Диагностика дисграфии: выявление видов расстройства письма
Автор Алексеева А.И.На чтение 11 мин.Просмотров 200Опубликовано
Дисграфия – психологическое отклонение от нормы, характеризующееся нарушением письменной речи ребенка, не связанным с незнанием правил русского языка. При этом школьник не способен грамотно писать слова, словосочетания, тексты. Он делает по несколько нестандартных, непонятных большинству людей, ошибок в одном слове.
Проблема беспокоит родителей, так как дети с дисграфией не могут нормально учиться и выполнять задания по русскому языку на уровне сверстников. Это часто делает их изгоями, негативно влияет на дальнейшую жизнь.
Некоторые родители, даже учителя не понимают, в чем дело: ругают школьника за невнимательность, упрямство, отсутствие старания. На самом деле ребенку требуется помощь: и чем раньше она будет оказана, тем лучше.
Чтобы справиться с нарушениями письма, важно вовремя их диагностировать. Своевременное выявление отклонений поможет побороть недуг, а также даст ребенку шанс жить полноценной жизнью без проблем и комплексов.
Каковы причины дисграфии?
Безошибочное написание слов, выражение своих мыслей на бумаге во многом зависит от правильного формирования устной речи.
Существует 2 группы причин появления дисграфии:
- Заболевания, перенесенные на разных этапах становления нервной системы и головного мозга. К ним относятся болезни матери при беременности, родовые травмы, дальнейшие серьезные инфекции и повреждения жизненно важных органов.
- Социально-психологические: общение с людьми, имеющими дефекты произношения, обучение с раннего детства нескольким языкам (например, в двуязычных семьях), отсутствие корректировки ошибок речи со стороны родителей.
Указанные факторы часто приводят к формированию нестандартного звукопроизношения и звуковосприятия (фонематического слуха), негативно влияют на лексическую, грамматическую и связную составляющие речи ребенка.
Методы выявления дисграфии
Выявление дисграфии – сложный процесс, в основе которого лежит решение следующих задач:
- Отличить недуг от незнания правил написания слов.
- Разграничить этот вид нарушения с патологиями органов зрения, слуха, лор-органов.
- Определить форму заболевания.
Если возникает подозрение на наличие патологии у ребенка, нужно проконсультироваться со специалистами:
- офтальмолог – увидит глазные заболевания и нарушения мозгового кровообращения;
- отоларинголог – обследует на наличие болезней горла, ушей и носа;
- стоматолог – увидит дефекты строения зубов, которые могут мешать правильно произносить слова и косвенно способствуют неграмотному их написанию;
- невролог – определит состояние центральной нервной системы, существующие в этой области проблемы;
- логопед – выявит наличие дефектов устной речи и их взаимосвязь с ошибками на письме, определит вид дисграфии.
Выделяют основные этапы диагностики дисграфии:
- Исследование письменных работ.
- Изучение физического, психического, речевого развития пациента, состояния органов зрения, слуха.
- Обследование артикулярного аппарата, ручной и речевой моторики, определение главной руки.
- Исследование уровня звуковосприятия, звукопроизношения, словарного запаса ребенка, знания и использования им лексико-грамматических основ.
- Проведения проверки письменной речи.
Анализ письменной речи предполагает выявление расстройства путем предоставления ребенку различных письменных заданий, после выполнения которых выносится вердикт. Виды письменных заданий для диагностики дисграфии: списывание с рукописного и печатного текстов, описание картинок, диктанты, тесты.
У детей-дошкольников риск возникновения последующих проблем с письмом выявляется по качеству рисунков. Рисуют потенциальные дисграфики возраста 3-6 лет неохотно, неровными линиями, отрывисто, нечетко. Это часто связано с неразвитыми мышцами пальцев рук и слаборазвитой моторикой рук.
Тестирование на определение дисграфии у ребенка
Эффективным методом выявления расстройства письма у учеников младших классов считается тестирование. Тесты могут составляться общие или по отдельным видам дисграфии.
Они позволяют изучить следующие навыки ребенка:
- воспринимать на слух слова, словосочетания, предложения и записывать их;
- разделять слова на слоги, а предложения на слова;
- правильно определять звуки;
- связывать слова по роду, числу, падежу;
- составлять слова и словосочетания;
Правила выполнения тестов:
- Соблюдение установленной последовательности тестовых заданий.
- При наличии пропущенных пунктов нужно вернуться к ним после выполнения теста.
Пример тестовых заданий:
- Составьте словосочетание, употребив слово в скобках в нужной форме:
a) купить (морской)__________свинку;
b) взять (липкий)__________тесто;
c) получить (твердый)_________пятерку.
- Составить слово из указанных букв?
a) КОШЛА;
b) ЧЕБУКИН;
c) МОНЛИ.
- Зачеркнуть в строчке указанный в скобках слог:
a) (пи) ни ип пи ли ни ил пи ип;
b) (щу) шу щу ущ уш цу ду шу щу;
c) (ах) ох ож аж ох ах аж ех ах ож.
Часто в тесты по определению дисграфии включают диктанты, а также анализ наглядных пособий (картинок с буквами, слогами, рисунками).
Вывод делают не только по результатам тестирования, но и по скорости выполнения заданий учеником. Дети с нарушением письма выполняют каждый блок медленно, в оформлении работы обычно присутствуют многочисленные зачеркивания.
Диагностика видов дисграфии
В зависимости от типа ошибок, которые чаще делает ребенок с диагнозом дисграфии, выделяют 5 ее видов:
- аграмматическая;
- оптическая;
- артикулярно-акустическая;
- акустическая;
- дисграфия с расстройством языкового анализа и синтеза.
Диагностика каждого вида нарушения письма отличается определенной методикой и имеет свои особенности.
Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия связана с расстройством понимания связи между разными членами предложения, их зависимости друг от друга. Школьник делает ошибки при изменении слов по роду, числу, падежам (голубая платье, добрый девочка), употреблении глаголов в различной форме, пространственных предлогов (на, под, за, в).
Выявление профессионалом аграмматического расстройства письма у детей предполагает применение следующих методик: написание диктанта, письменные и устные тестовые задания с использованием наглядных пособий.
В диктанте ребенка с аграмматическими нарушениями будут найдены многочисленные ошибки, исправления, связанные с окончаниями прилагательных, существительных, написанием префиксных глаголов, пропусков слов и словосочетаний.
Тесты для аграмматических дисграфиков включают задания на проверку понимания:
- Различий единственного и множественного числа существительных, прилагательных и глаголов:
Написать форму употребления слова в указанном количестве: одна кружка, две_______, семь______.
- Падежных и родовых окончаний прилагательных:
Употребить слово, указанное в скобках, в нужной форме: съесть (сочный) грушу.
- Изменения глагольных префиксов:
Поставить глагол в скобках в требуемой форме прошедшего времени: он (идти) из подъезда, он (идти) в подъезд
- Применения глаголов совершенного и несовершенного вида:
Употребить глагол в нужной форме: Вчера после прогулки он пришел домой и (есть) две тарелки картошки с селедкой. Сейчас Сергей( есть)на кухне борщ.
- Определения рода глагола в прошедшем времени:
Вставить глагол в прошедшем времени: собака (бежать), кот (бежать)
- Залоговых отношений:
Употребить глагол в активной и пассивной форме: мальчик (мыть) сам, папа (мыть) мальчика.
- Предлогов, которые выражают пространственные отношения вещей:
Вставить предлоги: найти вещь__столом, поставить тапки__кровати, купить укроп__рынке.
- Взаимосвязь предметов и явлений — что было до, что после; кто был впереди, кто сзади:
Ответить на поставленный вопрос: Жираф стоял позади слона, но впереди бегемота. Кто был первым?
В устных тестах обычно используются картинки, карточки для удобства работы и более осознанной постановки диагноза. Здесь даются задания на составление и записывание самим ребенком словосочетаний и предложений с помощью наглядных пособий.
Дети без нарушений письменной речи напишут такой тест без труда, допустив минимум ошибок. Дети с аграмматической дисграфией выполняют правильно не более 60-70% заданий.
Дисграфия с нарушением языкового анализа и синтеза
Этот вид дисграфии выражается в нарушении восприятия слова как совокупности слогов, а предложения как совокупности слов, словосочетаний. Дети с таким отклонением переставляют местами, пропускают буквы (согласные при их стечении, гласные), даже целые слова, пишут по 2 буквы подряд. Диагностика осуществляется на основе проведения диктантов и тестов.
Диктант у школьника с нарушением языкового анализа, синтеза покажет пропуски букв, словосочетаний, слитное их написание, перестановку местами букв и слогов. Самопроверка при этом поможет лишь частично.
Также этот вид дисграфии определяют путем проведения тестов. В них используют задания на составление слов из букв, предложений — из слов, расчет количества слогов в слове.
Пример теста:
- Собрать слово из букв:
a) БЛАОКО;
b) НОКО;
c) ШОРГОК.
- Составить слово из слогов:
a) РЕ КА ТА;
c) СТРЮ КА ЛЯ.
- Определить количество букв:
a) река;
b) корень;
c) дубина.
- Сосчитать количество слогов:
a) ПИРАМИДА;
b) СОЛОМА
c) ПИРАТ.
- Составить из слов предложение:
a) пошла в Маша сад;
b) кость у грызет собака будки;
c) на залезла кошка дерево.
Артикулярно-акустическая дисграфия
При такой форме дисграфии ребенок неправильно произносит определенные слова, из-за чего возникают ошибки в их написании (путает буквы р-л, к-г, ж-з, ш-с, ш-ф). Определить артикуляционные нарушения помогут методы тестирования, диктанты и устное общение с логопедом.
Диктант и тестовые задания выявят путаницу в написании тех букв, которые чаще всего не выговаривают дети.
Тест для определения артикулярных расстройств письма:
- Вставить одну из указанных букв:
a) т(л,р)акто(р,л), (з,ж)у(ж,з)елица;
b) (г,к)остер, (Ш,с)а(с,ш)а;
- Вставить нужную букву:
a) Мама п_иготови_а вкусный пи_ог;
b) Пчела у_алила его_у;
c) Вело_ипед ехал по _оссе;
d) Ска_ут на лошадях _етыре ры_аря;
e) _обака уку_ила _аря.
Общение с логопедом покажет, присутствуют ли ошибки в произношении звуков, насколько они влияют на качество письма. Если школьник неправильно произносит какой-то звук, то и писать его может с ошибками.
Акустическая дисграфия
У детей с акустическим расстройством письма нет проблем с произношением, но нарушено звуковосприятие. Они путают сходные по звучанию буквы. Например, вместо глухих согласных используют звонкие (п-б, к-г, т-д), вместо гласных 2 ряда – мягкий знак, одну шипящую согласную заменяют на другую (ф-с, с-ш), не обозначают мягкость звука.
Такой вид нарушения письменной речи определяют чаще с помощью диктанта.
Задания под диктовку:
- Они любовались закатом (ю-ь, ью).
- В одиннадцать часов он должен был прийти (т-д)
- Саша съела одну сушку, остальные положила в шкаф (с-ш).
- Холодная капля упала мне на ладонь (я-ь, йа).
- Он взял коричневую бутылку и кинул ее в полное ведро (замена гласных 2 ряда).
- Поп упал и ушиб свой лоб (б-п).
- Воробьи налетели на плетень (ь)
Акустический дисграфик в таком диктанте неправильно запишет слова, заменяя в них буквы на одну или несколько схожих по звучанию. На основе подобных заданий можно составлять тесты с пропуском букв.
Оптическая дисграфия
Дети с оптической дисграфией путают буквы с похожими на них визуально (Ш-Щ, Х-Ж, Ц-Щ, А-Д). Для обнаружения проблемы существует много методов: диктант по линиям, текстовый диктант, срисовывание с образца, тесты, списывание с печатного и рукописного текстов.
Диктант по линиям проводится следующим образом: взрослый управляет движениями карандаша ребенка с помощью устных указаний. Пример диктанта:
Поставь точку посредине листа, проведи линию на одну клетку вверх, теперь на 2 клетки вправо и еще на5 клеток вниз. Здесь нарисуй круг, проведи линию вниз.
Можно включать любые указания, способные определить степень внимательности школьника. Оптическому дисграфику будет сложно сосредоточить внимание и выполнить безошибочно такое задание.
Срисовывание предмета с наглядного пособия помогает выявить невнимательность в копировании образов. Здесь можно поставить перед детьми, например, несложный рисунок дома, нескольких геометрических фигур.
Текстовые задания выявляют конкретные ошибки на письме, наиболее часто допускаемые учеником. При списывании с печатного или рукописного текста ребенок с оптическими нарушениями будет неправильно писать буквы, заменяя их на похожие графически.
Не составит труда определить оптические расстройства письма с помощью тестов.
Примеры тестовых заданий:
- Вставить пропущенные буквы:
a) пюр_, _бед, в_лосип_д;
b) _ука, обе_ание, _епот;
c) пе_ие, _орог, за_ятие.
- Вычеркнуть из строчки букву, повторяющуюся один раз:
a) щ ш щ п ц ш щ п ш;
b) о е з в о в е а е а в;
c) х ж х у ж к х ж у х ж
- Зачеркните в строчке стоящий после тире слог:
a) хи ух жу ху ух ук уж ху ку — ух;
b) пе еп оп он не еп пон но он– он;
c) зе ве во ов ев зев вез зе ав – зе.
Оптический дисграфик не сможет выбрать правильный вариант из предложенных в каждом блоке. Он будет путать похожие буквы.
Дисграфия – серьезное отклонение от нормы. Устранить его можно только с помощью согласованных действий ребенка, педагогов, родителей, логопеда и невролога. Чтобы не запустить нарушение, нужно своевременно его диагностировать.
Для каждого типа расстройства письма существуют свои способы обнаружения отклонений. С их помощью легко выявить дисграфию и определить ее вид. После диагностики можно начинать проведение коррекционных мероприятий.
logoprav.ru
причины, симптомы, диагностика и лечение
Дисграфия – патология, связанная с письмом, при которой характерны однотипные, регулярно повторяющиеся ошибки при развитом интеллекте и слухе. Это заболевание часто сопровождается дислексией (отклонения в процессе чтения).
Причины заболевания могут быть, как биологическими – тяжелое протекание беременности и родов, наследственные заболевания, травмы, так и психологическими, и социальными. К примеру, если ребенку мало уделялось внимания, существует педагогическая запущенность, ребенок слишком рано обучался письму и так далее.
Причины и симптомы дисграфии
Различается пять форм дисграфии, которые редко встречаются в чистом виде, в основном они смешанные:
- Акустическая – возникшая вследствие нарушений распознавания звуков.
- Артикуляционно-акустическая – проявляется из-за нарушений артикуляции и восприятия фонематики.
- Аграмматическая – проблемы в лексическом развитии и развитии грамматики.
- Оптическая – при неразвитом зрительно-пространственным восприятии.
- Особая форма, обусловленная нарушениями в языковом синтезе.
Симптомы у дисграфии в большинстве схожи – это ошибки в письме, связанные не с незнанием правил. Ребенок с дисграфией пропускает и путает буквы и слоги, может писать слова слитно, путать окончания и формы. Страдает почерк, а также наблюдается низкая скорость письма.
Есть и общие симптомы – отсутствие внимания, невозможность долго концентрироваться на одном деле, плохая память.
Диагностика дисграфии
Диагноз «дисграфия» логопед ставит после общения с ребенком и серии письменных тестов. Школьнику предлагается написание диктанта, переписать текст, напечатанный и написанный от руки, почитать, сделать письменное описание картинки. Кроме логопеда необходимо показать ребенка и другим специалистам: лору, окулисту, невропатологу.
На основании заключения врачей и письменных тестов делается заключение и определяется вид и тяжесть дисграфии.
Коррекция и исправление дисграфии в логопедическом центре в Москве
С помощью школьной программы исправить дисграфию нельзя, понадобятся специальные занятия с логопедом, лечебная физкультура и выполнение домашних упражнений. Коррекционная работа по дисграфии выстраивается с каждым школьником индивидуально, так как проблемы с письмом могут быть разными, как и реакция ребенка на корректирующие занятия.
Для коррекции дисграфии логопед разрабатывает систему восполнения пробелов, важных для формирования навыка письма. Дополнительно ведется работа над развитием речи, расширением словарного запаса, улучшением внимания и памяти.
Допускается лечебная физкультура, игры с буквами-магнитиками, особенно у дошкольников и младших школьников.
Наши специалисты помогут устранить ошибки в письме у ребенка, расширить словарный запас, развить речевой слух, натренировать слуховое внимание и слухо-речевую память.
logprof.ru
Дисграфия у младших школьников: коррекция, упражнения, профилактика, причины
Ученики начальных классов часто страдают логопедическим заболеванием – дисграфией. Она характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности. Сверстники в школе будут насмехаться над ним, что приведёт к потере уверенности в своих силах. Поэтому дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и профилактика будут представлены ниже) должна стать важной темой для обсуждения среди родителей.
Причины появления
Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является наследственность. Причины дисграфии у младших школьников:
- Наследственность. Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.
- Функциональные источники. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
- Недоразвитие головного мозга. Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
- Социально-психологическое влияние. Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей.
Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:
- Акустический. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит — лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы. Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства.
- Моторный. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.
- Оптический. Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.
Как можно обнаружить дисграфию?
Если родители подозревают возможность развития данного заболевания, необходимо пройти обследование у невролога или окулиста. Уровень речевого роста проверяет логопед. Главное – верно определить, есть ли у ребёнка дисграфия или это просто банальное незнание норм правописания.
Обследование детей на наличие дисграфии включает в себя:
- Проверку устной речи. Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.
- Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо. Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.
- Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.
Очень важна профилактика дисграфии у младших школьников. Задания для выявления данного заболевания могут быть различными. Чаще всего используется метод определения фонематических способностей. Такие упражнения позволяют ребёнку продемонстрировать свои навыки:
- различать конкретный звук в словах;
- выделять картинки, название которых начинается с одинакового звука;
- повторять несколько слогов подряд за учителем;
- слышать неправильное произношение и указывать на ошибки.
Если ребёнок совсем мал и ещё не ходит в школу, у него также может развиться дисграфия. Проверить это можно по рисункам малыша. Дети, которые любят рисовать и часто этим занимаются, практически не подвержены этому заболеванию. Если же ребёнок не любит это делать, а все его картинки состоят из прерывистых или дрожащих линий, есть высокая вероятность развития дисграфии.
Способы исправления недуга
Дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и лечение помогут справиться с проблемой) не терпит отлагательств. Как только проблема будет выявлена, сразу необходимо начинать занятия. В случае развития заболевания с ребёнком следует заниматься логопеду и психологу.
Программа по коррекции дисграфии у младших школьников определяется в зависимости от формы недуга. Родители должны серьёзно отнестись к этой проблеме и выполнять рекомендации специалистов. Отличным вариантом будет перевод ребёнка в логопедическую школу, однако далеко не в каждом городе она существует. Чаще всего родителям необходимо самим заниматься с детьми.
Коррекция дисграфии у младших школьников осуществляется следующими способами:
- проведение занятий для улучшения памяти;
- увеличение словарного запаса;
- запоминание норм правописания;
- письменные задания различного характера;
- реабилитация в виде массажа, приёма успокоительных препаратов при необходимости.
Этапы терапии
Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага:
- Диагностика. Здесь следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы.
- Подготовка. Здесь уделяют внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. Очень важно выявить понимание пространственных связей.
- Коррекция. С этого этапа начинается непосредственно лечение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель – исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения.
- Оценка. Завершающий шаг, на котором происходит проверка всех результатов, родителям даются последние рекомендации.
Эффективные методы коррекции дисграфии
Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:
- Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
- Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.
- Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
- Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.
Самое распространённое логопедическое заболевание – дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения, способствующие её лечению, предложены вашему вниманию ниже.
Задание «Пишем вслух»
Наверное, это одно из самых эффективных упражнений. Его ничем не заменить, суть заключается в проговаривании вслух написанного с обязательным выделением слабых долей. Это нужно делать не спеша, чётко выговаривая каждую букву. Например: кОрова даёт мОлОко.
Упражнение направлено на повышение уровня грамотности. Слабые доли представляют собой звуки, которым при беглой речи не уделяется внимание, и они произносятся неверно. Важным моментом является проговаривание слова до конца, выделение окончаний. Дети, страдающие дисграфией, очень редко могут написать слово полностью. Часто в конце они ставят палочки, которые можно принять за буквы. Однако количество этих линий не соответствует числу букв, которые должны быть в этом слове.
С помощью этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения, направленные на лечение заболевания, довольно разнообразны. Но основополагающим является «Пишем вслух». Нужно приучить ребёнка к проговариванию каждого написанного слова, и тогда результат не заставит себя долго ждать.
Упражнение «Корректор»
Для реализации этого задания понадобится скучный текст или сложная книга. Дело в том, чтобы ребёнок не был заинтересован в чтении. Единственное требование – крупные буквы, чтобы различать, что написано. Для начала необходимо выбрать лёгкую букву (обычно гласную), которую ребёнок знает и не делает ошибок в её написании, например «а». Задачей школьника будет найти упоминания этой буквы и зачеркнуть её.
Затем следует переходить к более сложному этапу. Можно увеличивать количество букв, желательно выбирать схожие по написанию, например «л» и «м». Понять, что именно вызывает трудности у ребёнка, очень просто. Нужно провести диктант, в процессе написания которого школьник сделает определённый ошибки. На основании этих погрешностей можно выявить слабые стороны в грамматике.
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью этого упражнения. Оно очень эффективно, так как нужно напрягать не только мозг, но и глаза. Необходимо подчеркнуть, что текст не должен вызывать интереса у ребёнка. Ему нужно не читать, а находить облик буквы.
Упражнение «Найди и объясни»
Для выполнения этого задания понадобятся несколько диктантов, написанных ребёнком. Он должен объяснить каждую запятую, поставленную в том или ином предложении. Если у него не хватает знаний, нужно по ходу рассказывать школьнику правила. Ещё лучше, если педагог будет подталкивать ученика к правильному ответу, чтобы он сам догадался и мог сформулировать своё решение.
Выполняя упражнение, важно помнить, что нельзя перегружать ребёнка. Из каждого диктанта рекомендуется разобрать пять-шесть предложений. Правильный ответ необходимо озвучивать несколько раз. Например, запятая между существительным «солнце» и местоимением «мы» разделяет части сложноподчинённого предложения. Необходимо отметить, что после каждого диктанта обязательно нужно проводить работу над ошибками.
В рамках этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения «Найди и объясни» и «Пишем вслух» являются наиболее эффективными для решения этой проблемы.
Задания «Лабиринт» и «Найди пропущенную букву»
Эти два упражнения довольно популярны, и большая часть родителей используют их в развитии способностей ребёнка. Они также полезны для коррекции дисграфии.
«Лабиринт» отлично развивает крупную моторику детей. В настоящее время существует огромное количество различных сборников, где можно найти отличные головоломки. Лабиринты при желании могут нарисовать сами родители. Главной задачей ребёнка является проследить пальцем или ручкой от начала запутанных ходов до конца. Организация профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников может основываться на этом упражнении. Оно является наиболее простым и универсальным.
Упражнение «Найди пропущенную букву» направлено на развитие внимательности у детей. Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика – заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.
При поиске материала нужно учитывать тот факт, что он должен заинтересовать ученика. В этом случае выполнение задания превратится в игру. В последнее время всё чаще развивается дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения и профилактика этого недуга просто необходимы для ограждения ребёнка от неприятных последствий.
Исправление почерка
Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.
Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.
Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.
В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.
Рекомендации профессиональных логопедов
Многие эксперты в этой области выделяют следующие положения:
- Методы коррекции дисграфии довольно разнообразны, но одинаково эффективны. Родители должны заниматься с детьми, ведь от этого зависит будущее ребёнка.
- Выполнение заданий требует усидчивости и терпения. Кроме того, упражнения должны проводиться регулярно, не меньше часа в день.
- Если специалист задал большой объём информации для переработки, то текст необходимо разбить на несколько частей. Так будет проще и ребёнку, и взрослому. Нельзя допускать переутомления, так как это приведёт к капризам и снижению работоспособности.
- Самой распространённой ошибкой является переписывание домашнего задания несколько раз. Родители не должны заставлять детей этим заниматься, ведь это не приведёт ни к чему хорошему. Наоборот, ребёнок будет допускать большое количество ошибок, что приведёт к нежеланию заниматься.
- Очень важна поддержка, даже в самой незначительной ситуации. Ребёнок справился с заданием? Нужно похвалить его, но в меру. В этом вопросе потребуется деликатность, здесь нельзя переусердствовать. За неудачи ни в коем случае не унижать ребёнка. Тем более запрещается выдумывать обидные прозвища. Это отрицательно влияет на детскую психику.
Профилактика
Предупреждение дисграфии у младших школьников может выражаться в нарушении слухового распознавания речевых звуков. Ещё с 3 лет необходимо постоянно проверять этот момент. Если ребёнок этого возраста имеет проблемы, их легко решить при помощи регулярных упражнений.
В последнее время большую популярность получило обучение детей иностранному языку (чаще всего английскому) с 3-4 лет. Дети в этом возрасте отлично запоминают новую информацию и легко её воспринимают. Однако при неправильном подходе к обучению у ребёнка может развиться дисграфия или дислексия.
Следует обратить внимание также на правильность произношения слов взрослыми людьми. Если родители будут повторять за детьми, это может привести к определённым проблемам. Если ребёнок говорит неправильно, его необходимо сразу научить, как это нужно делать. Тогда он будет лучше запоминать, и речь будет развиваться быстрее.
fb.ru
Диагностика аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Диагностика аграмматической дисграфии у младших школьников. Практический материал для обследования.
Учитель-логопед
Зубцова Т.Н.
Дисграфия –это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой
Проблема диагностирования и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи-морфологических, синтаксических обобщений. Она может проявиться во втором или третьем классе, когда ребенок, уже овладел грамотой, приступает к изучению грамматических правил. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения, и текста.
Чаще всего предпосылки нарушения письма выявляются у детей с общим недоразвитием речи, при котором наблюдается искажение морфологической структуры слова (изменение падежных окончаний, нарушение предложных конструкций, изменение падежа местоимений, числа существительных, нарушение согласования), замена префиксов, суффиксов, нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении). Ошибки устной речи находят отражение на письме, когда диагностируется аграмматическая дисграфия. Очень важно, как можно раньше приступить к диагностике и коррекционной работе по устранению аграмматической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести не только к трудностям изучения родного языка, но и всей школьной программы в целом.
Для выявление уровня сформированности письменной речи у младших школьников использованы диагностические материалы: Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной из книги «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов», а также из книги Т.А. Фотековой «Тестовая методика экспресс — диагностики устной речи младших школьников».
Для выявления учащихся с аграмматической формой дисграфией, необходимо исследовать навыки письма на материале диктантов.
Цель: проверка орфографической и пунктуационной грамотности и анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Речевой материал — текст диктанта «В лесу».
«В лесу».
Вот и март. Его называют весёлым праздником света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Земля ещё покрыта снегом. Только около старых пней показались первые проталины. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. На берёзках зазвенели сосульки. Солнце осветило лес тёплым светом. На снег упала первая тяжёлая капля. Как хороша лесная капель в лесу! Звонко запела синичка. Лес радостно встречает весну.
Процедура: слуховой диктант проводится согласно традиционной методике.
Оценка выполнения:
5 баллов — безошибочное написание диктанта;
4 балла — сочетание дисграфических ошибок с отдельными дизорфографическими (2-3), большинство из которых исправляется при самопроверке;
3 балла — появление большого количества орфографических ошибок на фоне дисграфических, интенсивная помощь логопеда позволяет исправить лишь отдельные из них;
2 балла — стойкие ошибки в применении орфограмм различных принципов написания (4-6 орфографических ошибок, значительное количество помарок и исправлений), сопровождающиеся многочисленными дисграфическими ошибками;
1 балл — письменная работа содержит более 6 орфографических ошибок, многочисленные помарки и исправления, стойкие дисграфические ошибки в большинстве слов, помощь взрослого неэффективна.
Существует тесная связь между наличием аграмматической дисграфии и недостаточным уровнем сформированности грамматической стороны устной речи. Для выявления уровня сформированности грамматической стороны устной речи детям были предложены 11 заданий. За каждый правильный ответ начисляется определенное количество баллов.
1 задание. Установить, различает ли школьник формы единственного и множественного числа глаголов — 4 балла.
В этом задании используются пары картинок. На одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой — несколько девочек, сидящих на такой же скамейке.
— Лежит на столе (что?)… (тетрадь).
— Лежат на столе (что?)… (тетради, карандаши).
— Стоит на окне (что?)… (цветок).
— Стоят на окне (что?)… (цветы).
2 задание. Установить, различает ли школьник мужской и женский род у глаголов прошедшего времени — 2 балла.
Материалом для обследования служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой — упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково — Женя. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, о ком говорит экспериментатор — о мальчике или о девочке, и показать.
3 задание. Установить, понимает ли школьник значения префиксальных изменений глагольных форм — 7 баллов.
На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.
Ребенку предлагается показать:
— Где мальчик входит, а где выходит!
— Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?
— Где самолет улетает, а где прилетает?
— Какой мальчик раздевается, а какой одевается?
— Где машина подъезжает, а где она уезжает?
— Какая дверь закрыта, а какая открыта?
— Какая машина нагружена, а какая разгружена?
4 задание. Установить, понимает ли школьник залоговые отношения — 5 баллов.
— Покажи, где девочка сама причесывается, а где девочку причесывает мама.
— Где девочка причесывается сама, а где девочку причесывают!
— Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевают.
— Где мальчик одевается, а где мальчика одевают?
— Где девочка купается, а где девочку купают?
5 задание. Установить, понимает ли школьник глаголы совершенного и несовершенного вида
— 9 баллов.
Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки.
Лексический материал:
рисует — нарисовал
пишет — написал
снимает — снял
вешает — повесил
стирает — выстирал
режет — разрезал
пилит – распилил
льет — разлил — вылил.
6 задание. Установить, понимает ли школьник предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)
— 9 баллов.
а) На стол ставят коробку с крышкой.
Ребенку дают кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.
б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок экспериментатор кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Экспериментатор предлагает взять или достать предмет:
— Возьми кружок из коробки.
— Возьми кружок из-под коробки.
— Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке.
— Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.
7 задание. Установить, различает ли школьник единственное и множественное число прилагательных — 4 балла.
— Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю.
8 задание. Установить, различает ли школьник грамматические формы рода прилагательных
— 9 баллов.
Ребенку предлагают три картинки, на которых изображены лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображенного на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Экспериментатор предлагает закончить фразу.
— О ком я говорю: большой кто? Большая кто? Большое что?
9 задание. Установить, понимает ли школьник родовые признаки предметов, выраженные местоимениями в косвенных падежах — 2 балла.
Экспериментатор предлагает ребенку запомнить две книги и два платка. Далее ребенку предлагается убрать в коробку или ящик стола, или еще куда-нибудь тот предмет, который указывает экспериментатор:
— «Убери его в ящик».
10 задание. Установить, понимает ли школьник некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой — 6 баллов.
На стол кладут карандаш, ложку, платок. Затем предлагают ребенку показать ложкой карандаш, ложку карандашом, платок ложкой и т.д.
11 задание. Экспериментатор предлагает повторить фразу «Собака бежит за мальчиком» и далее спрашивает: «Кто бежит впереди?» — 5 баллов.
Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?
Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?
Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше — пошел в кино или прочитал книгу?
После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес — до дождя или после?
Обработка результатов
Итого: максимально 62 балла.
Высокий уровень — 50-62 балла;
Средний уровень — 36-49 баллов;
Низкий уровень — 0-35 баллов.
Количество конкретных примеров в каждом из заданий можно увеличивать, однако если речь учащегося еще недостаточно сформирована, то однотипные ошибки будут часто повторяться в любых предлагаемых ему словах или словосочетаниях. В то же время нормально развивающийся в речевом отношении ребенок должен успешно справляться со всеми этими заданиями. Допустимы лишь буквально единичные ошибки в редко встречающихся словах.
videouroki.net
что такое такое, коррекция, упражнения
Дисграфия — это полное или частичное нарушение письменной деятельности, которая связана с дефицитом сформированности тех функций психики, которые ответственны за выполнение и контроль письма.
Данная патология характеризуется постоянными и специфическими ошибками при написании, которые не устраняются сами по себе без целенаправленной коррекции.
Как показывает практика, дисграфия очень распространена среди младших школьников, это происходит потому, что большинство деток поступают в школу с неполноценным фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При наличии таких нарушений, процесс нормального освоения грамоты очень осложняется.
По степени выраженности письменного расстройства выделяют дисграфию и аграфию. В первом случае письмо искажается, но выполняет функцию общения, при аграфии происходит неспособность овладения письмом или полная потеря этих способностей.
Что провоцирует развитие нарушения
Вызвать нарушение могут такие причины:
- Недостаток развития всех категорий устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
- Недостаточное развитие или повреждение мозга ребёнка во время беременности, при рождении и в период после рождения, а также истощение нервной системы. К таким патологиям можно отнести: травмы при родах, асфиксию, менингит, энцефалит, инфекционные и соматические заболевания.
- Социально-психологические причины. Например, если ребёнок растёт в семье, где разговаривают на нескольких языках, в случае дефицита разговорного общения, если речи малыша не уделяется должного внимания со стороны взрослых, преждевременная подготовка ребёнка к обучению в тот период, когда он к этому не готов.
- Предрасположенность или задержка в психическом развитии.
- Во взрослом возрасте дисграфия может возникнуть вследствие травм головы или органических поражений.
Механизм развития отклонения
Письмо — это сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, при помощи которых реализуется переход артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему.
Для того чтобы происходило полноценное обучение навыкам письма, сформированность устной речи должна находиться на должном уровне.
Механизм развития отклонения связан с несвоевременным становлением ведущего полушария мозга, ответственного за речевые способности.
При нормальных показателях эти процессы должны завершаться к моменту начала дошкольного обучения. При условии несвоевременной латерализации и присутствии скрытого левшества, процесс контроля над письмом будет нарушен.
Также при дисграфии наблюдается несформированность всех познавательных сфер, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.
Виды дисграфии
Существует пять типов дисграфии:
- артикуляторно-акустическая, связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия;
- акустическая, вызвана нарушением фонемного распознавания;
- дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза;
- аграмматическая — возникает из-за неполноценного развития лексико-грамматической речи и развивается на фоне аграмматизма;
- оптическая — связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Характерные проявления
В зависимости от разновидности дисграфии, виды характерных ошибок в письме и речи будут различаться:
- При артикулярно-акустической дисграфии допускаемые письменные ошибки допускаются из-за неправильного произношения, т. е. ребёнок пишет так, как и говорит. В данном случае замена и пропускание символов отображают такие же ошибки при разговоре. Такой вид патологии встречается у детей с фонетико-фонематическим речевым недоразвитием.
- При акустической форме нарушения произношение правильное, но фонематическое восприятие развито плохо. В данном случае ошибки имеют вид замены букв на схожие.
- В случае нарушения языкового синтеза и анализа обнаруживается неспособность разделения слов на слоги, и предложения на отдельные слова. В данном случае выпадают, дублируются или меняются местами буквы и слоги, добавляются ненужные символы, слова не имеют окончаний. Или же, например, ребёнок пишет слова с союзами вместе, а приставки отделяет. Такой вид ошибок считается самым распространённым.
- Аграмматическая дисграфия характеризуется неумением склонять слова по падежам, и числам, определением рода, нарушением комбинирования слов в предложениях, их непоследовательность. Такой вид патологии зачастую сопутствует общему речевому недоразвитию.
- В случае оптической формы нарушения меняются или перемешиваются визуально похожие символы. Литеральная оптическая дисграфия — нарушение узнавания и воспроизведения отдельных букв. Вербальная оптическая дисграфия — нарушение начертания букв в слове.
Самые распространенные ошибки
Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:
- недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
- добавление ненужных элементов;
- пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
- зеркальное написание букв.
Сопутствующие отклонения
Из-за тесной связи письменной и устной речи, дисграфия часто сопровождается дислексией и алексией — нарушениями процесса чтения, речевыми нарушениями.
Нередко дисграфии сопутствуют признаки неврологических нарушений, низкая работоспособность, чрезмерная активность, неумение концентрировать внимание, уменьшение объёма памяти.
Что касается почерка, то зачастую он неразборчив, буквы бывают неровными, слишком большими или наоборот, мелкими. Для того чтобы совершать процесс письма, ребёнок прикладывает огромные усилия, и при этом всё равно пишет медленными темпами.
Такие дети испытывают серьёзный дискомфорт из-за своих ошибок и медлительности. К тому же часто, это вызывает недовольство и раздражение со стороны педагогов.
В общении такой ребёнок также может испытывать некоторые сложности из-за неспособности выстраивать длинные предложения правильно, поэтому его речь может быть довольно краткой и сдержанной.
Виды ошибок при дисграфии
Профессиональная диагностика
Цель диагностики — дифференцирование дисграфии от обыкновенной безграмотности, а также выявление формы данной патологии.
Обследование проходит поэтапно и включает в себя:
- анализ письменных работ;
- оценка общего развития и речевого развития в частности;
- анализ состояния ЦНС, органов зрения и слуха;
- исследование артикуляционного аппарата, речевой моторики.
Анализ письменной речи осуществляется при помощи таких заданий:
- переписывание напечатанного текста и, написанного от руки;
- диктант;
- описание сюжета по рисунку;
- чтение вслух.
После того, как будут выявлены специфические ошибки, составляется протокол и специалист делает вывод.
В данном случае огромную роль будет играть ранняя диагностика, это позволит начать коррекцию на начальных стадиях развития отклонения, если соответствующие меры не будут приняты в детстве, симптомы дисграфии могут наблюдаться во взрослом возрасте.
Как на практике отличить дисграфию от безграмотности?
В основном дисграфия обнаруживается у ребёнка только в процессе обучения письму, т. е. в начальной школе. По ошибке такую патологию иногда принимают за простую безграмотность, однако, это в корне неверно.
Например, не знающий правил человек напишет «придложение», и такие ошибки не учитываются при дисграфии, а дисграфик «бретлошение», ошибки в данном случае напоминают грубые опечатки.
Коррекция нарушения
Дети, страдающие таким нарушением, требуют квалифицированной логопедической помощи, т. к. устранить эту проблему в обычных школьных условиях просто невозможно.
Коррекционная работа по устранению дисграфии будет разрабатываться исходя из вида нарушения.
Цели такой работы заключаются в следующем:
- устранение дефектов в звукопроизношении и фонематических процессах;
- увеличение словарного запаса;
- развитие грамматической стороны речи;
- формирование связной речи;
- развитие аналитико-синтетической способности;
- улучшение слухового и пространственного восприятия;
- улучшение всех познавательных сфер.
Навыки, полученные в ходе коррекции, закрепляются посредством выполнения письменных заданий. Кроме логопеда ребёнка необходимо обследовать у психоневролога на предмет наличия сопутствующих дисграфии нарушений.
При наличии таковых, будет назначаться лечение медикаментами, процедуры физиотерапии, мануальная терапия, лечебная гимнастика.
Упражнения для деток младшего школьного возраста
Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников, которые подбираются специалистом.
Вот некоторые из них:
- Корректурная правка. Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).
- Пишем вслух. Цель задания — проговаривать вслух всё, что пишется именно в таком виде, как оно пишется и при этом подчёркивать слабые доли. В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» или «на стале стаяла чашка с малаком». Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
- Лабиринты. Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.
Шансы на успех — каковы они?
Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий.
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома.
Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.
Также необходимо придерживаться таких правил:
- Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически. Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет.
- Родители должны сами правильно и чётко говорить дома. Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи.
- Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью, ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма.
- Оказывать ребёнку психологическую поддержку, т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.
neurodoc.ru
Диагностика дисграфии. Анализ письменных работ.
Диагностика дисграфии невозможна без анализа письменных работ учащихся. Наличие дисграфии учителя и родители предполагают, когда тетрадки школьника пестрят от ошибок. Но далеко не все неуспевающие по русскому языку являются дисграфиками.
Сейчас я хочу проанализировать реальные письменные работы учеников и показать вам на конкретных примерах наглядно, что из себя представляют дисграфические ошибки.
Диагностику проходили ученики 2 класса. Детям были предложены 2 вида работ: списывание и диктант. Списывание является более простым для выполнения видом письменной работы. Дети, у которых нет дисграфии, крайне редко допускают ошибки при списывании. Диктант является более сложным видом письменной работы. Проверяя диктант, особенно важно отличать дисграфические ошибки (помечены зелёным) от орфографических (помечены красным). У ребёнка может быть огромное количество орфографических ошибок, но это не будет являться дисграфией. Для диагностики дисграфии у более старших школьников так же используется анализ изложений и сочинений.
Первый пример. Работы Оли, ученицы 2 класса. Списывание «В лагере». Диктант «Осень».
Списывание и диктант Ольги, 2 класс.
В списывании я подчеркнула заголовок, который написан в той же строчке, где начинается основной текст. Это говорит о неумении оформлять текст и не является дисграфической ошибкой, но подобные проблемы также корректирует логопед.
И в списывании, и в диктанте допускается большое число пропусков букв в словах и недописывание слов до конца( любим=любм, много=мног и т.п). Большое число подобных ошибок говорит о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае о нарушении фонематического анализа). Об этом же свидетельствует добавление лишних букв (ветер = вететер).
Встречаются ошибки, которые связаны с неразличением фонем на слух (чаще=щаще, льёт= лод). Пропуск мягкого знака так же может относиться как к фонематической дисграфии, так и к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Слитное написание предлогов со словами корректируется в рамках работы над диграфией на почве языкового анализа и синтеза (а именно при анализе предложения на слова) и при коррекции аграмматической дисграфии.
Маленькая буква в начале предложения говорит о неумении обозначать границы предложения.
Интересная двойная ошибка(в поле=в доле, т.е. замена п на д) Почему эта ошибка двойная? Первоначальной была ошибка в различении звуков П девочка распознала, как Б, а у же при написании была допущена оптическая ошибка замена Б на Д.
Так же есть ещё парочка оптических ошибок (замена А на О в слове собирать, и дописывание лишнего элемента к букве Е в слове лагерь).
Я обозначила основные дисграфические ошибки в этом диктанте. На основании вышеописанного можно сделать вывод, что у Оли дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической и оптической дисграфии. На основании этого я составляла индивидуальный план коррекции дисграфии у этого ребёнка.
Конечно же учитывалось и состояние устной речи и проводилась дополнительная диагностика, но основные выводы можно сделать, анализируя именно письменные работы.
Ещё один пример дисграфии. Петя, 2 класс. Тот же диктант и то же списывание.
Списывание и диктант Петра , 2 класс
Дисграфические ошибки очевидны и достаточно грубы, но, тем не менее, оба ребёнка после курса коррекционной работы стали стабильно получать 4 по русскому языку. Дисграфия поддаётся коррекции, но у второклассников коррекция требует меньше времени и результаты более прочные, чем у более старших школьников.
Если вы подозреваете дисграфию у вашего ребёнка, я могу проанализировать его письменные работы, которые вы вышлете мне на почту [email protected]. Для этого вам надо отсканировать или сфотографировать страницы с типичными ошибками вашего ребёнка и прикрепить их к письму (чем больше работ пришлёте, тем лучше). В письме надо указать возраст ребёнка, класс, в какой школе обучается ребёнок (массовой, коррекционной), какую оценку имеет по русскому языку, по другим основным предметам.
Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях. Если информация оказалась для вас полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях.
vashlogoped-online.ru
Материал по теме: Методики обследования оптической дисграфии.
МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Методика №1 «Домик» (автор О.В. Елецкая )
Цель: Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия.
Инструкция: Логопед предъявляет детям рисунок с изображением дома и предлагает на отдельном листе бумаги как можно точнее его воспроизвести. После того, как ученики закончат работу, логопед задаёт вопрос: «Всё ли получилось правильно?» При наличии неточностей или ошибок на рисунке ученику предоставляется возможность их исправить.
Оценка результатов: Точное воспроизведение оценивается в 0 баллов; за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Методика №2 «Графический диктант» (автор Н.Ю. Горбачевская )
Цель: Изучение особенностей развития произвольной сферы ребёнка, а также возможностей перцептивной и моторной организации действий в пространстве.
Материал состоит из четырёх диктантов.
Диктант №1 (тренировочный)
Инструкция «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вверх. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь продолжите линию на одну клеточку направо. Затем одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх, одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.»
Диктант №2
Инструкция «Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Диктант №3
Инструкция «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо, две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх, одна направо, две клетки вниз. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Диктант №4
Инструкция «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
На самостоятельное выполнение каждого узора каждого узора дается 1,5 – 2 минуты. Общее время выполнение заданий обычно составляет около 15 минут.
Оценка результатов: безошибочное воспроизведение – 0 баллов;
за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл: не может самостоятельно закончить узор, путает направление, действует без опоры на клетки тетрадного листа, ошибается при подсчете клеток.
Методика №3 «Пробы Хеда»
Цель: Изучение состояния пространственных представлений.
Предлагается два варианта: наглядный и речевой.
Наглядный вариант
Инструкция: Ребёнка просят воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив логопедом: коснуться правой рукой левого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. выполнение заданий требует мысленной пространственной переориентации, чтобы преодолеть тенденцию к зеркальному воспроизведению.
Оценка результатов: Ошибки в воспроизведении могут интерпретироваться и как результат снижения психической активности.
Речевой вариант
Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу, возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Оценка результатов: Учитывается, выполнены ли оба задания, выполнена только простая ориентировка или не выполнено ни одного задания.
Методика №4 Исследование усвоения зрительных образов букв.
Данные исследования мы предлагаем провести на дидактическом материале предложенный автором З.Е. Агранович [2] (см. приложение 15).
Цель: Исследовать состояние освоенности зрительных образов букв.
Инструкция. Ребёнка просят определить «зашумленные» буквы; узнать недописанные буквы, дописать их; найти среди неправильно написанных (зеркальных) букв правильную; демонстрация букв в разном положении.
Оценка результатов: Чтобы провести качественный и количественный анализ результатов, мы сочли нужным за каждый правильный ответ давать 0 баллов, за каждую ошибку или незнание ребёнком ответа – по 1 баллу.
Методика №5 Диктант
Цель: выявить в письме учащихся 2 «а» и «б» классов наличие ошибок оптического характера.
Инструкция. Диктант дается детям в соответствии с программными требованиями по русскому языку.
Оценка результатов:
За каждые 1-2 ошибки оптического характера — 0 балла
3-6 ошибок – 1 балл
7-10 ошибок – 2 балла
11 и более – 3 балла.
nsportal.ru