Диалектика в психологии это – Диалектика — психология

1. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. Диалектическая психология

1. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Что такое диалектическая психология? Какие взгляды лежат в ее основе, на какие научные теории она опирается? Вот те немногие вопросы, ответы, на которые необходимо дать, прежде чем перейти к исследованию объективных законов взаимодействия психических и социальных факторов деятельности людей, их социально-психологических явлений. Что же такое диалектическая психология?

Диалектическая психология это наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, функционирования, изменения и развития общественно-психологических явлений. Это такая социальная психология, которая основана на диалектико-материалистическом философском подходе, и опирается на всю совокупность марксистских знаний о мире. Н. Луценко в своей работе «Введение в учение диалектического монизма» указывал на существование следующих направлений диалектики: «Учение диалектического монизма имеет основополагающие разработки по семи направлениям общечеловеческих знаний и включает в себя: философию диалектического монизма, диалектическую политэкономию, диалектическую социологию, диалектическую психологию, диалектическую этику, диалектическую эстетику, диалектическую педагогику»

[Луценко Н. Введение в учение диалектического монизма]. Само понятие диалектический монизм означает принятие диалектической философии за основу всех гуманитарных наук. Греческое monos лежащее в основе названия этих научных направлений означает один, единственный.

Диалектическая психология выражается в распространение законов и категорий диалектики на психику человека. Это распространение носит не вульгарный, а строго научный характер, подчеркивающий неразрывную связь человека и общества с материальным миром природы. Диалектическая психология вскрывает материальную основу психики, где бытие определяет сознание, и не только сознание, но и подсознание. Она наглядно иллюстрирует тот факт, что человеческая психика являясь продуктом общественной деятельности, сама оказывает влияние на эту деятельность, и делает это не только посредством сознательных поступков, но и через подсознательные и бессознательные процессы. Психика рассматривается как отражение материального мира, где протекающие процессы порождены и неразрывно связаны с обществом и природой. В этом проявляется диалектическое единство мира, выраженное в психике человека.

В диалектической психологии, несмотря на единую опору - диалектику, не существует полного единства воззрений. Одни полагают, что диалектическая психология должна заниматься вопросами развития личности, обогащением ее диалектическими знаниями и направлением их на самосовершенствование. Другим диалектическая психология видится, как средство изучения психики или средства влияния на нее. Рассматривая первую сторону, Н. Луценко пишет: «Диалектическая психология, устанавливая диалектическое единство способностей сознания и общественной среды, стирает кажущуюся непреодолимой преграду между способными, одаренными, талантливыми и гениальными личностями. Соответственно диалектическая психология требует от обыденной личности самосовершенствования, утверждая, что при диалектической системе воспитания, и образования каждый индивид может стать талантливым, то есть обрести способность к творчеству… Высшей ступенью развития сознания является самосознание в единстве всех его форм. Для научной формы самосознания характерно постижение сути диалектики, ее Абсолюта и умение ее применять в научной и практической деятельности. Для моральной формы самосознания характерно подчинение единичного - всеобщему, личного интереса - общественному интересу, чувства - разуму. Для самосознания характерно подавление религиозных и политических чувств в пользу разума и гуманизма»

[Луценко Н. Введение в учение диалектического монизма]. Думаю, в диалектической психологии надо, прежде всего, видеть революционную науку о внутреннем мире человека освобожденную от всяческого идеализма и опирающуюся на всеобщие законы диалектики. В то же время эти законы являются как законами познания, так и законами бытия. К сожалению, диалектическая психология пока существует больше в умах, чем в виде изложенных и опубликованных исследований, во время разнообразных, в основном неформальных, дискуссий о ней сказано куда больше, чем написано статей.

На что опирается диалектическая психология? Естественной опорой данной психологии является философская школа марксизма. Основными законами диалектической психологии являются естественно законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вкратце охарактеризуем их.

Единство и борьба противоположностей, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Другими словами единство и борьба противоположностей есть закон, в силу которого всем вещам, явления, процессам свойственны внутренне противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. Переход количественных изменений в качественные, один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития. Достигнув определенной пороговой величины (так называемой границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. В силу этого закона мелкие, в начале незаметные, количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения, вследствие чего предметы изменяются, старое качество исчезает, возникает новое качество.

Закон отрицания отрицания, так же является одним из основных законов диалектики, он характеризует направление, форму и результат процесса развития. Выдвинутый еще в первой половине XIX века Г. В. Ф. Гегелем он был в последствии развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Итак закон отрицания отрицания есть закон действием которого обуславливается связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое, зряшное отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, прогрессивный характер.

Мы не станем останавливаться на разборе множества философских категорий материализма, а сразу перейдем к адоптированному к психологии пониманию этих законов. Закон единства и борьбы противоположностей выражается в единстве психики и ее развитии как борьбе противоположностей составляющих это единство, развитии через разрешение противоречий, где противоречия в психике есть отражение противоречий объективного мира. Причем выражаться они могут не всегда резко, на первых порах они имеют характер лишь различия. Но это лишь начальная форма противоречия, постепенно перерастающая в противоположность, а уже затем в явное противоречие. Немного остановимся на видах противоречий, они бывают антагонистическими и неантагонистическими. Их различает тенденция, заложенная в них, в случае антагонистических противоречий это тенденция обострения и углубления противоречий, которое приводит к их разрешению путем ликвидации одной из борющихся сторон. В общественном развитии такие противоречия характерны для эксплуататорских обществ. Неантагонистические противоречия это противоречия не враждебных противоположностей, а таких сил и тенденций, которые наряду с противоречиями имеют общее в главном, коренном. Тенденция таких противоречий выступает в их смягчении и преодолении. Несмотря на все различие этих противоречий, все они разрешаются в борьбе и путем борьбы нового против старого, борьбы передового, прогрессивного, старого и отжившего. Стоит отметить, что разделение противоречий на антагонистические и неантагонистические носит не только общественный характер, но и является присущим природе. Так как эти противоречия отражаются в психике? Психические противоречия, порождаемые антагонистическими общественными противоречиями, и в психике носят такой же характер, то есть характер остроты и жестокой борьбы, в то время как неантагонистические противоречия, отражаясь в психике, протекают более мягко. Однако общей чертой и тех и этих противоречий остается необходимость их разрешения.

Разрешение противоречия в психике ведет к разрешению его на практике, но еще не означает этого
. Вот почему, будучи внутренне разрешенным в психике человека, противоречие должно быть разрешено и внешне. Но этого может и не произойти. Противоречие может оказаться объективно не разрешимым, то есть еще недостаточно факторов для его разрешения и оно продолжает существовать, сохраняясь в открытом (осознаваемом) или в скрытом (подавленном, укрытом в подсознании) виде. В этом парадоксе во многом выражается и относительная самостоятельность психических процессов, и их научная особенность. В то же время этим принципом подчеркивается их подчиненность общественным отношениям и историческому развитию, которые в свою очередь так же характеризуются законами диалектики.

В жизни обычного человека антагонистического общества противоречия как бы разделяются на бытовые и социально значимые, где только социально значимые противоречия носят антагонистический характер, поскольку прямо вытекают из общественных отношений. Таким противоречием служит выражаемое в форме субъективных отношений противоречие между трудом и капиталом. Наемный работник не может примириться с эксплуатацией со стороны капиталиста, то есть противоречие не может исчезнуть, не будучи разрешенным. Конечно, в жизни мы встречаем массу таких рабочих, которые либо не осознают эксплуатации, либо «примирились» с ней. Но в этом случае противоречие не является психически разрешенным, оно подавлено. О подавлении противоречий его природе, причине и последствиях мы еще не мало поговорим в дальнейшем, а пока перейдем к неантагонистическим противоречиям. Купить в магазине батон или плетенку, является ли это противоречием? Безусловно, но это противоречие носит бытовой характер и не является антагонистическим. Подобных примеров можно привести море, но все они не в коей мере не будут носить антагонистического характера. В то же время эти противоречия могут указывать на антагонизм основных противоречий общества. Прежде чем перейти к рассмотрению следующих законов диалектики в преломлении к психологии отметим, что

противоречия в психике, как и в обществе, подразделяются на антагонистические и неантагонистические, хотя может показаться, что они носят как бы общий характер, различаясь только по своим масштабам и роли в психической деятельности человека. Такое ощущение имеет место потому, что противоречивые стороны не существуют материально и можно подумать, что уничтожаемая в ходе разрешения противоречия сторона объективно неуничтожима, поскольку объективно не существует. Тут стоит отметить, что уничтожение не носит материального характера, а имеет место в нематериальной форме в субъективном виде.
Антагонизм психических противоречий состоит в том, что стороны не могут мирно существовать, итогом их борьбы должно стать уничтожение одной из борющихся сторон, а не просто ее отрицание.
Однако, это уничтожение, как мы отметили, не носит в своей психической сути материальный характер, хотя и ведет к нему. Это связано с тем, что антагонистичность являясь проявлением материальной борьбы в психике, не носит материального характера в силу не материального характера самой психики, хотя и порождаемой материей в виде общества и природы. В силу этих же причин, не материальности внутреннего мира человека, в психике порой очень сложно различить внешние и внутренние противоречия. Психика временное, но не пространственное явление. Психические противоречия по отношению к объективным, прежде всего общественным, носят характер внутренних противоречий, в то время, как вторые характер внешних. При этом и те, и другие представляют собой единое целое, и находятся в непрерывной, взаимно порождающей связи друг с другом. Приведем пример. В человеке заложено противоречие между обществом и природой, это противоречие находит свое отражение и в его психике. Чем прогрессивней строй общества и тем успешнее разрешается это противоречие.
Чем прогрессивней строй, тем больше развито сознание человека, а значит, тем успешнее разрешается данное противоречие в психике
. Противоречия могут порождаться, как сомой психикой человека, так и непосредственно его бытием. Но и в том и в другом случае они носят характер единства с материальным миром.

В психике, как и в объективном мире, имеет место накопление количественных изменений, и переход их в качественные. Накапливаясь и разрешаясь, противоречия в сознании переходят на другой качественный уровень, где вновь происходит количественное накопление противоречий их разрешение и появление новых качеств. Причем накопление противоречий и их разрешение может протекать по времени как быстро, так и довольно медленно. Скорость накопления и разрешения противоречий носит неразрывно связанный с объективным миром характер, и в значительной мере определяется им, как и сами противоречия. Закон отрицания отрицания в психических процессах носит тот же характер, что в природе и обществе. То есть отрицание в психике человека носит диалектический характер и подчеркивает поступательный характер развития внутреннего мира человека. Психика человека, представляя собой единство самых различных противоречий, и находясь в постоянном движении их возникновения, развития и разрешения, отрицает только те стороны, которые утратили свое значение, перестали быть необходимыми, и в ходе борьбы с новыми психическими сторонами потерпели поражение. В тоже время сохраняются те стороны отрицаемых психических элементов, которые остаются полезными, необходимыми или, по крайней мере, не выступающими помехой для дальнейших психических процессов. В качестве уточняющего момента я хочу пояснить, что имеется в виду под «сторонами» и «элементами». Это мысли, чувства, представления, ощущения, нормы поведения, ценности, интересы и даже потребности, выраженные в сложном единстве психических процессов, протекание которых подчинено всеобщим законам диалектики.

Итак, мы видим, что законы диалектики распространяются и на психику людей, которая выступает нематериально отраженной сутью объективного мира человеческой деятельности. И мы вполне справедливо переносим и применяем принципы материалистической диалектики к ней, а в дальнейшем, возможно не в столь явной форме, мы еще не раз вернемся к законам материалистического познания. Теперь перейдем к рассмотрению психоанализа и психосинтеза, которые являются основными инструментами диалектического познания психики человека, позволяющими наблюдать всю совокупную сложность психических процессов как в ее сознательной, так и в подсознательной плоскости.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Диалектика - Психологос

Диалектика — обобщающий термин, охватывающий несколько различных значений, причем все они имеют отношение к противоположности, противоречию и двойственности смысла.

Диалектика не ограничивается ни терминологией Сократа, ни терминологией Гегеля и Маркса, поскольку она имеет длинную и запутанную историю, уходящую вглубь веков. Как отмечал Фрейд в работе «Антитетическое значение первобытных слов», антропологическое и филологическое изучение таких древних языков, как египетский, показывает, что многие слова в употреблении имели два диаметрально противоположных значения. Складывается такое впечатление, что «диалектика пришла в человеческое мышление» через осознание того факта, что нечто одновременно и является, и не является чем-то. Значения взаимосвязаны, и во многих случаях эта связь является связью противоположностей. Вторым истинным подтверждением значимости диалектического мышления (мышления основанного на категориях диалектики) является школа диалектического мышления, созданная в Древнем Китае Мо Ди (Mo Ti) (ок. 470 — ок. 391 до н. э.). Этот философ был современником Сократа (ок. 470 — ок. 399 до н. э.) — замечательная параллель в истории философии, поскольку ни о каких культурных контактах в то время не могло быть и речи.

В то время как восточная философия отнеслась к диалектике благосклонно, о чем свидетельствует проникновение последней в буддизм, ее судьба на Западе сложилась явно неудачно. Диалектические махинации становятся опорой софистских диспутов — вовсе не неизбежное последствие, от которого предостерегал Сократ, предлагавший для получения точного знания использовать вместо этого доказательную (demonstrative) форму мышления. Доказательное мышление исходит из «первичных и истинных» предпосылок, т. е. из таких предпосылок, которые не подлежат исследованию через диалектическое противопоставление.

Доказательное мышление укрепилось в западной философии, в которую оно проникло через английский эмпиризм. Современные кибернетические или информационные модели познания опираются исключительно на доказательные концепции значения и рассуждения. Развитие математики в новое время привело к тому, что математические объяснения оттеснили диалектику на задний план. Математика наживает капитал на сингулярности, линейности, однонаправленности и непротиворечивости, предлагаемых доказательным рассуждением. Но даже и в этих условиях философы континентальной Европы, прежде всего в лице Гегеля и особенно Канта, обеспечили условия для выживания диалектических концепций разума. По Канту, человек способен путем рассуждения прийти к противоположности некоторых данностей, достигая тем самым трансцендентальной способности и «рефлектирующего» интеллекта, которые придают активности действующему организму. В известном смысле, каждый конкретный человек «разрешает» противоречия жизни путем подтверждения одного значения из множества открывающихся перед ним возможных значений.

Именно на этот последний тип объяснения и опирались сторонники психоанализа при конструировании своих теорий, хотя сам Фрейд не считал себя диалектиком. Юнг, напротив, признавал состоятельность диалектики в том, что касается понимания природы человека. Более современные теории в экзистенциальной традиции, напр. теории Л. Бинсвангера и Р. Д. Лэйнга, также проникнуты духом Д. Ж. Пиаже в своих поздних работах (напр. «Структурализм») подчеркивал важность диалектики в его понятии формальных операций.

Ричлак полагает, что современная психология должна воскресить диалектику, если хочет создать действительно полную картину человеческого опыта. Ригель в значительной степени опирается на диалектические концепции в своих оригинальных теориях развития. Также отмечается быстрый рост числа эмпирических исследований социально-исторических аналитических работ, опирающихся на диалектические концепции. Диалектические теории и полученные на их основе данные заставляют психологов задуматься а том, что составляет основу человеческой природы.

www.psychologos.ru

Лекция 7. Диалектическая психология

Спор – форма диалектики. Необходимы диалог и взаимообмен.. в буквальном переводе диалектика – разговор между двумя людьми. Три основные характеристики диалектики:

  1. Всё реально существующее есть целое с взаимосвязанными частями.

  2. Реальность составляют не статичные состояния, а противодействующие силы, и в каждом случае разрешение противоречий между ними порождает новые противоположности.

  3. Реальность находится в процессе непрерывного изменения.

В области психологии диалектический процесс предполгает, что взаимодействие конкретного человека с миром – это развивающийся процесс, который никогда не заканчивается. В результате каждого диалектического обмена изменяется как данный человек, та ки мир, что ведёт к новым взаимообменам. Всё это происходит в контексте смыслов (значений), которые составляют часть этого бесконечного диалектического процесса. Человек и мир не являются независимыми друг от друга и ни один из них не находится в другом.

Диалектический принцип представлен в китайском соотношении инь и янь, греческой традиции 5 века до н. э. Современный вариант диалектики ведёт своё начало от работ Иммануила Канта, Вильгельма Фридриха Гегеля (диалектический идеализм), Карла Маркса и Фридриха Энгельса (диалектический материализм).

Одним из самых известных представителей диалектической психологии в США является Ригель (1979). Он утверждает, что любая стабильность преходяща. Все явления следует рассматривать именно в контексте взаимодействия (например, стадии детского развития, по Пиаже, в Китае не обнаруживают строгой последовательности, зависят от характера обучения, ситуационных переменных). В ходе своих исследований сохранения информации в долговременной памяти Ригель просил студентов колледжа записать в течение 6 минут как можно больше имён людей, которых они знали в течение своей жизни. В большинстве случаев студенты указывали либо имена тех, с кем они общались в раннем возрасте (эффект первенства), либо тех, кого встречали недавно (эффект свежих впечатлений). Лишь незначительное количество имён относилось к промежутку между этими двумя периодами. Юноши упоминали родителей чаще, чем девушки, и одинаково часто называли первым как отца, так и мать. Девушки всегда упоминали сначала мать. Когда Ригель провёл аналогичный эксперимент с людьми среднего возраста, эффект первенства не был обнаружен, а эффект свежих впечатлений проявлялся слабо. При исследовании людей пожилого возраста не наблюдалось ни того, ни другого эффекта. В этих экспериментах можно проследить изменение относящихся к памяти паттернов во времени.Т.Е. Важность тех или иных периодов жизни различается для людей, относящихся к различным возрастным группам.

Квэйл (1947) рассматривал память не как сохраняющийся во времени слепок определённых событий, а как нечто осмысленное, исследуя запоминание слова в предложении как временном контексте; значение слова связано с предшествующими ему словами, а также со словами, которые последуют за данными, но которые, однако, ещё не произнесены.

В диалектической психотерапии упоминают процедуры Линехана и процедуры Омера.

Процедуры Линехана предполагают, что любая истина, к пониманию которой клиент и психотерапевт приходят в результате совместной работы, парадоксальным образом содержит свою противоположность; а потому они должны общими усилиями исследовать эти противоположности, пытаясь обнаружить истины, которые они могли упустить из вида. Используются следующие приёмы:

Парадокс: терапевт не оценивает клиента ни отрицательно, ни положительно, относясь к нему с пониманием, но настаивая, однако, на том, что тот должен измениться. Внимание центрируется на парадоксах нашей жизни.

Рассказывание историй. С целью прояснения проблемы клиента терапевт может рассказывать ему истории, содержание конфликт между обязанностями и желаниями. Например: терапевт и клиент плывут на плоту в океане; клиент испытывает боль от полученной раны, а у терапевта есть несколько обезболивающих таблеток. Должен ли терапевт сразу дать пациенту столько таблеток, сколько тому нужно, чтобы утолить боль, или ему следует распределить выдачу таблеток на длительный период времени? Быть может клиент решит, что у терапевта много таблеток, но он наркоман и приберегает таблетки для себя? Часто эффективными оказываются истории, повествующие о болезненных переживаниях, которые пациент доставляет другим людям, либо описывающие поведение пациента, которое препятствует установлению положительных межличностных отношений.

Роль адвоката дьявола. Терапевт выдвигает тезис, в котором та или иная точка зрения заявлена в крайней форме, а клиент оспаривает его позицию, выдвигая антитезис. В результате возникающей полемики стороны приходят к синтезу. Неуступчивая позиция терапевта вынуждает клиента применять адаптивные стратегии поведения.

Обращение недостатка в достоинство. Нередко то, что клиент рассматривает как недостаток, содержит в себе положительный элемент, который нужно только распознать, признать и развить.

Процедуры Омера не все признают диалектическими.

Парная работа терапевтов. Данная техника позволяет мобилизовать силы пациента. Один их терапевтов, играющий роль плохого, постоянно критикует пациента и возражает ему, тогда как второй – «хороший», выражает своё понимание и поддержку и становится на защиту пациента от нападок «плохого» терапевта.

Чередование антитезисов. Клиента, демонстрирующего противоречивое поведение, просят разыграть по очереди роли, связанные с каждым из двух образцов такого поведения, а затем признать обе линии поведения.

Поворот на 180 градусов.

Используя эту стратегию, терапевт вызывает инфляцию дисфункционального поведения, чтобы можно было более твёрдо противодействовать ему впоследствии. Такая стратегия была использована по отношению к мальчику в школе-интернате, который пребывал в постоянной изоляции, считая, что взрослые враждебно настроены по отношению к нему. После специально подстроенного инцидента, рассчитанного на то, что мальчик убежит, он действительно убежал и вернулся через несколько дней грязный, голодный, измотанный. Взрослый, дежуривший в тот день, отвёл его в столовую, но мальчик был слишком взволнован, чтобы есть. Тогда дежурный отвёл ребёнка на кухню и сказал, что он может есть всё, что захочет. Затем сказал, что уже поздно и устроил мальчика на ночь в холле, так как поздно идти в общежитие. Перед уходом ласково потрепал ребёнка по голове и дружелюбно поговорил с ним. С этого момента отношение ребёнка к школе и взрослым резко изменилось.

studfiles.net

Диалектика

Диалектическая психология (Новейшей философии).
- 24.05.10 г. -

>> Диалектическая психология - закономерно создаваемая наука, реконструируемая в поступательном развитии диалектического познания и занимающая надлежащее место во всеобщем познании, вытесняя отдельные разрозненные субъективные представления, не имеющие укоренения в особенностях содержания реального мира.

Диалектическая психология является важной частью познания диалектической философии о венце мирового развития - о человеке - диалектического учения о человеке. 
    Диалектическая психология является производной от системы науки, точнее - частью системы наук диалектической философии,  наукой, логично актуализирующейся в системе на основе достигнутых диалектических знаний.
    Диалектическая психология является наукой, явно позиционированной как средний термин, обрамленный наукой о мышлении и онтологией; при этом в смысле гегелевского тождества мышления и бытия она выступает в качестве науки о деятельном субъекте в мире, образуемой на основе науки о мышлении.
    Диалектическая психология является наукой о психических процессах, касающихся восприятия и осмысления внешнего мира человеком и о формируемых в связи с этим психическими состояниями и реакциями, а также о психических свойствах, причинах, мотивациях и реализациях деятельности человека и о его поведении.
    Отличительной особенностью формирования диалектической психологии является то, что она позиционируется со своими составляющими в частной системе наук диалектической гносеологии - производной от до сих пор потаенной для наук обозначенной Гегелем системы науки - и выступает необходимым развитием логики по Гегелю (т.е. не традиционной, обычно понимаемой логики, что, кроме всего прочего, исключает основы и посылки многих негативов), но когда познание обращается [будучи на феноменологии идеи] к человеку, в чем и определяются истинность диалектической психологии, а также образующие и составляющие этой науки.
    Диалектическая психология является закономерно и строго позиционируемой диалектической наукой, а не результатом чьих-то разнообразных наблюдений и соображений. При этом она формируется в соответствии с обозначенным выше позиционирующим положением, причем на базе единой пред-положенной основы, которая снимается в процессе осмысления, поэтому внешность уходит внутрь себя и снимается в субъективности, что фиксирует познавание жизни - существо диалектического учения о человеке - в конкретной ипостаси. А как движущее начало, проходящее через объективность, познание опосредует для себя реальность, что и составляет основу диалектической психологии, и в смысле внутри-себя-бытия она оказывается направленной на истинность. Так обосновывается существенность и истинность познания диалектической психологии, следовательно, ее самой, чего невозможно сделать в отношении психологии.
    Таким образом, диалектическое гегелевское положение о том, что мышление изучается в предназначенной этому науке, отчетливо проявляется и служит основанием положения диалектической психологии, которая, в отличие от психологии, получает не описательно-эмпирический, а комплексный статус, который базируется на осмыслении и подтверждающем обращении к бытию, а не на единичных по своей сути экспериментах (которые сами по себе не отрицаются, но включаются в более полную диалектическую систему представлений).
    Диалектическая психология и обоснована, и структурно положена - определена.

В основу диалектической психологии был положен ряд представлений диалектической философии, в том числе:
- знания о сознании и о человеческом мышлении, представленные в философии Гегеля,
- новые  экзистенциальные знания (т.е. не традиционного экзистенциализма и не гуманистической психологии)*
- разработанные в диалектическом учении о человеке модели конкретных форм жизнедеятельности человека
и др.
    С другой стороны, для исследований диалектической психологии привлекаются знания психологии.

Диалектическая психология - составляющая диалектического учения о человеке, включающая новую парадигму и ряд новых направлений.
    Нужно отметить, что формирование новых парадигмы и направлений исследований диалектической психологии оказалось возможным а) при использовании логических инструментов диалектической философии (в т.ч. логик диалектической философии) и б)  на уровне  диалектического учения о человеке, фактически, за счет новых представлений о человеке.
    При этом надо отметить, что диалектическая психология обладает рядом специфических особенностей.
    Во-первых,  предметные положения в диалектической психологии имеются не только как тем или иным образом обобщаемый набор фиксируемых реакций организма и выводов исследователей, но и как раскрытые определения понятий: диалектическая психология в тождествах, указанных Гегелем, оперирует объективными данными.
    Во-вторых, диалектическая психология признает и учитывает, в т.ч. в тождествах, указанных Гегелем, сверхчувственные феномены, хотя экспериментальная практика, конечно же, не скидывается со счетов.
    А в психологии ее предмет (его составляющие), духовный по своей сути, недоступен материалистическому изучению, что признается учеными. Но при этом так и не объясняется, как же он изучается, как регистрируемые внешние процессы могут привести к познанию духовного? - это научная мистика.
    В-третьих, определен и учитывается ряд парадигмальных, системных, методологических, логических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований**, и это позволяет избегать многих ошибок в теории и практике диалектической психологии.
    В-четвертых, в диалектической психологии была определена возможность проведения непосредственных теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий (в т.ч. с последующими экспериментальными исследованиями теорий), что является новым и предельно важным моментом как для развития в целом психологического познания, так и для методологии формирования в нем аналитических рассуждений по отдельным вопросам.
    Диалектическая психология не является преимущественно эмпирической наукой, поэтому не зависит от ограниченности, капризов и несовершенства экспериментов, она развивается и на основе теоретических и сверхчувственных изысканий.
    В-пятых, диалектическая психология является не только описательной и экспериментальной наукой как психология, но и аналитической и спекулятивной наукой.
    И др.

Указанные особенности, положенные как определяющие моменты в процессах образующего внутреннего опосредствования, позволили реконструировать «общий знаменатель» или общее основание исследований для парадигмальных основ (представлений) и базовых теоретизаций диалектической психологии и, главное, обозначить новый взгляд на психику и, соответственно, на ее исследования. 
    Это позволило актуализировать новую обобщающую базовую парадигму.
    Надо отметить, что она, во-первых, не основывается на принципе систем­ности (хотя учитывает его), поэтому, во-вторых, не является результатом процесса развития совокупности парадигм психологии в некую одну.
    На основе теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий и новых парадигмальных представлений и соответствующих исследований был сформирован теоретико-парадигмальный раздел, который можно считать теоретической психологией (его можно считать разделом, в разных классификациях, фундаментальной, общей или научной психологии). В нем осуществляется не только описание выявленных экспериментально фактов и переход к их предметному определению, но и, в основном, рефлексия в реконструируемом понятийном пространстве, создающая мыслительную основу и обеспечивающая развитие исследований диалектической психологии. 
    Теоретическая психология (иногда - мыслительная психология) - важнейший раздел диалектической психологии, обеспечивающий поступательное движение ее познания и, в частности, формирование ее исследовательских программ.

Развитие теоретической базы позволило позиционировать, обобщать и использовать знания ряда других наук и учений.
    Во-первых, диалектическая психология рассматривается в совокупности со знаниями других областей познания Новейшей философии и, в свою очередь, дополняет их; в первую очередь, это
- логики диалектической философии,
- эзотеология,
- когнитивная гносеология (Новейшей философии),
- диалектическое учение о человеке.
    Во-вторых, развитие обозначаемых предметных знаний на диалектической основе позволило осмыслять и учитывать знания ряда других учений, например, ведические, буддистские и даосистские  представления, что невозможно в традиционной психологии (да и вообще в науках) по причине отсутствия соответствующего теоретического обеспечения. Более того, сторонние знания не только изучаются, но и создают новые знания***, которые важны как для диалектической психологии и диалектического учения о человеке, так и для других диалектических наук и областей познания Новейшей философии****. 
    На основе диалектической психологии оказались возможными трансцендентные исследования, например, религиозных представлений; в частности, были установлены аспекты христианских и ведических представлений о душе, духе, дживе и атмане, что позволило значимо развить представления объективного экзистенциализма о нематериальных ипостасях человека и, затем, гегелевские философию духа и философию религии, а также диалектическое учение о человеке и диалектическую эсхатологию.
    В-третьих, обозначенное выше развитие теоретической базы позволило, как уже указывалось,  не только учитывать и избегать парадигмальных, методологических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований, но и обобщать и полномасштабно использовать ее знания (точнее - ряда ее парадигмальных и предметных направлений, например, таких как гештальтпсихология, когнитивная психология, некоторые положения общей психологии, клиническая психология, социальная психология, дифференциальная психология, этническая психология). 
    По ряду современных, наиболее актуальных направлений исследований  диалектичсекая психология для качественного развития своих занний и знаний Новейшей философии в целом, а также для обеспечения их преимущественного развития ведет свои изыскания максимально интенсивно, причем, в отличие от психологии, использует предметные знания диалектичсеких учений и наук, обеспечивающие значимые преимущества. Например, для исторической психологии Новейшей философии, которая актуальна для понимания появления человека и развития цивилизации (эти знания Новейшей философии отличны от общепринятых научных представлений), используются гегелевские феноменология духа и учение об объективном духе. Знания исторической психологии Новейшей философии важны и для понимания Человека диалектического. Принципиальны исследования и в области гештальтпсихологии, причем игнорируемым учеными фактам диалектическая психология придает громадное значение, например, в целях получения данных для изучения всеобщих форм человеческого мышления. И др.

Развитие парадигмальных и теоретических представлений, а также диалектические задачи и практические потребности определили формирование новых направлений исследований.
    Первым из них стала теоретическая психология. На ее базе была создана аналитическая психология, позволившая проводить исследования на основе последовательно развиваемых теоретических положений.
    Использование диалектической психологии при проведении ряда логических исследований обусловило создание отдельной дисциплины - психологии логики (не путать с логической психологией), которая впоследствии на базе общего основания исследований позволила создать психологию науки, которая, в частности, проводит исследования коррупции и застоя познания в науках; с учетом знаний именно психологии логики  и психологии науки были сформированы предложения для решения вопросов интенсификации имеющейся системы образования и реконструкции новых форм в ней.
    Большое значение имеют прикладные направления исследований, например, экономическая психология и другие, о которых будет сказано отдельно.
    В целом исследования в рамках диалектической психологии имеют не только диалектические и традиционные направления, но и новые реализации, решающие как теоретические и целевые программные задачи, так и прикладные задачи, в т.ч. предметно-профессиональные задачи (например, формализация и решение задач деятельности бизнесменов и адвокатов), или жизненные задачи (например, выбор жизненного пути, позитивизация собственного мироощушения).

Несмотря на важность прикладных направлений диалектической психологии, в ней вторыми по важности, после системно диалектически полагаемых задач, стали задачи психологии логики, которые подразделяются на задачи изучения психологии иных учений, систем познания и логик, в первую очередь, восточных учений и западной теоретической логики, и на задачи развития системы логик диалектической философии и их приложений.
    В частности, удалось по-новому осмыслить многие западные исследования, в первую очередь, аналитико-философские, психоаналитические и когнитивные исследования, которые имеют колоссальное значение не только для наук, но и для общественной жизни. Их результаты важны и для познания, и для практики. А расширение объемов когнитивных исследований, системы логик диалектической философии и диалектической психологии обеспечивают интенсивное опережающее развитие диалектического познания.

В целом в диалектической психологии были актуализированы:
- новые представления и основания исследований в сфере психологии,
- новые предметные методы исследований,
- новые теоретические, предметные и прикладные направления исследования (теоретические разделы).

Результаты исследований диалектической психологии включают, в частности, открытие и исследование ряда феноменов и теоретических положений, например:
- феномен терминологической неопределенности,
- лжекоммуникация (этот феномен был обнаружен в ходе исследований феноменальной теории противоречия и противоположности),
- экзистологический ряд,
- логико-психологическая проблема (этот феномен обнаружен в ходе исследований в области психологии науки),
- релевантный формализм,
- некоторые особенности восприятия, например, касающиеся иллюзий, константности восприятия,  ряда гештальтпсихологических принципов и др.,
- поверхностность фрейдизма,
- исследование вопросов идентификации клона с позиций сознания
и др.

*  Объективный экзистенциализм также является частью диалектического учения о человеке.
** В т.ч. те, которые не могут быть замечены и осмыслены на основе уже морально устаревших материалистических представлений, пронизывающих науки. Например, в науках, в т.ч. и в психологии, до сих пор делаются бессмысленные по своей сути попытки изучить сверхчувственные феномены на основе материалистических представлений и физичных опытов, например, сознание.
*** Об этом см., напр., «Упанишады», «И Цзин (история и гносеология)» и «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположности в начале».
**** Например, оказалось возможным в представлениях буддизма получить сопоставление различений человеческого сознания и представлений сознаний локов, причем все эти представления, что важно, оказались связаны с некоторым всеобщим, что позволило развить ряд обобщающих представлений.

См.  «Несовершенство психологии» и «Причины актуализации диалектической психологии»,
«Позиционирование»

[«Диалектической гносеологии частная система наук»,
«Человек», «Человека появление», «Человека модели», «Человеческого мышления процессы»,
«Логическая праксиология», «Логическая психотерапия», «Нейрологическая типизация»,
«Суждение», «Умозаключение»].

dialectics.ru

Диалектика в философии: основные законы и опрделение

Уже две с половиной тысячи лет назад вместе с философией зародилась ранняя диалектика.

Диалектика в философии — это теория о закономерности и развитии всего сущего, которое связано между собой. Согласно ей, все в мире имеет внутренние противоречия, которые и становятся главной движущей силой развития.

Первые философы, еще до того, как сформировалось само понятие, уже использовали диалектику для объяснения природы материи, общества, человеческого духа.

Считается, что первым, кто употребил термин «диалектика», стал Сократ. Этим понятием он обозначил умение вести диалог и диспут, при котором обсуждается проблема и ищутся пути ее решения через противостояние диаметральных мнений. Учеником Сократа, Платоном, диалектическое мышление было определено как высшая форма метода познания.

Софистам данная концепция использовалась как способ заработка с помощью своего интеллекта. А в средневековье и позже, вплоть до XVIII века под этим термином понималась обычная логика, которую преподавали в школе.

Кант не признавал диалектику как часть философии и называл ее иллюзорной за то, что эта доктрина не опиралась на опыт, а была метафизична.

Тема диалектики в ее современном значении впервые была затронута Гегелем в его трудах. Он называл ее навыком, который позволяет находить противоположности в самой реальности. В XX веке последователи марксизма пытались развить свое учение, опираясь на данную теорию.

Период античности

Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.

Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.

Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.

Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.

Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.

Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.

Традиционная китайская философия

Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.

Стихийная диалектика была распространена среди обитателей древнего Китая. Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.

Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.

Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.

Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.

С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия бытия. Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии – Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии. В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная. Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

mystroimmir.ru

Диалектика - это... Что такое Диалектика?

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА —     ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии.     Софисты …   Античная философия

  • Диалектика —  Диалектика  ♦ Dialectique    Искусство диалога и противоречия, искусство контроверзы. В лучшем случае диалектика также – логика видимости, в худшем – видимость логики. Наконец, в философии Гегеля или Маркса диалектика – определенный метод… …   Философский словарь Спонвиля

  • ДИАЛЕКТИКА — (греч. dialektike, от dialektes язык, наречие). 1) у древних философов, искусство правильного расположения выводов при доказательстве чего либо. 2) искусство правильного расположения, доводов в споре. 3) в старину то же, что логика. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Диалектика — (гр. dialectic) алғашқыда, ертедегі Грекияда, логикалық аргументация (дәлелдеме) әдісі. Көне грек ойшылдары диалектика деп талас жүргізу өнерін, дискуссияда жоққа шығару тәсілін, үғымдарды үнемі бағалау (саралау) әдісін түсінген. Ақиқатты қарама… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • диалектика —         ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou веду беседу, спор). 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике искусству спора ради победы в нем любой… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА, диалектики, мн. нет, жен. (греч. dialektike). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей,… …   Толковый словарь Ушакова

  • диалектика — по злоупотреблению искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль) См …   Словарь синонимов

  • ДИАЛЕКТИКА — [от греческого dialektike (techne) искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: учение о… …   Современная энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в… …   История Философии: Энциклопедия

  • Диалектика — (от греч. dialegesJai) искусство вести беседу.Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д.Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законепротиворечия, положений, выставленных представителями других… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • psychology_pedagogy.academic.ru

    Психологическая энциклопедия - диалектика

    (dialectic)

    "Д." обобщающий термин, охватывающий неск. различных значений, причем все они имеют отношение к противоположности, противоречию и двойственности смысла.

    Д. не ограничивается ни терминологией Сократа, ни терминологией Гегеля и Маркса, поскольку она имеет длинную и запутанную историю, уходящую вглубь веков. Как отмечал Фрейд в работе "Антитетическое значение первобытных слов" (Antithetical meaning of primal words), антропологическое и филологическое изучение таких древних языков, как египетский, показывает, что мн. слова в употреблении имели два диаметрально противоположных значения. Складывается такое впечатление, что "Д. пришла в челов. мышление" через осознание того факта, что нечто одновременно и яв-ся, и не яв-ся чем-то. Значения взаимосвязаны, и во мн. случаях эта связь яв-ся связью противоположностей. Вторым ист. подтверждением значимости диалектического мышления мышления, осн. на категориях Д., яв-ся школа диалектического мышления, созданная в Древнем Китае Мо Ди (Mo Ti) (ок. 470ок. 391 до н. э.). Этот философ был современником Сократа (ок. 470 ок. 399 до н. э.) замечательная параллель в истории философии, поскольку ни о каких культурных контактах в то время не могло быть и речи.

    В то время как восточная философия отнеслась к диалектике благосклонно, о чем свидетельствует проникновение последней в буддизм, ее судьба на Западе сложилась явно неудачно. Диалектические махинации становятся опорой софистских диспутов вовсе не неизбежное последствие, от к-рого предостерегал Сократ, предлагавший для получения точного знания использовать вместо этого доказательную (demonstrative) форму мышления. Доказательное мышление исходит из "первичных и истинных" предпосылок, т. е. из таких предпосылок, к-рые не подлежат исслед. через диалектическое противопоставление.

    Доказательное мышление укрепилось в зап. философии, в к-рую оно проникло через английский эмпиризм. Совр. кибернетические или информационные модели познания опираются исключительно на доказательные концепции значения (meaning) и рассуждения (reasoning). Развитие математики в новое время привело к тому, что мат. объяснения оттеснили Д. на задний план. Математика наживает капитал на сингулярности, линейности, однонаправленности и непротиворечивости, предлагаемых доказательным рассуждением. Но даже и в этих условиях философы континентальной Европы, прежде всего в лице Гегеля и особенно Канта, обеспечили условия для выживания диалектических концепций разума. По Канту, чел. способен путем рассуждения прийти к противоположности нек-рых данностей, достигая тем самым трансцендентальной способности и "рефлектирующего" интеллекта, к-рые придают активности действующему организму. В известном смысле, каждый конкретный человек "разрешает" противоречия жизни путем подтверждения одного значения из множества открывающихся перед ним возможных значений.

    Именно на этот последний тип объяснения и опирались сторонники психоан. при конструировании своих теорий, хотя сам Фрейд не считал себя диалектиком. Юнг, напротив, признавал состоятельность Д. в том, что касается понимания природы чел. Более совр. теории в экзистенциальной традиции, напр. теории Л. Бинсвангера и Р. Д. Лэйнга, тж проникнуты духом Д. Ж. Пиаже в своих поздних работах (напр. "Структурализм") подчеркивал важность Д. в его понятии формальных операций.

    Ричлак полагает, что совр. психология должна воскресить Д., если хочет создать действительно полную картину челов. опыта. Ригель в значительной степени опирается на диалектические концепции в своих оригинальных теориях развития. Тж отмечается быстрый рост числа эмпирических исслед. социально-исторических аналитических работ, опирающихся на диалектические концепции. Диалектические теории и полученные на их основе данные заставляют психологов задуматься а том, что составляет основу челов. природы.

    См. также Усвоение понятий и развитие, Эпистемология, Галилеево и аристотелевское мышление, Обработка информации

    Дж. Ф. Ричлак

    www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *