Деятельность в психологии это определение: Деятельность это

Деятельность | это… Что такое Деятельность?

ТолкованиеПеревод

Деятельность

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя.

Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, Психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М. Я. Басов[1]].

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)

Содержание

  • 1 Примечания
  • 2 Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту
  • 3 См. также
  • 4 Литература

Примечания

  1. См. М. Я. Басов «Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.

Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

См. также

  • структура деятельности
  • задача
  • цель
  • действие
  • операция
  • Теория деятельности
  • Активность

Литература

  1. Людвиг фон Мизес, «Человеческая деятельность»
  2. Носкова О.  Г. Деятельность
  3. Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 — 28.
  4. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. — 1982. — 255 с.
  5. Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ — 1988. — 179 с.
  6. Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. — М.: РАН. −1993. — С. 116—118.
  7. Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. — 1993 .
  8. Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. — Саратов: ООО издательство «Научная книга». — 2004. — С. 171—175.

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Синонимы:

движение, действенность, действие, дело, жизнедеятельность, занятие, инициатива, инициативность, кампания, наступательность, отправления, полнокровность, практика, работа, работенка, разведдеятельность, труд, ультра вирес, участие, функционирование, функция, энергия

Антонимы:

бездеятельность, безделье, безынициативность, инертность, бездействие, лень, леность, отдых, пассивность, инерция

  • Радзинский, Эдвард Станиславович
  • Священное Писание

Полезное


Учебная деятельность — это, определение слова, понятие. Что такое Учебная деятельность, значение, словарь, энциклопедия

Учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой У. д., тем не менее это различные явления: усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, У. д. — это вид деятельности, особая форма социальной активности личности.

У. д. выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) У. д. играет ведущую роль в формировании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми, У. д. является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в открыто коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Как и игра, У. д. — производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Ее выделение обусловлено появлением теоретического знания, содержание которого лишь частично проявляется в отдельных практических действиях и которое, следовательно, не может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями. Развитие человеческого знания (от эмпирического уровня к теоретическому) с необходимостью вызывает развитие, перестройку У. д. Реальные масштабы этой перестройки определяются социально-экономическими условиями жизни общества, его потребностями в вооружении подрастающих поколений знаниями теоретического и эмпирического уровня. В наиболее развитых формах У. д. выступает впервые в эпоху научно-технической революции.

Сущность У. д. заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт У. д. , т. е. ту ее простейшую «единицу», внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагает актуализацию специфического мотива У. д.- определение конечной учебной цели- предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения- выполнение системы собственно учебных действий- выполнение действий контроля- оценку результатов У. д.

Как любая другая деятельность человека, У. д. полимотивирована. Особое место в системе мотивов У. д. принадлежит познавательному интересу, непосредственно связанному с ее содержанием и представляющему собой специфический, внутренний мотив У. д., без которого усвоение знаний из конечной цели («мотива-цели») может превратиться в условие достижения других целей, т. е. деятельность субъекта не приобретает учебного характера (или утрачивает его). Возможности и условия актуализации познавательного интереса в У. д. определяются его направленностью (на результаты или способы познания) и уровнем развития (является ли он ситуационным или устойчивым, личностным).

На основе актуализированного мотива У. д. определяются ее конечная и промежуточные цели. Хотя целеполагание в У. д. выступает чаще всего как «принятие» субъектом поставленных извне целей, оно является не одномоментным актом, а процессом осознания предметного содержания поставленных целей, их соотнесения с актуальными мотивами, «доопределения». О сложности этого процесса свидетельствуют хорошо известные факты «переопределения» учебных целей. Одновременно с определением целей осуществляется предварительный анализ условий и способов их достижения, в результате чего формируется схема акта, ориентирующая субъекта в процессе его выполнения. Реализация целей У. д. обеспечивается системой учебных действий, состав и строение которых могут значительно варьировать в зависимости от объекта усвоения (теоретическое или эмпирическое знание), способа его представления, требуемого уровня усвоения и т. п.

