Деятельностный подход леонтьева: Ошибка 404. Запрашиваемая страница не найдена

Содержание

Деятельностный подход в образовании — Информио

«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!»

(А.А.Леонтьев).

 

Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя.

Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

  • учёт интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание как  следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»  (А. Дистервег)

Деятельностный подход, разработанный  в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В. В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей.

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в  целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» (Леонтьев).

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Реализация деятельностного подхода  в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности– заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,  что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений. Об этом принципе мы поговорим подробно.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
  3. Принцип целостности– предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
  4. Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание  на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности– предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
  7. Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Еще Л.С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология», опередившей свое время как минимум лет на 60 (она была опубликована в 1926 г.), говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному».

Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который  можно охарактеризовать  китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя  самому.

  Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они  включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.

Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.

«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».

Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в педагогической практике является «учебная деятельность». Но если мы употребляем понятие «учебная деятельность», то должны вкладывать в него определенный смысл. Выше уже говорилось о том, что основная масса учителей  воспринимает это понятие на наивно-бытовом уровне, а не как научную категорию.

В то же время ясно, что о научном подходе в обучении можно говорить только тогда, учебная деятельность понимается именно как научная категория.

Для того чтобы цель и продукт учебной деятельности совпадали, т.е. в результате получалось то, что наметил обучаемый, необходимо управление учебной деятельностью.

Значит, обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая учебные действия:

  • целеполагания,
  • программирования,
  • планирования,
  • контроля и самоконтроля,
  • оценивания и самооценивания

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;
  • на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать».

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

Деятельностный подход  лежит в основе многих педагогических технологий:

  • Проектной деятельности.
  • Интерактивных методов обучения
  • Проблемно – диалогового обучения
  • Витагенного подхода в преподавании
  • Интегрированного обучения на основе межпредметных связей.

 

Оригинал работы:

Деятельностный подход в образовании

Статьи

Актуальность. В статье обсуждается актуализация понятия «региональной идентичности» для психологической науки. Во многом впервые происходит сравнение категориальной структуры представлений о страАктуальность. В свете изменений, происходящих в системе образования России, перехода к компетентностной парадигме, особое значение имеет изучение ресурсов и потенциалов как составляющих образовательного капитала. Этот вопрос еще недостаточно исследован в эмпирической плоскости.

Цель. Изучить индивидуально-интеллектуальные интеграции в 3-х периодах времени (в настоящем, в будущем, в будущем как обновленном настоящем — как раздельно, так и совместно) при исследовании выборки студентов гуманитарных специальностей.

Метод. В основу исследования положены представления о кросс-теоретическом синтезе теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина (1986) и структурно-динамической теории интеллекта Д.В. Ушакова (2011). В исследовании приняли участие 252 студента вузов г. Перми, из них 190 девушки и 62 юноши в возрасте от 17 до 22 лет. Гипотезы тестировались методом структурного моделирования. Были построены четыре модели индивидуально-интеллектуальных интеграций по критерию времени. В 3 моделях изучались индивидуально-интеллектуальные интеграции по отдельности в настоящем, в будущем, в будущем как обновленном настоящем. В 4-ю, медиаторную модель индивидуально-интеллектуальных интеграций настоящее, будущее, будущее как обновленное настоящее включались совместно.

Результаты. Обнаружено, что индивидуально-интеллектуальные интеграции возникают в каждом периоде времени по отдельности. В настоящем их можно трактовать предпосылками ресурсов, в будущем — предпосылками реализованных потенциалов, в будущем как обновленном настоящем — предпосылками обновленных ресурсов. Взятые совместно во всех периодах времени, индивидуально-интеллектуальные интеграции также были установлены. Они позволили расширить представление о «спирали развития» в дополнение к предыдущей трактовке (Дорфман, Калугин, 2020 а) и рассматривать ее по схеме «настоящее — будущее — реализованное будущее (обновленное настоящее)».

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что индивидуально-интеллектуальные интеграции, представленные в трех периодах времени (в настоящем, в будущем, в будущем как обновленном настоящем), как раздельно, так и совместно, могут рассматриваться предпосылками ресурсов и потенциалов.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-07046. не и о собственном регионе.

Цель. Сравнение образа России и образов собственных регионов у молодежи, проживающей в различных субъектах страны.

Методика. Методика семантического шкалирования с дальнейшей факторизацией полученных данных. В исследовании приняло участие 318 респондентов из 8 различных макрорегионов страны.

Результаты. Была получена 6-факторная структура представлений образа России и образа собственного региона. Данные структуры имеют свои существенные различия, как по самой структуре факторов, так и по степени важности иерархии факторов. Региональная идентичность молодёжи в определённой степени обуславливает модальность принятия гражданской идентичности.

Выводы. По результатам исследования можно утверждать следующее, что для тех представителей молодёжи, у которых складывался положительный образ собственного региона, формировался и положительный образ страны в целом.

Благодарности. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-313-90069.

Особая благодарность за помощь в организации сбора данных Звездиной Анастасии, начальнику отдела Центра молодежных проектов АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД».

Ключевые слова: интегральная индивидуальность; интеллект; индивидуально-интеллектуальная интеграция; ресурсы; потенциалы; структурное моделирование

История психологии — Деятельностный подход в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)

Деятельностный подход в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)


В советский период развития отечественной психологии деятельностный подход был центральной концепцией. В рамках этого подхода разрабатывались теория личности, понимание предметов и задач психологии как науки, педагогические концепции. Центральной идеей выступал постулат о единстве сознания и деятельности, которая рассматривалась с марксистской точки зрения, проповедующей труд как основную форму взаимоотношения человека со средой. Принципы деятепьностного подхода активно разрабатывались в трудах советских ученых С. Л. Рубинштейна и А. Н.Леонтьева.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) развивал следующие идеи деятельностного подхода.
1. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.
2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, таким образом, перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители.
3. Осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Сознательное действие — это не действие, которое сопровождается сознанием.
4. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которые отличаются от реакции иным отношением к объекту.
5. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект, и оно становится поступком па мере того, как его отношение к субъекту превратилось 6 сознательное отношение.
6. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру и через который его психика становится познаваема для других.
В работе Рубинштейна «Основы общей психологии» — почти все теоретические и эмпирические достижений советской психологии 30-х гг. Здесь рассматриваются психика, сознание и личность контексте их развития.

Презентация на тему: Деятельностный подход к взаимодействию А. Н. Леонтьева

1

Первый слайд презентации: Деятельностный подход к взаимодействию А. Н. Леонтьева

Выполнил: студент 1 курса, 1 группы очной формы обучения психолого-педагогического факультета Воротягина Юлия Александровна Деятельностный подход к взаимодействию А. Н. Леонтьева

Изображение слайда

2

Слайд 2: Алексей Николаевич Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев (5 февраля 1903 — 21 января 1979). Родился и умер в Москве. Научная сфера – психология. Известен как основатель теории деятельности

Изображение слайда

3

Слайд 3: Сущность понятия

Деятельностный подход в психологии  — совокупность теоретико-методологических и конкретноэмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностный подход рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм.

Изображение слайда

4

Слайд 4: По Леонтьеву:

Внутренняя – психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней – практической деятельности и имеет принципиально то же строение.

Изображение слайда

5

Слайд 5: Главные вопросы

К ак возникает психическое? Каково его строение и как его изучать.

Изображение слайда

6

Слайд 6: Стадии эволюционного развития психики по Леонтьеву

1.Элементарная сенсорная психика. 2.Перцептивная психика, на которой возникает восприятие как отражение целостных объектов («перцепция» означает «восприятие»). 3.Стадия интеллекта

Изображение слайда

7

Слайд 7: Сознание

Обсуждает проблему возникновения сознания. Отличительная черта сознания – возможность объективного отражения.

Изображение слайда

8

Слайд 8: Личность «рождается» дважды

В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности – в первую очередь в связи со становлением мотивационной сферы человека. По словам Леонтьева, личность «рождается» дважды. Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте

Изображение слайда

9

Последний слайд презентации: Деятельностный подход к взаимодействию А.

Н. Леонтьева: Список использованных источников и литературы

Психологический журнал: URL : https://psychojournal.ru/psychologists/751-leontev-a-n-osnovatel-teorii-deyatelnosti.html Студми. Учебные материалы для студентов URL :   https://studme.org/38506/psihologiya/deyatelnostnyy_podhod_psihologii_vidy_struktura_deyatelnosti URL : http:// psylist.net/slovar/5a30.htm

Изображение слайда

Сравнительный анализ деятельностного подхода в теориях Рубинштейна и Леонтьева

Биржа копирайтинга Комментариев нет

Сравнительный анализ деятельностного подхода в теориях Рубинштейна и Леонтьева

ВВЕДЕНИЕ    3
1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИЯХ С.Л. РУБИНШТЕЙНА И А. Н.ЛЕОНТЬЕВА    5
1.1 Теория деятельности в трудах Л.С. Рубинштейна    5
1.2 Принцип деятельности в теории А.Н. Леонтьева    12
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕОРИЙ С. Л. РУБИНШТЕЙНА И А. Н. ЛЕОНТЬЕВА    17
2.1 Сходства и различия в деятельностном подходе С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева    17
2.2 Связь деятельностного подхода Леонтьева и Рубинштейна с другими исследования    22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    28


Актуальность исследования деятельностного подхода в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева обусловлена прежде всего значимостью данных теорий для отечественной психологии, находившейся на момент создания этого подхода в методологическом кризисе. Основы деятельностного подхода, заложенные в работах Л.С.Выготского, были трансформированы в две взаимодополняющие концепции С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, во многом схожих, но и имеющих существенные отличия.
Разработка деятельностного подхода была поистине чрезвычайно плодотворной. Деятельностный подход развивался не только сам по себе, но и спровоцировал множество других исследований, поведших за собой новые открытия.
Так, деятельностный подход позволил выделить качественно своеобразные этапы развития общения, которые были названы формами общения. Было выделено четыре генетически последовательные формы общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием коммуникативной потребности, ведущими мотивами и средствами общения. Выделение и описание форм общения дало начало широкому циклу исследований, в которых осуществлялась их диагностика, формирование, изучалось их влияние на различные аспекты жизнедеятельности ребенка (готовность к школе – Г.И. Капчеля; чувствительность к эстетическим воздействиям – Н.А. Ганошенко и т.д.). Следует подчеркнуть, что формы общения до сих пор являются практически единственным инструментарием, позволяющим дать четкую, целостную и содержательную картину общения на каждом возрастном этапе. Именно поэтому они так активно используются в практике дошкольного воспитания (программа «Истоки»; критерии оценки дошкольных образовательных учреждений). Таким образом, использование деятельностного подхода позволило систематизировать разные формы общения и выделить его структурные компоненты.
Кроме того, основы деятельностного подхода плодотворно используются в организационной психологии и в ряде других отраслей психологической науки.
В последнее время актуальность приобретает вопрос о научных истоках культурно-исторической теории, подлинным источником которой, по мнению некоторых авторов, можно считать понятие о реальной, внешней, или социальной, деятельности.
В связи с представленной актуальностью были выделены цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: сопоставление и обобщение деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.
Объект исследования: теории С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева
Предмет исследования: деятельностный подход в указанных выше теориях.
Для достижения поставленной цели с учетом объекта и предмета исследования в ходе работы решались следующие задачи:
– рассмотреть теорию деятельности в трудах Л.С.Рубинштейна;
– описать принцип деятельности в теории А.Н.Леонтьева;
– провести сопоставительный анализ деятельностных теорий С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.
Структура работы обусловлена задачами, решаемыми в ходе исследования. Курсовая работа на тему «Сравнительный анализ деятельностного подхода в теориях Рубинштейна и Леонтьева» представлена введением, двумя главами основной части исследования, заключением и список использованных источников.

<………..>


Биржа копирайтинга– огромный массив полезных и нужных статей. Ты обязательно найдёшь нужный материал!

Рекомендуем: Большая энциклопедия знаний. Аналог Википедии!

№ 6005 Цена 550 руб  Хотите получить эту работу? Напишите заявку

Купить работу

Просмотров: 154

1.2 Деятельностный подход в гуманитарных науках . Лингвистический анализ текста

В той связи, что цель курса состоит в рассмотрении лингвистического анализа текста с точки зрения деятельностного подхода, ниже представлены основные положения теории деятельности в гуманитарных науках.

Ядром любой концепции выступает определение базовых понятий, в теории деятельности таковым является многозначный термин «деятельность», применяемый в психологии, языкознании, философии, социологии. В определении данного понятия, представленном в толковом словаре С.И. Ожегова, «деятельность» и «труд» выступают как синонимы: «Деятельность – занятия, труд» [Ожегов, 2005, с. 164]. Понимание деятельности, выполняющей социальную, общественную роль, свойственную человеку и всегда так или иначе целесообразной находит свое отражение в дефиниции, представленной в советском энциклопедическом словаре: «Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества» [Советский энциклопедический словарь, 1980, с. 386].

Данный пример определения близок дефиниции понятия деятельности, представленной в социологическом словаре: «1. вид или виды социальной деятельности, поведения, например, профсоюза либо государства, а также индивидуума. 2. (В противоположность поведению) – вид или виды индивидуальной социальной деятельности, которая является не просто результатом биологического рефлекса, а преднамеренной, целенаправленной, включающей в себя разумное целеполагание» [Аберкомби, 1997, с. 176].

Понятие деятельности является базовым для психологии, в психологическом словаре представлено следующее его определение: «Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности» [Большой психологический словарь, 2005, с. 135]. Основным предметом исследования здесь признается деятельность, влияющая на все психические процессы.

Таким образом, рассмотренные дефиниции позволяют сформулировать ряд характеристик деятельности: общественный, социальный характер деятельности; деятельность свойственна любому человеку и всегда целенаправленна.

При обращении к научной и учебной литературе наблюдается наличие многочисленных классификаций деятельностных концепций [Волков, 1987; Иванников, 1999; Каган, 1974; Квасков, 1997; Леонтьев, 2005; Мильман, 1987; Стеценко, 1990; Суходольский, 1998; Шадриков, 1994 и др.]. В отечественной психологии основателями деятельностного подхода являются А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. В своих исследованиях А.Н. Леонтьев опирался на достижения культурно-исторического подхода, представленных в работах Л.С. Выготского [Выготский, 1998, 2000]. Базовый тезис теории деятельности формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

По мнению А.Н. Леонтьева, «…деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [Леонтьев, 2005, с. 65]. А.Н. Леонтьев полагает, что основной характеристикой деятельности является ее предметность: «…предмет деятельности всегда выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта…» [там же, с. 67].

А.Н. Леонтьевым представлена и описана система единиц деятельности: «… основными и взаимно превращающимися единицами деятельности являются с одной стороны, потребность – мотив – цель – условия, с другой – деятельность – действия – операции» [там же, с. 80].

В представленной цепи единиц деятельности (потребность – мотив – цель – условия – действия – операции – результат) А.Н. Леонтьев отводит центральное место действию: «…основными составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс подчиненный сознательной цели» [Леонтьев, 2005, с. 81]. Таким образом, исследователь соотносит понятия мотива и деятельности; понятия цели и действия.

А.Н. Леонтьевым впервые рассматривается внутренний и внешний планы деятельности и изучается вопрос их соотношения. Теоретическим итогом в данном направлении изучения деятельности является тезис исследователя об общности внутреннего и внешнего плана деятельности: «внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение. <…> Итак, внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную и притом двустороннюю связь с ней» [там же, с. 101]. Таким образом, в своих исследованиях А.Н. Леонтьев акцентирует внимание на изучении и описании структуры, внутреннего и внешнего планов деятельности. Ученым впервые введено в науку понятие предметной деятельности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, деятельность – категория, которая имеет общественный, социальный характер, что отличает деятельность человека от деятельности животного: «… в силу общественного характера человеческой деятельности она из инстинктивной – какой она была у животных – становится сознательной» [Рубинштейн, 2003, с. 465]. Ученый дает следующее определение деятельности: «совокупность действий, направленных на достижение целей» [там же, с. 436]. На основе базового принципа деятельностного подхода С.Л. Рубинштейн формирует основной принцип теории деятельности: «единство сознания и деятельности».

С.Л. Рубинштейном выделены и охарактеризованы такие виды деятельности человека, как: труд, игра и учение при главенствующей роли труда: «…основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды деятельности представляют игра и учение» [там же, с. 472].

Учитывая общественный характер деятельности, ученым сформулировал цель деятельности человека и определено различие цели и мотива деятельности: «…прямой целью общественно организованной человеческой деятельности является выполнение определенной общественной функции; мотивом же ее для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей» [Рубинштейн, 2003, с. 465].

Структура деятельности, описанная в трудах С.Л. Рубинштейна, аналогична структуре деятельности, рассмотренной А.Н. Леонтьевым. Автор так же выделяет в структуре деятельности мотив, цель, действия и прогнозируемый результат.

Г.В. Суходольский трактует понятие «деятельность» как «…целесообразную жизнедеятельность высокоорганизованных форм жизни, животных и людей» [Суходольский, 1998, с. 10]. Исследователь отмечает, что данный термин применяется не только в психологии, но и в биологии, социологии и философии, что создает, по мнению исследователя, некоторую неясность в формулировании определения данного понятия. По оценке Г.В. Суходольского, на современном этапе развития психологической науки понятие деятельности имеет четыре значения: «…активность, работа, труд и поведение, которые образуют группу синонимий» [там же, с. 5].

Ученый полагает, что методологической базой исследования деятельности является системный подход, согласно которому «…объект изучения раскрывается как иерархическая система, включенная в системы высшего ранга, и знания об объекте должны представлять собой соответствующую систему» [там же, с. 14].

Исследователем сформулированы постулаты (принципы) психологической теории деятельности, среди которых выделены постулат взаимодействия, постулат активности, нормативности и вариативности, анализа и синтеза.

Согласно постулату взаимодействия человек контактирует с миром на основе взаимовлияния внутренней и внешней активности человека. Постулат активности сводится к уточнению активности, а не реактивности психики.

Согласно принципу нормативности и вариативности, в деятельности все нормативно и вариативно одновременно. По мнению ученого, «…нормативность представляет собой реализацию тенденции к сохранению всего полезного, что приобретено в деятельности. Вариативность, наоборот, есть реализация тенденции к изменению достигнутого для целесообразного улучшения, совершенствования либо по причине нецеленаправленного ухудшения, разрушения» [Суходольский, 1998, с. 22].

Что касается постулата анализа и синтеза, то «единство анализа и синтеза представляет собой важный методологический принцип, требующий реализации при конструировании изучаемого предмета, так же как и при проектировании реальной будущей деятельности» [там же, с. 25-26]. В поле исследовательского интереса Г.В. Суходольского находится изучение базовых принципов теории деятельности, а также рассмотрение семантики, морфологии, аксиологии и праксиологии деятельности.

Исследования В.Э. Мильмана посвящены рассмотрению категории цели в функциональной структуре деятельности [Мильман, 1987]. Ученый представляет системный анализ определений категории цели, опираясь на философское, общесистемное и психологическое понимание данного понятия. В.Э. Мильман интерпретирует понятие функциональной структуры как «…закон связи между функциональными компонентами деятельности, при этом компонент понимается как локализованная в пространстве и времени активность в смысле направленных действий или фаз процесса деятельности» [Мильман, 1987, с. 103].

Автор исследования выделяет следующие компоненты деятельности: потребность, мотив, объект, цель, предмет, условия среды, средства, план, продукт, контроль, оценка. В.Э. Мильман определяет цель деятельности как «…представление субъекта о продукте, т.е. представление о том окончательном содержании, в которое предстоит воплотиться объекту» [там же, с. 104]. К выполняемым функциям компонентами структуры деятельности ученый относит побудительную, обеспечивающую, контролирующую и координирующую функции. Исходя из данного критерия, общая структура деятельности разделена исследователем на подструктуры. По мнению В.Э. Мильмана, потребности, мотив, объект и цель деятельности реализуют побудительную функцию; условия, средства и состав деятельности – обеспечивающую функцию; продукт, контроль, оценка деятельности – контролирующую функцию; планы деятельности – координирующую функцию.

На основе функциональной структуры деятельности, исследователем разработана классификация, согласно которой цели деятельности могут быть следующими:

1) цель полная – цель неполная;

2) цель-проект – цель-программа;

3) цель-поиск – цель-преобразование;

4) цель морфологическая – цель функциональная. Следовательно, работы В.Э. Мильмана сконцентрированы на изучении категории цели как структурной составляющей теории деятельности; определении выполняемых функций деятельности.

Таким образом, анализ исследовательских работ по теории деятельности свидетельствует о том, что:

1) деятельность предметна;

2) деятельность имеет структуру, каждая единица данной структуры функциональна;

3) деятельность целенаправленна;

4) в науке представлены классификации видов деятельности;

5) деятельность имеет социальный характер и свойственна любому человеку.

В лингвистическом анализе текста находят отражение такие положения теории деятельности как предметность, цель, принципы деятельности и соотношение между внутренним и внешним планом деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Деятельностный подход: А.Н.Леонтьев (Эссе)

«Теория деятельности» А. Н. Леончева.

С его именем связано развитие теории деятельности. По словам Леонтьева, внутрипсихические действия происходят в процессе внешне-внутренних действий — они являются фактическими действиями и имеют по существу одинаковую структуру.

Главный вопрос: как возникают души, каковы их структуры и как вы их изучаете? Изучите практическую деятельность и поймите шаблоны умственной деятельности. Управление организацией внутренней духовной деятельности, управление организацией практической деятельности.

Процесс перехода изнутри наружу называется «экстернализацией». Принцип «интернализация-экстернализация» является одним из важнейших в теории деятельности. Основываясь на представлении о духе как особой форме рефлекса, Леонтьев видит «разделение» между до-духовным уровнем и рефлексом духовного уровня при переходе от раздражительности к чувствительности.

Он рассматривает раздражительность как свойство организма, которое реагирует на биологически важные (биологические) эффекты, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью. Чувствительность определяется как свойство, которое само по себе не обеспечивает биологическую значимость (абиотическую), но реагирует на эффекты сигнализации организма о сопутствующем биологическом эффекте, который способствует более эффективной адаптации.

Именно наличие чувствительности является критерием психического, по Леонтьеву. На уровне чувствительности оказывается возможным говорить о поведении как особой форме активности. Чувствительность, в простейшей форме, связана с ощущениями, т. е. субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений, объективного мира.

Стадии эволюционного развития психики по Леонтьеву:

  • 1.Элементарная сенсорная психика.
  • 2.Перцептивная психика, на которой возникает восприятие как отражение целостных объектов («перцепция» означает «восприятие»).
  • 3.Стадия интеллекта.

Новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.

Обсуждает проблему возникновения сознания. Отличительная черта сознания – возможность объективного отражения. Возникновение сознания обусловлен возникновением особой формы деятельности – коллективного труда, который предполагает разделение функций. В терминах Леонтьев цель отделяет от мотива, в результате чего выделяется действие, как особая единица деятельности. Чтобы осуществить действие, человек должен осознать его результат в общем контексте, т. е., осмыслить его.

Деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. Рассмотрим ее структуру.

Деятельность представляет форму активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида, потребность «представлена» как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности). В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, т. е. фиксация на предмете, который может ее удовлетворить.

С момента «встречи» активность становится направленной, она опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Именно теперь возможно говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом. Мотив – то, ради чего совершается деятельность.

Деятельность – это совокупность действий, которые называются мотивом. Действие – главная структурная единица деятельности. Оно определяется как процесс, направленный на достижение цели.

Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого результата. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действия выполняются на основе конкретной ситуации, то есть конкретного метода, связанного с условием. Эти методы (бессознательные или нераспознанные) называются операциями и представляют более низкие уровни структуры деятельности.

Деятельность определяется как набор действий, вызванных мотивом. Действие можно рассматривать как серию операций, которые зависят от цели. Самым низким уровнем является психофизиологическая функция, которая «обеспечивает» психический процесс.

Теория деятельности также описывает индивидуальные модели психического развития. Именно поэтому Леонтьев предложил концепцию «основной деятельности». Это связано с тем, что появление наиболее важных новообразований на данном этапе развития связано с другими видами деятельности и наряду с ними. Смена лидера означает переход на новый этап.

Основным механизмом является «смещение мотивации к цели» — превращение того, что служило одной из целей, в самостоятельную мотивацию.

Основное направление теории деятельности также обсуждается проблема личности, в основном в связи с формированием мотивационных доменов человека. По словам Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое «рождение» индивида происходит в дошкольном возрасте, и как только иерархия мотивации установлена, первая корреляция между прямой мотивацией и социальными критериями, то есть прямой мотивацией или социальной мотивацией, Поведения, которые противоречат друг другу.

Второе «рождение» происходит в период полового созревания и связано с мотивацией их поведения и восприятием возможности самостоятельного изучения.

Он предложил идею постепенного формирования психического поведения.

Окончательная иерархия Леонтьева (1981)

Контекст 1

… Область информационных систем (ИС) касается как технических, так и человеческих аспектов организационных и социальных систем. IS охватывает широкий круг возможных тем изучения и применения самых разных методов исследования. В некоторых областях исследования ИБ существует потребность в целостной теоретической структуре, которая могла бы обеспечить основу для исследования сложных социотехнических явлений. Хотя (культурно-историческая) теория деятельности была предложена задолго до появления компьютеров, ее целостный и проницательный характер может предоставить подходящее средство для понимания и анализа во многих областях исследований и практики ИБ.Растущий круг исследователей признает, что теория обеспечивает богатое целостное понимание того, как люди делают что-то вместе с помощью сложных инструментов в сложных динамических средах (Hasan 1999). В данной статье исследуется объяснительная, аналитическая и интерпретирующая сила теории деятельности для изучения социотехнических систем, которые опосредуют сложные коллективные действия на современном рабочем месте. Одним из преимуществ теории является то, что она поддерживает анализ диалектических взаимодействий между людьми и того, как технологии формируются и формируются человеческой деятельностью.В документе описывается структура и обсуждаются обстоятельства, при которых структура теории деятельности может быть использована для исследований в области ИБ, а также в смежных областях взаимодействия человека с компьютером и управления знаниями. Также представлены некоторые исследовательские приемы и методы сбора и анализа данных, которые подходят в рамках теории деятельности. Приводятся отрывки из пяти текущих исследовательских проектов, чтобы проиллюстрировать разнообразие тем ИБ, в которых используется структура теории деятельности.В каждом случае методы, используемые для проведения исследования и управления процессами сбора и анализа данных, представлены в рамках теории деятельности. Статья завершается обсуждением актуальности и пригодности теории деятельности в качестве основы для решения текущих сложных проблем в области ИБ. Теория деятельности — это социально-психологическая теория, уходящая корнями в работы русского психолога Выготского в первой половине 20 века. Важное понимание Выготским динамики сознания заключалось в том, что она по сути субъективна и формируется историей социального и культурного опыта каждого человека (Vygotsky 1978).Вдобавок Выготский считал, что человеческая деятельность отличается от деятельности нечеловеческих существ тем, что опосредуется инструментами, наиболее значимым из которых является язык. Работу Выготского продолжили другие, в том числе Леонтьев, который разработал концептуальную основу для полной теории человеческой деятельности (Леонтьев, 1981). Согласно Леонтьеву (1981), деятельность — это система, имеющая структуру, свои внутренние переходы и трансформации и собственное развитие. Понятие «деятельность» интерпретируется из теории Леонтьева (1981), которая, в свою очередь, основана на психологии Выготского (1978).Конструкции психологии Выготского, лежащие в основе теории деятельности, касаются тех элементов деятельности и сознания, которые отличают людей от других существ. По сути, Выготский (1978) определял человеческую деятельность как диалектические отношения между субъектом и объектом, то есть человеком, который над чем-то работает. В этих динамичных, целенаправленных отношениях «всегда активный» субъект учится и растет, в то время как объект интерпретируется и переинтерпретируется субъектом в продолжающемся ведении деятельности.Выготский (1978) также предложил «инструментальную» структуру деятельности в рамках «системы взаимоотношений» между людьми (Вереникина, Гулд, 1998). Другими словами, вся человеческая деятельность целенаправленна, осуществляется с помощью «инструментов» и по сути своей является социальной. Выготский также считал, что инструменты играют посредническую роль во всех человеческих действиях и психических процессах, которые можно понять только в терминах инструментов и знаков, которые их опосредуют. Инструменты расширяют наши возможности по манипулированию и преобразованию объектов, но также ограничивают то, что можно делать в рамках ограничений инструмента, что, в свою очередь, часто стимулирует усовершенствования инструмента (Вереникина и Гулд, 1998).Верч (1985) считал, что эта богатая концепция медиации была самым уникальным вкладом Выготского. Вартофски (1979) предположил, что инструменты, которые опосредуют деятельность человека, могут быть первичными (материальными, внешними или физическими), вторичными (внутренними, семиотическими или ментальными) или третичными (схемы, в которых разум и культура действуют вместе, такие как окружающая среда или экосистемы). Это описывает полный спектр инструментов и не является строгой классификацией или разделением типов. С появлением Интернета компьютерные технологии подразделяются на все три типа.Леонтьев (1981) предположил, что «деятельность» должна быть помещена на вершину иерархии, показанной на рисунке 1, связанной с устойчивыми человеческими усилиями с долгосрочной целью и сильными мотивами. Это концептуальный уровень выше того, на котором проводится большая часть бизнес-анализа, то есть на уровне действий, предпринимаемых для достижения конкретных и часто краткосрочных целей. При определенных условиях сознательные действия могут быть переведены на более низкий уровень автоматизации, часто в компьютерных системах, поскольку они становятся стандартизированными как операции.Деятельность состоит из наборов действий (направленных на достижение конкретных целей) и операций (рутинных и хорошо известных привычных когнитивных или поведенческих процессов, которые теперь обычно являются областью ИТ-систем). В то время как деятельность определяется целью и мотивом и обычно является долгосрочным делом, действия в большей степени планируются с конкретными целями и более ограниченным периодом времени. Действия не имеют смысла сами по себе, если они не являются частью деятельности. Например, нет смысла ехать на работу (действие), если нет работы…

Контекст 2

… могут быть законными альтернативными наборами действий, которые могут обеспечить успешное выполнение деятельности, например: при разработке ИБ обычной практикой является оценка осуществимости различных проектных решений для организационная проблема, а затем выберите одно решение для реализации на основе анализа затрат и выгод. Однако могут быть случаи, когда возможно разрешить одновременные разные решения (т. Е. Разные наборы действий) для деятельности при разных обстоятельствах (например,грамм. в разных странах с разной культурой или в разных подразделениях компании). Однако важно иметь общее понимание объекта (цели) деятельности на вершине иерархии. В исследовании Куутти и Вирккунена (1995) системы деятельности использовались как представление общего объекта организационной работы, который нельзя изучать, сводя масштаб к тому или иному элементу, но где минимальная значимая система в целом должна приниматься за единицу. анализа и вмешательства.Энгестрем (1987) дал более конкретное выражение этой структуре в треугольном представлении, показанном на рисунке 2, которое обычно используется для изображения деятельности. Суть деятельности — диалектические отношения между субъектом (человеком) и объектом (целью), опосредованные инструментами и сообществом. Это двусторонняя концепция посредничества, при которой возможности и доступность инструментов опосредуют то, что можно сделать, а инструменты, в свою очередь, развиваются, чтобы удерживать исторические знания о том, как сообщества ведут себя и организованы.Это особенно эффективно, когда инструменты основаны на компьютере (Kaptelinen 1996). Формальные или неформальные правила и разделение труда сообщества, в котором происходит деятельность, также динамически опосредуют субъект-объектные отношения. Чтобы иметь возможность анализировать сложные взаимодействия и отношения, Энгестрем (1987) предлагает новую единицу анализа, которую он называет системой человеческой деятельности. Согласно Энгестрему, система является объектно-ориентированной, инструментальной и культурно опосредованной. Энгестрём предполагает, что именно внутренние противоречия и противоречия такой системы деятельности, которая включает в себя как историческую преемственность, так и локально обусловленную случайность, являются мотивом для изменений и развития.Динамические циклы расширенного обучения имеют решающее значение для исторического понимания систем деятельности. Эти циклы, показанные на рисунке 2, сочетают в себе процесс интернализации и экстернализации, где интернализация — это воспроизводство культуры посредством социализации и обучения индивидов, чтобы они были членами системы деятельности, а творческая экстернализация — это создание новых артефактов посредством инноваций. Помимо структуры деятельности Энгестрома (рис. 2) и иерархии действий, действий и операций Леонтьева (рис. 1), существует несколько групп исследователей (Kuutti & Virkunnen 1995; Hasan & Gould 2001, Engeström 1999), которые используют структуры взаимосвязанных действия для представления сложных организационных ситуаций, как показано на рисунке 3.Энгестрем (там же) использует цикл расширенного обучения, показанный на рисунке 4, чтобы продемонстрировать развитие, которое происходит в системе действий из-за противоречий внутри и между соответствующими видами деятельности. Взятые вместе три аспекта человеческой деятельности будут использованы для анализа и представления случая, описанного в следующем разделе …

Теория деятельности

Введение в теорию деятельности применительно к рабочему контексту

Предпосылка теории деятельности состоит в том, что коллективная трудовая деятельность с основной целью, разделяемой другими (сообществом), осуществляется людьми (субъектами), которые мотивированы целью или стремлением к решению проблемы (объекта), которая является опосредовано инструментами и / или знаками (артефактами или инструментами), используемыми для достижения цели (результата).Деятельность ограничивается культурными факторами, включая условности (правила) и социальную организацию (разделение труда) в непосредственном контексте и образуется более широкими социальными моделями (производства, потребления, распределения и обмена). Теория деятельности обеспечивает концептуальную основу, из которой мы можем понять взаимосвязь между деятельностью, действиями, операциями и артефактами, мотивами и целями субъектов, а также аспектами социальных, организационных и социальных контекстов, в которых эти действия формируются.На рисунке 1 ниже схематически представлена ​​система деятельности, предлагаемая на веб-сайте Центра теории деятельности и исследований в области развития Хельсинкского университета, откуда можно получить более развернутую интерпретацию теории деятельности. Обратите внимание, что с тех пор Центр был переименован: Центр исследований активности, развития и обучения (CRADLE):

.

Рисунок 1: Структура человеческой деятельности (стр. 78, Энгестрем Ю. (1987): Обучение путем расширения: теоретико-деятельностный подход к исследованиям в области развития, Хельсинки: Orienta-Konsultit Oy).

Пример применения теории деятельности в проекте TLRP

Межведомственный рабочий проект TLRP Learning in и для демонстрирует, что теория культурно-исторической деятельности (CHAT) является полезной основой для проверки обучения, чтобы стать профессионалом. Следовательно, их материалы могут быть использованы для более детального изучения практического использования ЧАТ:

  • Обзор трех поколений теории деятельности Энгестрёма (1999)
  • Эдвардс, А. (2007) Реляционное агентство в профессиональной практике: анализ ЧАТ, Actio .Международный журнал человеческой деятельности. 1. 1-17
  • Дэниэлс Х. и Уормингтон П. (2007) Анализ систем деятельности третьего поколения: рабочая сила, позиция субъекта и личная трансформация, Journal of Workplace Learning Vol. 19, No. 6, pp. 377 — 391. В специальном выпуске « Теория деятельности и обучение на рабочем месте».
  • Daniels, H. (2006) Анализ институциональных эффектов в теории деятельности: первые шаги в развитии языка описания, Outlines: Critical Social Studies , 2006 (2), 43-58.
  • Эдвардс, А. (2007) Совместная работа по повышению устойчивости: подход ЧАТ, Социальная политика и общество , 6 (2), 255-265.
  • Дэниэлс, Х., Эдвардс, А., Мартин, Д., Ледбеттер, Дж., Браун, С. и Миддлтон, Д. (2004) Преобразование работы учителей в инклюзивной практике и для инклюзивной практики: Vadeboncoeur, J. И Джервис-Трейси, П. (ред.), Пересекая границы — Перспективы различных парадигм в образовательных исследованиях , (Брисбен, Австралийская академическая пресса).
  • Эдвардс, А. (2005) Реляционное агентство: учимся быть находчивым практиком, Международный журнал исследований в области образования, 43, 168–182.
  • Эдвардс, А. (2005) Понимание разума в мире: наследие Выготского, Серия семинаров TLRP «Контексты, сообщества, сети»: Семинар 1 «Обзор текущих позиций и дебатов», Глазго
  • Эдвардс, А. и Апостолов, А. (2007) Культурно-историческая интерпретация устойчивости: последствия для практики, Очерки: критические социальные исследования , 2007 (1), 70.
  • Warmington, P .; Daniels, H .; Эдвардс, А .; Leadbetter, J .; Martin, D .; Браун, С. и Миддлтон, Д. (2004) Обучение внутри и для межведомственной работы: концептуальные противоречия в «совместной» практике, Ежегодная конференция TLRP, Кардифф.
  • Warmington, P .; Daniels, H .; Эдвардс, А .; Brown, S .; Leadbetter, J .; Martin, D .; Миддлтон, Д .; Парсонс, С. и Попова, А. (2005) Преодоление противоречий: семинары по вмешательству как механизмы изменения в профессиональном обучении, Ежегодная конференция Британской ассоциации исследований в области образования, Гламорган.
  • Эдвардс, А. (2005) Теория культурно-исторической деятельности и обучение: поворот в отношениях, Ежегодная конференция TLRP, Уорикский университет, ноябрь 2005 г.
Другие ресурсы по теории деятельности

Существует множество онлайн-ресурсов по теории деятельности, ниже приведены лишь некоторые возможные отправные точки:

  • Центр теории деятельности и исследований в области развивающей работы — Университет Хельсинки (с тех пор Центр был переименован в Центр исследований деятельности, развития и обучения (CRADLE))
  • Центр социокультурных исследований и теории деятельности (CSAT), Университет Бата.
  • Ресурс по теории деятельности Мартина Райдера
  • Биллетт, С. (2003) Программа профессионального обучения и педагогика: перспектива теории деятельности, Европейский журнал исследований в области образования, Том 2, номер 1, 6-21.
  • Griffiths, T. и Guile, D. (2003) Соединительная модель обучения: последствия для знаний о рабочем процессе, European Educational Research Journal, Volume 2, Number 1, 56-73 (использование ЧАТ для предоставления теоретических и методологических рамки для анализа опыта работы).
  • Уильямс, Дж. И Дэвис, П. (2006), Манчестерский университет Как педагогика может помочь обеспечить ресурсы и мотивацию для / против работы с математической идентичностью: социокультурная перспектива Семинар ESRC по математическим отношениям: идентичности и участие, Манчестерский университет , Ноябрь 2006 г. (Обсуждение того, как социокультурная теория повлияла на наше понимание динамической связи между математической идентичностью и математической практикой в ​​классе).
  • Фитцсаймонс, Г.(2005) Последовательная математика, опосредованная технологиями: подход теории деятельности, Международный журнал математического образования в науке и технологиях, том 36, выпуск 7, 769 — 777.

Произошла ошибка при настройке вашего пользовательского файла cookie

Произошла ошибка при настройке вашего пользовательского файла cookie

Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности. Если ваш браузер не принимает файлы cookie, вы не можете просматривать этот сайт.

Настройка вашего браузера для приема файлов cookie

Существует множество причин, по которым cookie не может быть установлен правильно.Ниже приведены наиболее частые причины:

  • В вашем браузере отключены файлы cookie. Вам необходимо сбросить настройки вашего браузера, чтобы он принимал файлы cookie, или чтобы спросить вас, хотите ли вы принимать файлы cookie.
  • Ваш браузер спрашивает вас, хотите ли вы принимать файлы cookie, и вы отказались. Чтобы принять файлы cookie с этого сайта, используйте кнопку «Назад» и примите файлы cookie.
  • Ваш браузер не поддерживает файлы cookie. Если вы подозреваете это, попробуйте другой браузер.
  • Дата на вашем компьютере в прошлом. Если часы вашего компьютера показывают дату до 1 января 1970 г., браузер автоматически забудет файл cookie. Чтобы исправить это, установите правильное время и дату на своем компьютере.
  • Вы установили приложение, которое отслеживает или блокирует установку файлов cookie. Вы должны отключить приложение при входе в систему или проконсультироваться с системным администратором.

Почему этому сайту требуются файлы cookie?

Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности, запоминая, что вы вошли в систему, когда переходите со страницы на страницу.Чтобы предоставить доступ без файлов cookie потребует, чтобы сайт создавал новый сеанс для каждой посещаемой страницы, что замедляет работу системы до неприемлемого уровня.

Что сохраняется в файле cookie?

Этот сайт не хранит ничего, кроме автоматически сгенерированного идентификатора сеанса в cookie; никакая другая информация не фиксируется.

Как правило, в файлах cookie может храниться только информация, которую вы предоставляете, или выбор, который вы делаете при посещении веб-сайта.Например, сайт не может определить ваше имя электронной почты, пока вы не введете его. Разрешение веб-сайту создавать файлы cookie не дает этому или любому другому сайту доступа к остальной части вашего компьютера, и только сайт, который создал файл cookie, может его прочитать.

Познание, активность и содержание: А. Леонтьев и активный источник «идеального отражающего содержания» — Крис Дрэйн

Том 55, Выпуск 3, 2018

Крис Дрэйн

Страницы 106-121

Познание, активность и содержание
A.Н. Леонтьев и активное происхождение «идеального отражающего содержания»

Согласно «деятельностному подходу» Леонтьева, внешний мир — это не то, что можно «обрабатывать» в соответствии с внутренними или «идеальными» представлениями субъекта; Вместо этого на карту поставлено возникновение «идеализированного» объективного мира, который связан с деятельностью субъекта, как внутренне, так и внешне истолкованной. В соответствии с марксистской теорией антропогенеза, Леонтьев связывает возникновение «идеальности» с самой социальной деятельностью, включая ее в общее движение между полюсами «внутреннего» познания и «внешнего» действия.Таким образом, Леонтьев проводит параллели и выходит за рамки недавнего «энактивистского» подхода Хатто и Мина к «вовлеченному в содержание» познанию, в котором репрезентативное мышление зависит от социокультурных основ и, как таковое, является исключительно человеческим. То, что традиционно называют репрезентативным содержанием, для Леонтьева является результатом перехода от примитивного когнитивного аппарата «образ-сознание» к тому, который опосредуется социальной деятельностью. Для существа, наделенного «деятельностью-сознанием», психическое содержание есть нечто постигнутое путем усвоения «объективного мира в его идеальной форме» [Леонтьев, 1977, с.189]. И предварительным условием такой ассимиляции является постижение смыслов от их происхождения в социально-материальной системе деятельности. Таким образом, генезис познания, связанного с содержанием, совпадает с развитием систем социализирующей деятельности, изобилующих внешними репрезентациями ценностей и норм, описанными в энактивистской литературе как публично поддерживаемые системы символов. Леонтьев, таким образом, предлагает антиинтерналистский взгляд на познание, соизмеримый с Хутто и Мьин, но с дополнительным измерением шкалы развития анализа, с помощью которой можно объяснить происхождение специфического для человека познания.

Что такое теория активности применительно к успешному старению? — Mvorganizing.org

Что такое теория активности применительно к успешному старению?

Теория активности, также известная как неявная теория старения, нормальная теория старения и непрофессиональная теория старения, предполагает, что успешное старение происходит, когда пожилые люди остаются активными и поддерживают социальные взаимодействия. Теория предполагает наличие положительной взаимосвязи между активностью и удовлетворенностью жизнью.

Что подразумевается под деятельностной теорией старения?

Определение.Теория деятельности — это психосоциальная теория старения, которая пытается описать индивидуальные и социальные условия жизни, которые способствуют максимальному удовлетворению и счастью, в то время как люди адаптируются к многочисленным проблемам старения.

Что такое теория деятельности по Выготскому?

Проще говоря, теория деятельности — это «кто что делает, почему и как». Теория деятельности, которую иногда называют культурно-исторической теорией деятельности (ЧАТ), основана на работах русского психолога Выготского и его учеников, в частности Леонтьева, в 1920-х годах.

Какой пример из теории деятельности?

Пример теории деятельности Человек, проработавший 30 лет врачом, выходит на пенсию, но начинает работать волонтером в приюте для жертв домашнего насилия в качестве поддержки клиентов.

Каковы шесть компонентов теории деятельности?

В структуре AT есть шесть компонентов: (1) предмет; (2) объекты; (3) инструменты; (4) правила; (5) сообщество; и (6) разделение труда (см. рисунок 1). «Субъекты» — это участники социальной системы или программы.

Что такое деятельностная теория обучения?

Определение. Деятельностные теории обучения — это обобщенный термин для теорий обучения, которые основаны на общем «деятельностном подходе (парадигме, мировоззрении, структуре)», первоначально введенном российскими / советскими психологами Л. Луриа и в дальнейшем развитым их учениками и последователями как в России, так и в России. на Западе (V.

Кто придумал деятельность?

Основа была первоначально разработана российским психологом Алексеем Леонтьевым (сноска 1) (Леонтьев 1978; Леонтьев 1981).Версия теории деятельности, основанная на теории Леонтьева, была предложена в 1980-х финским исследователем образования Юрьё Энгестремом (1987).

Что такое теория, основанная на деятельности?

Цель теории деятельности — понять единство сознания и деятельности ». Этот подход, который иногда называют «теорией культурно-исторической деятельности», особенно полезен для изучения группы, которая существует «в основном в виртуальной форме, ее общение осуществляется в основном через электронные и печатные тексты».”

Понимание процесса обобщения в математике через теорию деятельности | Думитраску

Давыдов В. В. (2008). Проблемы развивающего обучения: теоретико-экспериментальное психологическое исследование. Nova Science, Нью-Йорк.

Давыдов В. В. (1990). Типы обобщения в обучении: Логические и психологические проблемы в структурировании школьных программ (Советские исследования в математическом образовании, Том 2). Рестон, Вирджиния: Национальный совет учителей математики.

Догерти Б. и Словин Х. (2004). Обобщенные диаграммы как инструмент для решения проблем детей раннего возраста. В материалах M. J. Høines & A. B. Fuglestad (Eds.), Proceedings 28-й ежегодной конференции Международной группы психологии математического образования (том 2, стр. 295-302). Берген, Норвегия: PME.

Дубинский Е. (1991) Конструктивные аспекты рефлексивной абстракции в высшей математике. В: Стеффе Л.П. (ред.) Эпистемологические основы математического опыта.Последние исследования в области психологии. Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. https://doi.org/10.1007/978-1-4612-3178-3_9

Энгестром Ю., (2001) Расширенное обучение на работе: к теоретической переосмыслению деятельности, Journal of Education and Work, 14 (1), 133-156. https://doi.org/10.1080/13639080020028747

Гедера, Д. С. П. и Уильямс, Д. С. П. (ред.). (2016). Теория деятельности в образовании: исследования и практика. SensePublishers, Роттердам. https://doi.org/10.1007/978-94-6300-387-2

Гарри Д., (2008). Размышления об отправных точках развития социокультурной теории и теории деятельности. В Берте ван Орсе, Виме Вардеккере, Эд Эльберсе, Рене ван дер Веер (ред.). Трансформация обучения: достижения в области культурно-исторической теории деятельности. Издательство Кембриджского университета: Кембридж; Нью-Йорк. https://doi.org/10.1017/cbo9780511499937.006

Джугана К., Уильямс Дж. С. (2016). Противоречия между школьными и университетскими системами деятельности и внутри них, помогающие объяснить трудности учащихся с продвинутой математикой.Преподавание математики и ее приложений: Международный журнал IMA, 35 (3), 159–171. https://doi.org/10.1093/teamat/hrw014

Капут, Дж. Дж., Каррахер, Д. У., и Блэнтон, М. Л. (ред.). (2008). Алгебра в младших классах. Нью-Йорк: Routledge, Taylor & Francis Group. https://doi.org/10.4324/9781315097435

Krathwohl, D.R. (2002). Пересмотр таксономии Блума: обзор. Теория на практике, 41 (4), 212-218. https://doi.org/10.1207/s15430421tip4104_2

Крутецкий, В.А. (1976). Психология математических способностей школьников (пер. С русского Дж. Теллера). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. https://doi.org/10.2307/748528

Ли, Л., (1996). Приобщение к алгебраической культуре через деятельность по обобщению. В Н. Беднарз, К. Киран и Л. Ли (ред.). Подходы к алгебре: перспективы исследований и преподавания, Kluwer, Dordrecht / Boston / London, стр. 87-106. https://doi.org/10.1007/978-94-009-1732-3_6

Леонтьев, А.(1978). Деятельность, сознание и личность. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Мейсон, Дж. (1996). Выражение общности и корней алгебры. В Н. Беднарз, К. Киран и Л. Ли (ред.). Подходы к алгебре: перспективы исследований и преподавания, Kluwer, Dordrecht / Boston / London, стр. 65-86. https://doi.org/10.1007/978-94-009-1732-3_5

Moxhay, P. (2008). Оценка научного понятия числа у младших школьников. Документ представлен на ISCAR 2008, Сан-Диего.

Пиаже, Дж. (1964). Развитие и обучение. В: R.E. Риппл и В. Роккасл, редакторы. Пиаже заново открыл. Издательство Корнельского университета, Итака, 7–19. https://doi.org/10.1002/tea.3660020305

Рубинштейн, С. Л. (1994). Мышление и способы его исследования. Журнал русской и восточноевропейской психологии, 32 (5), 63-93. https://doi.org/10.2753/rpo1061-0405320563

Шмиттау Дж. (2003). Культурно-историческая теория и математическое образование.В

Образовательная теория Выготского в культурном контексте. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. https://doi.org/10.1017/cbo9780511840975.013

Шмиттау Дж. (2004). Теория Выготского и математическое образование: разрешение концептуально-процедурной дихотомии. Европейский журнал психологии образования, XIX, 19-43. https://doi.org/10.1007/bf03173235

TeachingWorks (2017). TeachingWorks: практики с высокой долей заемных средств. Университет Мичигана. Получено с: http: // www.trainingworks.org/work-of-teaching/high-leverage-practices.

Выготский, Л. С. (1978). Разум в обществе: развитие высших психологических процессов. М. Коул, В. Джон-Штайнер, С. Скрибнер, Э. Суберман (ред.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. https://doi.org/10.2307/1421493

Выготский, Л. С. (1986). Мысль и язык. А. Козулин (Ред). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. https://doi.org/10.1017/S0272263100008172

Теория, методология и проблемы (вопросы современной советской психологии)

Рецензировано в США 15 мая 2000 г.

Эта книга — обсуждение теории деятельности (AT).AT — психологический (а также философский, гуманистический и социально-научный) подход, разработанный, прежде всего, из работ А.Н. Леонтьева (1903-1979).
AT сейчас действительно процветает, в том числе в международной и американской психологии, когнитивной науке и информатике. Однако странным парадоксом является то, что базовые тексты до сих пор недоступны для англоязычных читателей.
Психология Леонтьева тесно связана с психологией Льва С. Выготского (1896-1934), отца «культурно-исторического», «социокультурного» или «социокогнитивного» подхода.Однако больше нет необходимости подчеркивать важность произведений Выготского. Его называют «Моцартом психологии», и его влияние резко возрастает (его цитируют более 5 600 раз в Индексе цитирования социальных наук, его «Собрание сочинений» опубликовано в шести впечатляющих томах издательством Plenum Publ. Corporation; опубликовал впечатляющую серию «Л.С. Выготский: Критические оценки» (цена 700 $) и любой курс психологии развития в наши дни знакомит с его мыслями, и они также начинают фундаментально менять самопонимание когнитивной науки.Итак, Выготский становится мейнстримом.
Термин «теория деятельности» также процветает. Хотя это больше связано с творчеством Леонтьева (одного из учеников и сотрудников Выготских). Среди прочего, теория деятельности популярна в исследованиях взаимодействия человека с компьютером. Однако очень странно то, что базовые тексты на английском языке практически отсутствуют.
Основное произведение Леонтьева, на мой взгляд, — «Проблемы развития психики». Издается в английском переводе в Москве издательством «Прогресс» в 1981 году.Этой книги нет в каталоге Amazon, и у меня пока не было возможности поместить ее туда и просмотреть. Другая важная книга Леонтьева — «Деятельность, сознание и личность» (перевод с русского Мари Дж. Холл из «Деятельности, сознание личности»). Издана: Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1978. нет ни в онлайн-каталоге Prentice-Hall, ни в Amazon, и мне пока не удалось получить его там для обзора. (Я надеюсь, что этот обзор может вдохновить некоторых издателей на создание новых изданий).
Почему Леонтьев важен? Я мог бы назвать несколько причин, но ограничусь одной — реализма. Датский психолог Эрик Шульц, 1988, стр. 65 + 117 представляет следующий пример: Представьте себе кассира. Что она делает? Почему она теперь говорит деньги? Почему она сейчас разговаривает с этим клиентом? Почему она теперь обращается к коллеге и дает ему листок бумаги?
Как различные психологические подходы ответят на эти вопросы? Психоанализ может попытаться объяснить поведение рассказчика ее бессознательными конфликтами, которые можно проследить до опыта раннего детства.Бихевиоризм может попытаться объяснить это, обратившись к реакциям на стимулы и к усвоенному поведению. Когнитивизм может попытаться объяснить ее поведение, анализируя, какого рода обработка информации происходит в ее мозгу, и так далее. «Реалистичный» ответ можно найти в детальном знании организации работы банка. Леонтьев указывает, что людьми движет не их биология, а «структура производства» (Леонтьев, 1981).
Теории Леонтьева оказали большое влияние в Дании, Германии, России и других странах Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *