёх основных блоков: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей.

     Рассматривая совместную  деятельность —  она  включает в себя : диагностику, наблюдение в уголке природы на прогулке, наблюдения за животными и растениями, целевые прогулки и экскурсии, игры, беседы и разговоры с детьми по экологии, рассматривание картин, сбор природного материала, опыты, поисковая деятельность, изобретательная деятельность, ознакомления с трудом  взрослых в природе; формирование обобщенных представлений о природе; классификация представлений о природе; развитие речи; (составление рассказов о природных объектах и явлениях) , экологические досуги, праздники, работа с моделями, ведение календаря, оформление альбомов)

     Самостоятельная деятельность детей- это разные виды игр, экспериментирование, уход за растениями и животными, работа с литературой, энциклопедиями, коллекционирование, изготовление поделок, моделей.

     Содержанием развивающей среды является экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации, книги, дневники наблюдений, оборудование для ухода за животными и растениями. В группе мы создали экологическо-развивающие уголок , он представлен зеленой зоной.

    Планировать  совместную деятельность с детьми надо  таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

     Проводить совместную деятельность не только познавательного цикла — наблюдения, экскурсии — но и ту в которой представлено  отражение творческих способностей  ребенка: по изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Удачное сочетание методов, включающий разнообразные исследования действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями и др.

      Вся деятельность взаимосвязана , усложняется как по содержанию, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевали дошкольники. Широко используют чтения детских книг, рассматривания иллюстраций, рисование иллюстраций на экологические темы, а так же экологические праздники и досуги.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребенок  правильно воспримет бережное отношение к природе  , будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней.

Совместная работа родителей и воспитателя учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Так шаг за шагом идёт освоение программы, в процессе реализации накапливается материал, работы детей.

    Для работы с родителями мы  используем  анкетирование , например:

«Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок», «Как выбрать место для летнего отдыха», «Воздух в нашей квартире», «Курение и воздух»  ;изготовляем   папки– передвижки: «Правила поведения в лесу», «Вода и дети», «Дети в лесу», консультации и памятки  для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу», «Как вести себя в природе», активно используем  выставки семейных рисунков и поделок  «Дети и природа», альбомы «Природа глазами детей» и «О ком я забочусь», составление рассказов по рисункам  детей. Дети принимают участие в конкурсах и акциях по природоохранной деятельности.

   В качестве примера мы можем совершить экскурсию в лес.  Объяснить детям , на  сколько полезны прогулки в лесу, как это полезно для их здоровья. Гуляя там дети  рассматривают деревья, кусты, ягоды и грибы, делятся впечатлениями, у них активизируется словарь, богаче становится речь.

    Мы должны предупредить их о правилах поведения в лесу. Как вести себя в экстренных ситуациях и  во время пожара. Для этого можем использовать различные плакаты, карточки, алгоритмы.

   Также   объяснить  детям о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей ,человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.

       Рассказать детям о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

       В старшем дошкольном возрасте мы  знакомим  детей  более подробно о явлениях природы, о стихийных бедствиях, таких как : землетрясение  ,наводнение — причиной их  возникновения и возможными последствиями ; с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана), с правилами поведения во время грозы,  с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, знакомим о солнечном  и тепловом ударе.

     Вода  притягивает детей с самого раннего возраста, как магнит. Дети обожают играть в воде, но важно понимать, что даже самый веселый отдых может обернуться трагедией, если не помнить о потенциальных опасностях. Поэтому  мы должны познакомить дошкольников  о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; о действиях в случае опасности на воде. Рассказать  о значении воды в жизни растений, животных и человека; о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях  о том, какие действия вредят природе , портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

     Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектом природы. Но нужно, чтобы эти правила обращения формировались не в негативной (не рвать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит по лесу, посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит на себя.

     Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.

nsportal.ru

Как рассказать детям о природе:

3 красивых артбука Дианны Астон

Дети, которых еще в детстве научили любить природу, вырастают более чуткими, любознательными и ответственными. Именно поэтому важно в самом юном возрасте показать ребенку красоту окружающего мира и научить его ценить каждое проявление природы.

Дианна Астон — автор красивых артбуков для детей, которые учат ребят именно этому.

Ее книги популярны во всем мире. Это красивые рассказы о животных, птицах, растениях, в которых гармонично сочетаются детальные натуралистичные иллюстрации и познавательные тексты.

Книги раскрывают все секреты природы и помогают детям заглянуть в самые потайные уголки, чтобы увидеть, как прекрасен окружающий мир в каждом его проявлении.

Предлагаем вам познакомиться с каждым артбуком поближе.

1. Яйцо любит тишину

Еще одна книга о природе, которая продолжает тему появления жизни. Она познакомит вас с ярким многообразием яиц птиц, рыб и насекомых. Какой формы и цвета может быть яйцо и почему? Из чего оно состоит? Какие удивительные процессы происходят внутри?

Читая книгу, вы узнаете о том, что яйца умеют маскироваться, увидите, как развиваются разные зародыши в яйце (у цыпленка, малька лосося и кузнечика).

Эта книга — самая титулованная в серии артбуков. Она признана лучшей книгой о природе по версии Библиотечного сообщества США, детских библиотек Нью-Йорка и Чикаго.

Игры по книге:

— Предложите ребенку раскрасить куриные яйца так, чтобы они походили на те, что вы видели в книге. Например, покройте яйцо крапинками, как у серебристой чайки.

— Посетите зоопарк или музей. И посмотрите там на птиц, рыб и рептилий, яйца которых вы видели в книге.

2. Что снится семечку?

В этой книге собрана яркая коллекция самых разных семян. Читая ее, вы узнаете, зачем нужны семена, как они выглядят и как путешествуют в поисках места, где смогут прорасти.

Вас ждут удивительные факты. Оказывается, самое маленькое семечко у орхидеи, самое большое — у сейшельской пальмы (оно весит целых 27 килограмм). А парашютик одуванчика может преодолеть путь в 150 километров.

Эта книга понравится всем: малыши будут читать ее как красивую сказку о приключениях семечка, ребята постарше — как увлекательную историю о жизни растений.

Игры по книге:

— Устройте мини-огород на окошке. Посадите салат, укроп или петрушку. А затем наблюдайте за тем, как развиваются семечки.

— Рассмотрите семечко под микроскопом или лупой, запомните, как называются его части и для чего они нужны.

3. У камня своя история

Эта книга — отличный способ рассказать детям про неживую природу. На ее страницах даже самые неприметные камни кажутся красивыми и живыми. Автор показывает их в разрезе. А внутри они, как картинки в калейдоскопе, — пестрые и многослойные.

В книге вы сможете рассмотреть самые разные камни и камешки. А еще узнать много интересных фактов о температуре плавления камней, о космических камнях и самых первых камнях на Земле, камнях-помощниках для животных и людей.

Кроме того, вас ждет рассказ о том, чем камни похожи на тесто, и самый настоящий рецепт лазурита.

Игры по книге:

— Наберите камней на улице и предложите ребенку раскрасить их красками по своему вкусу.

— С самыми маленькими детьми можно поиграть в археологические раскопки. Закапывайте камни в песок, затем разрывайте, придумывайте им названия и записывайте в их в книгу находок.

Книги Дианны Астон помогают рассказать детям о природе правильно. Материал в них преподносится легко и занимательно, понятно для каждого ребенка. Артбуки пробуждают любопытство, знакомят ребят с многообразием биологического мира, показывают удивительные природные превращения, вдохновляют наблюдать за природой и развивают воображение.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Другие подборки

www.mann-ivanov-ferber.ru

Статья «Ребенок и природа»

Ефрейторова Мария Витальевна

Областное государственное казенное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие»

учитель начальных классов, руководитель МО,

Ульяновская область, Майнский район, с.Тагай

89020085119

[email protected]

Ребенок и природа, и его окружающая среда

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.

Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например, умения избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок, не употреблять загрязненную воду, пищевые продукты.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С помощью экологического воспитания педагоги пытаются воздействовать на духовное развитие человека, помогают ему приобрести необходимые установки и ценности, а также нормы морали. Они однозначно повлияют на дальнейшее взаимодействие с окружающей средой. Для этого следует в первую очередь обращать внимание педагогов не на рациональные приемы работы с детьми, а на эмоциональные.

Дети должны научиться получать эстетическое удовольствие от наблюдения за природными объектами и явлениями, что поможет предотвратить отрицательные проявления пренебрежительного отношения к природе в более взрослом возрасте.

Для того, чтобы сформировать правильное экологическое осознание мира, важно передать детям необходимые экологические знания и внутренние установки в отношении природы.

И.Т. Суравегина пишет, что экологическое воспитание должно ставить перед собой задачу – сформировать чувство ответственности по отношению к природе, которое развивается благодаря новым формам мышления [4]

Необходимо пропагандировать идеи по оптимизации природопользования, нужно соблюдать нравственные и законодательные принципы использования ресурсов, важно активно изучать окружающую местность и охранять ее от негативного воздействия людьми.

Благодаря вовремя полученному экологическому воспитанию, у детей сформируется система ценностей, которая поможет им бережно относиться к природе и будет являться побуждением к разрешению проблемы экологического кризиса, существующего в современном мире.

Воспитание это не просто должно быть основано на передачи определенных знаний детям, но на том, чтобы помочь им сформировать целую систему убеждений, подготовить их морально к активным действиям, которые связаны с охраной природы и с рациональным использованием ее ресурсов. Экологическое воспитание тогда достигнет своей цели, когда у воспитанников будет сформировано мировоззрение, включающего в себя понимание системы «человек-природа», которое будет побуждать человека действовать и направлять свои шаги так, чтобы сохранить эту систему в здоровом состоянии.[7]

Для того, чтобы дети действительно приобрели необходимые убеждения и качества, важно решить следующие задачи:

-Важно сформировать у дошкольников все элементы экологической осознанности. Приобретение экологического осознания возможно в том случае, если у него есть определенные глубокие познания о природе. Важно, чтобы дети видели, как связаны природные явления с деятельностью человека.

— Важно также сформировать у детей не только знания, но и определенную систему умений и навыков, которые помогут им правильно взаимодействовать с окружающим миром. Важно, чтобы дети понимали, как на практике можно заботиться о природе. Например, приучать к этому можно с помощью ухода за животными или растениями, которые есть в помещениях детского сада. Дети должны приучаться создавать для растений такие условия, которые были бы максимально близки к естественным природным условиям, учитывая при этом их потребности. Нужно, чтобы дети легко определяли последствия неправильных действий и имели желание не нарушать баланс природы.

— Необходимо сформировать гуманное отношение к окружающему миру. Необходимо передавать детям такие знания, которые будут помогать гуманно относиться к природе и животным. Особенно важно, чтобы дети, в силу своих способностей, понимали важнейшие законы природы.

Таким образом, на сегодняшний момент экологическое воспитание должно быть неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Это не только поможет детям быть разносторонне развитыми, но и сформирует в них потребность правильно заботиться о природе. С помощью экологической деятельности школьники приобретают адекватное представление об окружающем мире и видят связь между деятельностью людей и состоянием природы. Это позволяет им не только получить необходимые экологические знания, но и развить эмоциональное отношение к проблемам растений и животных.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребенок правильно воспримет бережное отношение к природе , будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней.

Совместная работа родителей и педагога учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Так шаг за шагом идёт освоение программы, в процессе реализации накапливается материал, работы детей.[2]

Для работы с родителями мы используем анкетирование , например:

«Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок», «Как выбрать место для летнего отдыха», «Воздух в нашей квартире», «Курение и воздух» изготовляем папки– передвижки: «Правила поведения в лесу», «Вода и дети», «Дети в лесу», консультации и памятки для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу», «Как вести себя в природе», активно используем выставки семейных рисунков и поделок «Дети и природа», альбомы «Природа глазами детей» и «О ком я забочусь», составление рассказов по рисункам детей. Дети принимают участие в конкурсах и акциях по природоохранной деятельности.

   В качестве примера мы можем совершить экскурсию в лес. Объяснить детям, на сколько полезны прогулки в лесу, как это полезно для их здоровья. Гуляя там дети рассматривают деревья, кусты, ягоды и грибы, делятся впечатлениями, у них активизируется словарь, богаче становится речь.

Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектом природы. Но нужно, чтобы эти правила обращения формировались не в негативной (не рвать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит по лесу, посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит на себя.

Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.

Список литературы:

1. Экология и безопасность жизнедеятельно -сти: учеб. пособие для втузов / Под ред. Л.А. Муравья.— М.: ЮНИТИ, 2000— 447 с.

2. Бобрышева Е. А., Организация экологического образования в школе «Сохраним леса». — МБОУ «Скороднянская СОШ». 2011 г.

3. Шилова В. С. Педагогические основы социально — экологического образования школьников. / В. С. Шилова. — Белгород, 2008. — 154 с.

4. Экологическое образование школьников. ! Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М., 1983.

infourok.ru

Конспект занятия «Детям о природе»

Программные задачи:1)сформировать у детей понимание того, как влияет необдуманная деятельность человека на природу ,что любой объект живой природы существует до тех пор, пока для это есть необходимые условия , нарушение которых ведёт к его гибели;

2)показать, как человек пользуется дарами дикой природы и убедить в жизненной необходимости разумного, бережного отношения к ней;

3)побуждать детей оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, делать соответствующие выводы;

4)воспитывать стремление к творческой деятельности;

5)активизировать речь детей, расширять словарный запас.

Пособия: Картины с изображением леса, листы бумаги,карандаши.

Ход НОД

Восп-ль: Прекрасен и разнообразен мир растений и животных нашей планеты. На первый взгляд кажется, что богатства нашей природы неистощимы: рыба ловится, сколько её лови; леса будут с зелеными кронами, сколько их не истребляй. Вы согласны с этим мнением?

Дети: Да, согласны. У нас много лесов, в которых живет много разных животных, много рек, где водится разнообразная рыба.

Восп-ль: Это глубокое заблуждение. Ученые-экологи сейчас бьют тревогу: «Природа в опасности». «Почему вдруг природа в опасности?» — спросите вы. Ведь люди любят природу. Да, любят, но эгоистичной любовью, постепенно беря от природы самое лучшее, ничего не отдавая взамен. Люди любят отдыхать в живописном месте, купаться в чистой реке , собирать в лесу грибы, ягоды, охотиться на диких животных. А как вы думаете, сможет природа, звери, птицы существовать без человека?

Дети: Дикие животные сами себе добывают пищу, заботятся о своем жилье, воспитывают своих детенышей. Иногда люди наносят им вред.

Восп-ль: А теперь подумайте и скажите, сможет ли человек существовать без природы?

Дети: Человек не сможет жить без природы. Природа самый главный помощник человека. Она дает ему пищу, материал для постройки жилья, пошива одежды т.д.

Восп-ль: Несомненно, человек находится в большой зависимости от природы. И не смотря на это, наносит ей невосполнимый ущерб своей необдуманной деятельностью. Безжалостно вырубаются леса, загрязняются водоемы, истребляются многие виды животных ради мяса и меха, исчезают редкие растения. Нам прислали письмо юные экологи, защитники природы. Они учатся в третьем классе, но на их счету много добрых дел по защите и охране природы родного края. Об этом свидетельствует газета «СОС», В которой они помещают тревожные сигналы бедствия, поступающие из разных мест нашего края. Дети пишут не только обо всех видах бедствий, происходящих в окружающей природе, но и стараются оказать помощь. Они подключают в эту работу своих друзей, родителей. Есть в этой газете свои фотографы. Они прислали нам вот эти фото. (показывает фото и рассказывает о каждом происшествии, изображенном на фото). Это случай с пожаром произошел в парке. Мальчик не погасил костер. В результате обгорело много деревьев. На этой фотографии вы видите птицу с подбитым крылом. Её ранил мальчик из рогатки. Юные экологи помогли ей, вылечили её, но она не может летать и живет в школьном уголке природы. На соседнем фото вы видите других обитателей их уголка природы: это ёж-Пых. Его дети нашли раненным на дороге и принесли к себе. Юные экологи часто общаются с лесником Фёдором Ивановичем. Он приходит в гости, рассказывает много интересного о своей работе. У лесника много дел. Охраняет лес и его обитателей от браконьеров. Особенно часто происходят происшествия летом. Их виновниками являются и дети. Вот посмотрите на эту фотографию, посмотрите какая красивая поляна. А вот как она выглядела после того, как на ней отдохнула группа туристов: пепел от костра, вытоптанные кусты, цветы, валяются бумажки, стекла от разбитой посуды. И сколько таких туристов устремляется летом в лес. Вам не встречались такие? Вы видели мусор на полянах?

Дети: Да, очень часто, когда мы приходили в лес с родителями, видели беспорядок который оставляют после себя люди. Это очень некрасиво и неприятно.

Восп-ль: Но можно оставить после себя и добрый след. Обратите внимание на это фото: как вы думаете, откуда появилась эта скамеечка и деревянный теремок в лесу?

Дети: Наверное, его построил какой-нибудь добрый человек, который заботился о лесе.

Восп-ль: А вот в письме написано, что как-то шел по лесу Фёдор Иванович и увидел заросший травой, затянутый тиной и грязью ручеёк. Давал ему жизнь подземный родник. Вода в руднике самая чистая и вкусная. Но без помощи человека трудно пробиться руднику на поверхность. Фёдор Иванович расчистил родник, обложил его камешками, поставил навес. И побежал веселый ручеёк, неся живительную влагу. Как вы думаете дети, кто придет к этому ручейку утолить жажду?

Дети: К роднику придут люди, которые будут отдыхать в лесу и животные.

Восп-ль: Правильно, и усталый путник, и звери, и птицы. Все будут благодарны человеку, спасшему родник. А еще, дети, родники дают жизнь рекам и озерам. Текут маленькие ручейки , сливаются вместе и вот уже получилась река, а река впадает в озеро или в море. Давайте поиграем в игру «Ручейки». Вы, наверное, все видели в лесу муравейники и знаете, какую пользу приносят муравьи? Расскажите об этом.

Дети: Муравьи истребляют вредных насекомых. Особенно успешно это делают рыжие муравьи. Очень часто можно встретить муравейники около деревьев.

Восп-ль: Дети, как вы думаете, с какой стороны дерева муравьи построят свой дом с северной или южной?

Дети: С южно стороны, т.к. дерево защищает муравейник от холодного ветра.

Восп-ль: Дети, а знаете ли вы, как и из чего муравьи строят свой дом?

Дети: Из травинок, мелких веточек, стебельков.

Восп-ль: Да, из мелких хворостинок, скрепляя слои выделяемой жидкостью. Верхний слой куполообразного домика состоит из мелких хвоинок, затем следует слой из тоненьких веточек и основание муравейника тоже выстроен из мелких хвоинок. Муравьи- искусные строители. Много труда затрачивают муравьи, чтобы построить свой дом. Нередко приходится наблюдать , как дети необдуманно разрушают муравейники. Дети, Фёдор Иванович просил передать вам такую просьбу: многие ребята, как им кажется умеют правильно вести себя в природе, они не наносят вреда животному и растительному миру. Но не все знают, что в лесу нельзя громко шуметь, брать в руки яйца из птичьих гнезд, рвать букеты редких цветов, даже нельзя сбивать ногами ядовитые грибы. Просьба эта важная. И если вы её выполните, то внесете свой вклад в дело охраны и защиты природы родного края. Нарисуйте, пожалуйста, экологические знаки, которые предупреждают и объясняют, как надо правильно вести себя в лесу, на реке, в парке, в поел.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *