«Чем занимаются философы? Зачем нужна философия?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообществаФилософия
Dmitry Kosharskiy ·14,0 KОтветить2УточнитьСтанислав ПанинФилософия
10,4 KФилософия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки · 3 дек 2017 · academia.fzrw.info
Я бы сказал, что философия нужна для того, чтобы учиться ставить новые вопросы и самостоятельно отвечать на них, чтобы учиться видеть неочевидное в том, что кажется очевидным. Много тысяч лет людям, к примеру, казалось очевидным, что Солнце вращается вокруг Земли и никак иначе. Эмпирически доказано. А тут античные филсоофы пришли и такие: а что, если мы попробуем так? А если вот так? А если ещё по-другому? Может и не Земля вовсе в центре мира? И примечательно, что все эти вопросы не прошли напрасно — Коперник ссылается именно на античные пифагорейские математические модели в качестве обоснования возможности строить различные модели вселенной.
Иными словами, философия, как верно замечал советский философ Мераб Мамардашвили, начинается там, где Вы заканчиваете делать то, что Вы делаете, и начинаете спрашивать себя: зачем я это делаю? почему я это делаю именно так, а не другим способом? и т.д. Для кого-то это может показаться бесполезным отрывом от реальной работы, но, с другой стороны, сам уход в конкретную деятельность можно рассматривать как бегство от реальных проблем, от своей неспособности всерьез сталкиваться с более глубокими вопросами. А без такого столкновения никакой прогресс невозможен.
Проще говоря, философия создает интеллектуальную среду, позволяющую обществу рефлексировать по поводу самого себя, своих убеждений и т.д., нащупывать новые точки развития. Любой прогресс в той же науке начинается с появления новых философских идей. Посмотрите на теорию Дарвина, к примеру, — ей предшествовала эпоха немецкого идеализма, который вынес на первый план идею развития, прогресса, качественного, а не просто внешнего, механического (как у Ламарка, который плоть от плоти Просвещения), изменения в природе.
Советской космической программе предшествовал целый ряд философов-мечтателей вроде Федорова и Циолковского. За экономическими успехами современного Китая лежит возвращение к конфуцианской этике и развитие современного китайского марксизма. Научным успехам США предшествовало в XIX веке рождение американского трансцендентализма и прагматизма.Эти примеры я могу умножать до бесконечности, но проще задать другой вопрос — сколько Вы сможете назвать стран, в которых бурному и плодотворному развитию науки не предшествовало бы складывание и развитие философских традиций?
И это только половина истории. Вторая половина состоит в том, что философия критически важна для социального прогресса. Философские идеи в буквальном смысле меняют наше общество. Например, Просвещение принесло нам идеи естественного права (основа доктрины прав человека), общественного договора (государство наделяют полномочиями люди и только люди, нет никакой объективной власти государства — а следовательно, государство, нарушающее договор, нелегитимно и может быть демонтировано — а это основа для Французской революции, Американской революции и т.
Иными словами, быть может, философия за всё время своего существования так и не дала ни одного окончательного ответа на свои вопросы, зато постановка и дискуссия по этим вопросам, равно как и сама культура дискуссии, изменили наше общество к лучшему. И если Вы благодарны кому-то за отмену крепостного права, равноправие полов, развитие науки и т.д. и т.п., то благодарить за это надо, прежде всего, именно философию.
Ну и парочка статей в тему вопроса:
- Как и где могут найти себя выпускники философских факультетов? (Российская газета, 2015)
- Зачем изучать философию, если на ней не заработать? (Newtonew, 2017)
Андрей Авраменко
3 декабря 2017В отношении Китая думаю, что их нынешние успехи стали возможны вопреки конфуцианской этике и конфуцианским базовым… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…Игорь БондаренкоФилософия
193Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД «Сок… · 7 июн 2021 · dzen.ru/igorbon55
Как бы парадоксально не звучало (а в сфере мудрости парадоксальность норма. Именно потому, что она часто противоречит нашим повседневным представлениям), философы занимаются философией же. Только философия в первом смысле и во втором — разные «философии». В первом смысле философия — реальное событие (назовем ее «реальная философия». Термин Гегеля). Иначе говоря, она… Читать далее
Религия
9,3 KКандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений · 14 июн 2021 · izm. io
Философы занимаются философией. Философия нужна для философии. Если философы занимаются не философией, они, понятно, не философы. Если философы занимаются философией не для философии, а для чего-то другого, они тоже не философы. Они тогда идеологи, например. Отрывок из книжки «Поход Ивана-дурака за смыслом»: – Вот это мне и непонятно. Кому и зачем это вообще надо? Ну… Читать далее
Убедитесь в своих убежденияхПерейти на izm.ioЮрий Зорин
14 июня 2021Именно философии это ЗАЧЕМ и должно быть адресовано. Только будьте корректны с ней, прежде чем заговорить… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…Анатолий Дащенко11,5 KМining (добыча полезных ископаемых). христианин. · 25 янв 2018
философия — это способ познавать мир через размышление и созерцание и также способ обьяснять мир. Вещь важная, другое дело, что такого инструмента как разум для обьяснения мира оказалось мало. Человеческий разум дал такое количество обьяснений мира, что может закружится голова. Читать далее
Dimas Dimitrius
1 июля 2022Философия — это получение дохода, зарплаты от преподавательской и педагогической деятельности. Теперь это… Читать дальше
Основной метод философии · 14 апр 2021
Философия начинается там, тогда и поскольку, где когда и постольку все остальные средства разума бессильны. Пример — решение дилеммы буриданова осла или дилеммы сороканожки. Или из обыденной жизни: ты хороший работник, а плохой начальник тебя увольняет (если юриспруденция, психология не помогут, остаётся философствовать).
Комментировать ответ…Комментировать…Анатолий Кравченко112Интересуюсь философией, науками… и тем как они объясняют мир, человека… · 18 окт 2020
По сей день философы занимаются тем что пытаются уяснить для себя (и мира) какой должна быть философия в качестве науки-философии. Словом, они мыслят над тем, как саму идею философии – претворить в теорию, в науку, и – жизнь. А нужна <и> для того, чтобы, так выразится, организовать все остальные науки на то, чтобы <сообща> познать мир, т.е. истину в самом всеобщем ее… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…Анатолий Дащенко11,5 KМining (добыча полезных ископаемых). христианин. · 15 февр 2018
как сказал один из самых выдающихся из них, чтобы узнать то, что я ничего не знаю. В принципе — это тоже необходимый опыт, это тоже знание. Знание своей немощи, своей глупости, своего неразумия, осознание того, что кроме своего разума, интеллекта нужно что то еще..Чего то важного сильно не хватает и это важное лежит уже в области, которая выше философии, в религии. Как… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…Виктор Зозуля405слесарь-электрик, ценитель резкости и краткости · 14 июн 2021
Логически мысля, философы — это те люди, которые занимаются производством мудрости. Такое соображение верно хотя бы потому, что если мудрость не производить — то взяться ей больше неоткуда.
эстет · 15 февр 2018
Философия, это то, с чего человек начинает изучать определённые вопросы, пытается понять суть чего бы то ни было.
Философия, это момент, когда человек задаёт вопрос «зачем», а значит, это основа каждой науки.
(это лишь моё мнение и я могу ошибаться)
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос1 ответ скрыт(Почему?)
Кому и зачем нужна философия?
«Кому и зачем нужна философия?»
12 октября 2012 г. в Гуманитарном центре ИГЭУ, в уютном зеле, где стены украшены нежной росписью пастельных тонов, окна напоминают о старинных замках и балах, а на спинки мягких кресел так приятно откинуться, воцарилась напряжённая атмосфера научной дискуссии.
Студенты и их преподаватели решают одну из самых насущных проблем современности: «Кому и зачем нужна философия?». Вопрос нельзя назвать оригинальным, но сегодня, равно как и в прошлые века, он продолжает будоражить умы. Говорит о важности темы хотя бы то, что для дискуссии её выбирали сами студенты. Преподаватели кафедры философии на этот раз не принимали в подготовке мероприятия никакого участия. Они пришли в аудиторию лишь как зрители.С первых же минут встречи стало понятно, что она собрала людей, нагруженных не только распечатками всемогущей «Википедии», но и глубоким знанием предмета. Представители президиума Cтуденческого философского научного общества Анна Карандашева (аспирантка кафедры философии) и Владимир Хапалов (студент 3-его курса) нашли оригинальные доводы в защиту древней науки. Будущий магистр Екатерина Мурзина (I-29м) за долгие годы обучения и несколько дней кропотливой подготовки смогла предъявить философии немало претензий. Студенты группы 2-35 заранее написали целые эссе полные аргументов «за» и «против», чтобы быть во всеоружии и с первых же минут разговора активно в него включиться.
Дискуссия прошла очень живо. Докладчики пересыпали свои выступления шутками, цитировали афоризмы и едва не прыгали на креслах, от желания высказаться. Никто не остался в стороне, хотя, иногда некоторые участники определённо увлекались.
Владимир: Когда два информационных поля в структуре человеческой личности сталкиваются, происходит,… происходит… ну, как это…?
Анна: Внутриличностный конфликт.
Владимир: Нет, скорее, когнитивный диссонанс.
Анна: Эти рассуждения на синергетическую теорию взаимодействия открытых саморазвивающихся систем смахивает.
Владимир: Нет, я не признаю бифуркацию.
Анна: А я люблю бифуркацию!
Только по лицам слегка удивлённой аудитории захваченные разговором собеседники поняли, что их слушателям нужен переводчик.
Противоположные теории сталкивались. Точки зрения разнились. Одни говорили, что философия делает человека свободнее, позволяя ему понять закономерности происходящих вокруг процессов и управлять ими. Другие спорили: абсолютная свобода невозможна, а человек, которому не надо решать вечные вопросы, чувствует себя в этом мире счастливее. Жизненными примерами иллюстрировалось положение о том, что в один прекрасный день философские вопросы станут перед каждым и, чтобы их решить, нужно знать, «где копать». Горячо возражали оппонентам будущие технические специалисты: не хватает часов на профильные дисциплины, гуманитарными науками придётся жертвовать. Мудрые преподаватели в ответ отмечали: студент пришёл в университет, чтобы стать не только ценной рабочей силой, но и культурным, всесторонне развитым человеком, а без базового знания философии, это невозможно.
Веские доводы не закончились даже по истечению отведённых университетским расписанием на занятие полутора часов. Когда в коридоре молодые люди и девушки живо продолжили спор, стало ясно, что Нобелевская премия по результатам сегодняшнего заседания студенческого философского общества нам «не светит». Вечный вопрос всё так же ждёт своего решения, а большинство участников осталось на прежних позициях, хотя…
Технические и гуманитарные специалисты, собравшись вместе, в одной уютной аудитории, по собственной инициативе они решали философскую проблему – не это ли живое подтверждение огромного значения древней науки?
Информацию и фотографии предоставила Анна Карандашева,
аспирант кафедры Философии
‹ Студенческое философское научное общество Вверх Культурные гнёзда Иванова и Костромы ›
Философия | Определение, системы, области, школы и биографии
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Читать Далее
- Философы, которых нужно знать, часть 2
- Философы, которых нужно знать, часть I
Викторины
- Философия 101
Джон Локк | Философия, общественный договор, два трактата о правительстве и факты
Джон Локк
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 29 августа 1632 г. Англия
- Умер:
- 28 октября 1704 г. (72 года) Англия
- Известные работы:
- «Письмо о веротерпимости» «Эссе о человеческом разумении» «Очерки о законах природы» «Некоторые мысли об образовании» «Разумность христианства» «Два трактата о правительстве» «Два трактата о правительстве»
- Предметы изучения:
- христианство язык личность религиозная терпимость естественное состояние
- Роль в:
- Просветление
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кем был Джон Локк?
Джон Локк был английским философом и политическим теоретиком, родившимся в 1632 году в Рингтоне, Сомерсет, Англия, и умершим в 1704 году в Хай-Лейвере, Эссекс. Он признан основателем британского эмпиризма и автором первого систематического изложения и защиты политического либерализма.
Подробнее ниже: Джон Локк
Какие самые известные произведения Джона Локка?
Самыми известными работами Джона Локка являются «Эссе о человеческом понимании» (1689), в котором он разработал свою теорию идей и свой отчет о происхождении человеческого знания в опыте, и «Два трактата о правительстве» (первое издание). опубликовано в 1690 г., но существенно составлено до 1683 г.), в котором он защищал теорию политической власти, основанную на естественных индивидуальных правах и свободах и согласии управляемых.
Подробнее ниже: Два трактата о правительстве
Подробнее читайте ниже: Эссе о человеческом понимании
Какой вклад Джон Локк внес в эпистемологию?
В эпистемологии (философской теории познания) Джон Локк выступил против существования врожденных идей (идей, присутствующих в уме естественным образом или при рождении), показав, что все человеческие идеи, кроме «пустяковых», могут быть получены из ощущений или размышлений. (наблюдение за действиями ума) и как знание может быть определено в терминах восприятия согласия или связей между идеями.
Подробнее ниже: эпистемология: вера и разум
Какой вклад Джон Локк внес в политическую теорию?
В политической теории или политической философии Джон Локк опроверг теорию божественного права королей и утверждал, что все люди наделены естественными правами на жизнь, свободу и собственность и что правители, не способные защитить эти права, могут быть удаляются народом, при необходимости силой.
политическая философия: Локк
Узнайте больше о вкладе Джона Локка в политическую философию.Как Джон Локк повлиял на Просвещение?
Философия Джона Локка вдохновила и отразила ценности Просвещения в признании прав и равенства людей, критике произвольной власти (например, божественного права королей), защите религиозной терпимости и общем эмпирическом и научном характере. .
Подробнее ниже: история Европы: влияние Локка
Как Джон Локк повлиял на структуру правительства США?
Политическая теория Джона Локка оказала прямое влияние на Декларацию независимости США в ее утверждении естественных прав личности и обосновании политической власти согласием управляемых. Локк также выступал за разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, что является особенностью формы правления, закрепленной в Конституции США.
Джон Локк , (родился 29 августа, 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — умер 28 октября 1704, Хай-Лейвер, Эссекс), английский философ, чьи труды лежат в основе современного философского эмпиризма и политического либерализма. Он был вдохновителем как европейского Просвещения, так и Конституции Соединенных Штатов. Его философское мышление было близко к мышлению основоположников современной науки, особенно Роберта Бойля, сэра Исаака Ньютона и других членов Королевского общества. Его политическая мысль основывалась на идее общественного договора между гражданами и важности терпимости, особенно в вопросах религии. Многое из того, за что он выступал в сфере политики, было принято в Англии после Славной революции 1688–1689 годов.и в Соединенных Штатах после провозглашения независимости страны в 1776 году.
Ранние годы
Семья Локка симпатизировала пуританству, но осталась в англиканской церкви, и эта ситуация отразилась на дальнейшей жизни и мышлении Локка. Выросший в Пенсфорде, недалеко от Бристоля, Локку было 10 лет в начале английских гражданских войн между монархией Карла I и парламентскими силами под руководством Оливера Кромвеля. Отец Локка, юрист, служил капитаном в кавалерийском отряде парламентариев и участвовал в некоторых ограниченных действиях. Таким образом, можно предположить, что с раннего возраста Локк отвергал любые притязания короля на божественное право на власть.
После того, как в 1646 году закончилась первая Гражданская война, отец Локка смог добиться для своего сына, явно проявившего академические способности, место в Вестминстерской школе в далеком Лондоне. Именно в это уже известное учреждение Локк поступил в 1647 году в возрасте 14 лет. Хотя школа перешла во владение нового республиканского правительства, ее директор Ричард Басби (сам выдающийся ученый) был роялистом. В течение четырех лет Локк оставался под руководством и контролем Басби (Басби был приверженцем дисциплины и очень любил березу). В январе 1649 г., всего в полумиле от Вестминстерской школы, Чарльз был обезглавлен по приказу Кромвеля. Мальчиков не пустили на казнь, хотя они, несомненно, были хорошо осведомлены о происходящих поблизости событиях.
Учебная программа Вестминстера сосредоточена на латыни, греческом, иврите, арабском языке, математике и географии. В 1650 году Локк был избран Королевским ученым, академическая честь и финансовая выгода, которые позволили ему купить несколько книг, в основном классические тексты на греческом и латинском языках. Хотя Локк, очевидно, был хорошим учеником, ему не нравилось учиться в школе; в более позднем возрасте он нападал на школы-интернаты за их чрезмерный упор на телесные наказания и за нецивилизованное поведение учеников. В своей чрезвычайно влиятельной работе Некоторые мысли о воспитании (1693), он приводил доводы в пользу превосходства частного репетиторства для образования молодых джентльменов ( см. ниже Другие работы).
Викторина по Британике
Философия 101
Оксфорд
Осенью 1652 года Локк, в сравнительно позднем возрасте 20 лет, поступил в Крайст-Черч, крупнейший из колледжей Оксфордского университета и резиденцию двора Карла I во время Гражданских войн. Но роялистские дни Оксфорда остались позади, и пуританские последователи Кромвеля заняли большинство должностей. Сам Кромвель был канцлером, а Джон Оуэн, бывший капеллан Кромвеля, был вице-канцлером и деканом. Однако Оуэн и Кромвель стремились как можно скорее вернуть университет к нормальной жизни, и им это в значительной степени удалось.
Локк позже сообщил, что он нашел программу бакалавриата в Оксфорде скучной и скучной. В основном это был средневековый университет, сосредоточенный на Аристотеле (особенно на его логике) и в значительной степени игнорировавший важные новые идеи о природе и происхождении знания, которые были развиты в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), Рене Декарта (1596). –1650) и других натурфилософов. Хотя их работы не входили в официальную программу, Локк вскоре начал их читать. Он получил степень бакалавра в 1656 году и степень магистра два года спустя, примерно в это же время он был избран студентом (эквивалентом члена) Крайст-Черч. В Оксфорде Локк установил контакт с некоторыми сторонниками новой науки, в том числе с епископом Джоном Уилкинсом, астрономом и архитектором Кристофером Реном, врачами Томасом Уиллисом и Ричардом Лоуэром, физиком Робертом Гуком и, что наиболее важно, с выдающимся естествоиспытателем и теолог Роберт Бойль. Локк посещал занятия по иатрохимии (раннее применение химии в медицине), и вскоре он сотрудничал с Бойлем в важных медицинских исследованиях человеческой крови. Медицина отныне должна была играть центральную роль в его жизни.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяВосстановление английской монархии в 1660 году было для Локка неоднозначным благословением. Это побудило многих его научных сотрудников вернуться в Лондон, где они вскоре основали Королевское общество, которое послужило стимулом для многих научных исследований. Но в Оксфорде новая свобода от пуританского контроля поощряла неуправляемое поведение и религиозный энтузиазм среди студентов. Эти эксцессы заставили Локка опасаться быстрых социальных изменений, что, несомненно, частично отражало его собственное детство во время Гражданских войн.
В своем первом серьезном политическом труде « Два трактата о правительстве » (составленном в 1660 г. , но впервые опубликованном три века спустя, в 1967 г.) Локк отстаивал очень консервативную позицию: в интересах политической стабильности правительство вправе издавать законы. по любому вопросу религии, который не имеет прямого отношения к основным верованиям христианства. Эта точка зрения, ответ на предполагаемую угрозу анархии, которую представляют сектантские разногласия, была диаметрально противоположна доктрине, которую он позже изложил в Два правительственных трактата (1689 г.).
В 1663 году Локк был назначен старшим цензором в Крайст-Черч, и эта должность требовала от него наблюдения за учебой и дисциплиной студентов, а также чтения серии лекций. Получившиеся в результате очерк о законе природы (впервые опубликованные в 1954 г.) представляют собой раннее изложение его философских взглядов, многие из которых он сохранил более или менее неизменными до конца своей жизни. Из них двумя наиболее важными были, во-первых, его приверженность закону природы, естественному моральному закону, лежащему в основе правильности или неправильности любого человеческого поведения, и, во-вторых, его приверженность эмпирическому принципу, согласно которому все знания, включая моральные, знание, полученное из опыта и, следовательно, не врожденное.