Дифференцированная психология: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (пси­хо­ло­гия ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий), раз­дел пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щий ус­той­чи­вые пси­хо­ло­гич. раз­ли­чия ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми и ме­ж­ду груп­па­ми лю­дей, их при­чи­ны и по­след­ст­вия.

Эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния в рам­ках Д. п. в кон. 19 в. на­чал Ф. Галь­тон, соз­дав­ший ряд ме­то­дик изу­че­ния и ста­ти­стич. ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий. Зна­чит. вклад в Д. п. вне­сли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам тер­мин «Д. п.»), А. Би­не, Дж. Кет­тел, Э. Креч­мер, У. Шел­дон, Р. Кет­тел, К. Г. Юнг, Ч. Спир­мен, Л. Тёр­стон, Х. Ю. Ай­зенк, Дж. П. Гил­форд; сре­ди рос. пси­хо­ло­гов – А. Ф. Ла­зур­ский, Б. М. Те­п­лов, В. Д. Не­бы­ли­цын и др. Ме­то­ды Д. п. стро­ят­ся на срав­нит. ана­ли­зе по­ве­де­ния раз­ных лю­дей в раз­ных ус­ло­ви­ях. Раз­ви­тие Д. п. бы­ло тес­но свя­за­но с про­грес­сом пси­хо­ло­гич. тес­ти­ро­ва­ния и ма­те­ма­тич. ме­то­дов в пси­хо­ло­гии; тес­ты ста­ли осн. ме­то­дом Д. п., ис­поль­зую­щим­ся, что­бы из­ме­рять раз­ли­чия ин­тел­лек­та и спо­соб­но­стей, ти­по­ло­гич. осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та, чер­ты лич­но­сти, мо­ти­ва­цию, ин­те­ре­сы и цен­но­сти, са­мо­оцен­ку и др. под­даю­щие­ся из­ме­ре­нию па­ра­мет­ры. Не­смот­ря на по­пу­ляр­ность и прак­тич. зна­чи­мость кон­цеп­ций, де­ля­щих лю­дей на чёт­ко раз­ли­чаю­щие­ся пси­хо­ло­ги­че­ские ти­пы, из­ме­ре­ние боль­шин­ст­ва пси­хо­ло­гич. черт об­на­ру­жи­ва­ет рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­дов вдоль не­пре­рыв­ной шка­лы, при­бли­жаю­щее­ся к ко­ло­ко­ло­об­раз­ной кри­вой нор­маль­но­го рас­пре­де­ле­ния. По­доб­ное, ско­рее ко­ли­че­ст­вен­ное, не­же­ли ка­че­ст­вен­ное, рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий при­су­ще и лю­бым жи­вот­ным, при­над­ле­жа­щим к од­но­му ви­ду. При про­ве­де­нии срав­не­ний групп, раз­ли­чаю­щих­ся по воз­рас­ту, по­лу, эт­ни­че­ской и куль­тур­ной при­над­леж­но­сти и т. д., ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия внут­ри ка­ж­дой груп­пы ока­зы­ва­ют­ся зна­чи­тель­но боль­ше сред­них раз­ли­чий ме­ж­ду груп­па­ми; т.  о. груп­по­вая при­над­леж­ность ин­ди­ви­да не мо­жет слу­жить на­дёж­ным ин­ди­ка­то­ром вы­ра­жен­но­сти пси­хо­ло­гич. черт. Кросс­куль­тур­ные ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что тес­ты, раз­ра­бо­тан­ные в зап. куль­ту­ре, час­то не под­хо­дят для срав­не­ния её пред­ста­ви­те­лей с людь­ми иных куль­тур (напр., тес­ты ин­тел­лек­та из­ме­ря­ют спо­соб­ность к ака­де­мич. обу­че­нию, иг­но­ри­руя та­кие ме­нее вос­тре­бо­ван­ные в зап. об­ще­ст­ве ин­тел­лек­ту­аль­ные ка­че­ст­ва, как ин­туи­ция).

Важ­ной за­да­чей Д. п. яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ных па­ра­мет­ров ор­га­ни­за­ции пси­хич. дея­тель­но­сти «глу­бин­ных фак­то­ров», от ко­то­рых за­ви­сят «по­верх­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки» по­ве­де­ния, для че­го был раз­ра­бо­тан ма­те­ма­тич. ме­тод фак­тор­но­го ана­ли­за, ши­ро­ко при­ме­няе­мый в Д. п. с сер. 20 в. Для по­ни­ма­ния при­чин и ус­ло­вий воз­ник­но­ве­ния ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий важ­но изу­че­ние их ге­не­тич. и ней­ро­фи­зио­ло­гич. кор­ре­ля­тов; в Рос­сии Б. М. Те­п­ло­вым и В. Д. Не­бы­ли­цы­ным на ос­но­ве уче­ния И. П. Пав­ло­ва с сер. 20 в. раз­ви­ва­ет­ся диф­фе­рен­ци­аль­ная пси­хо­фи­зио­ло­гия, ис­сле­дую­щая пси­хо­фи­зио­ло­гич. раз­ли­чия ме­ж­ду людь­ми.

На про­тя­же­нии всей ис­то­рии Д. п. идут ост­рые дис­кус­сии об от­но­си­тель­ном вкла­де на­след­ст­вен­но­сти и сре­ды в ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия (напр., в ген­дер­ной пси­хо­ло­гии). Дан­ные Д. п. име­ют важ­ное при­клад­ное зна­че­ние для обу­че­ния, пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, оп­ре­де­ле­ния проф. при­год­но­сти, проф­ори­ен­та­ции, ди­аг­но­сти­ки и про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия склон­но­стей и спо­соб­но­стей ин­ди­ви­дов и др.

Читать онлайн «Дифференциальная психология», Сергей Успенский – Литрес

© Сергей Успенский, 2022

ISBN 978-5-0056-5334-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дифференциальная психология

Понимание различия между индивидами по психологическим характеристикам с помощью исследования личности

Сергей Успенский


Введение

Личность человека настолько разнообразна и уникальна, что у каждого человека с годами автоматически формируется совершенно неповторимая индивидуальность. Начиная с детства, наша психика продолжает постоянно развиваться, и наша личность также никогда не перестает расти. Это отличает нас не только от многих наших биологических сверстников, не имеющих экстраординарной стадии развития, но и от нашей собственной плоти и крови.

Каждый из нас совершенно не похож на своего соседа или коллегу по работе, и даже в своей собственной семье и кругу друзей мы значительно отличаемся друг от друга. Например, не так уж редко мы не ладим с определенной группой людей, потому что ее члены обладают ярко выраженным характером, некоторые из них в корне отличаются от нас и поэтому не находятся на том уровне, на котором могло бы существовать хорошее общение. Поэтому поговорка «противоположности притягиваются» не всегда верна. Мы предпочитаем искать единомышленников, чья личность похожа на нашу собственную и с кем мы можем идентифицировать себя так же, как с собой или со своей собственной личностью. Мы предпочитаем вести оживленные беседы, в которых мы разделяем одинаковые мнения, чем вести жаркие споры на темы, которые наши индивидуальные личности воспринимают и обрабатывают совершенно по-разному и которые, следовательно, никогда не приведут к реальному согласию в этих беседах.

Рисунок 1У всех разные модели поведения и цели на работе.

Каждый этап своей жизни мы выбираем в соответствии со своей индивидуальностью. Мы чувствуем себя комфортно в своей рабочей среде только в том случае, если встречаем там единомышленников, которые имеют такие же взгляды на работу, как и мы. Группа друзей, в которую мы психологически не вписываемся, потому что у нас принципиально разные взгляды на жизнь и, соответственно, поведение, долго не протянет, даже если по каким-то причинам дружба уже должна была сложиться. Поэтому мы избирательно выбираем этапы своей жизни по факторам, которые глубоко заложены в нас и которые трудно изменить, особенно после достижения определенного возраста.

Но почему? Какие факторы способствуют тому, что каждый человек полностью отличается друг от друга? Как рос человек и какие внешние влияния испытал человек, который с нуля полностью отличается от вас? Через что ему пришлось пройти и что ему пришлось пережить, чтобы его личность стала такой, какая она есть сегодня?

Дифференциальная психология тесно связана с поведенческой психологией, которая анализирует поведение человека и не только указывает на различия между определенными людьми, но и объясняет их с научной точки зрения, что делает их доступными для каждого. Речь идет не только об общем воспитании человека и о том, как он усвоил, что плохо и что хорошо, но и о других внешних факторах, и наследственность также играет важную роль в поведении человека и связанной с ним личности.

Уже у новорожденных можно заметить определенные отличия от других детей, совершенно не представляемые настоящими родителями, поскольку они еще не применяли никакого реального воспитания сразу после рождения. Поэтому дело не только во внешних влияниях, таких как воспитание или опыт, который разум запоминает и закрепляет, но часто развитие ребенка также связано с генетикой, предрасположенности которой унаследованы от родителей и даже от более дальних родственников. Не зря говорят, что дети часто становятся похожими на своих родителей и совершают те же ошибки, которые совершили их генетические родственники в собственном детстве. Так же, как дети похожи на своих родителей и иногда могут быть приняты за них, их мыслительные процессы также наиболее схожи с процессами близких родственников. Однако и это не всегда верно, поскольку личность невероятно сложна и обширна, и родители не всегда могут уследить за развитием своего ребенка. Часто это может быть подавляющим и даже привести к отчаянию, потому что ум ребенка продолжает развиваться на основе тривиальных вещей, и из-за этого у него формируется совершенно уникальная личность, которая иногда не поддается формированию или влиянию со стороны родителей или опекунов.

Даже у маленьких детей можно наблюдать рост их собственной личности. Хотя некоторые дети предпочитают играть в больших группах и, соответственно, шумные, всегда есть исключения, у которых развился сильный контраст с этой громкой и темпераментной личностью, и они, соответственно, предпочитают быть тише и могут хорошо себя занять, например, когда рисуют или играют с куклой или со строительными блоками. Поэтому в психологии можно провести различие между экстравертированными (ориентированными на внешний мир) и интровертированными (ориентированными на внутренний мир) людьми. Различия между каждым отдельным ребенком практически бесконечны, и даже если иногда поначалу так не кажется и некоторые дети похожи в своем поведении, в основе своей они совершенно разные и, соответственно, уникальные.


Рисунок 2: В течение жизни у людей формируются разные темпераменты.

Особенно в школе, в какой-то момент это становится совершенно очевидным. В собственных классах формируются группы из учеников, схожих по характеру. Обычно это более популярные группы, поскольку существуют определенные личности, которые особенно часто не только гармонируют друг с другом и поэтому похожи друг на друга, но и наиболее часто представлены в человечестве и, соответственно, в процентном соотношении в классах школы. С другой стороны, ребенок, которому в раннем возрасте пришлось испытать удары судьбы и травмы, не найдет связи с этими группами, потому что у него совершенно другая личность, которая сформировалась в результате этого плохого опыта. Возможно, именно у этих детей когда-то был очень живой образ мышления и действий, и они, возможно, попали бы в эти популярные группы, если бы их психика не была затронута этими тяжелыми ударами судьбы и поэтому полностью изменилась за короткое время. Поэтому вы снова и снова видите, что некоторых учеников дразнят и придираются к ним именно потому, что они другие, потому что их личность, характер и, следовательно, их поведение развиваются по-другому. Даже дети, которые, например, были в хорошей группе друзей и имели хорошие связи со своим окружением, могут в течение короткого времени отречься от них, если их поведение изменится из-за внешних воздействий, таких как травматический опыт, хотя на самом деле они совсем не виноваты в этом и не виноваты в том, что они реагируют так, как реагируют после таких ударов судьбы.

Но как на самом деле формируется собственная, полностью «персональная» личность? Что должны делать родители, чтобы их собственный ребенок стал именно таким, каким они хотят его видеть? Какие внешние стимулы ответственны за то, что кто-то постоянно выходит за рамки или за то, что кто-то застенчив и сдержан? Как именно различается поведение людей и какие из них особенно похожи друг на друга или могут хорошо работать вместе без искр, летящих через несколько минут?

Личности можно категорически разделить на определенные группы, о которых также будет рассказано в этой книге, но возможности собственной личности и связанного с ней характера практически безграничны. Как же кому-то сориентироваться, не будучи полностью подавленным огромным влиянием?

Здесь мы объясним, как можно классифицировать личности, почему некоторые люди ведут себя так, как они ведут себя, и что может сформировать личность в лучшую или худшую сторону.

Дифференциальная психология

Что это?

Дифференциальная психология», которая тесно пересекается с психологией личности и поведенческой психологией, является подобластью «общей психологии». Как уже объяснил перевод с греческого, психология – это изучение души (греч. – лат. psychologia, «изучение души») и, таким образом, это глубокая, эмоциональная наука, которая занимается процессами в голове, сигналами нейронов, которые заставляют нас действовать или думать определенным образом, а также в корне формируют нашу личность.

Таким образом, поведенческая психология редко применяется

в повседневной жизни, у «здоровых» людей. Тот, кто думает о слове «психология», обычно сразу же вспоминает о людях, которые выходят за рамки и тем самым не соответствуют общепринятой норме. Однако все не так однозначно. Напротив, дифференциальная психология – это метод, используемый психологами, психиатрами и терапевтами для лучшего понимания пациентов, у которых сформировалась сложная личность из-за ударов судьбы, таких как детская травма или насилие в определенном возрасте. Поэтому это могут быть и люди, которые до этих ударов судьбы вели себя совершенно «нормально». Поэтому речь идет о помощи людям со сложной и порой трудной личностью. Поведенческая психология, с другой стороны, на самом деле популярна даже среди людей, которые не учились, и поэтому также предназначена для повседневного использования, поскольку она имеет дело только с общим поведением, а не с действительно более сложными случаями. Дифференциальная психология, с другой стороны, имеет дело именно с такими случаями и поэтому менее пригодна для повседневного использования. Но даже если эта предметная область не часто используется в повседневной жизни, она может быть весьма интересна для энтузиастов личности. Многие вещи вдруг кажутся гораздо более понятными, а некоторые вещи объясняются, когда человек впервые приходит к пониманию своей собственной личности или личности другого. Но как это происходит?

 

Поведенческая психология – это так называемая эмпирическая наука. Для краткого объяснения этого термина, дифференциальная психология, а также психология личности и общая психология основаны на конкретных наблюдениях, в ходе которых собираются данные, на основе которых создаются категоризированные образы, которые затем могут быть применены к отдельным людям. Короче говоря, это означает, прежде всего, что в дифференциальной психологии не существует настоящего руководства. Каждый человек думает по-своему, и на основе этих мыслительных процессов каждый человек ведет себя по-разному. Существуют определенные поведенческие модели, которые можно категорически изучить и которые, безусловно, дают представление о мыслях и действиях человека, но в конечном итоге психология личности – это бесконечный процесс обучения, поскольку всегда найдется характер или личность нового человека, который может не вписаться в учебник таким образом. В современном мире постоянно происходят новые удары судьбы, и каждый человек реагирует на них по-разному, так что редко удается работать по-настоящему категорично. Таким образом, эмпирическая наука состоит из опыта, практики и знаний.

Существуют также универсально обоснованные критерии науки. Наука …:

– Находит общие закономерности.

– Является объективным.

– Делает опровержимые заявления.

– Скептически относится к любым утверждениям.

– Оставайтесь открытыми для новых идей и утверждений.

– Творческий.

– Происходит на публике.

– Продуктивен.

В конце концов, каждая личность развивается совершенно по-разному под воздействием внешних стимулов. Категорически, можно создать определенные наборы данных, которые образуют зонтичный термин для определенных расстройств и заболеваний, как, например, в случае с нарциссической личностью, но причина этого расстройства совершенно различна для каждого пациента и субъекта. Это то, для выяснения чего используется эмпиризм.

Эмпиризм, или эмпирическая наука, на которой также основана дифференциальная психология, тесно связанная с психологией личности, в конечном итоге соответствует идее, что только опыт и связанный с ним процесс обучения является единственным источником знаний, что еще раз подчеркивает тот факт, что в области поведенческой психологии и психологии личности нельзя просто работать с учебником или пособием, а скорее учиться и понимать через практику, пока в какой-то момент «чтение человека» не станет не более чем подсознательным процессом, который происходит сам по себе. Идея убеждения наблюдений для получения знаний не только ярко представлена в психологии и сегодня считается основной практикой, но и вытекает, прежде всего, из философской мысли, от которой в первую очередь берут начало почти все науки. Основой любой науки, в конце концов, является методология. Физические и химические выводы, например, основаны на соответствующих информативных наблюдениях проведенных экспериментов, которые призваны доказать и подчеркнуть или опровергнуть тезис. То же самое происходит и в психологии, которая точно так же рассматривается как наука, хотя она явно исходит больше из нематериального уровня мыслей и эмоций. Таким образом, оценки даются посредством самонаблюдений или наблюдений других людей, которые затем могут быть реализованы. Соответственно, эмпирический означает не что иное, как проверку выводов и процедур на опыте.

Термин «дифференциальная психология» чаще всего используется в связи с областью психологии личности.

Хотя личность человека формируется с рождения его родителями и опекунами, которые учат ребенка, будь то мальчик или девочка, тому, чему учили их самих, и, соответственно, часто лепят детей по своему образу и подобию, каждый ребенок, тем не менее, совершенно уникален, и эта уникальность будет значительно расширяться и распространяться в дальнейшей взрослой жизни. Иногда большие различия возникают между родителями, хотя они сами воспитывали своего ребенка и, соответственно, должны быть похожи друг на друга; обычно, по крайней мере. Эти различия часто возникают под воздействием внешних стимулов; они могут быть положительными, но обычно также и отрицательными. В то время как принцип классического обусловливания направлен на устранение врожденных нарушений, например, таких как врожденный дефицит обучения, который в решающей степени определяет то, каким вырастет ребенок, психология стимул-реакция работает с реакциями и ситуациями, которые возникают позже и обычно не являются врожденными, например, вздрагивание мышц от страха, когда человек повышает голос или поднимает руку на другого испуганного человека, потому что именно этому человеку уже приходилось сталкиваться с чем-то подобным негативно в прошлом.

Принцип классического обусловливания, т.е. то, что новая реакция и поведение могут быть даны в основном врожденной реакции и поведению через обучение и понимание, был открыт еще в 1904 году русским физиологом Иваном Павловым, но только после бихевиоризма психология личности приобрела популярность.

Бихевиоризм был впервые создан Джоном Б. Уотсоном в 1913 году. Так называемая психология «стимул-реакция» занимается объективной регистрацией и измерением поведения человека в определенных ситуациях.


Рисунок 4: Стимул-реакция

Из бихевиоризма, который позже стал собственно поведенческой психологией, пришла идея о том, что психика человека, а значит, его реакции и поведение, зависят исключительно от окружающей среды. Это связано в первую очередь с воспоминаниями. Система «стимул-реакция» объясняется таким образом, что за определенным стимулом следует определенная реакция. Происходит процесс обучения. Например, животные, особенно собаки, через систему вознаграждений учатся тому, какое упражнение, какое поведение является правильным и неправильным. Стимул, будь то принесение утренней газеты хозяину, воспринимается как положительный стимул через вознаграждение, которое запоминается и сохраняется, и именно через это воспоминание следует положительная реакция, а именно: собака выполняет свою задачу и приносит газету хозяину, потому что теперь она каждый раз ожидает вознаграждения. Так, в ответ на определенный стимул была выучена другая реакция, которой раньше не существовало или существовала только в измененной форме. Однако этот процесс обучения не всегда является позитивным. Аналогичным образом действует и негатив. Например, тот, кто боится уколов, обычно имеет дело с негативными воспоминаниями, которые приводят к негативному стимулу. Это приводит к негативной реакции – страху перед инъекциями. Такой негативный стимул может быть вызван многими ситуациями, и воспоминание даже не обязательно должно быть реальным. Это не обязательно должен быть инцидент во время последней стандартной инъекции у семейного врача, такой стимул может возникнуть и из фильмов, например, если в фильме ужасов рассказывалось об испытании уколами. Даже сны, в которых обрабатываются подсознательные мысли, могут быть восприняты как негативные стимулы, независимо от того, идет ли речь о чем-то реально происходившем ранее или обрабатывается вымышленная мысль. В любом случае, стимул возник, и в этот момент разум уже воспринял и сохранил его как негативный – а переработать что-то негативное обычно гораздо сложнее, чем признать новые, позитивные стимулы или даже воспринять их в первую очередь.

На этом основана система психологии личности. Трудные личности обычно возникают под влиянием внешних факторов. Это могут быть родители, которые сформировали своего ребенка определенным образом и сделали что-то не так в воспитании, что в наше время встречается гораздо чаще, чем следовало бы, или это могут быть серьезные удары судьбы, такие как травматический опыт, который вызывает тревожные расстройства, агрессию, нарциссизм, а также способность не расставаться с материальными вещами.

Таким образом, дифференциальная психология изучает поведение человека, как и поведенческая психология, и использует полученные данные для анализа его личности, чтобы помочь психически больным людям или людям, пережившим трудные времена, и вернуть их на путь истинный. В целом, психология личности тесно связана с поведенческой психологией и иногда даже считается одной и той же предметной областью, но дифференциальная психология обычно более сложна и, таким образом, является последующим этапом собственно поведенческой психологии.

Для чего он мне нужен?

Скорее всего, вы не являетесь ни ученым, ни психологом, который уже знаком с передовыми методами и практиками помощи своим пациентам и подопечным, и поэтому вы вряд ли будете работать в одной из двух упомянутых областей применения. Тем не менее, психология личности – это не просто что-то для студентов, даже если так кажется на первый взгляд. Наоборот. Области дифференциальной психологии можно применять в повседневной жизни, и именно об этом мы сейчас и поговорим.

Речь идет о том, чтобы помочь кому-то. Терапевты, психологи и психиатры делают это со своим пациентом и, соответственно, используют определенные техники, чтобы пробиться сквозь защитные стены пациента. В повседневной жизни это тоже можно применить, пусть даже в минималистской форме, поскольку тяжелую работу лучше оставить специалистам. Однако помощь – это всегда позитивная вещь, и поэтому она всегда ценится – даже теми, кто просто нуждается в помощи, даже если эти люди, возможно, сами еще не осознали этого и, соответственно, не выглядят очень благодарными за эти усилия по оказанию помощи.

Возможно, ваш друг или коллега переживает очень сложный период в своей жизни, и вы хотели бы помочь этому человеку, но не знаете, как, потому что в конце концов вы всего лишь человек, который не может сдвинуть горы или сотворить чудо. Здесь большую помощь может оказать психология личности. Речь идет о том, чтобы лучше понять человека, о том, почему, возможно, происходят внезапные и почти взрывные вспышки гнева, хотя вряд ли для них есть какая-то реальная причина, или почему человеку не удается выйти из своей скорлупы и стать более уверенным в себе. И даже если в данный момент вам некому помочь или нет никого, с кем бы вы хотели улучшить связь, знакомство с личностью человека может быть не только интересным. Некоторые вещи становятся понятнее сразу, и если, например, вы пытаетесь работать над собой и своим поведением, информация о вашей собственной личности может дать мощную информацию о том, почему вы ведете себя так, как ведете.

Таким образом, дифференциальная психология в повседневной жизни означает лучшее понимание другого человека, а иногда и самого себя, и соответствующее поведение рядом с ним.


Рисунок 5Лучшее понимание людей с помощью «эмоционального интеллекта

На самом деле, психология личности означает не что иное, как способность лучше оценивать людей во всех сферах жизни, интерпретируя или читая их действия и реакции. Поэтому эта область также создана для повседневной жизни, даже если она не часто применяется. Гораздо чаще применяется непосредственно поведенческая терапия. Но почему?

Часто любое слово, в котором встречается термин «психология», может быть очень пугающим и пугающим, потому что поначалу оно символизирует что-то чужое. Когда человек думает о психологии, у большинства людей возникает стимул, который не совсем изображается в положительном свете, но обычно описывает очень трудную задачу. Мы думаем о том, чтобы поступить в университет и стать самозанятым терапевтом. Путь к этой цели труден и каменист, а для некоторых одной мысли об этом пути достаточно, чтобы впасть в панику по поводу этой карьеры. Поэтому мы всегда думаем о чем-то чужом, незнакомом. И это вызывает в нас негативный стимул, потому что человеческий разум всегда боится неизвестного. Даже те люди, которые любят совершать смелые поступки и пробовать новое, все равно будут сторониться того, что происходит впервые не только с ними, но и со всеми остальными. Если нет реальной записи, то что-то новое всегда вызывает отчуждение, которое обычно используется как выражение для обозначения пугающего. Поэтому мы думаем о психологии как о чем-то редком, как о болезни, от которой нужно избавиться. Не зря терапевтов практически приравнивают к хирургам и врачам.

 

Однако в большинстве случаев это совсем не так. Поведенческая психология, в частности, описывает нечто очень распространенное. Это просто термин, который вызывает у большинства людей тревожное чувство, потому что в нашем обществе сегодня существует идеальный стандарт, который не оставляет места ни физическим проблемам тела, ни психическим, психологическим проблемам или заболеваниям. И если что-то отклоняется от этого идеализма, то это воспринимается как недостаточное и плохое. Таким образом, обращение к врачу никогда не бывает лишним. Тот, кто ходит к врачу, всегда болен и, следовательно, не соответствует идеальному стандарту нашего сегодняшнего общества. Поэтому болеть – это всегда плохо. Также совершенно неважно, являются ли эти визиты к врачу положительными. Не каждый визит к врачу заканчивается плохими новостями. Некоторые люди также посещают кабинет врача, чтобы испытать очень приятные ощущения, например, когда им говорят, что пара беременна и поэтому скоро ожидает ребенка. Тем не менее, фактическое назначение воспринимается как негативное. Однако ненормальность, которая, к сожалению, также является пессимистическим словом в нашем сегодняшнем языке, на самом деле вовсе не плохая вещь, а нечто очень позитивное. Потому что каждый человек по-своему уникален. В конце концов, быть таким, как все, было бы очень скучно и не совсем инновационно, тем более что тогда не осталось бы места для чудес психологии личности.

Однако для того, чтобы прочувствовать собственные мотивы и разобраться в себе, иногда требуется определенная смелость. Не всякая правда безболезненна, и не всякий аспект личности прекрасен или привлекателен. Есть также личности, которые не обязательно нравятся всем или имеют особенно много положительных качеств. Более подробно об этом будет рассказано позже, но еще раз повторим, что личность никогда не бывает плохой или отрицательной чертой. Мы родились с этим даром и, соответственно, должны извлекать из него пользу. Поэтому мы растем и учимся под каждым внешним воздействием. А личность сама по себе не делает человека человеком: Именно его или ее поступки также могут измениться в лучшую сторону.

Соответственно, нет причин уклоняться от чтения об определенных типах личности.

Тот, кто правильно понял «чтение людей» и овладел этим навыком, получает возможность проникнуть в сверхсекретную психику своих собратьев во всех возможных областях повседневной жизни, что в противном случае недоступно обычному наблюдателю. Конечно, никто не может научиться читать мысли или приобрести телепатические способности с помощью дифференциальной психологии. В таком случае это лишь творения авторов-фантастов, которые не имеют твердых научных доказательств в нашем мире. Но человеческое чтение – это почти то же самое. В какой-то степени некоторые вещи можно предсказать, например, как поведет себя человек в ответ на определенное сообщение. Так что реакции можно угадать, а у некоторых людей вы действительно можете увидеть, какие мысли роятся у них в голове. Поэтому для очень эмпатичных людей это действительно похоже на то, как если бы они могли читать мысли. Для этих людей, некоторые из которых умеют читать людей с рождения и поэтому являются настоящими натурами в этой области – что не всегда положительно, поскольку этот талант также имеет некоторые недостатки – это почти как если бы у их коллеги на лбу был экран, на котором эмпат может виртуально читать мысли. Таким образом, способность читать мысли или телепатия с помощью правильных техник из области поведенческой психологии и психологии личности не кажется такой уж странной, хотя, конечно, все не так просто.

Понимание того, что каждый человек очень отличается от других и уникален по-своему, может быть очень увлекательным. Однако понять личность вашего собеседника, характер и мыслительные процессы, которые в противном случае остаются скрытыми от вас, не всегда легко, и для этого требуется много эмпатии и внимания, чтобы действительно уловить каждый аспект в вашем наблюдении, потому что в психологии личности важна общая картина. Только после понимания общей картины можно уделить внимание более мелким аспектам. Например, сначала вы должны понять, что кто-то не уверен в себе, даже если он притворяется уверенным, прежде чем вы сможете рассмотреть, почему этот человек постоянно играет своими руками во время разговора. Так что нужен ловкий глаз, чтобы обращать внимание на особенно мелкие детали, нужна хорошая память, чтобы помнить именно эти детали, и особенно много терпения. Не зря некоторые пациенты ходят к терапевту годами, потому что терапевту удается увидеть сквозь защитную стену личности только спустя очень долгое время.

Вы не можете заставить человека открыться. Однако, используя методы психологии личности, вы можете мягко подтолкнуть собеседника и на основе полученной информации узнать или сделать выводы и оказать помощь.

Дифференциация – Консультирование пар

Концепция дифференциации является центральной в нашей работе с парами. Вот несколько определений:

Дифференциация — это активный, непрерывный процесс самоопределения, раскрытия себя, прояснения границ и управления тревогой, возникающей из-за риска большей близости или возможного разделения.
Мюррей Боуэн определил дифференциацию как степень устойчивости к межличностному заражению тревогой.

Многим из вас может показаться, что вы развиваете большую независимость от своего партнера, но это другое. Индивидуальность/независимость — это то, как мы развиваемся как личность, и что делает нас такими, какие мы есть? Дифференциация – это то, что происходит в отношениях с родителями, партнерами и близкими друзьями. Дифференциация заключается в том, чтобы быть тем, кто вы есть, в присутствии того, кто они есть. Если вы тот, кто часто размышляет о том, насколько вы более связаны с самим собой и более счастливы, когда у вас нет значимых отношений, вы, возможно, развили свою индивидуальность, но испытываете трудности с дифференциацией.

Есть несколько основных навыков, необходимых для развития дифференциации.

Дифференциация себя   требует постоянной способности идентифицировать и выражать важные аспекты себя, мыслей, чувств, желаний и желаний. Осознание себя важно для способности определять, что происходит в вашем внутреннем мире. Дифференциация требует выражения этого внутреннего мира другому.

Отличие от другого   — это способность проявлять любопытство к самораскрытию вашего партнера, управляя при этом своими реакциями. Быть настоящим и любящим перед лицом сильных чувств и реакций вашего партнера на вас. Один из навыков, который помогает, — это способность сохранять более широкую картину того, кем является ваш партнер, вместо того, чтобы видеть его реакцию в данный момент как единое целое.

Дифференциация важна для взаимоотношений по следующим причинам;

  • Партнеры и отношения развиваются. Постоянное богатство и сложность переживаются как внутри себя, так и в отношениях.
  • Не позволяет партнерам скомпрометировать основные ценности и убеждения. Научитесь понимать и поддерживать то, что важно для обоих людей. В популярной культуре упор делается на компромисс в отношениях. Это может привести к желанию устранить разногласия и найти решение слишком быстро, что приведет к путанице границ.
  • Поддерживающее приспособление. Вы не можете чувствовать связь с кем-то, кто не определен или расплывчат. Вы также не почувствуете себя понятым, если не будете ясно выражаться.
  • Эффективная работа с конфликтами/разногласиями. Часто, когда мы находимся в конфликте, ваши эмоции могут взять верх и повлиять друг на друга. Научитесь управлять этим более эффективно и не принимать вещи на свой счет. Обсуждение эффективных результатов превращает конфликт в способ продвижения к большему пониманию и доверию.
  • Углубление близости. Глубокая связь в ваших различиях требует эмпатии, не теряя самоощущения. Оставаться любопытным к тому, кто ваш партнер, а не оставаться тем же самым, продолжает углублять близость. Сексуальная близость остается яркой и страстной. Один верный способ убить страсть — избегать конфликтов.

Легко почувствовать связь со своим партнером, когда вы согласны и согласны с вашими целями и потребностями. Легко выражать себя, когда риск конфликта невелик. Так часто бывает в начале отношений. Но когда вы напряжены, раздражительны и устали, тогда действительно начинается работа по дифференциации. Тревога возникает, когда вы не согласны или хотите разных вещей. Разногласия угрожают вашей безопасности в отношениях. Возможно, мой партнер не полюбит меня, если узнает, что я смотрю на вещи по-другому.

В этот момент вы можете согласиться, чтобы избежать конфликта, или бороться, чтобы сохранить свою личность, и попытаться заставить своего партнера слиться. Таким образом, пары сопротивляются дифференциации. Конечно, есть некоторые различия, которые могут привести к прекращению отношений, например, хотеть детей или не хотеть детей, поэтому риск реален. Однако, если вы не выполняете работу по дифференциации, ваши отношения могут стать застойными и напряженными или привести к оскорбительным и гневным ссорам. Оба создают большую дистанцию, которая подрывает самооценку.

Психологическая дифференциация: ценность дифференциации

Психологическая дифференциация

Дифференциация Автор PsychAlive

Что такое психологическая дифференциация?

Психологическая дифференциация – важный аспект саморазвития.

Как пишет доктор Роберт Файрстоун в своей книге «Я в осаде: терапевтическая модель дифференциации», «для того, чтобы люди жили своей собственной жизнью и реализовывали свои судьбы, они должны отличаться от разрушительных влияний окружающей среды».

Доктор Файрстоун считает, что на истинную личность человека на протяжении всей его жизни влияет межличностный опыт, который либо поддерживает, либо вредит развитию его или ее личности. Чтобы мы могли жить своей жизнью и исполнять свои судьбы, мы должны отделять себя от деструктивного влияния семьи и общества. Дифференциация от негативных влияний и идентичностей из нашего прошлого позволяет нам стать теми, кто мы есть на самом деле, а не следовать предписанной идентичности либо нашей семьи, либо нашего общества. В той мере, в какой мы сможем развивать и поддерживать свою уникальную индивидуальность и следовать своим собственным уникальным желаниям, мы сможем жить по-настоящему полноценной жизнью.

Итак, вы должны спросить себя:

Чьей жизнью я живу на самом деле?

Основываю ли я свою жизнь на своих личных убеждениях, ценностях и желаниях?

Осуществляя проект дифференциации, мы можем более полно стать уникальными личностями, которыми мы можем быть. Поняв процесс психологической дифференциации, мы можем начать отделять себя от цепей прошлого и вести максимально индивидуалистическую и осмысленную жизнь.

 

Посмотрите это видео на доске о дифференциации

Четыре шага дифференциации

Существуют четыре ключевых этапа психологической дифференциации. Первые шаги включают в себя осознание различных способов, которыми на нас повлияли деструктивные люди и опыт из нашего прошлого. Следующие шаги включают в себя действия, направленные на то, чтобы порвать с этими старыми идентичностями, чтобы в конечном итоге стать самим собой. Как отмечает доктор Файрстоун, «стать дифференцированным человеком — это проект на всю жизнь». Так что будьте терпеливы и сострадательны к себе, когда будете продвигаться по этим шагам.

Шаг 1:

Первый шаг психологической дифференциации включает в себя отказ от деструктивных мыслей и установок по отношению к себе, которые мы усвоили на основе болезненных переживаний ранней жизни. Мы можем начать с выявления этих негативных мыслительных процессов, которые доктор Файрстоун называет критическим внутренним голосом, которые вредны или негативны по отношению к себе. Некоторые из этих мыслей поначалу могут показаться позитивными (успокаивающими или возвеличивающими), в то время как другие кажутся враждебными, ненавидящими себя, параноидальными или подозрительными. Как только мы осознаем эти «голоса», мы сможем понять источники этих разрушительных мыслей. Мы можем развивать это понимание, думая о том, какие конкретные люди или события могли привести нас к такому негативному отношению к себе. Затем мы можем попытаться ответить на эти искаженные мысли с нашей собственной точки зрения. Научившись бросать вызов этому внутреннему критику, мы отделяемся от «родителя», которого мы усвоили, шаг, который может вызвать у нас беспокойство, но в конечном итоге освободит нас, чтобы мы стали теми, кем мы стремимся быть.

Шаг 2:

Второй шаг дифференциации включает в себя распознавание и изменение негативных черт личности, которые являются воплощением негативных черт наших родителей, опекунов или других влиятельных лиц. Многие люди с удивлением обнаруживают, что, несмотря на свои самые лучшие намерения, они часто действуют теми же негативными путями, что и родители, — воспроизводя те самые действия или личностные модели, которые, как они поклялись, никогда больше не повторят. Изменение этих неприятных или токсичных характеристик личности — пристрастий, тщеславия, фальши, эгоцентризма, виктимной ориентации на жизнь, отношения превосходства и презрения, среди прочего, — это мощный способ попрощаться с нашим прошлым. Важно проявлять инициативу в изменении этих негативных черт личности, не питая ненависти к себе и не возвращаясь к своим критическим внутренним голосам. Поймите, что вы пришли к этим ошибкам честно и что у вас есть все возможности, чтобы изменить их.

Этап 3:

Третий этап дифференциации включает изучение психологических защит, которые мы развили как адаптацию к боли и страданиям, которые мы испытывали в детстве. Чтобы отличиться от более детских аспектов нашей личности, нам нужно определить, а затем отказаться от шаблонов защиты, которые мы сформировали, чтобы справляться с болью в начале нашей жизни.

Нам нужно признать, что защита, которую мы сформировали, чтобы защитить себя в детстве, часто ограничивает нас во взрослой жизни. Например, если в детстве к нам приставали, то во взрослом возрасте мы можем чувствовать себя чрезмерно защищенными. Если нас отвергли в детстве, мы можем чувствовать недоверие в наших отношениях. Люди склонны цепляться за эти защищенные способы реагирования на других и оставаться в эмоциональной ловушке циклов из своего прошлого. Став взрослыми, важно отказаться от надежды когда-либо заполнить огромные пустоты, которые мы ощущали в детстве. Чтобы стать психологически дифференцированными, нам нужно, по сути, попрощаться со своим «детским я» и жить полной жизнью взрослых, которыми мы являемся сейчас.

Шаг 4:

Последний шаг психологической дифференциации включает в себя развитие наших собственных ценностей, идеалов и убеждений, а не автоматическое принятие убеждений, с которыми мы выросли, или убеждений нашей культуры. Мы должны стремиться вести честную жизнь в соответствии с нашими собственными идеалами, несмотря на социальное давление, требующее соответствовать стандартам других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *