Для чего нужна человеку внутренняя речь: Внутренняя речь человека и ее особенности

Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1.  Основные виды речи……………………………………………………………..5

2.  Внутренняя речь  как особый вид речевой деятельности………………………8

    2.1 Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе……………..10  

    2.2  Особенности структуры и семантики внутренней речи………………….13

3.  Роль внутренней  речи в познавательной интеллектуальной  деятельности человека…………………………………………………………………………… .18

Заключение………………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку человек является существом общественным, то развитие его сознания невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Сознание человека формируется в процессе межличностного общения и совместной деятельности людей. Само слово «общение» по своей этимологии подразумевает наличие некой общей системы передачи информации от человека к человеку. В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей.

Речь  является  основным  средством  человеческого  общения.  Без  нее человек не имел бы возможности  получать  и  передавать  большое  количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку  или фиксирует в себе то, что невозможно  воспринять  с  помощью  органов  чувств (абстрактные понятия, непосредственно  не  воспринимаемые  явления,  законы, правила и т.п.)  Без  письменной  речи  человек  был  бы  лишен  возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У  него  не было бы возможности передать другим свои мысли  и  чувства.

  Благодаря  речи как средству общения  индивидуальное  сознание  человека,  не  ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей,  причем  в  гораздо  большей степени, чем это может позволить наблюдение и  другие  процессы  неречевого, непосредственного   познания, осуществляемого   через    органы    чувств: восприятие, внимание, вообра-жение, память и мышление. Через речь  психология и опыт одного человека становятся доступными  другим  людям,  обогащают  их, способствуют их развитию. В широком смысле, речь представляет собой один из видов общения, который необходим людям в совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании и др. 

Вторая половина XX века ознаменована значительными открытиями в области психологии и лингвистики. Закономерным становится успех в развитии наук о речи. Так в 50-е годы возникают такие направления в исследовании речи, как психолингвистика (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.

Н. Ушакова), функциональная грамматика (Г.А. Золотова,  Н.Д. Арутюнова, А.В. Бондарко), лингвистика текста (Ю.М. Лотман, С.И. Гиндин, О.И. Москальская).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ  РЕЧИ

Речевая деятельность – это сложный и многогранный процесс, который во многом на современном этапе ещё не достаточно изучен. Для того чтобы осуществлялась речевая деятельность, необходима способность говорить и мыслить. С наличием этих двух способностей связано существование речи в двух формах: внутренней, или мысленной, и внешней, озвученной.

Каждое речевое высказывание, каждый акт порождения или восприятия речи многосторонне обусловлен. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании (говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие особенности высказывания, как его модальность ит. д.). Это факторы, прежде всего психологические. С другой стороны, есть множество факторов, обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвисти-ческие, стилистические, социологические и др.). Характер всех этих факторов и способ, которым они обусловливают порождение конкретного речевого высказывания, можно описать при помощи различных теорий или моделей. Далее мы будем опираться на то понимание этой обусловленности, которое свойственно советской психологической школе Л. С. Выготского.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.

Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.

Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. 

Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Характерной особенностью диалогической речи является непосред-ственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.

Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.

Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Письмен-ная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомога-тельных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей, и не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит, а иногда и не знает их.

Внутренняя речь — это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений.

Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.

Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н. Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека). Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.

Эгоцентрическая речь занимает промежуточное положение между внешней  и  внутренней  речью. Это речь, направленная не на партнера  по  общению,  а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции  со стороны другого человека, присутствующего в  данный  момент  и  находящегося рядом с говорящим.

Эта речь особенно заметна у  детей  среднего  дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с  собой  в  процессе игры. Элементы этой речи можно  встретить  и  у  взрослого,  который,  решая сложную интеллектуальную задачу,  размышляя  вслух,  произносит  в  процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому,  по-видимому,  обращенные к другому,  но  не  предполагающие  обязательного  ответа  с  его  стороны.

Эгоцентрическая  речь  —  это  речь-размышление,  обслуживающая  не  столько общение, сколько само  мышление.  Она  выступает  как  внешняя  по  форме  и внутренняя по своей психологической функции. Имея  свои  исходные  корни  во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во  внутреннюю. При  возникновении  затруднений  в  деятельности  человека  активность   его эгоцентрической речи возрастает.

 

2.  ВНУТРЕННЯЯ  РЕЧЬ  КАК  ОСОБЫЙ  ВИД  РЕЧЕВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Проговаривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).

Собственно внутренняя речь свернута. Она более похожа на конспект, содержащий основные, несущие смысл члены предложения (иногда это только одно сказуемое или подлежащее). Внутренняя речь является основой планирования как практической, так и теоретической деятельности. Поэтому, несмотря на ее фрагментарность, отрывочность, в ней исключены неточности при восприятии ситуации. Онтогенетически внутренняя речь является интериоризацией внешней речи и служит основой развития словесно-логического мышления.

Внутренняя речь как совокупность разновидностей интериоризованной речи является объектом изучения психолингвистики. Проблемам структуры внутренней речи, выявлению её единиц, определению принципов функционирования, в частности порождения, посвящены работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, С. Л. Руинштейна и др.

Внутренняя речь – это вербализованное мышление. Она обслуживает внешнюю речь и все действия человека. Внутренняя речь осознаётся только самим субъектом и поддаётся лишь его контролю. Одной из основных функций внутренней речи является подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний, она представляет собой своеобразный этап программирования предстоящего высказывания.

Внутренняя речь выполняет различные функции: она сопровождает непроизвольную обработку сенсорных данных и целенаправленные акты самоанализа. В случае самооценки мыслящим субъектом собственных поступков и переживаний внутренняя речь приобретает характер рассуждения, целью субъекта является – прийти к какому-либо выводу.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

а) внутреннее проговаривание — “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.).

Проблема внутренней речи пока еще недостаточно исследована в психолингвистике, причем как теоретически, так и экспериментально. Между тем без правильного понимания психологической природы внутренней речи «не может быть никакой возможности выяснить отношения мысли к слову в их действительной сложности».

Еще великий древнегреческий философ Платон определял мышление как словесно выраженную молчаливую речь, подчеркивая значение внутренней речи для мышления и, возможно, фактически отождествляя эти понятия. Известный ученый-лингвист XIX столетия М. Мюллер в некоторых своих трудах достаточно категорично утверждал, что речь и мышление – это идентичные, однозначные понятия. В дальнейшем эта точка зрения была поддержана американским бихевиоризмом, что нашло отражение в формуле: мышление есть беззвучная речь «речь минус звук». Противоположную точку зрения на взаимосвязь процессов мышления и речи отстаивали представители вюрцбургской психологической школы (К. Бюлер, О. Кюльпе и др.). Они заявляли о полной независимости мысли от слова и языка вообще. Отрицали они и необходимость для мышления внутренней речи, т. е., речи, по определению К. Бюлера, в форме «оптических, акустических или моторных представлений слов».

Проблема внутренней речи исследовалась и в связи с изучением вербальной памяти. Так, некоторые французские психологи, неправомерно сводя внутриречевые процессы к процессам памяти, пытались установить, в каких образах памяти – акустических, оптических, моторных или синтетических – сохраняется воспоминание слов.

Ряд исследователей XIX – начала XX столетия трактовали процессы внутренней речи как вариант сокращения обычного речевого акта. Так, В.М. Бехтерев определял внутреннюю речь как не выявленный в двигательной части речевой рефлекс. [137 — Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. Вып. I–VII. – СПб., 1905–1907.] И.М. Сеченов считал, что это рефлекс, оборванный на двух третях своего пути. [138 — Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1953.] Многие исследователи рассматривали внутреннюю речь только как процесс «внутреннего говорения», т. е. как «обеззвученную» внешнюю речь». Таким образом, термин-понятие «внутренняя речь» использовался в научной речеведческой литературе для обозначения самых различных по своей природе процессов, которые не исчерпывают этого понятия, а порой и не совпадают с ним.

1. Понятие языка и речи

1.1 Язык и речь

Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним.

Язык — это система знаков, объективное, исторически сложившееся явление духовной жизни общества. Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное, коммуникативное, назначение.

Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством.

Речь — это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

1.2 Виды речи

Выделяют следующие виды речи:1

Устная

Монологическая

Диалогическая

Внешняя

Внутренняя

Письменная

Устная

Монологическая

Диалогическая

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л.С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека — его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать не могу».

Внутренняя речь — это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак — доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т.е. обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание,

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет.

Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л.Н. Толстого или А.С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между ними определяются:

1. Способами кодирования. Устная речь — произносимая, звучащая, слышимая — выражена звуками (акустическим кодом), а письменная — видимая, написанная — буквами (графическим кодом).

2. Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, — подготовленный, — записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию. Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна, т.е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.

3. Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься сразу, письменная осмысливается при многократном чтении.

4. Грамматическими и лексическими особенностями. В письменной речи четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. В устной наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.

5. Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования, и только к письменной — орфографические, пунктуационные и каллиграфические.

6. Выразительными возможностями. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.

7. Характером адресата. Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.

Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы — внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру: мысленная подготовка фразы — воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата — графическая фиксация мысли.

Устная речь может быть записана, а письменная — произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В.Г. Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество — моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. А также… другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться». 2Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи. 3

Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности — достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.

Последняя великая тайна разума: познакомьтесь с людьми с необычным – или несуществующим – внутренним голосом | Neuroscience

Клаудия*, моряк из Личфилда, ей около 30 лет, она не итальянка. Она никогда не была в Италии. У нее нет итальянской семьи или друзей. И она понятия не имеет, почему воинственная итальянская парочка завладела ее внутренним голосом, выбивая его из головы Клаудии, пока она сидит и слушает.

«Понятия не имею, откуда это взялось», — извиняющимся тоном говорит Клаудия. «Вероятно, это оскорбительно для итальянцев». Пара похожа на семью из рекламы соуса для пасты Dolmio: яркая, дородная, склонная махать руками и кричать. Если Клаудии предстоит принять важное решение в своей жизни, дело берут на себя итальянцы.

«Они страстно спорят с обеих сторон, — говорит Клаудия. «Это действительно полезно, потому что я позволяю им делать работу, поэтому меня это не напрягает». Эти разногласия всегда происходят на кухне, в окружении еды. Клаудия пока не назвала имена итальянцам. Но они помогли Клаудии принять важное жизненное решение, побудив ее бросить работу ученого два года назад и осуществить мечту всей жизни — сбежать в море.

«Они болтали без умолку, прежде чем я сдала уведомление», — вздыхает Клаудия. «Я просыпался, а они спорили. Я ехал на работу, а они спорили. Это было утомительно, если честно». Женщина была за то, чтобы Клаудия ушла, но ее муж был настороже. «Он говорил: «Это стабильная работа!» А она говорила: «Пусть наслаждается жизнью!» Женщина взяла верх, и Клаудия уехала работать на флотилию в Грецию (хотя сейчас она снова в Великобритании). временно, из-за Covid). Она намного счастливее, даже несмотря на то, что ей пришлось применить нейролингвистическое программирование, чтобы успокоить крик. «Теперь они стали тише», — с облегчением говорит Клаудия. «Меньше кричать. Они просто ссорятся».

У большинства из нас есть внутренний голос: постоянное присутствие, которое говорит вам: «Берегись», или «Купи шампунь», или «Э-э, этот парень подонок» . Для многих из нас этот голос звучит очень похоже на наш собственный или, по крайней мере, на то, как мы думаем, что звучим. Но для некоторых внутренний голос — это не прямолинейный монолог упреков, советов и напоминаний. Их внутренний голос — это ссорящаяся итальянская пара, скажем, или интервьюер со спокойным лицом, сложив руки на коленях. Или это вкус, чувство, ощущение или цвет. В некоторых случаях голоса вообще нет, просто тишина.

«Как крошечный остров, окруженный бесконечным океаном», — так описывает свой мозг Джастин Хопкинс. «Крошечный остров — это место, где, кажется, происходят все сознательные вещи, но он окружен этим бесконечным, недоступным материалом». Хопкинс, которому 59 и он работает на социальное предприятие в Лондоне, не имеет внутреннего голоса. В его мозгу нет никого, кого можно было бы винить, стыдить или критиковать. В голове пустота: только еще теплый воздух перед шелестящим ветерком.

«Там ничего нет, — говорит Хопкинс. — И я не думаю, что когда-либо был. Конечно, у Хопкинса есть мысли: мы все такие. Но внутреннего монолога, который наполняет наш мозг, пока двигатель стоит на холостом ходу, там нет. Это было отключено, навсегда. «Когда я один и расслаблен, слов вообще нет», — говорит он. — В этом большое удовольствие. Он запросто может скоротать час, не имея ни единой мысли. Неудивительно, что Хопкинс спит как младенец.

Почему у таких людей, как Хопкинс, полностью отсутствует внутренний голос? «Это действительно хороший вопрос», — говорит нейробиолог доктор Хелен Ловенбрук из лаборатории психологии и нейропознания Университета Гренобль-Альпы. «Я не знаю.» Ловенбрук — один из немногих нейробиологов в мире, изучавших внутренний голос. Она объясняет, что он создается в сети различных областей нашего мозга, включая нижнюю теменную долю, нижнюю лобную извилину и верхнюю височную кору.

Чтобы понять, как работает внутренний голос, нужно понять, как человеческая мысль воплощается в действие. «Всякий раз, когда мы совершаем какое-либо действие, наш мозг прогнозирует сенсорные последствия этого действия», — говорит Ловенбрук. Скажем, вы хотите принести стакан воды. «Ваш мозг посылает соответствующие моторные сигналы вашей руке, но он также генерирует сенсорное предсказание команды», — говорит она. «Еще до того, как вы взяли стакан, ваш мозг сделал прогноз того, что будет делать двигательная команда, а это значит, что вы можете исправить ошибки до того, как совершите ошибку. Эта система очень эффективна, и именно поэтому люди могут выполнять так много действий без ошибок».

Тот же принцип применим к человеческой речи. Каждый раз, когда наши губы двигаются, чтобы составить слово, наш мозг одновременно генерирует предсказательную симуляцию этой речи в нашем мозгу, чтобы исправить ошибку. «Сегодняшнее понимание внутренней речи состоит в том, что мы делаем то же самое, что и в явной речи — предсказываем в уме, что мы скажем, — но на самом деле мы не посылаем моторные команды нашим речевым мышцам», — заключает Ловенбрук. «Этот смоделированный слуховой сигнал — это тихий голос, который мы слышим в нашем мозгу».

Ловенбрюк объясняет, что по большей части мы слышим то, что она называет «внутренним языком». Но не всегда. «У вас могут быть расширенные и более сжатые формы внутренней речи», — говорит она. «Люди могут воспринимать их как абстрактные представления языка, без звука… некоторые люди говорят, что их внутренний голос подобен радио, которое работает весь день. Другие люди вообще не имеют голоса или говорят абстрактными символами, не связанными с языком». Левенбрюк не может объяснить, почему некоторые люди по-разному воспринимают внутренний голос: мы находимся на грани нейронауки, и без того самой скользкой из всех областей человеческого знания.

Она объясняет, что глухие люди склонны ощущать внутренний голос визуально. «Они не слышат внутренний голос, но могут воспроизводить внутренний язык, визуализируя жесты руками или наблюдая движения губ», — говорит Ловенбрук. «На самом деле это просто похоже на ручную подпись», — соглашается доктор Джордон Старк, 31-летний исследователь из Санта-Крус. Старк глухой и общается на языке жестов.

Его внутренний голос — это пара рук, подписывающих слова в его мозгу. «Руки обычно ни с чем не связаны, — говорит Старк. «Время от времени я вижу лицо». Если Старку нужно напомнить себе купить молоко, он подписывает слово «молоко» в своем мозгу. Старк не всегда видел свой внутренний голос: язык жестов он выучил только семь лет назад (до этого он использовал устные способы общения). «Раньше я слышал свой внутренний голос, — говорит он. «Это звучало как голос, который не был моим или был особенно понятен мне».

Телеведущая Дженни Мюррей живет в мозгу писательницы Ханны Бегби. Ну, не совсем Мюррей, а копия Мюррея, с таким же добрым, но насмешливым голосом, и с шарфом, свободно накинутым на плечо. «Мой внутренний голос — это диалог, как будто я постоянно беру интервью у самого себя», — говорит Бегби, которому 44 года и он живет в Лондоне. «Интервью всегда проходят в роскошной радиостудии, — говорит она. «Там красивые богатые стены из мятого бархата. В нем есть теплота и цвет». Дуолог может быть о чем угодно, обыденном или серьезном.

«Дженни могла бы сказать: «Когда ты наконец решилась на эти туфли?», — говорит Бегби. «И я говорю: «Ну, Дженни, это интересный вопрос». Мягкий, твердый вопрос Мюррея подтолкнул ее к принятию важных жизненных решений: до того, как Бегби бросила работу литературного агента, Мюррей помог ей отрепетировать причины, по которым она сделала это, в ее голове. «Это способ упорядочить хаос в моем сознании, — говорит Бегби. Она понимает, что это странно. «Я никогда не встречался с Мюрреем, — говорит Бегби. — Я знаю, что это нелепо.

Внутренним голосом бывшего библиотекаря Мэри Уорролл всегда был экран телевизора, а иногда и слайд-проектор, который постоянно играл на чердаке, в ее голове. На чердак ведет винтовая лестница за ее левым ухом, — объясняет Уорролл, которой 71 год и она живет в Бирмингеме. «Там не так много звука», — говорит она. «На самом деле это просто изображения, как будто играет фильм». Когда внутренний голос Уорролла напоминает ей купить стиральный порошок, она не слышит слов «купить стиральный порошок». Вместо этого она видит, как тянется к коробке стирального порошка на экране телевизора на чердаке.

«Это эмоция», — говорит о своем внутреннем голосе Мона*, 53-летний генеральный директор из Телфорда. «Самый близкий способ, которым я мог бы описать это, был бы с точки зрения цвета». Ее внутренний голос не проявляет себя явно: он никогда не замолкает. Скорее, Мона должна обратить на него свое внимание, чтобы воспринять его. «Когда я занимаюсь своими делами, внутренний голос не разговаривает со мной на английском языке, — говорит Мона. «Это то, что стоит за тем, что я делаю».

Голос становится более настойчивым, когда она оказывается в ситуации, требующей от нее эмоциональной ловкости. Мона часто работает с проблемными детьми и недавно оказалась в ситуации, когда подросток был зол и откровенен. Поначалу Мона инстинктивно возражала ей. Но затем внутренний голос Моны дал о себе знать в отмывке серого цвета. «У меня было такое глубокое ощущение, что этот молодой человек попал в настоящую беду… Я почувствовал чувство печали и уныния и увидел туманное облако». Ее внутренний голос был прав: позже Мона подтвердила, что молодой человек переживает не лучшие времена в личной жизни.

Многие люди, с которыми я разговаривал, в конце жизни узнали, что их внутренний голос не является нормой. В течение многих лет Уорролл думал, что у других людей тоже есть чердаки в мозгу. «Я думал, что все такие же!» она смеется. Мона лишь обрисовала контуры своего внутреннего голоса мужу за 30 лет до нашего телефонного интервью. «Вы никогда не осознаете, что ваш внутренний голос другой, — говорит Мона. — Это не то, о чем ты говоришь.

Непознаваемый, непостижимый, свойственный только нам: внутренние голоса – наши наперсники и тайные друзья на всю жизнь. Жаль только, что с ними никто не знакомится, кроме нас. «Хотел бы я пригласить кого-нибудь, — говорит Уорролл. «Было бы так здорово, если бы я мог загрузить чердак на какой-нибудь жесткий диск, чтобы другие люди могли его посмотреть».

Дополнительный отчет Рэйчел Обордо. * Некоторые имена изменены

Есть ли у вас внутренний голос? Наука не может согласиться, если все согласны

Если вы относитесь к тому типу людей, которые часто заново переживают спор — выкапывая все оскорбления, которые были выдвинуты против вас, и воображая все ответные действия, которые вы должны были дать, но не сделали — тогда будьте уверены, эта способность может помочь вам мыслить более творчески и испытать более полноценное социальное взаимодействие.

Психологический феномен, при котором человек воображает, что слышит голос в своей голове, можно разделить на две категории: внутренний монолог и внутренний диалог. Хотя философы обсуждали концепцию внутреннего голоса на протяжении столетий, только в 1990-х и начале 2000-х годов начали появляться формальные психологические описания.

Универсальны ли воображаемые взаимодействия?

Что касается внутренних монологов, то они есть у большинства людей. По сути, это голос, который вы слышите, когда разговариваете сами с собой в своей голове. Например, при составлении списка покупок вы можете мысленно произносить фразы вроде «не забудь купить молока». Это также может быть такое простое слово, как одно слово из четырех букв, которое всплывает, когда вы ударяете пальцем ноги. Наше использование разговора с самим собой может варьироваться; например, люди с аутизмом склонны больше думать визуально, когда планируют будущее.

Между тем внутренний диалог намного сложнее. Он часто состоит из более длинных целых предложений в сочетании с взаимодействием между несколькими персонажами. Человек может представить, что разговаривает с кем-то еще — либо вспоминая предыдущее социальное взаимодействие в реальной жизни (например, разочаровывающий спор), либо полностью вымышленный обмен мнениями (например, что вы могли бы сказать, если бы встретили своего героя).

Эксперты считают возможным, что не у всех есть внутренний диалог, или что некоторые люди сообщают о нем гораздо чаще, чем другие.

Эти «воображаемые взаимодействия», как иногда называют внутренние диалоги, вероятно, полезны, объясняет Джеймс Ханикатт, психолог из Техасского университета в Далласе. В целом, самостоятельный разговор может помочь нам достичь умственных целей, таких как планирование и решение проблем. «Люди, которые воображают диалог, ассоциируются с лучшими отношениями и большей эмпатией», — говорит он. «Они также могут иметь преимущество на рабочем месте, потому что они часто репетируют такие вещи, как презентации или переговоры, поэтому они лучше подготовлены. Даже если что-то пойдет не по плану, они смогут лучше к этому приспособиться».

Для ясности: Honeycutt не говорит о рутинной подготовке к презентации, когда вы можете пробежаться по слайдам, засечь время и проверить факты. Почти каждый может это сделать. Внутренний диалог происходит более бессознательно. «Воображаемые взаимодействия — это, по сути, компонент мечтаний, — говорит Ханикатт.

Тем не менее, хороших вещей может быть слишком много. «Он также может быть дисфункциональным. Например, если кто-то не может простить или забыть, потому что постоянно спорит снова и снова», — говорит Ханикатт.

Проблемы с изучением внутренних диалогов

Ученые обычно изучают внутреннюю речь, расспрашивая людей об их опыте либо в форме подробных интервью и тематических исследований, либо в виде более масштабных опросов. В этом заключается трудность правильного понимания внутренних голосов, говорит Томас Бринтаупт, личностный психолог из Университета штата Средний Теннесси.

Бринтаупт сомневается в ответах на опросы, в которых люди говорят, что у них нет внутреннего голоса, и подозревает проблему с форматами анкет. «Возможно ли вообще не разговаривать с собой? Для меня это почти то же самое, что не думать», — говорит он. У Бринтаупта есть несколько теорий относительно того, почему люди сообщают о себе, что никогда не участвуют в разговоре с самим собой или внутреннем диалоге.

Во-первых, возможно, участники опроса не совсем понимают, что имеют в виду психологи, когда спрашивают их, есть ли у них внутренний голос, говорит Бринтаупт. Кроме того, они могут не до конца осознавать, что у них есть внутренний монолог, потому что это не всегда полностью осознанный опыт — или это может смутить их. Стигма по-прежнему окружает любую тему психического здоровья, поэтому люди могут беспокоиться о том, что у психологов может сложиться неправильное впечатление о голосах в их головах. «Мы делаем все возможное, чтобы измерить его, но все это означает, что он может быть грязным», — говорит Бринтхаупт.

Принимая эти ограничения, Бринтопт и его коллеги опросили 300 студентов университетов в исследовании 2020 года, опубликованном в Frontiers in Psychology. Они задавали испытуемым ряд вопросов, предназначенных для изучения взаимосвязи между внутренними монологами и внутренними диалогами. Результаты показали, что те, кто часто используют свой внутренний монолог или даже просто разговаривают сами с собой вслух, также более склонны к внутреннему диалогу. Это также показало, что эти привычки могут различаться в зависимости от культуры: участники из США в среднем сообщили о более частых внутренних диалогах и монологах, чем участники из Польши.

Все это приводит к неизбежному вопросу: имеет ли значение, если некоторые люди используют свой личный голос по-разному? Если да, то каковы потенциальные применения этих знаний? Нам нужно больше изучать внутренние голоса, чтобы ответить на этот вопрос, говорит Бринтаупт, потому что многое из того, что мы сейчас утверждаем, например, более высокое качество социальных взаимодействий и повышение креативности, связанные с преобладанием внутреннего диалога, исходит из исследований, которые изо всех сил пытаются правильно измерить явление в первую очередь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *