Когнитивный диссонанс и его применение в маркетинге / Хабр
Что такое когнитивный диссонанс?
Когнитивный диссонанс — это психологический дискомфорт, который вызван противоречием между имеющимся устоявшимся представлением человека и свежей поступающей информацией, проще говоря — это любое несоответствие ожиданий и действительности.
Примером когнитивного диссонанса можно считать басню Крылова «Лисица и виноград». Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла и, уходя прочь, сказала сама себе: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».
В лисице уживались два несовместимых чувства — желание и разочарование. Высказанная ею критика была способом нейтрализовать этот дисбаланс и разрешить конфликт.
Люди подсознательно стремятся к внутренней согласованности. Противоречивость приводит к психологическому дискомфорту, поэтому человек избегает информации, которая не совпадает с его убеждениями и ценностями. Так он пытается сохранить душевное равновесие и быть счастливым.
В большинстве случаев люди стараются понизить свой когнитивный диссонанс одним из четырех способов:
Допустим, вы худеете и перед вами лежит пончик.
- Изменяют поведение: «Я не буду есть пончик».
- Обосновывают свое поведение, изменяя противоречивые мысли или добавляя новые: «Я могу есть пончик раз в неделю» или «Сейчас я съем пончик, а вечером схожу на пробежку, чтобы сжечь лишние калории».
- Изменяют самооценку или ценности, уменьшают или преувеличивают их важность: «Да зачем мне пресс и плоский живот, жизнь коротка, и ей надо успеть насладиться».
- Игнорируют или отрицают информацию, которая противоречит существующим убеждениям: «Это некалорийный пончик, поэтому я его ем», или: «Я читал, что регулярное употребление пончиков полезно для здоровья».
Как использовать когнитивный диссонанс в дизайне и маркетинге
Прежде чем соотнести когнитивный диссонанс и маркетинг, важно понять, что, столкнувшись с когнитивным диссонансом, люди хотят сделать что-то, чтобы уменьшить внутренний конфликт, который они чувствуют.
Вернемся к примеру с пончиком. Кафе может ввести в меню действительно низкокалорийный продукт или сделать акцент на том, что в нем содержатся натуральные и полезные ингредиенты, чтобы уменьшить вину сидящего на диете.
Задача маркетолога — уменьшить диссонанс пользователей. Если вы уверяете, что ваш продукт прост в использовании, но при этом на сайте трудно ориентироваться, посетители начнут сомневаться в обещанной простоте продукта.
Помните: любая несогласованность в вашем дизайне и маркетинге увеличивает диссонанс.
Хорошие способы использования когнитивного диссонанса
Когнитивный диссонанс может быть инструментом убеждения. Зачастую его используют в виде техники Foot-in-the-Door (в переводе с английского — нога в дверном проеме). Ее суть заключается в снижении сопротивления пользователя путем постепенного усложнения поставленной перед ним задачи.
Представьте, что вы работаете над онбордингом для своего продукта. Перед тем, как просить пользователей о большой услуге (стать платящим клиентом), сначала попросите их о настолько маленькой услуге (бесплатно зарегистрироваться в один клик), что они, скорее всего, исполнят вашу просьбу.
Как только они «ступили за дверь», вы, подождав немного, можете попросить их о более крупной услуге. В конце концов, вы сможете побудить их стать платящим пользователем вашего продукта.
Как еще можно использовать этот принцип в маркетинге:
- Скидка на первую покупку. Помимо магнетического воздействия слова “скидка”, здесь включается и техника Foot-in-the-Door. Скидка может быть очень большой, а купить за скромные деньги совсем несложно. Первый шаг состоялся, и дальше человеку можно предложить товар за большую цену.
- Продуктовые линейки. Предложение в целом интересует клиента, но купить сразу дорогой продукт – страшно. А вот купить что-то недорогое (или получить бесплатно) человек может сразу. Затем могут следовать покупки более дорогих товаров, и при хорошем качестве многие покупатели доберутся и до сегмента с максимальными ценами.
На Фотостране мы активно используем этот прием. Предлагаем пользователям забрать бесплатный подарок:
А чуть позже, купить набор со скидкой:
- Продвигай дешевый товар, а продавай прибыльный. Так делают магазины Икеа, выпуская билборды и листовки со стаканами и полотенцами практически по себестоимости. Но, приехав в магазин за стаканами, почти каждый посетитель выходит с тележкой, нагруженной товарами с высокой маржой.
Зачастую люди регистрируются на бесплатные сервисы потому, что им это навязали, а не потому, что это было им необходимо. Тут и появляется маленький когнитивный диссонанс, который люди пытаются нейтрализовать с помощью одного из четырех названных способов.
Используя технику Foot-in-the-Door, вы повышаете вероятность того, что кто-то исполнит вашу просьбу. Важно при этом не быть чересчур настойчивым, потому что пользователь от вас отвернется. Чрезвычайно важно дать людям время отдохнуть и разобраться в своих мыслях, если вы хотите, чтобы это техника оказалась эффективной.
Дело в том, что при выполнении действия в первый раз в сознании человека формируется определенная модель поведения, к который он прибегнет при следующем идентичном призыве к действию.
Каждый раз, когда вы просите пользователя об услуге, вы создаете маленький когнитивный диссонанс, который пропорционален масштабу услуги. Именно поэтому продукту нужен такой дизайн, чтобы у пользователя было время на то, чтобы самому разобраться с когнитивным диссонансом.
Представьте мысли пользователя после бесплатной регистрации: «Зачем я подписался на этот продукт? Я думаю, он может быть полезен мне… Мне кажется, что он мне нравится». Теперь самое время попросить о другой маленькой услуге, затем выдержать паузу и продолжать.
Чем больше услуг оказал пользователь, тем крупней может быть ваша следующая просьба. Побуждая людей инвестировать в ваш продукт, вы создаете доверие и зависимость.
С помощью когнитивного диссонанса вы можете превратить пользователей в лояльную аудиторию.
Когнитивный диссонанс — Значение и примеры
Два загадочных и сложных слова нередко повергали в ступор тех, кто слышал их в неожиданный момент.
— У меня возник когнитивный диссонанс!
Но что это значит? Мы разбираем умные слова и объясняем их простым языком. Вот и сейчас давайте выясним, что это все обозначает, как это запомнить и правильно употреблять.
Итак, когнитивный диссонанс происходит от двух латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность». Иначе говоря, это какая-то внутренняя дисгармония или отсутствие комфорта.
Когнитивный диссонанс простыми словами
Теперь давайте объясним когнитивный диссонанс простыми словами. Что это такое?
Во-первых, это психическое состояние. Во-вторых, оно сопровождается внутренним дискомфортом человека, когда он сталкивается с какими-то конфликтующими в его понимании представлениями.
Например, вы хорошо знакомы с одним человеком и даже не подозреваете, что у него есть брат-близнец. Но вот в один прекрасный день вы встречаетесь с ним, здороваетесь за руку и вдруг обнаруживаете рядом еще одного, точного такого же человека.
От неожиданности (ведь вы не знали о близнеце) у вас возникает острое противоречие внутри. Именно это психическое состояние и называется когнитивным диссонансом.
То есть, говоря простыми словами, когнитивный диссонанс характеризуется конфликтом ранее сформированных представлений о чем-либо.
Теория когнитивного диссонанса
Если вы хотите по-настоящему быть умным, а не просто козырять умными словами, то нужно знать и этимологию, и историю происхождения сложных понятий.
Итак, в 1957 американским психологом Леоном Фестингером была предложена теория когнитивного диссонанса. Это было весьма кстати, ведь с ее помощью в науке психологии можно объяснять различные конфликтные ситуации. А это очень важно для работы с человеком, как личностью.
Данная теория изучает влияние когнитивного диссонанса на человека, его виды и способы преодоления психологического дискомфорта.
Леон Фестингер сумел даже сформулировать две гипотезы этой замечательной теории:
- Как только человек почувствует возникновение диссонанса, он приложит максимум усилий, чтобы преодолеть его, так как он является причиной большого внутреннего дискомфорта.
- Второе утверждение вытекает из первого. Человек стремится всеми силами избегать таких ситуаций, при которых когнитивный диссонанс может усиливаться.
Вот, пожалуй, и вся теория.
Примеры когнитивного диссонанса
В конце, чтобы хорошо усвоить новое умное слово, давайте приведем несколько примеров диссонанса.
Например, вы познакомились с человеком, который показался вам чрезвычайно добрым, тихим и спокойным. Он никогда не повышает голос на окружающих и ведет себя со всеми кротко, как ягненок. Мы расположены к нему именно потому, что воспринимаем его добрым и хорошим.
Но вот вы случайно встречаете его в парке, идущим с женой. Он еще нас не увидел, поэтому ведет себя предельно естественно. И тут вы с ужасом замечаете, что он кричит на свою супругу, при этом обзывает ее крайне дурными словами и делает это весьма агрессивно, размахивая руками и искажая лицо неподдельной злобой.
Вы, зная его кротким тихоней, испытываете самый настоящий когнитивный диссонанс, так как его теперешнее поведение полностью противоречит тому представлению, которое сложилось о нем ранее.
Или вот еще один пример.
Вы устроились на работу в очень крупную компанию. В ней насчитывается около 1000 сотрудников, и все имеют высокую зарплату. То есть, генеральный директор является, по сути, миллионером.
В один прекрасный день вы заходите на кухню, которая при офисе, и замечаете, как этот самый директор, управляющий колоссальными деньгами, подметает пол. Он просто решил прибрать за своими рабочими, которые немного насорили во время обеда и забыли подмести.
Тот внутренний конфликт, противоречие или же несоответствие в вашем представлении положения человека в компании и веника для уборки, будет называться когнитивным диссонансом.
Ну и последний пример.
Вы идете по улице и видите, как какой-то попрошайка сидит возле подземного перехода и просит милостыню. Вам же нужно подождать своего друга, и вы, пользуясь случаем, наблюдаете за нищим. Проходит пять минут, он внезапно поднимается, собирает все свои сумки и подаяния и направляется в свой собственный автомобиль.
Полное несоответствие представления о бомжах, владеющих машинами, спровоцирует внутри настоящий когнитивный диссонанс.
Как запомнить?
Чтобы запомнить любой сложный термин, его нужно пару раз употребить в быту. Когда вы встретитесь со своим товарищем, и он предложит вам пойти в ближайшее заведение чтобы хорошенько поесть, скажите ему, что вы в силу новых убеждений решили не есть в городских забегаловках.
После того, как он эмоционально продемонстрирует вам свое удивление, лукаво улыбнувшись, скажите:
— Что, возник когнитивный диссонанс, сэр? Пошутил я, идемте-с жрать!
Вместе с описанным в статье термином часто употребляют и другое слово, с которым рекомендуем познакомиться.
Если вы любите изучать умные слова и их происхождения, а также вообще узнавать разные интересные факты, подписывайтесь в социальных сетях на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Когнитивный диссонанс: определение, последствия и примеры
Когнитивный диссонанс — это дискомфорт, который человек испытывает, когда его поведение не соответствует его ценностям или убеждениям. Это также может произойти, когда человек придерживается двух противоречивых убеждений одновременно.
Когнитивный диссонанс не является болезнью или заболеванием. Это психологическое явление, которое может случиться с каждым. Американский психолог Леон Фестингер впервые разработал эту концепцию в 1950-х годах.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о когнитивном диссонансе, включая примеры, признаки того, что человек может его испытывать, причины и способы его устранения.
Заметка о сексе и гендере
Пол и гендер существуют в спектрах. В этой статье термины «мужской», «женский» или оба будут использоваться для обозначения пола, назначенного при рождении. Кликните сюда, чтобы узнать больше.
Было ли это полезно?
Когнитивный диссонанс возникает, когда у человека возникают два связанных, но противоречащих друг другу познания или мысли. Психолог Леон Фестингер предложил эту концепцию в 1957 году. Согласные идеи логически вытекают одна из другой, а диссонирующие идеи противостоят друг другу.
Например, человек, который хочет защитить других людей и верит, что пандемия COVID-19 реальна, может носить маску в общественных местах. Это созвучие.
Если бы этот же человек верил, что пандемия COVID-19 реальна, но отказывался носить маску, его ценности и поведение противоречили бы друг другу. Это диссонанс.
Диссонанс между двумя противоречивыми идеями или между идеей и поведением создает дискомфорт. Фестингер утверждал, что когнитивный диссонанс более выражен, когда человек придерживается множества несогласных взглядов, и эти взгляды важны для него.
Диссонанс наблюдать невозможно, так как это то, что человек чувствует внутренне. Таким образом, не существует набора внешних признаков, которые могли бы достоверно указать, что человек испытывает когнитивный диссонанс.
Однако Фестингер считал, что все люди мотивированы избегать или разрешать когнитивный диссонанс из-за дискомфорта, который он вызывает. Это может побудить людей принять определенные защитные механизмы, когда им придется противостоять этому.
Эти защитные механизмы делятся на три категории:
- Избегание: Это включает в себя избегание или игнорирование диссонанса. Человек может избегать людей или ситуаций, которые напоминают ему об этом, препятствуют тому, чтобы люди говорили об этом, или отвлекают себя от этого поглощающими задачами.
- Делегитимация: Это включает подрыв доказательств диссонанса. Человек может сделать это, дискредитировав человека, группу или ситуацию, вызвавшую диссонанс. Например, они могут сказать, что это ненадежно или предвзято.
- Ограничение воздействия: Это включает в себя ограничение дискомфорта когнитивного диссонанса за счет умаления его важности. Человек может сделать это, заявив, что такое поведение является редким или разовым событием, или приведя рациональные аргументы, чтобы убедить себя или других в том, что поведение нормальное.
В качестве альтернативы люди могут предпринять шаги, чтобы попытаться устранить несоответствие. Разрешить когнитивный диссонанс можно либо изменив свое поведение, либо изменив свои убеждения, чтобы они согласовывались друг с другом.
Некоторые примеры когнитивного диссонанса включают:
- Курение: Многие люди курят, хотя и знают, что это вредно для их здоровья. Величина диссонанса будет выше у людей, высоко ценящих свое здоровье.
- Поедание мяса: Некоторые люди, считающие себя любителями животных, едят мясо и могут чувствовать дискомфорт, когда думают о том, откуда берется их мясо. Некоторые исследователи называют это «мясным парадоксом».
- Выполнение работы по дому: Мужчина может верить в равенство полов, но затем сознательно или бессознательно ожидать, что его партнерша будет выполнять большую часть работы по дому или воспитывать детей.
- Поддержка быстрой моды: Человек может быть осведомлен о влиянии быстрой моды на окружающую среду и рабочих, но все равно покупать дешевую одежду у компаний, практикующих вредные методы.
Любой может испытать когнитивный диссонанс, и иногда он неизбежен. Люди не всегда могут вести себя в соответствии со своими убеждениями.
Некоторые факторы, которые могут вызвать когнитивный диссонанс, включают:
- Принудительное подчинение: Человек может быть вынужден делать вещи, с которыми он не согласен, в рамках работы, чтобы избежать издевательств или жестокого обращения или следовать закону.
- Принятие решений: У каждого есть ограниченный выбор. Когда человек должен принять решение из нескольких вариантов, которые ему не нравятся или с которыми он не согласен, или у него есть только один приемлемый вариант, у него может возникнуть когнитивный диссонанс.
