Девиантность, девиантное поведение — Психологос
Фильм «Ликвидация»
Девиантность, девиантное — это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.
Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Виды девиантного поведения
Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации.
С точки зрения теории аномии (Р. Мертон), девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.
Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на девиантное поведение. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка какой-либо девиации (например, «врун», «алкоголик», «наркоман», «сексуальный маньяк») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т.
п.Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии девиантного поведения сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации.
Изучение девиантности
Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения:
- Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием.
- Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории личности, клинической и социальной психологии.
Исследование девиантности можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями:
- Первая предполагает взгляд на девиантность как функцию внутренних факторов. Девиантность рассматривается в аспекте различий между индивидуумами. С точки зрения индивидуальных различий предполагается, что отдельные люди или группы людей, обладающие определенным уровнем специфичности, с большей вероятностью становятся девиантами. Предполагается также, что индивидуальные различия и девиантность связаны причинно-следственными отношениями.
- Второе важное объяснение девиантности постулирует в качестве ее основных предпосылок различия в социальной структуре. Официально классифицируемые формы девиантности характеризуются непропорционально высокой представленностью среди населения, занимающего более низкое социально-экономическое положение в нашем обществе. С точки зрения различий в социальной структуре, в доступе к законным возможностям, в доступе к незаконным возможностям, отчуждение или враждебность — это те критические ингредиенты, которые часто становятся причиной девиантности. Согласно этой позиции, девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты.
- Третье важное объяснение девиантности опирается на интеракционистскую точку зрения. Согласно носящей формальное название «теории навешивания ярлыков», девиантность порождается реакцией критически настроенных лиц на определенное деяние. Психологические расстройства, преступность и недостаточный уровень достижений официально и неформально маркируются как девиантные. С позиций «теории навешивания ярлыков» девиантность представляет собой взаимодействие между поступками индивидуума и реакциями на них общества.
- Четвертая важная точка зрения выражается теорией научения. Согласно ей, все действия, девиантные или нормальные, приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. Те люди, которые проявляют девиантные паттерны поведения, получали ранее за такие поступки соответствующее вознаграждение. С точки зрения теории научения, не существует врожденных различий между отклоняющимся и нормальным поведением. Преступное поведение, отклоняющееся от нормы поведение и недостаточная обучаемость приобретаются в процессе научения.
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков — Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы
Проблема девиантного поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно-значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних. Столкновение мира подростка с миром других людей и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер. Зачастую современные подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, совершают экономические преступления. Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодёжь сбивается на путь агрессивности. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет.
На наш взгляд, отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
— социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности;
-глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками;
-отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития;
-отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности;
-безнадзорностью. По данной проблеме нами было проведено исследование на выявление склонности к девиантному поведению. В нём принимало участие 27 человек, (10 мальчиклв и 17 девочек)9 класса МОУ СОШ №10 г. Вичуга Ивановской области. В результате проведенного исследования мною было выявлено, что:
64% подростков имеют высокий уровень склонности к девиантному поведению. У них чрезмерно проявляется раздражительность, которая ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу, преобладает завышенная самооценка, повышенная жестокость, не развиты этические нормы, могут ради компании убежать из дома.
23% подростков имеют средний уровень склонности к девиантному поведению. У них проявляется реакция группирования со сверстниками, которая сопряжена со стремлением к властвованию, эгоцентризм, легко вступают в конфликтные ситуации, самооценка далека от объективности.
13% подростков имеют низкий уровень склонности к девиантному поведению. У них иногда бывают грубые поступки, слегка непоседливы, самооценка достаточно адекватная. Редко проявляется нежелание учиться, словоохотливы, нет срывов и депрессивных состояний.
Таким образом, содержание социально-коррекционной работы с девиантными подростками в нашей школе реализуется в основном следующими специалистами:
-классным руководителем;
-социальным работником;
-социальным педагогом;
-психологом, врачом.
Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие этапы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:
-диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
-проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
-реализация разрабатываемых программ на уровне школы.
Содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения включает: — психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
-информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях;
— сотрудничество с подразделение по делам несовершеннолетних.
Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.
На наш взгляд основными методами для предупреждения девиантного поведения яявляются:
1.Разработка и осуществление различных воспитательно — профилактических программ, имеющих цель — управление процессом социолизации подростков, работа с возникшими отклонениями;
2.Организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды;
3.Организация досуга подростков;
4.Использование индивидуальных занятий по преодолению негативных социальных установок, самооценки- привлечение государственные структурами и, прежде всего органами исполнительной власти всех уровней к участию в движении за здоровый образжизни;
5.Принятие мер не только по недопущению сокращения детских клубов, но и расширению их сети с тем, чтобы оказать как можно большому числу лиц, квалифицированную помощь;
6.Оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
От того, как организовано деятельность подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение.
Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведен
Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченны.
Педагог-психолог: Чемоданова Т.И.
Социальное обучение и девиантное поведение: специальный тест общей теории
Абельсон, Х. И., Р. Коэн. Д. Шрайер и М. Раппепорт (1973). «Опыт употребления наркотиков, отношение и соответствующее поведение среди подростков и взрослых». Стр. 488–867 в Употребление наркотиков в Америке: проблема в перспективе , Vol. 1. Доклад, подготовленный Национальной комиссией по борьбе с марихуаной и наркоманией.
Google Scholar
Акерс, Рональд Л. (1968). «Проблемы социологии девиантности: социальные определения и поведение». Социальные силы 46: 455–65.
Google Scholar
Акерс, Рональд Л. (1973). Девиантное поведение: подход к социальному обучению . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Google Scholar
Акерс, Рональд Л. (1977). Девиантное поведение: подход к социальному обучению . 2-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Google Scholar
Акерс, Рональд Л., Роберт Л. Берджесс и Уэлдон Джонсон (1968). «Употребление опиатов, зависимость и рецидив».
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Андерсон Линда С. (1973). «Влияние формальных и неформальных санкций на употребление марихуаны: тест на социальное обучение и сдерживание». Магистерская работа: Университет штата Флорида.
Google Scholar
Болл, Джон К. (1957). «Преступное и неправонарушительное отношение к распространенности воровства». Журнал уголовного права , Криминология и полицейская наука 48: 259–74.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Болл, Ричард А. (1968). «Эмпирическое исследование теории нейтрализации». Стр. 255–65 у Марка Лефтона, Джеймса К. Скиппера и Чарльза Х. МакКеги (ред.), Подходы к Девиантности . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Бандура, Альберт (1969). Принципы модификации поведения . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Бандура, Альберт (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. Бандура. Альберт и Ричард Х. Уолтерс (1963). Социальное обучение и развитие личности . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Блок, Дж. Р. Н. Гудман, Ф. Амбеллан и Дж. Ревенсон (1974). «Самостоятельное изучение наркотиков в старшей школе». Хемпстед: Институт исследований и оценки.
Google Scholar
Берджесс, Роберт Л. и Рональд Л. Акерс (1966). «Дифференциальная ассоциативно-подкрепляющая теория преступного поведения». Социальные проблемы 14: 128–47.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Берджесс. Роберт и Дон Бушелл (ред.) (1969). Социология поведения . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Google Scholar
Берджесс, Роберт Л. и Джойс Маккарл Нильсен (1974). «Экспериментальный анализ некоторых структурных детерминант справедливых и несправедливых отношений обмена». American Sociological Review 39: 427–43.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Беркетт, Стивен и Эрик Л. Дженсен (1975). «Традиционные связи, влияние сверстников и страх задержания: исследование употребления марихуаны подростками». Социологический ежеквартальный журнал 16: 522–33.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Калхун, Дж. Ф. (1974). «Отношение к продаже и употреблению наркотиков: перекрестный анализ тех, кто употребляет наркотики». Журнал молодежи и подростков 3: 31–47.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Чедвик-Джонс, Дж. К. (1976). Теория социального обмена: его структура и влияние на социальную психологию . Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Конгер, Рэнд Д. (1976). «Модели социального контроля и социального обучения преступному поведению — синтез». Криминология 14: 17–40.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Конгер, Рэнд Д. (1977). «Ответ». Криминология 15:117–26 .
Google Scholar
Совет по злоупотреблению наркотиками, Inc. (1975). Студенты и наркотики: отчет Совета по злоупотреблению наркотиками (Янкелович. Скелли и Уайт, Инк.) Вашингтон, округ Колумбия: Совет по злоупотреблению наркотиками.
Google Scholar
Итон, Уильям В. (1974). «Психическая госпитализация как процесс подкрепления». Американский социологический обзор 39: 252–60.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Эмерсон Ричард М. (1969). «Оперантная психология и теория обмена». Стр. 379–405 у Роберта Л. Берджесса и Дона Бушелла-младшего (редакторы), Поведенческая социология . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Google Scholar
Эмерсон Ричард М. (1972). «Теория обмена». Стр. 38–87 в Джозеф Бергер, Моррис Зельдич-младший и Бо Андерсон (ред.), Sociological Theory in Progress , Vol. 2. Бостон: Хоутон-Миффлин.
Google Scholar
Эриксон, Мейнард Л., Джек П. Гиббс и Гэри Ф. Дженсен (1977). «Доктрина сдерживания и предполагаемая определенность законного наказания». American Sociological Review 42: 305–17.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Фейер, Дайан и Реджинальд Г. Смарт (1973). «Знания о наркотиках, отношение к ним и уровень употребления наркотиков старшеклассниками». Journal of Drug Education 3: 377–88.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фельдман, член парламента (1977). Преступное поведение: психологический анализ . Лондон: Уайли. Фридрихс, Роберт В. 1974 «Потенциальное влияние Б. Ф. Скиннера на американскую социологию». Американский социолог 9: 3–8.
Google Scholar
Гиркен, Майкл и Уолтер Р. Гоув (1977). «Сдерживание, перегрузка и вывод из строя: эмпирическая оценка». Социальные силы 56: 424–47.
Google Scholar
Гиббс, Джек П. (1975). Преступление , Наказание и сдерживание . Нью-Йорк: Эльзевир.
Google Scholar
Гиббс, Джек П. (1977). «Социальный контроль, сдерживание и перспективы социального порядка». Социальные силы 56: 408–23.
Google Scholar
Гровс, В. Юджин (1974). «Модели использования и образа жизни студентов колледжей». Стр. 241–75 у Эрика Джозефсона и Элеоноры Э. Кэррот (ред.), Употребление наркотиков: эпидемиологические и социологические подходы . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Хэмблин, Роберт Л., Дэвид Бакхолдт, Дэниел Ферритор, Мартин Козлофф и Лоис Блэквелл (1971). Процесс гуманизации: социально-поведенческий анализ детских проблем . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Хардт, Роберт Х. и Сандра Петерсон-Хардт (1977). «Об определении качества метода самоотчета о правонарушениях». Журнал исследований преступности и правонарушений 14: 247–61.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Харрис, Энтони Р. (1975). «Тюремное заключение и ожидаемая ценность криминального выбора: спецификация и проверка аспектов перспективы маркировки. American Sociological Review 40: 71–87.
Google Scholar
Харрис, Энтони Р. (1977). «Секс и теории девиантности: к функциональной теории девиантных машинописных текстов». American Sociological Review 42: 3–16.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хирши, Трэвис (1969). Причины правонарушений . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press.
Google Scholar
Хирши, Трэвис и Майкл Дж. Хинделанг (1977). «Интеллект и преступность: ревизионистский обзор». American Sociological Review 42: 571–87.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Хоманс, Джордж К. (1961). Социальное поведение: его элементарные формы . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.
Google Scholar
Хониг, Вернер (1966). Оперантное поведение: области исследований и применения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Дженсен, Гэри Ф. (1972). «Родители, сверстники и правонарушения: проверка точки зрения дифференциальной ассоциации», American Journal из Sociology 78: 63–72.
Google Scholar
Джессор, Ричард (1976). «Прогнозирование времени начала употребления марихуаны: исследование развития старшеклассников». Журнал консалтинга и клинической психологии 44: 125–34.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Джессор, Р., М.И. Коллинз и С.Л. Джессор (1972). «О том, как стать пьяницей: социально-психологические аспекты подросткового перехода». Анналы Нью-Йоркской академии наук 197: 199213.
Google Scholar
арендодатель, Р. , Т. Д. Грейвс, Р. К. Хэнсон и С. Л. арендодатель (1968). Общество , Личность и девиантное поведение: исследование трехэтнического сообщества . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
арендодатель, арендодатель Р. и С.Л. (1975). «Подростковое развитие и начало употребления алкоголя: лонгитюдное исследование». Журнал исследований алкоголя 36: 27–51.
Google Scholar
арендодатель, R. и SL арендодатель (1977). Проблемное поведение и психосоциальное развитие: лонгитюдное исследование молодежи . Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
арендодатель, Ричард, Ширли Л. Джессор и Джон Финни (1973). «Социальная психология употребления марихуаны: лонгитюдные исследования молодежи средней школы и колледжа». Журнал личности и социальной психологии 26: 1–15.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
арендодатель, Р., Х. Б. Янг. Э. Б. Янг и Г. Теси (1970). «Воспринимаемые возможности, отчуждение и пьянство среди итальянской и американской молодежи». Журнал личности и социальной психологии 15: 215–22.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Джонстон, Л. (1973). Наркотики и американская молодежь . Анн-Арбор: Институт социальных исследований. Кандель, Дениз (1973). «Употребление марихуаны подростками: роль родителей и сверстников». Наука 181: 1067–70.
Google Scholar
Кандел, Дениз (1974). «Межличностные влияния на употребление незаконных наркотиков подростками». Стр. 207–40 в Эрике Джозефсоне и Элеоноре Э. Кэррол (ред.), Употребление наркотиков: эпидемиологические и социологические подходы . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Кандел, Дениз (1978). Продольное исследование употребления наркотиков . Эд. Д. Кандель. Нью-Йорк: Холстед.
Google Scholar
Кендалл, Ричард Фенвик (1976). Контекст и последствия употребления алкоголя и наркотиков среди учащихся средних школ и колледжей . Кандидат наук. диссертация, факультет психологии, Нью-Йоркский университет.
Google Scholar
Ким Чжэ Он (1975). «Многомерный анализ порядковых переменных». Американский журнал социологии 81: 261–98.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Крон, Марвин Д. (1974). «Исследование влияния ассоциаций родителей и сверстников на употребление марихуаны: эмпирическая проверка теории дифференциальных ассоциаций». Стр. 75–89 в Марке Рейделе и Терренсе П. Торнберри (редакторы), Преступность и правонарушение: Размеры отклонения . Нью-Йорк: Прегер.
Google Scholar
Кункель, Джон Х. и Ричард Х. Нагасава (1973). «Поведенческая модель человека: предложения и выводы». American Sociological Review 38: 530–43.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кункель, Джон Р. (1975). Поведение , Социальные проблемы , и Изменения: подход к социальному обучению . Энглвудские скалы: Прентис-Холл.
Google Scholar
Лабовиц, Сэнфорд (1970). «Присвоение номеров категориям ранжирования». American Sociological Review 35: 515–24.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лабовиц, Сэнфорд (1971). «В защиту присвоения номеров рангам». American Sociological Review 36: 521–22.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лоуренс, Т. С. и Дж. О. Веллеман (1974). «Корреляты употребления наркотиков учащимися средней школы в пригороде». Психиатрия 37: 129–36.
ПабМед Google Scholar
Маклафлин, Барри (1971). Обучение и социальное поведение . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Google Scholar
Мейер, Робен Ф. и Велдон Т. Джонсон (1977). «Сдерживание как социальный контроль: легальное и внелегальное производство соответствия». American Sociological Review 42: 292–304. Национальная комиссия по марихуане и наркомании (1972 год). Марихуана: сигнал непонимания . Нью-Йорк: Новая американская библиотека.
Google Scholar
О’Доннелл, Джон, Харвин Л. Восс, Ричард Р. Клейтон и Робин Г.В. Рум (1976). Молодые люди и наркотики – общенациональное исследование . Роквилл: Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками.
Google Scholar
Пирс, Дж. и Д. Х. Гарретт (1970). «Сравнение алкогольного поведения правонарушителей и молодежи, не совершающей правонарушений, в штатах Айдахо и Юта». Журнал школьного здоровья 40: 131–5.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Rachal, JV, JR Williams, ML Brehm, B. Cavanaugh, R.P. Moore и WC Eckerman (1975). Алкогольное поведение подростков , Отношения и корреляты. Национальный институт злоупотребления алкоголем и алкоголизма: Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения США, контракт № HSM 42–73–80 (NIA).
Google Scholar
Радосевич, Марсия, Лонн Ланца-Кадьюс, Рональд Л. Акерс и Марвин Д. Крон (ожидается). «Социология наркотического и алкогольного поведения подростков: обзор состояния области: части 1,2». Девиантное поведение: междисциплинарный журнал.
Google Scholar
Роттер, Джулиан (1954). Социальное обучение и клиническая психология . Энглвудские скалы: Прентис-Холл. Шорт, Джеймс Ф. (1957). «Дифференциальная ассоциация и правонарушение». Социальные проблемы 4:233–9. Зильберман, Мэтью (1976). «К теории сдерживания преступников». American Sociological Review 41: 442–61.
Google Scholar
Сингл, Эрик, Дениз Кандел и Брюс Д. Джонсон (1975). «Надежность и достоверность ответов об употреблении наркотиков в крупномасштабном лонгитюдном опросе». Journal of Drug Issues 5: 426–43.
Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека . Нью-Йорк: Макмиллан.
Google Scholar
Скиннер Б. Ф. (1959). Суммарная запись . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Спитцер, Стивен (1975). «К марксистской теории отклонения». Социальные проблемы 22: 638–51.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Стаатс, Артур (1975). Социальный бихевиоризм . Хоумвуд: Дорси Пресс.
Google Scholar
Сазерленд, Эдвин Х. (1947). Принципы криминологии . 4-е изд. Филадельфия: Липпинкотт. Сазерленд, Эдвин Х. и Дональд Р. Кресси (1974). Криминология . 9-е изд. Филадельфия: Липпинкотт.
Google Scholar
Тартер, Дональд Э. (1973). «Прислушиваясь к призыву Скиннера: к развитию социальной технологии». Американский социолог 8: 153–158.
Google Scholar
Тейлор, Ян, Пол Уолтон и Джек Янг (1973). Новая криминология: социальная теория отклонения . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Тек, Нехама (1974a). В пригороде трава зеленая: социологическое исследование употребления незаконных наркотиков подростками . Рослин Хайтс: Весы.
Google Scholar
Тек, Нехама (1974b). «Наркомания родителей и детей: преемственность поколений или подростковая девиация?» Подростковый возраст 9: 351–64.
ПабМед Google Scholar
Томас Чарльз В., Дэвид М. Петерсен и Мэтью Т. Зинграф (1975). «Употребление наркотиков студентами: пересмотр этической гипотезы безделья». Журнал здоровья и социального поведения 16: 63–73.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Титтл, Чарльз Р. (1975). «Сдерживающие факторы или маркировка?» Социальные силы 53: 399–410.
Google Scholar
Ульманн, Леонард П. и Леонард Краснер (1969). Психологический подход к ненормальному поведению . Энглвудские скалы: Прентис-Холл.
Google Scholar
Восс, Харвин (1964). «Дифференциальная ассоциация и заявленное делинквентное поведение: репликация». Социальные проблемы 12: 78–85.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Уолдо, Гордон П. и Теодор Кирикос (1972). «Воспринимаемые уголовные санкции и самосообщение о преступлении: забытый подход к исследованию сдерживания». Социальные проблемы 19: 522–40.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Векслер, Генри и Дениз Тум (1973). «Подростковое пьянство, употребление наркотиков и социальные корреляты». Ежеквартальный журнал исследований алкоголя 34: 1220–7.
ПабМед Google Scholar
Уайтхед, П. К. и Р. Г. Смарт (1972). «Достоверность и достоверность самоотчетов об употреблении наркотиков». Канадский журнал криминологии и исправительных учреждений 14: 1–8.
Google Scholar
Девиантность в социологии: определение, теории и примеры
По
Шарлотта Никерсон
Обновлена на
Обновлен на
Шарлотта Никерсон — студентка Гарвардского университета, помешанная на пересечении психического здоровья, продуктивности и дизайна.
Узнайте о нашем редакционном процессе
Отзыв:
Саул Маклеод, доктор философии
Сол Маклеод, доктор философии
Преподаватель, исследователь
Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, доктор философии, Университет Манчестера, доктор философии Саул Маклеод 9000 квалифицированный преподаватель психологии со стажем работы в системе дополнительного и высшего образования более 18 лет.
Узнайте о нашем редакционном процессе
Ключевые выводы
- Девиантное поведение — это любое поведение, которое не соответствует общественным нормам. Существует множество различных типов девиантного поведения, включая невежливость, насилие и злоупотребление психоактивными веществами. Такое поведение может быть, а может и не быть преступным.
- В то время как некоторые формы девиантного поведения могут считаться вредными или опасными, другие могут просто рассматриваться как странные или необычные.
- В некоторых случаях это можно рассматривать как положительный момент. Например, многие культуры поощряют своих членов бросать вызов статус-кво и раздвигать границы, чтобы добиться перемен.
- Дюркгейм предположил, что современным индустриальным обществам, следовательно, свойственна моральная неразбериха или «аномия». Это означает, что некоторые члены общества были более склонны оспаривать и отвергать общие ценности и нормы поведения, и эта «беспредельность» часто приводила к преступлениям и девиациям.
- Теория аномии была с тех пор развита другими теоретиками, такими как Роберт Мертон, который использовал ее для объяснения отклонений в своей теории деформации.
- Основные постулаты современных теорий аномии заключаются в следующем: (i) люди подчиняются общественным нормам, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания; (ii) Когда существует несоответствие между целями, которых люди хотят достичь, и средствами, доступными им для достижения этих целей, возникают аномические результаты, мотивирующие отклонения.
Содержание
Что такое девиантное поведение?
Девиантность — это поведение, черта или убеждение, которые отходят от социальной нормы и вызывают негативную реакцию в определенной группе. Другими словами, это поведение, не соответствующее нормам определенной культуры или общества. Он включает в себя то поведение, которое вызывает негативные реакции и социальный контроль. Сюда же относятся преступления, совершенные в обществе.
То, что считается приемлемым или грубым, зависит от культуры, в которой вы живете. Например, есть левой рукой в арабских странах считается грубым.
Некоторые виды поведения приемлемы для определенных возрастных групп, а некоторые действия незаконны для некоторых возрастных групп.
Например, некоторые люди, склонные к девиантному поведению, делают это, чтобы бросить вызов существующим социальным нормам и добиться перемен.
Кроме того, девиантность также может быть способом самовыражения и самовыражения.
Примеры
Любое поведение, нарушающее закон или общественные нормы, может считаться девиантным. Одним из примеров девиантного поведения является употребление наркотиков. Употребление запрещенных наркотиков считается девиантным поведением в большинстве социальных групп.
Совершение актов насилия, таких как нападение или убийство, также считается девиантным поведением.
Другие примеры девиантного поведения включают, но не ограничиваются: воровство, вандализм, граффити, опьянение в общественных местах, праздношатание и мусор.
Прогулы можно считать формой отклонения. Прогулы — это поведение, при котором учащийся регулярно избегает занятий в школе без ведома родителей или учителей.
Поскольку девиантность социально сконструирована (не возникает естественным путем, а создается обществом, в котором она обнаруживается), не существует действий, которые сами по себе были бы ненормальными или осуждались всеми обществами во все времена. Таким образом, девиация ситуативна и контекстуальна.
Например, хотя кража считается девиантным поведением в большинстве обществ, она не считается девиантным поведением в некоторых культурах коренных народов, где «воровство» рассматривается как способ перераспределения ресурсов.
Подобным образом, в то время как договорные браки являются нормой во многих культурах, они считаются отклонением от нормы в западных культурах, где люди имеют свободу выбирать себе партнеров.
Некоторые виды поведения приемлемы для определенных возрастных групп, а некоторые действия запрещены для некоторых возрастных групп.
В конечном счете, то, что считается девиантным поведением, варьируется от культуры к культуре и даже от одной социальной группы к другой. В то время как отклонения в обществе часто имеют негативные коннотации, отклонения в культуре не обязательно плохи.
Типы девиантного поведения
Формальное девиантное поведение
Формальное девиантное поведение определяется как поведение, нарушающее официально принятые законы. Этот тип девиантного поведения часто носит преступный характер и может привести к таким наказаниям, как штрафы, тюремное заключение или даже смерть.
Примеры формального девиантного поведения включают, помимо прочего: убийство, грабеж, нападение, изнасилование и растление малолетних (Griffiths et al., 2012).
Неформальное девиантное поведение
Неформальное девиантное поведение определяется как поведение, нарушающее неформальные социальные нормы. Этот тип девиантного поведения часто считается более незначительным, чем формальное отклонение, и обычно не влечет за собой судебного наказания.
Вместо этого, люди, практикующие неформальное девиантное поведение, могут подвергнуться насмешкам или остракизму со стороны своих сверстников.
Примеры неформального девиантного поведения включают, помимо прочего, мусор, переход неположенной дороги, пьянство в общественных местах и праздношатание (Griffiths et al., 2012).
Хотя неформальное девиантное поведение часто считается менее серьезным, чем его формальный аналог, оно может иметь серьезные последствия. Например, опоздание на работу является актом неформального отклонения, которое может привести к увольнению с работы.
Субкультурное девиантное поведение
Субкультурное девиантное поведение определяется как поведение, нарушающее нормы определенной субкультуры. Субкультура — это социальная группа в рамках более крупной культуры, которая имеет свои собственные ценности, убеждения и поведение.
Примеры субкультурного девиантного поведения включают, но не ограничиваются: групповым насилием, употреблением наркотиков и проституцией.
Хотя субкультурное девиантное поведение часто считается преступным или вредным, оно также может быть способом выражения своей идентичности и солидарности с другими членами своей группы.
Например, многие банды используют насилие как способ установить свою территорию и защитить своих членов, а также создать общее ощущение себя «сильными» и готовыми действовать (Copes & Williams, 2007).
Серийное девиантное поведение
Серийное девиантное поведение определяется как образец повторяющегося девиантного поведения. Например, судимость за несколько преступлений.
Например, подросток, который совершает кражу каждый раз, когда заходит в универмаг ради удовольствия, совершает серийное девиантное поведение.
Те, кто обычно демонстрирует неформальное девиантное поведение, также могут считаться демонстраторами серийного девиантного поведения.
Например, у человека, который громко рыгает и стоит слишком близко к другим, может сформироваться образ, характеризующийся этим неприемлемым поведением, что приведет к социальному наказанию (Chercourt, 2014).
Ситуационное отклонение
Ситуационное отклонение определяется как поведение, которое считается девиантным в определенной ситуации, но не в других.
Например, публичная нагота считается отклонением от нормы в большинстве общественных мест, но допустима на нудистских пляжах. Точно так же использование ненормативной лексики считается девиантным только в том случае, если оно происходит в условиях, где ругань не разрешена или осуждается, например, на работе или в школе (Chercourt, 2014).
Даже в этих условиях отношение окружающих к человеку, совершающему девиантный поступок, влияет на то, насколько девиантным считается его поведение.
В то время как некоторые формы ситуационного отклонения могут рассматриваться как безобидные или даже забавные, другие могут иметь серьезные последствия.
Например, хотя состояние алкогольного опьянения во многих ситуациях может быть воспринято другими как развлечение или юмор, вождение в нетрезвом виде может привести к несчастным случаям, травмам и даже смерти.
Типология социального напряжения
(Роберт К. Мертон)Типология социального напряжения — это теория отклонений, разработанная социологом Робертом К. Мертоном. Теория предполагает, что существует четыре типа девиантного поведения: субкультурное, серийное, ситуативное и культурное.
Теория Мертона основана на идее о противоречии между целями и средствами в обществе. Цели — это то, чего люди хотят достичь, например богатство или успех. Средства — это способы, с помощью которых люди достигают этих целей, например, усердно работают или получают образование.
Когда люди не могут достичь своих целей законными средствами, они могут прибегнуть к девиантному поведению, чтобы получить желаемое. Например, кто-то, кто хочет быть богатым, но не может законным образом заработать достаточно денег, может заняться воровством или грабежом.
Типология социального напряжения помогает понять, почему люди склонны к девиантному поведению. Это также помогает объяснить, почему одни формы отклонений встречаются чаще, чем другие.
Например, субкультурное отклонение чаще встречается в бедных районах, где законные средства достижения целей ограничены. Серийное отклонение чаще встречается у людей, которые в прошлом были вовлечены в девиантное поведение.
А ситуационное отклонение чаще возникает, когда люди оказываются в ситуациях, когда у них возникает соблазн нарушить правила.
Структурный функционализм
Структурный функционализм — это социологическая теория, рассматривающая общество как систему взаимосвязанных частей, работающих вместе для обеспечения стабильности и порядка.
Теория основана на идее о том, что общество организовано таким образом, что позволяет ему удовлетворять потребности своих членов.
Дюркгейм предположил, что современные индустриальные общества, следовательно, характеризуются моральным беспорядком или «аномией» — некоторые члены общества более склонны бросать вызов и отвергать общие ценности и нормы поведения, и эта «беспредельность» часто приводит к преступлениям и отклонениям.
Функционалистская точка зрения утверждает, что девиантное поведение выполняет положительную функцию для общества, предоставляя предохранительный клапан для людей, которые не могут справиться с требованиями повседневной жизни.
Например, люди, проявляющие незначительное девиантное поведение, такое как грубость или вспышки гнева, с меньшей вероятностью совершат более серьезные преступления, такие как убийство или изнасилование (Parsons, 1985).
Функционалистская точка зрения также утверждает, что девиантное поведение может привести к социальным изменениям. Например, люди, которые бросают вызов статус-кво и раздвигают границы, могут способствовать позитивным изменениям, таким как повышение равенства или улучшение условий труда.
Ганди, например, часто приписывают помощь в прекращении британского правления в Индии благодаря его девиантному поведению, когда он возглавлял мирные протесты и акции гражданского неповиновения.
Публичное наказание преступников также укрепляет социальную конформность, напоминая членам общества о том, что считается приемлемым и неприемлемым поведением. Другими словами, он функционирует для социального контроля над обществом, усиливая правила.
Теория конфликта
Теория конфликта — это социологическая теория, рассматривающая общество как систему отношений власти, находящихся в конфликте друг с другом. Теория основана на идее, что общественный порядок поддерживается за счет принуждения и силы, а не согласия или соглашения.
Сторонники теории конфликтов утверждают, что девиантное поведение является результатом социального неравенства. Они считают, что люди, обладающие меньшей властью в обществе, более склонны к девиантному поведению как способу бросить вызов существующему порядку.
Например, бедные люди или представители меньшинств могут прибегать к преступлению, чтобы получить ресурсы, необходимые им для выживания (Bartos & Wehr, 2002).
Эта теория восходит к работам Карла Маркса, который утверждал, что социальный конфликт является необходимой частью экономических изменений. Маркс считал, что капитализм в конечном итоге приведет к революции, в которой рабочий класс свергнет правящий класс и установит более эгалитарное общество.
Хотя теория конфликта берет свое начало в марксизме, она была адаптирована и расширена другими социологами, такими как Макс Вебер и Рэндалл Коллинз.
Теория конфликтов в настоящее время используется для объяснения широкого круга социальных явлений, включая преступность, насилие и дискриминацию (Bartos & Wehr, 2002).
Теория ярлыков
Теория ярлыков — это социологическая теория, рассматривающая отклонения как результат того, как общество навешивает ярлыки на людей. Теория основана на идее о том, что люди, которых называют девиантными, с большей вероятностью будут вести себя девиантно.
Лемерт был одним из первых, кто определил понятие первичной и вторичной девиантности (1951). Первичная девиация – это девиантные действия, которые происходят без навешивания ярлыков на лицо, совершающее действие.
Например, подросток, который пьет алкоголь в обществе на вечеринке и попадается, но получает лишь мягкий выговор от родителей, совершает первичное отклонение.
Вторичное отклонение, тем временем, является результатом ярлыков, которые навешиваются на кого-либо за совершение девиантных действий.
Человек переходит от первичной девиантности (то, что в первую очередь навешивает на него ярлык) ко вторичной девиантности (девиантная идентичность или карьера).
Важность различия между первичными и вторичными отклонениями заключается в том, что все время от времени совершают первичные отклонения с небольшими социальными последствиями.
Теория навешивания ярлыков утверждает, что навешивание ярлыка на кого-то как на девианта заставляет его восприниматься как отличающийся от других. Это различие может привести к дискриминации и социальной изоляции, что, в свою очередь, может привести к дальнейшему девиантному поведению.
Например, человек, заклейменный как преступник, может испытывать трудности с поиском работы или жилья. В результате они могут обратиться к преступлению, чтобы свести концы с концами.
Или человек, признанный психически больным, может быть исключен из общественной деятельности и с трудом заводит друзей. Эта изоляция может привести к дальнейшим проблемам с психическим здоровьем (Becker, 2018).
Теория ярлыков использовалась для объяснения широкого спектра девиантного поведения, включая преступность, психические заболевания и употребление наркотиков. Теорию критиковали за отсутствие эмпирических данных, но она остается влиятельной точкой зрения в социологии.
Часто задаваемые вопросы
Каковы основные причины девиантного поведения?
Некоторые из основных теоретических подходов, которые социологи используют для объяснения отклонений, включают функционализм, теорию конфликта и теорию навешивания ярлыков.
Социологи установили, что девиантное поведение часто является следствием социального неравенства.
Например, бедные люди или представители меньшинств могут прибегать к преступлению, чтобы получить ресурсы, необходимые им для выживания.
Кроме того, люди, которых общество считает девиантными, могут с большей вероятностью вести себя девиантно из-за дискриминации и социальной изоляции.
В чем разница между девиантным и преступным поведением?
Девиантность – это поведение, нарушающее социальные нормы и вызывающее негативную социальную реакцию. Преступление – это поведение, которое считается настолько серьезным, что оно нарушает формальные законы, запрещающие такое поведение.
Не всякое девиантное поведение является преступлением. Например, социальные нормы в отношении стилей одежды и причесок могут варьироваться от места к месту. Таким образом, тот, кто носит нетрадиционную одежду или делает нетрадиционную стрижку, может считаться девиантным в одном сообществе, но не в другом.
Точно так же люди, которые нарушают законы о несовершеннолетних, например, переходят улицу или мусорят, могут считаться девиантными, но не преступниками.
Точно так же не всякое преступное поведение является девиантным. Например, нарушение закона о запрете продажи алкоголя по воскресеньям не влечет за собой совершение девиантного поступка в обществе, где продажа и употребление алкоголя допустимы.
Является ли девиантное поведение формой несоответствия?
Девиантность – понятие, описывающее несоответствие социальным нормам, ценностям и гражданским ожиданиям. Следовательно, это форма несоответствия.
Тем не менее, не все несоответствия являются девиантными.
Социальные нормы варьируются от места к месту, поэтому то, что считается девиантным в одном обществе, может не считаться девиантным в другом. Кроме того, социальные нормы со временем меняются, поэтому то, что когда-то считалось девиантным, может стать приемлемым (и наоборот).
Например, когда-то татуировки и пирсинг считались извращением, но теперь они широко распространены. Тем не менее там, где они остаются необычными, они могут быть нонконформистскими.
Ссылки
Бартос, О. Дж., и Вер, П. (2002). Использование теории конфликта . Издательство Кембриджского университета.
Беккер, Х. С. (2018). Пересмотр теории навешивания ярлыков 1. В Девиантности и социальном контроле (стр. 41-66). Рутледж.
Шеркур, М. (2014). Энциклопедия социальных отклонений. Reference & User Services Quarterly, 54 (2), 83.
Коэн, А. К. (1955). Мальчики-правонарушители: культура банды. Нью-Йорк: Свободная пресса.
Коэн, А. К. (2016) Kriminelle Subkulturen. В: Климке, Д. и Леньяро, А. (Hrsg.) Kriminologische Grundlagentexte. Спрингер VS: Висбаден. С. 269-280.
Коэн, А. К. (1957) Kriminelle Subkulturen. В: Хайнц, П. и Кениг, Р. (Hrsg.) Soziologie der Jugendkriminalität. Studien zur Sozialwissenschaft. Опладен: Westdeutscher Verlag. С. 103-117.
Коэн, Альберт К. и Шорт, Дж. (1968). Исследование субкультур правонарушителей. In: Journal of Social Issues , С.20–37.
Коупс, Х., и Уильямс, Дж. П. (2007). Техники утверждения: девиантное поведение, моральные обязательства и субкультурная идентичность. Девиантное поведение, 28 (3), 247-272.
Дюркгейм, Э. (1951). Социология и философия .
Гриффитс, Х., Кейрнс, Н., Страйер, Э., Сэдлер, Т., Коди-Рыдзевски, С., Скарамуццо, Г., … и Джонс, Ф. (2012). Девиантность и контроль. Введение в социологию 2 e.
Лемерт, Э. (1951). Первичное и вторичное отклонение. Преступление. Критические концепции в социологии, 3, 603-607.
Лемерт, Э. М. (1967). Человеческие отклонения, социальные проблемы и социальный контроль . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, Прентис-Холл.
Маркс, К., и Энгельс, Ф. (1967). Коммунистический манифест. 1848. Пер. Сэмюэл Мур. Лондон: Пингвин, 15.
Мертон, Р.К. (1938). Социальная структура и аномия. American Sociological Review 3 ,
672–682.
Мертон, Р.К. (1949). Социальная структура и аномия: исправления и расширения. В: Аншен, Р.Н. (ред.), Семья: ее функции и предназначение . Харпер, Нью-Йорк, стр. 226–257.
Мертон, Р.К. (1957). Социальная структура и аномия. В: Мертон, Р.К. (ред.), Социальная теория и социальная структура . The Free Press, Нью-Йорк, стр. 185–214.
Мертон, Р.К. (1957). Преемственности в теории социальной структуры и аномии. В:
Мертон, Р.К. (ред.), Социальная теория и социальная структура . The Free Press, Нью-Йорк, стр. 215–248.
Парсонс, Т. (1985). Талкотт Парсонс об институтах и социальной эволюции: избранные работы . Издательство Чикагского университета.
Пфуль, Э. Х., и Генри, С. (1986). Процесс отклонения . Издатели сделок.
Велфорд, К.