Итоговое сочинение: Для чего нужна совесть человеку? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Для чего человеку нужна совесть? Он подобрал аргументы из книг «Гроза», «Станционный смотритель», «Преступление и наказание» и «Гранатовый браслет».
Вариант 1
(481 слово) Совесть — это нравственный ориентир человека, который позволяет распознать хорошие и плохие поступки. Она помогает людям вовремя исправить ошибки и осознать свою неправоту. Без нее наш мир давно уничтожил бы сам себя, ведь никто не стремился к нравственному самосовершенствованию, а значит, застой в этой области породил бы деградацию. Это доказывают многочисленные литературные примеры.
Так, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» оступился, но смог исправиться благодаря совести. Угнетенный бедностью студент увлекся теорией о разделении людей на вершителей судеб и обывателей. Первых от вторых отличает способность пролить кровь ради высших целей. Родион хотел доказать себе, что способен на это, и решил убить старуху-процентщицу. На месте преступления его застала сестра убитой, и Раскольников был вынужден расправиться с ней. Однако после этого герой не ощутил радостного подъема и величия. Он заболел лихорадкой от нервного потрясения и едва не сошел с ума от укора совести. Она не давала ему ни минуты покоя. Родион даже не мог общаться с матерью и сестрой, потому что ему было стыдно перед ними. Он отдалился от всех людей, ведь в глубине души чувствовал себя бесконечно виноватым перед всем миром. Голос сердца вынес ему приговор гораздо раньше суда, и это наказание спасло его душу. Страдания вынудили его прислушаться к Соне Мармеладовой и сдаться полиции. Раскаяние открыло ему правильный путь, ведущий к исцелению. На каторге он уверовал в Бога и распахнул свое сердце навстречу любви, вере, надежде. Значит, совесть нужна человеку в качестве спасательного круга, который не дает ему утонуть в собственной порочности.
Однако если люди заглушают голос совести и отказываются от нее, то им уже ничего не может помочь. Последствия их бесчестных деяний будут ужасными, прежде всего, для них самих. Это доказывает пример из книги А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Дочь главного героя сбежала из дома ради богатой столичной жизни. Ее увез с собой гусар, который обманул доверчивого Самсона Вырина, притворяясь больным. Когда отец обнаружил, что его единственного ребенка нет, он отправился на поиски. Минский, «похититель» Дуни, попробовал откупиться деньгами и обещаниями, что все будет хорошо. Но Самсон не мог удовлетвориться этими объяснениями. Он отправился за офицером и нашел квартиру, где теперь жила его дочь. Но при встрече с отцом та упала в обморок, и гусар вытолкал старика за дверь. С тех пор от Дуни не было ни слуху, ни духу, и Самсон запил от горя и одиночества. Так он и умер. Лишь спустя несколько лет героиня осознала свою неправоту, когда уже сама стала матерью. Она горько рыдала на могиле папы, но уже ничего не могла изменить. Бессовестный поступок Дуни принес несчастье не только отцу девушки, но и ей самой. Она поздно одумалась и потеряла родного человека, который так сильно любил ее.
Таким образом, совесть нужна человеку для того, чтобы предостерегать его от неверных шагов и помогать ему осознать свою неправоту. Люди без этого нравственного ориентира не могут признать свои ошибки и исправить их вовремя. Только совестливые личности могут гармонично развиваться и приносить миру только добро, пользу и внутренний свет.
Вариант 2
(515 слов) Совесть — это мерило добра и зла. Ее голос подсказывает нам, как правильно поступить, и предостерегает тогда, когда мы готовы оступиться. Конечно, кто-то считает ее рудиментом человечества, но такая точка зрения не состоятельна, ведь никто не сможет жить в обществе, где не будет морали, которая защищает права и налагает обязанности. Только чувство вины позволяет нам ориентироваться в жизни и находить правильный путь. Это доказывают многие авторы, к мнению которых стоит прислушаться.
Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» изобразил образ добродетельной и честной женщины, которая была вынуждена прозябать под гнетом тирании без любви и надежды. Катерина не могла смириться с тем, что ее жизнь загублена обстоятельствами. Ее сердце жаждало свободы и любви, а в доме мужа царили устаревшие порядки деспотичной свекрови, которая постоянно упрекала невестку. Муж Катерины никак не помогал жене, а лишь улучал моменты, чтобы уйти из дома и выпить. Больше любви он ценил собственный комфорт. Поэтому читатель не осуждает героиню, которая влюбилась в Бориса и пошла на зов сердца. Однако она не сохранила бы гармонию с собой и верность своим принципам, если бы не прислушалась к голосу совести. Этот голос велел ей не таиться от супруга и во всем признаться. Она не хотела жить во грехе и скрывать свои чувства. Ее храбрый поступок — всенародное признание — вызывает уважение. Но если бы она его не совершила, то чем бы она отличалась от лицемерных представителей «темного царства»? Она стала бы такой же лживой и порочной, как и они, то есть потеряла бы себя. В данном примере совесть сыграла роль нравственного фильтра, очищающего душу героини.
Именно совесть не дает людям опуститься до равнодушия и цинизма и помогает нам сохранить отзывчивость, доброту, милосердие — то, что мы так ценим. Это доказывает пример из произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой был безответно влюблен в женщину из высшего общества. Сам он был мелким чиновником, поэтому не мог предложить руку и сердце дворянке. Но Желтков был преданным мужчиной и пронес свое не востребованное чувство через годы одиночества. Все это время он писал Вере письма, где делился эмоциями и мыслями. Этой тонкой духовной связи было достаточно для искренне любящего человека. Однако его подарок на именины Веры сильно разозлил ее брата. Он считал такое проявление внимания непростительной фамильярностью. Вместе с мужем сестры он нашел Желткова и потребовал, чтобы он больше ничего не писал княгине. Георгий не смог смириться с этим, но не хотел доставлять любимой хлопоты своей навязчивостью. Поэтому он ушел из жизни. Разумеется, Вера сильно расстроилась, узнав об этом. Она винила в его самоубийстве себя, свой резкий ответ ему. Совесть породила раскаяние и сожаления: «Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». Мысли об этом всколыхнули давно уснувшие в браке эмоции Веры. Она стала тоньше чувствовать жизнь, получила новые ощущения и уникальный опыт. Чувство вины развило душу героини, возвысило и украсило ее. Значит, совесть не только направляет, но и совершенствует натуру.
Таким образом, совесть способствует всестороннему развитию личности. Она помогает нам отличить добро от зла, разобраться в себе, очистить душу от порока. Чувство вины расширяет наш эмоциональный диапазон, благодаря чему мы переживаем уникальные ощущения, которые составляют основу мудрости и опытности.
Для чего человеку нужна совесть?
Такое чувство, как совесть, помогает человеку постоянно думать о своих поступках, причем как об уже совершенных поступках, так и о поступках, которые совершить предстоит. Совесть нужна человеку для того, чтобы жить в соответствии с обозначенными самим собой жизненными принципами. Совесть, выступающая как нравственный ограничитель, не позволяет человеку совершить безнравственный поступок, а если человек его все же совершил, то совесть будет давить на человека до тех пор, пока он не признает свою вину в содеянном. Совесть не позволяет равнодушно смотреть на совершенный безнравственный поступок, в следующий раз человек, вспоминая угрызения совести, уже не совершит подобный поступок.
О том, что совесть нужна человеку для того, чтобы жить в соответствии с нравственностью, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» показаны угрызения совести, которые возникли у центрального персонажа – мальчика Витьки – по той причине, что он под воздействием Левонтьевских ребят съел землянику, набив туесок, который бабушка должна была отнести на продажу, травой, наверх которой положил ягоды, чтобы казалось, что весь туесок полон земляники, а также своровал у бабушки калач, чтобы Левонтьевские ребята не рассказали бабушке правду. Совершив такие безнравственные поступки, Витька не может спокойно относиться к тому, что он сделал. Ночью Витька не может заснуть, поскольку его мучают угрызения совести. Ему становится стыдно перед своей бабушкой, которую он обманул. Читатель понимает, что если Витька вновь окажется в подобной ситуацией, то он, вспомнив угрызения совести, которые мучали его, уже не совершит такой безнравственный поступок. В.П. Астафьев, выражая свою позицию относительно того, для чего нужна человеку совесть, показывает, что совесть помогает Витьке осознать безнравственность уже совершенного поступка и помогает Витьке не совершать такие поступки в будущем.
Проблема совести поднимается и в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня – девушка Настя – чувствует угрызения совести, когда читает послание о том, что ее мама Катерина Петровна, живущая далеко от нее в Заборье, плохо себя чувствует и находится на грани жизни и смерти. Настя задумывается над тем, почему она не уделяла должного внимания своей маме, самому близкому человеку, который у нее есть. Еще большие угрызения совести возникают у Насти, когда она приезжает в Заборье и узнает о том, что ее мама уже умерла. Чувство совести не позволяет Насте равнодушно отнестись к тому, что она не смогла попрощаться с матерью, с которой она не виделась целых три года. К.Г. Паустовский показывает, что совесть помогает Насте понять, что она долгое время поступала по отношению к своей матери жестоко, что совесть помогает Насте, которая до конца своей жизни будет винить себя в равнодушии к матери, понять, как нужно себя вести с близкими людьми в дальнейшем.
Таким образом, совесть нужна для того, чтобы человек смог увидеть, какие уже совершенные поступки являются безнравственными, чтобы человек мог сделать вывод о том, как нужно и не нужно себя вести в дальнейшем.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Какая часть нас отличает правильное от неправильного?
Если вы смотрели фильм Пиноккио , то наверняка помните Джимини Крикета. Это хорошо одетое насекомое выступало в роли совести Пиноккио (CON-shinss). Пиноккио нуждался в этом голосе в его ухе, потому что он не отличал правильное от неправильного. У большинства реальных людей, напротив, есть совесть. Они не только имеют общее представление о правильном и неправильном, но также понимают, как их действия влияют на других.
Совесть иногда называют голосом в вашей голове. Однако это не совсем голос. Когда совесть человека говорит ему делать — или не делать — что-то, он переживает это через эмоции.
Иногда эти эмоции бывают положительными. Эмпатия, благодарность, справедливость, сострадание и гордость — все это примеры эмоций, которые побуждают нас делать что-то для других людей. В других случаях нам нужно что-то сделать с , а не с . Эмоции, которые останавливают нас, включают в себя вину, стыд, смущение и страх быть плохо оцененными другими.
Ученые пытаются понять, откуда берется совесть. Зачем людям совесть? Как он развивается по мере нашего взросления? И где в мозгу возникают чувства, составляющие нашу совесть? Понимание совести может помочь нам понять, что значит быть человеком.
Люди помогаютЧасто, когда чья-то совесть привлекает их внимание, это происходит потому, что этот человек знает, что должен был помочь кому-то другому, но не сделал этого. Или они видят, что другой человек не помогает, когда они должны.
Люди — кооперативный вид. Это означает, что мы работаем вместе, чтобы добиться цели. Однако мы далеко не единственные, кто это делает. Другие виды человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, бонобо и орангутанги) также живут сотрудничающими группами. То же самое делают некоторые птицы, которые работают вместе, чтобы вырастить птенцов или собрать пищу для своей социальной группы. Но люди работают вместе так, как ни один другой вид.
Обезьяны и некоторые другие виды животных живут группами, как и люди. Но исследования показывают, что наши ближайшие родственники — шимпанзе — не вознаграждают за сотрудничество так, как это делаем мы.
Editorial12/iStockphoto
Наша совесть является частью того, что позволяет нам это делать. На самом деле, Чарльз Дарвин, ученый 19-го века, известный своими исследованиями эволюции, считал, что совесть — это то, что делает людей людьми.
Когда мы стали такими полезными? Антропологи — ученые, изучающие развитие человека — считают, что это началось, когда нашим предкам пришлось работать вместе, чтобы охотиться на крупную дичь.
Если люди не работали вместе, им не хватало еды. Но когда они объединялись, они могли охотиться на крупных животных и получать достаточно, чтобы прокормить свою группу в течение нескольких недель. Сотрудничество означало выживание. Тот, кто не помогал, не заслуживал равной доли еды. Это означало, что люди должны были отслеживать, кто помогал, а кто нет. И у них должна была быть система поощрения людей, которые принимали участие.
Это говорит о том, что основная часть человеческого бытия — это помощь другим и отслеживание того, кто помог вам. И исследования подтверждают эту идею.
Катарина Хаманн — антрополог-эволюционист, изучающая эволюцию людей и наших близких родственников. Она и ее команда из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия, работали как с детьми, так и с шимпанзе.
Она провела одно исследование 2011 года, в ходе которого дети (двух- или трехлетних) и шимпанзе оказывались в ситуациях, когда им приходилось работать с партнером своего вида, чтобы получить лакомство. Для детей это означало тянуть веревки с обоих концов длинной доски. Для шимпанзе это была аналогичная, но немного более сложная установка.
Когда дети начали тянуть веревки, по два кусочка их награды (шарики) оказались на каждом конце доски. Но когда они тянули, один шарик перекатился с одного конца на другой. Таким образом, один ребенок получил три шарика, а другой — только один. Когда обоим детям приходилось работать вместе, дети, получившие лишние шарики, три раза из четырех возвращали их своим партнерам. Но когда они тянули веревку самостоятельно (в сотрудничестве не требовалось) и получали три шарика, эти дети делились с другим ребенком только один раз из каждых четырех.
Вместо этого шимпанзе работали за лакомство. И во время испытаний они никогда активно не делились этой наградой со своими партнерами, даже когда обе обезьяны должны были работать вместе, чтобы получить лакомство.
Таким образом, даже очень маленькие дети признают сотрудничество и вознаграждают его, делясь поровну, говорит Хаманн. Эта способность, добавляет она, вероятно, исходит из нашей древней потребности сотрудничать, чтобы выжить.
Дети развивают то, что мы называем совестью, двумя способами, заключает она. Они изучают базовые социальные правила и ожидания от взрослых. И они практикуют применение этих правил со своими сверстниками. «В совместной игре они создают свои правила, — говорит она. Они также «чувствуют, что такие правила — хороший способ предотвратить вред и добиться справедливости». Такого рода взаимодействия, подозревает Хаманн, могут помочь детям развить совесть.
Приступ угрызений совестиПриятно делать добрые дела. Делиться и помогать часто вызывают хорошие чувства. Мы испытываем сострадание к другим, гордость за хорошо выполненную работу и чувство справедливости.
Но бесполезное поведение — или неспособность решить проблему, которую мы вызвали — заставляет большинство людей чувствовать вину, смущение или даже страх за свою репутацию. И эти чувства развиваются рано, как у дошкольников.
Некоторые исследования рассматривали расширение зрачков глаза в определенных ситуациях как возможное свидетельство того, что кто-то испытывает чувство вины или стыда — возможные ключи к его совести на работе.
Mark_Kuiken / iStock/ Getty Images Plus
Роберт Хепах работает в Лейпцигском университете в Германии. Но раньше он работал в Институте эволюционной антропологии Макса Планка. Тогда он работал с Амришей Вайш в Медицинской школе Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле. В одном исследовании 2017 года они изучали глаза детей, чтобы определить, насколько плохо они себя чувствуют в той или иной ситуации.
Они сосредоточились на зрачках ребенка. Это черные круги в центре глаз. Зрачки расширяются или становятся шире при слабом освещении. Они также могут расширяться в других ситуациях. Один из них — это когда люди беспокоятся о других или хотят им помочь. Таким образом, ученые могут измерять изменения диаметра зрачка как сигнал к тому, когда чье-то эмоциональное состояние изменилось. В своем случае Хепах и Вайш использовали расширение зрачков, чтобы изучить, чувствуют ли маленькие дети плохое (и, возможно, чувство вины) после того, как подумали, что они стали причиной несчастного случая.
Они попросили двух- и трехлетних детей построить рельсы, чтобы паровозик мог доехать до взрослого, находящегося в комнате. Тогда взрослые попросили детей доставить им чашку воды на этом поезде. Каждый ребенок поставил чашку с подкрашенной водой на вагон поезда. Затем ребенок сел перед экраном компьютера, на котором показывались железнодорожные пути. Айтрекер, спрятанный под монитором, измерял зрачки ребенка.
В половине испытаний ребенок нажимал кнопку, чтобы запустить поезд. В другой половине на кнопку нажал второй взрослый. В каждом случае поезд опрокидывался, разливая воду, не доезжая до места назначения. Эта авария, казалось, была вызвана тем, кто пустил поезд.
Исследования показывают, что даже очень маленькие дети могут испытывать чувство вины за беспорядок. Они также могут почувствовать себя лучше, если помогут убрать беспорядок.
Екатерина Морозова/iStockphoto
В некоторых экспериментах ребенку разрешали взять бумажные полотенца, чтобы убрать беспорядок. В других случаях взрослый брал полотенца первым. Затем зрачки ребенка измерялись во второй раз в конце каждого испытания.
У детей, у которых была возможность убрать беспорядок, зрачки в конце были меньше, чем у детей, которые не смогли помочь. Это было верно независимо от того, «вызвал» ли ребенок несчастный случай. Но когда взрослый убирал беспорядок, который, как думал ребенок, он устроил, у него все еще были расширенные зрачки. Это говорит о том, что эти дети, возможно, чувствовали себя виноватыми из-за того, что устроили беспорядок, говорят исследователи. Если его убирал взрослый, у ребенка не было шансов исправить ошибку. Это заставило их чувствовать себя плохо.
Объясняет Хепах: «Мы хотим быть теми, кто оказывает помощь. Мы по-прежнему расстроены, если кто-то другой возместит вред, который мы (случайно) причинили». Одним из признаков этой вины или разочарования может быть расширение зрачка.
«С самого раннего возраста у детей возникает базовое чувство вины, — добавляет Вайш. «Они знают, когда причинили кому-то боль», — говорит она. «Они также знают, что для них важно снова все исправить».
Чувство вины — важная эмоция, отмечает она. И это начинает играть роль в раннем возрасте. По ее словам, когда дети становятся старше, их чувство вины может усложняться. Они начинают чувствовать вину за то, что не сделали, но должны были. Или они могут чувствовать себя виноватыми, когда просто думают о том, чтобы сделать что-то плохое.
Биология правильного и неправильногоЧто происходит внутри человека, когда он испытывает угрызения совести? Ученые провели десятки исследований, чтобы выяснить это. Многие из них сосредоточены на морали, кодексе поведения, который мы изучаем, который помогает нам отличать правильное от неправильного.
Ученые сосредоточились на поиске областей мозга, связанных с моральным мышлением. Для этого они сканировали мозг людей, пока эти люди смотрели на сцены, показывающие разные ситуации. Например, можно показать, как кто-то причиняет боль другому. Или зрителю, возможно, придется решить, спасти ли пятерых (вымышленных) людей, позволив кому-то другому умереть.
В некоторых исследованиях морали участники должны решить, следует ли щелкнуть выключателем, который заставит сбежавший трамвай убить одного человека, но не убьет пятерых других.
Zapyon/Wikimedia Commons (CC-BY-SA 4.0 )
Раньше ученые ожидали найти в мозгу «моральную область». Но оказалось, что ни одного. На самом деле во время этих экспериментов активируются несколько областей мозга. Работая вместе, эти области мозга, вероятно, становятся нашей совестью. Ученые называют эти области «моральной сетью».
Эта сеть на самом деле состоит из трех меньших сетей, говорит Файри Кушман из Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс. Этот психолог специализируется на морали. Одна сеть мозга помогает нам понимать других людей. Другой позволяет нам заботиться о них. Последнее помогает нам принимать решения, основанные на нашем понимании и заботе, объясняет Кушман.
Первая из этих трех сетей состоит из группы областей мозга, которые вместе называются сетью режима по умолчанию . Это помогает нам проникнуть в головы других людей, чтобы мы могли лучше понять, кто они и что ими движет. Эта сеть включает части мозга, которые активизируются, когда мы мечтаем. По словам Кушмана, в большинстве мечтаний участвуют другие люди. Хотя мы можем видеть только действия человека, мы можем представить, о чем он думает или почему он сделал то, что сделал.
Нравственное решение, такое как сдача крови, может быть вызвано сочувствием, чувством вины или логическими рассуждениями.
JanekWD/iStockphoto
Вторая сеть представляет собой группу областей мозга, часто называемую матрицей боли. У большинства людей определенная часть этой сети включается, когда кто-то чувствует боль. Соседняя область загорается, когда кто-то видит, что другой страдает.
Эмпатия (ЭМ-тьфу-тьфу) — способность разделять чужие чувства. Чем более чутким человек, тем больше перекрываются первые две сети мозга. У очень чутких людей они могут почти полностью совпадать. Это показывает, что матрица боли важна для эмпатии, говорит Кушман. Это позволяет нам заботиться о других людях, связывая их чувства с тем, что переживаем мы сами.
Понимание и забота очень важны. Но наличие совести означает, что люди должны действовать в соответствии со своими чувствами, отмечает он. Вот тут-то и появляется третья сеть. Это сеть принятия решений. И именно здесь люди взвешивают затраты и выгоды от принятия мер.
Когда люди оказываются в нравственных ситуациях, в дело вступают все три сети. «Мы не должны искать моральную часть мозга », — говорит Кушман. Скорее, у нас есть сеть областей, которые изначально развились для выполнения других задач. С течением времени эволюции они начали работать вместе, чтобы создать чувство совести.
Классные вопросы
Точно так же, как не существует единого центра нравственности в мозгу, не существует и единого типа нравственных людей. «Есть разные пути к нравственности, — говорит Кушман. Например, некоторые люди очень чуткие. Это заставляет их сотрудничать с другими. Некоторые люди вместо этого действуют по совести, потому что это кажется им наиболее логичным. А третьи просто оказываются в нужном месте в нужное время, чтобы изменить ситуацию к лучшему для кого-то другого, говорит Кушман.
Чувства совести помогают людям поддерживать социальные связи, говорит Вайш. Эти эмоции имеют решающее значение для того, чтобы сделать наше взаимодействие с другими людьми более плавным и совместным. Таким образом, даже несмотря на то, что эта нечистая совесть может показаться неприятной, она кажется важной для человека.
Силовые слова
Подробнее о сильных словахантропология Изучение человечества. Социолога, изучающего различные общества и культуры, называют
поведение То, как что-то, часто человек или другой организм, действует по отношению к другим или ведет себя.
биология Изучение живых существ. Ученые, изучающие их, известны как биологи.
совесть Часть поведения, побуждающая к действиям, которые кажутся честными, справедливыми или нравственными. Это то, что помогает кому-то судить о том, является ли действие, отношение или решение правильным или неправильным.
сеть принятия решений Серия областей мозга, которые работают вместе, чтобы помочь людям взвесить затраты и выгоды от совершения определенных действий или выбора одного решения над другим. Вовлеченные структуры мозга известны как префронтальная кора, миндалевидное тело и базальные ганглии.
сеть по умолчанию Группа областей мозга, формирующих сеть, активизирующуюся, когда люди мечтают или пытаются понять, что мотивирует действия других. Участвующие здесь области мозга известны как медиальная префронтальная кора, височно-теменное соединение и задняя поясная кора.
развитие Появляться или возникать естественным путем или в результате вмешательства человека, например, путем производства.
диаметр Длина прямой линии, проходящей через центр круга или сферического объекта, начиная с края на одной стороне и заканчивая краем на дальней стороне.
расширять Временно набухать или увеличиваться в размерах.
эмпатия (прил. чуткий ) Способность распознавать эмоции, которые испытывает другой человек.
эволюция (прил.
человекообразная обезьяна Термин, обозначающий крупных приматов Старого Света, у которых нет хвоста. К ним относятся гориллы, шимпанзе, бонобо, орангутаны и гиббоны.
насекомое Разновидность членистоногих, которые во взрослом состоянии будут иметь шесть сегментированных ног и три части тела: голову, грудную клетку и брюшко. Существуют сотни тысяч насекомых, среди которых пчелы, жуки, мухи и мотыльки.
буквально Термин, который модифицирует фразу, точно истинную. Например, сказать: « Здесь так холодно, что я буквально умираю ,» означает, что этот человек на самом деле ожидает скорой смерти в результате переохлаждения. основе. учиться в детстве. Это позволяет им отличать правильное от неправильного во взаимодействии с другими людьми или социальными группами.
мотивация (сущ.) Побуждение или побуждение, которое стимулирует или влияет на какое-либо действие или решение.
орангутанг Один из человекообразных обезьян (к которым также относятся гориллы, шимпанзе и бонобо), этот рыжеволосый обитатель деревьев имеет 97 процентов общих генов с человеческими. Они могут жить до 60 лет, взрослые особи весят от 48 до 130 кг (от 105 до 286 фунтов) в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья, причем самцы крупнее. У них противопоставлены большие пальцы (как у людей), а также противопоставлены большие пальцы ног, что помогает им хвататься.
матрица боли Сеть или ряд областей мозга, которые работают вместе и регистрируют, когда кто-то чувствует боль. Пораженными областями являются островок, средняя и передняя поясная кора.
сверстник (существительное) Тот, кто равен ему по возрасту, образованию, статусу, обучению или каким-либо другим признакам. (глагол) Рассматривать что-либо, искать детали.
психолог Ученый или специалист в области психического здоровья, изучающий человеческий разум, особенно в отношении действий и поведения.
зрачок (в биологии) Темный центр глаза. Зрачок на самом деле представляет собой отверстие в глазу, через которое свет проходит и попадает на сетчатку, часть нашего глаза, чувствительную к свету.
вознаграждение (В поведении животных) Стимул, например, вкусная пищевая гранула, которую предлагают животному или человеку, чтобы заставить их изменить свое поведение или выучить задачу.
социальный (прил.) Относящийся к собраниям людей; термин для животных (или людей), которые предпочитают существовать в группах. (существительное) Собрание людей, например, членов клуба или другой организации, с целью насладиться обществом друг друга.
виды Группа сходных организмов, способных производить потомство, способное выживать и воспроизводиться.
Цитаты
Журнал: А. Вайш. Просоциальные функции ранних социальных эмоций: случай вины. Текущее мнение в области психологии . Том. 20 апреля 2018 г., с. 25. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.08.008.
Журнал: R. Hepach et al. Внутренняя мотивация детей оказывать помощь себе после того, как они случайно причинили вред другим. Развитие ребенка . Том. 88, июль/август 2017 г., с. 1251. doi: 10.1111/cdev.12646.
Журнал: K. Hamann et al. Сотрудничество поощряет равный обмен у детей, но не у шимпанзе. Природа . Том. 476, 18 августа 2011 г., с. 328. doi: 10.1038/nature10278.
Wordfind
Элисон Пирс Стивенс — бывший биолог и вечный фанат науки, которая пишет о науке и природе для детей. Она живет со своим мужем, их двумя детьми и небольшим зверинцем симпатичных (и не очень симпатичных) тварей.
Четыре способа, которыми учителя могут помочь учащимся развить совесть
Совесть. Это тихий голосок в нашей голове, который подсказывает нам, как поступать правильно, затрагивая ту часть нас самих, которая от природы хороша и добра, помогая заставить замолчать ту сторону, которая таковой не является.
Когда мы слушаем это, мы чувствуем умиротворение, зная, что поступаем правильно, как бы тяжело это ни было. Когда мы его не слушаем, ну, это уже другая история. «Нет более ужасного свидетеля и более могущественного обвинителя, чем живущая в нас совесть», — писал Софокл 2500 лет назад.
Каким бы ни был век, нам всегда нужно больше людей, которые прислушиваются к своей совести и действуют по совести. Но развить рабочую совесть — немалый подвиг. По словам эксперта по нравственному воспитанию Дарсии Нарваес, развитие характера зависит от совести . Родители и школа могут учить детей таким добродетелям, как честность, справедливость и ответственность, путем моделирования, обсуждения и практики, но когда дело доходит до дела, именно совесть ребенка определяет, будут ли они применять эти добродетели в случае необходимости.
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Согласно исследованиям, чтобы развивать сильную совесть, мы должны начинать с раннего возраста, так как развитие совести начинается в младенчестве и происходит в основном в отношениях родитель/опекун-ребенок.
Но и у педагогов есть невероятная возможность продолжить работу, начатую дома. Действительно, школы во всем их разнообразии обеспечивают идеальную среду для учащихся, чтобы развивать и практиковать навыки, необходимые для того, чтобы слушать свою совесть и действовать в соответствии с ней. Итак, с чего начнем?
Во-первых, как определить, развивается ли у молодого человека совесть? По мнению исследователей, есть несколько вещей, на которые следует обратить внимание: соблюдают ли они правила, даже когда никто не смотрит? Испытывают ли они беспокойство за кого-то, кто пострадал? И испытывают ли они дискомфорт, когда сделали что-то не так?
Например, если ребенку неудобно смотреть, как его друг неуважительно отзывается о ее матери, — это совесть. Ребенок знает, что нехорошо так разговаривать с родителями, и он чувствует внутри себя эмоции, которые говорят ему, что это неправильно. Если он сделает еще один шаг и скажет своей подруге, что она поступила неправильно, значит, он сделал выбор действовать по совести.
Понятно, совесть сложная штука. Ученые утверждают, что сильная совесть является результатом сложных психологических и реляционных процессов, таких как усвоенные ценности и нормы, а также способность чувствовать сопереживание и чувство вины. И даже если у них все это есть, это не гарантирует, что дети будут действовать на совесть. Это требует самоконтроля.
Хотя для развития этих навыков у детей может потребоваться много усилий, в конечном счете, это действительно хорошо для них и для общества. Исследование показало, что малыши и дошкольники, которые чаще действовали в соответствии с правилами своих родителей когда родитель отсутствовал были более заняты и имели меньше социальных проблем в школе.
Что могут сделать педагоги, чтобы поддержать развитие совести у своих учеников? Вот несколько советов, основанных на исследованиях.
1. Развивайте крепкие отношения между учителем и учеником
Дети начинают узнавать разницу между добром и злом от своих родителей или опекунов. Например, если ребенок бьет домашнюю кошку, родители говорят «Нет!» учит ребенка, что это не нормально.
Однако исследователи обнаружили, что природа отношений между родителями и детьми имеет решающее значение для этого процесса. Если родитель тепло и нежно относится к ребенку, выстраивая безопасные и доверительные отношения, тогда ребенок более восприимчив к усилиям родителей и с большей вероятностью будет выполнять их указания.
То же самое касается педагогов. Подумайте об учителях, которые были у вас в жизни. К кому из них вы чаще прислушивались? Я предполагаю, что это были учителя, которые приложили усилия, чтобы узнать вас, и которые были теплыми и доступными. Вероятно, это были те, кто проявлял к вам уважение, и кого вы уважали.
Итак, найдите время, чтобы лучше узнать своих учеников — их симпатии и антипатии, их боли, их надежды, их мечты — и пусть они увидят, что вы цените их как людей. Они также следят за тем, правильно ли вы решаете конфликты. Объясняете ли вы свои ожидания или прибегаете к угрозам или поддразниваниям?
Демонстрация заботы и уважения к учащимся будет иметь большое значение для поощрения их слушать и доверять вашим указаниям.
2. Обсуждать, обсуждать и еще раз обсуждать
Как известно всем преподавателям, ученики часто интерпретируют события иначе, чем их учителя. Это нормально. Дети с самого раннего возраста усердно работают, чтобы понять мир и его правила. А процесс выяснения взаимосвязи между своим поведением, реакцией на него взрослого, влиянием, которое оно оказывает на других, и такими моральными эмоциями, как чувство вины, — очень психологически сложный процесс.
Чем больше они узнают о вашем отношении к вещам, тем больше они узнают о вашем мышлении, стоящем за вашим моральным суждением, и о том, чем оно отличается от их собственного. Исследования показали, что у матерей, которые нашли время, чтобы объяснить причины и последствия конфликта в мельчайших подробностях, дети имели более сильную совесть.
Но по мере того, как дети становятся старше, особенно когда они переходят в среднюю школу, эти обсуждения должны включать их сверстников. По мере развития они начинают подвергать сомнению и проверять правила, которые, как им известно, «произвольно» устанавливаются взрослыми, в сравнении с правилами, которые носят моральный характер: «Почему нам нужно ходить по прямой линии в школе?» против «почему мы не можем обмануть?»; «Почему нельзя жевать жвачку?» против «почему нам нельзя высмеивать кого-то в социальных сетях?»
Взрослые знают, что в этом мире нет абсолютных стандартов, которые можно было бы применять повсеместно. Дети тоже должны этому научиться, и им нужны возможности практиковаться и развивать мудрость, которая поможет им справиться с тернистыми этическими дилеммами. Это также поможет им усвоить соответствующие правила и определить ценности, которыми руководствуется их совесть.
3. Моральная идентичность приемных учеников
У нас много идентичностей: расовая, этническая, религиозная, политическая, социальная, экономическая, гендерная, сексуальная и т. д. Но одна идентичность, которую исследователи считают решающей для того, чтобы поступать правильно, — это наша моральная идентичность , или насколько важно быть хорошим человеком для нашего самоощущения.
Действительно, по мере того, как ребенок все более и более успешно усваивает правила и избегает проступков, а также развивает эмпатию и сострадание к другим, он начинает считать себя нравственным человеком. Это, в свою очередь, может предсказывать хорошее поведение. Одно исследование показало, что пятилетние дети, которые называли себя очень нравственными, почти два года спустя продемонстрировали сильные просоциальные навыки. Другое исследование показало, что студенты с сильной моральной идентичностью более мотивированы вести себя просоциально — делиться, помогать и утешать других — даже если они не получают за это никакого признания. Это совесть в действии.
Педагоги должны помочь своим ученикам увидеть себя хорошими людьми. Хвалить детский характер — это нормально! Согласно исследованиям, говоря детям (особенно тем, кому около восьми лет), что они «помогающие люди», более эффективно поощрять доброту в будущем, чем говорить: «Это было так полезно».
Другие способы воспитания нравственной идентичности включают в себя предоставление учащимся простых подсказок, таких как чтение списков моральных принципов или написание рассказов с использованием моральных терминов. Одно исследование показало, что это может напомнить им об их моральной идентичности и помочь им вести себя просоциально. Вовлечение учащихся в общественные работы и предоставление им возможности поразмышлять над своим опытом также может помочь развить их ценности и идентичность как нравственных людей.
4. Продолжайте обучать SEL и навыкам внимательности
Это важнейшая «внутренняя работа» по развитию совести, и в ней много уровней, начиная с эмоциональных навыков.
Совесть обычно дает о себе знать через наши эмоции, а именно вину и другие социально ориентированные эмоции, которые помогают нам осознать, что мы поступили неправильно или что другие страдают. Умение определять эти чувства и понимать, что они означают, может помочь учащимся развить сочувствие к другим, важнейший элемент совести. Действительно, исследования показывают, что дети с высоким уровнем эмпатии чаще проявляют просоциальное поведение.
Однако нам нужно пойти еще дальше и научить детей слушать их внутренние барометры — эмоции, которые говорят им, хорошо они поступили или не очень. Например, подумайте об эмоциональном «подъеме», который вы получаете, когда вы или кто-то, кого вы видите, делаете что-то доброе. Исследователи называют это «моральным возвышением» — встроенным механизмом, который действует как личная болельщица, которая говорит нам: «Ура! Продолжай делать это чаще!»
Внимательность может помочь детям развивать свое соматическое осознание, чтобы они могли лучше настроиться на то, что говорит им их тело, и, следовательно, более внимательно прислушиваться к своей совести. Став более чувствительными к физическим, умственным и эмоциональным ощущениям в своем теле благодаря практике внимательности, они в конечном итоге смогут осознать, что внутренняя гармония означает чистую совесть, а беспокойство означает, что что-то не так.
Наконец, нам нужно помочь учащимся развить самоконтроль. Без этого они, возможно, не смогут действовать в соответствии с тем, что говорит им их совесть. Чтобы привести довольно универсальный пример, подумайте о времени, когда ваша совесть говорила вам не покупать продукт, который вы действительно хотели, потому что он был произведен компанией, которая противоречит вашим ценностям. Вы сдались? Если вы этого не сделали, поблагодарите свои мышцы самоконтроля.
Игры для мозга от Гарвардского центра SEL Kernels помогают развивать самоконтроль учащихся, обучая их останавливаться и думать, прежде чем решить, что делать. Это также побуждает учащихся делать глубокие, медленные вдохи, чтобы помочь им сосредоточиться, когда эмоции становятся непреодолимыми, как это часто бывает, когда их признают «виновными по мере предъявления обвинений» или когда они видят страдания другого человека.