Смысл жизни человека — для чего, зачем живёт человек
Содержимое статьи отвечает на такие вопросы
В чём смысл жизни? А кто об этом думаетСогласитесь, задавать себе вопрос, в чём смысл жизни человека. И даже более конкретные вопросы: Зачем живёт человек? Для чего мы живём? — может не каждый человек.
Ну, во-первых, ВСЕ люди погружены в быт своей жизни – в суматоху или привычную размеренность своей лично-социальной повседневности.
Эта жизнь не предусматривает мыслей о смысле жизни человека. Даже той самой, которая происходит у него здесь и сейчас.
В бытийной жизни человека, ему необходимо делать то, что от него требуется людьми и обстоятельствами. И то, что он может и хочет.
И думать ЛИШЬ об этом – конкретно-предметной своей жизни. Не задумываясь, а в чём смысл жизни, даже его — конкретного человека.
Не говоря уж, о таком, буквально, глобальном вопросе: А в чём смысл жизни человека вообще, как такового?
А, во-вторых, человеку нужно располагать определённой развитостью своего мышления – многое знать и уметь осмысливать.
Чтобы через вопросы не столь абстрактные: Зачем живёт человек, зачем мы живём? Подойти к общему вопросу бытия человека: А в чём смысл жизни человека?
Зачем живёт человек, для чего мы живём – каков смысл жизни человека. А относительно чегоКогда мы думаем, в чём смысл чего-либо, то мы не можем это осмысливать без относительно чего-то.
Смысл чего-либо нам становится понятным лишь только тогда, когда мы привязываем его к каким-то уже нам известным смыслам.
При этом, конечно, если под смыслом, мы понимаем сущность проявления той или иной вещи или процесса.
А не какую-нибудь ахинею нашего философствующего, но не обременённого знаниями, ума.
Например: мы понимаем смысл нашей работы, осмыслив её результаты.
А, в свою очередь, её результаты можем осмыслить через значимость этих результатов для нас.
Предметно это выглядит, например, так: Какой смысл мне ходить на работу? – Для того чтобы деньги получить.
Зачем мне деньги — каков в них смысл?
Для того, чтобы поддерживать своё биологическое существование, покупая продукты и товары.
Зачем мне обеспечивать это существование? — Для того, чтобы жить.
А зачем живёт человек, для чего мы живём? – Для того, чтобы жить.
А в чём смысл жизни человека?
Видите, как мы, плавно и логично, можем подойти к вопросу о смысле жизни человека. Всё более и далее абстрагируясь от нашей конкретно-предметной бытийной жизни.
Можем, но не подходим или не всегда подходим, как я уже сказал.
По причине поглощённости бытийной жизнью. Которая, элементарно, не оставляет ни времени, ни сил, ни желания думать о смысле жизни человека.
Но, ведь, кстати, мы можем не задумываться о смысле жизни человека и по причине того, что:
— Однажды, уже ответили на него сами. Или ответ нам кто-то предложил, сказал, а мы согласились с ним.
Когда ответ известен, зачем «голову ломать»?
Смысл жизни человека — зачем живёт человек? А кто есть человекКак мы ответим, в чём смысл жизни человека, если не поймём, что такое есть сам человек?
И наоборот, смотрите, поняв, что такое человек. Мы, ведь, почти и ответим на вопрос, в чём смысл его жизни.
Почти, потому что недостаточно знать вещь, чтобы понять её предназначение.
Это мы можем понять, как было выше сказано, только в сравнении её с чем-либо. То есть, через поиск её отношений с чем-либо другим, нам известным.
Мы же, вполне уверено можем сказать, что человек имеет две ипостаси: как животное существо и как духовное существо.
Но которые могут проявляться только ещё и в третьей ипостаси человека: человека, как социального существа.
Как проявляются эти три ипостаси человека, как такового, и каждого конкретного человека. С точки зрения смысла его жизни?
Человек, как биологическое существо, в чем здесь смысл жизниЖивотная сущность человека: человек — биологический организм.
И из этого, вытекает такая его сущность: поддерживать и воспроизводить своё биологическое существование как вида.
Причём в этом: его и социальная и индивидуальная сущность.
Можем мы здесь узреть смысл жизни человека?
Конечно, как у животного, смысл человека виден вполне очевидно: обеспечить наиболее комфортные условия для своего организма. И произвести на свет себе подобных.
Согласитесь, что смысл жизни многих людей и укладывается в этот биологический смысл жизни.
Если посмотреть на сущность всех их жизненных телодвижений, то они всё делают только для своего телесного комфорта.
Ну и, попутно, производят себе подобных – продолжают популяцию людей.
Такой способ жизни, при его обосновании, как смысла жизни человека, вполне укладывается в рассуждение:
— Жить стоит ради радостей жизни, маленьких и больших.
Ибо, «радости жизни» — это не что иное, как получение, извините, кайфа от своего животного проявления.
А именно: получение удовольствий от инстинктов — секс, и всё что связано с Основным инстинктом.
Ещё: покушать-попить, хорошо испражняться, согреться-охладиться, почесаться-приласкаться. Защититься и отвоевать «своё место под солнцем».
В чём смысл жизни человека, как духовной сущностиДуховная сущность человека – сознание и все его продукты.
Разница между человеком и животным, по сути, в том, что человек способен не только осуществлять свою биологическую, животную сущность. Но и осмысливать её.
Если не приписывать духовности человека мистическое, по своему незнанию и глупости.
То она и произошла, прежде всего, для удовлетворения животных потребностей человека. И большей частью для них и служит.
Во всяком случае, всё материальное производство и вещественная культура цивилизации людей, завязана на удовлетворение именно его животных потребностей. Это неоспоримый факт.
Так же не подлежит сомнению, что материальная культура – это плоды духа человека, который силой своей мысли преобразовывает окружающее пространство.
Где, здесь, в этой ипостаси человека, как духовной сущности, просматривается смысл жизни человека?
Безусловно, здесь, смысл жизни человека сводится к участию в производстве продуктов, услуг, товаров. Так же в производстве и в улучшении самих средств производства.
Иначе говоря, здесь смысл жизни человека, видится не только в потреблении материальных благ, как у животного. Но и в усилиях по его количественному и качественному производству.
А проще говоря: Работать надо! При этом проявляя свой дух – сознание. Для улучшения условий труда, повышения его производительности, и для изобретательности в этой работе.
Это смысл жизни нормального – адекватного человека? Безусловно.
Большинство людей не мыслят своей жизни без работы — активной, преобразовательной, производительной деятельности.
Будь то домохозяйка, или пенсионер, или учёный, или рабочий.
Социальная сущность человека, в чём её смыслРассматривая животную и духовную ипостаси жизни человека. Мы не можем не увидеть, что они не могут осуществляться вне социальной жизни человека.
Ибо человек — общественное существо.
Что здесь является сутью? Человек, и как животное, и как духовная сущность, может существовать только среди людей.
Человек есть человек, только имея многочисленные отношения с людьми, в самых различных формах и самого различного содержания.
Собственно: бытийная и духовная жизнь человека – это и есть его существование в отношениях с людьми.
Притом, надо учитывать уже не только дух человека, как производителя и потребителя материальных благ.
Но и проявление духа человека в процессе ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ своей жизни.
Очеловечивание своей жизни человеком — это создание и потребление духовной культуры во всём её многообразии форм и содержания.
Ну, например, я пишу эту статью – участвую в духовной жизни. И как потребитель – используя все свои знания и умения духовной культуры, которые получил от людей.
И как производитель – создаю некий духовный продукт.
Так же, читающий эту статью – делает чисто духовное действо: потребляет духовный продукт. И производит некое обогащение своей духовной жизни.
Следовательно: где, мы можем, здесь, видеть смысл жизни человека?
Конечно: смысл жизни человека, здесь, – устроить себе такую жизнь:
— Чтобы его отношения с людьми, были нормальны и гармоничны.
И в части бытийной жизни — на работе и дома, прежде всего. И в части многообразных чисто человеческих отношений.
Иначе говоря, смысл жизни человека, здесь: жить счастливо. Ведь именно это, мы обычно имеем в виду, когда рассуждаем о счастье.
Смысл жизни человека — зачем живёт человек, для чего мы живём? Найти себяТаким образом, если исходить из вышесказанного.
То смысл жизни человека можно видеть в том, чтобы найти себя в той жизни, в которой мы оказываемся от первого крика, до последнего вздоха.
В самом деле, а разве мы не для этого живём:
— чтобы обеспечить себе комфортное животное существование;
— чтобы быть в гармонии, в ладу со своим сознанием-духом;
— и чтобы быть счастливыми в отношениях с людьми.
И если у нас есть большие проблемы в жизни, если мы не видим в ней смысла. То разве не потому, что:
— Мы несчастны в своём животном теле. Больны, голодны, замерзаем-жаримся, не получаем удовольствия от секса и не имеем детей?
Или не потому ли, что у нас плохая работа и не устроен личный, семейный быт?
И не потому ли, что наш дух мечется, не зная покоя в поисках смысла своей личной жизни. Или жизни человека, как такового?
И не потому ли, что наши отношения с ближним и дальним социумом нас не устраивают.
Или, даже, не устраивают отношения с одним человеком – мужем, женой, ребёнком, другом, и тому подобное?
Резюме: В чём смысл жизни человекаПо-моему, смысл жизни человека в том, чтобы найти своё место в жизни.
Не абы какое – то, которое нам уготовано обстоятельствами и другими людьми. А именно — СВОЁ.
Чтобы оно человека устраивало, и как биологическое существо, и как духовное, и как социальное.
Ну, как люди говорят: смысл жизни в счастье или в его достижении. Что, на мой взгляд, одно и то же.
Это вообще квинтэссенция – выжимка из определения, в чём смысл жизни человека.
А как вы считаете: Зачем живёт человек, для чего мы живём?
Ещё статьи по этой темеСемья без детей – есть ли смысл её заводить и иметь
Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни?
Рожать или не рожать — жить или существовать? В чём смысл жизни?
В чём смысл жизни? Зачем человек живёт?
Смысл жизни человека. Хочешь изменить жизнь — измени свои отношения
Цели в жизни и смысл жизни есть у всех, но разные
Философия семейной жизни: о самосознании мужа и жены
Проблема жизни человека – удовлетворение потребностей
Есть ли судьба? Фатальность человека и его жизни
Цели женщины – как женщине жить, чтобы потом не жалеть
В чём смысл жизни? У философов есть ответ
Над этим вопросом люди размышляли тысячелетиями. Но вопреки общему мнению, ответ на этот вопрос есть, просто он не один. Философы разных поколений доказывали истину своего предположения о смысле жизни, и у их взглядов всегда находились поклонники. Мы предлагаем рассмотреть наиболее распространённые теории о смысле нашего существования.
Счастье
По мнению Аристотеля, смысл любого существования — это стремление к счастью. По своей природе счастье — чувство мимолётное. Его эффект быстро наступает и быстро исчезает, оставляя нам лишь воспоминания. И вся наша деятельность, исходя из работ древнегреческого философа, направлена на достижение счастья.
Аристотель был философом с большой буквы, и его изречения находили отзыв во многих сердцах даже после его смерти. Он также полагал, что наша жизнь должна быть упорядочена, каждое действие должно иметь конкретную цель, мы должны знать, к чему стремимся. Если же ты просто «плывёшь по течению», то в твоем существовании нет смысла.
Как Аристотель сформировал мир, в котором мы живем
При этом любой физический труд — это всего лишь способ продлить свою жизнь, заработав на неё. В работе, по мнению Аристотеля, нет ничего, что может дать счастье. А вот творческая деятельность, наоборот, может воплотить твои мечты в реальность и дать раскрыться твоему потенциалу.
Смысла нет
Если оптимистичный взгляд Аристотеля тебе не подходит, то рассмотрим мнение его коллеги — Жан-Поля Сартра. Он был убеждённым приверженцем атеистического экзистенциализма и считал, что всё рождается, существует и умирает без причины.
Человек, как существо разумное, обречён всю свою жизнь переживать бесчисленные события и пытаться их объяснить. Если животные опираются только на инстинкты, то люди, в отличие от них, могут делать выбор осознанно. Но при этом реальность, в которой мы проживаем, будет существовать и без нас, и она не зависит от нашего мнения или взглядов.
По мнению Жан-Поля Сартра, все ответы на вопрос о смысле жизни — иллюзия. Не существует истинно верного ответа — каждый из них лишь неподтверждённая теория. Человек живёт в рамках своих собственных убеждений, которые никак не влияют на нашу действительность.
Удовольствие
По мнению древнегреческого философа Эпикура, целью нашего существования является стремление к удовольствию. Если человек получил то, что желал, и это принесло ему удовольствие, то он счастлив, а когда удовольствие пропало — он стремится к следующему. Познав удовольствие, мы инстинктивно стремимся к нему, и любой наш выбор будет опираться на приятные воспоминания.