- Усилие: Люди склонны высоко ценить то, ради чего упорно трудятся, даже если это противоречит ценностям человека. Это может быть связано с тем, что негативный взгляд на что-то после тяжелой работы вызовет больший диссонанс. Таким образом, люди с большей вероятностью положительно относятся к сложным задачам, даже если морально с ними не согласны.
Еще одним фактором, который может вызвать когнитивный диссонанс, является зависимость. Человек может не хотеть вести себя диссонансно, но из-за зависимости ему может быть физически и умственно трудно привести свое поведение в соответствие со своими ценностями.
Когнитивный диссонанс может влиять на людей по-разному. Эффекты могут быть связаны с дискомфортом самого диссонанса или с защитными механизмами, которые человек применяет для борьбы с ним.
Внутренний дискомфорт и напряжение когнитивного диссонанса могут способствовать стрессу или несчастью. Люди, которые испытывают диссонанс, но не могут его разрешить, также могут чувствовать себя бессильными или виноватыми.
Избегание, делегитимация и ограничение воздействия когнитивного диссонанса может привести к тому, что человек не признает свое поведение и, таким образом, не предпримет шагов для разрешения диссонанса. В некоторых случаях это может причинить вред себе или другим.
Однако когнитивный диссонанс также может быть инструментом личных и социальных изменений. Привлечение внимания человека к несоответствию между его поведением и его ценностями может повысить его осознание этого несоответствия и дать ему возможность действовать.
Например, в исследовании 2019 года отмечается, что вмешательства на основе диссонанса могут быть полезны людям с расстройствами пищевого поведения. Этот подход работает, поощряя пациентов говорить вещи или ролевые игры, которые противоречат их представлениям о еде и образе тела. Это создает диссонанс.
Теория, лежащая в основе этого подхода, заключается в том, что для устранения диссонанса скрытые представления человека о своем теле и худобе изменятся, уменьшая его желание ограничивать потребление пищи.
Исследование показало, что это вмешательство было эффективным для гетеросексуальных женщин, но менее эффективным для негетеросексуальных женщин по неясным причинам.
Самый эффективный способ разрешить когнитивный диссонанс для человека — убедиться, что его действия соответствуют его ценностям, или наоборот.
Человек может достичь этого путем:
- Изменив свои действия: Это включает в себя изменение поведения, чтобы оно соответствовало убеждениям человека. Там, где полное изменение невозможно, человек может пойти на компромисс. Например, человек, который заботится об окружающей среде, но работает в компании, которая загрязняет окружающую среду, может выступать за перемены на работе, если он не может уйти с работы.
- Изменение своих мыслей: Если человек часто ведет себя так, что противоречит его убеждениям, он может задуматься, насколько важно это убеждение, или обнаружить, что больше не верит в него. В качестве альтернативы они могут добавить новые убеждения, которые приведут их действия в соответствие с их мышлением.
- Изменение своего восприятия действия: Если человек не может или не хочет изменить поведение или убеждения, вызывающие диссонанс, он может вместо этого взглянуть на поведение по-другому. Например, человек, который не может позволить себе покупать у устойчивых брендов, может простить себя за это и признать, что он делает все возможное.
Когнитивный диссонанс не является состоянием психического здоровья, и человеку не обязательно требуется его лечение. Однако, если человек обнаруживает, что ему трудно остановить поведение или модель мышления, которые вызывают у него дистресс, он может обратиться за помощью к врачу или терапевту.
Человек может подумать об этом, если:
- у него зависимость
- поведение вызывает проблемы на работе, в школе или в отношениях
- он испытывает стресс, тревогу или подавленность стыд
Когнитивный диссонанс возникает, когда поведение и убеждения человека не дополняют друг друга или когда он придерживается двух противоречивых убеждений. Это вызывает чувство дискомфорта, которое мотивирует людей пытаться чувствовать себя лучше.
Люди могут делать это с помощью защитных механизмов, таких как избегание. В качестве альтернативы они могут уменьшить когнитивный диссонанс, помня о своих ценностях и используя возможности жить в соответствии с этими ценностями.
Человек, который чувствует себя обороняющимся или несчастным, может подумать о том, какую роль в этих чувствах может играть когнитивный диссонанс. Если они являются частью более широкой проблемы, вызывающей дистресс, людям может быть полезно поговорить с терапевтом.
Когнитивный диссонанс: определение, последствия и примеры
Когнитивный диссонанс — это дискомфорт, который испытывает человек, когда его поведение не соответствует его ценностям или убеждениям. Это также может произойти, когда человек придерживается двух противоречивых убеждений одновременно.
Когнитивный диссонанс не является болезнью или заболеванием. Это психологическое явление, которое может случиться с каждым. Американский психолог Леон Фестингер впервые разработал эту концепцию в 1950-х годах.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о когнитивном диссонансе, включая примеры, признаки того, что человек может его испытывать, причины и способы его устранения.
Заметка о сексе и гендере
Пол и гендер существуют в спектрах. В этой статье термины «мужской», «женский» или оба будут использоваться для обозначения пола, назначенного при рождении. Кликните сюда, чтобы узнать больше.
Было ли это полезно?
Когнитивный диссонанс возникает, когда у человека возникают два связанных, но противоречащих друг другу познания или мысли. Психолог Леон Фестингер предложил эту концепцию в 1957 году. Согласные идеи логически вытекают одна из другой, а диссонирующие идеи противостоят друг другу.
Например, человек, который хочет защитить других людей и верит, что пандемия COVID-19 реальна, может носить маску в общественных местах. Это созвучие.
Если бы этот же человек верил, что пандемия COVID-19 реальна, но отказывался носить маску, его ценности и поведение противоречили бы друг другу. Это диссонанс.
Диссонанс между двумя противоречивыми идеями или между идеей и поведением создает дискомфорт. Фестингер утверждал, что когнитивный диссонанс более выражен, когда человек придерживается множества несогласных взглядов, и эти взгляды важны для него.
Диссонанс наблюдать невозможно, так как это то, что человек чувствует внутренне. Таким образом, не существует набора внешних признаков, которые могли бы достоверно указать, что человек испытывает когнитивный диссонанс.
Однако Фестингер считал, что все люди мотивированы избегать или разрешать когнитивный диссонанс из-за дискомфорта, который он вызывает. Это может побудить людей принять определенные защитные механизмы, когда им придется противостоять этому.
Эти защитные механизмы делятся на три категории:
- Избегание: Это включает в себя избегание или игнорирование диссонанса. Человек может избегать людей или ситуаций, которые напоминают ему об этом, препятствуют тому, чтобы люди говорили об этом, или отвлекают себя от этого поглощающими задачами.
- Делегитимация: Это включает подрыв доказательств диссонанса. Человек может сделать это, дискредитировав человека, группу или ситуацию, вызвавшую диссонанс. Например, они могут сказать, что это ненадежно или предвзято.
- Ограничение воздействия: Это включает в себя ограничение дискомфорта когнитивного диссонанса за счет умаления его важности. Человек может сделать это, заявив, что такое поведение является редким или разовым событием, или приведя рациональные аргументы, чтобы убедить себя или других в том, что поведение нормальное.
В качестве альтернативы люди могут предпринять шаги, чтобы попытаться устранить несоответствие. Разрешить когнитивный диссонанс можно либо изменив свое поведение, либо изменив свои убеждения, чтобы они согласовывались друг с другом.
Некоторые примеры когнитивного диссонанса включают:
- Курение: Многие люди курят, хотя и знают, что это вредно для их здоровья. Величина диссонанса будет выше у людей, высоко ценящих свое здоровье.
- Поедание мяса: Некоторые люди, считающие себя любителями животных, едят мясо и могут чувствовать дискомфорт, когда думают о том, откуда берется их мясо. Некоторые исследователи называют это «мясным парадоксом».
- Выполнение работы по дому: Мужчина может верить в равенство полов, но затем сознательно или бессознательно ожидать, что его партнерша будет выполнять большую часть работы по дому или воспитывать детей.
- Поддержка быстрой моды: Человек может быть осведомлен о влиянии быстрой моды на окружающую среду и рабочих, но все равно покупать дешевую одежду у компаний, практикующих вредные методы.
Любой может испытать когнитивный диссонанс, и иногда он неизбежен. Люди не всегда могут вести себя в соответствии со своими убеждениями.
Некоторые факторы, которые могут вызвать когнитивный диссонанс, включают:
- Принудительное подчинение: Человек может быть вынужден делать вещи, с которыми он не согласен, в рамках работы, чтобы избежать издевательств или жестокого обращения или следовать закону.
- Принятие решений: У каждого есть ограниченный выбор. Когда человек должен принять решение из нескольких вариантов, которые ему не нравятся или с которыми он не согласен, или у него есть только один приемлемый вариант, у него может возникнуть когнитивный диссонанс.
- Усилие: Люди склонны высоко ценить то, ради чего упорно трудятся, даже если это противоречит ценностям человека. Это может быть связано с тем, что негативный взгляд на что-то после тяжелой работы вызовет больший диссонанс. Таким образом, люди с большей вероятностью положительно относятся к сложным задачам, даже если морально с ними не согласны.
Еще одним фактором, который может вызвать когнитивный диссонанс, является зависимость. Человек может не хотеть вести себя диссонансно, но из-за зависимости ему может быть физически и умственно трудно привести свое поведение в соответствие со своими ценностями.
Когнитивный диссонанс может влиять на людей по-разному. Эффекты могут быть связаны с дискомфортом самого диссонанса или с защитными механизмами, которые человек применяет для борьбы с ним.
Внутренний дискомфорт и напряжение когнитивного диссонанса могут способствовать стрессу или несчастью. Люди, которые испытывают диссонанс, но не могут его разрешить, также могут чувствовать себя бессильными или виноватыми.
Избегание, делегитимация и ограничение воздействия когнитивного диссонанса может привести к тому, что человек не признает свое поведение и, таким образом, не предпримет шагов для разрешения диссонанса. В некоторых случаях это может причинить вред себе или другим.
Однако когнитивный диссонанс также может быть инструментом личных и социальных изменений. Привлечение внимания человека к несоответствию между его поведением и его ценностями может повысить его осознание этого несоответствия и дать ему возможность действовать.
Например, в исследовании 2019 года отмечается, что вмешательства на основе диссонанса могут быть полезны людям с расстройствами пищевого поведения. Этот подход работает, поощряя пациентов говорить вещи или ролевые игры, которые противоречат их представлениям о еде и образе тела. Это создает диссонанс.
Теория, лежащая в основе этого подхода, заключается в том, что для устранения диссонанса скрытые представления человека о своем теле и худобе изменятся, уменьшая его желание ограничивать потребление пищи.
Исследование показало, что это вмешательство было эффективным для гетеросексуальных женщин, но менее эффективным для негетеросексуальных женщин по неясным причинам.
Самый эффективный способ разрешить когнитивный диссонанс для человека — убедиться, что его действия соответствуют его ценностям, или наоборот.
Человек может достичь этого путем:
- Изменив свои действия: Это включает в себя изменение поведения, чтобы оно соответствовало убеждениям человека. Там, где полное изменение невозможно, человек может пойти на компромисс. Например, человек, который заботится об окружающей среде, но работает в компании, которая загрязняет окружающую среду, может выступать за перемены на работе, если он не может уйти с работы.
- Изменение своих мыслей: Если человек часто ведет себя так, что противоречит его убеждениям, он может задуматься, насколько важно это убеждение, или обнаружить, что больше не верит в него. В качестве альтернативы они могут добавить новые убеждения, которые приведут их действия в соответствие с их мышлением.
- Изменение своего восприятия действия: Если человек не может или не хочет изменить поведение или убеждения, вызывающие диссонанс, он может вместо этого взглянуть на поведение по-другому.