Описанное строение характерно для развитых форм У. д., являющихся результатом ее формирования в условиях школьного обучения. Процесс формирования У. д. изучен недостаточно. На основании экспериментальных данных в нем можно выделить три основные стадии. Первая из них характеризуется освоением отдельных учебных действий- на этой основе возникает ситуационный интерес к способам действия и формируются механизмы «принятия» частных учебных целей- осуществление У. д. возможно только при непосредственном взаимодействии с учителем, который ставит цели, организует действия, осуществляет их контроль и оценку. На второй стадии учебные действия объединяются в целостные акты деятельности, подчиненные достижению более отдаленной конечной цели- по мере формирования таких актов познавательный интерес приобретает устойчивый характер, начиная выполнять функцию смыслообразующего мотива У. д.- с этим связано дальнейшее развитие механизмов целеполагания, обеспечивающих не только принятие поставленной извне конечной цели, но и самостоятельную ее конкретизацию- на этой основе интенсивно формируются действия контроля и оценки. Третья стадия характеризуется объединением отдельных актов У. д. в целостные системы- познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и избирательностью, начиная во все большей степени выполнять функцию побудительного мотива деятельности- в системе учебных действий одно из центральных мест занимают действия с различными источниками учебной информации (учебником, справочником, картой и т. п.). Хронологические рамки указанных стадий относительны и определяются в первую очередь условиями обучения. При неблагоприятных условиях развитие У. д. может остановиться на первой стадии- в оптимальных условиях, как показывают экспериментальные данные, уже на 6—7-м году обучения У. д. вступает в высшую стадию своего формирования.

В.В. Давыдов

Учебная Деятельность

Психологический словарь

— ведущая деятельность — младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций — и теоретических понятий — .

Учебная Деятельность

Психологическая энциклопедия

(англ. learning activity)1. В широком употреблении У. д. — довольно неоднозначное понятие. Иногда У. д. рассматривается как син. «научения», «учения», «обучения». Как основная нормативная деятельность в учреждениях образования (и как ведущая деятельность в младшем школьном…

Учебная Деятельность

Психологическая энциклопедия

Категория. Ведущая деятельность младшего школьного возраста. Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

Учебная Деятельность

Психологическая энциклопедия

— в теории развивающего обучения — один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания как наука, искусство, нравственность, право и. ..

Поделиться:


Хохланд Прохоровка отзывы сотрудников читай тут.

Двигательная активность | в Главе 07: Познание

Двигательная активность

Двигательная активность движение . Способность создавать хорошо скоординированные движения — это форма интеллекта, требующая многих из тех же процессов, что и визуальное распознавание сцен и понимание языка.

Координированные движения спортсмена или танцора требуют сложной деятельности нервной системы. Те же проблемы (и решения), которые возникли при рассмотрении анализа визуальной сцены и понимания языка, снова возникают при рассмотрении координации движений.

Двигательная активность требует доли секунды интеграции многих источников информации, таких как зрение. Он бесконечно креативен, выражая уникальный конечный продукт, адаптированный к сложным требованиям, таким как язык.

Как и другие формы познания, двигательная активность основана на схемах: формах или закономерностях, усвоенных на опыте. Как и другие формы познания, двигательная активность находится под влиянием сложного сочетания сознательной и бессознательной обработки.

Ранние исследования двигательной активности

Историки психологии прослеживают начало исследований двигательной активности астрономом Фридрихом Вильгельмом Бесселем около 1820 года. Бессел пытался выяснить, почему разные астрономы не могут договориться о местонахождении той или иной звезды на небе в конкретный момент. При этом он наткнулся на концепцию времени реакции .

Какие «личные уравнения» изучал Бессел?

Каждый астроном должен был записать точное время совмещения звезды с перекрестием в телескоп. Бессел обнаружил, что существуют постоянные индивидуальные различия в том, как быстро астрономы записывают время.

Некоторые люди задержались на долю секунды больше, чем другие. Бессел построил «личные уравнения», чтобы скорректировать различия в том, насколько быстро астрономы могут делать свои наблюдения. Он обнаружил различия в среднем времени реакции наблюдателей.

Сорок лет спустя Вильгельм Вундт сделал время реакции одним из наиболее часто используемых показателей в первой лаборатории экспериментальной психологии. Время реакции (время, прошедшее между событием-стимулом и реакцией) по-прежнему очень распространено в современной психологии.

Время реакции можно точно измерить. Ими легко манипулировать с помощью статистики (потому что время находится на шкале отношений с истинным нулем).

В современных лабораториях измерения времени реакции являются одними из самых простых форм измерения с помощью компьютерных программ. Они показывают, например, эффекты прайминга в семантических сетях, как обсуждалось в главе 6.0008 Тейлора. Эти исследования были направлены на повышение работоспособности промышленных и служащих.

Что такое исследования движения во времени?

Проанализировав точную последовательность движений, необходимых для конкретной работы, исследователи могли изменить задачу. Они перепроектировали рабочую среду, чтобы сделать работу быстрее.

Например, эксперт по движению во времени может переместить контейнеры с деталями вдоль сборочной линии. Небольшие изменения могут сократить на несколько секунд время, необходимое для выполнения задачи.

Какую работу стимулировала Вторая мировая война?

Вторая мировая война открыла новую эру в исследованиях координации движений. Солдатам часто приходилось управлять сложной техникой в ​​стрессовых условиях. Это привело к сосредоточению внимания на таких переменных, как практика , усталость и стресс и на том, как они влияют на двигательную активность.

Управление самолетом предъявляло еще один уникальный набор требований. Ранние кабины не были хорошо организованы. Пилот должен был следить за многочисленными циферблатами, манипулируя сложным ручным управлением. Это привело к фатальным ошибкам.

Акцент на том, как люди взаимодействуют с машинами, помог создать новую дисциплину под названием человеческий фактор . Он изучал отношение людей к сложным технологиям, таким как машины и другие инструменты, включая всю рабочую среду. Мы рассмотрим его в контексте промышленно-организационной психологии в главе 15.

Измерение зрительно-моторной координации

В середине 20-го века ученые разработали несколько хорошо известных лабораторных приборов для изучения моторики. Особый интерес представляла зрительно-моторная координация, способность людей выполнять сложные движения рук, приспособленные к постоянно меняющимся визуальным сигналам.

Зрительно-моторная координация необходима для выполнения многих сложных задач. Индивидуальные различия в этой способности влияют на производительность людей в условиях работы и отдыха, таких как сборочные работы и занятия спортом.

Одним из широко используемых инструментов для изучения зрительно-моторной координации был аппарат с ротором преследования, показанный на следующем рисунке.


Устройство с вращающимся винтом

Ведущий винт состоит из пластины в виде поворотного стола с металлической точкой на ней. Субъект держит палочку с металлическим наконечником. Субъект пытается удержать наконечник на металлическом пятне (активируя таймер), пока блюдо вращается.

Что такое задача ротора преследования?

Чтобы палочка оставалась на металлическом пятне, субъект должен отслеживать круговое движение поворотного стола. Скорость вращения может варьироваться. Человек с лучшей координацией будет дольше удерживать кончик палочки на металлическом пятне.

Вторым инструментом, обычно используемым для изучения моторного контроля, является аппарат с зеркальным отслеживанием . Субъекту дается рисунок, например звезда, которую нужно обвести карандашом. Субъект рассматривает свою руку в зеркале. Барьер блокирует прямой обзор руки.

Зеркало переворачивает и нарушает нормальную зрительно-моторную координацию. Первоначально рука (видимая в зеркале) движется в направлении, противоположном ожидаемому субъектом.


Прибор для трассировки зеркал

Что такое трассировка зеркал?

Люди постепенно учатся менять нормальное соотношение рук и глаз. С практикой они становятся все более искусными в зеркальной трассировке.

Стандартные задания, подобные этим, позволяют изучать моторику. Зеркальная трассировка использовалась у известного пациента Х.М.

Путем тестирования H.M. Нейропсихологи показали, что на аппарате для отслеживания зеркал он может изучать процедуры. Эта предполагаемая процедурная память отличалась от памяти событий.

Х.М. не сформировали новых воспоминаний о событиях. Он никогда не помнил, как тренировался на устройстве для отслеживания зеркал, хотя его способности с ним улучшились.

Кривая обучения

При повторении почти любой двигательной задачи происходит обучение. Человек становится более эффективным или результативным при выполнении задачи.

В заданиях «Ротор преследования» время нахождения на металлической точке увеличивается. В задаче зеркальной трассировки трассировка становится более точной.

Прогресс в обучении навыкам обычно следует S-образной кривой, с некоторой мерой навыка по оси Y и количеством попыток по оси X. Сначала прогресс идет медленно, затем субъект может испытать всплеск обучения, который приводит к быстрому подъему на графике.


S-образная кривая обучения, типичная для сложного обучения

Какова форма обычной кривой обучения?

Люди иногда говорят о плато или периодах отсутствия улучшений во время обучения навыкам. Однако, когда экспериментаторы искали такое явление, они его не нашли.

Фиттс и Познер (Fitts and Posner, 1967) обнаружили постепенное улучшение почти всех двигательных навыков с практикой. Они категорически заявили, что «нет плато». Фред Келлер из Гарварда назвал «фантомное плато», поскольку оно случалось редко, но люди верили, что это происходит.

Что Фиттс и Познер сказали о «плато» в моторном обучении?

То, что люди называют плато, может быть периодом стабильности после того, как навык усвоен настолько хорошо, насколько это возможно. Большинство процессов роста следуют той же S-образной кривой, что и моторное обучение.

В общем случае S-образная кривая роста выравнивается, потому что достигается стабильность , ограничивается ресурс, необходимый для роста, или достигается потолок производительности. Например, зеркальная трассировка не может улучшаться вечно.

При наличии достаточного количества времени для отработки любого навыка нужно стать очень хорошим в нем, тогда развитие прекращается. Это своего рода плато, указывающее на достижение максимальной компетентности.

В чем причина «S-образной кривой»?

S-образная кривая обучения наиболее очевидна, когда кто-то изучает очень сложную задачу. Начальная часть кривой медленно поднимается по мере того, как человек знакомится с основными компонентами навыка.

Фаза крутого восхождения наступает, когда имеется достаточный опыт работы с зачатками или простыми компонентами, чтобы начать собирать все это вместе. Следует быстрый прогресс, пока навык не достигнет потолка или не стабилизируется на высоком уровне.

Как люди неправильно используют термин «крутая кривая обучения»?

Люди часто говорят о крутой кривой обучения , когда имеют в виду обратное. Кривая обучения будет крутой, если навык улучшится быстро. Это указывало бы на что-то легкое для изучения .

Однако то, что большинство людей подразумевают под «крутой кривой обучения», — это трудный опыт обучения . Без сомнения, они думают о крутых холмах и крутых горах, которые затрудняют восхождение. На самом деле самая крутая часть кривой обучения — это та часть, где обучение происходит быстрее всего.

———————
Ссылка:

Fitts, P. M. & Posner, M. I. (1967) Человеческая деятельность . Бельмонт, Калифорния: Брукс/Коул.

Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].


Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.

Copyright © 2007-2018 Расс Дьюи

Вовлеченность и позитивная психология | Благополучие студентов

Представьте класс, полный студентов, которые слушают, участвуют в дискуссиях, обсуждают идеи с одноклассниками и стремятся участвовать. Реальность такова, что позитивная психология может эффективно задействовать класс до 30 студентов, каждый со своими потребностями, ценностями и интересами. Применяя теорию позитивной психологии «вовлеченности» PERMA в своем классе, вы сможете помочь учащимся сосредоточиться и добиться лучших результатов обучения.

Эта информация поможет вам:

  • определение вовлеченности в контексте позитивной психологии
  • понять, как заинтересовать учащихся в классе.

Что означает «помолвка»?

«Вовлеченность» в терминах позитивной психологии описывает особый способ участия в выполнении задачи. Его часто описывают как настолько поглощенного задачей, что время пролетает незаметно.

Другое название этого — «поток». Вовлеченность обычно возникает у студентов, когда:

  • они признают, что хорошо справляются с задачей (например, с математикой)
  • задача бросает им вызов, но все еще достижима (например, изучение нового уравнения)
  • опыт вызывает положительные эмоции, такие как любопытство или радость (например, они правильно решают проблему)
  • задача адаптирована к их уровню, вводя новые задачи после того, как они освоили старые (например, они хотят попробовать новые и более сложные математические задачи).

Почему важно, чтобы студенты были вовлечены?

Когда студенты заняты, они сосредоточены на своей работе. Это не только делает класс более управляемым; это также означает, что учащиеся с большей вероятностью будут учиться, сохранять содержание и расти.

Исследования показывают, что люди, которые вовлечены и могут использовать свои сильные стороны, будут чувствовать себя более счастливыми в долгосрочной перспективе. Вовлеченность также помогает укрепить физическое и психическое благополучие и повысить самооценку.

Как привлечь учащихся к занятиям?

Разным учащимся будут интересны разные занятия, поэтому рекомендуется использовать ряд стратегий, чтобы заинтересовать самых разных учащихся в классе. Вот несколько простых способов заинтересовать учащихся:

  • Сделайте свои уроки разнообразными. Взаимодействие начинается, когда учащемуся бросают вызов, но он считает работу достижимой.
  • Варьируйте свою деятельность . Повторяющиеся задачи могут быть утомительными и отвлекут ваших учеников.
  • Используйте сильные стороны учащихся . Если вы знаете, что некоторые учащиеся испытывают затруднения, адаптируйте занятия, основанные на их сильных сторонах.
  • Разрешить гибкость . У каждого ученика есть свои сильные стороны, и предоставление им возможности использовать имеющиеся у них навыки поможет им почувствовать себя вовлеченными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *