Диалог с самим собой – норма или диагноз – мнение психолога

Содержание

общайтесь с самим собой конструктивно

Всю жизнь мы учимся строить диалог с другими. Сначала с родителями и другими значимыми взрослыми. Потом — со сверстниками, возлюбленными, начальниками или подчиненными и, наконец, со своими собственными детьми.

Этого требует жизнь: с миром нужно взаимодействовать, прежде всего, с помощью языка. И это искусство все мы в той или иной степени как-то освоили.

При этом другой диалог, внутренний, диалог с самим собой, часто остается скудным, надоедливым, конфликтным, мешающим.

Знаете, какой самый популярный запрос в поисковиках по этой теме? «Как остановить внутренний диалог». Между тем, хорошо развитый внутренний диалог – это и метод психологической саморегуляции, и ключ к внутренней свободе и подлинной уверенности в себе. Освоим и это искусство?

Внутренний диалог: враг или друг?

Скажем сразу: внутренний диалог может быть и тем, и другим, может как препятствовать, так и способствовать адаптации в жизни. Внутренняя структура таких диалогов различна.

Деструктивный внутренний диалог

Состоит из разговоров (реплик) внутренних комментаторов (интроектов), бессистемных мыслей, неконтролируемых образов (картин). Чаще всего такой диалог включает критику, обвинения, унижения, обзывательства, упреки, приказы, насмешки. Этот диалог может быть скудным или, наоборот, чрезмерным, выходящим из берегов, может идти преимущественно о других и почти никогда — о самом себе.

Вот характерный пример такого разговора с самим собой: «Мои внутренние диалоги постоянно изматывают меня. Ну, например, я устала, и тогда я говорю самой себе: «Как это ты устала? Так, быстро взяла себя в руки, давай, надо сделать то-то и то-то».

В этом примере девушка говорит сама с собой, как с нерадивым подчиненным или солдатом, отлынивающим от службы. Неудивительно, что от такого разговора ей становится плохо.

Конструктивный внутренний диалог

Предполагает доступ к самому себе и способность соотноситься со своими чувствами: хорошо разговаривать с самим собой означает замечать свои чувства, обращаться к ним и к самому себе, как к другу, всерьез, уважительно, справедливо. В таком диалоге человек способен говорить с разными частями себя так, чтобы переживать этот разговор как поддерживающий, одобряющий, любящий.

Я вспоминаю один пример такого удавшегося диалога у своего клиента. Вот он. «Мне предстояла длительная поездка в Германию. Я была одна за рулем. За прошедший год я очень часто так ездила. И каждый раз испытывала мандраж и страх. И обычно я говорила себе так: «Успокойся. Ничего страшного не происходит. Чего ты там психуешь?» Обычно это не помогало.

В этот раз я решила принять этот страх и сказала сама себе: «Маша, все в порядке. Ты имеешь право бояться, потому что дорога – это стресс, она может таить в себе неприятные сюрпризы. Твой страх абсолютно нормален, поэтому давай сейчас немного побоимся, подумаем, чего именно мы с тобой боимся и просто поедем внимательно и осторожно». И после этого я успокоилась, ехала более расслабленно и в целом намного легче перенесла дорогу. И придти к такому состоянию мне помог добрый, понимающий разговор с самой собой».

Что произошло в результате такого диалога? В дебрях различных чувств, связанных с непростой поездкой, девушка смогла понять саму себя, подбодрить, встать на свою сторону и принять решение, которое принесло ей спокойствие.

Конструктивный внутренний диалог выполняет важнейшую регулятивную функцию: разговаривая с самим собой, человек может дать самому себе утешение, успокоение, поддержку, сочувствие, сожаление, прощение, ободрение. Обычно люди хотят получить это от других, но важнее научиться дарить эти дары самому себе, — это путь к уравновешенности,  самостоятельности и независимости.

Внутренний диалог необходим и для самопознания и самопонимания: во внутреннем диалоге мы получаем возможность разобраться в жизненных коллизиях, осмыслить отношения с самим собой и другими людьми.

Благодаря внутреннему говорению человек вступает в контакт с самим собой, обретает собственного визави, и это освобождает его от привычной тяжести одиночества, помогает обрести внутреннее спокойствие.

Внутренний диалог: причины и следствия

Итак, конструктивный внутренний диалог необходим для здорового функционирования психики. Но почему говорить с самим собой, как с тем, кого любишь, уважаешь и принимаешь, так трудно? Одна из причин – отсутствие такого опыта общения в детстве.

Первичным и определяющим диалогом для ребенка является диалог с матерью: образцы, по которым строилось общение между родителем и ребенком, закрепляются во внутренней психической реальности и образуют паттерны внутреннего диалога.

Сначала взрослый обращается к ребенку, затем ребенок впитывает данный способ обращения и впоследствии начинает сам на себя воздействовать словом так, как это делал по отношению к нему взрослый. Другими словами, внешнее обращение закладывает основу для формирования внутренних процессов.

Если ваше общение с самим собой вызывает у вас лишь одно желание, — узнать, как остановить внутренний диалог, спросите самого себя, «кто сейчас во мне это говорит?», «через кого такой стиль общения пришел в мою жизнь?».

Человек не рождается недовольным собой, ругающим или обесценивающим самого себя, он таким становится в процессе воспитания, перенимая образцы общения, поведения, принятые в семье и в среде значимых взрослых.

Ругая самого себя так, как его ругали взрослые, ребенок тем самым сохраняет отношения с ними: так он чувствует близость к родным, без которых ему не выжить в детстве, и… разъединяется с самим собой. Впоследствии от такого диалога внутри сразу становится плохо. Увы, мы все это знаем на собственном опыте.

Пробиться к самому себе сложно и в том случае, если есть проблемы с чувствами. Обычно об этом говорят так: «я ничего не чувствую», «я постоянно думаю, все анализирую».

Когда чувства вытеснены, не осознаются, не проживаются, диалог с самим собой значительно затруднен. И в этом случае нужна отдельная большая работа по размораживанию чувств, отогреванию самого себя.

Внутренний диалог: инструкция по применению

Итак, зарождение внутреннего диалога обусловлено извне, но дальнейшее развитие говорения с самим собой зависит в том числе и от самого человека.

Конечно, непросто изменить привычные шаблоны, и часто это легче сделать вместе с психологом, который задает новые рамки общения. Но что-то можно попробовать сделать и самому.

Как можно научиться говорить с самим собой «правильно»?  Дадим несколько несложных рекомендаций:

  1. Выделите для разговора с самим собой время и место. Для этого часто бывает необходимо уединение.
  2. Обращайтесь к себе по имени (можно придумать ласковое прозвище) и на ты. Это поможет создать внутреннюю дистанцию к самому себе и своим чувствам.
  3. Говорите с самим собой о том, что вы делаете. Последовательность может быть такой:
    1. Опишите, что вы намереваетесь сделать и почему («сейчас я отвечу на это письмо, чтобы не забыть»).
    2. Обратите свое внимание на чувства, которые возникли в связи с этим («Как хорошо, что я справился! Теперь мне лучше»).
    3. Займите позицию («Для меня это правильно – отвечать на важные письма, не откладывая в долгий ящик»).
    Такой разговор позволит вам обрести опору и ясность в самом себе, а также усилит отношения с самим собой.
  4. Конфронтируйте с внутренним критиком. Отслеживайте появление во внутреннем диалоге обесценивающих, унижающих высказываний, защищайте самого себя от них, восставайте против несправедливого обращения, нереалистичных высказываний. Учитесь быть добрее к самому себе. Помните: у любого человека есть право на адвоката. И ваша задача – становиться внутренним защитником для самого себя. А прокурор у вас и так уже есть.
  5. Развивайте интерес к самому себе. Для этого важно отвести взгляд от мира и направить его на самого себя. В этом вам могут помочь следующие вопросы:
    — «Как у меня обстоят дела с самим собой?»
    — «Как я переживаю себя?»
    — «Какие настроения пронизывают мою жизнь?»
    — «Каково мое настроение в настоящий момент?»
    — «К чему я расположен сегодня?»

Поговорите с самим собой о том, что важно в вашей жизни прямо сейчас.

Вместо послесловия

Если вы хотите развить внутренний диалог с самим собой, вы можете воспользоваться материалами нашей тематической методики.

В ней вы найдете 3 упражнения для установления контакта с самим собой и 10 вопросов для самопознания во внутреннем диалоге. После оплаты вы сможете скачать нашу методику «Как придти к самому себе, и о чем потом с собой говорить».

Если у вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Внутренний диалог: общайтесь с самим собой конструктивно»

Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:

Если вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.

«Внутренний диалог: общайтесь с самим собой конструктивно»
//PsyHelp24.org/vnutrennij-dialog/

 

psyhelp24.org

Внутренний диалог — разговор с самим собой

Говорите ли вы с самим собой? Когда мы слышим людей, говорящих с самим собой вслух, мы, по меньшей мере, считаем это странным. Но замечали ли вы, что все люди, без исключения говорят с самим собой? Только это мы уже не считаем странным.

Если кто-то говорит вам неприятные вещи, что вы делаете? Вы начинаете принимать гнев в свой разум! Вы можете представить себя сердитым, вы можете накричать на него или говорить что-то, что может задеть его самолюбие. А вот иногда, люди часами подвергают себя негативному диалогу.

В голове каждого человека происходит непрерывный разговор, на который он тратит много энергии, времени и внимания. Этот разговор продолжается с момента пробуждения от сна и засыпания.

Внутренний диалог происходит постоянно, когда вы работаете, учитесь, читаете, смотрите телевизор, разговариваете, прогуливаетесь или кушаете. Происходит постоянная оценка людей, комментирование происходящего, планирование и разбор диалога с людьми.

Этот внутренний диалог подобен эффекту снежного кома. Чем больше мы проводим времени, разговаривая с самим собой, тем более привязанными мы становимся к внутреннему диалогу. К внутреннему диалогу присоединяются эмоции и внутренняя энергия, что в свою очередь приводит к негативному влиянию на поведение, принятие решений и общую производительность человека.

Внутренний диалог - разговор с самим собой

Во многих случаях внутренний диалог является негативным, он укрепляет любое негативное отношение и поведение. Лишь немногие люди имеют достаточно веры в себя и в свои способности, чтобы вести позитивный внутренний диалог. Этот процесс и эффект от позитивного внутреннего диалога, становится похожим на позитивные утверждения. Постоянное мышление в таком ритме влияет на подсознание, которое в свою очередь воспринимает эти слова и мысли. Негативный внутренний диалог приводит к негативным результатам, а позитивный внутренний диалог, наоборот, вызывает позитивные результаты. 

И вы можете использовать этот процесс в вашу пользу. Это активно даже тогда, когда вы не осознаёте этого. Но если вы понимаете и осознаете это, вы получаете возможность управлять внутренним диалогом в свою пользу. Вы можете превратить его в позитивный диалог, а когда это произойдёт, тогда вы осознаете, что в вашем распоряжении имеется большая власть.

Старайтесь осознавать, какие мысли приходят в вашу голову. Спокойно смотрите, что происходит в вашей голове, даже если через несколько минут вы можете забыть, что вы делаете это. Внутренний диалог продолжается, даже если в это время вы занимаетесь чем-то физически, ведь не так-то просто психически отделять себя от своих мыслей, от внутреннего диалога.

Снова и снова обращайте ваше внимание на то, что происходит в вашей голове, и, в конечном итоге вы сможете осознать внутренний диалог ещё быстрее. Наблюдайте за тем, что происходит в вашей голове, параллельно развивая внутреннюю силу.

Всякий раз, когда вы поймаете себя на бесполезном разговоре с самим собой, остановите внутренний диалог и направьте ваше мышление на что-нибудь хорошее и более продуктивное. Смените тему и слова, подобно тому, как работает аудио-магнитофон — в любое время вы можете поменять кассету. Поменяйте слова внутреннего диалога на позитивные мысли о крепком здоровье, счастье и успехе.

Существует ещё одна замечательная способность, но её развитие требует большой концентрации и силы воли — вы можете попробовать остановить внутренний диалог вообще. Постарайтесь игнорировать внутренний диалог, отправив своё внимание в «отпуск». Пусть ваш ум успокоится. Жизнь, безусловно, будет продолжаться, даже если внутренний диалог будет остановлен. Позвольте вашему мозгу небольшой отдых, время от времени.

Внутренний диалог иногда может быть полезным, но чаще всего это просто бесполезная непрекращающаяся болтовня, которая отвлекает ваше внимание от того, что вы делаете в тот или иной промежуток времени. Останавливая внутренний диалог, а так же меняя ваше мышление на что-нибудь позитивное, вы получаете возможность управлять им. Об остановке внутреннего диалога, вскоре будет отдельный разговор, а вдобавок, следует заметить, что эта способность имеет большое значение в самосовершенствовании.

osoznanie.org

чем опасен диалог с самим собой

В соц. сети Вконтакте, и во многих других, существует много полезного функционала, но о некоторых пользователи не догадываются. Есть и недоработки, и баги, которые используются определенными личностями для своих целей. В данной статье мы разберем функцию, работа которой заключается в том, что любой пользователь может написать себе сообщение в ВК .

Зачем это нужно? В ленте новостей и группах Вконтакте есть много полезного материала пользователь, который ей заинтересуется, скорее всего, захочет его сохранить на будущее. Например, это подборка книг или статей, фильмов и так далее. Конечно, сохранить запись возможно и на стену () или кинуть другу в сообщения, правда, в первом случае все будут видеть вашу сохраненные записи, а во втором будете отвлекать бесполезными сообщениями своего знакомого.

Десктопная и мобильная версии Вконтакте потерпели масштабную переработку и многие возможности были перенесены в другие блоки или вовсе были убраны (читаем: ), тем не менее отправка самому себе сообщения в ВК осталась и с телефона тоже можно ей воспользоваться.

Использовать функцию сообщений Вконтакте

Данный метод является самым простым, но при условии, что вы зайдете с настольной версии социальной сети, хотя, ниже вы найдете способ написания себе сообщения и с телефона.

  1. Зайдите на свою страничку с компьютера и перейдите в личные сообщения.
  2. Вверху будет поле поиска , куда вводим свою имя и фамилию.
  3. Появится результат с вашей страничкой, нажмите на него.
  4. Откроется пустой диалог , куда можно написать для начала одно сообщение, чтобы он впоследствии оказался рядом с другими диалогами в личных сообщениях.
  5. Готово. Теперь можно отправлять себе публикации из ВК.

Ищем себя в друзьях

У любого человека есть хоть один друг в ВК. Зайдите к нему на страничку и поищите себя в списке. Ниже профиля будет ссылка «Написать сообщение» .

Высветится окошко с полем для ввода сообщений. Напишем что-нибудь и отправим. Диалог сразу появится.

Написать в вк сообщение самому себе с помощью ID

В адресной строке браузера на главной страничке вашего профиля вы увидите свой ID, но он может и отличаться, если вы самостоятельно не меняли его. Но текстовый вариант ID не подойдет, только в виде цифр.

Если у вас не числа, а слова, то перейдите в настройки Вконтакте и в разделе «Общие» найдите подраздел «Адрес страницы» . Если там числа, то скопируйте только их, а если другое, то нажмите рядом по ссылку «Изменить» . Ниже появится строчка «Номер страницы». Его и копируем.

Нажимаем Enter, чтобы открылся диалог с вами.

Как написать себе в вк с телефона на Android или iOS

Поскольку на смартфонах для Андроид и iOS есть официальные клиенты Вконтакте, то и там возможно создать диалог с самим собой.

Официальное приложение Вконтакте

  1. Зайдите с официального клиента на свою страницу ВК.
  2. Нажимаем на сообщения.
  3. Щелкаем по значку поиска справа вверху (Android).
  4. В поиске вводим свое имя или фамилию.
  5. Если появился ваш профиль, жмём по результату.
  6. Пишем себе сообщение и отправляем.
  7. Диалог сразу появится.

Точно так же можно сделать на iOS.

Новые пользователи ВКонтакте, пользуясь возможностями социальной сети, постепенно открывают для себя ее интересные функции. Например, когда хочется сохранить понравившуюся запись, но нет подходящего получателя для репоста, можно отправить ее самому себе. И сегодня мы расскажем, как это сделать.

Основные нюансы

Существует несколько приемов создания диалога с самим собой. Сделав его единожды одним из способов, можно в любое время оставлять там для себя заметки, сохранять интересные записи, фото, контакты и пр. Но даже для беседы с самим собой есть ограничение: количество сообщений, которые можно отправить самому себе, не должно превышать 20 в сутки.

Этот лимит связан с защитой от пользователей, которые пытаются накрутить подписчиков при помощи рассылки спама. Друзьям можно отсылать сообщений сколько угодно, но добавить самого себя в список друзей технически невозможно. Да, это звучит странно. Но создание беседы с самим собой – это баг, а не задуманная функция. Поэтому нужно отдать разработчикам должное хотя бы за то, что они не торопятся его устранять.

Как в ВК написать самому себе: способ 1

Этот способ подходит для людей, которые пользуются полной версией сайта ВКонтакте. Поэтому первое, что необходимо сделать, – открыть социальную сеть в любом браузере со своего ПК. Далее нужно пошагово следовать нижеприведенной инструкции.

Последовательность действий:

  1. Зайти в аккаунт под своим логином и паролем.

  1. Скопировать ссылку http://vk.com/im?sel= в строку браузера и дописать в нее номер своей страницы.

  1. Чтобы перейти по ссылке, следует нажать кнопку «Enter» на клавиатуре. После этого откроется диалог с самим собой.

  1. Для того чтобы он сохранился в беседах, необходимо написать и отправить любое сообщение.

Сложность этого способа в том, что немногие помнят ID-номер от своего аккаунта. Но это поправимо.

Как узнать номер своей страницы

После того, как разработчики позволили пользователям самим выбирать адрес своего аккаунта, ID-номер исчез из адресной строки браузера. Но он до сих пор используется в некоторых ссылках и исходном коде веб-страниц.

Как узнать свой ID-номер:

  1. Зайти в свой профиль в ВК и открыть меню пользователя.

  1. Из открывшегося списка нужно выбрать «Настройки».

  1. Экран с настройками необходимо прокрутить до блока «Адрес страницы», после чего нажать кнопку «Изменить».

  1. Здесь откроется ID-номер страницы.

В отличие от адреса профиля, ID-номер нельзя изменить. Он присваивается сразу после регистрации в соцсети и остается таким на протяжении всего времени существовании страницы.

Как создать диалог с самим собой: способ 2

Если первый метод показался сложным, есть второй, более легкий, путь решения проблемы. Чтобы им воспользоваться, не нужно искать никакие номера страниц, копировать ссылки и пр. Все, что необходимо сделать, это:

  1. В своем аккаунте открыть список друзей.

  1. Кликнуть по любому аккаунту и зайти на страницу друга.

  1. Там открываем список друзей, для чего нажимаем на соответствующую кнопку в левой части экрана.

  1. Среди остальных пользователей необходимо найти свой аккаунт и под ним нажать кнопку «Написать сообщение».

  1. В появившемся окне следует кликнуть по кнопке «Перейти к диалогу».

  1. Здесь так же нужно написать и отправить любое письмо, чтобы переписка сохранилась в беседах.

На этом создание личной переписки окончено. Теперь можно в любое время зайти во вкладку «Сообщения» и сохранить важную информацию в беседе с с

iuni.ru

Разговор с самим собой

По улице идет человек, он что-то бормочет себе, улыбается или хмурится, оживленно спорит сам с собой. Прохожие реагируют по-разному – кто-то крутит пальцем у виска, кто-то спокойно проходит мимо – и не такое видали, опять же, ну чего странного, говорит человек сам с собой. А что делать, если рядом нет хорошего собеседника?!

Приятно поговорить с умным человеком. Особенно если этот умный человек у тебя всегда с собой – ты сам. Конечно, выразительно общающиеся с собой вслух люди на улице – это все же печальная картина, напоминающая кому о Робинзоне Крузо, кому о психушке, кому о тюрьме, кому – о приближающемся маразме. Но на самом деле давайте будем честны: больше, чем с самими собой, мы не разговариваем ни с кем. То есть мы говорим про себя. Про себя любимого сами с собой. Психологи утверждают, что человек сам с собой говорит примерно 70 % времени. Мы склонны этому верить. Наш внутренний голос дает нам советы, учит жить, напоминает о необходимых покупках и делах, оценивает, хорошо ли мы сделали свою работу. Вот сейчас, когда вы читаете эти строчки, вы уже наверняка начали внутренний спор, обсуждая какие-то мои фразы или продолжая их. Конечно, вы не говорили это вслух, но говорить вы уже наверняка начали…. Кто-то называет общение и, главное, слушание внутреннего голоса интуицией, кто-то логикой, но эти внутренние рассказы – это и есть наш внутренний диалог.

Источник внутренних стратегий или Кто говорит в нашей голове?

Помните бородатый анекдот? Убегает ковбой от индейцев и думает: «Это конец!». Внутренний голос подсказывает: «Нет, это не конец. Надо залезть на самое высокое дерево». Залезает. Индейцы поджигают дерево. «Теперь конец!» — понимает ковбой. «Нет, — говорит внутренний голос, — надо стрелять в главаря». Ковбой стреляет, индейцы злобно валят дерево. «Вот теперь – конец!» — удовлетворенно констатирует Внутренний голос.

Про разговор человека с самим собой существует множество анекдотов, в которых, как правило, внутренний голос дает множество полезных советов, в финале все же разрушающих жизнь или здоровье своего обладателя. В этих анекдотах внутренний голос становится как бы закадровым голосом Копеляна в фильме про Штирлица – это отдельное существо, гораздо больше знающее, чем его «внешняя оболочка». А что же он на самом деле такое, наш внутренний голос, ведущий с нами внутренний диалог – откуда он берется, зачем он нам нужен и как с ним бороться, чтобы он не разрушал ничего в нашей жизни, подобно своему двойнику из анекдотов?

Наблюдая за маленькими детьми, все родители замечают, что ребенок часто говорит с собой, комментируя свои действия. И все эти «ставлю кубик на кубик» он говорит не в расчете на воспитателя – он таким образом учится думать на языке. У некоторых людей привычка комментировать свои действия вслух сохраняется – все мы видели процесс поиска нужной вещи, когда человек, ходя по комнате, рассуждает вслух: «Куда же я мог ее засунуть? Пришел вчера в этой куртке, может быть, в кармане? Нет, надо будет пойти на кухню и посмотреть, вдруг выложил…». Этот процесс очень понятен и людям, которые уже во взрослом состоянии учат иностранный язык: в какой-то момент появляется желание проговаривать свои действия на новом языке, а потом приходит констатация факта: «Я начал на этом языке думать».

Внутренний диалог помогает нам не только формализовать в словах, но и формировать внутреннюю картину мира. А иногда даже полностью ее собой заменяет. Например, человек шел и споткнулся. Что произносит внутренний голос? «Вот понаставили, уроды, камней». То есть внутренний голос сообщил о том, что мир не совершенен. Другой человек в этот момент думает: «Ну, вот, как наденешь белые туфли, так сразу упадешь в грязь, и вообще – всегда у тебя так». Внутренний голос сообщил, что несовершенен как раз не мир, а этот споткнувшийся человек. Третьего внутренний голос утешил: «Ну, ничего, это пустяки, и вообще все будет хорошо, жизнь же – она как зебра…»

Откуда берутся все эти голоса? Очень большое количество голосов, звучащих внутри нас (мы берем не клинический случай, когда с человеком разговаривают ангелы или демоны, а нормального человека, внутри которого идет обсуждение его действий и поступков) – родом из детства. Эти комментарии действий – чаще всего то, что маленький человек слышит от родителей. Наш внутренний диалог формирует нашу самооценку! Если прислушаться, то слова, звучащие в голове взрослого человека, часто имеют очень четкую «первоначальную» принадлежность: если попросить человека задуматься, кто произносит в его голове те или иные слова, то, подумав, он удивленно скажет: «Так мама говорила!» И действительно, процесс обретения нашего «внутреннего друга», формирующего нашу самооценку, происходит так: маленький человек собирается в детский сад, а мама, спешащая на работу, его поторапливает раздраженно: «Кулема, давай быстрей, вечно ты копаешься, одна беда с тобой!». Если ребенок часто слышит такой текст в детстве, он начинает так к себе относиться и дальше. Помните, как в «Алисе в Стране Чудес»? «Если поросенком вслух, с пеленок называют, баюшки-баю, Даже самый смирненький ребенок превратится в будущем в свинью». Ну, в свинью- не в свинью, но, конечно, мамин голос «записывается» на магнитофончик в голове человека — и потом по жизни человек в «нужные» моменты начинает сам себе говорить этот текст. И если этот самый малыш закопается в садике с вещами, а никто этого не заметит, «бдительная мама» в голове все равно будет говорить — и вот уже малыш, натягивая на ноги сапоги и завязывая шарф, сам себе проговаривает: «Ну кулема, вечно ты копаешься!» Те слова, которые ребенок чаще всего слышит, потом формируют его стратегии жизни. И раздраженные мамины слова формируют лузеров.

Понятно, что мы уже получили в наследство тот набор внутренних голосов, который получили. С ним тоже можно много что делать, об этом мы обязательно поговорим. Но какие выводы мы можем сделать для себя про «полученные в наследство» «пластинки» с записью голосов?

Во-первых, психологи подметили, что 70% людей, ведущих внутренний диалог, смотрят на себя глазами того, кто их не любит, придирается к ним, оценивает не в лучшую сторону. Выход напрашивается сам собой. Давайте введем в действие того, кто нас любит! Пусть он, как писатель, любуется своим персонажем (то есть нами), говорит: «Ах, как прелестны сегодня ее щечки…!» Можно учиться на примере того, как Лев Толстой описывал Наташу Ростову – любимую героиню. Чем мы хуже? Все в наших руках!

В то же время, мы можем начать формировать стратегии своих детей, предлагая им «победительные» стратегии. Моего маленького сына мы учили есть ложкой, одновременно проводя этот эксперимент. Показали – берешь, подносишь, глотаешь. Он все старательно исполнял, после каждой «удачной» ложки мы кричали: «Молодец!». На следующий день сын сам ел и кричал себе «мадееес». Но что примечательно — и теперь, если у него что-то получается, он сам себе говорит «молодец!». Пока вслух. Но думаю, что скоро он научится говорить себе «хорошим внутренним голосом» и внутри. Важно, что уже сейчас он знает, что он хороший.

А что же делать нам, взрослым, когда внутренний голос говорит нам гадости?! Ну, во-первых, самое главное – не начинать с ним внутренне спорить, как тот самый ковбой. С кем спорим?! Если внутренний диалог – голос авторитетных для нас людей, переспорить их тяжело. И кроме того, начиная спорить, мы признаем право внутреннего голоса на отдельное существование. Но ведь эти мысли – это наша собственность, это часть нас! Что вы подумаете, если я предложу вам поуговаривать свой палец согнуться? Бред, правда? Когда нам надо, мы просто сгибаем палец. Так же надо обходиться с внутренним голосом – это же ваш внутренний голос, и для того, чтобы им управлять, надо в первую очередь относиться к нему не как к живому существу, а как к пальцу.

А это значит, что можно попробовать как-то его преобразовывать, «сгибать». Проведите эксперимент: попробуйте осуждающий вас текст «ну, вот всегда ты так, дотянешь до последнего, а потом мучаешься» произносить:
в 2 раза быстрее
голосом диснеевских мультфильмов
или же, наоборот, растяните эти слова, пропойте голосом Шаляпина: «ну…что же ты….опять….»

Удается ли сохранять внимание на «трагическом и осуждающем» смысле фразы? Замечаете свое отношение? Вы по-прежнему расстраиваетесь? Это пищание про «опять ты не справился с работой» — по-прежнему значимая для вас информация?

Один мой знакомый испытывал огромные сложности при знакомствах с девушками: ему, очень интересному внешне мужчине, казалось, что девушкам он не нравится. Каждый раз при знакомстве с девушкой он прокручивал в голове такой текст: «Она тебе скажет, дескать, откуда ты такой взялся, много таких вас…» В результате он заранее обижался — и не знакомился с девушкой. Или же шел знакомиться, но уже с таким выражением лица, которое не располагало для знакомства – и действительно получал такой ответ. Дело в том, что наши внутренние диалоги отражаются в теле, и человек, внутри которого звучит текст «вот, опять ты ведешь себя, как идиот» может вызывать такую реакцию. Самое забавное, что в финале мы начинаем относиться к собеседнику (в данном случае – к девушке) так, как будто он действительно дал прогнозируемый ответ. Но это можно и нужно изменить! С моим знакомым мы проговаривали «мультяшным» голосом весь текст воображаемого «отказа» девушки, в финале я обязательно прибавляла: «Ну, самому-то не смешно?» Он смеялся, и это веселое отношение помогло ему потом строить уже настоящие диалоги с настоящими, а не воображаемыми, девушками.

Внутренний диалог – это не то, что дано раз и навсегда, им можно управлять. Что вы делаете, если вдруг по радио в машине начинает играть не нравящаяся музыка? Переключаете на другую волну, делаете потише или выключаете совсем. Вы так же можете переключить пластинку внутреннего голоса, а можете сделать потише. Задайтесь вопросом, откуда идет ваш внутренний голос. Например, мысленно перенесите его в коленку или мизинец… Какое отношение к мизинцу, который смеет вас осуждать, находясь на расстоянии метра восьмидесяти?!

Кстати, о разговорах с воображаемыми девушками. Дело в том, что тот «сериал» — диалоги и даже целые ситуации, которые мы прокручиваем в нашей голове, — к действительности, как правило, не имеют отношения. Это, конечно, хорошая возможность занять свою голову, например, пока идешь на встречу, но есть опасность, что на реальной встрече ваш собеседник просто не поймет причин вашего состояния. Например, муж возвращается поздно домой и думает : «Я приеду, жена скажет, почему позже, я работал – знаю твою работу, небось, взяли пива с Сидоровым – да мы давно пиво не пьем – значит, водки…»… Человек подумал – и забыл, но на пороге вместо «здравствуй, дорогая» бросает: «Всю жизнь ты мне сломала!» Ведь «жена в голове» уже загнала его в угол. И даже если жена будет счастлива его видеть и ничего не скажет – все равно негатив из него вырвется. В таком диалоге мужа и жены присутствуют не 2 человека, а четыре: она замужем за идиотом, он женат на стерве, и каждый говорит не с реальным супругом, а с тем, который в голове. Беда в том, что наши самые мерзкие оппоненты, жены, мужья и критики сидят у нас в голове. Счастье в том, что реальные люди не настолько ужасные и гадкие! Почему часто со сменой работы или жены у человека ничего в жизни не меняется? Потому что ничего не поменялось внутри: сменилось лицо начальника или жены, но остался тот «внутренний начальник» и та «внутренняя жена», которые были. Так не лучше ли и здесь «сменить пластинку», запретить себе прокручивать «сериал» про стерву – а показать себе, например, любовную комедию с женой в главной роли. И увидите, от этого изменится ваша интонация и то лицо, с которым вы появитесь на пороге. И соответственно изменится и текст, который вас встретит.


Вирус человеческого мозга

Еще одно отрицательное свойство нашего внутреннего диалога в том, что он отъедает внимание, подобно компьютерному вирусу.. Сознательное внимание человека ограничено. Живя в огромном информационном потоке, мы осознаем 7 + — 2 объекта. Вот сейчас, когда вы читаете эту статью, обращаете ли внимание на звуки, которые вокруг? Если да, то сколько их вы слышите? Сколько окон в комнате, где вы сидите? Если информация, которая у нас есть, в настоящий момент не важна, мы переключаемся. Эта способность нас бережет, но и мешает: когда идет внутренний диалог, он много нашего внимания берет на себя — и мы можем не замечать массы важных вещей во внешнем мире. Например, тот самый мой знакомый, пока проговаривал за девушку ее «отрицательную речь», не замечал, как на него в это время с интересом смотрели другие девушки.

Гурджиев предлагал своим ученикам такую медитацию: выберите розу и начинайте ее созерцать молча. Как долго вы можете это сделать? Человек обычно смотрит три секунды, потом начинает говорить с собой: «Это купили в переходе или в магазине? Интересно, какого она сорта? Голландская, наверное. Интересно, она пахнет? Сейчас все розы пахнуть перестали, а вот лет 10 назад…» Выясняется, что большинство из нас не может одной минуты просто созерцать, не говоря внутри. Этот диалог уводит нас от реальности, делая нас умными, правыми, но мешая впитывать какие-то другие знания. Он не плохой, но он мешает правильно воспринимать реальность, погружает нас вовнутрь себя – вместо того, чтобы дать посмотреть на мир. Когда мы поглощены внутренним диалогом – все наши силы и эмоции уходят на него, и реальные ощущения притупляются. Так, например, страшно мешает внутренний диалог в сексе. В голове у человека крутится что угодно: «А вот интересно, он читал Кама Сутру?» «А вдруг он включит свет и увидит, какая я толстая…», «Надо бы побелить потолок», «а что скажет мама?!»… И это отнюдь не способствует получению удовольствия от телесного контакта. За что многие любят алкоголь? Он вышибает внутренний голос, в котором всегда много запретов и морали.

Не зря есть техники по отключению внутреннего диалога. Научиться «отключать» его сложно, но можно после некоторых тренировок. Вот, например, одна из них: найдите в визуальном канале и выберите 3 точки: одну близко, другую далеко, третью — посередине, но не на 1 линии. Например, край журнала, окно, дом за окном. Старайтесь сфокусироваться одновременно на всех трех точках. Наступает небольшая расфокусировка зрения – но это то, чего мы и добивались. Теперь – слух. Выберите три звука: внутри вашего тела (например, дыхание), второй рядом (например, гудящий компьютер), третий – далеко (шаги за окном). Продолжая удерживать зрением три точки – слушайте три звука. А теперь выберите три точки на своем теле, расположенные максимально далеко друг от друга, например, большой палец правой ноги, точка на спине, точка на щеке. Подключите это ощущение к уже найденным точкам слуха и взгляда…

С возвращением. Заметили, что совершенно невозможно продолжать внутренний диалог – и делать это упражнение? Как только вы начинаете проговаривать: «Куда они все убегают?!» — в этот момент вы перестаете видеть, слышать и ощущать? И это объясняет, кстати, великую хитрость, при которой для хорошего любовного вечера ставят хорошую музыку и зажигают свечи – изменения в звуке и колеблющиеся тени от свеч привлекают внимание и загружают большинство каналов восприятия мира, помогая «заглушить» внутренние голоса.

Но это правило «выключать» внутренний голос будет очень полезно не только в любви, но и в бизнесе. На тренингах по переговорам мы часто обращаем внимание участников на то, что если они идут на переговоры, полными внутреннего диалога, то ведут переговоры с виртуальным персонажем. Если идете к акуле бизнеса – вы будете с ним драться, даже не заметив, может быть, что он – не акула: ведь вы уже прорепетировали все, что скажете и что вам ответят. А на тренингах мы учим: в ситуации деловой коммуникации внутренний диалог — нам помощь постфактум, не вместо, а до переговоров должно быть «состояние uptime » – «растворенный во времени».

Зачем останавливать диалог? Одно из направлений психологии говорит, что очень часто в нашем подсознании есть ответы на наши главные вопросы, но звучащий внутри диалог является теми воротами, которые не дают этот ресурс извлечь. Останавливая его, мы можем получить ответ на вопрос. Он заглушает все каналы, у нас как будто наушники на ушах — и мы не слышим «гласа божьего»…Основные принципы молитвы во многих религиях: запахи, тело, зрение, пение задействуют ваше внимание полностью, вы ныряете в это, молитесь (иногда это даже монотонное повторение одной и той же «мантры», в процессе этого забываете о своем вопросе, но он никуда не девается, и когда в процессе молитвы активизируется подсознание (или же можно рассматривать это как подсказки высших сил, каждому по вере) –получаете ответы.

Еще одно свойство внутреннего диалога – он постоянно домысливает . Вот, к примеру, начальник нахмурился, глядя на вас. О чем это говорит? Внутренний диалог тут же додумывает: «Ага, я пришел на 5 минут позже, наверное, он этим недоволен и хочет мне это выразить»… Или «наверное, скоро проверка»… Найдите 10 причин, почему начальник нахмурился – и невроз обеспечен. А может, начальнику жали ботинки? Или болит голова? В конце концов, может быть, он ведет внутренний диалог со своей женой в голове – а вовсе не с вами? Что же делать? Не домысливать – либо задавать вопрос напрямую начальнику, и узнавать все от него, либо не обращать внимания. А расстраиваться будете уже тогда, когда начальник оформит свое недовольство словами или примет какие-то действия. В конце концов, внутренний диалог – ваш союзник или еще один враг?

Настроение и состояние

Наши внутренние диалоги очень зависят от нашего настроения и состояния, и это мы тоже все знаем на практике. Настроение – от слова «настроить». Настройщики роялей настраивают рояли. Мы, по сути, должны уметь настраивать себя, приводить себя в настроение. А мы относимся к настроению так, как будто оно от нас не зависит: «у меня сегодня нет настроения!». Между тем, себя можно настроить и на хорошее, и на плохое. Если хотите на плохое – почитайте как можно больше криминальных новостей, посмотрите боевики из советской действительности, поговорите во дворе о том, что стало хуже, вспомните, что стареете, найдите дефекты в своей одежде. И если вы, настроив себя таким образом, собирались идти на переговоры, можете заодно заранее объяснить, почему они обязательно провалятся.

Кому из нас нужно такое настроение? Никому. Давайте тогда учиться настраивать себя на позитив. Например, посчитаем плюсы в нашей жизни. Ваш внутренний голос возмущается: «Где же найти плюсы!». Смените его интонацию с возмущающейся на вопросительную – и давайте искать. Выпишите 10 хороших событий, которые произошли с вами за день. От глобальных («выдали премию») до маленьких («удобные ботинки»). Сопротивляющийся вредный внутренний голос ехидно спрашивает: «Где же я их столько наскребу?!» Наскребайте, старайтесь. Обратите внимание на окружающее. Посмотрите, что вам в себе нравится. Даже, допустим, если вы скажете: «Ногти у меня ничего…» — это уже шаг. Обратите внимание на счастливые лица в толпе. Да, конечно, там есть не только счастливые лица, но в розе есть лепестки, а есть колючки — сконцентрируйтесь на лепестках. И потом пусть ваш внутренний голос спросит вас: «Чем еще порадует меня этот день?» Ответьте. Только – без иронии! Внутренний диалог обобщает и едет по тем рельсам, которые есть, а эти рельсы прокладываем мы. Таким образом, вы позволите внутреннему голосу записать другую, оптимистичную, пластинку. Все методики аутотренинга помогают сменить рельсы для внутреннего голоса и дать ему хорошее настроение.

Еще важное слово – «состояние». Буквально означает — с чем рядом со-стоим? У буддистов есть практика – стоять рядом со статуями Будды в той же позе. Делать это я не предлагаю, но давайте будем обращать внимание на то, с чем мы рядом состоим, кто нас окружает? Те, кто говорит, «какие все сволочи» — или люди, которые улыбаются? Какие книги и фильмы мы смотрим? Этим мы заряжаемся, задавая рельсы для внутреннего диалога. Давайте использовать настроение и состояние по назначению, их направлять и получать удовольствие.

И теперь вопрос: если уж наш внутренний голос такой коварный, может быть, лучше было бы не иметь его совсем? Ну, во-первых, это практически невозможно и удается только людям, много лет совершенствующимся в высших духовных практиках. А во-вторых, он нам нужен – просто его надо сделать другом. Ведь он:
помогает нам находиться в социуме, думать словами. Вы замечали, наверное, что люди, которые постоянно находятся в медитации (вариант – погружены в работу с компьютером и его деталями), с точки зрения обычных людей не очень удобны в общении, потому что для них формулировка мысли вслух – это очень тяжелая работа?
позволяет запоминать последовательность событий
помогает продумать систему публичного вступления – только ДО того и ПОСЛЕ того, но главное – не во время! Ведь это смешно, когда человек говорит сам с собой, не замечая, что аудитория уже спит. Внутренний диалог должен быть конструктивным, нести положительные эмоции, помогать достигать целей. Помогать структурировать опыт, а не заменять его.
помогает нам находиться в благостном состоянии – если мы, конечно, над этим поработали. Как говорит русский народ, «сам себя не похвалишь – никто не похвалит»

Внутренний диалог – то, что позволяет нам выглядеть умными, главное, что мы должны еще иметь время на получение обратной связи и реакции на нее.

Ну, а если все же очень, очень хочется продолжать диалоги со своим единственным другом – ваш выбор. В наше время эти диалоги становятся еще более комфортными: повесьте себе на ухо фурнитуру мобильника – и говорите всласть, никто и не подумает, что это — не телефонный разговор с самим собой. Зато всегда приятно поговорить с по-настоящему умным человеком!

Статья опубликована в журнале «Эгоист generation » № 12 за 2004 год

psycho.ru

Как в ВК написать и отправить сообщение самому себе

Новые пользователи ВКонтакте, пользуясь возможностями социальной сети, постепенно открывают для себя ее интересные функции. Например, когда хочется сохранить понравившуюся запись, но нет подходящего получателя для репоста, можно отправить ее самому себе. И сегодня мы расскажем, как это сделать.

Основные нюансы

Существует несколько приемов создания диалога с самим собой. Сделав его единожды одним из способов, можно в любое время оставлять там для себя заметки, сохранять интересные записи, фото, контакты и пр. Но даже для беседы с самим собой есть ограничение: количество сообщений, которые можно отправить самому себе, не должно превышать 20 в сутки.

Этот лимит связан с защитой от пользователей, которые пытаются накрутить подписчиков при помощи рассылки спама. Друзьям можно отсылать сообщений сколько угодно, но добавить самого себя в список друзей технически невозможно. Да, это звучит странно. Но создание беседы с самим собой – это баг, а не задуманная функция. Поэтому нужно отдать разработчикам должное хотя бы за то, что они не торопятся его устранять.

Как в ВК написать самому себе: способ 1

Этот способ подходит для людей, которые пользуются полной версией сайта ВКонтакте. Поэтому первое, что необходимо сделать, – открыть социальную сеть в любом браузере со своего ПК. Далее нужно пошагово следовать нижеприведенной инструкции.

Последовательность действий:

  1. Зайти в аккаунт под своим логином и паролем.

  1. Скопировать ссылку http://vk.com/im?sel= в строку браузера и дописать в нее номер своей страницы.

  1. Чтобы перейти по ссылке, следует нажать кнопку «Enter» на клавиатуре. После этого откроется диалог с самим собой.

  1. Для того чтобы он сохранился в беседах, необходимо написать и отправить любое сообщение.

Сложность этого способа в том, что немногие помнят ID-номер от своего аккаунта. Но это поправимо.

Как узнать номер своей страницы

После того, как разработчики позволили пользователям самим выбирать адрес своего аккаунта, ID-номер исчез из адресной строки браузера. Но он до сих пор используется в некоторых ссылках и исходном коде веб-страниц.

Как узнать свой ID-номер:

  1. Зайти в свой профиль в ВК и открыть меню пользователя.

  1. Из открывшегося списка нужно выбрать «Настройки».

  1. Экран с настройками необходимо прокрутить до блока «Адрес страницы», после чего нажать кнопку «Изменить».

  1. Здесь откроется ID-номер страницы.

В отличие от адреса профиля, ID-номер нельзя изменить. Он присваивается сразу после регистрации в соцсети и остается таким на протяжении всего времени существовании страницы.

Как создать диалог с самим собой: способ 2

Если первый метод показался сложным, есть второй, более легкий, путь решения проблемы. Чтобы им воспользоваться,  не нужно искать никакие номера страниц, копировать ссылки и пр. Все, что необходимо сделать, это:

  1. В своем аккаунте открыть список друзей.

  1. Кликнуть по любому аккаунту и зайти на страницу друга.

  1. Там открываем список друзей, для чего нажимаем на соответствующую кнопку в левой части экрана.

  1. Среди остальных пользователей необходимо найти свой аккаунт и под ним нажать кнопку «Написать сообщение».

  1. В появившемся окне следует кликнуть по кнопке «Перейти к диалогу».

  1. Здесь так же нужно написать и отправить любое письмо, чтобы переписка сохранилась в беседах.

На этом создание личной переписки окончено. Теперь можно в любое время зайти во вкладку «Сообщения» и сохранить важную информацию в беседе с самим собой.

Создаем диалог в мобильном приложении ВК

Многие пользователи уже отказались от использования полной версии сайта, променяв ее на более удобное мобильное приложение. Оно имеет одинаковые функции и при его создании разработчики решили сохранить полезный баг, оставив возможность прислать самому себе СМС. Для этого нужно:

  1. Зайти в мобильное приложение и открыть вкладку «Сообщения», нажав на кнопку внизу экрана.

  1. Далее в строке поиска нужно прописать свой ник.

  1. В результатах поисковой выдачи необходимо найти свой аккаунт и кликнуть по нему.

  1. После этого откроется диалог, где можно сделать свою первую запись.

На этом инструкция подошла к концу. Теперь можно использовать переписку с самим собой и в мобильном приложении. Это позволит делать необходимые заметки в телефоне даже на ходу.

Предлагаем подробнее посмотреть, как написать самому себе в ВКонтакте, в следующем видео:

Подведем итоги

Помимо приведенных способов создания диалогов, есть еще много похожих приемов. Например, можно сделать репост записи, отправить подарок или скинуть фото самому себе. Но вне зависимости от метода, результат будет один и тот же. Поэтому мы подобрали для вас самые простые варианты из возможных. Делитесь в комментариях, как вы используете личные переписки ВК.

gidsocial.ru

Диалог героя с самим собой. Литературные зеркала

Диалог героя с самим собой

Совсем иное дело, если взаимодействие человека со своим отражением, копии с оригиналом становится главным содержанием сюжета.

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек.

Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Черный человек,

Черный, черный!

«Слушай, слушай,

Бормочет он мне,

В книге много прекраснейших

Мыслей и планов…»

При первом чтении есенинской поэмы эти строки вызывают предчувствие: вот-вот романтический незнакомец сбросит маску, и начнутся встречи, объяснения, загадки, погони, потасовки, победы — авантюрное раздолье. Ан нет, ждет нас поворот — да не тот.

«Черный человек!

Ты прескверный гость.

Эта слава давно

Про тебя разносится».

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу…

…Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И разбитое зеркало…

Формула двойничества для ситуации «человек перед зеркалом» получает совершенно новый, перевернутый вид: 1= 1+1. Теперь двойничество и на самом деле оказывается доминантой действия, образом действия, а в конечном счете — и самим действием, готовым перейти в полное бездействие.

Предмет художественного анализа здесь — кризис личности, доходящий до крайностей раздвоения, таких, как духовный коллапс, паралич, крах.

Но внутреннее давление под колпаком замкнутой субъективности повышается и повышается, силовые нагрузки на ее хрупкую оболочку увеличиваются в лавинной прогрессии — и вот уже летят в разные стороны (я бы сказал, не боясь кощунства, — прямо к черту) осколки некогда цельного «я» с его целесообразностью, универсальностью и гармонией.

Личность одновременно как бы разрастается — раньше было одно «я», а ныне их уже два — и уменьшается, потому что первоначальное «я» в идеале вмещает весь наш огромный мир, а каждое из двух новых «я» до отказа заполнено своим двойником, занято тавтологическими делами меланхолии и рефлексии, игрой в поддавки, в прятки, в сыщики-разбойники. Для этого «я» существует лишь другое «я» — и наоборот, так что происходящий диалог неизбежно сводится к выяснению взаимных отношений — пускай не в тех пародийных формах, какие чуть выше были намечены, а в поистине драматических или даже трагедийных.

Понятно, я не имею в виду буквальный диалог, когда герой садится на стул перед своим двойником, как пациент перед врачом, грешник перед исповедником или преступник перед удачливым следователем, и затевает душеспасительную беседу, клонящуюся к реанимации погибающей души. Этические симметрии приспосабливают к своим надобностям любые, в том числе и самые несимметричные художественные ситуации. Но если уж личность распалась на два «я», то куда бы ни занесло «половинку», она будет, делая для отвода глаз что угодно, что автору заблагорассудилось, думать на самом-то деле об одном: о проблемах второй «половинки».

Персонификация раздвоения — так, вероятно, должен быть определен замысел этой начинающейся у зеркала психологической драмы; двойник героя, обретя материальную субстанцию, тотчас выламывается за рамки своего оптического плена — в плоскостном зеркальном мире ему тесно, там он обуздан укороченным поводком чужих решений и поступков. Выйдя из зеркала, он получает свободу.

Истинной свободой она, впрочем, не является, как всякая демократия на бумаге, поскольку монополия на место под солнцем неразделимо принадлежит первому — и единственному — герою. Но, с другой стороны, это именно свобода — иначе никакого развития в произведении не наблюдалось бы, никакой сюжет не закручивался бы и не раскручивался, никакие события не происходили бы топтался бы герой на полутораметровом пятачке перед трюмо наедине со своими раздумьями, а писатель, протоколируя сей немой дуэт, осознавал бы постепенно, что от романа до трактата — один шаг.

Второе «я» имеет поэтому обыкновение, симулируя самостоятельность, гримироваться под некое «не я». В результате перед нами ходят как бы двое, и еще долго нам придется мудрить, чтоб обрести окончательный вывод; один в романе работает за двоих.

Принимаясь за рассказ Эдгара По «Вильям Вильсон», мы попадаем в атмосферу тщательно документированного правдоподобия. Подробно выписаны детали психологической атмосферы, окружавшей героя в детстве, с намеренной точностью охарактеризована его наследственность («я отпрыск рода, все представители которого отличались легко возбудимым воображением и темпераментом»), воссозданы с викторианской дотошностью архитектурные и бытовые декорации школьной жизни. Немногие штрихи другой тональности принадлежат как бы к авантюрной палитре («в углу массивной стены хмурились еще более массивные ворота»). Но и они вводятся неторопливо, обстоятельно, прочно, с такой подразумеваемой подоплекой, что, мол, если уж снисходить до приключений, то до приключений в духе Вальтера Скотта, а не Александра Дюма-отца.

И вдруг появляется новый персонаж — с откровенным намерением втереться к главному герою то ли в партнерство, то ли в симметрию. Ждем, что автор переменит тон, выказывая эйфорию мистификатора, готовящего, потирая от удовольствия руки, комедию ошибок. Ан нет, рассказ развивается в прежнем эпическом ключе. Реалистические краски подгрунтовываются романтическими, романтические — реалистическими, но господствующим в рассказе изобразительным законом остается претензия на крайнюю, исчерпывающую, предельную объективность. Так пишут о вещах абсолютно достоверных, об исторических фактах, засвидетельствованных очевидцами.

«Говоря по правде, своей пылкостью, энтузиазмом и властностью натуры я скоро начал выделяться среди однокашников и постепенно, но естественно стал главенствовать надо всеми, кто не очень превосходил меня годами, — за единственным исключением. Исключение это составлял некий ученик, который, хотя и не находился в родстве со мною, но носил то же имя и ту же фамилию, что и я… Только мой тезка, единственный из тех, что образовывали, по школьной фразеологии, „наш круг“, осмеливался состязаться со мною в классных занятиях, в играх и потасовках на рекреационной площадке, отказывался слепо верить моим суждениям и повиноваться моим приказам короче, он тщился противостоять моей воле в любой области…

Бунт Вильсона повергал меня в величайшую растерянность; тем более, что, невзирая на браваду, с каковою при посторонних я обходился с ним и его притязаниями, я втайне чувствовал, что боюсь его, и не мог не сознавать, что равенство со мною, которого он так легко достиг, — доказательство его несомненного превосходства, ибо я не был им побежден лишь ценою постоянной борьбы. И все же это превосходство — даже это равенство — на самом деле было признано лишь мною самим; наши однокашники, по какой-то непостижимой слепоте, казалось, и не подозревали об этом. И в самом деле, его соперничество, его сопротивление и в особенности его дерзкое и упрямое вмешательство в мои намерения были столь же скрыты, сколь и недвусмысленны. Он казался лишенным и честолюбия, толкавшего меня главенствовать, и яростной энергии, делавшей мое главенство достижимым. Можно было предположить, что его соперничество вызывалось единственно капризным желанием обескуражить, ошеломить или подавить меня; хотя временами я не мог не заметить со смешанным чувством изумления, униженности и раздраженности, что со своими оскорблениями, обидами и противоречиями он сочетал некую им решительно не соответствующую и, разумеется, весьма мне неприятную сердечность обращения. Я мог только предположить, что это непонятное поведение было порождено законченным самодовольством, принявшим вульгарное обличие покровительства и заступничества».

Повествователь — аналитик, он старается высмотреть и рассмотреть каждый мало-мальски важный факт, уловить причины и следствия событий, сопоставить наблюдаемый материал со своими соображениями, — и подвергнуть его проверке скепсисом. Последнее существенно. Выкладки героя-повествователя, благодаря его осторожной, на цыпочках, манере рассуждать — с альтернативными вариантами, с колебаниями, с гипотетическими вывертами, приобретают исследовательский и научный вес. Перед нами тот случай, когда сомнение толкуется не в пользу подсудимого, как требует уголовный кодекс, а в пользу сомневающегося, создавая ему репутацию рационалиста.

Загадочные появления Вильяма Вильсона второго, этого летучего моралиста, выходца из потусторонности, воспринимались бы как мистика, кабы не естествоиспытательский тон Вильяма Вильсона первого. Нет, он не пытается исказить картину происшедшего, замаскировать или приуменьшить свою вину — он добросовестно сообщает слушателю подробность за подробностью, словно бы обосновывая свое назревающее открытие — и трагическое поражение.

«Плачевное положение моей жертвы повергло всех в растерянность и уныние; и на некоторое время воцарилось глубокое молчание; пока оно длилось, я не мог не почувствовать, как щеки мои пылают под горящими, презрительными взорами менее развращенных из нашей компании. Признаюсь даже, что на краткий миг невыносимый груз волнения был снят с моей груди внезапно и необычайно последовавшим вмешательством. Широкие, тяжелые складные двери стремительным рывком распахнулись настежь, что, как по волшебству, враз погасило все свечи в комнате. Пока они еще горели, мы едва успели заметить, что вошел незнакомец, примерно моего роста, наглухо закутанный в плащ. Темнота, однако, была полная; и мы могли только чувствовать, что он стоит среди нас. Прежде, чем мы оправились от крайнего изумления, рожденного подобной бесцеремонностью, мы услышали голос незваного гостя.

— Джентльмены, — сказал он тихим, отчетливым, незабываемым шепотом, от которого озноб пронизал меня до мозга костей, — джентльмены, прошу простить мое поведение, но меня зовет к нему мой долг. Без сомнения, вы не осведомлены относительно истинной сущности лица, только что выигравшего у лорда Гленденнинга крупную сумму в экарте. Вследствие этого я сообщу вам, как скорейшим и вернейшим способом почерпнуть эти самонужнейшие сведения. Соблаговолите осмотреть подкладку обшлага на его левом рукаве…

Пока он говорил, стояла такая тишина, что можно было бы услышать, как упадет на пол булавка. Окончив, он тотчас исчез — столь же внезапно, сколь и появился».

Незнакомец, преследующий героя, вызывает у того столь сильное любопытство и столь активную неприязнь, что навлекает на себя ответное преследование. Возникает иллюзия (или даже прочное чувство), будто не «второй» ищет «первого», а сам «первый» нарывается на «второго», домогается «второго», пересекается со «вторым». Эта интеллектуальная погоня создает специфический драматизм, характерный для литературы тайн: герою нужен ключ к секретам противника, а противник изобретательно защищается — и защищает свою непознаваемость, равнозначную в таком контексте безопасности.

По существу, уже в «Вильяме Вильсоне», за много месяцев до «Убийства на улице Морг», «Тайны Мари Роже» или «Золотого жука», Эдгар По ведет апробацию сюжетной схемы детективного жанра. Более того, он предвосхищает самые изощренные выдумки своих продолжателей и продолжательниц, в том числе Агаты Кристи, доверившей в «Роджере Экройде» рассказ об убийстве и раскрытие убийства самому убийце. Вильям Вильсон — не только преследователь своего преследователя, не только преследуемый, но еще и жертва преступления, еще и его исполнитель.

Другой сюжетный изыск новеллы. Преступление — главное, коронное, то, ради которого повествователь взялся за свой труд, — происходит в развязке рассказа, а не в завязке; и через преступление загадка разгадывается, а не загадывается, как это бывает в детективных историях.

«Может быть, загадка рассказа — всего лишь иносказание, декоративная красивость, риторическая фигура, позволяющая автору завуалированным способом подать очевидное?» — такой вопрос часто появляется у читателя, позабывшего «Вильяма Вильсона» за давностью знакомства.

Возьмитесь за «Вильяма Вильсона» вновь, и опять пафосом откровенности, удивленного прямодушия поразит эта исповедь: «И вновь и вновь, в сокровенных беседах с моей душою, задавал я вопросы: „Кто он? — откуда он? — чего добивается?“ Но я не мог найти ответа. И я разбирал до мельчайших подробностей виды, способы, главные черты его дерзновенного надзора. Но я располагал слишком малым, чтобы строить какие-либо догадки. Правда, можно было усмотреть, что все многочисленные разы, когда путь его скрещивался с моим, он срывал те из моих замыслов или препятствовал тем из моих деяний, что, в случае удачи, могли бы обернуться большим злом. Но, ей-ей, плохое это оправдание для того, чтобы столь самовластно мною распоряжаться! Плохое возмещение за столь назойливое, столь оскорбительное попрание моего естественного права поступать, как мне заблагорассудится!

Я также вынужден был заметить, что мой мучитель в течение весьма длительного времени (при этом чудесно и тщательно соблюдая свою прихоть одеваться совершенно тождественно со мною) умудрялся при всех многообразных вмешательствах в мое волеизъявление ни на один миг не показать мне свое лицо».

Посмотрите, как истово сетует на темноту тот, кто мог бы, скорее, чем любой другой комментатор, вывести нас на свет! Как предметны его сомнения! А страхи — как они аргументированы реальными, осязаемыми обстоятельствами! Нет, преследователь Вильсона — не аллегория (аллегорические оппоненты ведут себя иначе) и не иллюстративный резонер, скучный глашатай нравоучительных прописей… Вильяму Вильсону противостоит Вильям Вильсон. Второй — первый: все это фикции. Есть один-единственный Вильям Вильсон.

Впрочем, один ли? В заключительных эпизодах рассказа автор жонглирует ответами на этот вопрос, заставляя нас вспомнить о кознях сатаны, без которых, конечно же, не обходятся — не могут обходиться — операции над человеческой душой.

Смотрите! Сейчас их двое: «В полном бешенстве бросился я на чинившего мне препоны и яростно схватил его за воротник. Одет он был, как я и ожидал, совсем как я, в испанский плащ из синего бархата, с пунцовым поясом вокруг талии, к которому была привешена рапира. Черная шелковая маска полностью скрывала его лицо.

— Негодяй! — сказал я голосом, хриплым от ярости… Войдя в маленькую прихожую, я исступленно отшвырнул его… Приказал ему защищаться. Он… молча обнажил клинок и стал в позицию.

Да, поединок был недолог. Меня охватили все виды необузданного волнения, и в одной руке я ощутил энергию и силу целой толпы. Я с бешеным напором прижал его к стене и, видя его целиком в моей власти, обуянный звериной яростью, несколько раз вонзил клинок ему в грудь».

Да, их двое — в этом нельзя усомниться… Но вот очистительная передышка: «В это мгновенье кто-то попытался открыть дверь. Я поспешил предотвратить вторжение, после чего немедленно вернулся к моему умирающему противнику…»

И ситуация за это время переживает кризис, больше того, переворот: «…Какая человеческая речь способна в достойной мере передать то изумление, тот испуг, что испытал я при зрелище, мне представшем? Краткого мига, пока я повернулся к двери, оказалось достаточным, дабы, по всей видимости, произвести существенную перемену в дальнем конце комнаты. Большое зеркало — так вначале померещилось мне в смятении — стояло там, где я его ранее не замечал; и, когда, исполненный крайнего ужаса, я стал подходить к нему, мой собственный образ, но с побледневшими, обрызганными кровью чертами двинулся мне навстречу слабой, шатающейся походкой».

— Ага! — восклицаем мы догадливо. — Значит, все-таки под личиной незнакомца выступает с самого начала лучшая, безгрешная половина грешной души, а весь этот маскарад автору понадобился ради занимательности. Согласитесь, что авантюрный конфликт, сочный спектакль со шпагами и кровью, представляет доя искушенного читателя больший интерес, нежели басенный, с отмеренной на аптечных весах бледнокровной моралью!

Но автор отнимает у нас даже эту соломинку — последний шанс на рационалистическое понимание рассказа. Буквально в следующем же абзаце мы читаем: «Я говорю: так мне померещилось, но так не было. Это был мой противник — это был Вильсон, и он стоял передо мною, терзаем предсмертной мукой. Его маска и плащ лежали на полу, где он их бросил». И опять конвульсивное движение в противоположную сторону: «Каждая нить в его одеянии — каждая линия в безошибочно узнаваемых, неповторимых чертах его лица полностью, абсолютно совпадали с моими собственными!»

И снова назад, к разрыву, но тут же, на полувздохе, не докончив фразу, обратно, к синтезу: «Это был Вильсон; но он более не шептал, и я мог бы представить, что говорю я сам, когда он промолвил:

„Ты победил, и я сдаюсь. Но отныне мертв и ты — мертв для Земли, для Неба, для Надежды! Во мне ты существовал — и убедись по этому облику, по твоему собственному облику, сколь бесповоротно смертью моей ты погубил себя“».

Монолог незнакомца возвращает нас к эпиграфу, который, как и все эпиграфы, поначалу задевает читательское сознание только по касательной. Но, отбрасывая эпиграф поначалу, к нему возвращаются под конец, когда обнаруживается концептуальная недостаточность событийной информации — или, говоря попросту, остается неясным, что же все-таки хотел сказать своим сочинением автор. Тут-то всплывают в памяти скромные строчки мелкого шрифта, нахохлившиеся под заголовком, точно ворон под дождем. Между текстом и эпиграфом завязываются зеркальные переговоры…

«Вильяму Вильсону» предпослан отрывок из английского поэта XVII века Чемберлена:

Об этом что сказать? Что скажет совесть,

Угрюмый призрак на пути моем?

Что ж, теорема сама себя доказывает: формулировкой, исходным условием, четко поставленным тезисом — иногда даже лучше, чем целая система аргументов (особенно после того, как эти аргументы высказаны). Вильям Вильсон на протяжении всего рассказа воюет со своей совестью. Или совесть воюет с Вильямом Вильсоном.

Инсценировка психологических состояний — жанр одновременно романтический и рационалистический. Точная литературная реализация творческой натуры Эдгара По. Синтез тех же двух тенденций, романтической и реалистической, характерен для Стивенсона. Стивенсон — как бы английский двойник По. Очевидна близость «Острова сокровищ» к «Золотому жуку». Столь же очевидно сходство «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» с «Вильямом Вильсоном».

Стоит нам остаться наедине с доктором Джекилом как с первым лицом, как с «я», а ему очутиться перед зеркалом — и мы слышим знакомый голос Вильяма Вильсона, одолеваемого своей рефлексией и своим настойчивым оппонентом: «…Я понял, что каждый человек на самом деле не един, но двоичен… В своей личности абсолютную и изначальную двойственность человека я обнаружил в сфере нравственности. Наблюдая в себе соперничество двух противоположных натур, я понял, что назвать каждую из них своей я могу только потому, что и та и другая равно составляют меня; еще задолго до того, как мои научные изыскания открыли передо мной практическую возможность такого чуда, я с наслаждением, точно заветной мечте, предавался мыслям о полном разделении этих двух элементов. Если бы только, говорил я себе, их можно было расселить в отдельные тела, жизнь освободилась бы от всего, что делает ее невыносимой; дурной близнец пошел бы своим путем, свободный от высоких стремлений и угрызений совести добродетельного двойника, а тот мог бы спокойно и неуклонно идти своей благой стезей, творя добро согласно своим наклонностям и не опасаясь более позора и кары, которые прежде мог бы навлечь на него соседствовавший с ним носитель зла».

Правда, терминология у доктора Джекила не та, что у Вильяма Вильсона. Американский предшественник довольствуется лексикой и позицией наивного реалиста: что вижу, то и констатирую, всхлипывая от ужаса при виде сверхъестественного. Английский последователь, омытый волнами промышленной революции девятнадцатого века, изъясняется на жестком, экономичном, позитивистском языке, так, чтобы слово было уже как бы и самой мыслью. Сверхъестественное для него — эманация самого что ни на есть естественного, которую нетрудно заключить в лабораторную пробирку.

Произведения о двойниках оказываются произведениями-двойниками: последующее повторяет важные моменты предыдущего, уточняя и переиначивая их применительно к новому замыслу. Действуют уже знакомые нам законы пародирования без пародии. По эстафете литературных влияний передается от романа к роману сюжетный блок «человек в конфликте с воображаемым автопортретом».

Субъективное двойничество, при котором человек осознает свой внутренний раскол и даже закрепляет его в образах, — наиболее категоричная форма более общего и достаточно распространенного представления о многогранности героя. На этой предпосылке (и на ее утрировке) основаны многие сюжеты, наделяющие действующих лиц двумя жизнями, «светской» и «теневой», открытой и потаенной, двумя индивидуальностями, «для всех» и «для себя», внешней, парадной, и внутренней, подлинной.

Примеры двойной жизни без труда отыскиваются в прозе Гофмана. Искусный ювелир Кардильяк из рассказа «Мадемуазель де Скюдери» является одновременно кровожадным преступником — он так любит свои изделия, что убивает клиентов, дабы вернуть себе очередной шедевр. «Ночной» Кардильяк — такая же реальность, как и «дневной». Никаких попыток объявиться самому себе кем-то третьим, посторонним герой не предпринимает. Третий — лишний. Так не без оснований думает Кардильяк, откровенно считающий себя уголовником (коему свидетели не нужны).

Герой с двойной жизнью определяет природу целых жанров, прежде всего тех, что зависимы от тайны, организованы тайной, ориентированы на тайну. Если бы коварный злодей из готического романа, хладнокровный хитрец из авантюрного, убийца из детективного честно признались нам на первых же страницах первой главы, что они собой на самом деле представляют, произведение не состоялось бы. То есть, возможно, было бы написано нечто другое — но именно другое, в другом роде, в другой тональности, с другой системой мотиваций.

Установка на двойничество — принципиальная художественная позиция Гофмана. И. Миримский говорит об этом так: «Все романтические герои Гофмана — двоедумы, страдающие „самой странной и вместе с тем опасной болезнью“ „хроническим дуализмом“, душевной раздвоенностью. В каждом из них живут две души, постоянно враждующие друг с другом: земная и небесная, прозаическая и поэтическая. Но одной внутренней двойственности для Гофмана оказывается недостаточно. Он, как хирург, отделяет живущего в его герое „голодного оппонента“, который не хочет питаться только „солнечными лучами“ и вечным томлением, от его романтического соседа и дает ему самостоятельное существование в образе двойника. Двойничество, которое в медицине известно как род душевной болезни, как психическое раздвоение личности, становится одним из излюбленных мотивов Гофмана и является подступом к его „кошмарной“ фантастике»[29].

Мы не будем здесь изучать перипетии двойной жизни у Гофмана — эта тема отвлечет нас от зеркала в его образной конкретности. Отметим лишь, что этическую и эстетическую симметрию великий романтик утверждает сугубо зеркальными средствами.

Словом, двойничество обязано зеркалу весьма многим, если не вообще самим своим существованием. Человек пред зеркалом — зримая формула двойничества. Но, минуя, как поезд станции и полустанки, огонь, воду и медные трубы самых невообразимых (и, наоборот, предельно банальных) сюжетов, двойничество преодолевает рабскую зависимость от этой схемы.

С философской точки зрения, двойничество — частная разновидность дуализма. А ведь дуализм предполагает как симметричные варианты двойственности, так и асимметричные. Дуализм — это парность на началах сходства, но дуализм — это и парность на основе различия. Так формируется дуализм контрастов: добро — зло, белое — черное, небо — земля, умный глупый, тело — душа, творец — произведение.

Можно импровизировать в том же ключе и дальше — по мотивам искусства: Дон Кихот — Санчо Панса, Робинзон Крузо — Пятница, Штепсель — Тарапунька, Пат — Паташон. И так далее. Соотнесем одного партнера по дуэту с другим по шкале зеркальных соответствий. Получится забавно: каждая точка оригинала (предположим, что оригинал — это «хозяин», рыцарь, а слуга, оруженосец и т. п. — это копия) обретет себе аналог в некой точке отражения, но аналог перевернутый, преображенный.

Нечто похожее мы наблюдаем в эпиграмме. Там, правда, меняется лишь оценка, плюс превращается в минус, само явление переходит из актива в пассив, из прихода в расход. А здесь по тому же принципу обновляется окружающий мир, меняется самая плоть явления — и, меняясь, сохраняется, потому что идея контраста объединяет обе стороны оппозиции. Когда мы говорим: «Этот толстый коротышка нуждается в напарнике — кого бы подобрать: так, чтоб все было у него наоборот?!» — на публику мимоходом выдается словесный портрет искомого кандидата — готовенький! Значит, здесь нужен тощий верзила. Если же на арену романа выезжает именно такой: долговязый и тощий, заявляя во всеуслышание, что подбирает себе попутчика и лакея и т. п., то, конечно, на зов с радостью откликнется толстый коротышка.

С легкой руки М. М. Бахтина к началу б0-х годов у нас в литературоведении закрепился термин швейцарского психиатра Э. Блейлера «амбивалентность» — характеристика двойственных, полярно противоположных чувств. И мне сейчас, когда я хочу перейти от внешних различий между героями к внутренним, трудно без него обойтись. Ибо двойничество склонно переключать физические диссонансы в диапазон психических, превращая невинно-карикатурные пары в принципиально-амбивалентные.

Возвышенный идеалист Дон Кихот состоит в альянсе с грубым материалистом Санчо Пансой. Этот «идейный» контраст закрепляется контрастами «показными», «театральными», рассчитанными на ту публику, которая ржет при виде Пата и Паташона, только потому, что один из них длинный, а другой — короткий. И сам их закрепляет. Но вполне возможны (и распространены) и чисто внутренние дуэты: противоположности, как утверждает поговорка, сходятся.

Надо ли в этом случае тревожить идею двойничества? С одной стороны, амбивалентные пары — расплывчатая категория, они заселяют всю литературу от края и до края (в конце концов, всякая любовная пара представляет собой эксперимент на ниве амбивалентности). С другой стороны, определенные комические (и философские) эффекты достигаются как раз при помощи амбивалентных близнецов. И в этом амплуа они, наши близнецы, обнаруживают хваткий профессионализм, добрую наследственность, то, о чем ремесленники говорят: «Берешь в руки — держишь вещь!» Их приемы отработаны, их реплики выношены, их мышцы натренированы. Квалификация, выпестованная традицией! И, право же, отрицать их художественную автономию так же смешно и ошибочно, как закрывать глаза на существование прославленных дуэтов: Фауст Мефистофель, Пиквик — Джингль, Обломов — Штольц, Остап Бендер Воробьянинов.

Формула этой пары не содержит ни грана иррационализма: 1+1=2. Или даже так: 1+1=1+1. Иначе говоря, на сей раз два человека, сколь бы много «зависимых независимостей» между ними ни сыскалось, все равно выступают на поприще мировой истории и художественной литературы как два человека. Есть ли в таких соотношениях хотя бы элемент двойничества? Если и есть, то такой же, какой присутствует в любой молекуле человеческого общества — кроме той, какую Робинзон обрел на необитаемом острове. Да и там вскоре Пятница сыщется.

Дуализм, однако, более серьезная материя, нежели простое двойничество и простая амбивалентность (бывает ли она простой?). Не будем сводить его к элементарному плоскостному контрасту. Фауст и Мефистофель являют нам противоречия масштаба поистине вселенского — и, хотя зеркало теоретически может объять даже необъятное, практически из этого диалога оно исключено или посажено на скудную функцию технического секретаря, регулирующего связь между вопросами и ответами.

Герой одноименного романа М. Шелли Франкенштейн — и его создание, убивающее своего творца, учитель и ученик, отцы и дети, человек и его дело. Вот расширяющаяся вселенная, которую открывает перед нами такое свободное толкование дуализма: отпечаток личности лежит на каждом ее проявлении, будь то акция, продукт, отзвук, опосредованное вмешательство или даже принципиальное невмешательство. Что ж, отражение как общее свойство материи (отмеченное В. И. Лениным) так или иначе дает о себе знать и в области причинно-следственных зависимостей: следствия связаны зеркальной нитью с причинами.

Герой-причина и герой-следствие (понимая под следствием не род занятий на какой-нибудь административно-полицейской должности, а лишь место в дуэте) — эти фигуры описывают распространенную модель дуализма. В этической области контрастное двойничество часто располагается по оси «добро — зло» или по другой: «активность — бездеятельность». В эстетической — отражает оппозицию «красота — безобразие».

Подобно тому как местом в социальной иерархии определяется в классовом обществе ценность индивида, место в художественном конфликте наделяет героя определенным весом, конкретной значимостью, такой или этакой позицией, локализацией, ролью. Контрастирующие двойники выступают сподвижниками и союзниками, как Дон Кихот и Санчо Панса, или сосуществующими противниками, как Фауст и Мефистофель, или ожесточенными врагами, как многочисленные «гомункулюсы», «големы», роботы и их изобретатели.

Мы ступили — и уже довольно давно — на зыбкую почву, где двойничество временами исчезает, истаивает, вступает в иные состояния вплоть до противоположных, а зеркало превращается из символа подобий в знак контрастов. Словом, перед нами предел, за которым начинается царство бессмыслицы.

И все же необходимо напомнить еще об одной — вездесущей — форме двойничества. О пропорции между различными раскрытиями одного и того же человека во времени. Утром N представляет собой предварительную версию того, что он явит человечеству (и себе) днем, днем он не таков, как вечером, вечером не таков, каким будет завтра. Идет развитие индивидуальности — сколь бы медлительным оно ни было, процесс неостановим. Развитие же — это нагнетание подобий, а на их фоне — и различий, поправок к исходному образу. Каждый человек, с такой точки зрения, — вереница двойников, накапливающих друг по отношению к другу крупицы противоречий, пока на исходе времени не возникнет новая персона, контрастный вариант своего вчерашнего (или позапрошлогоднего) предка.

Мы не станем рассматривать сей тип двойничества как самостоятельный, потому что, приняв его всерьез, придется прилаживать к нему, подгонять под него всю литературу, как бы переводя ее на двоичную систему исчисления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Как создать диалог с самим собой в вк

Шизофрения называется. С самим собой диалог в контакте создать нельзя. Еще Павел Дуров об этом позаботился.

Сначала зайти на страницу друга. Позже найти у него себя в друзьях. Рядом будет кнопка НАПИСАТЬ СООБЩЕНИЕ. а дальше вы поняли как)

Берешь свой Ip, заходишь в диалог с другом, в адресной строке будет <a rel=»nofollow» href=»http://vk.com/im?sel(ip» target=»_blank»>http://vk.com/im?sel(ip</a> твоего друга) , вместо вместо ip друга вставляешь свой ip, нажимаешь на enter&gt;&gt; И ШАЗАМММ

Тихо сам с собою… Зачем лишнее звено — о чем думаешь это и есть диалог с собой

заходишь в собщения там написать собщение в верху жмёшь пишешь своё имя и пишешь что хочешь и вот беседа самого с собой

просто создай беседу и все и никого туда не добавляй и пиши скоко хочешь хах хиин

Попроси друга кинуть ссылку на вашу переписку. Переходи по ней и вуаля!

Я как-то сделала, не помню как: (

привет как дела

Подробная инструкция в видео <a rel=»nofollow» href=»https://www.youtube.com/watch?v=fJUIIHbxZM4″ target=»_blank»>https://www.youtube.com/watch?v=fJUIIHbxZM4</a>

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *