36. Деятельностный подход в психологии.
Психические процессы могут быть проанализированы с позиции деятельности, т.к. любой психический процесс осуществляется с определенной целью, имеет свои задачи и операционно-техническую структуру.
Например, восприятие вкуса дегустатором имеет свои перцептивные цели и задачи, связанные с нахождением различий и оценкой соответствия вкусовых качеств. Для решения задач производятся перцептивные действия — действия различения, обнаружения, измерения, опознания и др.
Представления о структуре деятельности применимы также к анализу всех остальных психических процессов. Поэтому советская психология разрабатывала деятельностный подход в психологии. С позиции деятельностного подхода психология — это наука о законах порождения, функционирования и строения психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. Деятельность — исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика — производная от нее и одновременно как ее неотъемлемая сторона.
Т.о., в упрощенной форме с позиции деятельностного подхода предметом психологии является психически управляемая деятельность.
Методологическое значение психологической теории деятельности.
Большинство научных работ и исследований отечественных психологов строится на принципах деятельностного подхода. В них изучаются психические аспекты деятельности людей или закономерности деятельности с учетом психологических особенностей людей. Результаты этих исследований подтвердили целесообразность развития теории деятельности и использования методологии деятельностного подхода. Этот подход устранил необходимость решать такие философско-теоретические и методологические проблемы, как первичность бытия и сознания, психофизиологическую проблему и др. Деятельность человека реальна, но обусловлена и субъективными (психическими) факторами. Изучая факты реально существующей деятельности, можно исследовать ее субъективные аспекты:
психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода.
Деятельность определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. =>особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
Число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей, поэтому классифицировать все виды деятельности невозможно. Обобщим свойственные всем людям основные виды деятельности: игра, учение и труд.
Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Типы игр:
индивидуальные и групповые,
предметные и сюжетные,
ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры— род деятельности, когда игрой занят один человек,
Групповые — включают несколько индивидов.
Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.
Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Смешанные типы игр:
Отношения, складывающиеся между людьми в игре, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может быть:
организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях.
организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
у взрослых людей — может приобретать характер самообразования.
Особенности учебной деятельности — она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
Трудзанимает особое место в системе человеческой деятельности. Благодаря труду человек:
стал тем, кто он есть,
построил современное общество,
создал предметы материальной и духовной культуры,
преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
с трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Деятельность человека — сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
5. Деятельностный подход в психологии. Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип. Деятельностный подход или теория деятельности (1920 — 1930) основана А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского (тезис о том, что всякая психическая функция появляется на сцене дважды (сначала во внешнем (интерпсихическом), затем во внутреннем (интрапсихическом) плане), а также понятие ведущего типа деятельности) и на философской теории К. Деятельностный подход привносит новую точку зрения на предмет психологии – деятельность, опосредствованная психическим отражением. Это вытекает из принципа «единства сознания и деятельности» (предложенного С.Л. Рубинштейном): сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки) деятельности. Следовательно, деятельность – самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека). Деятельность (Д) как предмет исследования – это изучение ее структуры, форм, свойств и закономерностей и пр. Д как объяснительный принцип – это применение теории Д к анализу развития психики, психических процессов, сознания, личности пр. Деятельность (по А.Н. Леонтьеву) – это молярная (далее не разложимая), неаддитивная (не сводимая к свойствам частей) единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное его жизненное отношение, т.е. целостная система, обладающая многоуровневой организацией. Уровни анализа деятельности: 1. Общепсихический – анализ макроструткуры деятельности, ее общих характеристики. 2. Социально-психологический – анализ совместной деятельности групп людей 3. Психофизиологический – анализ физиологических механизмов, которые реализуют анализ психической деятельности. Структура деятельности: 1. Уровень особенных деятельностей (деятельность – мотив) Деятельность – это единица жизни, которая побуждается и направляется отдельным мотивом. Д представляет из себя последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка. Мотив – предмет потребности (деятельность без предмета потребности не существует). Потребность – субъективно переживаемое состояние нужды. Мотивы организуются в иерархию, могут быть не осознанными. Один из механизмов возникновения новых мотивов – «сдвиг мотива на цель» (превращение цели в мотив). 2. Уровень действий (действие – цель) Действие – основная единица анализа Д. Действие – процесс, направленный на реализацию (достижение) цели. Действие является одновременно актом сознания (в виде постановки и удержания цели) и актом поведения (внешняя активность). В этом и состоит «принцип единства сознания и поведения». Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель всегда сознательна. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. 3. Уровень операций (операция – задача) Действия осуществляются посредством операций. Операция – техническая сторона выполнения действия (его конкретный способ), направленный на реализацию задачи. В отличие от действий операции не осознаются, а если осознаются, то становятся действиями. Границы между действиями и операциями подвижны, одно может переходить в другое (автоматизация/осознание). Задача – цель, данная в определенных условиях (внешние обстоятельства и внутренние средства субъекта). 4. Уровень психофизиологических функций. Психофизиологические функции – это физиологическое обеспечение (способности организма: к ощущению, моторная способность и др.) протекания психических процессов. Отличаются от операций тем, что находятся на органическом уровне (являются необходимыми предпосылками и средствами). 1. Типы Д – это типы отношений субъекта к объекту: а) практическая (преобразование мира в соответствии с целями) б) познавательная (понимание объективных законов существования мира) в) эстетическая (оперирование образами, представлениями о предметах) 2. Внутри каждого типа Д выделяются виды Д – в зависимости от мотивов (игровая, учебная, трудовая Д и мн. др.). 3. Выделяются две формы Д: а) внешняя (чувственно-предметная, материальная деятельность) б) внутренняя (скрытая от прямого наблюдения Д субъекта с образами объектов). Внутренняя деятельность: — имеет принципиально то же строение, что и у внешней деятельности, но отличается формой протекания. Внутренняя деятельность также побуждается мотивами, сопровождается эмоциями, состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами. А вместо реального продукта получается мысленный результат. — произошла из внешней путем процесса интериоризации (перенос соответствующих действий в умственный план). Для успешного действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. В умственном плане отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе. Весь процесс протекания проходит намного быстрее. Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дают возможность избежать грубых, роковых ошибок. — осознанность; — целенаправленность; — предметность; — социальный характер 1. существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.). 2. ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот). 3. различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой, трудом, спортом и т. д.). 4. каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека. Развитие психики. Психика возникает в связи с необходимостью ориентировки Д субъекта в дискретной (дробной, неоднородной) среде обитания. Развитие психики связано с развитием деятельности. Источник развития психики – противоречие между особенностями среды и содержанием отражения. Основные стадии развития психики:
Психические процессы. Эльконин Д.Б.. Решающую роль в психологических новообразованиях играет деятельность. Ведущая Д – это Д, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Зинченко П.И.. Непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Лучше запоминается то, что имеет отношение к «цели» деятельности (а не просто находящееся в поле зрения). П. Я. Гальперин. Анализ отношения между внутренней и внешней Д привел к гипотезе поэтапного формирования умственных действий. Основной тезис: «психическая Д. есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий». Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д …». Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений. Личность человека производится/создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей (иерархия мотивов – по Капустину). Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект. Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура: Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (этот уровень по А. Н. Ленотьеву характеризует понятие индивид). Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе. Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой). Личность по А.Н.Леонтьеву вкладывается во второй и третий субъекты. Каталог: olderfiles Скачать 90,01 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
158 Психологические чит -листы — чит -чит -чит -листы для каждого случая
Связанные теги: Исследование A -уровня 2017 AQA Alevel
158 Cheats Sheets Tagged с психологией
3 страницы
9003 (1)
Памятка по психологии
Памятка по жизни и работе с детьми
Ilikekittens92
26 января 15, обновлен 11 мая 16
Tag
4 страницы
(4)
Психологический чехт
BlueEyes7
. 16 мая
1 Страница
(1)
Бумага 2 Шпаргалка психологов
LOLLY1025
30 апреля 17
Психология, A-Level, 2017, подходы, биопсихология, Researchmethods
3 страницы
(1)
19229 2003 (1)
1111229.
Краткое пояснение для психологов по следующим разделам: вопросы и дебаты, отношения, шизофрения, агрессия.
Lolly1025
4 17 мая
психология, a-level, отношения, шизофрения, 2017 и еще 2 …
3 страницы
(1)
Читер памяти
AQA Психология память.
1 Стр.0021 jwoolley1
26 февраля 18
Психология, Alevel, AQA, Piage
2 страницы
(0)
Глава 4: Sensation и The Reception Chate Cath -Sate и Seceptecepece.
Jhundal
3 ноября 18
Психология, восприятие, сенсация
3 страницы
(0)
PL2131.0023
lightedly
20 Feb 19
psychology
8 Pages
(0)
PSYC3500 1 Cheat Sheet
junyitor
17 Jun 19
psychology
1 Стр.0008
Bubble
16 апреля 20
Развитие, психология
2 страницы
(0)
Psyc Mid.childhold — когнитивное развитие. Дети
Mid. Childhood — когнитивное развитие.
Пузырь
16 20 апр
развитие, психология
3 страницы
9 0 (08)0030021
Psyc Mid.Childhood — Эмоциональное и социальное развитие. ШпаргалкаПсихология: среднее детство и эмоциональное и социальное развитие
Bubble
19 апреля 20
Развитие, психология
6 страниц
(0)
119 2 (0)
11222222222 2 (0). .1–5 Памятка
Памятка AP Psychology для глав 1–5
MelissaM021004
12 мая 20
Психология, псих, AP
5 страниц
(0)
AP Psychology Ch. 6-10 Cheat Seame Chiefte
Cheatshet для главы 6-10. психологии АП Я случайно положил квартал дважды, извините 🙁
Melissam021004
13 мая 20
Психология, псих, AP
5 страниц
(0) 9008
(0) 0008
AP Психология гл. 11,12,14 Чит. (0)
Шпаргалка по антидепрессивным препаратам
Фармакологические характеристики основных антидепрессивных препаратов.
марухан
11 Jul 20
farmacologia, neurofarmacologia
italiano (Italian)
2 Pages
(0)
Anxiety Disorders Cheat Sheet
anxiety-related disorders
adia
22 мар 21
психология, тревожность
3 страницы
(1 лист C Psychom Heat
10023PSYC330 назначение чит -шпаргчества
FUNGIBOI
14 сентября 21
Психология
3 страницы
9001 (0)11929.
1111111192. шпаргалка, которая охватывает «Гуманистические и экзистенциальные аспекты личности» с точки зрения теорий личности. Включает гуманизм, экзистенциализм; Фромм, Роджерс, Мэй, Маслоу и краткое изложение их точек зрения.
Layraeth
26 декабря 21, обновленный 27 декабря 21
Maslow, личность, гуманизм, экзистенциализм, Rogers
3 страницы
(0)
1122229.
Поведение, память, введение, словарный запас
ailawilliams
4 22 февраля
психология, учеба, повторение, IB, средняя школа и еще 3 …
3 страницы 0008
(0)
Psychology — Human Development Cheat Sheet
Research Methods and Development
nanana00
12 Apr 22
psychology
1 Page
(0)
Психология – Памятка по обучению и памяти
Обучение и память/////
nanana00
12 Апр 22
Психология
2 страницы
(0)
Психо — 2022 Только дополнительная информация
Studybuddy
31 22 мая
психология, уровень знаний, вода
Шпаргалки по образованию
- Вернуться к образованию
Лучшие теги в образовании
- Biology (82)
- English (58)
- Science (55)
- French (52)
- Grammar (44)
- Selenium (43)
- Pharmacology (40)
- Language (38)
- Chemistry (38)
- Math (37)
Arts
- Anthropology
- Economics
- English
- Ethics
- Geography
- History
- Law
- Literature
- Philosophy
- Politics
- Sociology
STEM
- Astronomy
- Biology
- Chemistry
- Economics
- Engineering
- Mathematics
- Psychology
- Physics
- Science
- Statistics
Languages
- Croatian
- Французский
- Немецкий
- Хауса
- Венгерский
- Итальянский
- Японский
- Рохинджа
- Русский
- Испанский
- Турецкий
- Другие языки
Он проанализировал проблемы человека с того, с чего они начались, и как эти проблемы влияют на жизнь этого человека.
В результате многолетнего наблюдения за сеансами семейной терапии была разработана теория и применение терапии, ориентированной на решение.
Давайте изучим терапию, а также методы и способы применения этого подхода.
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши 3 упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- 5 Методы терапии, ориентированной на решение
- Удобные рабочие листы SFT (PDF)
- Терапевтические вмешательства, ориентированные на решение
- 5 вопросов SFT, которые следует задать клиентам
- Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (методы SFBT)
- 4 занятия и упражнения
- Лучшие книги SFT
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
5 Терапия, ориентированная на решение
Терапия, ориентированная на решение, — это тип лечения, который подчеркивает способность клиента решать проблемы, а не то, почему или как проблема была создана. Он был разработан в течение некоторого времени после наблюдений за терапевтами в психиатрическом учреждении в Висконсине Стивом де Шейзером и Инсу Ким Берг и их коллегами.
Как и позитивная психология, специалисты по терапии, ориентированной на решение (SFT), сосредотачиваются на целенаправленных вопросах, чтобы помочь клиенту двигаться в направлении, ориентированном на будущее.
Терапия, ориентированная на решение, успешно применялась для решения широкого круга проблем клиентов благодаря ее широкому применению. Он также использовался в самых разных группах клиентов. Подход предполагает, что клиенты имеют некоторые знания о том, что улучшит их жизнь.
Следующие области использовали SFT с переменным успехом:
- углубление
- трудности в отношениях
- злоупотребление наркотиками и алкоголем
- расстройства пищевого поведения
- управление гневом
- коммуникативные трудности
- Кризисное вмешательство
- сокращение рецидивов лишения свободы
Прояснение цели — важная техника SFT. Терапевт должен будет помочь клиенту представить себе будущее без проблемы, с которой он столкнулся. С коучингом и положительными вопросами это видение становится намного более ясным.
При любой проблеме клиента основным приемом SFT является выявление исключения. Терапевт направит клиента в область его жизни, где есть исключение из проблемы. Исключение составляют случаи, когда все работало хорошо, несмотря на проблему. В виде исключения может быть подделан подход к решению.
«Чудесный вопрос» — еще одна техника, часто используемая в SFT. Это мощный инструмент, который помогает клиентам ориентироваться на решения. Этот вопрос позволяет клиентам начать небольшими шагами к поиску решений существующих проблем (Санта Рита младший, 19 лет).98). Он задается особым образом и описан далее в этой статье.
Приглашение на эксперимент — еще один способ, с помощью которого терапевты ориентируют клиентов на поиск решения. Предлагая клиентам развивать то, что уже работает, клиенты автоматически фокусируются на положительных моментах. В позитивной психологии мы знаем, что это позволяет сознанию клиента расширяться и строиться из этой ориентации.
Экспериментальное использование того, что работало, позволяет клиенту определить, что работает, а что нет при решении поставленной задачи. Во второй половине консультации с клиентом многие терапевты SFT делают перерыв, чтобы обдумать то, что они узнали в начале сеанса.
Перерывы на консультации и приглашения клиентов для получения дополнительной информации позволяют как терапевту, так и клиенту провести мозговой штурм о том, что могло быть упущено во время первоначальных бесед. После этого перерыва клиенты дополняются и получают терапевтическое сообщение о существующей проблеме. Сообщение обычно формулируется положительно, чтобы клиенты уходили с позитивной ориентацией на достижение своих целей.
Удобные рабочие листы SFT (PDF)
Вот четыре удобных рабочих листа для использования с терапией, ориентированной на решение.
- Чудо рабочий лист
- Исключения в таблице проблем
- Рабочий лист вопросов по масштабированию
- Рабочий лист целей SMART+
Терапевтические вмешательства, ориентированные на решение
Комплименты часто используются в SFT, чтобы помочь клиенту сосредоточиться на том, что работает, а не на том, что не работает. Признание того, что клиент оказывает влияние на движение к цели, позволяет надежде стать настоящей. Как только появляется надежда и меняется перспектива, клиент может решить, какие ежедневные действия он хотел бы предпринять для достижения цели.
Более высокий уровень надежды и оптимизма может предсказать следующие желаемые результаты (Peterson & Seligman, 2004):
- достижения во всех областях
- свобода от беспокойства и депрессии
- улучшение социальных отношений
- улучшение физического самочувствия
Интеллект-карты — эффективное средство, которое также используется для увеличения надежды и оптимизма. Это вмешательство часто используется в практиках лайф-коучинга. Исследование, проведенное в области лайф-коучинга, ориентированного на решение (Green, Oades, & Grant, 2006), показало, что этот тип вмешательства повышает стремление к цели и надежду в дополнение к общему благополучию.
Хотя лайф-коучинг — это не то же самое, что терапия, это исследование показывает эффективность улучшения позитивного поведения с помощью вопросов, ориентированных на решение.
Интеллект-карта — это инструмент визуального мышления, помогающий структурировать информацию. Это помогает клиентам лучше анализировать, понимать и генерировать новые идеи в областях, которые они, возможно, не генерировали автоматически. Наличие этого на бумаге также дает им ориентир для будущей постановки целей.
Эмпатия жизненно важна для администрирования SFBT. Клиент должен чувствовать, что практикующий его слышит и поддерживает его, чтобы произошло какое-либо движение вперед. Рекомендуется намеренно наклоняться, чтобы убедиться, что клиент знает, что практикующий занимается слушанием.
Говорить о сильных сторонах и согласовывать эти сильные стороны с постановкой целей — важные элементы SFT. Признание и признание того, что уже работает для клиента, подтверждает сильные стороны. Самопознание этих сильных сторон повышает самооценку и, в свою очередь, улучшает движение вперед.
5 вопросов SFT, которые следует задавать клиентам
Вопросы, задаваемые в терапии, ориентированной на решение, имеют позитивную направленность и ориентированы на достижение цели. Намерение состоит в том, чтобы позволить изменить перспективу, направляя клиентов в направлении надежды и оптимизма, чтобы вывести их на путь позитивных изменений. Результаты и прогресс приходят благодаря сосредоточению внимания на изменениях, которые необходимо внести для достижения цели и повышения благосостояния.
1. Чудо-вопрос
Вот наглядный пример того, как задавать чудо-вопрос. Это должно быть доставлено осознанно. Когда это делается, это позволяет клиенту представить, как происходит чудо.
“ Теперь я хочу задать вам странный вопрос. Предположим, что пока вы сегодня спите и во всем доме тихо, происходит чудо. Чудо в том, что проблема, которая привела вас сюда, решена. Однако, поскольку вы спите, вы не знаете, что произошло чудо. Итак, когда вы проснетесь завтра утром, что будет отличаться, что скажет вам, что произошло чудо и проблема, которая привела вас сюда, решена? ”(de Shazer, 1988)
2. Вопросы, предполагающие изменение
Практикующий терапевт, ориентированный на решение, задает вопросы, основанные на подходе.
Вот несколько примеров вопросов, предполагающих изменение:
«Что предотвратило полную катастрофу?»
«Как ты не развалился».
– Что мешало тебе распутаться?
3. Вопросы-исключения
Примеры вопросов-исключений включают:
1. Расскажите мне о случаях, когда вы не злитесь.
2. Расскажите мне о случаях, когда вы чувствовали себя самым счастливым.
3. Когда вы в последний раз чувствовали, что ваш день прошел лучше?
4. Были ли моменты, когда вы были счастливы в отношениях?
5. Что было в тот день, что сделало его лучше?
6. Можете ли вы вспомнить время, когда проблемы не было в вашей жизни?
4. Вопросы по шкале
Это вопросы, которые позволяют клиенту оценить свой опыт. Они также позволяют клиенту оценить свою мотивацию изменить свой опыт. Вопросы масштабирования позволяют практикующему врачу добавить дополнительный вопрос, который также является положительным.
Пример вопроса с масштабированием:
«По шкале от 1 до 10, где 10 означает лучшее, что может быть, а один — худшее, где, по вашему мнению, вы находитесь сегодня?»
Дополнительный вопрос:
«Почему четверка, а не пятерка?»
Вопросы, подобные этим, позволяют клиенту исследовать положительные стороны, а также свою приверженность изменениям, которые должны произойти.
5. Вопросы о преодолении трудностей
Вопросы такого типа раскрывают перед клиентами их способность к восстановлению. Клиенты являются экспертами в своем жизненном опыте. Помогая им увидеть, что работает, позволяет им расти с места силы.
«Как вам удалось?»
«Что ты сделал, чтобы остаться на плаву?»
«Что работает?»
3 Масштабирование вопросов из терапии, ориентированной на решение – Uncommon Practitioners
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (методы SFBT)
клиент находится на терапии. В целом, улучшение качества жизни для каждого клиента, при этом они должны быть в центре и в кресле водителя их роста. SFBT обычно имеет в среднем 5-8 сеансов.
Во время занятий устанавливаются цели. Конкретные экспериментальные действия исследуются и внедряются в повседневную жизнь клиента. Отслеживая, что работает и где необходимо внести коррективы, клиент может лучше отслеживать свой прогресс.
На основе Чудо-вопроса был разработан метод под названием Чудо-метод . Шаги следуют ниже (Miller & Berg, 1996). Он был разработан для борьбы с алкогольной зависимостью, но полезен во всех областях изменений.
- Скажите, что вы хотите, чтобы что-то в вашей жизни изменилось.
- Представьте себе чудо, и ваша жизнь станет другой.
- Убедитесь, что чудо важно для вас.
- Держите чудо маленьким.
- Определите изменение с помощью позитивного, конкретного и поведенческого языка.
- Укажите, как вы начнете свое путешествие, а не как вы его закончите.
- Уточните, кто, где и когда, но не почему.
4 Занятия и упражнения
Краткий набор упражнений, которые можно использовать
1.
Арт-терапия, ориентированная на решение/написание писем далее, в рамках арт-терапии:- фото своего чуда
- то, что клиент делает хорошо
- день, когда все шло хорошо. Чем отличался тот день?
- особенный человек в их жизни
2. Поиск сильных сторон
Попросите клиента сосредоточиться на времени, когда он чувствовал себя наиболее сильным. Попросите их выделить сильные стороны, когда дела шли хорошо. Это может быть просветляющим занятием, которое помогает клиентам сосредоточиться на сильных сторонах, которые у них уже есть внутри.
Вариант этой задачи состоит в том, чтобы клиент попросил людей, которые играют важную роль в его жизни, рассказать им, как они оценивают сильные стороны клиента. Сбор информации о сильных сторонах с точки зрения другого человека может быть очень поучительным и полезным для того, чтобы познакомить клиента с точкой зрения сильных сторон.
3. Интеллект-карта решений
Творческий способ направить клиента на поиск решений — это майндмэппинг. Поместите чудо в центр ментальной карты. В центре попросите клиента создать ветви решений, чтобы это чудо произошло. Изучая варианты решения, клиент будет самостоятельно генерировать и будет более привязан к результату.
4. Журналы экспериментов
Поощряйте клиентов проводить эксперименты в реальных условиях, касающихся представленной проблемы. Попросите клиента отслеживать, что работает с точки зрения подхода. Убедите клиента, что разнообразие экспериментов — полезный подход.
Best SFT Books
Эти книги рекомендуется прочитать для терапии, ориентированной на решение.
1.
Чудесный метод: радикально новый подход к проблемам с алкоголем – Инсу Ким Берг и Скотт Д. Миллер, доктор философии.«Чудесный метод » Скотта Д. Миллера и Инсу Ким Берг — это книга, которая с 1990-х годов помогла многим клиентам избавиться от алкогольной зависимости.
Используя чудо-вопрос из книги, люди с проблемным пристрастием к алкоголю получают возможность представить себе будущее без проблем.
В этом вспомогательном чтении изложены конкретные, доступные шаги для достижения воображаемого будущего.
Доступно на Amazon.
2.
Кратковременная терапия, ориентированная на решение: 100 ключевых моментов и техник – Харви Рэтни, Эван Джордж и Крис Айвсон-фокусированная терапия. Авторы Ратнер, Джордж и Айвсон представляют краткое и понятное руководство по этому подходу.
Его доступность позволяет быстро и эффективно изменить жизнь людей.
Книга охватывает историю подхода, философские основы, методы и приложения. Его можно использовать в организациях, коучинге, лидерстве, школьной работе и даже в семьях.
Работа полезна любому практикующему врачу, стремящемуся изучить подход и применить его на практике.
Доступно на Amazon.
3.
Справочник по краткосрочной терапии, ориентированной на решение (Психология Джосси-Басса) — Скотт Д. Миллер, Марк Хаббл и Барри Л. ДунканСправочник Миллера, Хаббла и Дункана по краткосрочной терапии, ориентированной на решение, — это ресурс для любого практикующего врача, нуждающегося в наборе инструментов для терапевтического подхода.
Он включает работу 28 ведущих специалистов-практиков в этой области и то, как они интегрировали подход, ориентированный на решение, с подходом, ориентированным на проблему.
Он использует исследования различных методов лечения, чтобы лучше вооружить новых врачей как можно большим количеством инструментов.
Доступно на Amazon.
4.
More Than Miracles: The State of the Art of Solution-Focused Therapy (Routledge Mental Health Classic Editions) – Steve de Shazer and Yvonne DolanIn More Than Miracles Steven De Shazer и другие, является самым последним обзором подхода SFBT.
Это позволяет читателю заглянуть в сотни часов наблюдений за психотерапией.
Он показывает, какие вопросы работают, и дает вдумчивый обзор приложений к сложным проблемам.
Доступно на Amazon.
Важная информация
Терапия, ориентированная на решение, — это подход, который позволяет клиентам владеть своими способностями в решении жизненных проблем. В отличие от традиционной психотерапии, которая фокусируется на том, как возникла проблема, SFT позволяет целенаправленно сосредоточиться на решении проблемы. Этот подход позволяет вести дискуссии, ориентированные на будущее, а не на прошлое, чтобы подтолкнуть клиента к решению его текущей проблемы.
Этот подход используется во многих областях, включая образование, семейную терапию и даже в офисных условиях. Создание совместных и совместных возможностей для решения проблем позволяет расширять кругозор. Освещение пути выбора — это убедительный способ дать людям возможность понять, как именно они хотят проявить себя в этом мире.
Спасибо за внимание!
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши 3 упражнения по позитивной психологии.
- де Шазер, С. (1988). Подсказки: поиск решений в краткосрочной терапии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: В.В. Нортон и Ко
- Грин, Л.С., Оудс, Л.Г., и Грант, А.М. (2006). Когнитивно-поведенческий лайф-коучинг, ориентированный на решение: усиление стремления к цели, благополучия и надежды.