Формирование девиантного поведения несовершеннолетних
Смолева Елена Олеговна
ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук»
научный сотрудник
Аннотация
В работе обобщены данные о формировании девиантного поведения личности с точки зрения психологии. Выделена девиантная виктимность в качестве начальной стадии формирования отклоняющегося поведения, определен пусковой механизм девиаций в виде проблемной ситуации у девиантно виктимной личности. Систематизированы данные исследований характеристик центральных образований девиантной личности. Описаны особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних.
Smoleva Elena Olegovna
Institute of Socio- Economic Development of Territories of Russian Academy of Science
Research associate
Abstract
The paper summarizes the data on the formation of deviant behavior in terms of personality psychology.
Библиографическая ссылка на статью:
Смолева Е.О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/09/7741 (дата обращения: 25.12.2022).
Девиантным поведением личности является поведение, отклоняющееся от социальных норм и сопровождающееся социально-психологической дезадаптацией.
В отечественной и зарубежной психологии вопросы формирования девиантного поведения связываются с процессом развития личности. С точки зрения развития личности в онтогенезе отклоняющееся поведение несовершеннолетних обусловлено противоречием между адаптивным характером жизни на основе выполнения норм, представляющей из себя социотипическое поведение, и процессом развития, на который ориентирован несовершеннолетний [1, с.
205-210].Существует мнение, что девиантность связана с деформацией развития личности. Так, Е.В. Руденский рассматривает девиантность подростков как следствие дефицитарной деформации развития в контексте социально-педагогической виктимизации личности [2, с. 170-171]. Девиантность возникает как механизм компенсации виктимности личности и является следствием «психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра- и интерсубъективной регуляции социального функционирования личности» [3, с. 98]. Под девиантной виктимностью понимается предрасположенность личности стать «…жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущих к деформации развития личности» [3, с. 91]. Деформированность личности и ситуация возникновения девиантного паттерна приводят к различным формам девиантного поведения и виктимности. В этом случае виктимная личность характеризуется заниженной самооценкой, дефицитом ценностных ориентаций, снижением уровня мотивации, высоким конформизмом, что отражает ее социально-психологическую дезадаптацию, экстернальным локусом контроля.
Но не все виктимные личности демонстрируют впоследствии устойчивые стереотипы девиантного поведения. Анализ психологической литературы позволяет сделать вывод о том, что пусковым механизмом девиантного поведения является наличие психологической проблемы.
В психодинамических теориях в качестве психологической проблемы выделяют наличие внутриличностных конфликтов (З. Фрейд), конфликты между чувством неполноценности и стремлением к превосходству (А. Адлер), фрустрации от неудовлетворенной потребности в родительской любви и зависимости в раннем возрасте при отсутствии родительской заботы (К.Хорни), базальный конфликт между стремлением к удовольствию и стремлением к безопасности (М. Кляйн).
В рамках экзистенционального и гуманистического подходов девиантное поведение обусловливалось внутренним конфликтом между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне (К. Роджерс), экзистенциальными противоречиями – конфликтом между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточной для этого продолжительностью жизни, противоречия между чувством одиночества и связанности с другими людьми (Э. Фромм). Основой конфликта может служить фрустрация стремления к смыслу жизни (В. Франкл), блокировка процесса самоактуализации в виде фрустрации базовых потребностей, фиксации на потребностях низшего уровня, недоразвитие высших потребностей в сочетании с неблагоприятными социальными условиями (А. Маслоу).
Теории научения в качестве проблемной ситуации рассматривают конфликт приближения-избегания (Скиннер). В генезисе отклоняющегося поведения теория социального научения подчеркивает роль дисфункциональных ожиданий и Я-Концепций. Когнитивные процессы вносят свой вклад в виде дисфункциональных самооценок и представлений о собственной неэффективности. В основе конфликта лежит рассогласование между стандартами и представлениями о возможности их достижения – представления о самоэффективности (А. Бандура).
Ф.Е. Василюк выделяет следующие варианты возникновения проблем: фрустрация, стресс, конфликт и кризис [4, с. 30-45]. При фрустрации психологическая проблема вызывается противоречием между желаемым и допустимым, при конфликте – межличностным или внутриличностным противоречием, при стрессе – сильным нестандартным воздействием, при кризисе – резкой сменой жизненных обстоятельств. В ответ на проблемную (конфликтную) ситуацию человек демонстрирует неконструктивный тип поведения (агрессию, репрессию, эскапизм, регрессию, рационализацию, проекцию, аутизм и сублимацию). Большинство из перечисленных выше типов поведения позволяют снять с себя ответственность, перенести ее на обстоятельства, других людей и.т.д.
Обобщая выше сказанное, определяем в качестве пускового механизма девиантного поведения наличие проблемной ситуации у девиантно виктимной личности.
В качестве преодоления проблемы компонентного подхода в исследовании делинквентности были предприняты попытки выделить комплекс индивидуально-психологических свойств личности правонарушителя и проанализировать то «центральное системное новообразование, которое выполняет интегративную функцию и позволяет понять весь симптомокомплекс» [5, с. 131] делинквентной личности, природу отклоняющего поведения и его феноменологию.
Анализ психологической литературы выявил следующие характеристики центральных образований девиантной личности:
- Доминирующая система отношений к себе. Девианты характеризуются негативным Я-образом, достаточно сильным расхождением Я-реального и Я-идеального [6, с. 85-94], неадекватной самооценкой [7, с. 219-220]. Есть интеракционный конфликт между самооценкой и оценкой социума
- Деформации в ценностно-мотивационной системе личности: несформированность личностных ценностей, девиантные ценности [8, с. 59], фрустрирование потребностей, внутренние конфликты [9, с. 8], малопродуктивные механизмы психологической защиты, блокировка процесса самоактуализации. Для личности с девиантным поведением характерны специфические социальные позиции, связанные с размыванием своего «Я», чему способствует негативная Я-концепция и «жесткая» групповая принадлежность, «сильное превалирование групповой идентификации над процессами индивидуализации» [10, с. 24-32].
- Социальные установки: агрессивность, физическое насилие как норма, контрнормативность как стиль поведения. Предполагается скрытая асоциальность большинства членов общества [11, с. 38-40].
- Доминирующая система отношений к другим – негативная: ожидание враждебности, настороженности, конкуренции, неприятия [12, с. 55-62].
- Особенности системы саморегуляции – чрезмерный или недостаточный самоконтрол), нарушения волевых качеств, склонность к формированию стойких поведенческих стереотипов, малоэффективные копинг-стратегии [13, с. 64-70]. У несовершеннолетних отсутствуют представления о последствиях своих действий, низкая ответственность за свою жизнь.
Закреплению паттернов девиантного поведения способствует негативный жизненный опыт.
Девиантное поведение несовершеннолетних соответствует общей описательной схеме и в то же время имеет свои особенности. Итак, отклоняющееся поведение несовершеннолетних можно рассматривать как результат их выхода из психологической проблемы или критической ситуации – ситуации невозможности. У «трудного» подростка оказываются фрустрированными основные социальные потребности: потребность в положительной оценке значимых для него взрослых, потребность в самоуважении (школьная неуспеваемость ассоциируется с низким уровнем интеллекта), потребность в общении (исключение из системы межличностных отношений в школе). Несовершеннолетние с девиантным поведением могут испытывать фрустрацию в отношении образования, проведения досуга, образа жизни в целом. Для несовершеннолетних в качестве проблемной может выступить ситуация отчуждения, одиночества [14, с.
113-124]. С другой стороны нестандартными или экстремальными для несовершеннолетних являются ситуации превосходства, защиты репутации.Психологическая готовность несовершеннолетних к отклонениям в поведении состоит в неспособности правильной регуляции своего поведения и адекватного восприятия ситуаций, связанных с преодолением жизненных трудностей, налаживанием отношений с окружающими. Для этой группы ситуация затрудненности достижения желаемого в большинстве случаев адекватна ситуации невозможности удовлетворения потребностей. Часто это связано с личностными особенностями или сложившимися стереотипами поведения, направленного на уменьшение отрицательных эмоциональных переживаний [15, с. 151]. Стремление поскорее восстановить состояние эмоционального благополучия в сочетании со слабой волевой регуляцией поведения побуждает несовершеннолетнего искать выход в пересмотре ситуации. Выходом, требующим наименьших усилий, является включение защитных механизмов. Психологическая защита, искажая реальность с целью немедленного достижения эмоционального спокойствия, действует без учета временной перспективы.
На формирование девиантного поведения несовершеннолетнего оказывает негативное влияние несформированность временных перспектив. Временная перспектива будущего связана с ценностно-нормативной системой личности, так как формируется через усвоение общекультурных, социальных норм, интериоризацию ценностных установок родителей. В то же время высокая степень нестабильности жизни, неясные перспективы развития общества обусловливают нежелание формирования перспектив будущего.
Поведение несовершеннолетних в большинстве случаев ситуативно. Социальные нормы не являются регулятором поведения не столько из-за незнания, непонимания или неприятия социальных норм, сколько в связи с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих[16, с. 470-475].
У подростков, лишенных нормального общения, быстро формируется антиобщественная установка, которая усугубляется малым жизненным опытом, повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, стремлением к быстрой реализации побудительного мотива.
Проведенный анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, девиантное поведение характеризуют деформации в ценностно-мотивационной и когнитивной системах личности, дефекты системы регуляции поведения, проблемы в эмоционально-волевой сфере, негативный жизненный опыт. Процесс формирования девиантности является многостадийным и многофакторным. Его пусковым механизмом выступает наличие психологически проблемных ситуаций в виде фрустрации, конфликта, стресса и кризиса. В качестве начальной стадии формирования девиантности выступает девиантная виктимность личности.
Для подростковых девиаций наиболее характерны следующие особенности: высокий уровень готовности к девиациям, импульсивный характер реагирования на состояние фрустрации; низкий уровень стимуляции.
Библиографический список
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 1998.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведение: учебное пособие для вузов. М: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания, М., 1984.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович. Избранные психологические труды. М., 1995.
- Раева В.М. Структурные особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.// Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семинара 28-30 июня 1992 года под редакцией И.А. Невского. М., 1993.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебн. пособие.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2. Т. 18.
- Семикашева И.А. Социально-психологические особенности идентичности подростков. Автореферат…. канд. псих. наук. Ярославль, 2003.
- Бухлина Л.Ю. Исследование социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ПитерКом, 1999.
- Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией // Вопросы психологии, 1994. № 4. С. 55-62.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. – Обзр. психиатр. и мед. психол., 1994.
- Перешеина Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007.
- Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. 1996. № 3.
- Яковлева Ю.А. Особенности психологических кризисов у трудных подростков. // Социальная психология – XXI век: В 2-х т. Т. 2. – Ярославль, ДИА-Пресс, 1999.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Смолева Елена Олеговна»
Отклоняющееся поведение личности | Студент-Сервис
Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов.
Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь».
Отклоняющееся поведение личности, на наш взгляд, бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».
Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение).
Далее мы будем использовать оба термина — «отклоняющееся», «девиантное» — в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.
Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях.
В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии.
В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии.
В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфически особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.
Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.
Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер.
В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению.
Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения.
Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.
Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение).
Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья.
В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков.
Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным.
На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность.
Несмотря на то что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны.
Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями.
Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов.
Но тот же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.
Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.
Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. Другой распространенный пример: эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным.
Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.
В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных.
Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия существенно снижается.
В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.
В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме.
Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.
Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности.
Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.
Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение — как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.
Возрастные и половые различия девиантного поведения не являются предметом нашего изучения, хотя и учитываются при рассмотрении основных тем. Следует заметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — после 9 лет.
Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9—10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам.
Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития.
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Данное определение носит скорее дескриптивный (описательный) характер и прежде всего ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. (Концептуально-объяснительные модели данного явления будут рассмотрены в последующих разделах пособия.)
Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней.
Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов.
Рассматривая девиантное поведение, мы вынуждены употреблять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т. п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков.
Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить.
Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы.
Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение — это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно.
Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.
На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.
Следовательно, на личностно м уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу.
Базовая личность и девиантное поведение
Американская психиатрическая ассоциация. (1952). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам . Автор.
Google ученый
Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.). Американское психиатрическое издательство.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Блейс Дж., Солодухин Е. и Форт А.Е. (2014). Метаанализ, изучающий взаимосвязь между психопатией и инструментальным и реактивным насилием. Уголовное правосудие и поведение, 41 , 797–821.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Богг, Т., и Робертс, Б.В. (2004). Сознательность и поведение, связанное со здоровьем: метаанализ ведущих поведенческих факторов, влияющих на смертность. Психологический бюллетень, 130 , 887–919.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Каин, Н.М., Пинкус, А.Л., и Анселл, Э.Б. (2008). Нарциссизм на перепутье: фенотипическое описание патологического нарциссизма в клинической теории, социальной/личностной психологии и психиатрическом диагнозе. Clinical Psychology Review, 28 , 638–656.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Каспи, А., Робертс, Б.В., и Шайнер, Р.Л. (2005). Развитие личности: стабильность и изменение. Ежегодный обзор психологии, 56 , 453–484.
Google ученый
Клекли, Х. (1941/1988). Маска здравомыслия . Мосби.
Google ученый
Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1992). Пересмотренный опросник личности NEO (NEO PI-R) и профессиональное руководство NEO Five-Factor Inventory (NEOFFI) . Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
Google ученый
Кроу, М., Линам, Д. Р., и Миллер, Дж. Д. (2018). Выявление структуры приятности на основе показателей самоотчета. Journal of Personality, 86 , 771–787.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Кроу М.Л., Вайс Б.М., Слип К.Е., Харрис А.М., Картер Н.Т., Линам Д.Р. и Миллер Д.Д. Бесстрашное доминирование/смелость не сильно связаны с экстернализацией поведения: анализ на основе ответов на вопросы. Оценка, 28 , 413–428.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Де Клерк, Б., и Де Фрюйт, Ф. (2012). Модель пятифакторной модели для понимания предшественниц детского расстройства личности. Journal of Personality, 80 , 1534–1563.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Декайпер, М., Де Пау, С., Де Фрут, Ф., Де Болле, М., и Де Клерк, Б. Дж. (2009 г.). Метаанализ психопатии, антисоциальной PD и ассоциации FFM. European Journal of Personality, 23 , 531–565.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Ду, Т.В., Миллер, Дж.Д., и Линам, Д.Р. (2021). Связь между нарциссизмом и агрессией: метаанализ. Рукопись передана для публикации.
Google ученый
Иденс, Дж. Ф., и Кэмпбелл, Дж. С. (2007). Выявление молодых людей, подверженных риску совершения правонарушений в учреждениях: метааналитическое исследование контрольного списка мер по психопатии. Психологические службы, 4 , 13–27.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Иденс, Дж. Ф., Кэмпбелл, Дж., и Вейр, Дж. (2006). Молодежная психопатия и преступный рецидив: метаанализ мер контрольного списка психопатии. Право и поведение человека, 31 , 53–75.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Гатнер, Д. Т., Дуглас, К. С., и Харт, С. Д. (2016). Изучение дополнительных и интерактивных эффектов смелости с подлостью и расторможенностью в рамках триархической модели психопатии. Расстройства личности: теория, исследования и лечение, 7 , 259–268.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Герлингс Ю. , Ашер Дж. Дж., Стамс Г. Дж. Дж. М. и Ассинк М. (2020). Связь между психопатией и преступностью у несовершеннолетних: трехуровневый метаанализ. Агрессия и агрессивное поведение, 50 , 1–10.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Грациано, В.Г., и Айзенберг, Н. (1997). Доброжелательность: измерение личности. В Р. Хоган, Дж. Джонсон и С. Бриггс (ред.), Справочник по психологии личности (стр. 795–824). Академическая пресса.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Гай, Л. Г., Иденс, Дж. Ф., Энтони, К., и Дуглас, К. С. (2005). Предсказывает ли психопатия институциональное неправомерное поведение среди взрослых? Метааналитическое исследование. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 73 , 1056–1064.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Заяц, Р. Д. (1991). Руководство по перечню контрольных вопросов по психопатии, редакция . Мультимедицинские системы.
Google ученый
Заяц, Р. Д. (2003). Контрольный список психопатии Зайца, пересмотренный (2-е изд.). Multi-Health Systems Inc.
Google ученый
Заяц, Р. Д., и Нойманн, К. С. (2010). Роль антисоциальности в конструкции психопатии: Комментарий к Skeem and Cooke (2010). Психологическая оценка, 22 , 446–454.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Хадсон, Н.В., и Фрэйли, Д.Р. (2016). Меняться к лучшему? Продольные связи между волевым изменением личности и психологическим благополучием. Бюллетень личности и социальной психологии, 42 , 603–615.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Hyatt, CS, Zeichner, A. , & Miller, JD (2019). Лабораторная агрессия и черты личности: метааналитический обзор. Психология насилия, 9 , 675–689.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Джанг, К.Л., Ливсли, В.Дж., Англейтнер, А., Риманн, Р., и Вернон, П.А. (2002). Генетическое и средовое влияние на ковариантность аспектов, определяющих домены пятифакторной модели личности. Личность и индивидуальные различия, 33 , 83–101.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Котов Р., Крюгер Р. Ф., Уотсон Д., Ахенбах Т. М., Альтхофф Р. Р., Бэгби Р. М., Браун Т. А., Карпентер В. Т., Каспи А., Кларк Л. А. и Итон, Н. Р. (2017). Иерархическая таксономия психопатологии (HiTOP): многомерная альтернатива традиционным нозологиям. Журнал Аномальной Психологии, 126 (4), 454–477.
Google ученый
Лейстико, А. М., Салекин, Р. Т., ДеКостер, Дж., и Роджерс, Р. (2008). Крупномасштабный метаанализ, связывающий измерения психопатии Хэйра с антиобщественным поведением. Право и поведение человека, 32 , 28–45.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Лилиенфельд С.О. и Вдовс М.Р. (2005). Пересмотренный перечень психопатических личностей: Профессиональное руководство . Лутц, Флорида: Psychological Assessment Resources Inc.
Google ученый
Линам, Д. Р., и Дерефинко, К. (2006). Психопатия и личность. В CJ Patrick (Ed.), Справочник по психопатии (стр. 133–155). Гилфорд.
Google ученый (2011). Оценка основных черт, связанных с психопатией: разработка и проверка элементарной оценки психопатии. Психологическая оценка, 23 , 108–124.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Линам, Д. Р., и Миллер, Дж. Д. (2012). Бесстрашное доминирование и психопатия: ответ Lilienfeld et al. Расстройства личности: теория, исследования и лечение, 3 , 341–353.
Google ученый
Линам, Д. Р., и Миллер, Дж. Д. (2015). Психопатия с точки зрения основных черт: полезность пятифакторного модельного подхода. Journal of Personality, 83 , 611–626.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Линам, Д. Р., и Миллер, Дж. Д. (2019). Основная черта антагонизма: К сожалению, недооцененная конструкция. Journal of Research in Personality, 81 , 118–126.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Линам, Д. Р., и Видигер, Т. (2001). Использование пятифакторной модели для представления расстройств личности: подход консенсуса экспертов. Journal of Abnormal Psychology, 110 , 401–412.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Линам, Д. Р., и Видигер, Т. А. (2007). Использование общей модели личности для понимания половых различий в расстройствах личности. Journal of Personality Disorders, 21 , 583–602.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Маккрей Р. Р. и Коста П. Т. (1990). Личность во взрослом возрасте . Гилфорд.
Google ученый
Мейер, Б., Робинсон, М., и Вилковски, Б.М. (2006). Подставить другую щеку: доброжелательность и регулирование агрессии, связанной с праймами. Психологические науки, 17 , 136–142.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Мейер, Б.П., Вилковски, Б.М., и Робинсон, М.Д. (2008). Выявление приятности в каждом: использование модели когнитивной саморегуляции для снижения агрессии. Journal of Experimental Social Psychology, 44 , 1383–1387.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Миллер, Дж. Д., и Кэмпбелл, В. К. (2008). Сравнение клинической и социально-личностной концептуализации нарциссизма. Journal of Personality, 76 , 449–476.
Перекрёстная ссылка Google ученый (2011). Грандиозный и ранимый нарциссизм: номологический сетевой анализ. Journal of Personality, 79 , 1013–1042.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Миллер, Дж. Д., Ламкин, Дж., Мэйплс-Келлер, Дж. Л., Сон, К. Э., и Линам, Д. Р. (2018). Тест эмпирического профиля и согласованности спецификатора психопатии DSM-5. Психологическое обследование, 30 , 870–881.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Миллер, Дж. Д., и Линам, Д. Р. (2012). Изучение номологической сети инвентаря психопатической личности: метааналитический обзор. Расстройства личности: теория, исследования и лечение, 3 , 305–326.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Миллер, Дж. Д., и Линам, Д. Р. (2019). Справочник по антагонизму: концепции, оценка, последствия и обращение с нижней границей приемлемости . Эльзевир.
Google ученый
Миллер, Дж. Д., Линам, Д. Р., Хаятт, К. С., и Кэмпбелл, В. К. (2017). Споры о нарциссизме. Ежегодный обзор клинической психологии, 13 , 291–315.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Миллер, Дж. Д., Линам, Д. Р., Сидор, Л., Кроу, М., и Кэмпбелл, В. К. (2018). Согласованные профили нарциссизма и их связь с пятифакторным инвентарем нарциссизма. Психологическая оценка, 30 , 10–18.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Миллер, Дж. Д., Линам, Д. Р., Видигер, Т., и Лейкефельд, К. (2001). Расстройства личности как крайние варианты общих параметров личности: может ли пятифакторная модель адекватно представить психопатию? Journal of Personality, 69 , 253–276.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Миллер, Дж. Д., Визе, К., Кроу, М. Л., и Линам, Д. Р. (2019). Критическая оценка литературы о темной триаде и предложения по дальнейшему продвижению. Современные направления психологической науки, 28 , 353–360.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Нойманн, К.С., Хэйр, Р.Д., и Пардини, Д.А. (2015). Антисоциальность и конструкция психопатии: данные со всего мира. Journal of Personality, 83 , 678–692.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Патрик, CJ (2010). Операционализация триархической концептуализации психопатии: Предварительное описание кратких шкал для оценки смелости, подлости и расторможенности (Неопубликованное руководство по тестированию). Университет штата Флорида, Таллахасси, Флорида.
Google ученый
Паулхус, Д. Л., Нойманн, К., и Хэйр, Р. Д., Уильямс, К. М., и Хемфилл Дж. Ф. (2017). Шкала самоотчета по психопатии, 4-е издание, руководство . Мультимедицинские системы.
Google ученый
Робертс Б.В., Чернышенко О.С., Старк С. и Голдберг Л.Р. (2005). Структура добросовестности: эмпирическое исследование, основанное на семи основных личностных опросниках. Психология персонала, 58 , 103–139.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Роджерс, Р., и Рогстад, Дж. Э. (2010). Психопатия и APD у несудебно-медицинских пациентов: улучшенные прогнозы или несоответствия в количественных показателях? Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment, 32 , 353–362.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Салекин Р. Т., Роджерс Р. и Сьюэлл К. В. (1996). Обзор и метаанализ контрольного списка психопатии и пересмотренного контрольного списка психопатии: прогностическая достоверность опасности. Клиническая психология: наука и практика, 3 , 203–215.
Google ученый
Шерман, Э. Д., Линам, Д. Р., и Хейде, Б. (2014). Доброжелательность составляет факторную структуру опросника психопатических черт молодежи. Журнал расстройств личности, 28 , 262–280.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Ским, Дж. Л., и Кук, Д. Дж. (2010). Является ли преступное поведение центральным компонентом психопатии? Концептуальные направления разрешения спора. Психологическое обследование, 22 , 433–445.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Сон, К. Э., Кроу, М., Картер, Н. Т., Линам, Д. Р., и Миллер, Дж. Д. (2021). Раскрытие структуры антагонизма. Расстройства личности: теория, исследования и лечение, 12 , 300-311.
Google ученый
Сон, К.Э., Вайс, Б., Линам, Д.Р., и Миллер, Дж.Д. (2019). Исследование триархической модели номологической сети психопатии: метааналитический обзор. Clinical Psychology Review, 71 , 1–26.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Ван Тил, К., Визе, К.Э., Миллер, Дж.Д., и Линам, Д.Р. (в печати). Антагонизм объясняет структуру факторов более высокого порядка шкалы самоотчетов о психопатии, четвертое издание. Расстройства личности: теория, исследования и лечение .
Google ученый (2019). Использование анализа доминирования для разложения нарциссизма и его связи с агрессией и экстернализацией результатов. Оценка, 26 , 260–270.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Визе, К.Э., Коллисон, К.Л., и Линам, Д.Р. (в печати). Важность антагонизма: объяснение сходств и различий в отношениях психопатии и нарциссизма с агрессией и экстернализацией результатов. Журнал расстройств личности.
Google ученый
Визе, К.Э., Коллисон, К.Л., Миллер, Дж.Д., и Линам, Д.Р. (2020). «Ядро» темной триады: проверка конкурирующих гипотез. Расстройства личности: теория, исследования и лечение, 11 , 91–99.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Визе, К.Э., Линам, Д.Р., Ламкин, Дж., Миллер, Дж.Д., и Пардини, Д. (2016). Выявление существенных черт юношеской психопатии в прогнозировании последующего антиобщественного поведения: есть ли аддитивная, синергетическая или криволинейная роль бесстрашного доминирования? Клиническая психология, 4 , 572–590.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Визе, К.Э., Линам, Д.Р., Коллисон, К.Л., и Миллер, Дж.Д. (2018). Различия между компонентами темной триады: метааналитическое исследование. Расстройства личности: теория, исследования и лечение, 9 , 101–111.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Визе, К.Э., Миллер, Дж.Д., и Линам, Д.Р. (2018). Аспекты FFM и их связь с различными формами антиобщественного поведения: расширенный метаанализ. Журнал уголовного правосудия, 57 , 67–75.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Визе, К.Э., Миллер, Дж.Д., и Линам, Д.Р. (в печати). Изучение концептуальной и эмпирической отличительности приятности и «темных» черт личности. Журнал Личности.
Google ученый (2019). Изучение гипотетических интерактивных и криволинейных отношений между психопатическими чертами и экстернализацией проблем в выборке правонарушителей с использованием анализа ответов на вопросы. Журнал Аномальной Психологии, 128 , 689–699.
Google ученый
Видигер, Т. А., Фрэнсис, А. Дж., Харрис, М., Якобсберг, Л., Фейер, М., и Мэннинг, Д. (1991). Коморбидность среди расстройств Оси II. В Дж. Олдхэме (ред.), Axiss II: Новые взгляды на достоверность (стр. 163–194). Американская психиатрическая пресса.
Google ученый
Видигер, Т. А., и Трулл, Т. Дж. (1998). Характеристики эффективности наборов критериев расстройства личности DSM-III-R. В TA Widiger, AJ Frances, HA Pincus, R. Ross, MB First, W. Davis, & M. Kline (Eds.), Справочник по DSM-IV (Том 4, стр. 357–373). Американская психиатрическая ассоциация.
Google ученый
Вилковски Б.М., Робинсон М.Д. и Мейер Б.П. (2006). Приятие и длительная пространственная обработка антисоциальной и просоциальной информации. Journal of Research in Personality, 40 , 1152–1168.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Рекомендации для дальнейшего чтения
Lynam, D.R., & Miller, J.D. (2015). Психопатия с точки зрения основных черт: полезность пятифакторного модельного подхода. Journal of Personality, 83 , 611–626.
Google ученый
Линам, Д. Р. и Миллер, Дж. Д. (2019). Основная черта антагонизма: К сожалению, недооцененная конструкция. Журнал исследований личности, 81 , 118–126.
Google ученый
Миллер, Дж. Д., и Линам, Д. Р. (2019). Справочник по антагонизму: концепции, оценка, последствия и лечение нижней границы уступчивости . Эльзевир.
Google ученый
Миллер, Дж. Д., Линам, Д. Р., Хаятт, К. С., и Кэмпбелл, В. К. (2017). Споры о нарциссизме. Ежегодный обзор клинической психологии, 13 , 291–315.
Google ученый
Визе, К.Э., Миллер, Дж.Д., и Линам, Д.Р. (2018). Аспекты FFM и их связь с различными формами антиобщественного поведения: расширенный метаанализ. Журнал уголовного правосудия, 57 , 67–75.
Google ученый
Ссылки для скачивания
Стресс на работе, связанный со временем, и непродуктивное поведение на работе: бодрящая роль девиантных черт личности
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:
Дирк Де Клерк (Школа бизнеса Гудмана, Университет Брока, Сент-Катаринс, Канада)
Инам Уль Хак (Лахорская школа бизнеса, Лахорский университет, Лахор, Пакистан)
Мухаммад Умер Азим (Школа бизнеса и экономики Университета управления и технологии, Лахор, Пакистан)
Проверка персонала
«> ISSN : 0048-3486
Дата публикации статьи: 2 сентября 2019 г.
Дата публикации номера: 18 сентября 2019 г.
Загрузки
Аннотация
Назначение
Основываясь на теории сохранения ресурсов, цель этой статьи состоит в том, чтобы исследовать взаимосвязь между опытом сотрудников, связанным со стрессом на работе, и их участием в контрпродуктивном рабочем поведении (CWB), а также воодушевляющими ролями, которые в этом процессе могут играть роль различные девиантные черты личности.
Дизайн/методология/подход
Данные двухэтапного опроса с временным лагом в три недели были собраны у 127 сотрудников пакистанских организаций.
Findings
Чувство сотрудников, что у них недостаточно времени для выполнения своих рабочих задач, подстегивает их CWB, и этот эффект особенно силен, если у них есть сильные макиавеллистские, нарциссические или психопатические наклонности.
Оригинальность/ценность
Это исследование дополняет существующие исследования, определяя связанный со временем рабочий стресс сотрудников как малоизученный фактор их CWB, а также три личностные черты, составляющие темную триаду, как триггеры перевода рабочего стресса, связанного со временем, в CWB.
Ключевые слова
- Количественный
- Теория сохранения ресурсов
- Контрпродуктивное рабочее поведение
- Темная триада
- Стресс времени
Цитата
Де Клерк, Д.