Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ:
Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Основными функциями работы психолога в образовательном учреждении являются:
Гностическая
– изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся.Итог этой работы: психологическая характеристика личности воспитанника, сотрудника, составление психологических паспортов на группу учащихся, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;
Просветительская – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.
Виды работ: консультации с администрацией, психотерапевтические беседы с различными категориями сопровождения, семинары.
Консультационная – объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенности их поведения в профессиональной и семейной жизни;
Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога.
Психопрофилактическая и психотерапевтическая – предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе).
Виды работ: разные виды психотерапии – игровая терапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг.
Организационно-методическая – разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.
Что еще почитать?
l-pankova.ru
Профессиональная деятельность педагога — психолога образования
Профессиональная деятельность педагога — психолога образования
Карышева Диана
студентка Академии « Кокше»
г.Кокшетау
Проблема оказания квалифицированной психологической помощи населению нашей Республики остается актуальной на протяжении нескольких десятков лет. Практическая психология как отдельная отрасль активно развивается, но в силу многоаспектности оказываемой помощи и низкой популярности среди населения еще не достигла пика своего развития.
Отдельной отраслью выделяется деятельность педагогов-психологов, которая охватывает область образования. Данная отрасль в отдельную должность выделилась относительно недавно, но, несмотря на это, сегодня, в сфере среднего образования в Республике Казахстан задействовано около 7 тысяч педагогов-психологов.
Основной целью психологической службы в организациях образования является сохранение психологического здоровья человека, создание благоприятного социально-психологического климата в организациях и оказание психологической поддержки. Это подтверждается словами Президента Республики Казахстан в ежегодных Посланиях народу [1],где говорится о необходимости создания в образовательных учреждениях благоприятной среды как фундамента для развития потенциала личности. В Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан [2], в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы [3],в которых упоминается о создании в организациях образования необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, реализации прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие.
Деятельность педагогов-психологов в нашей Республике зачастую сталкивается с некоторыми трудностями. Так, в массовом сознании населения психолог зачастую отождествляется с врачом-психиатром, поэтому направление человека на психодиагностическое обследование или на консультацию к педагогу-психологу вызывает у него массу негативных переживаний, страх и беспокойство за свою психическую полноценность. Менее распространенной проблемой является недостаток квалифицированных специалистов, имеющих психологическое образование, который приводит к тому, что должности замещаются педагогическими кадрами, зачастую не прошедшими курсов переквалификации или специализации в области психологии. В результате функции педагога-психолога руководителями организаций понимаются извращенно, на психологов возлагаются задачи организации и проведения культурно-массовых мероприятий. Случается, что их используют в качестве средства манипулирования, даже в некотором роде устрашения подчиненных, что противоречит основным этическим принципам работы психолога, а также дискредитирует эту профессию в глазах людей.
Теоретическим основанием данного исследования послужили фундаментальные труды, посвященные вопросам практической психологии зарубежных ученых экзистенциалистов: М.Хайдеггер, К.Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж.П.Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет.
Педагогов советской школы С.Л. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,
— современных ученых, исследующих базисные характеристики личности Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Л.Н. Галигузова, М.Г. Елагина, Т.З. Ермолова. Е.Н. Исенина, Л. Карлссон, В. Карлссон, М. Кечки, М.И. Лисина, М. Окерман, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокин и др.
— труды отечественных ученых Ж.И. Намазбаевой, Л.О. Сарсенбаевой, Н.С. Лавриненко, Г.Б. Ниетбаевой, А.Б. Садыковой, Ж.К. Ибраимовой, З.Ш. Каракуловой, К.Б. Сейдулаева, Б.А.Абдыкаримова, К.М.Арынгазина, Г.К.Ахметовой, В.В.Егорова, К.К.Жампеисовой, К.Ж.Кожахметовой, С.Т.Каргина, Н.Э.Пфейфер, О.П.Сейтышева, О.Ш.Таубаевой, Н.Д.Хмель, Л.А.Шкутиной и др., а также Ю.П.Азарова, З.А.Исаевой, К.К.Калюжного, М.А.Кудайкулова, С.С.Маусымбаева, Л.М.Роговой, Э.Г.Скибицкого, В.В.Трофимова, Г.А.Уманова и др.[4]
Это в актуальность Основной целью работы педагога-психолога в системе образования является сохранение и укрепление психического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса, сопровождение личностного развития ребенка как условие и средство достижения здоровой психики. Педагог-психолог должен вооружать школьника в соответствии с его возрастом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурной, социально-экономической, экологической реальностей окружающего мира. Откуда вытекает определение основной задачи психологической службы: создание условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие дополняется вниманием к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе сверстникам, взрослым, к окружающему миру, семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Рассматривая деятельность педагога-психолога в системе образования, многие невольно отбрасывают первую часть названия данной профессии и воспринимают ее несколько уже, чем она есть на самом деле. Тогда, как на практике психолог в образовательной системе в первую очередь педагог. Такая двойственность этой профессии заключает в себе и увеличение обязанностей, профессионального долга и тянет за собой вдвойне углубленную историю своего возникновения.
В сегодняшнем мире существует более тридцати тысяч профессий, профессия педагога является одной из самых древних. Уже в первобытном обществе взрослые передавали детям востребованные знания об окружающем мире, обучали умениям, необходимым для дальнейшей жизни. История слова «педагог» (paida — дитя; gogike — вести; буквально: детовождение) берет свое начало в античной Греции (VI-IV вв. до н.э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный человек — «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Следовательно, прямое значение слова педагог — вести, сопровождать ребенка. Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. В настоящее время термин «педагог» употребляется для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа»,logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Психология в своем развитии прошла несколько этапов. Научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. где психология развивалась в рамках философии. Появление психологии как самостоятельной науки относят к середине XIX в., в период становления экспериментальной психологии.
Психология — это наука о психологической картине мира, которая приоткрывает завесу над тайной мыслей, чувств, восприятия, ощущений и мотивов действий, поступков отдельного человека, нескольких людей или общества в целом. Ключевым понятием в изучении психологии является понятие психики человека. Для познания психики людей ученые исследовали и исследуют поведение животных и системы искусственно созданных институтов, например, школ или организаций.
Исходя из понимания того, что психика — это особая система субъективных явлений, состоящая из различных психических состояний, психических процессов и психологических свойств человека и общества, то можно дать науке психологии дать следующее определение: психология — это гуманитарная наука о закономерностях развития и работы психики как специфической формы жизнедеятельности человека, коллектива и общества.
Таким образом, педагог-психолог это человек, сочетающий в себе профессиональные навыки двух профессий. Таких разных и таких похожих одновременно. Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 25 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе и т.д.
Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица, то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих. Он несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
Осуществляя свою профессиональную деятельность в системе образования, педагог-психолог работает по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психопрофилактическая диагностика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование.
Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. К формам психологического просвещения относят лекции, тематические встречи, выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские лектории, стендовая информация, памятки, буклеты и др.
Психологическая профилактика — целенаправленная, систематическая совместная работа психолога, педагога и родителей, направленная на предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов, создание комфортного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, пропедевтические разноплановые мероприятия, позволяющие предупредить нарушения развития, обучения и воспитания учащихся, по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме обследования детей с использованием метода экспертных оценок для выявления детей групп риска по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям, разработку программ коррекционной работы и разработке индивидуальной стратегии сопровождения детей разных групп, объединенных по структуре дефекта. Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности учащихся школы осуществляется психологом в форме психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены элементы различных направлений психотерапевтической и коррекционной работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных программ.
Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:
-выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
-определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
-раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
-определение индивидуального стиля познавательной деятельности.
Психологическая диагностика осуществляется в виде формы плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, педагогов, родителей и администрации школы и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы. Психологическая диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого учителя.
Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершившим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкции за их нарушения в учебном заведении. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы причин затруднений, в решении проблем, связанных с соответственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультации, тематических встреч с разными группами взрослых, имеющими одинаковые проблемы [5].
Таким образом, профессия педагога-психолога несет в себе очень сложные и ответственные функции. Педагог-психолог образования имеет довольно широкий круг должностных обязанностей, должен владеть большим арсеналом психолого-педагогических знаний, соблюдать множество этических принципов, знать концепцию психологической службы образования. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог несет персональную ответственность за выполнение каждого из основных направлений деятельности: психологической диагностики, коррекции, консультирования, а также психологической профилактики и просвещения. Только при условии выполнения всех выше обозначенных квалификационных требований педагог-психолог сможет качественно осуществлять профессиональную деятельность, главной целью которой является сохранение психического и социального благополучия обучающихся.
Список литературы
1.Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. – СПб.: Свет, 2000.
2.Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
3.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.
5.Менеджмент организации. Учебное пособие. Куприянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА – М., 1995 – 432 с.
infourok.ru
Роль педагога-психолога в современных образовательных условиях. Новые направления профессиональной деятельности педагога-психолога.
Роль педагога-психолога в современных образовательных условиях. Новые направления профессиональной деятельности педагога-психолога.
О. Ю. Ледкова
Педагог-психолог
МАОУ «СОШ №56 г. Челябинска»;
Руководитель ГМО педагогов-психологов
г. Челябинска
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в современной образовательной ситуации, влечет серьезные изменения в профессиональной деятельности всех участников образовательных отношений, в том числе педагога-психолога.
Отличительная особенность нового стандарта – его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, создание новой модели образования, отвечающей социальным запросом современного общества, а также формирование нового поколения с определенными личностными и интеллектуальными потенциалами.
Отсюда вытекает объективная необходимость обновления роли психологической службы в системе образования, а также роли самого педагога-психолога в современных образовательных условиях. Педагог-психолог становится важнейшим звеном в системе и модели всего школьного взаимодействия и эффективного функционирования образовательной организации.
Содержание нового закона об образовании, ФГОС НОО, ФГОС ООО предъявляют достаточно высокий уровень требования ко всем участникам образовательного процесса. И в первую очередь к педагогическим работникам. Современной школе востребован новый современный педагог, обладающий многими универсальными и интегративными качествами. В реальности, мы видим и понимаем, что не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, учитель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии системно-деятельностного подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов. Здесь вектор ответственности смещается на администрацию образовательной организации, которая своевременно оказывает профессиональную методическую помощь педагогам, начиная от разработки некоторых разделов рабочих программ, заканчивая помощью в проектировании урока.
В рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО одной из главных задач педагога-психолога становится — формирование активной мотивационной сферы педагога, развитие его профессиональной гибкости и готовности к инновационной деятельности.
Такая ситуация вызывает потребность в смещении приоритета в профессиональной деятельности педагога-психолога с непосредственной работы с обучающимися и родителями, на психологическое просвещение, а также профессиональную и личностную поддержку учителей. В рамках данного взаимодействия, педагог-психолог, в образовательной организации, помогает и повышает общую психолого-педагогическую компетентность педагогов, сопровождает в реализации коррекционной работы, ориентирует в программе формирования УУД, активно участвует и разрабатывает адекватную систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты).
Анализ метапредметных и личностных компетенций показал, что из 26 компетенций, выделенных ФГОС НОО, 2 могут быть сформированы только педагогическими средствами, а остальные требуют комплексного подхода специалистов — учителя, педагога-психолога, социального педагога и др. Среди метапредметных и личностных компетенций ФГОС ООО соотношение немногим отличается: из 24 не более 6 могут быть сформированы только педагогическими средствами, остальным также нужен комплексный подход. Следовательно, в работе и развитии у обучающихся метапредметных и личностных компетенций требуется тесное сотрудничество учителя и педагога-психолога. Например, метапредметные компетенции:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Личностные компетенции:
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другим человеком и достигать взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе взрослых и социальных;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и т. д.
Описывая новые направления в работе педагога-психолога, на данном этапе изменений в сфере образования, нужно учитывать и основные традиционные формы и направления работы специалиста. Это огромный блок работы, со всеми участниками образовательных отношений в рамках психологического просвещения, психопрофилактики, консультационного направления, диагностических мероприятий, коррекционной и развивающей работы, а также экспертной – аналитической деятельности.
Современный педагог-психолог в образовании – это востребованный универсальный специалист: учитель, воспитатель, тьютор, педагог и менеджер с широкой сферой деятельности, глубоким мировоззрением и современным гибким мышлением, взаимодействующий и эффективно работающий со всеми участниками образовательного процесса.
Нововведения в современном образовательном пространстве предъявляют новые требования к уровню психолого-педагогической компетентности всех специалистов образовательной организации, и прежде всего учителя и педагога-психолога. Следовательно, роль грамотных, высокопрофессиональных педагогов, психологов с инновационными подходами в вопросах воспитания и развития обучающихся, в образовательной организации, не просто возрастает, а становится главной.
Литература:
1.Закон РФ «Об образовании» http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
3.«Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС НОО» – Асмолов А.Г., доктор психологических наук, профессор, директор ФИРО, действительный член (академик) Российской академии образования.
http://my.webinar.ru/record/177965/
4. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под. Ред. Н. Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2012.
5. Справочник педагога-психолога: МЦФЭР. Ресурсы образования: №6, 2013.
6. Справочник педагога-психолога: МЦФЭР. Ресурсы образования: №4, 2014.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт http://www.standart.edu.ru/
infourok.ru
Лекция для молодых специалистов — педагогов-психологов «Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО»
Автор-составитель: Кривцова Мария Игоревна,
педагог-психолог МАДОУ № 20 «Дружный хоровод»,
высшей квалификационной категории.
Лекция для молодых специалистов — педагогов-психологов
«Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО»
Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО, по нашему мнению, реализуется в триединстве таких направлений деятельности как: собственно психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование.
Психологическая профилактика понимается нами как целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов: по предупреждению возможных социально-психологических проблем; по созданию благоприятного психологического климата; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психологическая профилактика — обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей (Веракса А. Н., 2).
Психологическое просвещение — это повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Психологическое просвещение — формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта (Веракса А. Н., 2).
Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Психологическое консультирование — консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития (Веракса А. Н., 2)..
Содержание деятельности педагога-психолога по направлениям психологическое консультирование, психологическое просвещение, психопрофилактика (выдержки из Рабочей программы педагога-психолога)
Дети
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
анализ анамнестических данных вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
отслеживание динамики социально-личностного развития детей; содействие благоприятному психологическому климату в группе.
участие в экспертной оценке проектируемой развивающей предметно-пространственной среды;
проведение психопрофилактических занятий, тренингов, ИРС, совместной игровой деятельности с детьми.
Родители
Цель: повышение психологической и педагогической компетентности (в том числе по вопросам воспитания детей с проблемами в развитии, особыми образовательными потребностями).
групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
консультирование по вопросам воспитания и развития ребёнка;
Педагоги
Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов; способствование личностному и профессиональному росту; повышение психологической компетентности (в том числе по вопросам воспитания детей с проблемами в развитии, особыми образовательными потребностями).
индивидуальные и групповые консультации;
семинары, лекции, практикумы;
тренинговые занятия;
беседы;
подготовка буклетов, памяток, оформление информационных стендов, подбор и распространение литературы и т.п.
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами детского сада.
Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с администрацией и остальным персоналом детского сада. Грамотная профессиональная деятельность педагога-психолога, дополненная конструктивным имиджем, формирует партнерские отношения специалиста со взрослыми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Наиболее эффективно выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждая коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.
Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации»: передаче родителям и воспитателям знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой и т.п.
Важно отметить, что психологическое просвещение в нашем ДОУ не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты диагностических исследований детей и взрослых, обязательно учитывается так же квалификация педагогов и образовательный уровень родителей.
Формы работы по психологическому просвещению разнообразны, в нашем ДОУ в последнее время отдается предпочтение интерактивным мероприятиям.
Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. Нами замечено, что чаще всего воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих их работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, гиперактивных. После диагностики, наблюдений за дошкольниками важно обсудить с педагогами каждого ребенка, особенно отличающихся личностным неблагополучием: застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой «диагноз» и предложить соответствующий «рецепт». Удача, если особенности подхода к тому или иному ребенку психолог и воспитатель вырабатывают совместно, выстраивая план совместного сопровождения. Иногда необходимы дополнительные беседы, индивидуальные консультации с воспитателем с целью изменить его педагогические установки, отношение к отдельным детям или даже к группе в целом. Это очень сложная работа. Поэтому своей работе использую именно психопрофилактические меры, готовя почву для изменения сложившихся стереотипов профессиональной деятельности педагога.
Психопрофилактическая работа с детьми
Включает два основных направления:
развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации у детей 5-6 лет (старшие группы ДОО), доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе, посредством «Тренинга общения» Ионовой В., Мининой Н. (1999 г.), тренинг способствует самопознанию, дает дошкольникам знания о средствах общения, развивает гибкость поведения, рефлексию, оптимизирует общение детей со сверстниками и взрослыми.
развитие эмоциональной сферы детей средних групп на занятиях по программе Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь…» (2003г.) Дети знакомятся с основными эмоциями, учатся ориентироваться в чувствах окружающих, передавать эмоции вербально и с помощью выразительных движений.
Направления продиктованы актуальными для данных возрастов проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме фронтальных занятий 1 раз в неделю на базе группы.
Основные методы, используемые в процессе психопрофилактической организованной детской деятельности: игры с правилами; дидактические игры; игровые упражнения; беседа, ситуативный разговор; решение проблемных ситуаций; просмотр презентаций и видео роликов; рассматривание иллюстраций, фото; Предпочтение отводится играм: парным, подгрупповым, групповым.При необходимости с детьми проводятся разовые мероприятия: коммуникативные игры, праздники здоровья, дискотеки, развлечения, где педагог-психолог проводит часть мероприятия, играет какого-либо персонажа или является ведущим. Такое неформальное общение укрепляет доверие, позволяет посмотреть друг на друга с новой стороны.
Для улучшения самочувствия детей в нашем детском саду мы приближаем их жизнь в группах к домашней обстановке, обогащая пространственную предметно-развивающую среду и налаживаем более тесную связь с семьей.
Формы психопрофилактической работы с родителями
Общаясь с родителями воспитанников, мы замечаем, что они бывают достаточно поверхностно осведомлены о возрастных особенностях и психологических аспектах развития своих детей. Более того, многие из них искушаются обманчивыми тенденциями современной массовой культуры, находятся под влиянием педагогически сомнительных советов и наставлений, пребывают во власти собственных страхов или амбиций.
Поэтому мы активно вовлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс, что побуждает их занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку, повышает чувство родительской ответственности.
В работе с родителями используются коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы.
коллективные формыиндивидуальные формы
наглядные формы
информационные стенды
папки-передвижки;
буклеты
лифлет-колдеры
памятки
Постоянно разрабатываются и пополняются информационно-методические материалы для стендов, информационных папок, темы: «Родителям будущих первоклассников», «Что делать, если ребенок боится темноты?», «Как вести себя с агрессивным ребенком?», «Не хочу! Не буду!», «Если малыш боится врачей», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Что делать, если ребенок кусается?», «Как общаться с застенчивым ребенком?», «Ошибки родителей», «Если малыш боится насекомых» и др.
В каждой группе нашего сада есть стенд или информационная папка (в форме знакомой всем папки-передвижки или мягкой папки-скоросшивателя) с рекомендациями, актуальной информацией от педагога-психолога.
Мероприятия для педагогов, проводимые педагогом-психологом в рамках реализации годового плана ДОУ, зачастую заканчиваются вручением «подарков» — методических материалов по теме встречи. Родители так же получают на консультациях буклеты и памятки от психолога, помогающие структурировать услышанную информацию или со временем освежить её в памяти.
Интересный проект «Ловкие помощники» совместно с воспитателями средней группы общеразвивающей направленности реализован в 2014-2015 годах. Он был посвящен разработке системной психолого-педагогической работы с участниками учебно-воспитательного процесса, направленной на развитие мелкой моторики рук дошкольников. Для нас была важна ранняя профилактика речевых нарушений детей, их эмоционально-личностного развития, детско-родительских отношений; повышение психолого-педагогической культуры родителей.
В рамках проведения «Недели психологии», «Дней открытых дверей» и по желанию, приглашаем родителей посещать открытые психопрофилактические занятия педагога-психолога с детьми, тренинги, ИРС, совместную игровую деятельность, интерактивные родительские собрания в форме круглых столов, игровых тренингов, диспутов.
При разработке тематики родительских собраний обязательно учитывается возраст детей и актуальность рассматриваемых тем:
1. «Адаптация ребенка к ДОУ». «Оптимизация адаптации ребенка к д/с».
2. «Кризисы 3-х лет и 6-7 лет». «Я-сам!: кризис 3 лет. Развитие самостоятельности малышей».
3. «Особенности развития познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с ТНР».
4. «О дисциплине и послушании».
5. «Как реагировать на детские капризы».
6.«Психологическая готовность детей к школьному обучению». «Профилактика школьной дезадаптации». «Подготовка к школе родителей».
7. «Особенности психического развития детей» (для всех возрастных групп).
8. «Игротерапия на дому: как успокоить ребенка?».
9. «Секреты спокойной жизни».
10. «Почему дети рисуют монстров?»
11. «Какого цвета ваш ребенок?»
12. «Что делать, если ребенок дерется?»
13. «Ябеда-корябеда!»
14. «Развиваем ребенка»
15. «Игра? Игра!»
16. Тренинг «Давайте познакомимся!»
17. Тренинг «Учимся общаться»
18. Тренинг «Развитие ребенка игровыми методами»
19. «Психосексуальное развитие детей 3-4 лет»
20. «Воспитание самостоятельности у детей»
21. «Гаджеты и интернет безопастность» и т.д.
Наработки по данному направлению не лежат «мертвым грузом» в период между собраниями. Например, в 2014 году я участвовала в городском конкурсе по здоровому образу жизни с серией родительских собраний под общей темой: «Сохранение психофизического здоровья детей дошкольного возраста», заняла 3 место. В рамках работы в муниципальном проекте «Основы семейного воспитания» конспекты родительских собраний для дошкольников послужили основой для разработки выступлений перед родителями школьников в ходе ежегодного мероприятия «Психологический десант».
Ежегодно методическая копилка кабинета пополняется новыми конспектами родительских собраний, благодаря запросам заинтересованных педагогов, родителей и администрации.
Формы психопрофилактической работы с педагогами
Обеспечение тесной взаимосвязи в работе педагога-психолога с воспитателями и специалистами – важнейший аспект образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная психопрофилактическая работа педагога-психолога повышает эффективность педагогического процесса, оптимизирует его организацию и содержание.
В нашем д/с в работе педагога-психолога с педагогами используются разные формы взаимодействия:
групповыеиндивидуальные
советы педагогов
педагогические мастерские
мастер – классы
консультации
семинары – практикумы
деловые игры
взаимопросмотры
презентации
акции
тренинги
собеседования
консультации
посещение и анализ ИРС, НОД молодых педагогов
микрогрупповая работа (при подготовке открытых мероприятий)
Темы проводимых мероприятий в нашем детском саду варьируются в зависимости от конкретных запросов участников воспитательно — образовательного процесса, особенностей детей, задач годового плана ДОУ и плана работы сада как ресурсного центра (направление работы – речевое развитие, с 2017 г.- художественно-эстетическое развитие), вот некоторые из них:
В рамках работы ДОО как ресурсного центра проведены:
Педагогическая мастерская для педагогов ДОО города, тема: «Индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения успешного речевого развития каждого воспитанника».
Коммуникативный тренинг в рамках семинара «Игровая образовательная ситуация как средство становления начальной коммуникативной компетентности ребенка».
Реализация годовых задач ДОО воплотилась в таких мероприятиях, проведенных в разные годы работы педагога-психолога:
Консультации
«Репрезентативные системы человека»
«Осторожно, детские книги!»
«Сладкий» пальчик, или почему дети сосут пальцы?»
«Влияние цвета на психическое состояние участников педагогического процесса»
«Портфолио педагога детского сада»
«Приёмы и методы разрешения детских конфликтов в игровой деятельности»
Семинары-практикумы
«Имидж современного педагога»
«Спящий или потерянный? Секреты работы «спящего» мозга»
«Профилактика тревожности ребенка посредством психологической поддержки»
«Типы проблемных семей и семейного воспитания»
«Формирование внутренней мотивации деятельности педагогов»
«Сохранение психического здоровья детей раннего возраста через профилактику психоэмоционального напряжения»
Практикум «Куклотерапия»
Тренинги
«Интегративная игротерапия в воспитании агрессивных дошкольников»
«Эффективные техники общения в работе педагога»
Советы педагогов
Психологический КВН «Развитие творческого потенциала педагогов»
«Игра как форма организации детской деятельности»
«Технологии педагогического общения с родителями»
«Компетентностный подход в ДОУ»
Мастер-классы
«Основы толерантного общения»
«Оздоровительные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
«Профилактика психического здоровья участников образовательного процесса»
«Использование техники «Я — сообщения» в практике работы с родителями»
В течение всего срока работы в МАДОУ №20 «Дружный хоровод» планирую и реализую с коллективом детского сада систему мероприятий, способствующих профилактике профессионального выгорания, улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми и развитию их творческого потенциала.
1.Тренинги
«Стрессменеджмент»
«Корпоративная этика в условиях работы дошкольного учреждения»
«Формирование навыков конструктивного общения у педагогов».
«Профилактика психического здоровья участников образовательного процесса посредством игровых методов».
Провожу так же психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждаю возникшие сложные педагогические ситуации в группах и совместно с воспитателями намечаю пути их решения.
Консультативная работа
Консультирование педагогов по вопросам:
организации и ознакомления с результатами запланированного обследования детей;
организации взаимодействия в учебно- воспитательном процессе;
организации и проведению работы с родителями;
воспитания, обучения и развития детей;
особенности адаптации детей–логопатов, малышей раннего возраста;
Консультирование родителей воспитанников по вопросам:
ознакомления с результатами обследования ребенка;
воспитания, обучения и развития;
особенности адаптации малышей к ДОУ, группе;
Консультации для молодых родителей:
«Что делать, если ребенок капризничает?»
«Что делать, если ребенок не хочет есть?»
«Почему дети не убирают игрушки?»
по запросам.
Консультации для родителей неорганизованных детей:
«Что делать, если ребенок не слушается?»
«Что делать, если ребенок кусается?»
Консультации для детей
Этой категории консультаций нет в перечне документации педагога-психолога детского сада. В моей практике было несколько таких консультаций по просьбе родителей: с детьми, потерявшими папу или маму (бабушку, дедушку), с детьми в ситуации развода родителей.
Планированию консультативной работы помогает журнал записи на консультации. Информация о нем доносится до родителей на групповых родительских собраниях и в объявлении о начале консультаций в данной группе. Консультации проводятся преимущественно вечером во вторую смену, но при необходимости, встречаюсь с родителями в тихий час, изредка консультирую по телефону, был опыт выхода на дом к родительнице с ограниченными возможностями здоровья.
Психопрофилактическая работа реализуется и в процессе сотрудничества с социальными институтами:Система организации совместной деятельности ДОУ с социумом включает:
— заключение договора о совместной работе;
— составление плана совместной работы;
— информирование родителей о проводимых мероприятиях;
— активное участие родителей в запланированных мероприятиях;
— проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
— совместные совещания по итогам учебного года.
Образование
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»
Ежегодно вместе с педагогом-психологом МОУ «СОШ №23» Савинской Ю.Н. организуем мини-консилиум «Выпускники ДОУ: знакомимся с психологическими особенностями» и родительское собрание «Как правильно подготовить ребенка к школе?».
МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования»
участие в работе ГПО педагогов-психологов МДОУ – выступления по актуальным вопросам развития детей ДОУ;
С 2011 г. активно работаю в муниципальном проекте «Основы семейного воспитания» совместно с педагогами-психологами МДОУ, СОШ города.
С 2014 г. провожу мероприятия в рамках участия в муниципальном проекте «Наставничество» совместно с педагогами-психологами ДОУ города.
Северодвинский филиал «Северного (Арктического) федерального университета» имени М. В. Ломоносова
курирование практики студентов очного и заочного отделений;
чтение лекций студентам по вопросам специфики работы педагога-психолога ДОУ;
Архангельский областной Институт открытого образования
Детско-юношеский центр
в 2015- 2016 уч.г. совместно с коллективом педагогов старших групп ДОУ и музыкальным руководителем реализуем муниципальную социально-педагогическую программу «Солнечный круг» по социализации детей старшего дошкольного возраста.
Здравоохранение
Практический психолог в детском саду — это:
— «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;
— «скорая помощь»;
— садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;
— мостик между ребенком и другими детьми;
— взрослый, который по-настоящему любит играть;
-создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала …
Эффективность психопрофилактической работы педагога-психолога во многом зависит не только от его умения оптимально спланировать свое рабочее время и организовать воспитательно-образовательный процесс. Важно наполнять свою собственную жизнь интересными событиями, полноценно отдыхать, общаться с родными и друзьями.
Источники:
Венгер Л. А., Агаева Е. Л. , Бардина Р. И. Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование № 5, 2003, С.101.
Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.
Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
Интернет источники: http://nsportal.ru/
infourok.ru
Методы и технологии в работе педагога-психолога
Тема: «Методы, приемы и технологии в работе педагога-психолога»
Перед человеком к разуму три пути:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый лёгкий,
путь личного опыта – самый тяжёлый путь.
Конфуций
(Слайд 1)
Сегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психoлогической литературе данный термин либо совсем не рассматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.
Термин «тeхнология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.
Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
(Слайд 2)
Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует ряд технологий:
1 Информационно-коммуникационная — использование ИКТ как дополнение к традиционной форме работы школьного психолога.
Позволяют расширять возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса, способствуют повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.
2. Личностно-ориентированная — ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Внедрение ИКТ в школьную психологическую практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса, кроме этого, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.
Использование ИКТ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.
Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных дистанционных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста не выезжая ни куда.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает. В нашей практике ареал использования компьютерных технологий ежегодно расширяется.
(Слайд 3)
Работа школьного психолога по сопровождению школьников включает в себя основные виды работ:
диагностику, (пример методика Филлипса для определения школьной тревожности. Повторное проведение показывает необходимость или отсутствие повторной коррекции). (Слайд 4)
психологическое просвещение учащихся и взрослых. Методы копинг стратегии: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, позитивная переоценка происходящего (Слайд 5)
коррекционно-развивающую работу, (Слайд 6)
консультирование педагогов и родителей,
(Слайд 7)
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.
Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.
(Слайд 2)
Личностно – ориентированные, ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания школьного психолога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта. Следовательно, под этим термином подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
Используемые нами технологии выполняют ряд функций:
психологическая профилактика,
психологическое консультирование,
психологическая поддержка,
психологическая реабилитация,
социально–психологическое обучение.
Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.
В ходе реализации данной функции используются следующие техники:
• Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.
• Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.
• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.
Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.
(Слайд 8)
Методы работы педагога-психолога:
В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются
наблюдение,
опрос,
интервью,
психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп),
эксперимент,
моделирование,
методы коррекции и развития (в них также выделяют несколько групп).
Спасибо, за внимание!
Литература:
https://infourok.ru/statya-psihologopedagogicheskie-tehnologii-v-deyatelnosti-shkolnogo-psihologa-293835.html
https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/04/13/novye-obrazovatelnye-tehnologii-v-rabote-pedagoga
https://studfiles.net/preview/5114800/page:2/
https://psy.wikireading.ru/30546
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415973/
infourok.ru
Основные направления деятельности педагога-психолога. — психологу, прочее
1.1.Основные направления деятельности педагога-психолога:
Психолого — педагогическое сопровождение образовательной деятельности;
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребенка;
• предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, а также развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• содействие повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей с целью сохранения психического здоровья детей и профилактики возникновения трудностей в воспитании и общении с детьми дошкольного возраста посредством использования интерактивных форм работы;
• способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, оптимизация детско-родительских отношений.
Социально-психологическое сопровождение процесса воспитания и социализации.
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
-психологическое обеспечение образовательных программ.
Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение.
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
· Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;
· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;
· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2.Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
· Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
-анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
-групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
· Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
· Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
· Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;
· Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива;
· При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации впланировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средне возрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже средне статистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка
Педагог-психологДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, логопедов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
· Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования;
· Проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальная и групповая) — прежде всего, с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Дополнительно:
· Проведение занятий с детьми других возрастных групп;
· При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения(выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Обязательно:
· Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
Дополнительно:
· Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
· Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного ипрофессионального роста.
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
-актуализация и систематизация имеющихся знаний;
-повышение уровня психологических знаний;
-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данногоДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;
· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;
Дополнительно:
· Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Просмотр содержимого документа
«Основные направления деятельности педагога-психолога. »
Основные направления деятельности педагога-психолога:
Психолого — педагогическое сопровождение образовательной деятельности;
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребенка;
• предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, а также развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• содействие повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей с целью сохранения психического здоровья детей и профилактики возникновения трудностей в воспитании и общении с детьми дошкольного возраста посредством использования интерактивных форм работы;
• способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, оптимизация детско-родительских отношений.
Социально-психологическое сопровождение процесса воспитания и социализации.
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
-психологическое обеспечение образовательных программ.
Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение.
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
· Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;
· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;
· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2.Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
· Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
-анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
-групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
· Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
· Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
· Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;
· Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива;
· При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации впланировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средне возрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже средне статистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка
Педагог-психологДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, логопедов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
· Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования;
· Проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальная и групповая) — прежде всего, с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Дополнительно:
· Проведение занятий с детьми других возрастных групп;
· При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения(выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Обязательно:
· Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
Дополнительно:
· Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
· Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного ипрофессионального роста.
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
-актуализация и систематизация имеющихся знаний;
-повышение уровня психологических знаний;
-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данногоДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;
· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;
Дополнительно:
· Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
kopilkaurokov.ru