Диего веласкес менины: Las Meninas, 1656, 276×318 cm by Diego Velazquez: History, Analysis & Facts

Портрет семьи с карликами. «Менины»

В «Менинах» Веласкес отходит от норм парадного портрета: мы впервые видим «изнанку» королевского двора, то, что обычно не изображалось, уступив место нейтральному фону или драпировкам и обломкам римских колонн.  

«Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет», — эти слова Александра Македонского были адресованы древнегреческому живописцу Апеллесу, но есть и яркая легенда, гласящая, что нечто подобное произнес испанский король Филипп IV, когда претендовавший на место придворного художника Диего Веласкес впервые написал его парадный портрет. Конечно, сейчас жанр парадного портрета на многих посетителей музеев навевает тоску: до неприличия изящные и вежливые люди в парадных одеждах с орденами и наградами, похожие на сошедших на землю богов, с тонкими пальцами и фарфоровой кожей, стоящие на фоне руин, жертвенников с тлеющими маками, кораблей и бархатных драпировок, а в ногах их бюсты мыслителей, Зевесовы орлы, неистощимые рога изобилия и зенитные установки.

Но для века XVII получить должность гофмалера было не столько престижно и денежно, сколько позволяло художнику возвыситься над ограничениями гильдии и писать не на потребу рынка, руководствуясь желаниями и интересами публики, а ориентируясь только на свой безупречный вкус. Именно придворные живописцы оформляли покои королевской семьи, что означало почти безграничную свободу творчества.  

Принято считать, что Филипп IV был плохим правителем, предпочитавшим блеск двора решению проблем своих подданных, да еще и женившимся на своей родной племяннице, но именно благодаря его любви к прекрасному гений Веласкеса получил возможность беспрепятственно развиваться. Художник писал членов королевской фамилии, придворных, но мог выполнять и частные заказы, хотя ему все же было рекомендовано ограничиться аристократическим кругом заказчиков. Некоторые из созданных Веласкесом портретов в последнее время были переатрибутированы, а несомненная вершина его творчества, «Менины» («фрейлины»), одна из самых известных в мире картин, вызывает споры не авторством или составом участников, но своим загадочным сюжетом.

Кто-то считает, что от взоров зрителя сокрыто большое зеркало, с помощью которого художник портретирует инфанту Маргариту: позирование – довольно утомительное занятие, поэтому в работе сделан перерыв, во время которого в мастерскую зашли ее родители, Филипп IV и Марианна Австрийская. Но расположение фигур и холста, стоящего перед художником с палитрой и кистью в руках, более характерно при обратной ситуации: девочка решила проведать своих позирующих родителей. Именно на них, невидимых нам и отражающихся в зеркале на заднем плане, обращен ее внимательный взгляд, а зрителю тем временем кажется, что и она, и художник изучают его.   

Диего Веласкес. Менины

Источник изображения: https://artchive.ru

Справедливость этой версии подтверждается и Антонио Паломино, который получил прозвище «испанский Вазари» за свой труд о художниках Золотого века. К сожалению, этот редкий парный портрет супругов (если он действительно создавался) до наших дней не сохранился, что и привело к возникновению первой трактовки. Но документальная правда и правда художественная – это две разные вещи, и хотя до нас дошли имена всех участников картины, хотя известно, что крест ордена Сант-Яго на груди Веласкеса был дописан позднее (есть даже мнение, что сам король Испании, не чуждый живописи, выполнил эту живописную правку), вероятнее всего, что столь реалистичной сцены и вовсе не происходило. Итальянский художник Лука Джордано называл полотно «теологией живописи», а выдающийся искусствовед Михаил Алпатов говорил о «глубокомыслии картины в соединении с ее артистическим совершенством».

В «Менинах» Веласкес отходит от норм парадного портрета: мы впервые видим «изнанку» королевского двора, то, что обычно не изображалось, уступив место нейтральному фону или драпировкам и обломкам римских колонн. Тем не менее, эта подсмотренная сцена (подсмотренная не только зрителем, но и гофмаршалом дон Хосе де Нието, случайным свидетелем, откинувшим штору и заглянувшим в проем; вот еще один план, причем самый освещенный, а значит привлекающий гораздо больше внимания, чем окруженная свитой фигура инфанты, которая, казалось бы, является самой главной, находясь в центре полотна) прошла испытание условностями строгого дворцового этикета. Фрейлины склонились перед маленькой инфантой: одна из них, встав на колени, как и должно было по правилам, предлагает девочке кувшинчик с водой. Все замерло перед королем и его супругой, и только взгляд зрителя скользит по неподвижным фигурам, и действительно в правом нижнем углу находит альтернативный сюжет, также построенный по правилам золотого сечения, но в отличие от композиции в центре, полный движения: мы видим двух карликов, Марию Барболу, показывающую свой орден, полученный за воспитание инфанты, и Николао Пертусато, который пинает лежащего пса. При испанском дворе был впечатляющий штат шутов, которые пытались как-то развеять скуку своих господ и, как и в картине, олицетворяли некоторую степень свободы. Их противопоставление придворным довольно явно: они были сродни некрасивым собакам, на фоне явственного уродства которых легко было ощущать свое человеческое благообразие и превосходство.

Но тот же Алпатов отмечал, что введение карликов в групповой портрет, который изначально носил название «Семья» (это понятие подразумевало под собой не только кровных родственников, но и всех домочадцев), «не только увековечивает их наравне с высочайшими особами, но и низводит этих особ с их пьедестала».

Это интересно подчеркнуто колористически: темно-русая Мария Барбола (страдающая ахондроплазией, она была подарена инфанте на день рождения) одета в темное парадное платье, что служит ярким контрастом для светлого воздушного одеяния и белокурых волос инфанты. Между ними словно существует зеркальная перегородка: несмотря на легкость фигуры девочки и ощутимую телесность карлицы их позы зеркальны. Кто-то из исследователей также считает, что подобная зеркальная связь существует и между образами карлицы и художника, что усиливает визуальное напряжение. Поза Пертусато в свою очередь повторяет очертания фигуры Хосе де Нието, застывшего в дверном проеме (причем изображение гофмаршала сродни классическому парадному портрету), и вступает в противоречие с коленопреклоненной фрейлиной.

  Эту работу, построенную на парных контрастах, называют картиной-иллюзией, картиной-зеркалом, где король и королева становятся тенями зазеркалья, отступая в иллюзорный мир перед второстепенными персонажами. Подробно писать о каждой из фигур, о культурном влиянии картины на художников и писателей последующих веков довольно сложно. Она обладает невероятной мощью, полисемичностью и многообразием трактовок. Интересно, что образы инфанты Маргариты и ее воспитательницы, карлицы Марии Барболы встречаются и на полотне зятя Веласкеса, Хуана дель Мазо, перенявшего художественное наследие и использовавшего те же композиционные приемы, что и его учитель.   

1313 просмотров

Диего Веласкес. Последние годы жизни: картина «Менины»

Давайте в подробностях разберем самую знаменитую картину, которую Веласкес создал уже в поздний период творчества — «Менины».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan. ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Хлопонина

Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Диего Веласкес

1. Портрет королевы Марианны Австрийской, 1650
2. Портрет инфанты Марии Терезии с часами, 1652
3. Портрет Филиппа IV, 1656
4. Портрет принца Фелипе Просперо, 1659

В этой части обсудим последний период творчества Веласкеса после его возвращения из Италии в Мадрид.

Что художник делал в последние годы своей жизни 👇

🎨 Продолжал много работать. Писал портреты придворных, членов королевской семьи, самый известный из которых — «Менины».

🗡 Получил посвящение в Орден Сантьяго, то есть рыцарское звание — самую ценную и значимую награду. Это произошло за год до смерти.

👰 В 1659 году поехал на остров Файзамес руководить подготовкой к династическому браку между дочерью Филиппа IV Марии Терезии и королем Франции Людовиком XIV. Напряженная работа подорвала здоровье Веласкеса: в какой-то момент художник почувствовал себя плохо, его спешно привезли в Мадрид.

👨‍🎨 Художник умер в 1660 году в возрасте 61 года. У смертного одра Веласкеса присутствовал Филипп IV. На надгробии написали «Живописцу истины» — за удивительный талант писать правду, не издеваясь, не приукрашивая и не выпячивая недостатки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Диего Веласкес. Менины, 1656

Мы добрались до самой известной картины Веласкеса — «Менины». Художник не только показал удивительное мастерство живописца, но и наполнил картину личным отношением к семье монарха.

🖼 Изображение очень реалистично. Поэт Теофиль Готье, подойдя к «Менинам», воскликнул: «А где же картина?!»

👧 В центре картины — инфанта Маргарита и две фрейлины-менины

. Одна из них подает принцессе бокал с водой, другая застыла в легком реверансе. Поднесение питья принцессе было регламентировано строгим дворцовым этикетом.

👦 Рядом находятся карлик и карлица. Немка Мария Барбола стоит неподвижно и смотрит на зрителя. Мальчик Николосито Пертусато играет с собакой. Его детская непосредственность противопоставлена сдержанным аристократическим манерам Маргариты. Веласкес будто намеренно сравнивает двух детей из разных слоев общества.

👨‍🎨 Сам Веласкес тоже вписан в картину. Это единственный достоверный автопортрет художника.

🤴 Зритель смотрит на происходящее глазами короля и королевы, участвующих в сцене, но не включенных в картину. Их отражения видны в зеркале на дальней стене.

❓ Сюжет картины можно истолковать по-разному. Возможно, художник пишет портрет Маргариты, работа над которым прервана неожиданным появлением короля и королевы. Или маленькая инфанта с фрейлинами вошла в тот момент, когда королевская чета позировала художнику? Веласкес снова загадывает загадку без ответа.

О придворных карликах и шутах

Диего Веласкес

1. Дон Себастьян де Морра, 1645
2. Портрет придворного шута Эль Примо с книгой в руках, 1645

Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Ариадне, 1657

Теперь рассмотрим картину Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне».

🕷 Легенда рассказывает о лидийской девушке Арахне, которая славилась своим искусством рукоделия. Возгордившись, она вызвала Афину, покровительницу прядильщиков и ткачей, на состязание. Сотканный Арахной платок с изображением любовных утех божественных обитателей Олимпа разгневал Афину, и богиня превратила девушку в паука.

🧶 Веласкес снова использует прием «картина в картине». На переднем плане мастерская, в которой работают пряхи. На заднем плане нарядные дамы рассматривают гобелен с изображенной сценой похищения Европы — похожая работа Тициана находилась в королевском хранилище искусства. Считается, что слева Афина приняла облик старой ткачихи, а Арахна справа повернулась к нам спиной.

Олимп перемещен в земную реальность, хотя и не смешивается с ней. Разница подчеркивается контрастом света и полумрака, дорогой одежды и простых нарядов ткачих. Обычная бытовая сценка приобретает характер священного ритуала.

курс Level One

Коллекция Морозовых в Пушкинском: мини-курс перед выставкой

За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
1300₽ 650₽

подробнее о курсе

Кем была маленькая девочка в Лас Менинас?

Она является освещенным центром одного из самых известных и узнаваемых групповых портретов в мире. Маленькая девочка, одетая в красивое, с широкими бедрами, серебристо-черное платье, украшенное розетками и лентами — вершина моды на протяжении XVII века Золотого века Испании, — смотрит на зрителей со спокойным и умиротворенным выражением лица. уверенность далеко не по годам. Эта маленькая девочка, изящная испанская принцесса, вырастет в упрямую немецкую императрицу. Ее жизнь, трагически короткая, малоизвестна, поскольку искусствоведы часто упускают из виду главный сюжет шедевра Диего Веласкеса 1656 года9.0003 Las Meninas и сосредоточьтесь вместо этого на его методах и символике. Она была инфантой Маргаритой (Маргарет) Терезой Испанской (1651–1673) и единственной дочерью Филиппа IV Испанского и его второй жены, Марианны Австрийской.

Las Meninas Диего Веласкес через Викисклад прошлые брачные союзы между Испанией и Габсбургами и Австрией и Габсбургами не видели повода для празднования. Леопольд приходился своей молодой невесте дядей по материнской линии, и его просьба, чтобы она даже обращалась к нему «дядя», является особенно тревожным аспектом их отношений с точки зрения постороннего. Пара хорошо ладила, разделяя музыкальные и художественные вкусы. У них родилось четверо детей, но только один дожил до младенчества.

Как описывает Уильям О. МакКогг-младший, Маргарита обвинила в смерти своих детей присутствие евреев в Австрии, полагая, что Бог наказал ее за то, что она позволила им жить в ее приемном королевстве. Она умоляла своего дядю-мужа выгнать их из Вены, столицы. Конечно, Маргарита была не первой испанской принцессой, обратившейся с такой просьбой к супругу. В 1497 году Изабелла Арагонская, старшая дочь Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагонского, отказалась выйти замуж за Мануэля I Португальского, если он сначала не изгонит всех еврейских жителей из своей страны.

Как рассказывает историк Стивен Галицер, «Фердинанд и Изабелла издали, пожалуй, самый известный — или печально известный — документ своего правления: указ об изгнании евреев. Этот указ предписывал выезд в течение трех месяцев всем евреям, проживающим в их владениях, с указанием, что евреи не должны были возвращаться под страхом самого сурового наказания».

Католическая вера определяла мировоззрение испанской королевской семьи на протяжении поколений, и она особенно глубоко укоренилась в ее дочерях, которые черпали вдохновение у своего печально известного предка Изабеллы I, вдохновителя испанской инквизиции. Для Маргариты преданность своей религии была не просто жизненным кредо, но ее психологическим компасом. Оно управляло и диктовало ее мысли и действия. Она считала, что ересь в Австрии, воплощенная в еврейском народе, убила ее детей. Ее антиеврейские настроения были поддержаны торговцами-христианами города, отмечает Макгогг, что еще больше заставляло Леопольда выполнить ее требования. Во время праздника Корпус-Кристи 1670 года он приказал изгнать из Вены всех, кроме самых богатых еврейских жителей, и призвал к разрушению их синагоги.

Это был романтический жест — по стандартам этой догматичной семьи — но в конечном счете бесполезный. Вскоре Маргарита присоединится к своим детям в могиле. Столетия инбридинга Габсбургов сделали ее со слабой конституцией неподготовленной к травмам последовательных беременностей. Как подчеркивают ученые-генетики Гонсало Альварес и Франсиско К. Себальос, «вследствие постоянного родства на протяжении поколений у ряда испанских и австрийских Габсбургов были чрезвычайно высокие коэффициенты инбридинга».

Собственные родители Маргариты были дядей и племянницей по крови, а другой их отпрыск (младший брат Маргариты) вырастет в известного болезненного и физически неполноценного Карла II Испанского, получившего неудачное прозвище «Заколдованный» ( El Hechizado ) благодаря своему внешнему виду. Маргарита была здоровее, но генетика была против нее. Она умерла 12 марта 1673 года, смертельно ослабленная неудачной шестой беременностью. Ей был всего двадцать один год.

С исторической точки зрения удачно, что Веласкес увековечил Маргариту в Las Meninas , или ее судьба могла бы стать судьбой сноски в европейских учебниках истории. Las Meninas сейчас висит в Музее Прадо в Мадриде и является объектом пристального внимания искусствоведов. Несмотря на ее жестокое сердце, которое ставит ее репутацию на темную территорию, зрители этой картины и нескольких дополнительных портретов, написанных Веласкесом, могут оказать этой несчастной принцессе маленькую любезность, зная и помня ее имя: Маргарита Тереза.


Поддержите JSTOR ежедневно! Присоединяйтесь к нашей новой программе членства на Patreon сегодня.

JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

Сила изображения: Репрезентация и Las Meninas

Автор: Эми М. Шмиттер

Журнал эстетики и художественной критики, Vol. 54, № 3 (лето 1996 г.), стр. 255–268

Wiley от имени Американского общества эстетики

Кастильский городской патрициат и изгнание евреев 1480–1489 гг.2

Автор: Stephen H. Haliczer

The American Historical Review, Vol. 78, № 1 (февраль 1973 г.), стр. 35–62

Oxford University Press от имени Американской исторической ассоциации

Королевское инбридинг и исчезновение родословных династии Габсбургов

Авторы: Гонсало Альварес и Франциско C. Ceballos

Наследственность человека, Vol. 80, № 2 (2015), стр. 62–68

S. Karger AG

Портреты Карла II Испанского в британских коллекциях

Автор: Эрик Янг

The Burlington Magazine, Vol. 126, № 977 (август 1984 г.), стр. 488–493.

Burlington Magazine Publications Ltd. 1 (февраль 1983), стр. 30–42

Университет Калифорнийской прессы

Диего Веласкес (1599 — 1660)

Севилья

Веласкес родился в 1599 году в Севильке на юге Испании, в то время важный город с процветающим художественным сообществом. . В возрасте одиннадцати лет Веласкес поступил в ученики к Франсиско Пачеко, самому значительному художнику и теоретику искусства Севильи.

У Пачеко Веласкес научился техническим навыкам рисования и живописи, натюрморта и портретной живописи и вскоре превзошел своего мастера. В отличие от более традиционного Пачеко, он откликнулся на приемы современных новаторов, таких как Караваджо. (Караваджо был известен своими темными, драматически освещенными работами и неидеальными моделями. Копии его картин разошлись по всей Европе.)

В 1617 году Веласкес закончил свое ученичество и получил право основать собственную студию. Год спустя он женился на дочери Пачеко Хуане, и к 1621 году у пары родились две дочери.

В первые годы своего пребывания в Севилье Веласкес создавал традиционные религиозные произведения, такие как «Непорочное зачатие» или «Святой Иоанн Богослов на Патмосе», а также «бодегонес» — буквально «сцены из таверны» или картины повседневной жизни. Иногда, что более необычно, он сочетал их. Его картина Христа в доме Марфы и Марии представляет собой сцену на кухне, но на задней стене есть люк, через который Христос обращается к Марии на заднем плане.

Восхождение к придворному художнику

В 1623 году, благодаря связям тестя, Веласкеса попросили написать портрет молодого короля Филиппа IV. Филипп был так восхищен результатом, что немедленно назначил Веласкеса одним из своих придворных художников и с тех пор никому не позволял рисовать его.

Переезд к королевскому двору в Мадрид позволил Веласкесу получить доступ к впечатляющей королевской коллекции. Веласкес изучал итальянские картины, особенно венецианских художников, таких как Тициан. Когда Рубенс прибыл в Мадрид с дипломатической миссией в 1628 году, два художника хорошо познакомились. В 1629 г., Веласкес получил разрешение посетить Италию и изучить итальянскую живопись. Он также искал новые картины, чтобы купить их от имени короля.

Картина «Христос, созерцаемый христианской душой» из Национальной галереи была написана вскоре после его возвращения в 1631 году. В небрежной технике написания явно чувствуется венецианское влияние.

Высокий пост

Веласкес был не только успешным художником. С момента своего прибытия он продолжал подниматься по служебной лестнице в королевском дворе. В 1636 г. он был назначен помощником Гардероба — должность доверительная и ответственная.

Однако он продолжал выполнять заказы, создавая картины для нового Паласио дель Буэн Ретиро и других резиденций. Большую часть его работ составляли королевские портреты короля и его семьи, включая королеву, их детей, придворных шутов и карликов.

В 1643 году Веласкес снова получил звание камер-юнкера. Он также был назначен начальником дворцовых работ. В 1647 году ему поручили проект модернизации старого дворца Алькасар.

В 1649 году Веласкес совершил второе путешествие в Италию, чтобы купить картины и быть в курсе последних событий в итальянском искусстве. Находясь там, он написал несколько портретов, в том числе портрет Папы Иннокентия X. У него также был роман, в результате которого родился внебрачный ребенок, что значительно задержало его возвращение в Испанию — к большому неудовольствию короля. Находясь там, он также нарисовал знаменитую Венеру Рокби для важного испанского дворянина маркиза де Эличе.

Золотой век

XVII век был «Siglo de Oro» или «золотым веком» искусства и литературы в Испании. Веласкес рисовал, Сервантес писал «Дон Кихота», а Лопе де Вега писал свои пьесы. И это несмотря на религиозные и политические войны, истощившие испанскую экономику, и разрушительные вспышки чумы.

Веласкеса продвигали на все более высокие административные должности, что оставляло ему меньше времени для рисования. Его зять, Хуан Баутиста Мартинес де Мазо, стал все активнее помогать, делая официальные копии своих картин.

Тесные отношения Веласкеса с королем и его семьей продолжались. Создав группу мифологических сцен для дворца Алькасар, последние годы художника были в основном заняты королевскими портретами, такими как Филипп IV из Галереи. В своей самой известной работе «Las Meninas» («Фрейлины») он показывает себя за работой при дворе.

В 1658 году Веласкес стал рыцарем Сантьяго. Это была честь, которую он всегда желал, и его значок был добавлен к его автопортрету в «Менинах». Два года спустя, в 1660 году, он заболел и умер, а через неделю умерла и его жена.

Этот человек является объектом продолжающихся исследований. Мы начали с исследования их отношения к порабощению людей.

Принадлежал — либо путем покупки, либо по наследству — порабощенному человеку смешанной расы Хуану де Парехе, который служил помощником и чей портрет (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Веласкес написал в 1650 году.

В 1650 году Веласкес подписал нотариальный акт об освобождении де Парехи, который вступил в силу в 1654 году; см. Дженнифер Монтегю, «Веласкес Маргиналия: его раб Хуан де Пареха и его внебрачный сын Антонио», The Burlington Magazine, vol. 125, нет. 968, 1983, 683-85; JSTOR, , по состоянию на 5 августа 2021 г.)

В 1653 г. «Веласкес подал официальную жалобу Филиппу IV с просьбой удалить прикованного цепями черного раба, который служил охранником, дверь царской кухни». («Хуан де Пареха (1606–1670)», The Met [онлайн], nd, по состоянию на 5 августа 2021 г.)

Художник: Велакес нарисовал NG197, NG745, NG1129, NG1148, NG1375, NG2057, NG6264, NG6380 и NG6424.

History of Parliament Trust (ed. ), История парламента: британская политическая, социальная и местная история , Лондон, 1964-, https://www.historyofparliamentonline.org/
Проверил и не нашел — Товар на сайте издательства

К. Мэтью и др. (редакторы), Оксфордский национальный биографический словарь , Оксфорд, 1992-, https://www.oxforddnb.com/
Проверил и не нашел — Товар на сайте издательства

А. Э. Перес Санчес, «Веласкес, Диего (Родригес де Сильва и)», в J. Turner et al. (редакторы), Grove Art Online , Оксфорд, 1998-, https://doi.org/10.1093/gao/9781884446054.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *