Диего веласкес картина менины: «Менины» Веласкеса: картина о картине

​«Менины» — самая удивительная картина Диего Веласкеса, в которой скрыто множество загадок, не дающих покоя современным исследователям

Диего Веласкес (1599—1660) — испанский художник, один из величайших и талантливейших мастеров кисти. Его картины зачастую оставляют немало загадок, которые очень интересно разгадывать, чтобы понять истинный замысел художника.

Веласкес был придворным художником испанского короля Филиппа IV, был вынужден писать множество портретов монарха и членов его семьи. В подобных условиях оставалась не так-то много возможностей для чистого творчества, и некоторые другие придворные художники, добившись подобного тёплого местечка и постоянных, хорошо оплачиваемых заказов писали однотипные, напыщенные картины, всячески приукрашивая своего заказчика, не задумываясь о творческом поиске и создании чего-то нового. Зачем, если и так цель всей жизни достигнута? Но Веласкес был выше унылой, чисто технической работы придворного живописца и ему удавалось создавать замечательные картины, которые нравились заказчикам, а через много лет были признаны истинными шедеврами живописи.

Диего Веласкес. Менины

Одна из самых интересных работ Веласкеса — «Менины», о ней, и о том, как ему удалось несмотря на все обстоятельства, остаться в памяти потомков, как выдающийся художник мы и поговорим в этой статье.

Согласно сюжету картины, пятилетняя инфанта Маргарита Тереза в сопровождении свиты решила посмотреть, как Веласкес будет писать портрет её родителей — короля Филиппа IV и его супругу Марианну Австрийскую. Но эту сцену Веласкес написал очень своеобразно и необычно, вполне в своём духе. Нам кажется, что и девочка и все придворные смотрят прямо на зрителей, то есть на нас с вами. Но не всё так просто. На самом деле они глядят на короля с его супругой, которые находятся вне нашего поля зрения, но отлично видны инфанте и придворным. А о том, что они действительно присутствуют в комнате, можно судить по зеркалу, которое написано практически посередине картины, за спиной Веласкеса и в нём отражаются позирующая для картины королевская чета.

Диего Веласкес. Менины (деталь).

Картина, отражающая в зеркале не очень чёткая, размытая, однако не стоит сомневаться в том, что это именно монарх и его супруга — есть немало портретов, в которых угадываются их характерные черты.

Веласкес. Портрет Филиппа IV, короля Испании.

Задумка на картине поистине интересная — никогда до Веласкеса художники не показывали мир глазами позирующих им людей. Мы видим на картине то, что видела сама королевская чета; свою дочку, придворных, составляющих её свиту и подглядывающих за юной принцессой, обстановку комнаты, Веласкеса, пишущих с них картину и зеркало, где отражаются они сами. Возможно, они имели некоторые проблемы со зрением, потому и их отражение в зеркале такое размытое, впрочем, средневековые зеркала из-за несовершенства технологии их создания наверняка и давали именно такое изображение. Искусствоведы склоняются ко второй версии — вряд ли Веласкесу, несмотря на все его заслуги, позволили показывать короля в невыгодном свете.

Впрочем, Филипп IV высоко ценил своего придворного живописца и позволял ему многое, оставлял определённый простор для самовыражения, поскольку был умным человеком и большим любителем искусства. Веласкес на картине «Менины» осмелился изобразить карликов рядом с принцессой, то есть по сути дела на парадном портрете членов королевской семьи. Тут нужно понимать, что карлики в те времена были на положении людей второго сорта, это бесправные шуты, простолюдины, часто лично принадлежавшие королю и испанскому двору, примерно как рабы или крепостные крестьяне в России, которых можно продать или подарить кому-либо. Ни о каком равноправии и уважении человеческого достоинства тогда речи не шло — кормят, дают кров в обмен на шутки и издевательства и то хорошо, иначе пришлось бы им просить милостыню или работать в бродячем цирке. Впрочем, в Средневековье карлики ценились, а члены королевских семей за особо низкорослых и отличающихся от обычных людей, к тому способных к шуткам и безропотно терпящих издевательства платили хорошие деньги.

Веласкес не делал различий между карликами и обычными людьми, сохранилось даже несколько их портретов кисти этого, опередившего своё время, художника.

Дон Себастьян де Морра.

А ещё Веласкес осмелился на той самой картине написать автопортрет, то есть поставить себя рядом с членом королевской семьи, пусть и маленькой принцессы. Никакому придворному живописцу подобное никогда не позволялось. А ведь Веласкес не мог похвастаться своим происхождением — он родом из обедневшей и не очень знатной семьи.


Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом).

Себя художник попытался изобразить в наиболее выгодном свете — сознательно снизил себе возраст, поскольку на момент написания картины «Менины» ему было уже 57 лет, а на полотне он как минимум на 15 лет моложе. А ещё он изображён членом военного ордена Сантьяго, то есть с красным крестом на груди. Некоторые исследователи считают, что красный крест пририсовали уже позже, после смерти Веласкеса — король хотел так поощрить память об умершем великом художнике и увековечить его заслуги, изобразив членом очень почётного рыцарского ордена.

С особой любовью и нежностью Веласкес изобразил маленькую инфанту Маргариту. Он сознательно выделил её тёплым, нежным светом, написал в более светлых тонах, поместил её изображение в центре картины. Не у кого нет сомнений главное лицо — это она, все остальные лишь свита, которым должно подчеркнуть её величие. Пусть инфанта всего лишь маленькая девочка, но зато королевской крови.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент).

Веласкес искренне любил Маргариту и было за что. Несмотря на близкородственный брак, девочке повезло родиться крепкой и здоровой, с миловидными чертами лица. Именно такой и должна быть юная принцесса. Тепло Веласкес относится и к фрейлинам юной Маргариты, девочкам ненамного старше, которые играли с ней. По-испански их называли менины, потому у картины и такое необычное для русского уха название. Кстати, официальное наименование картины — «Семья Филиппа IV».

Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент).

Сзади изображена карлица — няня Маргариты. Возможно, она ухаживала за ней и делала так внимательно и заботливо, что девочка выжила — в Средневековье детская смертность часто достигала ужасающих показателей и от неё не были застрахованы даже члены королевской семьи. За заботу карлицу наградили знаком отличия, который она и трогает у себя на груди.

Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики).

Портрет, который предполагаемо пишет Веласкес на картине, на самом деле не существует, может быть потерялся, а может быть его и вообще не существовало и всё это лишь творческий ход художника. Зато ещё один более традиционный портрет маленькой инфанты, в том же самом платье хранится сейчас в Венском музее истории искусства.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты.

И главная загадка — почему же люди от которых зависело благосостояние да и сама жизнь художника, отодвинуты Веласкесом на второй план. То есть сам король в этом полотне далеко не центральная фигура. Как можно себе такое позволить, и почему это сошло с рук Веласкесу?

Возможно, был в этой картине и определённый протест против неоднозначного положения во дворе, когда Веласкес, уже прекрасно осознавая себя как выдающегося художника, был вынужден преклонятся перед более знатными придворными и королём. То есть весь его талант ничто по сравнению с происхождением, которое от человека и не зависит. Тут есть из-за чего взбунтоваться и быть недовольным, но открыто протестовать он не мог, а вот тонко зашифровать протест осмелился.

Король все эти намёки наверняка понял, однако он был очень умным и дипломатичным человеком, неслучайно правил 44 года, а его правление называю «Золотым веком Испании». Так-то и протест оставил без особых последствий для художника. Он слишком ценил Веласкеса и действительно было за что — ни у какого монарха в то время не было равных по таланту придворных живописцев.


Картины со смыслом и загадками от современных художников большой выбор на сайте галереи artalebrio.com. Общайтесь и покупайте произведения напрямую у автора

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio. com Михаил Федорин

Диего Веласкес. Последние годы жизни: картина «Менины»

Давайте в подробностях разберем самую знаменитую картину, которую Веласкес создал уже в поздний период творчества — «Менины».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Хлопонина

Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Диего Веласкес

1. Портрет королевы Марианны Австрийской, 1650
2. Портрет инфанты Марии Терезии с часами, 1652
3. Портрет Филиппа IV, 1656
4. Портрет принца Фелипе Просперо, 1659

В этой части обсудим последний период творчества Веласкеса после его возвращения из Италии в Мадрид.

Что художник делал в последние годы своей жизни 👇

🎨 Продолжал много работать. Писал портреты придворных, членов королевской семьи, самый известный из которых — «Менины».

🗡 Получил посвящение в Орден Сантьяго, то есть рыцарское звание — самую ценную и значимую награду. Это произошло за год до смерти.

👰 В 1659 году поехал на остров Файзамес руководить подготовкой к династическому браку между дочерью Филиппа IV Марии Терезии и королем Франции Людовиком XIV. Напряженная работа подорвала здоровье Веласкеса: в какой-то момент художник почувствовал себя плохо, его спешно привезли в Мадрид.

👨‍🎨 Художник умер в 1660 году в возрасте 61 года. У смертного одра Веласкеса присутствовал Филипп IV. На надгробии написали «Живописцу истины» — за удивительный талант писать правду, не издеваясь, не приукрашивая и не выпячивая недостатки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Диего Веласкес. Менины, 1656

Мы добрались до самой известной картины Веласкеса — «Менины». Художник не только показал удивительное мастерство живописца, но и наполнил картину личным отношением к семье монарха.

🖼 Изображение очень реалистично. Поэт Теофиль Готье, подойдя к «Менинам», воскликнул: «А где же картина?!»

👧 В центре картины — инфанта Маргарита и две фрейлины-менины. Одна из них подает принцессе бокал с водой, другая застыла в легком реверансе. Поднесение питья принцессе было регламентировано строгим дворцовым этикетом.

👦 Рядом находятся карлик и карлица. Немка Мария Барбола стоит неподвижно и смотрит на зрителя. Мальчик Николосито Пертусато играет с собакой. Его детская непосредственность противопоставлена сдержанным аристократическим манерам Маргариты. Веласкес будто намеренно сравнивает двух детей из разных слоев общества.

👨‍🎨 Сам Веласкес тоже вписан в картину. Это единственный достоверный автопортрет художника.

🤴 Зритель смотрит на происходящее глазами короля и королевы, участвующих в сцене, но не включенных в картину. Их отражения видны в зеркале на дальней стене.

❓ Сюжет картины можно истолковать по-разному. Возможно, художник пишет портрет Маргариты, работа над которым прервана неожиданным появлением короля и королевы. Или маленькая инфанта с фрейлинами вошла в тот момент, когда королевская чета позировала художнику? Веласкес снова загадывает загадку без ответа.

О придворных карликах и шутах

Диего Веласкес

1. Дон Себастьян де Морра, 1645
2. Портрет придворного шута Эль Примо с книгой в руках, 1645

Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Ариадне, 1657

Теперь рассмотрим картину Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне».

🕷 Легенда рассказывает о лидийской девушке Арахне, которая славилась своим искусством рукоделия. Возгордившись, она вызвала Афину, покровительницу прядильщиков и ткачей, на состязание. Сотканный Арахной платок с изображением любовных утех божественных обитателей Олимпа разгневал Афину, и богиня превратила девушку в паука.

🧶

Веласкес снова использует прием «картина в картине». На переднем плане мастерская, в которой работают пряхи. На заднем плане нарядные дамы рассматривают гобелен с изображенной сценой похищения Европы — похожая работа Тициана находилась в королевском хранилище искусства. Считается, что слева Афина приняла облик старой ткачихи, а Арахна справа повернулась к нам спиной.

Олимп перемещен в земную реальность, хотя и не смешивается с ней. Разница подчеркивается контрастом света и полумрака, дорогой одежды и простых нарядов ткачих. Обычная бытовая сценка приобретает характер священного ритуала.

курс Level One

Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами.

Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽

подробнее о курсе

Расшифровка множества тайн «Менины» Диего Веласкеса

Сопровождающие, гномы, собака и телохранители — шедевр Веласкеса наполнен персонажами, но он мастерски привлекает внимание к своим конкретным достопримечательностям.

Benjamin Blake Evemy / MutualArt

11 ноября 2022 г.

Картина Диего Веласкеса 1656 года Las Meninas уже давно считается одним из самых важных произведений западного искусства. Картина, изображающая сцену при испанском дворе во время правления короля Филиппа IV, на первый взгляд может показаться не такой уж и необычной, но странное, фотографическое качество ее сюжетов запечатлевает некоторых в агонии движения, в то время как другие, кажется, позируют и целенаправленно смотрят на зрителя, наряду с вопросами, которые пьеса поднимает о реальности и иллюзии, делают

Las Meninas одна из самых обсуждаемых и анализируемых картин в истории искусства.

Диего Веласкес, Лас Менинас, 1656, холст, масло, Музей Прадо, Мадрид

Фигур, изображенных на картине, много. Затем пятилетняя инфанта Маргарет Тереза ​​стоит в окружении своей свиты, в которую входят компаньонка, фрейлины, телохранитель, два гнома и собака. На заднем плане, чуть левее Инфанты, висит зеркало, отражающее образы короля Филиппа IV и королевы Марианы. Также на заднем плане, на ступеньках, ведущих от открытого дверного проема, стоит дон Хосе Ньето Веласкес — камергер королевы и руководитель королевских гобеленов, который мог быть или не быть родственником самого художника произведения. И, наконец, слева от картины с кистью и палитрой в руке стоит Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, пытающийся завершить большую работу очевидной важности.

Чем больше изучаешь Las Meninas , тем загадочнее он становится. В отличие от поэтов и музыкантов, художники редко пользовались высоким социальным статусом в Испании 17 века. Живопись считалась скорее ремеслом, чем искусством. Так что несколько странно, что Веласкес включил себя в Las Meninas . Но первоначально произведение называлось La Familia (Семья), что имеет смысл, поскольку на момент написания своего великого произведения 1656 года Веласкес прожил в королевском дворе тридцать три года. Король Филипп IV также был страстным покровителем искусств, а Веласкес был официальным придворным художником; и поскольку художник был так высоко оценен как знаток, как хранитель постоянно растущей королевской коллекции европейского искусства.

Хотя, что еще более странно, чем художник, включивший себя в изображение королевского двора, так это красный крест, который можно увидеть на левой груди Веласкеса. Крест означает, что художник был членом Ордена Сантьяго, которым он и был, но только в 1659 году — через три года после завершения

Las Meninas . Естественно, существует несколько теорий, объясняющих, почему его можно увидеть со знаками отличия престижного религиозного и военного ордена. Одна из них заключается в том, что Филипп IV приказал добавить их после смерти Веласкеса в августе 1660 года и даже зашел так далеко, что нарисовал саму переделку. Другой, что Веласкес предвидел, что он должен быть посвящен в ряды Ордена, и что крест был частью оригинальной картины.

Деталь, изображающая зеркало, отражающее Филиппа IV и Марианну Австрийскую

Еще один широко обсуждаемый и анализируемый аспект

Las Meninas касается того, кто или что Веласкес мучительно рисует на холсте. Наиболее распространенная теория заключается в том, что художник рисует Короля и Королеву, делая точку зрения Las Meninas своей, и что отражение в зеркале ловит их, удерживая свои позы. Но некоторые историки утверждают, что зеркало отражает их портрет с холста. В любом случае, король и королева, смотрящие в зеркало на стене, — единственный известный двойной портрет королевской четы, написанный Веласкесом.

Деталь, изображающая инфанту Маргарет Терезу

Веласкес особенно мастерски использует свет и тени, а техника, используемая для привлечения внимания к основным сюжетам картины. Хотя, как и почти все, что касается Las Meninas , вопрос самих основных сюжетов широко обсуждается. Свет льется из того, что предположительно является окном с правой стороны картины, и падает на волосы карлика. Но ее лицо отбрасывается в тень, и тема не представляет особого интереса. То же самое происходит с соседней фрейлиной. Но Инфанта стоит в полном освещении, ее лицо обращено прямо к источнику света — даже если ее взгляд не обращен, явно говорящий о ее значимости. Зеркало, в котором отражаются Король и Королева, также является акцентом. Прямоугольная форма рамы и вставленное стекло подсвечиваются как лицо и последовательно привлекают к себе внимание зрителя. И хотя черты лица Веласкеса могут быть не так ярко освещены, как у других на картине, он также представляет собой главную достопримечательность. Его лицо, обращенное прямо к зрителю, привлекает внимание, особенно с обрамлением темных волос. Его важность еще больше подчеркивается светом на его руке и кисти, а также треугольником света на его рукаве, который тонко указывает на его лицо.

9. Некоторые говорят, что Веласкес нарисовал себя на картине, чтобы заявить о важности своей работы, как способ увековечить себя и свое искусство. Возможно, на картине есть не что иное, как своего рода причудливый семейный портрет — в конце концов, Веласкес провел немало времени при дворе, а первоначальное название было «9».0009 Ла Фамилия
. Но, несмотря на множество теорий, связанных с этим произведением, зритель, безусловно, смотрит на картину, на которой сам художник застыл, глядя на нас. И, может быть, после всех прошлых столетий размышлений о том, кто именно так исподтишка изображен на холсте, на самом деле нас пишет Веласкес.


Чтобы узнать больше об аукционах, выставках и текущих тенденциях, посетите нашу страницу журнала

Diego Velazquez | Биография, искусство и факты

Диего Веласкес

Смотреть все СМИ

Крещен:
6 июня 1599 г.
Умер:
6 августа 1660 г. Мадрид Испания

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему важен Диего Веласкес?

Диего Веласкес был одним из самых значительных испанских художников 17 века, гигантом западного искусства. У него был острый глаз и потрясающая ловкость кисти. Его работы часто демонстрируют сильное моделирование и резкие контрасты света, напоминающие драматическую технику освещения, называемую тенебризмом.

Чем знаменит Диего Веласкес?

Будучи придворным художником Филиппа IV, Диего Веласкес написал множество королевских портретов, в частности Las meninas (1656). Тем не менее, он также был известен популяризацией bodegón , или кухонной сцены, в таких ранних работах, как Старуха, готовящая яйца (1618). Другие известные произведения включают его портреты Папы Иннокентия X ( c. 1650) и Хуана де Пареха (1650).

Какой была семья Диего Веласкеса?

Диего Веласкес был старшим ребенком Жоао Родригеша да Силвы, юриста, и Херонимы Веласкес. Ближе к концу своего ученичества у Франсиско Пачеко Веласкес женился на дочери своего учителя, Хуане. У них было две дочери.

Какое образование получил Диего Веласкес?

Диего Веласкес сначала учился у Франсиско Эрреры Старшего, а затем около шести лет был учеником Франсиско Пачеко. Когда Филипп IV взошел на престол в 1621 году, Веласкес стремился получить королевское покровительство. В конце концов он выиграл его в 1623 году, став единственным художником, которому разрешили рисовать короля.

Как умер Диего Веласкес?

Последним занятием Веласкеса было сопровождение короля и двора до французской границы весной 1660 года, чтобы организовать украшение испанского павильона для свадьбы инфанты Марии Терезы и Людовика XIV. Вскоре после возвращения в Мадрид он заболел и 6 августа скончался.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Диего Веласкес , полностью Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (крещен 6 июня 1599, Севилья, Испания — умер 6 августа 1660, Мадрид), самый важный испанский художник 17 века, гигант западного искусства.

Веласкес повсеместно признан одним из величайших художников мира. Натуралистический стиль, которому он обучался, предоставил язык для выражения его замечательной наблюдательности в изображении как живой модели, так и натюрморта. Вдохновленный изучением венецианской живописи 16-го века, он превратился из мастера точного сходства и характеристики в создателя шедевров визуального впечатления, уникальных для своего времени. С блестящим разнообразием мазков и тонкой гармонией цвета он достиг эффектов формы и текстуры, пространства, света и атмосферы, которые сделали его главным предшественником 19Французский импрессионизм X века.

Основным источником информации о ранней карьере Веласкеса является трактат Arte de la pintura («Искусство живописи»), опубликованный в 1649 году его учителем и тестем Франсиско Пачеко, который более важен как биограф и теоретик, чем как живописец. Первая полная биография Веласкеса появилась в третьем томе ( El Parnaso español ; «Испанский Парнас») El museo pictórico y escala optica 9. 0010 («Изобразительный музей и оптическая шкала»), изданный в 1724 году придворным художником и искусствоведом Антонио Паломино. Это было основано на биографических заметках, сделанных учеником Веласкеса Хуаном де Альфаро, который был покровителем Паломино. Количество личных документов очень мало, а официальная документация, касающаяся его картин, относительно редка. Поскольку он редко подписывал или датировал свои работы, их идентификация и хронология часто должны основываться только на стилистических данных. Хотя многие копии его портретов, очевидно, были сделаны в его мастерской ассистентами, его собственное производство было невелико, а число его сохранившихся автографов составляет менее 150. Известно, что он работал медленно, и в последние годы большую часть своего времени он проводил впустую. занят своими обязанностями в качестве судебного чиновника в Мадриде.

Согласно Паломино, первым мастером Веласкеса был севильский художник Франсиско Эррера Старший. В 1611 году Веласкес официально поступил в ученики к Франсиско Пачеко, на дочери которого он женился в 1618 году. «После пяти лет обучения и обучения, — пишет Пачеко, — я женил его на своей дочери, тронутый его добродетелью, честностью и хорошими качествами, а также ожидания его характера и большого таланта». Хотя Пачеко сам был посредственным художником-маньеристом, именно благодаря его учению Веласкес развил свой ранний натуралистический стиль. «Он работал с натуры, — пишет Пачеко, — производя многочисленные этюды своей модели в различных позах и тем самым обретал уверенность в своих портретах». Ему было не больше 20, когда он нарисовал Waterseller of Seville ( c. 1620), в котором управление композицией, цветом и светом, естественность фигур и их поз и реалистичность натюрморта уже раскрывают его острый глаз и потрясающую ловкость кисти. . Сильное моделирование и резкие контрасты света и тени раннего иллюзионистского стиля Веласкеса очень напоминают технику драматического освещения, называемую тенебризмом, которая была одним из нововведений итальянского художника Караваджо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *