Деятельность человека от поведения животных отличает: Деятельность человека от поведения животных отличает наличие 1) биологической программы 2) осознанной цели 3) инстинктов 4) зависимости от среды обитания

Деятельность человека | 6 класс | Обществознание

Содержание

    Если мы посмотрим вокруг, то увидим массу вещей и объектов, созданных человеком: дома, машины, тротуары, одежду, игрушки и прочее. Все это результаты деятельности. Умение трудиться и создавать что-то новое отличает людей от животных.

    Что такое деятельность

    Создавать могут не только люди. Например, бобры строят плотины на реках, а муравьи возводят муравейники. Каждое живое существо занимается какой-то деятельностью. 

    Животные действуют под воздействием инстинктов, они не размышляют над тем, что делают. А вот люди самостоятельно решают что им делать, когда, зачем и как. Таким образом, деятельность человека начинается с постановки цели.

    Цель — осознанный образ того результата, которого хочет достичь субъект своим воздействием на объект.

    Деятельность человека носит продуктивный и общественный характер. Иными словами, человек стремится к получению конкретного результата (продукта) и для этого может вступать в различные отношения с другими людьми.

    Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

    В отличие от животных, которые могут воздействуют на среду только своими органами и частями тела, человек способен создавать орудия труда, усиливающие физические возможности (топор, кувалда, пила).

    Поведение животного основывается на приспособлении к окружающей среде. Деятельность человека имеет преобразующий характер, то есть она основана не только на приспособлении, но и на преобразовании социальных и природных условий.

    Деятельность человека не задана от рождения, она формируется под воздействием социальной и культурной среды, меняется и развивается вместе с человеком.

    Изначально основными видами деятельности были охота и собирательство. Затем с помощью орудий труда человечество смогло перейти к земледелию и скотоводству. 

    Постепенно люди научились добывать и обрабатывать металл, что послужило мощным толчком к развитию и заложило основу для появления техники.

    {"questions":[{"content":"Что из перечисленного относится к деятельности?[[grouper-1]]","widgets":{"grouper-1":{"type":"grouper","labels":["К деятельности относятся.","Не относятся к деятельности."],"items":[["Дети играют в прятки.","Мама готовит обед.","Писатель пишет рассказ."],["Корова дает молоко.","Ворона вьет гнездо.","Собака сторожит дом."]]}}}]}

    Структура деятельности

    Деятельность основана на изменении и преобразовании мира в интересах людей, создании того, чего изначально не существовало в природе.

    Структура деятельности состоит из нескольких взаимосвязанных элементов. Ключевым является субъект. Это тот, кто непосредственно осуществляет деятельность. Им может быть человек, коллектив или общество в целом.

    Действия субъекта направлены на объект. Им может быть предмет, явление, процесс, внутреннее состояние человека. Воздействие субъекта на объект обусловлено мотивом.

    Мотив — совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности, интересы, убеждения, социальные установки, влечения).

    Помимо побуждающего начала деятельности, в ее структуре важное место занимает цель.

    Для достижения цели субъект может использовать различные средства. Они могут быть как материальными (деньги), так и нематериальными (разговоры).

    Для реализации поставленной цели с помощью различных средств человек совершает определенные действия.

    Действия — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

    Наконец, в результате совершенных действий получается результат (продукт) деятельности. Он может быть прямым и побочным, положительным (позитивным) или отрицательным (негативным).

    Рассмотрим структуру деятельности на конкретном примере. Ученик хочет получить пятерку по обществознанию, чтобы родители купили ему подарок.

    Субъектом здесь выступает ученик, а объектом — обществознание. Мотивом будет потенциальный подарок от родителей, а целью — получение пятерки по предмету.

    Средствами будут выступать учебник, конспект и дополнительная литература по теме. Действия, которые совершает ученик, направлены на изучение, повторение и запоминание материала.

    Результатом будет та оценка, которую получит ученик за свой ответ на уроке. Причем результат может быть как прямым, так и косвенным. Прямой результат — это оценка «отлично», а также подарок родителей, к которому он так стремился.

    Побочным результатом будет совершенствование навыков обучения, приобретение новых знаний, а также общее улучшение успеваемости в школе.

    Если ученик получил пятерку и заслужил подарок, значит он реализовал все цели и его результат можно назвать положительным. Если же добиться желаемой оценки не удалось, то результат будет отрицательным.

    {"questions":[{"content":"Элемент деятельности, который содержит в себе побуждение к действию, вызванное потребностью или необходимостью, называется [[input-1]]","widgets":{"input-1":{"type":"input","answer":["мотивом","мотив"]}},"explanation":"Если взять за основу пример из урока, то этот элемент описан в желании ученика получить подарок от родителей. "}]}

    Виды деятельности

    Деятельность человека разнообразна. Она может включать в себя разные сферы общественной жизни и отличаться по множеству параметров. 

    В зависимости от результата выделяют материальную и духовную деятельность.

    Материальная (практическая) деятельность — это создание предметов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. 

    Такая деятельность может быть материально-производственной или социально-преобразовательной. В первом случае человек преобразует природу, во втором общество.

    Духовная деятельность — это создание идей, художественных произведений, нравственных ценностей, научных открытий. 

    Понятие включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.

    • Познавательная деятельность — отражение действительности в мифах, художественных образах, научных формах, религиозных учениях.
    • Ценностно-ориентировочная деятельность — формирование мировоззрения, отношения людей к фактам окружающей действительности.
    • Прогностическая деятельность — планирование и предсказание развития, возможных изменений действительности.

    В зависимости от субъекта деятельность может носить индивидуальный или коллективный характер.

    Индивидуальную деятельность осуществляет один субъект, тогда как в коллективную вовлечены сразу несколько. Например, обучение в мини-группах по английскому языку является коллективной деятельностью.

    Деятельность может осуществляться в различных сферах общественной жизни. В данном случае выделяют экономическую, политическую, социальную и религиозную деятельность.

    Если соотнести активность человека с ходом истории, то можно выделить еще два вида — прогрессивную и реакционную деятельность.

    Прогрессивная направлена на развитие и создание чего-то нового, улучшение качества уже существующих процессов, предметов и явлений. Реакционная деятельность — это противоположное понятие прогрессивной деятельности. 

    В соответствии с правовыми нормами деятельность может быть законной или незаконной. Например, законной является предпринимательская деятельность, которая оформлена надлежащим образом.

    В соответствии с моральными нормами деятельность может быть моральной или аморальной. Примером аморальной деятельности может служить распространение слухов об учителях.

    По особенностям проявления человеческой активности выделяют внутреннюю и внешнюю деятельность.

    Внутренняя деятельность осуществляется в самом человеке, например, умственная деятельность. Внешняя деятельность имеет выражение вовне человека, например, действия с реальными предметами, движения, мышечные усилия.

    Характер самой деятельности может носить репродуктивный или творческий характер

    Репродуктивная деятельность — это деятельность по образцу. Творческая деятельность, напротив, порождает нечто качественно новое, ранее не существовавшее. Например, диктант — это репродуктивная деятельность, а сочинение — творческая.

    Наконец, в зависимости от результата деятельность может носить разрушительный (война, нарушение экологических стандартов) или созидательный (создание орудий труда, постройка дома) характер.

    {"questions":[{"content":"Какой из примеров иллюстрирует материально-производственную деятельность?[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["Ученый выступил на конференции с докладом.","Ученик усиленно размышляет над решением задачи по алгебре.","Депутаты парламента приняли новый закон о поощрении предпринимательской деятельности.","Завод выпустил две тысячи новых изделий из пластика."],"explanations":["Творческая деятельность.","Внутренняя деятельность.","Социально-преобразовательная деятельность.","Материально-производственная деятельность."],"answer":[3]}}}]}

    Основные формы деятельности человека

    Поговорим об универсальных формах деятельности, которые реализуются человеком в повседневной жизни. К ним относятся игра, учение, труд и общение.

    Игра выступает средством самопознания и самовыражения, общения и отдыха, помогая сохранять душевное равновесие.

    Игра — особая форма деятельности, целью которой является развлечение и отдых.

    Игра нацелена не на результат, а на сам процесс. Она происходит в условных ситуациях, которые могут быстро меняться.

    В игре действуют правила и используются замещающие предметы, например, игрушечные пистолеты, машинки, куклы.

    Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации и учит человека как вести себя в разных жизненных ситуациях.

    Еще одним видом деятельности, который наиболее актуален для детей, является учение.

    Учение — форма деятельности, целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.

    Характерной чертой учебы является нацеленность на достижение результата, который представляет ценность в будущем. Благодаря учению человек приобретает навыки и опыт для решения повседневных и профессиональных задач.

    Учение является необходимым компонентом в развитии личности. Оно строится через несколько этапов: уяснение, осмысление, запоминание, применение, контроль и оценка.

    Задача учения — сформировать у человека умение организовывать свои действия, направлять их, продуктивно работать над постановкой и достижением целей.

    Учение может быть организованным и неорганизованным

    Организованным обучением занимаются профессиональные учреждения — детские сады, школы, техникумы, университеты. В их основе лежит разработанная учебная программа, которую преподают специально обученные люди (воспитатели, учителя, репетиторы, профессора).

    Когда человек что-то изучает самостоятельно, например, читает книгу или смотрит обучающие видеоролики, это называется неорганизованным обучением или самообразованием.

    К универсальным формам деятельности относят также труд. Труд является первым и основным условием существования человечества.

    Труд — форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

    К характерным чертам труда можно причислить нацеленность на достижение конкретного результата. В отличие от игры, в труде результат важнее процесса, а сам процесс происходит под действием необходимости, а не желания.

    Труд обладает практической полезностью, требует наличия мастерства и умений.

    Трудом создаются материальные и духовные ценности. Трудящийся человек не только преобразовывает окружающую среду, но и всесторонне развивается.

    Следующая форма деятельности человека также очень важна для развития личности и получения полезных навыков. Речь идет об общении.

    Общение — вид деятельности, который нацелен на обмен информацией и эмоциями между субъектами.

    Общение бывает непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

    При непосредственном общении субъекты вступают в прямой контакт друг с другом (разговор при личной встрече), а при опосредованном общении прямых контактов нет (разговор происходит с помощью средств связи — телефона, мессенджера, письма).

    Прямое общение подразумевает прямой контакт субъектов, при косвенном в разговоре принимает участие посредник.

    При вербальном общении субъекты обмениваются информацией с помощью речи, при невербальном используют различные сигналы, жесты, символы, рисунки, предметы.

    Подробнее об учении, труде и общении мы поговорим в следующих уроках.

    {"questions":[{"content":"Соотнесите примеры с основными видами деятельности.[[matcher-1]]","widgets":{"matcher-1":{"type":"matcher","labels":["Труд","Игра","Учение"],"items":["Рабочий завода перевыполнил план по созданию деталей в два раза.","На уроке истории учитель предложил классу провести физкульминутку.","В школе прошел мастер-класс по написанию сочинения для экзамена.","Политики Израиля и Палестины приступили к переговорам. "]}}}]}

    Карта сайта

    Карта сайта
    • О компании
      • Информация о компании
      • История
      • Миссия
      • Руководство
      • Правовая информация
      • Специалисты
      • Вакансии
    • Новости

      Новости Научного центра персонализированной психиатрии

      • Видеобеседы наших специалистов
      • Истории жизни с болезнью
      • Лекции по психиатрии
      • Советы психиатров
    • Услуги и цены
      • Психиатрия
      • Психотерапия
      • Психосоциальная реабилитация
      • Психообразование
    • Словарь понятий
      • Генетика
      • Личность и ее характеристики
      • Нейрофизиология
      • Психические процессы
      • Психические состояния
      • Психические и поведенческие расстройства
      • Психофармакотерапия
    • Публикации
      • Лекции по психиатрии
      • Научные публикации
      • Наши публикации на Фейсбуке
      • Популярные публикации
      • Тезисы конференции «Персонализированная психиатрия: современные возможности генетики в психиатрии»
    • Видео

      Видео PersonPsy

      • Видеобеседы
      • Видеовстречи
      • Конференция по персонализированной психиатрии

        Конференция по персонализированной психиатрии впервые была проведена 2-3 ноября 2015 года в Москве. Открыл конференцию известный врач Рошаль Леонид Михайлович. Конференция посвящена 80-летию Дроздова Эдуарда Семеновича

      • Наши специалисты на TV
      • Популярные лекции по психиатрии
      • Семинары по аутизму
      • Семинары по деменции
      • Семинары для людей с транссексуализмом
    • Контакты
      • Контактная информация
      • Реквизиты
      • Задать вопрос

    отличий человека от животного | Спросите у биолога

    Вы могли заметить много общего между людьми и другими животными. Люди и животные едят, спят, думают и общаются. Мы также похожи во многом в том, как работает наше тело. Но у нас также есть много различий. Есть ли какие-то отличия, которые однозначно отличают людей от всех других животных?

    Некоторые люди думают, что основные различия между людьми и другими видами животных заключаются в нашей способности к сложному мышлению, использовании сложного языка, нашей способности решать сложные проблемы и самоанализе (это означает описание собственных мыслей и чувств). Другие также считают, что способность к творчеству или чувство радости или печали являются уникальными для человека. У людей есть высокоразвитый мозг, который позволяет нам делать многие из этих вещей. Но являются ли эти вещи исключительно человеческими? Во-первых, давайте перейдем к нечеткой части этого вопроса.

    Павиан подвергается зеркальному тесту. Изображение Моше Бланка через Wikimedia Commons.

    Есть много вещей, которые люди считают верными о животных и поведении животных, но некоторые из этих идей проблематичны. Иногда, когда мы проводим тесты на поведение животных, мы используем тесты, которые применимы к животным, таким как люди, и мы ожидаем, что животные будут вести себя аналогичным образом, если они обладают схожими способностями. Например, зеркальный тест используется, чтобы увидеть, осознают ли животные себя как изображение, которое они видят в зеркале. Если метка нанесена на животное, они должны показать признаки того, что знают, что метка находится на их теле. Может быть, они пытаются стереть его руками или, если они не могут использовать свои конечности таким образом, они могут немного подвигать своим телом, чтобы лучше видеть след. Но что, если у животного не самое лучшее зрение? Можем ли мы просто сказать, что, поскольку они не могут выполнить тест таким образом, они не пройдут его? Ожидать, что все другие животные будут вести себя так же, как люди в тестах, может быть проблематично. Это затрудняет изучение некоторых аспектов поведения животных.

    Но то, что мы узнали, очень интересно. По мере того, как мы узнаем все больше и больше о поведении животных, мы постоянно удивляемся.

    У луговых собачек Ганнисона довольно сложный язык… Исследователи обнаружили, что вместо того, чтобы просто издавать обычный сигнал тревоги, их сигнал тревоги может описывать конкретную скорость хищника, его цвет, форму и размер… Итак, когда это коммуникация достаточно сложна, чтобы мы могли назвать ее языком? Было обнаружено, что слоны общаются через мили земли с помощью инфразвукового звука. И когда исследователи замедляют чириканье колибри, кажется, что песня может быть такой же сложной, как песня некоторых других птиц, хотя для понимания этого необходимо провести дополнительные исследования. Считаем ли мы «язык» животных ограниченным только потому, что нам трудно его понять?

    Каледонская ворона решает проблему уровня воды. Он добавляет небольшие блоки в столбы воды, чтобы поднять уровень воды и получить доступ к еде. Ворона также должна была понять, что одна колонна слишком широка, поэтому ограниченные блоки не смогут достаточно поднять воду. Изображение из видео Logan C, Jelbert S, Breen A, Gray R, Taylor A через Wikimedia Commons.

    Каледонские вороны могут решать проблемы и создавать инструменты, а также решать многоступенчатые головоломки, требующие плана. Это примеры сложных задач? Где мы проводим черту, чтобы сказать, что что-то достаточно «сложно», или что мы дали животному надлежащую мотивацию, чтобы оно захотело хотя бы решить одну из этих проблем?

    Гориллы и шимпанзе рисовали птиц, описывая (с помощью языка жестов), что они пытались создать именно их. Если они имели в виду цель, а затем достигли ее, является ли это признаком того, что они занимались самоанализом? Что они описывают собственные мысли? И что они делают это, используя собственное творчество? Похоже, что это может быть.

    И животные, кажется, чувствуют радость и печаль. Есть видео, на которых видно, как ворон скатывается с куска пластика по заснеженной крыше. Ворон подхватывает ее и снова и снова скатывается вниз… они не играют с другой птицей, они наслаждаются катанием на санках и веселятся, возможно, испытывая радость. И мы продолжаем узнавать о все большем количестве видов, которые проявляют горе, особенно в связи с потерей членов своей семьи или других близких. Животные, которые скорбят, включают слонов, волков, морских львов, сорок и многих других. Недавнее видео с джавелинами (пекари, обитающими на юго-западе Америки) показывает, что они оплакивают своих умерших. Но мы этого не осознавали, пока это не зафиксировала полевая камера.

    Так что, возможно, не так много того, что делает нас уникальными людьми. Может быть, нам нужно уделять больше внимания тому, что делают животные, и пытаться смотреть на мир их глазами. И, возможно, наша способность учитывать чувства животных и надеяться на благополучие этих других удивительных существ — наша лучшая и самая уникальная человеческая способность.

    Животные в национальных парках, подвергшиеся воздействию даже нескольких человек

    Окружающая среда | Пресс-релизы  | Исследования  | Наука

    13 октября 2022 г.

    Бурый медведь запечатлен камерой дикой природы в Национальном парке Глейшер-Бэй на Аляске. Новое исследование показало, что почти любой уровень активности человека на охраняемой территории, такой как национальный парк, может изменить поведение животных. Мира Сытсма

    Люди часто посещают национальные парки США, чтобы мельком увидеть дикую природу. Но как наше присутствие влияет на животных, которых мы надеемся увидеть?

    За последнее десятилетие посещаемость национальных парков неуклонно росла, а такие популярные парки, как Йосемити и Йеллоустоун, легко могут принять более миллиона посетителей в год. В этих интенсивно используемых районах можно ожидать, что животные изменят свое поведение, чтобы избегать людей.

    Но новое исследование под руководством Вашингтонского университета показало, что даже в отдаленных, редко посещаемых национальных парках присутствие даже нескольких человек влияет на активность обитающих там диких животных. Исследование показало, что почти любой уровень человеческой деятельности на охраняемой территории, такой как национальный парк, может изменить поведение животных. Исследование было опубликовано 13 октября в журнале People and Nature.

    «Все больше признается, насколько само присутствие людей в этих местах и ​​наше воссоздание там могут повлиять на дикую природу», — сказала старший автор Лаура Пру, доцент Школы экологических и лесных наук Университета Вашингтона. «Эти результаты поразительны, поскольку показывают, что действительно любой уровень человеческой деятельности может повлиять на дикую природу».

    Исследовательская группа провела свое исследование в Национальном парке Глейшер-Бей, прибрежной зоне на юго-востоке Аляски, до которой можно добраться только на лодке или самолете. Большинство посетителей прибывают на круизных лайнерах, но лодки не причаливают к берегу, а в парке очень мало людей. Поскольку каждый год сюда приезжает очень мало людей — всего около 40 000, но число их увеличивается, — парк был идеальным местом для проведения этого исследования, объяснил Прю.

    «Глейшер-Бей — отличный парк для изучения нижних пределов, за которыми люди начинают влиять на поведение диких животных», — сказал Пру.

    Лось идет мимо камеры дикой природы на фоне круизного лайнера в национальном парке Глейшер-Бей. людьми в районы, где люди отсутствовали. Они установили 40 камер, активируемых движением, на 10 участках, чтобы фиксировать обнаружение людей и четырех видов животных — волков, черных медведей, бурых медведей и лосей — в течение двух лет. Контролируя, где и когда люди могут получить доступ к определенным районам Глейшер-Бей, а затем измеряя реакцию диких животных на различные уровни человеческой активности, исследователи определили два важных пороговых значения.

    Во-первых, если в районе находились люди, камеры регистрировали менее пяти животных в неделю для всех четырех изученных видов. В большинстве случаев это, вероятно, означало, что животные избегали мест, где находились люди. Во-вторых, в отдаленных районах количество обнаружений диких животных каждую неделю падало до нуля, как только уровень отдыха на природе достигал эквивалента примерно 40 посетителей в неделю.

    Исследователи были удивлены очевидной низкой терпимостью диких животных к присутствию людей поблизости.

    «Было поразительно увидеть количество наблюдений за дикой природой, которые мы «пропустили», просто воссоздав их в отдаленных районах Глейшер-Бей», — сказала ведущий автор Мира Сытсма, которая завершила эту работу в качестве аспиранта Университета Вашингтона. «Я был удивлен, что для всех четырех видов обнаружение диких животных всегда было самым высоким, когда не было никакой активности человека. Так много людей посещают национальные парки, чтобы увидеть дикую природу, и само по себе это желание может снизить вероятность того, что это произойдет».

    Хотя все четыре вида демонстрировали некоторые изменения в активности из-за людей, волки чаще всего исчезали с камер, когда люди были рядом. Бурые медведи меньше всего пострадали от присутствия человека. Лоси, однако, были более активны в то время суток и в местах, где были замечены люди. Исследователи предполагают, что лоси могут использовать людей в качестве защитного щита от хищников, предпочитая совмещать часы своей активности с людьми, чтобы не стать добычей.

    Исследователи ожидают, что в парках, где животные более привыкли видеть людей, по крайней мере некоторые отдельные животные не будут реагировать на людей так сильно, как в Глейшер-Бей. Но результаты проливают свет на реальность, которая, вероятно, проявляется в национальных парках и заповедных зонах по всей стране: больше людей посещают эти районы, чем когда-либо прежде, и присутствие людей почти наверняка влияет на поведение животных, которые там живут.

    Волк проходит мимо игровой камеры в Национальном парке Глейшер-Бей. По краям изображения видны обозначения камеры. Мира Сытсма

    «Я ожидаю, что аналогичные результаты можно будет получить и в других национальных парках, особенно в тех, где посещаемость относительно низкая. Я не удивлюсь, если все больше и больше людей будут искать менее популярные национальные парки для изучения, что будет иметь интересные и важные последствия для управления парками и дикой природой», — сказал Сытсма.

    Национальные парки и заповедные зоны привлекают больше посетителей не только в разгар сезона. Все больше людей предпочитают использовать системы троп в менее загруженное время, чтобы избежать скопления людей. Кроме того, некоторые парки расширяют свои сети маршрутов, чтобы вместить больше посетителей.

    Авторы надеются, что это исследование поможет руководителям парков рассмотреть различные подходы к тому, чтобы сделать парки доступными как для людей, так и для животных. Например, менеджеры могут рассмотреть возможность концентрации троп и использования людьми в определенных областях, чтобы уменьшить их общую площадь, или установить ограничения на время года или дни, в которые люди могут посещать.

    «Наши результаты подтверждают концентрацию человеческой деятельности в некоторых областях, потому что, если вы собираетесь превысить нулевую человеческую активность и это окажет влияние, вы можете также подняться выше нуля в некоторых областях, а затем иметь другие. области, где у вас почти нет человеческой деятельности», — сказал Прю. «Тогда в этих районах дикая природа может жить своей естественной жизнью, не подвергаясь влиянию людей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *