Диагностика в психологии это – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — это… Что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?

что это такое и психодиагностические методы

Слово «тест» в быту и в среде психологов имеет разное значение. В обыденном представлении – это сотни доступных опросников, которые можно найти в гламурных или окологламурных изданиях. Так вот, никакого отношения к психологии они не имеют. Такие тесты можно пройти, чтобы убить время или посмеяться. Но не более. Серьезные, многоступенчатые методики проверки психических особенностей разрабатывает наука психодиагностика. О ней, видах тестирования, практическом применении и особенностях бесплатного онлайн-тестирования пойдет речь в статье.

Что такое психодиагностика

Психодиагностика — область психологии, связанная с разработкой и практическим применением методов, с помощью которых возможно определить степень развития определенных черт личности, выявить психофизиологические свойства человека. В быту чаще встречается словосочетание «психологическое тестирование», но методы не сводятся к одному тестированию. Кроме тестовых методик существует клиническое интервью, опросники, анкетирование, наблюдение, беседа. В результате психодиагностического исследования ставится психологический диагноз – описание индивидуальных особенностей психики конкретного человека.

Психологическая диагностика развивалась, в основном, благодаря запросам армии и производства. Поэтому основная сфера применения – подбор персонала и профориентация для бизнеса, образования, спорта, производства, медицины, юриспруденции. Разработанные для промышленности тесты адаптировались для «обычной жизни» и теперь помогают:

  • Выбрать будущую профессию, найти дело по душе.
  • Диагностировать уровень психического развития (на соответствие уровня мышления, памяти, внимания, интеллекта возрастной норме).
  • Определить разные стороны личности (от тяги к обману до склонности к шизофрении).
  • Выявить индивидуальные факторы риска наркозависимости, созависимости.
  • Оценить невротические и эмоциональные состояния, уровень депрессии, степень тревожности.
  • Провести глубокий анализ личности (нейропсихологическая диагностика).
  • Исследовать реакции на неудачу, способы выхода из сложных ситуаций.
  • Выявить основные личностные функции (агрессивность, тревожность, фобии, сексуальность, нарциссизм, эгоизм).

Психодиагностика предоставляет не только информацию о личных качествах, но помогает обозначить направление для роста и развития. Например, разработаны тесты-игры для дошкольников, которыми проверяют готовность ребенка к школе. Или профориентационные опросники для учеников старших классов – они помогают узнать о способностях и наклонностях, определить список будущих профессий.

Есть тесты, которые можно пройти и расшифровать самостоятельно. Но глубокий анализ и конкретные рекомендации дает психолог с практическим опытом в интерпретации тестов.

История возникновения

Накопленные знания донаучной психодиагностики в максимально концентрированном виде представлены в народной мудрости. Популярными были сказки, мифы, притчи, где главных героев испытывали экстремальными ситуациями. Мужские качества тестировали драконами, нечистой силой, бочками с кипятком. Женские – проверяли молодильными яблоками, кулинарными состязаниями.

Первые документальные упоминания о психодиагностической практике нашли в литературе о Древнем Египте. Это были подробные описания испытаний для кандидатов в жрецы. В Древнем Китае существовала своя система тестирования при отборе правительственных чиновников. Ненаучными, но опробованными методами проверки были физиогномика, графология, хиромантия.

Первые психодиагностические методики, основанные на экспериментальных способах исследования психики, появились чуть более ста лет назад. Главным плюсом этого направления оказалась возможность применить их к большому количеству испытуемых и сравнить результат по нужному параметру. Сначала тестирование применялось для того, чтобы отделить душевнобольных от умственно отсталых клиентов клиник. Позже применялось для массового набора военных, телефонисток, секретарей-машинисток.

В 1905 году французский психолог А. Бине разработал первый прототип современного теста для оценки интеллекта. Первоначальный вариант совершенствовался психологами, пока в 1916 году американец Л. Термен не предложил известный сегодня IQ-тест. Сам термин «психодиагностика» появился в 1921 году после публикации теста чернильных пятен Роршаха. Позже разрабатывались личностные опросники, профильные тесты по запросы разных сфер производства. В XXI существует более 10 тысяч методов психологического тестирования.

Психодиагностические методы: виды, классификация, применение

Хотя психодиагностика считается практической областью, она, скорее, является звеном между общей и прикладной психологией. То есть это одновременно вся теоретическая база и сфера практической работы психолога. Поэтому разделяют психологическую диагностику:

  • Теоретическую. Здесь конструируют методики тестирования, собирают и обрабатывают данные.
  • Практическую
    . Здесь подбирают методику для определенной цели проверки и конкретного клиента.

В XXI веке нет единой общепризнанной классификации психодиагностических методик. На практике чаще применяют:

  • Вербальные: тестируемый описывает свои действия словами.
  • Стандартизированные: утвержденный тест с четким количеством последовательных вопросов, инструкцией для расшифровки результата.
  • Интеллектуальные: тесты-задачи на скорость решения с однозначно «верными» и «неверными» ответами, проводятся с ограничением во времени.
  • Личностные: изучение характера, способностей, эмоций, особенностей памяти, внимательности, реакций, работоспособности.

Психологическое тестирование бывает:

  • Групповое/индивидуальное.
  • Устное/письменное/эмоциональное.
  • Бланковое/предметное (кубики, фигуры)/программное.
  • Профессиональное/профориентационное.

Психологическое тестирование применяют в индивидуальном консультировании, но массово оно используется для отбора кандидатов на вакантную должность. Тестирование при трудоустройстве дает работодателю возможность оценить претендента субъективными методами, выбрать наилучшего кандидата на должность, избегая предвзятого отношения со стороны руководителя, рекрутера, сотрудника отдела кадров.

При профотборе используют тест Амтхауэра (интеллект), Люшера (темперамент), Кеттелла (личные качества), Белбина (общительность) и другие. В зависимости от вакантной должности, специфики работы, предпочтений работодателя набор методик может меняться.

Кроме данных о профпригодности работодатель получает информацию: насколько претендент будет соответствовать коллективу и требованиями корпоративной дисциплины, как ему удастся налаживать совместную работу с коллегами. Отдельные стресс-проверки дают информацию о том, как человек ведет себя в нестандартных, экстремальных ситуациях, насколько склонен обманывать, валить вину на другого.

Но при всех плюсах диагностические методики имеют большой минус: они не дают прогноза о том, насколько эффективными будет сотрудник через год-два работы в компании. И поэтому решающей проверкой все же считается личное собеседование.

Плюсы и минусы самостоятельного тестирования

Так сложилось, что сегодня в сети доступны тысячи диагностических методик, тестов, опросников с ключами, которыми можно расшифровать результаты. Казалось бы, бери и делай, узнавай о себе неизведанное. Но не все так просто. Все эти тесты на 12-20 вопросов с вариантами ответов подходят только для приятного отдыха или развлечения. Они создаются обычными людьми и публикуются наравне с астрологическими прогнозами или анекдотами только для того, чтобы развлечь читателей.

Подвох может быть даже в тестах, подписанных именами известных психологов:

  • Большинство бесплатных и доступных методик устарели. Многие иностранные тесты 20-30 лет назад переводились с ошибками, адаптировались с учетом того времени. Поэтому в научном сообществе признаны неэффективными или ненадежными.
  • Авторы-самоучки, увлекающие составлением тестов, сокращают, корректируют, адаптируют методики только для того, чтобы их было просто пройти большинству посетителей. Потому что добраться до конца опросника из 400-500 пунктов сможет не каждый. Конечно, ни о какой достоверности таких экспресс-тестов речь не идет.
  • Тесты на уровень IQ сегодня вообще не признаются научным сообществом. Потому что умение быстро считать и определять процент сегодня не считается показателем интеллекта.
  • Предложенная интерпретация результатов никем не проверяется и не дает никакой информации. Ответы вроде «Вы слишком много злитесь, займитесь собой…» или «Нужно быть осторожным с новыми знакомыми…» – сплошная профанация, не более.

Еще одна плохая новость для любителей самостоятельной проверки: серьезные научные методики в большинстве своем не проходят для самопознания. Они создаются для практикующих психологов и психотерапевтов, которые проходят несколько этапов переподготовки. Более того, большинство результатов не интерпретируются однозначно. Ключи с расшифровкой результатов указывают психологу, на что обратить внимание, какие качества проверить дополнительными тестами или в личной беседе.

Важными показателями серьезной методики являются три критерия:

  • Валидность. Это практическая обоснованность, пригодность методики для проверки в конкретных условиях. То есть методика должна измерять качество, представленное в названии (тревожность, стрессоустойчивость) и иметь доказанную эффективность.
  • Надежность. Это характеристика методики, в которой отражается точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов к влиянию посторонних факторов. Например, когда при повторном тестировании кандидата будет получен качественно похожий результат. Кроме того, результат не может быть зависим от состояния погоды, времени года, настроения тестируемого.
  • Стандартизация. Это сведение процедуры проведения и интерпретации теста к стандартным условиям. То есть независимо от личности психолога, количества испытуемых тестирование будет проходить по одной схеме.

Обеспечить все эти параметры один тест (даже самый подробный) не может. Поэтому для проверки чаще используют подборку тестов и интерпретируют результаты комплексно.

Психодиагностика не дает предсказаний, не заменяет детектор лжи, не гарантирует однозначных ответов на вопросы. Более того, она не имеет ничего общего с популярными онлайн-тестами, где пара поставленных галочек предоставляет однозначный ответ. Это сложный инструмент для ученого или подготовленного психолога, которым нужно уметь пользоваться грамотно.

wikigrowth.ru

психодиагностика — это… Что такое психодиагностика?

— постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина.

1. Специфическая сфера деятельности психолога — связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.

Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов (см. исследование психодиагностическое).

Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно — как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:

1) в широком смысле — сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;

2) в узком смысле, более распространенном — измерение индивидуально-психологических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:

1) сбор данных;

2) переработка и интерпретация данных;

3) вынесение решения — диагноз психологический и прогноз психологический.

Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.

Основные методы диагностики — тестирование и опрос, их методическое воплощение — тесты и опросники.

2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.

Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся:

1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;

2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;

3) при надобности — описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;

4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.

Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: ситуация и ее понимание испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, — то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную.

От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются.

Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются «угодить» ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно.

Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев:

1) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы — с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;

2) при количественном Сравнении с группой — с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.

Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических — соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — это… Что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?

область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психол. и психофизиол. различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внеш. и внутр. факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.).

Групповые и индивидуальные различия привлекали внимание мыслителей и практиков задолго до возникновения П. д. как науч. дисциплины. Со временем назрела потребность в методиках объективной констатации индивидуальных различий, особенно в сфере образования и воспитания, в связи с необходимостью располагать обоснованными критериями для распознавания и оценки аномалий у детей. В сер. 19 в. предназначенную для этой цели методику предложил франц. врач Э. Сеген. Эта проблема не утратила актуальности и разрабатывается в дефектологии. При работе с нормальными детьми П. д. призвана решать 4 главные задачи: изучение возрастных особенностей с целью совершенствования дозировки и распределения программного материала для школьников и различных по сложности заданий для профессионалов; выявление групповых (национальных, социальных и региональных) и свойственных собственно субъекту особенностей психики в целях осуществления индивидуального подхода учителя к учащимся и оказания им помощи в выработке оптимального индивидуального стиля деятельности; выявление интересов, склонностей, способностей и психофизиол. особенностей учащихся с целью профориентации; предоставление информации о состоянии и изменении психики учащихся, динамике их работоспособности при оценке эффективности психол.-пед. мероприятий, напр. при введении новых приёмов и методов уч.-воспитат. работы, изменениях условий труда, проверка пригодности учебников, пособий, а также при оценке деятельности школы, отд. учителей и пр.

В совр. П. можно выделить 4 вида методик: тесты, опросники и анкеты, методики проективной техники, психофизиол. методики.

Методики поступают в обращение лишь после того, как они прошли процедуру стандартизации и получены удовлетворительные показатели их надёжности и валидности. Стандартизация предусматривает определение процедуры проведения методики и обработки полученных результатов, выдачу информации о примерном разбросе получаемых величин, точке отсчёта и мерах сравнения; всё это должно обеспечить идентичность проведения методики и сопоставления результатов, полученных при работе с разными выборками. Показатель надёжности свидетельствует о внутр. единстве методики и об устойчивости, стабильности получаемых с её помощью данных. Показатель валидности говорит о пригодности методики для практич. применения, он отражает уровень совпадения между результатами, полученными при помощи данной методики, и объективными суждениями об эффективности уч. или проф. деятельности испытуемых, если, разумеется, есть основания считать, что методика выявляет именно те индивидуальные особенности, к-рые актуализируются в деятельности.

Широко используемая диагностич. методика — психол. тесты. В результате выполнения заданий теста обнаруживается, какими обобщёнными сформировавшимися умениями, произвольно актуализируемыми умственными действиями владеет к моменту тестирования испытуемый; обычно это умения и умственные действия, существенные для того или иного вида уч. или проф. деятельности, напр. умение устанавливать логич. связи между понятиями или предметами, мысленно оперировать предметами или их изображениями в пространстве, разбираться во взаимосвязях деталей техн. устройств и др. О том, как представлены у испытуемого тестируемые особенности, судят по числу правильно выполненных им заданий, что может интерпретироваться и как диапазон обобщённости умения, и как степень его развития. Тест не даёт информации о том, как шёл процесс развития, насколько близок испытуемый к возможному пределу, обусловленному природными задатками. В тестировании всегда обнаруживается влияние культурной среды испытуемого, полученного им образования. Тесты должны раскрыть, насколько подготовлен испытуемый к определённой деятельности, к расширению диапазона обобщённости своих умений, к приобретению новых умений. Однако информация, к-рую они дают, оперативна, и, как показывают исследования, при благоприятных для испытуемого условиях результаты тестирования могут сильно измениться. Это накладывает существенные ограничения на интерпретацию результатов тестирования (см. Тесты).

С нач. 50-х гг. получают распространение всевозможные анкеты и опросники; разница между теми и другими не всегда очевидна. Анкеты более всего обращены к получению фактич. информации о респондентах (от лат. respondere — отвечать): сколько времени затрачивается на чтение худож. лит-ры, сколько раз бывает респондент в кино и пр. В опросниках же ставятся вопросы, обращённые к пониманию и истолкованию явлений своего поведения, своей психики: испытывает ли респондент смущение при беседах с лицами другого пола и т. п. Одна из гл. причин их популярности состоит в том, что совр. жизнь показала, какое большое значение имеют нек-рые индивидуальные особенности психики, не затрагиваемые тестами, напр. ценностные ориентации, мотивы, черты темперамента. Об-щепризнано, что метод. уровень опросников и анкет ниже, чем тестов. Их вопросы носят явную печать гипотез автора методики. Одни предлагают вопросы, выявляющие патологич. особенности психики, таков, напр., Миннесотский многофакторный личностный опросник (по англ. аббревиатуре — MMPI), другие предлагают вопросы, вытекающие из их собственной концепции темперамента, личности. Методики анкет и опросников провоцируют респондентов на то, чтобы предстать в фальсифициров. облике, напр. в улучшенном (эффект фасада), исходя при этом из своего понимания «социальной желательности» нек-рых особенностей психики. Методики этого вида чаще применяются при массовых обследованиях, в этих случаях повышается вероятность того, что в большинстве ответов выделяются наиб. типичные. Конструирование, обработка и проверка анкет и опросников представляет ещё далеко не решённую проблему.

Методики проективной техники имеют своей целью диагностировать такие особенности индивидуальной психики, к-рые не затрагиваются ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, аффективные конфликты, доминирующие потребности, психич. состояния и т. п. Испытуемому предъявляется сти-мульный материал в виде неопределённых изображений, незаконченных высказываний, картинок с изображением конфликтных ситуаций. Испытуемого побуждают как-то высказаться по поводу увиденного. Предполагается, что в его высказывания будут проецироваться те особенности психики, для диагностирования к-рых создана эта методика. Типичным образцом её может считаться набор чернильных пятен Роршаха. Нек-рые психологи находят, что проективная техника в большей степени диагностирует внутри-индивидуальные изменения психики, смены психич. состояний, а не межиндивидуальные различия.

Авторы рассмотренных видов методик черпают материал для их конструирования, а равно и подходят к его интерпретации, ориентируясь на формы культурной жизни определённой социальной общности. Для лиц, сформировавшихся в др. культурных условиях, этот материал может оказаться чуждым и непонятным, а интерпретация их ответов неадекватной. В результате нек-рых детей, в т. ч. учащихся, могут причислить к малоодарённым, хотя тест вообще не даёт на это полномочий. На самом же деле эти «малоодарённые» зачастую просто не понимают ни заданий, ни вопросов.

С сер. 60-х гг. в школах стали применять психофизиол. методики, диагностирующие проявления свойств нервной системы. Эти методики в большинстве случаев требуют спец. лабораторных экспериментов и специально подготовленных экспериментаторов. Свойства нервной системы, проявления к-рых фиксируются методиками, подлежат особому рассмотрению.

В 70—80-х гг. в ряде стран получило распространение новое направление в диагностике умственного развития — критериально-ориентированное тестирование (КОРТ). В России разрабатывается его оригинальный психол. вариант. В его методиках испытуемым предлагаются задания, в к-рых даны в разл. логич. отношениях понятия, термины, ситуации, взятые из материалов уч. программ. Степень выполнения заданий интерпретируется как показатель умственного развития; выявленные в процессе тестирования недочёты и пробелы подлежат коррекции; содержание кор-рекционных программ прямо выводится из содержания выполненных и невыполненных заданий. В реализации КОРТ сложились два вида критериев. Первый — социально-психол. норматив — совокупность обществ. требований к умственному развитию, представленная в уч. программах. Второй — требования к умственному развитию, обеспечивающему успешное выполнение т. н. ключевых заданий, т.е. заданий, в к-рых репрезентирована внутренне завершённая область к.-н. уч. предмета.

Одной из ближайших задач П. д. нужно считать переход на диагностирование с помощью ЭВМ, создающее условия для наиб. полной тождественности диагностирования разных выборок, его обработки и истолкования.

Лит.: Ананьев Б. Г., Комплексное изучение человека и психол. диагностика, ВП, 1968, № 6; Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., О диагностич. методах психол. исследования школьников, СП, 1968, № 7; Проблемы диагностики умственного развития учащихся, под ред. 3. И. Калмыковой, М., 1975; Б л с и х с p В. М., Бурлачу к Л. Ф., Психол. диагностика интеллекта и личности, К., 1978; Диагностика умственного развития дошкольников, М., 1978; Шванцара И., Диагностика психич. развития, Прага, 1978; Войтко 3. И., Г и л —б у х Ю. 3., Шк. психодиагностика: достижения и перспективы, К., 1980; Психодиагностика и школа, Тал., 1980; Соколова Е. Т., Проективные методы исследования личности, М., 1980; Диагностика уч. деятельности и интеллектуального развития детей, М., 1981; Психол. диагностика. Проблемы и исследования, М., 1981; Анастази А., Психол. тестирование, пер. с англ., кн. 1—2, М., 1982; Теплов Б. М., Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индиви-дуально-психол. различий, в его кн.: Избр. тр., т. 2, М., 1985; Общая психодиагностика, под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, М., 1987; Ануфриев А. Ф., Психол. диагноз, М., 1993; A n a s t a s i A., Individual differences, N. Y., [1965];Thorndike R. L., Hagen E. P., Measurement and evaluation in psychology and education, N. Y., 1977″. K. M. Гуревич.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

pedagogicheskaya.academic.ru

Психологическая диагностика

 Глубокое исследование, которое позволяет выявить в начальной стадии психологические и психические расстройства, даже очень серьезные, носит название психологической диагностики. Она сочетает в себе разные подходы к человеку, основываясь на детальной информации о нем. Такой метод позволяет анализировать его психологическое состояние, оценить нервную деятельность, мыслительные процессы, возможности развития. Полученные исследования должным образом исследуются и обрабатываются специалистом, на их основании он делает профессиональные выводы.

 Эффективная работа психолога с пациентом невозможна без психологической диагностики. Это ключевое направление деятельность специалиста, ведь без такого процесса он не может осуществить консультирование, профилактику и провести экспертизу.
 
Психологическая диагностика – это отрасль науки, определяющий компонент проверки действенности как лечебного, так и педагогического процесса, помогающий распознавать способности индивидуума. Ее следует пройти любому человеку, даже со здоровой психикой, а не предполагающему у себя психическое расстройство, не говоря уже у тех, у кого есть предпосылки к психическим заболеваниям.
 

Психологическая диагностика поможет понять себя, причины неприятностей, неудач в личной жизни, тревожного состояния, депрессии, проблем в семье и на работе, снижения собственной оценки, нарушения сна и т.д. Ее нужно пройти сразу же при появлении подобных признаков, не оттягивая визит к специалисту «на потом», ведь они могу быть как незначительными, так и предвестниками достаточно серьезных нарушений психики.

Следует отметить, что психодиагностика является сопутствующим элементом и при лечении психиатрических заболеваний – с ее помощью определяется эффективность хода терапии на разных фазах.

 Специалисты Центра психоэндокринологии имеют высокую квалификацию и большой опыт по проведению психологической диагностики. Оценку состояния обратившегося к ним они проведут тщательно и качественно.
 

   Методы психодиагностики

 Такие исследования проводятся в комплексе и предполагают:
  • нейропсихологическое исследование определяет состояние и функциональность мозга, и т.д. Оно выявляет факторы нарушения высшей психической деятельности головного мозга;
  • диагностику структуры личности, которая исследует восприятие человеком окружающего мира, разные способности, концентрацию внимания, особенности мышления, характера, памяти;
  • диагностику семейных и межличностных отношений,
  • проверку социально-бытовых, профессиональных навыков. Она выявляет навыки человека, а также раскрывает его потенциал, взаимодействие с обществом, коммуникабельность;
  • патопсихологическое исследование выявляет степень таких состояний, как агрессивность, противостояния стрессам, тревожность, особенности поведения;
  • определение чувствительности к терапии, позволяющий выработать наиболее подходящий метод психотерапии. Главную роль здесь играет составление эмоционального портрета человека.
  

  Суть процесса

 Психодиагностика оценивает психологическое состояние людей, ее цель – поставить психологический диагноз. Главным, основополагающим этапом обследования является доверительная беседа со специалистом. Такое клиническое интервью, когда пациент откровенно рассказывает все о себе, что его беспокоит и дает свою оценку ситуации, а врач мягко задает ему наводящие вопросы, помогает установить тесные отношения с пациентом. Чтобы лучше «раскрыть» пациента, ему может быть предложено пройти психологические тесты, для этого специально разработанные.
 

Данная методика позволяет специалисту нашего Центра за короткое время собрать наиболее полную информацию о личности человека, определить, какие проблемы его беспокоят, и понять их причины. Все это поможет правильно подобрать самую результативную терапию, корректирующую поведение человека.

 

Но это далеко не все. Психодиагностику проводят еще и с помощью таких специальных процедур:

  • снятия электроэнцефалограммы;
  • генетических исследований;
  • проверку функционала нервных клеток с помощью молекулярно-биологических маркеров;
  • проведения МРТ — нейровизуализация мозга;
  • исследования периферических нервов, биоэлектрической активности нервной ткани головного мозга, вегетативной нервной системы;
  • психологическое консультирование.
 
Данные меры, примененные специалистами нашего Центра в комплексе, позволяют точно диагностировать состояние психики пациента.
 Каждому современному человеку стоит понимать, что к своему психическому здоровью в наше непростое время следует относиться очень внимательно и бережно. Поэтому не стоит пренебрегать психологической диагностикой, а необходимо пройти ее, чтобы знать все «подводные камни» и уметь обходить их.

arbat25.ru

Психологическая диагностика — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

            Психологическая диагностика – психологическое обследование индивида для выявления его индивидуально-психологических особенностей и возможных отклонений от психической нормы. Психологическая диагностика (сокращенно – психодиагностика) проводится различными лабораторными и клиническими способами. Для исследования широко используются комплексы различных психодиагностических тестов.

            Психодиагоностику можно рассматривать как теоретическую дисциплину или как определенное направление практической психологии

Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы, должна   проводится теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом, психодиагностика, с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой — конкретное воплощение теоретических построений как способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. В этом случае, для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

1.             Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности.

2.             Каким способом зафиксировать их наличие у разных людей. 

Психодиагностика опирается на следующие основные  принципы психологии:

o      принцип отражения – суть его заключается в том, что адекватное отражение окружающего обеспечивает человеку эффективную регуляцию  его деятельности;

o      принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

o      принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

o      принцип единства сознания и деятельности. Сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием,  психикой;

o      личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает на различия между общей я дифференциальной психологией и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

Указанные принципы положены в основу разработки психодиагностических методик как способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Результат работы психолога в области теоретической психодиагностики является методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами в практику, так как этот результат не является уже компонентом личностного мышления психолога. Другими словами, психодиагностическая методика является в свернутом  виде решенной психологической задачей, где есть:

o      способ получения психологической информации,

o      возможные ее варианты,

o      значение этих вариантов (или интерпретация с точки зрения автора методики).

Многие методики в  психологии носят имена их авторов, например, тест Роршаха, тест Айзенка, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равена и т. п.  Это  подчеркивает главную особенность методик, которая заключается в том, что в их содержании отражается авторская психологическая теория и авторское мировоззрение. Именно они позволяют выделять соответствующие параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и успешно решать их.

Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах результатов работы теоретической психодиагностики – методов и методик. Поэтому работа практического психолога–психодианостика требует в первую очередь знания правил применения методов и методик. Это те профессиональные навыки применения, которые складываются на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, в том числе с теми её аспектами, которые не могут быть включены в отрефлексированное научное знание. В последнее, входят такие важнейшие личностные особенности человека, как интуиция, индивидуальный опыт, индивидуальный стиль мышления и другие особенности индивидуального профессионального стиля. Это тот уровень овладения методикой, когда психолог-психодиагност по своему впечатлению об обследуемом клиенте может точно предсказать его результаты работы с той или иной методикой. За этим стоит большой опыт и профессиональная наблюдательность, точность восприятия человека и ситуации взаимодействия с ним. Основная научная категория, с которой работает практический психолог-психодиагност – это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы её психического развития.

Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, практический психолог-психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности и достоверности. Кроме этого, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации диагностического обследования.

Как направление практической психолги психодиагоностика чаще всего используется в целях экспертизы, психологической коррекции, профессиональной ориентации и профессионального отбора. В западных странах психодиагоностика часто применяется также для установления умственного развития (по А.Бине) и измерения коэффициента умственного развития IQ  (по Айзенку).

Таким образом, практический психолог-психодиагност, в отличие от психолога, занимающегося теоретической психологией, работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит в том, что это каждый раз новые отношения с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственные задачи взаимодействия.

students-library.com

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика, являясь одним из ключевых направлений в деятельности практикующего специалиста, обладает существенным весом во всей его работе. Так, без нее становится невозможным осуществление ни психпрофилактики, ни консультирования, ни экспертизы. Психологическая диагностика является определяющим компонентом проверки эффективности лечебного и педагогического процесса. Она необходима при уточнении в структуре расстройств развития и способностей к обучению у детей, при дифференцировании патологий, для обоснования способов наиболее результативного коррекционного и воспитательного влияния и прочего.

Эта отрасль науки предусматривает различные психодиагностические методики. Они разрабатываются и применяются для наиболее эффективного распознавания индивидуальных человеческих способностей.

В практическом смысле психологическая диагностика является процессом определения того или другого заболевания. При этом описание состояния осуществляется при помощи определенных приемов; оно может являть собой элемент эксперимента либо выступать в качестве самостоятельного способа исследования. Диагностика личности, кроме того, может представлять собой и область деятельности практикующего специалиста.

Практическое использование этого направления науки отмечается в различных сферах работы специалиста. Так, например, психологическая диагностика применяется психологом и при проведении консультирования или коррекции, и в случаях, когда он является автором или участником исследований или экспериментов. Однако, как показывает практика, чаще всего это направление деятельности является самостоятельным, отдельным видом практики.

Целью психодиагностики является постановка психологических диагнозов – оценка имеющегося психологического состояния людей.

При обследовании специалисты определяют три главных этапа:

  1. Сбор информации.
  2. Переработка и интерпретация полученных данных.
  3. Постановка диагноза или формулирование прогноза.

Если рассматривать с теоретической стороны, то дисциплина имеет дело с постоянными и переменными показателями, которые дают характеристику внутреннему миру человека. С одной стороны психологическую диагностику можно рассматривать как способ, при помощи которого осуществляется проверка теоретических построений. С другой же стороны – эта дисциплина отражает способ движения от обобщения и абстрактной теории к конкретным фактам.

Психодиагностика способствует решению нескольких задач.

Так, дисциплина позволяет установить у человека (людей) те или другие психологические качества и свойства либо особенности поведения. Кроме того, психодиагностика описывает диагностируемые поведенческие и психологические особенности в тех ситуациях, когда необходимо. Дисциплина позволяет определить уровень развитости того или другого свойства, выразить его в конкретных качественных и количественных величинах. Психодиагностика способствует также выявлению степени развитости исследуемых характеристик у различных людей.

Все указанные выше задачи решаются в рамках дисциплины, как самостоятельно, так и в комплексе. Это, главным образом, зависит от цели осуществляемого исследования. При этом необходимо отметить, что практически во всех случаях, кроме качественного описания полученных результатов, необходимо владение приемами количественного анализа.

Среди основных методов психодиагностики следует выделить опросные, продуктивные, утверждающие, действенные, бессознательные, физиологические, осознанные, сенсорные, технические, бланковые и прочие. При этом один и тот же прием может квалифицироваться в соответствии с различными критериями, в связи с чем, может относиться к разным классификационным группам.

fb.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — это… Что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» в других словарях:

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — (от греч. psyche душа + diagnosis распознавание) психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психол. и психофизиол. различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Психологическая диагностика участников образовательного процесса — психологическая диагностика углубленное психолого педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе… …   Официальная терминология

  • психологическая готовность к школьному обучению —      обучение школьное: готовность психологическая (психологическая готовность к школьному обучению) сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются:    1) …   Большая психологическая энциклопедия

  • Диагностика политическая — (от греч. diagnostikos – способность распознавать) – учение о политологических методах и принципах познания политических явлений и процессов, ведущих к «постановке диагноза», квалифицированной оценке политической ситуации. Диагностика… …   Политология. Словарь.

  • Психологическая наука и образование (журнал) — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Психологическая служба уголовно-исполнительной системы — Первые должности психологов в УИС России стали вводиться в начале 70 х годов в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Однако, дефицит специалистов, низкий должностной статус психолога в учреждениях не способствовали их закреплению в УИС …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Диагностика —     компонент структуры образовательной программы, при этом роль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса, это информация для учителя и администрации школы с целью отбора учебных программ и педагогических технологий обучения,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности — Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев и др. Предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, Их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ — специализированное подразделение в структуре предприятия, предназначенное для проведения практической психологической работы. Цель ее деятельности разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих использование психологических факторов… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте. 2, 5 — 3 года, Павлова Наталья Николаевна, Руденко Лариса Геннадьевна. Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2, 5 до 3 лет и включает в себя: 1. Материалы, необходимые для проведения: — диагностики — цветные… Подробнее  Купить за 924 руб
  • Психологическая диагностика, Г. Е. Шанина. Учебно-практическое пособие является дополнением к базовой дисциплине «Психодиагностика», содержит материал, который предназначен для проведения практических занятий по данной дисциплине и… Подробнее  Купить за 495 руб
  • Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители. Практическое руководство, Махнач Александр Валентинович, Прихожан Анна Михайловна, Толстых Наталия Николаевна. Практическое руководство посвящено психологическому отбору кандидатов в замещающие родители — людей, желающих взять на воспитание ребенка-сироту. Представлен обзор исследований по данной… Подробнее  Купить за 418 руб
Другие книги по запросу «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» >>

methodological_terms.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *