Диалектика — Психологос
Диалектика — обобщающий термин, охватывающий несколько различных значений, причем все они имеют отношение к противоположности, противоречию и двойственности смысла.
Диалектика не ограничивается ни терминологией Сократа, ни терминологией Гегеля и Маркса, поскольку она имеет длинную и запутанную историю, уходящую вглубь веков. Как отмечал Фрейд в работе «Антитетическое значение первобытных слов», антропологическое и филологическое изучение таких древних языков, как египетский, показывает, что многие слова в употреблении имели два диаметрально противоположных значения. Складывается такое впечатление, что «диалектика пришла в человеческое мышление» через осознание того факта, что нечто одновременно и является, и не является чем-то. Значения взаимосвязаны, и во многих случаях эта связь является связью противоположностей. Вторым истинным подтверждением значимости диалектического мышления (мышления основанного на категориях диалектики) является школа диалектического мышления, созданная в Древнем Китае Мо Ди (Mo Ti) (ок. 470 — ок. 391 до н. э.). Этот философ был современником Сократа (ок. 470 — ок. 399 до н. э.) — замечательная параллель в истории философии, поскольку ни о каких культурных контактах в то время не могло быть и речи.
В то время как восточная философия отнеслась к диалектике благосклонно, о чем свидетельствует проникновение последней в буддизм, ее судьба на Западе сложилась явно неудачно. Диалектические махинации становятся опорой софистских диспутов — вовсе не неизбежное последствие, от которого предостерегал Сократ, предлагавший для получения точного знания использовать вместо этого доказательную (demonstrative) форму мышления. Доказательное мышление исходит из «первичных и истинных» предпосылок, т. е. из таких предпосылок, которые не подлежат исследованию через диалектическое противопоставление.
Доказательное мышление укрепилось в западной философии, в которую оно проникло через английский эмпиризм. Современные кибернетические или информационные модели познания опираются исключительно на доказательные концепции значения и рассуждения. Развитие математики в новое время привело к тому, что математические объяснения оттеснили диалектику на задний план. Математика наживает капитал на сингулярности, линейности, однонаправленности и непротиворечивости, предлагаемых доказательным рассуждением. Но даже и в этих условиях философы континентальной Европы, прежде всего в лице Гегеля и особенно Канта, обеспечили условия для выживания диалектических концепций разума. По Канту, человек способен путем рассуждения прийти к противоположности некоторых данностей, достигая тем самым трансцендентальной способности и «рефлектирующего» интеллекта, которые придают активности действующему организму. В известном смысле, каждый конкретный человек «разрешает» противоречия жизни путем подтверждения одного значения из множества открывающихся перед ним возможных значений.
Именно на этот последний тип объяснения и опирались сторонники психоанализа при конструировании своих теорий, хотя сам Фрейд не считал себя диалектиком. Юнг, напротив, признавал состоятельность диалектики в том, что касается понимания природы человека. Более современные теории в экзистенциальной традиции, напр. теории Л. Бинсвангера и Р. Д. Лэйнга, также проникнуты духом Д. Ж. Пиаже в своих поздних работах (напр. «Структурализм») подчеркивал важность диалектики в его понятии формальных операций.
Ричлак полагает, что современная психология должна воскресить диалектику, если хочет создать действительно полную картину человеческого опыта. Ригель в значительной степени опирается на диалектические концепции в своих оригинальных теориях развития. Также отмечается быстрый рост числа эмпирических исследований социально-исторических аналитических работ, опирающихся на диалектические концепции. Диалектические теории и полученные на их основе данные заставляют психологов задуматься а том, что составляет основу человеческой природы.
Диалектика
Главная > УЧЕНИЕ о ЧЕЛОВЕКЕ > ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ > Диалектическая психология
Диалектическая психология (Новейшей философии).
— 24.05.10 г. —
>> Диалектическая психология — закономерно создаваемая наука, реконструируемая в поступательном развитии диалектического познания и занимающая надлежащее место во всеобщем познании, вытесняя отдельные разрозненные субъективные представления, не имеющие укоренения в особенностях содержания реального мира.
Диалектическая психология является важной частью познания диалектической философии о венце мирового развития — о человеке — диалектического учения о человеке.
Диалектическая психология является производной от системы науки, точнее — частью системы наук диалектической философии, наукой, логично актуализирующейся в системе на основе достигнутых диалектических знаний.
Диалектическая психология является наукой, явно позиционированной как средний термин, обрамленный наукой о мышлении и онтологией; при этом в смысле гегелевского тождества мышления и бытия она выступает в качестве науки о деятельном субъекте в мире, образуемой на основе науки о мышлении.
Диалектическая психология является наукой о психических процессах, касающихся восприятия и осмысления внешнего мира человеком и о формируемых в связи с этим психическими состояниями и реакциями, а также о психических свойствах, причинах, мотивациях и реализациях деятельности человека и о его поведении.
Отличительной особенностью формирования диалектической психологии является то, что она позиционируется со своими составляющими в частной системе наук диалектической гносеологии — производной от до сих пор потаенной для наук обозначенной Гегелем системы науки — и выступает необходимым развитием логики по Гегелю (т.е. не традиционной, обычно понимаемой логики, что, кроме всего прочего, исключает основы и посылки многих негативов), но когда познание обращается [будучи на феноменологии идеи] к человеку, в чем и определяются истинность диалектической психологии, а также образующие и составляющие этой науки.
Диалектическая психология является закономерно и строго позиционируемой диалектической наукой, а не результатом чьих-то разнообразных наблюдений и соображений. При этом она формируется в соответствии с обозначенным выше позиционирующим положением, причем на базе единой пред-положенной основы, которая снимается в процессе осмысления, поэтому внешность уходит внутрь себя и снимается в субъективности, что фиксирует познавание жизни — существо диалектического учения о человеке — в конкретной ипостаси. А как движущее начало, проходящее через объективность, познание опосредует для себя реальность, что и составляет основу диалектической психологии, и в смысле внутри-себя-бытия она оказывается направленной на истинность. Так обосновывается существенность и истинность познания диалектической психологии, следовательно, ее самой, чего невозможно сделать в отношении психологии.
Таким образом, диалектическое гегелевское положение о том, что мышление изучается в предназначенной этому науке, отчетливо проявляется и служит основанием положения диалектической психологии, которая, в отличие от психологии, получает не описательно-эмпирический, а комплексный статус, который базируется на осмыслении и подтверждающем обращении к бытию, а не на единичных по своей сути экспериментах (которые сами по себе не отрицаются, но включаются в более полную диалектическую систему представлений).
Диалектическая психология и обоснована, и структурно положена — определена.
В основу диалектической психологии был положен ряд представлений диалектической философии, в том числе:
— знания о сознании и о человеческом мышлении, представленные в философии Гегеля,
— новые экзистенциальные знания (т.е. не традиционного экзистенциализма и не гуманистической психологии)*
— разработанные в диалектическом учении о человеке модели конкретных форм жизнедеятельности человека
и др.
С другой стороны, для исследований диалектической психологии привлекаются знания психологии.
Диалектическая психология — составляющая диалектического учения о человеке, включающая новую парадигму и ряд новых направлений.
Нужно отметить, что формирование новых парадигмы и направлений исследований диалектической психологии оказалось возможным а) при использовании логических инструментов диалектической философии (в т.ч. логик диалектической философии) и б) на уровне диалектического учения о человеке, фактически, за счет новых представлений о человеке.
При этом надо отметить, что диалектическая психология обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, предметные положения в диалектической психологии имеются не только как тем или иным образом обобщаемый набор фиксируемых реакций организма и выводов исследователей, но и как раскрытые определения понятий: диалектическая психология в тождествах, указанных Гегелем, оперирует объективными данными.
Во-вторых, диалектическая психология признает и учитывает, в т.ч. в тождествах, указанных Гегелем, сверхчувственные феномены, хотя экспериментальная практика, конечно же, не скидывается со счетов.
А в психологии ее предмет (его составляющие), духовный по своей сути, недоступен материалистическому изучению, что признается учеными. Но при этом так и не объясняется, как же он изучается, как регистрируемые внешние процессы могут привести к познанию духовного? — это научная мистика.
В-третьих, определен и учитывается ряд парадигмальных, системных, методологических, логических и других недочетов и т. п. психологии и форм ее исследований**, и это позволяет избегать многих ошибок в теории и практике диалектической психологии.
В-четвертых, в диалектической психологии была определена возможность проведения непосредственных теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий (в т.ч. с последующими экспериментальными исследованиями теорий), что является новым и предельно важным моментом как для развития в целом психологического познания, так и для методологии формирования в нем аналитических рассуждений по отдельным вопросам.
Диалектическая психология не является преимущественно эмпирической наукой, поэтому не зависит от ограниченности, капризов и несовершенства экспериментов, она развивается и на основе теоретических и сверхчувственных изысканий.
В-пятых, диалектическая психология является не только описательной и экспериментальной наукой как психология, но и аналитической и спекулятивной наукой.
И др.
Указанные особенности, положенные как определяющие моменты в процессах образующего внутреннего опосредствования, позволили реконструировать «общий знаменатель» или общее основание исследований для парадигмальных основ (представлений) и базовых теоретизаций диалектической психологии и, главное, обозначить новый взгляд на психику и, соответственно, на ее исследования.
Это позволило актуализировать новую обобщающую базовую парадигму.
Надо отметить, что она, во-первых, не основывается на принципе системности (хотя учитывает его), поэтому, во-вторых, не является результатом процесса развития совокупности парадигм психологии в некую одну.
На основе теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий и новых парадигмальных представлений и соответствующих исследований был сформирован теоретико-парадигмальный раздел, который можно считать теоретической психологией (его можно считать разделом, в разных классификациях, фундаментальной, общей или научной психологии). В нем осуществляется не только описание выявленных экспериментально фактов и переход к их предметному определению, но и, в основном, рефлексия в реконструируемом понятийном пространстве, создающая мыслительную основу и обеспечивающая развитие исследований диалектической психологии.
Теоретическая психология (иногда — мыслительная психология) — важнейший раздел диалектической психологии, обеспечивающий поступательное движение ее познания и, в частности, формирование ее исследовательских программ.
Развитие теоретической базы позволило позиционировать, обобщать и использовать знания ряда других наук и учений.
Во-первых, диалектическая психология рассматривается в совокупности со знаниями других областей познания Новейшей философии и, в свою очередь, дополняет их; в первую очередь, это
— логики диалектической философии,
— эзотеология,
— когнитивная гносеология (Новейшей философии),
— диалектическое учение о человеке.
Во-вторых, развитие обозначаемых предметных знаний на диалектической основе позволило осмыслять и учитывать знания ряда других учений, например, ведические, буддистские и даосистские представления, что невозможно в традиционной психологии (да и вообще в науках) по причине отсутствия соответствующего теоретического обеспечения. Более того, сторонние знания не только изучаются, но и создают новые знания***, которые важны как для диалектической психологии и диалектического учения о человеке, так и для других диалектических наук и областей познания Новейшей философии****.
На основе диалектической психологии оказались возможными трансцендентные исследования, например, религиозных представлений; в частности, были установлены аспекты христианских и ведических представлений о душе, духе, дживе и атмане, что позволило значимо развить представления объективного экзистенциализма о нематериальных ипостасях человека и, затем, гегелевские философию духа и философию религии, а также диалектическое учение о человеке и диалектическую эсхатологию.
В-третьих, обозначенное выше развитие теоретической базы позволило, как уже указывалось, не только учитывать и избегать парадигмальных, методологических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований, но и обобщать и полномасштабно использовать ее знания (точнее — ряда ее парадигмальных и предметных направлений, например, таких как гештальтпсихология, когнитивная психология, некоторые положения общей психологии, клиническая психология, социальная психология, дифференциальная психология, этническая психология).
По ряду современных, наиболее актуальных направлений исследований диалектичсекая психология для качественного развития своих занний и знаний Новейшей философии в целом, а также для обеспечения их преимущественного развития ведет свои изыскания максимально интенсивно, причем, в отличие от психологии, использует предметные знания диалектичсеких учений и наук, обеспечивающие значимые преимущества. Например, для исторической психологии Новейшей философии, которая актуальна для понимания появления человека и развития цивилизации (эти знания Новейшей философии отличны от общепринятых научных представлений), используются гегелевские феноменология духа и учение об объективном духе. Знания исторической психологии Новейшей философии важны и для понимания Человека диалектического. Принципиальны исследования и в области гештальтпсихологии, причем игнорируемым учеными фактам диалектическая психология придает громадное значение, например, в целях получения данных для изучения всеобщих форм человеческого мышления. И др.
Развитие парадигмальных и теоретических представлений, а также диалектические задачи и практические потребности определили формирование новых направлений исследований.
Первым из них стала теоретическая психология. На ее базе была создана аналитическая психология, позволившая проводить исследования на основе последовательно развиваемых теоретических положений.
Использование диалектической психологии при проведении ряда логических исследований обусловило создание отдельной дисциплины — психологии логики (не путать с логической психологией), которая впоследствии на базе общего основания исследований позволила создать психологию науки, которая, в частности, проводит исследования коррупции и застоя познания в науках; с учетом знаний именно психологии логики и психологии науки были сформированы предложения для решения вопросов интенсификации имеющейся системы образования и реконструкции новых форм в ней.
Большое значение имеют прикладные направления исследований, например, экономическая психология и другие, о которых будет сказано отдельно.
В целом исследования в рамках диалектической психологии имеют не только диалектические и традиционные направления, но и новые реализации, решающие как теоретические и целевые программные задачи, так и прикладные задачи, в т.ч. предметно-профессиональные задачи (например, формализация и решение задач деятельности бизнесменов и адвокатов), или жизненные задачи (например, выбор жизненного пути, позитивизация собственного мироощушения).
Несмотря на важность прикладных направлений диалектической психологии, в ней вторыми по важности, после системно диалектически полагаемых задач, стали задачи психологии логики, которые подразделяются на задачи изучения психологии иных учений, систем познания и логик, в первую очередь, восточных учений и западной теоретической логики, и на задачи развития системы логик диалектической философии и их приложений.
В частности, удалось по-новому осмыслить многие западные исследования, в первую очередь, аналитико-философские, психоаналитические и когнитивные исследования, которые имеют колоссальное значение не только для наук, но и для общественной жизни. Их результаты важны и для познания, и для практики. А расширение объемов когнитивных исследований, системы логик диалектической философии и диалектической психологии обеспечивают интенсивное опережающее развитие диалектического познания.
В целом в диалектической психологии были актуализированы:
— новые представления и основания исследований в сфере психологии,
— новые предметные методы исследований,
— новые теоретические, предметные и прикладные направления исследования (теоретические разделы).
Результаты исследований диалектической психологии включают, в частности, открытие и исследование ряда феноменов и теоретических положений, например:
— феномен терминологической неопределенности,
— лжекоммуникация (этот феномен был обнаружен в ходе исследований феноменальной теории противоречия и противоположности),
— экзистологический ряд,
— логико-психологическая проблема (этот феномен обнаружен в ходе исследований в области психологии науки),
— релевантный формализм,
— некоторые особенности восприятия, например, касающиеся иллюзий, константности восприятия, ряда гештальтпсихологических принципов и др. ,
— поверхностность фрейдизма,
— исследование вопросов идентификации клона с позиций сознания
и др.
* Объективный экзистенциализм также является частью диалектического учения о человеке.
** В т.ч. те, которые не могут быть замечены и осмыслены на основе уже морально устаревших материалистических представлений, пронизывающих науки. Например, в науках, в т.ч. и в психологии, до сих пор делаются бессмысленные по своей сути попытки изучить сверхчувственные феномены на основе материалистических представлений и физичных опытов, например, сознание.
*** Об этом см., напр., «Упанишады», «И Цзин (история и гносеология)» и «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположности в начале».
**** Например, оказалось возможным в представлениях буддизма получить сопоставление различений человеческого сознания и представлений сознаний локов, причем все эти представления, что важно, оказались связаны с некоторым всеобщим, что позволило развить ряд обобщающих представлений.
См. «Несовершенство психологии» и «Причины актуализации диалектической психологии»,
«Позиционирование»
[«Диалектической гносеологии частная система наук»,
«Человек», «Человека появление», «Человека модели», «Человеческого мышления процессы»,
«Логическая праксиология», «Логическая психотерапия», «Нейрологическая типизация»,
«Суждение», «Умозаключение»].
Диалектическая поведенческая терапия: что такое диалектика?
Аллан Шварц, LCSW, Ph.D. занимался частной практикой более тридцати лет. Он является лицензированным клиническим социальным работником в штатах …Подробнее
Вы когда-нибудь были в ситуации, когда вы злитесь на кого-то, несмотря на то, что вы знаете, что другой человек не смог вам помочь даже хотя хотели? Вот пример:
Гипотетический случай:
Пациентка обратилась ко мне за психотерапией, потому что она очень подавлена. Она принимает антидепрессанты, которые помогают ей чувствовать себя лучше. В течение первых нескольких месяцев терапии она чувствует себя очень хорошо. Она больше общается, ходит на работу без пропусков по болезни, бросила пить и чувствует себя намного лучше.
Внезапно во время сеансов она становится очень тихой и кажется очень злой. Когда терапевт спрашивает ее, что она думает и что происходит, она не хочет говорить, но начинает признавать, что очень злилась. Медленно и терпеливо терапевт мягко просит ее рассказать о том, что ее беспокоит, напоминая ей, что терапевтический кабинет — безопасное место. Наконец, со слезами на глазах, она начинает раскрывать свои чувства к терапевту и опасается, что ее сочтут смешной.
Узнайте о своих возможностях сегодня
Она встречалась с другими пациентами терапевта. Она замечает, что некоторые из этих пациентов очень привлекательные женщины. Она приходит к мысли, что терапевт предпочитает их ей и что терапевт хочет, чтобы она ушла и больше не «раздражала его». Медленно и с большой болью возникают романтические чувства пациентки по отношению к терапевту, а также чувства обиды и отторжения, которые она всегда испытывала с момента своего детства до настоящего времени. В родной семье ее отвергли оба родителя, которые были профессионалами и не имели на нее времени.
Она понимает, что находится на психотерапии и что терапевт заботится о ней и ее развитии как человека. Наряду с этим знанием она питает обиду на то, что она не является предпочтительным ребенком или пациентом, и она в ярости из-за этого. Она говорит себе, что если бы терапевт действительно заботился о ней, он занялся бы с ней любовью, бросил жену, женился бы на ней, и они жили бы «долго и счастливо». Ее объяснение того, почему ее фантастические желания не могут сбыться, состоит в том, что она бесполезна, никому не нужна и нежелательна. Эмоции, возникающие из-за этих мыслей о ревности, так злят ее, и она чувствует себя такой отвергнутой, что хочет бросить терапию.
Это обычный сценарий для пациента и терапевта. С точки зрения психоанализа мысли и эмоции терапевта называются переносом. Пациент и терапевт будут работать с переносными мыслями и чувствами, чтобы пациентка могла понять свои чувства отторжения. Перенос этой пациентки можно рассматривать с точки зрения ее детских отношений и опыта с отцом и матерью. В отличие от традиционных Когнитивно-поведенческая терапия, Проблемы переноса являются важной частью Диалектической поведенческой терапии. В диалектической поведенческой терапии пациент и терапевт работают над пониманием сложных и противоречивых вопросов, которые мотивируют терапевта.
По словам Марши Линехан, психолога и основателя диалектической поведенческой терапии, диалектическое мышление представляет собой золотую середину между двумя противоположными способами мышления и действия. Один из способов мышления — в терминах абсолют . Это называется Универсалистическое мышление и означает, что вера состоит в том, что в споре или дискуссии один человек прав, а другой ошибается.
В приведенном выше случае пациентка убедилась, что терапевт не заботится о ней и действительно предпочитает других пациенток. Чтобы доказать, что ее точка зрения верна, она указывала на то, как терапевт улыбался, разговаривая с другими женщинами, но никогда не улыбался ей. Когда ее оспаривали по этому поводу, она отступала и заявляла, что «единственная причина, по которой терапевт вечером видел ее на лечении, заключалась в том, что она ему заплатила».
Релятивистское мышление , согласно Линехану, предполагает, что не существует универсальной истины и что в споре истина находится «в глазах смотрящего».
Затем Лайнхан сообщает, что диалектическое мышление требует, чтобы мыслитель преодолел полярности. Мыслитель должен рассмотреть каждую из полярностей и спросить, что могло быть упущено из каждого аргумента. В терминах диалектической поведенческой терапии целью становится то, что пациент приходит к принятию существования двух полюсов и множества деталей. В этих терминах это означает, что пациент приходит к пониманию и принятию того, что существуют как черное, так и белое. Поэтому не обязательно отказываться от одного образа мыслей или одной точки зрения.
Пациентка в приведенном выше гипотетическом случае приблизилась к диалектическому мышлению, когда поняла, что терапевт может заботиться о ней, но профессионально. В профессиональном уходе терапевт не отвергает пациентку, а помогает ей стать автономной личностью, которой не нужно связывать себя с терапевтом, чтобы чувствовать себя хорошо.
Это сложно, и я не могу быть лучшим переводчиком Linehan и DBT. Однако для меня важнее всего донести мысль о том, что диалектическое мышление освобождает , потому что становится возможным принять многие истины, многие реальности, не отвергая ни одного человека, который придерживается этих противоположных или различных мнений, взглядов и реальностей. Для пациентки выше одной из целей терапии могло бы быть то, чтобы она увидела, что терапевт может заботиться о ней, но что он ограничен двумя вещами: во-первых, его профессиональными обязанностями, а во-вторых, чтобы удовлетворить ее романтические фантазии, он это нанесло бы ущерб ее автономии, и это нанесло бы ущерб его намерениям как ее терапевта.
Причина, по которой я пишу эту публикацию о диалектическом мышлении, состоит в том, чтобы подчеркнуть, что нам всем нужно смотреть на то, чего не хватает, когда мы имеем дело с проблемами и конфликтами, и при этом мы должны помнить, что могут быть конфликтующие абсолюты. . Дело не в том, что я прав, а вы ошибаетесь. В том, что мы с вами руководствуемся многими полюсами, многими истинами и многими точками зрения.
Так какой во всем этом смысл? Дело в том, что мы можем избавить себя от большого количества стресса, гнева и страданий, не зацикливаясь на одном образе мышления.
Что ты думаешь??
Продолжайте читать Автор Аллан Шварц, LCSW, Ph.D.
Читать в порядке публикации
Обретение баланса с помощью диалектики — Hartstein Psychological Services
Опубликовано в 12:26 in Блог, ДПТ, Психическое здоровье, Внимательность
Сейчас середина января, а мы уже входим в новый год. Именно в этот момент разрешения уже не такие привлекательные, как пару недель назад. Если это верно для вас, то это полностью человечно, и вы не одиноки.
Вы можете захотеть изменить и быть стойким — это диалектика. Однако вместо того, чтобы корить себя за то, что вы не достигли поставленной цели, как насчет диалектики и поиска баланса?
В диалектико-поведенческой терапии диалектика — это основополагающая концепция, используемая при подходе к окружающей среде, себе и другим. Диалектика — это метод удержания двух противоположных позиций одновременно. Это охватывает инь и ян жизни, положительное и отрицательное, или свет и тьму.
Удерживая обе руки, вы признаете, что в любой ситуации существуют противоположные силы, и это может привести к чувству большей согласованности. Это также когнитивное и эмоциональное место, где мы можем найти нашу интуицию и внутреннюю мудрость (в терминах ДПТ, также известную как «мудрый ум»).
В то же время, я чту, что это чрезвычайно сложная концепция (Видите? Больше диалектики!). Мы также не должны все время существовать в этом состоянии ума. Мы, люди, стремимся достичь баланса, живя в этом дихотомическом хаотичном мире. Однако, когда мы не в равновесии, мы можем оказаться в состоянии напряжения и конфликта… и это обычно не очень хорошо.
Поэтому начните с признания того, что целью является установление баланса, а затем сделайте все возможное, чтобы найти его.
Вот несколько идей, как найти баланс через диалектическую оппозицию:
- Замените слово «но» на «и». Это любимый метод DBT, и его легко сделать. Ловите себя, когда используете слово «но» и замените его на «и». Например, вместо того, чтобы говорить: «Я делаю все, что могу, но хочу измениться», скажите: «Я делаю все, что могу, И я пытаюсь измениться».
- Поставьте перед собой задачу отстаивать противоположную точку зрения. Как и юристу, вам не обязательно верить своему клиенту, но вам необходимо видеть и понимать его точку зрения, чтобы представлять его интересы. Этот акт может отвлечь вас от вашего собственного опыта, чтобы отделить себя от одной стороны проблемы. Опять же, вам не обязательно соглашаться, вам просто нужно мысленно придерживаться другой точки зрения, в то время как у вас есть собственная.
- Откажитесь от крайних взглядов и мышления по принципу «все или ничего». Используйте осознанность, чтобы следить за своими мыслями и следить за тем, не используете ли вы такие слова, как «всегда» и «никогда». Затем проверьте факты, чтобы убедиться, что ваши мысли верны. Например: Ваш друг всегда опаздывает? Ваш партнер никогда не говорит вам, что он чувствует? Возможно, истина находится где-то посередине, и взвешенный взгляд более точен.
- Сбалансируйте свое тело. Встаньте прямо на обе ноги (или сядьте на твердый стул), равномерно распределяя вес тела. Обратите внимание на вес между обеими ступнями (или обеими седалищными костями). Сначала вдохните и наклонитесь вперед.