2. Концепция архетипов к. Юнга
«Коллективное бессознательное» К.Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия.
Коллективное бессознательное содержит символические формы, отзвуки, «осадки» психологического опыта поколений людей – архетипы (праобразы, первосмыслы).
«Архетип» — это пояснительное описание платоновского etdox. Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами[3].
Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым растет кристалл, вполне доступный наблюдению. Архетипы – внутренне присущие всему роду людей символы, носители мифического прошлого, источник его воспроизведения в настоящем. Юнг предпринял попытку систематизации базисных архетипов, выделив архетипы – «Тень» (двойник сознания, темное в человеке), «Персона» («маска», социальная роль), «Самость» (бог внутри нас, сущностное начало человека), «Мудрец» – (проявление смысла, скрытого за хаосом жизни и ряд других).
Архетипы «коллективного бессознательного» познавательные модели и образы (образцы). Они всегда сопровождали человек, и являются в определенной степени источником мифологии.
Они успели приобрести осознаваемые формы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном в виде тайных учений, являющихся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.
Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Но и здесь речь идет о специфических формах, передаваемых на протяжении долгого времени. Понятие «Архетип» опосредованно относимо к representations collectives, в которых оно обозначает только ту часть психического содержания, которая еще не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой еще только непосредственную психическую данность. Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. (Для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое представление». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется pattern of behaviour.)
То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой[5].
Заключение
Культура у Юнга — предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западноевропейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве.
В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные «животные» поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение и т.п.
По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнга иногда упрекают за тезис о биологическом наследовании культурных форм, однако этот упрек, на наш взгляд, не вполне справедлив. Дело в том, что, по Юнгу, архетипы коллективного бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или символам. Архетип — это не образ, а некое фундаментальное переживание, «тяготение» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо предметности (образ же всегда предметен). Архетип — это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души. (В этой связи стоит заметить, что вообще психический смысл сам по себе лишен предметности; например, один из смыслов — жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом или человеком)[6].
Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они, по сути, являются источником мифологии, искусства, религии, философии. Хотя впервые об архетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, что сам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип грехопадение.
9. Концепция культурных архетипов е.Г.Юнга
В основу концепции культурных архетипов легли идеи аналитической психологии К. Юнга, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, представление о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей.
Аналитическая психология утверждает, что, помимо индивидуального подсознательного, существует коллективное бессознательное отражение опыта предыдущих поколений. Этот опыт воплощается в архетипах – общечеловеческих первообразах. Архетипы выполняют функции первооснов мира и фундаментальных структур психики, задавая общую структуру личности и последовательность образов.
Архетипы проявляются в результате бессознательной деятельности в виде глубинных прообразов-символов. Архетипы противостоят сознанию, они недоступны непосредственному наблюдению, их нельзя адекватно выразить в языке. Культурно-историческая теория заявляет, что главная особенность онтогенеза человеческой психики – это интериоризация структуры его внешней, социально-символической деятельности.
«Натуральная» структура психических функций становится «культурной». Механизм социализации связан с усвоением зна-ково-символических (языковых) форм.
Задача символического интеракционализма – изучение социальных взаимодействий в их символическом содержании.
Современная культурология представляет два подхода к пониманию культуры.
Деятельный подход понимает культуру как духовный код жизнедеятельности человека, основы адаптации и самодетерминации индивида.
Ценностный подход рассматривает культуру как сложную иерархию идеалов и смыслов.
Смысл – это специфическая форма выражения деятельности человека в соответствии с теми или иными ценностями. Синтез указанных идей дает определение культурных архетипов.
Культурные архетипы – это архаические культурные первообразы, представления – символы о человеке, его месте в мире и обществе, нормативно-ценностные ориентации, «живые» в современной культуре. Культурные архетипы характеризуют устойчивость и неосознанность.
В 1725 г. Д.Б. Вико издал свою известную книгу «Основа новой науки» об общей природе наций. В книге Вико подверг критике господствующую в то время идею о поступательном развитии человека и выдвинул свою собственную теорию, которая получила название «теория круговорота». Д.Б. Вико утверждал, что есть такая вещь, как вечный идеал истории, которая протекает в соответствии с Божьим замыслом. В соответствии с этой историей во времени протекают все остальные истории наций с их возникновением, расцветом, упадком и завершением.
Основы для своей вечной теории Вико находит в Древнем Египте. У египтян он позаимствовал деление истории на три эпохи: век богов, век героев, век людей. В соответствии с этим люди говорили на трех разновидностях языков:
1) на божественном языке посредством иероглифов (священных знаков). Фактически это язык жрецов и строй общественного управления той эпохи – теократия;
2) на символическом языке героической эпохи, т. е. посредством метафор – это язык аристократии;
3) на письменном языке, установленном посредством соглашения для насущных жизненных нужд. Это язык простонародья, и ему соответствует демократия. Вико показал, что первая эпоха и первый язык существуют во времена семей, которые у всех наций предшествовали городам и на основании которых города возникали.
Отцы таких семей правили, подчинялись правлению богов, и устанавливали законы через интерпретацию божьих предзнаменований. Время или история времени начинается только после периода начала обработки полей. В течение долгих столетий года исчислялись урожаями зерна, которое и было первым в мире золотом. Этому золотому веку соответствует у римлян век Са-турии (от лат. сата – «посевы»). В эту эпоху одновременно различные народы, ничего не зная друг от друга, вознесли богов к небесам и героев – к звездам.
Соответственно, возникли:
1) мифы о богах;
2) мифы о героях;
3) человеческая история.
Мифы о богах, по Вико, – это история тех времен, когда люди все необходимые для существования вещи называли божествами, например боги огня, посева, грота. Героические мифы – это истинные истории героев и описание их героических нравов.
Эпоха гражданства у всех народов начинается с религии, сущностью которой Вико считает потребность в предсказании. Поэтому не случайна высокая роль пророков в религии древних евреев.
Внедрение передовых сервисных технологий: концептуальные архетипы и будущие направления исследований
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из вариантов ниже:
Арне Де Кейзер (факультет маркетинга, бизнес-школа EDHEC, Лилль, Франция)
Сара Кёхер (Университет Дортмунда, Дортмунд, Германия)
Линда Алкир (урожденная Наср) (Отдел маркетинга Техасского государственного университета, Сан-Маркос, Техас, США)
Седрик Вербек (факультет менеджмента, бизнес-школа EDHEC, Лилль, Франция)
Джей Кандампулли (Отдел потребительских наук, Университет штата Огайо, Колумбус, Огайо, США)
Журнал управления услугами
«> ISSN : 1757-5818
Дата публикации статьи: 8 января 2019 г.
Дата публикации номера: 14 февраля 2019 г.
ЗагрузкиАннотация
Цель
Интеллектуальные технологии и подключенные объекты быстро меняют организационную передовую. Тем не менее, наше понимание того, как эти технологии влияют на обслуживание, остается ограниченным. Таким образом, целью данной статьи является обновление существующих классификаций вливаний Frontline Service Technology (FST). Кроме того, авторы обсуждают три многообещающие интеллектуальные и подключенные технологии — диалоговые агенты, расширенную реальность (XR) и технологию блокчейна — и их соответствующие последствия для клиентов, передовых сотрудников и сервисных организаций.
Дизайн/методология/подход
В этом документе используется концептуальный подход, объединяющий существующую работу по внедрению FST с литературой по искусственному интеллекту, робототехнике, XR и блокчейну, а также на основе идей, полученных в ходе интервью с экспертами и бесед в фокус-группах с участниками двух исследований в области услуг. центры.
Находки
Авторы дают определение FST и предлагают набор архетипов внедрения FST на переднем крае организации. Кроме того, авторы разрабатывают будущие направления исследований, направленные на понимание того, как диалоговые агенты, XR и технология блокчейна повлияют на обслуживание.
Оригинальность/ценность
Этот документ обновляет и расширяет существующие классификации FST, а также прокладывает путь для дальнейшей работы над введением FST.
Ключевые слова
- Сервисная встреча
- Блокчейн
- Разговорные агенты
- Расширенная реальность
- Организационный фронт
- Вливание технологий
Благодарности
Этот проект появился на семинаре Let’s Talk About Service (LTAS 2015) в Гентском университете, Бельгия. Таким образом, авторы хотели бы поблагодарить организаторов Барта Ларивьера, Вафу Хаммеди и Аннук Ливенс. Кроме того, авторы хотели бы поблагодарить организаторов и участников исследовательского симпозиума 2018 Organizational Frontlines Research Symposium за их отзывы о более ранней версии этой рукописи.
Цитата
Де Кейзер, А., Кехер, С., Алкире (урожденная Наср), Л. , Вербек, К. и Кандампулли, Дж. (2019), «Внедрение передовых сервисных технологий: концептуальные архетипы и будущие направления исследований», Journal of Управление услугами , Vol. 30 № 1, стр. 156-183. https://doi.org/10.1108/JOSM-03-2018-0082
Издатель
:Изумруд Паблишинг Лимитед
Copyright © 2019, Изумруд Паблишинг Лимитед
Статьи по теме
Теория, исследования и приложения —
1. Введение
2. Классическое определение и теория концепции архетипов Юнга
2.1 Определение
2.2 Архетипы в жизни Индивидуум
2.3 Проявления Архетипы
2.4 Коллективное бессознательное
2.5 Процесс индивидуации
2.5.1 Две половины жизни и кризис среднего возраста
2.5.2 Персона
2.5.3 Тень
2.5.4 Образ Души: Анима и Анимус
2.5.5 Отступление: Критика концепции Анимы/Анимуса и современных концепций
2. 5.6 Старый Мудрец и Великая Мать (мана-личности)
2.5.7 Самость
2.5.8 Процесс Индивидуации
2.6 Классические работы по основным архетипам
2.7 Дальнейшие классические исследования архетипов последователей Юнга
900 04 2.8 Об истории термина2.9 Параллельные концепции в общем психоанализе
2.10 Параллели с коллективным бессознательным в других школах психотерапии
3. Критика классической концепции архетипа и расширений
3.1 Проблемы и противоречия в юнгианской концепции архетипов 900 05
3.1 .1 Биологическое определение
3.1.2 Эмпирическое статистическое определение
3.1.3 Трансцендентальное определение
3.1.4 Культурно-психологическое поведение
3.2 Расширения концепции архетипа от непосредственных учеников Юнга
3.2.1 Теория Майкла Фордхэма о процессе Деинтеграции и Реинтеграции как расширение юнговской теории Самости
3.2.2 Эрих Нейманн «История и происхождение сознания»
3. 2.3 Архетипическая психология Джеймса Хиллмана
4. Исследование концепции архетипа и последующие разработки теории
4.1 Поддающиеся научной проверке элементы юнговского термина «архетип»
- Эмпирические доказательства архетипов
4.2.1 Ассоциативные исследования: соответствующие межиндивидуальные основные комплексы
4.2.2 Доказательство врожденных ментальных структур
4.2.3 Антропологические исследования
4.2.2 Исследования измененных состояний сознания
900 04 4.2.5 Экспериментальные исследования об архетипической памяти4.2.6 Исследование концепции архетипа
4.2.7 Обсуждение эмпирических данных
4.3 Объяснительные подходы к возникновению и переносу архетипов
4.3.1 Современное состояние генетики и эпигенетики человека
4.3.2 Эндофенотипы
4.3.3. Концепции и результаты исследований гештальт-психологии, когнитивных наук и нейробиологии
4.3.4. Архетипы как возникающие структуры
4.