Но «период наслаждения» — это не наркотический трип или алкогольное опьянение и подобные им телесные наслаждения, а время, проведённое без страданий. Так Эпикур полагал, что смысл жизни — в радости мелочам. Если ты не болеешь, сыт и имеешь крышу над головой, то ты счастливый человек.
8 советов, как перестать всё планировать и начать жить в своё удовольствие
Первопричиной стремления к удовольствию философ считал наличие некомфортной ситуации или страдания. Если человек всем доволен, то ему нет смысла менять свою жизнь. При этом Эпикур полагал, что не только телесные страдания толкают человека на деяния, но и душевные переживания заставляют кардинально менять свою жизнь.
Свобода и независимость
По мнению Диогена, нет ничего более важного в жизни, чем свобода. При этом под свободой он понимал полную независимость от людей и государства. Себя он называл гражданином мира и презирал многие общественные устои. Исходя из его учений, главное — это достижение полной самостоятельности через тренировку тела и духа.
Если окружающий мир невозможно изменить, то просто абстрагируйся от него и живи своей жизнью. Именно это и делал Диоген: он жил на улице, учил жизни любого, кто его попросит, и был счастлив. Для своих современников он стал примером истиной свободы, так как не нуждался в большинстве человеческих благ.
Выгода
Если целью своей жизни поставить выгоду, то твоё развитие никогда не остановится. Ты будешь стремиться только к лучшему и станешь счастливым. Этот подход в философии называется прагматизмом. Для его приверженцев нет ничего важнее, чем достижение успеха любыми способами, вне зависимости от того, какую цену придётся заплатить.
При этом, в отличие от ранее рассмотренных теорий, прагматики предпочитают словам действия. По их мнению, пустыми размышлениями ты ничего не добьёшься. Основателем такого подхода был Чарльз Пирс. Он создал максиму прагматизма — советы о том, как нужно принимать решения, чтобы достичь наибольшей выгоды.
3 восточных философии для тех, у кого не получается жить нормально
Другие статьи по темам:
за жизньфилософия
Откройте для себя смысл жизни: раскрытие цели существования с помощью знаменитых философов
Источник: PexelsВопрос «Какова цель жизни?» рассматривался философами и другими крупными мыслителями на протяжении веков. И очевидно, что на этот экзистенциальный вопрос нет одного ответа. Было предложено много разных ответов, от религиозных и духовных верований до более светских идей.
Семь великих мыслителей о жизни
Мы даем вам семь коротких цитат и идей от самых известных философов и других крупных мыслителей по этой теме:
- Для Ральф Уолдо Эмерсон цель жизни не в том, чтобы быть счастливым . Но это значит быть полезным, быть достойным, быть сострадательным, иметь какое-то значение, что вы жили и жили хорошо.
- «Смысл жизни не в том, чтобы найти себя. Это создать себя». говорит Джордж Бернард Шоу
- Взгляд Элеоноры Рузвельт на цель жизни состоит в том, чтобы прожить ее, в полной мере испытать опыт, жадно и без страха стремиться к более новому и богатому опыту.
- Для Платона целью жизни было достижение мудрости и понимания. Платон считал, что человеческая душа бессмертна и что ее конечной целью является возвращение в мир Форм, где она может обрести истинное знание и понимание. С точки зрения Платона, цель жизни состояла в том, чтобы искать это знание и использовать его, чтобы жить хорошей и добродетельной жизнью. Источник: Pixabay
- Если вы спросите Аристотеля , целью жизни было достижение эвдемонии, или человеческого процветания. Аристотель считал, что хорошая жизнь — это та, в которой человек может максимально развить свои интеллектуальные и моральные качества. Чтобы достичь эвдемонии, человек должен был вести умеренный образ жизни, избегая как избытка, так и недостатка.
- Для Иммануил Кант , целью жизни было выполнение своих моральных обязанностей. Кант считал, что нравственный закон присущ каждому человеку и что цель жизни состоит в том, чтобы следовать этому закону и действовать в соответствии с предписываемыми им нравственными принципами. По мнению Канта, хорошей жизнью была та, в которой человек действовал в соответствии со своими моральными обязанностями, и при этом он выполнял бы цель своего существования.
- Согласно Виктору Франклу , цель жизни состоит в том, чтобы найти смысл и цель своего существования. Франкл, известный психиатр, переживший Холокост, разработал концепцию логотерапия, Логотерапия, исцеление смыслом, основана на идее о том, что первичным побуждением человека является поиск смысла.
What is Logotherapy?
. В своей книге «Человек в поисках смысла» Франкл утверждает, что у каждого человека есть свобода находить смысл в своей жизни, даже в самых трудных обстоятельствах, и что этот смысл можно найти тремя различными способами: создавая произведение или совершая поступок, переживание чего-либо или встреча с кем-либо, а также отношение, которое мы занимаем к неизбежному страданию.
Выбери и выбери
Как показывают эти цитаты, разные философы и мыслители имели разные представления о цели жизни. Некоторые считают, что цель жизни — быть счастливым, в то время как другие считают, что она должна быть полезной или изменить мир к лучшему. В конечном счете, цель жизни может быть разной для каждого человека, и каждый сам решает, что это за цель для него.
А ты?
Мы хотели бы прочитать в комментарии ниже, что вы считаете целью жизни.
Как лучше всего жить?
Вопрос о том, как лучше всего прожить свою жизнь, поднимался всеми религиями мира, а также философами и мыслителями на протяжении веков. Существует долгая история так называемой «литературы мудрости», которая передавалась из поколения в поколение в различных традициях. Например, на Западе Гесиод в «Трудах и днях» рядом с Гомером, в одном из древнейших текстов классической литературы, дает советы по самым разным вопросам, от того, когда сажать, до выбора жены. А в Ветхом Завете иудео-христианской традиции Притчи также содержат советы и наставления о том, как жить доброй и праведной жизнью. Глава 16, стих 18 говорит нам: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность». Такая литература пыталась помочь людям сделать мудрый выбор и жить счастливой, полноценной жизнью.
Сегодня существует целый жанр книг «самопомощи», которые дают советы о том, как жить, как стать богатым, как найти настоящую любовь и так далее. Это вечный человеческий вопрос. В отличие от других видов, чья жизнь ограничена инстинктами, люди в основном свободны выбирать, как им жить. В том возрасте, когда большинство из вас читает эту книгу, этот вопрос: «Как мне прожить свою жизнь?» является доминирующим и много раз сбивающим с толку. В более узком смысле большинство студентов, поступающих в колледж, чаще всего думают: «Какую карьеру мне следует выбрать?» Сегодня школьников заставляют отвечать на этот вопрос еще в старшей школе.Одна из задач высшего образования — помочь вам сделать некоторые из этих выборов. Даже если вы «знаете», какой карьерой хотите заниматься, вам следует потратить некоторое время на курсы в других областях, чтобы увидеть, на что они похожи. Они могут открыть новые горизонты того, как жить. Вы можете найти что-то еще, в чем вы действительно хороши, или вы можете влюбиться в совершенно другой предмет. Сохраняйте непредвзятость и оставайтесь гибкими. В то время как старое клише гласит, что когда одна дверь закрывается, открывается другая, верно и обратное: выбор, который вы делаете сегодня, пути, которые вы выбираете, — это ветви на дереве вашей жизни.
Как только вы идете по одному пути, со временем становится все труднее повторить ваши шаги и пойти по другому пути. Наконец, те, кто изучает меняющийся рынок труда и влияние технологий на работу, говорят нам, что люди, которые сегодня выходят на рынок труда, могут рассчитывать на смену карьеры по крайней мере три раза в течение своей жизни, поэтому карьера, которую вы начнете после колледжа, вероятно, не будет тот, в котором вы выходите на пенсию.Однако ваша карьера или работа будут лишь частью вашей жизни. Итак, снова возникает вопрос о том, как вы должны прожить эту жизнь. Большинство людей, когда их спрашивают о том, чего они хотят в будущем, после перечисления общих целей, таких как любовь, семья, финансовая безопасность или интересная работа, обычно просто говорят, что надеются быть «счастливыми». Но определить счастье сложно, а счастье означает разные вещи для разных людей. Лучший способ получить представление о прошлых и нынешних идеях и исследованиях определения счастья — просто прочитать статью «Счастье» в Википедии. Другими прекрасными статьями являются «Счастье» в Psychology Today, «История счастья» Питера Н. Стернса в Harvard Business Review и статья Дженнифер Сениор «Некоторые темные мысли о счастье» в New York Magazine. В апреле 2015 года в третьем Докладе ООН о мировом счастье Швейцария, Исландия и Дания были поставлены на первое место, а США — только на пятнадцатое.
Но независимо от того, какую карьеру вы выберете и насколько «счастливы» вы в данный момент, вы неизбежно столкнетесь с трудностями и невзгодами в своей жизни. Как говорит король Клавдий в «Гамлете», «когда приходят скорби, они приходят не поодиночке, а полчищами». Фактически, значительная часть религиозной и философской мудрости, переданной нам через века, — это советы о том, как противостоять «пращам и стрелам неистовой судьбы», снова цитируя Гамлета. Люди, которые чувствуют себя хорошо, добились успеха в карьере и семье, которым улыбается фортуна, не проводят много времени с психотерапевтом. Когда что-то идет не так, а это неизбежно, нам нужна помощь, мы ищем мужества и силы духа, чтобы противостоять таким бурям.
В классической Греции, например, возникло несколько различных философий, у которых до сих пор есть последователи, которые обращались к трудностям, с которыми люди сталкиваются в жизни, и к вопросу о том, как лучше прожить свою жизнь. Древнегреческий философ Сократ сказал, что непроверенная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Мы не должны просто следовать за толпой и верить в то, во что верят все вокруг нас. Мы должны подвергнуть веру критическому рассмотрению. Как представляет его Платон, для Сократа лучшая жизнь — это постоянное стремление к истине, обучение.
Это высшее достижение того, что значит быть человеком. В погоне за знаниями мы избегаем порока, а знания помогают нам делать лучший выбор и, таким образом, вести лучшую жизнь. Аристотель, ученик Платона, полагая, что разум — это то, что присуще только людям, подчеркивал, что умение рассуждать является высшей добродетелью человека. Хорошие рассуждения привели бы к «счастью», и поэтому Аристотель начинает на Западе дискуссию о том, что такое счастье и как его достичь.Один из ключей к счастливой жизни и к избежанию многих жизненных невзгод, который предписывал Аристотель, — это стремление к тому, что он называл золотой серединой, золотой серединой во всем, между избытком и недостатком. На самом деле эта идея «Ничего лишнего» была начертана на храме Аполлона в Дельфах. Эта идея также является центральной в греческой трагедии, где, особенно у Софокла, падение великого человека вызвано излишеством — обычно высокомерием, вызванным слишком большим богатством и властью. Трагедии советовали sophrosynê, или умеренность и самообладание.
Идея самообладания была поэтически воплощена Платоном в «Федре», где Сократ описывает «колесницу души». Возничего есть разум; он управляет двумя крылатыми конями, белым и черным, страстями. Белая лошадь олицетворяет энергию, смелость и амбиции, а черная — аппетит, желание и жадность. Душа ищет Добро в вечном царстве, но черный конь держит ее прикованной к земле. Итак, жизнь — это непрерывная борьба. Мы должны использовать разум, чтобы контролировать свои эмоции, чтобы жить полной и полноценной жизнью.
Помимо Платона и Аристотеля, у других греческих философов были разные взгляды на то, как лучше всего прожить свою жизнь, некоторые из них стали измами и по сей день:
- Стоицизм. Зенон из Китиона (ок. 334–262), проповедовавший в стоа или крытом проходе на агоре в Афинах, говорил, что нужно жить в согласии с природой. В частности, мы должны научиться подниматься над эмоциями, наша цель — душевный покой. События могут быть вне нашего контроля, но наша реакция на них находится под нашим контролем, и мы должны принять то, что с нами происходит. Кроме того, мы несем ответственность за то, что делаем, — мы не можем винить других или природу. Стоицизм стал почти религией среди патрициев в Древнем Риме. Марк Аврелий (121–180), один из «хороших» императоров, воплощал ее высшие цели. В течение последних двадцати лет своей жизни, ведя постоянную войну на границах империи, он записывал по-гречески то, что называл «Сам себе». Они стали называться его «Размышлениями». Ими по праву восхищаются и сегодня.
- Эпикуреизм. Эпикур (341–270), чьи сочинения известны только более поздним комментаторам, учил, что удовольствие является высшим принципом. Однако удовольствие достигается знанием своих пределов и достижением спокойствия, которое он описал как свободу от страха и отсутствие боли. Он сказал, что для достижения этого состояния лучше всего подходит простая жизнь. Следует отметить, что эта философия отличается от гедонизма, активного стремления к удовольствию как высшему благу. Эпикур также учил, что удовольствие одного человека не должно мешать удовольствию другого или причинять другому боль (см. «Эпикур и эпикурейская философия» на epicurus.net).
- Цинизм. Диоген (ок. 404–323). основоположник философии киников, жил в Афинах и слушал лекции в платоновской Академии (а некоторые говорят, что перебивал его). Он оказался в богатом городе Коринфе, где жил нищим, спал в глиняном кувшине и издевался над богатыми и их рабскими последователями. Он сказал, что мы должны жить просто, без претенциозности и не утруждать себя приобретением и расходом, как это делали богатые граждане Коринфа (см. Диоген в Интернет-энциклопедии философии).
Необходимым условием хорошей жизни, с которым сегодня знаком почти каждый, является латинская фраза mens sana in corpore sano, что означает «в здоровом теле здоровый дух». Он подходит к концу сатиры X римского поэта Ювенала под названием «Тщеславие человеческих желаний», в которой рассказывается о том, как богатство, власть и даже физическая красота, которыми обладали многие знаменитые греки и римляне, привели к их гибели и как даже долгая жизнь сама по себе не является чем-то желанным.
Многие из этих классических представлений о том, как жить, были перенесены в средневековое христианство. Однако с падением Римской империи на западе и подъемом христианства жизнь стала рассматриваться просто как краткий переход между рождением и следующей жизнью после смерти. Таким образом, целью жизни было избегать греха и стремиться к добродетели; таким образом, жизнь была борьбой между добром и злом, и считалось, что физические удовольствия тела завлекают людей во зло и подвергают опасности их души. По мере развития средневековья Добродетели и Пороки стали аллегорическими фигурами, представленными на сцене, борющимися за душу каждого человека. Каждой из семи главных добродетелей противостоит порок:
- Целомудрие
- Похоть
- Умеренность
- Чревоугодие
- Благотворительность
- Жадность
- Усердие
- Ленивец
- Терпение
- Гнев
- Доброта
- Зависть
- Смирение
- Гордость
Как каждый человек узнает из одноименной средневековой моральной пьесы, погоня за удовольствиями и пренебрежение добрыми делами оставят человека на грани ада, когда придет зов Смерти. Таким образом, поскольку жизнь на этой земле стала очень трудной, особенно в первые века периода, известного как «темные века», упор делался на то, как прожить эту жизнь, чтобы быть уверенным в награде в следующей. Идеальное воплощение этой веры в то, что жизнь — это паломничество по темной дороге, усеянной злом, — можно найти в «Божественной комедии» итальянского поэта Данте. В знаменитом начале этой работы Данте обнаруживает, что он сбился с пути на пути к спасению. Он оказывается один, в темном лесу, преследуемый злыми зверями. Он должен пройти долгий путь, чтобы найти свой путь обратно к Богу и спасению.
После средневековья, в периоды Возрождения и Просвещения на Западе, классическая философия, наряду с классическими подходами к лучшей жизни здесь, на земле, снова стала предметом писателей и мыслителей. В этот период ряд писателей стремились описать образцовую жизнь руководителей городов и государств, которая обеспечила бы счастье им самим и их подданным. Центром этой жизни было изучение греческих (вновь доступных) и римских классиков, где образцы поведения выставлялись для подражания. Этот «курс обучения» был не о том, как достичь спасения, а о том, как жить хорошей и продуктивной жизнью здесь, на земле. Это стало называться гуманизмом. Согласно Лауро Мартинесу в книге «Власть и воображение: города-государства в Италии эпохи Возрождения»:
Гуманизм предусматривал курс обучения и определенный тип гражданина. Это был образовательный идеал. . . . Он ориентировался на практическую жизнь в обществе и предназначался для тех, кому суждено было занимать руководящие социальные посты. Крупнейшие поэты Рима и Греции занимали важное место в гуманистической программе. . . . Для гуманистов поэзия была не просто источником удовольствия, а комментарием к опыту; это был проводник, формирователь людей.
Несколько позже, в восемнадцатом веке, два коротких произведения известных писателей, оба случайно опубликованные в 1759 г., занимались одним и тем же центральным вопросом — как жить. Во Франции Франсуа Мари Аруэ де Вольтер (1694–1778) опубликовал небольшую книгу под названием «Кандид». Это динамичная история, сюжет которой наполнен всевозможными катастрофами (большинство из которых действительно произошло в реальной жизни), постигшими его юного, наивного главного героя. Как и в аллегории, герои представляют разные подходы и отношения к жизни и ее превратностям: например, доктор Панглосс, учитель Кандида, оптимист. Мартин, который присоединяется к Кандиду в Южной Америке, пессимист и всегда предполагает, что люди полностью корыстны и что все всегда оборачивается к худшему. Другие персонажи олицетворяют разные цели, которые преследуют люди, думая, что эти вещи принесут им счастье. Кунигунда, прекрасная молодая девушка, которая целует Кандида в начале первой главы и является причиной его изгнания из земного рая, становится «любовью всей его жизни», которую Кандид преследует на протяжении всей сказки. Однако, когда он, наконец, догоняет ее в Турции в конце, она становится очень уродливой, но он все равно женится на ней.
В конце рассказана мораль этой сказки. Кандид и его друзья (небольшое общество, если хотите) посещают мелкого фермера. Он ничего не знает о философских вопросах, которые занимали их на протяжении всей истории, говоря только, что он и его семья возделывают двадцать акров земли и кормятся сами. Он делает одно из последних замечаний о том, как жить. Он говорит, что вся его семья работает, а «работа отгоняет три великих зла: скуку, порок и нужду». Наконец, маленькое общество вступает в последнюю дискуссию о жизни, судьбе, свободе воли и счастье. Мартин говорит: «Давайте работать без рассуждений. Это единственный способ сделать жизнь сносной». Ответ Кандида: «Мы должны возделывать наш сад». Эта позиция была описана как мелиоризм, между оптимизмом и пессимизмом. Оно происходит от латинского слова «лучше» и указывает на то, что с помощью работы мы можем улучшить свою жизнь и жизнь окружающих нас людей.
Через канал в Англии Сэмюэл Джонсон опубликовал рассказ на похожую тему (хотя и в совершенно другом стиле и тоне): История Расселаса, принца Абиссинии. В этой сказке Расселас вместо того, чтобы быть изгнанным из рая, покидает свой родной дом, «Счастливую долину», потому что он хочет испытать все, что может предложить жизнь. Он путешествует со своей сестрой и гидом-философом Имлаком и знакомится с обычаями и верованиями многих разных городов. Он хочет знать, как ему следует жить. Но, пообщавшись со многими «экспертами» и попробовав жизнь в разных городах и странах, ответа не находит. В последней главе под названием «Заключение: в котором ничего не заключено» он решает вернуться домой. Одно из знаменитых содержательных изречений Джонсона (Джонсон хорошо представлен в сборниках цитат) принадлежит Имлаку, который говорит о жизни: «Человеческая жизнь везде представляет собой состояние, в котором многое приходится терпеть и мало чем можно наслаждаться».
В девятнадцатом и двадцатом веках «гуманистический идеал» эпохи Возрождения трансформировался в «всесторонне развитую» личность, обладающую знаниями во многих областях, способную ясно мыслить, связно писать и отчетливо говорить — личность со знанием истории , литературы, науки и философии. Воспитание такого человека стало целью образования, особенно в колледжах и университетах. Педагоги хотели подготовить «хорошо информированных» граждан, а также инженеров, ученых и писателей. Как сказал Алан Симпсон в свои 1961 эссе «Признаки образованного человека», знание многих вещей составляло «свободное образование», которое он определял как «все, что питает ум и дух от обучения, которое является чисто практическим или профессиональным, или от тривиальности, которая вообще не тренируются. Такое образование предполагает сочетание знаний, навыков и стандартов». Остальная часть его эссе обрисовывает в общих чертах, что, по его мнению, включают в себя эти три качества.
Наконец, здесь, в двадцать первом веке, Э. О. Уилсон, не верящий в духовное оправдание жизни, озаглавил последнюю главу своей книги «Смысл человеческого существования» «Один и свободен во Вселенной». Уилсон начинает эту главу следующими строками:
О чем говорит нам история нашего вида? Под этим я подразумеваю повествование, ставшее видимым благодаря науке, а не архаичную версию, пропитанную религией и идеологией.