Для удовлетворения потребностей люди используют – Потребности человека, их виды и средства удовлетворения

Содержание

Потребности человека, их виды и средства удовлетворения

Реферат

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА , ИХ ВИДЫ

И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

- 2 -

О г л а в л е н и е :

Стр.

1. Введение. 1

2. Виды потребностей человека. 1-4

3. Основы хозяйственной деятельности человечества.

Специализация и торговля. 4-8

4. Ограниченность экономических ресурсов и связанные

с нею проблемы. 8-10

5. Заключение. Принципы распределения благ. 11

-3-

1. Введение.

Великим ученым Древней Греции Аристотелем было даноназвание нау- ке - экономике. Он соединил два слова : «эйкос» - хозяйство и «номос» - за-

кон , так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означа-

ет «законы хозяйства».

Экономика обозначает науку , которая :

1) изучает способы организации деятельности людей , направленной на соз-

дание благ , необходимых им для потребления ;

2) исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для

удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

В экономической жизни есть три главных участника : семья , фирмы и государство.Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятель-

ность как непосредственно другс другом , так и через рынки факторов про-

изводства (то есть ресурсов ,с помощью которых можно организовать произ-

водство благ) и потребительских товаров (благ,которые непосредственно пот-

ребляются людьми).

Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек,

семья – вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятель –

ность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд лю -

дей в конкретных благах.

Поведение людей , их решения в конкретных хозяйственных ситуациях

определяют деятельность фирм , государственных организаций , рынков.

Исследуя поведение людей , экономическая наука помогает людям, фир-

мам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики

2.Виды потребностей человека.

Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей

людей ( необходимость утолить голод рождает потребность в определенных

видах еды ). Первой задачей хозяйственной деятельности ( экономики ) и было

удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека :

- в пище ;

- в одежде ;

- в жилье ;

- в безопасности ;

- в лечении при заболеваниях.

Эти потребности необходимы для простого выживания людей , но и они

являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-

шить эти проблемы ; миллионы людей на Земле еще голодают , у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

Кроме того , потребности человека намного больше , чем просто набор ус-

-4-

ловий для выживания. Ему хочется путешествовать , развлекаться , комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

3. Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и

торговля.

Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-

ла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на

две группы :

1) даровые блага ;

2) экономические блага .

Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем , чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно.К таким благам относят-

ся : воздух , вода , солнечный свет , дожди , океаны .

Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,

а экономических благ , то есть товаров и услуг , объем которых недостаточен

для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть уве-

личен только в результате производственного процесса . Иногда приходится

перераспределять блага тем или иным способом.

Сейчас люди живут лучше , чем в древние времена.Это достигнуто благо- даря увеличению объема и улучшению свойств этих благ ( продовольствия ,

одежды, жилья и т.д.) .

Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня являет-

ся чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач , в том числе самой главной задачи- производства все большего объема

жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.

-5-

Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,

свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-

изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

Существуют три основных факторов производства :

1) труд ;

2) земля ;

3) капитал.

Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству

товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных воз-

можностей А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта

работы. Для организации производственной деятельности покупается право

на использование способностей людей в течение некоторого времени для соз-

дания определенного вида благ.

Это означает , что объем трудовых ресурсов общества зависит от числен –

ности трудоспособного населения страны и количества времени , которое это

население может отработать за год.

Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов,имею-

щихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются пло-

щадями земель того или иного назначения , объемами водных ресурсов или

полезных ископаемых в недрах.

Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический

аппарат , который люди создали для увеличения своих сил и расширения воз-

можностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и соору –

жений производственного назначения , станков и оборудования , железных

дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для

реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.

Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факто-

ров производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают

обществу люди ,наделенные способностями правильно оценить, какие новые

товары можно с успехом предложить покупателям , какие технологии произ-

водства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.

Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих

проектов.Они обладают умением координировать использование других фак-

торов производства для создания нужных благ обществу.

Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно.Час-

тичное представление о нем можно составить на основе данных о численнос-

ти владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.

В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производ-

ства : информация , то есть все те знания и сведения , которые необходимы

людям для осознанной деятельности в мире экономики.

Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресур-

-6-

сов , люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важней-

ших элемента : специализацию и торговлю.

Специализация имеет три уровня :

1) специализация отдельных людей ;

2) специализация деятельности хозяйственных организаций ;

3) специализация экономики страны в целом.

В основе всей специализации лежит специализация труда людей , которая

определяется :

а)Сознательным разделением труда между людьми.

б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.

в)Возможностью кооперации,то есть сотрудничества ради достижения общей

щей цели.

Впервые разделение ( специализация) труда возникла около 12 тысяч лет

тому назад:одни люди специализировались только на охоте, другие были ско-

товодами или земледельцами.

Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обуче- ния особым навыкам и приемам труда.

Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйствен- ной жизни человечества ?

Во-первых , люди наделены разными способностями; они по разному вы-

полняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому

человеку найти ту работу , ту профессию , где он может проявить себя с наи-

лучшей стороны.

Во-вторых , специализация позволяет людям добиваться все большей уме-

лости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ

или оказанию услуг с более высоким качеством.

В –третьих , рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ

меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного

вида работ на другой.

Таким образом , специализация является главным способом повышения

производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ,и прежде

всего ресурса труда.

Производительность –это объем благ, который удается получить от исполь-

зования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного пе-

риода времени.

Так, производительность труда определяется количеством изделий, кото-

рое изготовил работник за единицу времени : за час, за день, за месяц , за год.

Одним из самых значительных изобретений человечества в области спе-

циализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство

повышения производительности труда.

Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового авто-

мобилестроения, талантливый человек.Идея конвейера родилась у него после

mirznanii.com

1. Потребности человека и средства их удовлетворения

Потребность – это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.

Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что, в свою очередь, в немалой, если не в решающей степени предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду.

Существуют разные точки зрения на проблемы, связанные с потребностями. Например:

- в каждой цивилизованной стране находятся приверженцы буддийской доктрины, которая гласит, что нерушимый покой составляет высший жизненный идеал, что предназначением мудреца является искоренение из своей натуры возможно большего числа потребностей и вожделений, что подлинное богатство заключается не в изобилии благ, а в минимуме потребностей. Этой точки зрения придерживался и древнегреческий философ Платон. Он считал потребности величайшим злом;

- крайней противоположной позиции придерживаются те, кто считает, что создание новых потребностей и желаний всегда полезно, так как оно побуждает людей затрачивать больше усилий.

Источником потребностей человека является необходимость (Н) в чем-либо, порождаемая биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями жизни, научно-техническим прогрессом и т.д.

Развитие потребностей происходит по спирали. Потребность (П) определяет действия (Д), которые являются способом ее удовлетворения, затем возникает свобода (С) от потребности и формируется новая необходимость (Н) и т.д.

Н – П – Д – С – Н – П – Д – С …

Подобное развитие потребностей получило название закона возвышения потребностей. Процесс развития потребностей выражается в том, что к элементарным, врожденным потребностям присоединяются все новые и новые, возникшие на основе удовлетворения первых.

Классификация потребностей.

Потребности могут рассматриваться с точки зрения необходимости, размеров, времени действия и т.д. Эти условия и определяют различные подходы к классификации потребностей.

1. Действительные и мнимые.

Действительные (реальные) потребности возникают из правильного представления о целях и средствах к их достижению.

Мнимые основаны на ложном представлении о целях и средствах к их достижению.

2. Материальные и нематериальные.

Материальные (физические) ограничены уровнем производительных сил общества.

Нематериальные (духовные) в своем развитии не имеют ограничений.

3. Личные и общественные.

Личные потребности присущи человеку как отдельной личности и удовлетворяются, преимущественно, благодаря его частной деятельности.

Общественные потребности присущи человеку как члену трудового коллектива, общества, населения страны. Они касаются не только отдельного индивида, а группы людей, объединенных определенных определенными целями и задачами.

4. Общие и особенные.

К общим относятся потребности, во-первых, присущие всем людям в силу врожденной природы человеческого организма и, во-вторых, получившие всеобщее распространение в данном обществе (традиции).

К особенным относятся потребности отдельных личностей или отдельных групп населения.

5. Необходимые и роскоши.

6. Постоянные и периодически повторяющиеся.

Главным средством удовлетворения потребностей является трудовая (хозяйственная) деятельность, в результате которой создаются экономические блага. Наряду с этим имеет место перераспределение экономических благ через механизмы государственного регулирования социально незащищенным слоям населения.

Потребность является руководителем хозяйственной деятельности людей. Вся хозяйственная деятельность, ее очередность и последовательность вызвана потребностями. Люди не могут перестать производить, поскольку не могут перестать потреблять.

На ранних стадиях развития человеческой цивилизации деятельность человека определялась физиологическими потребностями и необходимостью их удовлетворения, например, в пище, одежде, жилище. По мере развития самого человека и человеческой цивилизации, усложнения и совершенствования многих видов человеческой деятельности, все больше и чаще сама человеческая деятельность, в частности в сфере производства, порождает все новые, качественно совершенные и немыслимые ранее потребности. Развитие потребностей, в свою очередь, вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние обусловливают появление новых потребностей и т.д. до бесконечности.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «потребность»?

2. Какие взгляды на развитие потребностей можно выделить?

3.В соответствие с какой закономерностью развиваются наши потребности?

4. Как можно классифицировать потребности?

studfiles.net

Потребности человека, их виды и средства удовлетворения

Реферат

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА , ИХ ВИДЫ

И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

- 2 -

О г л а в л е н и е :

Стр.

1. Введение. 1

2. Виды потребностей человека. 1-4

3. Основы хозяйственной деятельности человечества.

Специализация и торговля. 4-8

4. Ограниченность экономических ресурсов и связанные

с нею проблемы. 8-10

5. Заключение. Принципы распределения благ. 11

-3-

  1. Введение.

Великим ученым Древней Греции Аристотелем было даноназвание нау- ке - экономике. Он соединил два слова : «эйкос» - хозяйство и «номос» - за-

кон , так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означа-

ет «законы хозяйства».

Экономика обозначает науку , которая :

  1. изучает способы организации деятельности людей , направленной на соз-

дание благ , необходимых им для потребления ;

  1. исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для

удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

В экономической жизни есть три главных участника : семья , фирмы и государство.Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятель-

ность как непосредственно другс другом , так и через рынки факторов про-

изводства (то есть ресурсов ,с помощью которых можно организовать произ-

водство благ) и потребительских товаров (благ,которые непосредственно пот-

ребляются людьми).

Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек,

семья – вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятель –

ность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд лю -

дей в конкретных благах.

Поведение людей , их решения в конкретных хозяйственных ситуациях

определяют деятельность фирм , государственных организаций , рынков.

Исследуя поведение людей , экономическая наука помогает людям, фир-

мам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики

2.Виды потребностей человека.

Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей

людей ( необходимость утолить голод рождает потребность в определенных

видах еды ). Первой задачей хозяйственной деятельности ( экономики ) и было

удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека :

Эти потребности необходимы для простого выживания людей , но и они

являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-

шить эти проблемы ; миллионы людей на Земле еще голодают , у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

Кроме того , потребности человека намного больше , чем просто набор ус-

-4-

ловий для выживания. Ему хочется путешествовать , развлекаться , комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

3. Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и

торговля.

Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-

ла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на

две группы :

  1. даровые блага ;

  2. экономические блага .

Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем , чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно.К таким благам относят-

ся : воздух , вода , солнечный свет , дожди , океаны .

Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,

а экономических благ , то есть товаров и услуг , объем которых недостаточен

для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть уве-

личен только в результате производственного процесса . Иногда приходится

перераспределять блага тем или иным способом.

Сейчас люди живут лучше , чем в древние времена.Это достигнуто благо- даря увеличению объема и улучшению свойств этих благ ( продовольствия ,

одежды, жилья и т.д.) .

Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня являет-

ся чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач , в том числе самой главной задачи- производства все большего объема

жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.

-5-

Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,

свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-

изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

Существуют три основных факторов производства :

  1. труд ;

  2. земля ;

  3. капитал.

Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству

товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных воз-

можностей А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта

работы. Для организации производственной деятельности покупается право

на использование способностей людей в течение некоторого времени для соз-

дания определенного вида благ.

Это означает , что объем трудовых ресурсов общества зависит от числен –

ности трудоспособного населения страны и количества времени , которое это

население может отработать за год.

Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов,имею-

щихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются пло-

щадями земель того или иного назначения , объемами водных ресурсов или

полезных ископаемых в недрах.

Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический

аппарат , который люди создали для увеличения своих сил и расширения воз-

можностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и соору –

жений производственного назначения , станков и оборудования , железных

дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для

реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.

Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факто-

ров производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают

обществу люди ,наделенные способностями правильно оценить, какие новые

товары можно с успехом предложить покупателям , какие технологии произ-

водства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.

Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих

проектов.Они обладают умением координировать использование других фак-

торов производства для создания нужных благ обществу.

Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно.Час-

тичное представление о нем можно составить на основе данных о численнос-

ти владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.

В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производ-

ства : информация , то есть все те знания и сведения , которые необходимы

людям для осознанной деятельности в мире экономики.

Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресур-

-6-

сов , люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важней-

ших элемента : специализацию и торговлю.

Специализация имеет три уровня :

1) специализация отдельных людей ;

2) специализация деятельности хозяйственных организаций ;

3) специализация экономики страны в целом.

В основе всей специализации лежит специализация труда людей , которая

определяется :

а)Сознательным разделением труда между людьми.

б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.

в)Возможностью кооперации,то есть сотрудничества ради достижения общей

щей цели.

Впервые разделение ( специализация) труда возникла около 12 тысяч лет

тому назад:одни люди специализировались только на охоте, другие были ско-

товодами или земледельцами.

Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обуче- ния особым навыкам и приемам труда.

Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйствен- ной жизни человечества ?

Во-первых , люди наделены разными способностями; они по разному вы-

полняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому

человеку найти ту работу , ту профессию , где он может проявить себя с наи-

лучшей стороны.

Во-вторых , специализация позволяет людям добиваться все большей уме-

лости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ

или оказанию услуг с более высоким качеством.

В –третьих , рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ

меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного

вида работ на другой.

Таким образом , специализация является главным способом повышения

производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ,и прежде

всего ресурса труда.

Производительность –это объем благ, который удается получить от исполь-

зования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного пе-

риода времени.

Так, производительность труда определяется количеством изделий, кото-

рое изготовил работник за единицу времени : за час, за день, за месяц , за год.

Одним из самых значительных изобретений человечества в области спе-

циализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство

повышения производительности труда.

Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового авто-

мобилестроения, талантливый человек.Идея конвейера родилась у него после

-7-

того , как созданная им компания по производству автомобилей перестала

справляться с заказами , которые за один год увеличились в два раза.

Тогда ( весной 1913 года ) в цехе сборки магнето Форд запустил первый в

мире конвейер. До этого времени сборщик работал за столом , где у него был

полный набор деталей. Умелый сборщик собирал за смену около 40 магнето.

Теперь каждый сборщик должен был выполнить одну или две операции по

сборке (то есть специализировался еще больше, чем когда он умел выполнять

все операции по сборке ) . Это позволило сократить время на сборку одного

магнето с 20 мин до 13 мин.10 сек. А после того, как Форд заменил прежний

низенький стол на поднятую выше движущуюся ленту,которая задавала темп

работе, время сборки сократилось до 5 минут. Производительность труда воз-

росла в 4 раза ! После внедрения принципа конвейерной сборки во всех цехах

производительность труда выросла в 8,1 раза , что позволило в 1914 г. увели-

чить выпуск машин в 2 раза. Форд получил возможность выпускать свои ма-

шины с меньшими затратами , чем у конкурентов , продавать их дешевле и

захватить рынок сбыта. Это привело к тому, что конкурентам пришлось тоже

внедрить конвейер на своих предприятиях.

Благодаря специализации труда и росту производительности труда люди

пришли к переходу от случайного и нерегулярного обмена имевшимися бла –

гами к постоянной торговле ими. Произошел переход от самообеспечения, то

есть от натурального хозяйства , к получению благ , изготовленных другими

людьми. Люди постепенно убедились , что благодаря обмену благами можно

получить в свое распоряжение больше благ и сделать их более разнообразны-

ми по сравнению с их самостоятельным изготовлением.Поняв это люди стали

заниматься обменом не от случая к случаю, а сделали его основой своей жиз-ни. Так появились товары и услуги , используемые ими для регулярного об-

мена.

Умение обмениваться благами – уникальная способность людей, отлича-

ющая их от других обитателей Земли. Как остроумно подметил великий шот-

ландский экономист Адам Смит (1723 –1790г.г.) :

«Никому никогда не приходилось видеть,чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…».

Регулярный обмен товарами и услугами явился основой для важнейшей

сферы деятельности людей – торговли , то есть обмена благами в форме куп-

ли-продажи товаров и услуг за деньги.

Торговля родилась в глубокой древности , она древнее даже земледелия.

Она существовала во времена палеолита – на заре каменного века , около

30000 лет назад.Вначале торговали между собой племена,которые жили дале-

ко друг от друга. Торговали предметами роскоши (драгоценными и отделоч-

ными камнями, пряностями, шелками, редкой древесиной и т.д.). Занимались

этим странствующие купцы– арабы, фризы, евреи, саксы, а потом итальянцы.

Со временем в Европе появились торговые города : Венеция , Генуя и приб-

режные города Германии – Гамбург , Штеттин , Данциг и другие.

-8-

Торговля сыграла большую роль в истории человечества. Благодаря ей

купцы пускались в плавание в поисках новых земель, где можно было добыть

дорогостоящие товары. Главной целью Колумба также были торговые инте –

ресы . Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии , чтобы легче и

дешевле везти товары в Европу. Благодаря торговле были сделаны и многие

другие географические открытия, а также родилась современная промышлен-

ность. Из купеческих денег стало появляться крупное ремесленное производ-

ство , а потом мануфактуры – предвестницы заводов и фабрик.

Именно торговля объединила людей в фирмы , специализирующиеся на

производстве определенных товаров.

Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необ-

ходимых для создания всего разнообразия благ , которыми пользуются сегод-

ня люди.

Сочетание торговли и специализации дает возможность людям получить

блага в большем объеме , в большем ассортименте и быстрее.

Если страна умело пользуется сочетанием специализации и торговли , то это приведет к :

- росту производительности труда ;

- росту объема доступных благ;

- увеличению роста потребления благ людьми, соответственно росту доходов

продавцов ;

- увеличению доходов от торговли , которые можно направить на развитие и

совершенствование производства и специализации труда.

Это относится ко всем странам , даже к тем которые распологают большими природными богатствами, так как сами по себе богатства недр, пашен и лесов

процветания не гарантируют.

Так , в России огромны природные богатства, их рациональное использова-

ние могло сделать народ России одним из зажиточных в мире.Но Россия , не-

смотря на то , что находилась под контролем планово- командной системы ,

тратила свои природные богатства в огромных масштабах, не обеспечила вы-

сокого уровня благосостояния своим гражданам.

По оценкам экспертов ООН Россия находится по уровню богатства лишь на

53-ем месте. Она сможет подняться выше только увеличив масштабы произ -

водства полезных людям экономических благ.Решить эту задачу можно лишь

овладев искусством рациональной организации экономической деятельности.

4. Ограниченность экономических ресурсов и возникающие в этой

связи проблемы.

Людям для удовлетворения своих потребностей в благах нужно намного больше ресурсов , чем это всегда было доступно человечеству.

С ограниченностью ресурсов люди столкнулись еще в древности , когда

земля была единственным доступным источником производства благ.

-9-

На графике изображено возникновение разрыва между материальными

желаниями людей и возможностями их удовлетворений.

Увеличение ресурсов природы происходит за счет разработки месторож-

дений полезных ископаемых , строительства гидроэлектростанций , освоения

целинных земель и т. д . На графике линия объема ресурсов – полого подни-

мающаяся.Линия, которая круто поднимается вверх, -человеческие потебнос-

ти. В первый период развития человечества потенциальные возможности природы прокормить людей , которых было немного , превосходили их пот-

ребности. Благодаря росту численности и увеличению потребностей людей

человечество столкнулось с новой ситуацией – дефицитом.

Человечество еще 11-16 тысяч лет назад могло вымереть из-за недостатка

пищи и спастись ему удалось только за счет возникновения земледелия.

Потребности людей , численность населения Земли продолжают постоян-

но возрастать. Прирост объема жизненных благ отстает от роста потребности людей , несмотря на то , что они научились использовать ресурсы природы и другие факторы производства.

За исключением небольшого числа благ – воздуха , дождя , солнечного тепла , - все остальные средства удовлетворения потребностей человечества

имеются в ограниченном объеме. Так , запасы нефти в недрах Земли состав-

ляют 128,6 млр.тн. Это ее физическая ограниченность. Люди активно исполь-

зуют ее , но сейчас она доступна только тем , кто может оплатить затраты на

ее добычу и транспортировку. Экономическую проблему создает не физичес-

кая ограниченность ресурса , а возможность получить ее лишь затратив иные

-10-

ресурсы. Так , чтобы добыть дополнительный объем нефти, нужно потратить

другие ограниченные ресурсы: электроэнергию, труд нефтяников, металл для

изготовления нефтяного оборудования и труб нефтепроводов ) и т.д.

Следовательно, хозяйственная деятельность людей все время направлена

на изъятие ресурсов из сферы удовлетворения одних , чтобы удовлетворить

потребности других людей.

Экономические ресурсы всегда ограниченны.

Ограниченность труда связана с тем , что число трудоспособных людей любой страны строго фиксировано в любой момент времени.

По физическим и умственным способностям , люди не все пригодны для выполнения конкретных работ. Эту проблему можно частично решить путем

привлечения рабочих из других стран , переобучением и переподготовкой ра-

ботников более эффективным специальностям, но это не дает моментального

результата , так как требует определенного времени для их осуществления.

Ограниченность земли ( природных ресурсов ) определяется географией страны и наличием в ее недрах месторождений полезных ископаемых . Эту ограниченность можно снизить путем превращения ранее бесплодных почв в

сельскохозяйственные угодья.

Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны,

тем , что она успела накопить. Эту ограниченность можно сократить путем

строительства новых заводов, шоссе , линий газопроводов и дополнительного

изготовления оборудования. Но это требует времени и затрат.

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем , что природа не

всех наделяет этим талантом.

Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие

меры. Люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в собствен –

ность. Отдельный человек или группа людей могут :

- владеть ресурсами , то есть фактически ими обладать ;

- пользоваться ресурсами , то есть использовать их по своему усмотрению

для получения текущего дохода ;

- распоряжаться , то есть иметь право передать их другим лицам , например

продать.

Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в соб-

ственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто в них нуждается. Формы дохода от этого могут быть самыми различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

Большая часть крупных состояний России ( благ ) связана с теневой собст-

венностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной

собственностью (приватизация , земля , бюджетные средства).

В результате «прихватизации» под прикрытием лозунга о ваучерной народ-

ной приватизации собственность оказалась распыленной, разорванной между

отдельными звеньями неразрывных по природе технологических цепочек.

Это привело к неэффективности российской экономики сегодня.

-11-

5. Заключение. Принципы распределения благ.

Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности , человечество

вынуждено постоянно искать ответы на главные вопросы основ хозяйствен-

ной жизни , то есть главных вопросов экономики :

1. Что и в каком количестве производить ?

2. Как производить ?

  1. Каким образом распределять изготовленные блага ?

Решая вопрос «Что и в каком количестве производить?», люди в конечном

счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различ -

ных благ.

Решая вопрос «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для

них способы (технологии) изготовления благ , которые им необходимы.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает

свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов. И по-

тому выбор лучшего варианта – задача непростая, которая требует сопостав –

ления , взвешивания ценности различных ресурсов.

Отвечая на вопрос «Каким образом распределить изготовленные блага?»,

люди решают , кому и сколько благ должно достаться в конечном счете. Как

осуществить распределение благ, чтобы оно не вызвало в людях чувства не –

справедливости из-за различий в комфортности жизни ?

Люди решали эту проблему следующим образом :

- «право сильного» - лучшее и в полном объеме получает тот , кто может ото-

брать блага у более слабых силой кулака и оружия ;

- «принцип уравнителности» - каждый получает примерно поровну , чтобы

«никому не было обидно»;

- «принцип очереди» - благо достается тому,кто раньше занял место в очереди

желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, так как они не

заинтересовывают людей в более производительном труде.При таком распре-

делении благ , даже если трудиться лучше других и получать за это больше ,

не гарантировано приобретение желаемого блага. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) в настоящее время

преобладает сложный механизм рыночного распределения.

Список литературы :

1.И.В.Липсиц «Экономика» , Москва , 1998 г.

2.Г.Явлинский «Экономика России: наследство и возможности» ,ЭПИцентр,

Москва , 1995 г.

doc4web.ru

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА , ИХ ВИДЫ И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Реферат

 

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА , ИХ ВИДЫ

                     И  СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               -   2 -

 

 

     О г л а в л е н и е :

                                                                                                                    Стр.

 1. Введение.                                                                                              1

 2. Виды потребностей человека.                                                            1-4

3. Основы хозяйственной деятельности человечества.                       

    Специализация и торговля.                                                                 4-8

 4. Ограниченность экономических ресурсов и связанные

     с нею  проблемы.                                                                                  8-10

 5. Заключение. Принципы распределения благ.                                   11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              -3-

  1. Введение.

 

        Великим ученым Древней Греции Аристотелем было даноназвание нау-  ке -  экономике. Он соединил два слова : «эйкос» - хозяйство и «номос» - за-

кон , так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означа-

ет «законы хозяйства».

      Экономика обозначает науку , которая :

  1.  изучает способы организации деятельности людей , направленной на соз-

дание благ , необходимых им для потребления ;

  1.  исследует  как люди используют имеющиеся  ограниченные ресурсы для 

удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

      В  экономической  жизни есть три  главных участника : семья , фирмы  и государство.Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятель-

 ность как непосредственно другс другом , так и через рынки факторов про-

изводства (то есть ресурсов ,с помощью которых можно организовать произ-

водство благ) и потребительских товаров (благ,которые непосредственно пот-

ребляются людьми).

            Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек,

семья  –  вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятель –

ность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд  лю - 

дей в конкретных благах.

          Поведение людей , их решения в конкретных хозяйственных ситуациях

определяют деятельность фирм , государственных организаций , рынков.

         Исследуя поведение людей , экономическая наука помогает людям, фир-

мам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики

 

2.Виды потребностей человека.

 

     Основными потребностями человека являются биологические потребности.

                        Эти потребности являются основой  формирования конкретных  потребностей

 людей  ( необходимость утолить голод  рождает потребность  в определенных

видах еды ). Первой задачей хозяйственной деятельности ( экономики ) и было

удовлетворение этих нужд.

     К числу  основных относятся потребности человека :

  • в пище ;
  • в одежде ;
  • в жилье ;
  • в безопасности ;
  • в лечении при заболеваниях.

    Эти  потребности  необходимы  для простого  выживания людей , но и они

являются очень  сложной задачей. До  сих пор  люди не могут полностью ре-

шить эти проблемы ; миллионы людей на Земле еще голодают , у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

    Кроме того , потребности человека намного больше , чем просто набор ус-

 

                                         -4-                                        

ловий для выживания. Ему хочется путешествовать , развлекаться , комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      3.  Основы хозяйственной жизни человечества.  Специализация и            

торговля.

 

           Для удовлетворения  своих  потребностей  люди  использовали вначале только то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-

ла необходимость научиться добывать блага.  Поэтому блага разделяются  на

две группы :

  1. даровые блага ;
  2. экономические блага .

Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в  объеме большем , чем потребность в них.  Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно.К таким благам относят-

ся : воздух , вода , солнечный свет , дожди , океаны .

     Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,

а экономических благ , то есть товаров и услуг , объем которых  недостаточен

для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть уве-

личен только в результате производственного процесса . Иногда  приходится

перераспределять блага тем или иным способом.

       Сейчас люди живут лучше , чем в древние времена.Это достигнуто благо- даря увеличению объема и  улучшению свойств  этих благ ( продовольствия ,

одежды, жилья и т.д.) .

       Источником благосостояния  и могущества народов Земли сегодня являет-

ся чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач , в том  числе самой главной задачи- производства все большего объема

                       жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.

 

                                               -5-

 Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,

свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-

                       изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

        Существуют три основных факторов производства  :

  1. труд ;
  2. земля ;
  3. капитал.

      Труд как фактор производства – это деятельность людей  по производству

товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных воз-

можностей  А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта

работы. Для организации производственной деятельности  покупается  право

на использование способностей людей в течение некоторого времени для соз-

дания определенного вида благ.

     Это означает , что объем трудовых ресурсов общества зависит  от числен –

ности трудоспособного населения страны и количества времени , которое это

население может отработать за год.

Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов,имею-

щихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются пло-

щадями земель того или  иного назначения , объемами водных ресурсов  или

полезных ископаемых в недрах.

Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический

аппарат , который люди создали для увеличения своих сил и расширения воз-

можностей  изготовления необходимых благ. Он состоит  из зданий и соору –

жений  производственного  назначения , станков и  оборудования , железных

дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для

реализации  современных технологий  производства  товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.

   Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факто-

ров производства – предпринимательство. Это услуги, которые  оказывают

обществу люди ,наделенные способностями правильно оценить, какие новые

товары можно с успехом предложить покупателям , какие технологии произ-

водства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.

Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих

проектов.Они обладают умением координировать использование других фак-

торов производства для создания нужных благ обществу.

   Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно.Час-

тичное представление о нем можно составить на основе  данных о численнос-

ти владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.

       В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производ-

                       ства :  информация , то есть  все те знания и сведения , которые необходимы

людям для осознанной деятельности в мире экономики.

       Постоянно совершенствуя способы использования экономических  ресур-

 

 

                                                 -6-

сов , люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важней-

ших элемента : специализацию и торговлю.

      Специализация имеет три уровня :

      1) специализация отдельных людей ;     

      2) специализация деятельности хозяйственных организаций ;

      3) специализация экономики страны в целом.

      В основе всей специализации лежит специализация труда людей , которая

определяется :

а)Сознательным разделением труда между людьми.   

б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.

в)Возможностью кооперации,то есть сотрудничества ради достижения общей

щей цели.

      Впервые  разделение  ( специализация) труда возникла около 12 тысяч лет

тому назад:одни люди специализировались только на охоте, другие были ско-

товодами или земледельцами.

     Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обуче- ния особым навыкам и приемам труда.

     Почему  специализация является важнейшим  инструментом в хозяйствен- ной жизни человечества ?

     Во-первых , люди наделены разными  способностями; они по разному  вы-

полняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому

человеку найти ту работу , ту профессию , где он может проявить себя  с наи-

лучшей стороны.

    Во-вторых , специализация позволяет людям добиваться все большей  уме-

лости   в избранной для  себя деятельности. А это  ведет к изготовлению  благ

или оказанию услуг с более высоким качеством.

   В –третьих , рост умелости позволяет людям  тратить на изготовление  благ

меньшее  количество  времени  и не  иметь его потерь при переходе с  одного 

вида работ на другой.

         Таким образом , специализация является главным способом  повышения

производительности  всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ,и прежде

всего ресурса труда.

Производительность –это объем благ, который удается получить от исполь-

зования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного пе-

риода времени.

       Так, производительность труда определяется количеством изделий, кото-

рое изготовил работник за единицу времени : за час, за день, за месяц , за год.

       Одним из самых значительных изобретений человечества в области  спе-

циализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство

повышения производительности труда.

     Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового авто-

мобилестроения, талантливый человек.Идея конвейера родилась у него после

 

 

                                                        -7-

того , как  созданная им  компания  по производству  автомобилей   перестала

справляться с заказами , которые за один год увеличились в два раза.

      Тогда ( весной 1913 года )  в цехе сборки магнето Форд запустил первый в

мире конвейер. До этого времени сборщик работал за столом , где у него был

                       полный набор деталей. Умелый сборщик собирал за смену  около 40 магнето.

Теперь каждый  сборщик должен был  выполнить одну  или две операции  по

сборке (то есть специализировался еще больше, чем когда он умел выполнять

все операции по сборке ) . Это позволило  сократить время  на сборку  одного

магнето с 20 мин до 13 мин.10 сек. А после  того,  как Форд заменил прежний

низенький стол на поднятую выше движущуюся ленту,которая задавала темп

работе, время сборки сократилось до 5 минут. Производительность труда воз-

росла в 4 раза ! После внедрения принципа конвейерной сборки во всех цехах

производительность труда выросла в 8,1 раза , что позволило в 1914 г.  увели-

чить выпуск машин в 2 раза. Форд получил  возможность выпускать свои ма-

шины  с меньшими  затратами , чем у  конкурентов , продавать их дешевле  и

захватить рынок сбыта. Это привело к тому, что конкурентам пришлось тоже

внедрить конвейер на своих предприятиях.

        Благодаря специализации труда и росту производительности труда люди

пришли к переходу от случайного и нерегулярного обмена имевшимися бла –

гами к постоянной торговле ими. Произошел переход от самообеспечения, то

есть от натурального хозяйства , к получению благ , изготовленных  другими

людьми. Люди постепенно убедились , что благодаря обмену благами можно

получить в свое распоряжение больше благ и сделать их более разнообразны-

ми по сравнению с их самостоятельным изготовлением.Поняв это люди стали

заниматься обменом не от случая к случаю, а сделали его основой своей жиз-ни. Так появились товары и услуги , используемые ими для регулярного  об-

мена.

        Умение обмениваться благами – уникальная способность людей, отлича-

ющая их от других обитателей Земли. Как остроумно подметил великий шот-

ландский экономист Адам Смит (1723 –1790г.г.) :

«Никому никогда не приходилось видеть,чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…».

        Регулярный обмен товарами и услугами явился основой  для  важнейшей

сферы деятельности людей – торговли , то есть обмена благами в форме куп-

ли-продажи товаров и услуг за деньги.

       Торговля родилась в глубокой древности , она древнее  даже  земледелия.

Она  существовала во  времена  палеолита  –  на заре  каменного  века , около

30000 лет назад.Вначале торговали между собой племена,которые жили дале-

ко друг от друга. Торговали  предметами роскоши  (драгоценными и отделоч-

ными камнями, пряностями, шелками, редкой древесиной и т.д.). Занимались

                      этим странствующие купцы– арабы, фризы, евреи, саксы, а потом итальянцы.

 Со временем в Европе появились  торговые города : Венеция , Генуя  и приб-

режные города Германии – Гамбург , Штеттин , Данциг и другие.

 

 

                                                     -8-

       Торговля  сыграла  большую роль в  истории  человечества. Благодаря ей

купцы пускались в плавание в поисках новых земель, где можно было добыть

дорогостоящие товары. Главной целью Колумба также были  торговые инте –

ресы . Он хотел найти более короткий путь к берегам  Индии , чтобы  легче и

дешевле везти товары в Европу. Благодаря торговле  были сделаны и многие

                       другие географические открытия, а также родилась современная промышлен-

ность. Из купеческих денег стало появляться крупное ремесленное производ-

ство , а потом мануфактуры – предвестницы заводов и фабрик.

     Именно  торговля объединила  людей  в фирмы , специализирующиеся  на

производстве определенных товаров.

     Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необ-

ходимых для создания всего разнообразия благ , которыми пользуются сегод-

ня люди.

     Сочетание  торговли и  специализации дает  возможность людям получить

блага в большем объеме , в большем ассортименте и быстрее.

     Если страна умело пользуется  сочетанием  специализации и торговли , то это приведет к :

- росту производительности труда ;

- росту объема доступных благ;

- увеличению роста потребления благ людьми, соответственно росту доходов

  продавцов ;

- увеличению доходов от торговли , которые можно направить на развитие  и

  совершенствование производства и специализации труда.

  Это относится ко всем странам , даже к тем которые распологают большими природными богатствами, так как сами по себе богатства недр, пашен и лесов

процветания не гарантируют.

   Так , в России огромны природные богатства, их рациональное использова-

ние могло сделать народ России одним из зажиточных в мире.Но Россия , не-

смотря на то , что  находилась под  контролем планово- командной системы ,

тратила свои природные богатства в огромных масштабах, не обеспечила вы-

сокого уровня благосостояния своим гражданам.

   По оценкам экспертов ООН Россия находится по уровню богатства лишь на

53-ем месте. Она сможет подняться выше только увеличив масштабы произ -

водства полезных людям экономических благ.Решить эту задачу можно лишь

овладев искусством рациональной организации экономической деятельности.

 

4. Ограниченность экономических ресурсов и возникающие в этой

    связи проблемы.

 

       Людям для удовлетворения своих потребностей в благах  нужно намного больше ресурсов , чем это всегда было доступно человечеству.

     С ограниченностью ресурсов люди  столкнулись еще в  древности , когда

земля была единственным доступным источником производства благ.

 

 

                                                         -9-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       На графике  изображено возникновение  разрыва между материальными 

желаниями людей и возможностями их удовлетворений.

       Увеличение ресурсов природы происходит за счет разработки месторож-

дений полезных ископаемых , строительства гидроэлектростанций , освоения

целинных земель и т. д . На графике линия  объема  ресурсов – полого подни-

мающаяся.Линия, которая круто поднимается вверх, -человеческие потебнос-

ти. В  первый  период  развития  человечества  потенциальные  возможности природы прокормить людей , которых было  немного , превосходили их  пот-

ребности. Благодаря  росту численности  и  увеличению потребностей  людей

человечество столкнулось с новой ситуацией – дефицитом.

       Человечество еще 11-16 тысяч лет назад могло вымереть из-за недостатка

пищи и спастись ему удалось только за счет возникновения земледелия.

      Потребности людей , численность населения Земли продолжают постоян-

но возрастать. Прирост объема жизненных благ отстает от роста потребности людей , несмотря на то , что они научились использовать ресурсы природы и другие факторы производства.

       За  исключением  небольшого числа  благ – воздуха , дождя , солнечного тепла , - все  остальные средства  удовлетворения  потребностей человечества

имеются в ограниченном объеме. Так , запасы  нефти в недрах  Земли состав-

ляют 128,6 млр.тн. Это ее физическая ограниченность. Люди активно исполь-

зуют ее , но сейчас она доступна только тем , кто  может оплатить затраты на

ее добычу и транспортировку. Экономическую проблему создает не физичес-

кая ограниченность ресурса , а возможность получить ее лишь затратив иные

 

                                                    -10-

ресурсы. Так , чтобы добыть дополнительный объем нефти, нужно потратить

другие ограниченные ресурсы: электроэнергию, труд нефтяников, металл для

изготовления нефтяного оборудования и труб нефтепроводов ) и т.д.

        Следовательно, хозяйственная деятельность людей все время направлена

на изъятие  ресурсов из  сферы удовлетворения одних , чтобы  удовлетворить

потребности других людей.

          Экономические ресурсы всегда ограниченны.

       Ограниченность труда связана с тем , что число  трудоспособных  людей любой страны строго фиксировано в любой момент времени.

       По физическим и  умственным способностям , люди не все пригодны для выполнения конкретных работ. Эту проблему можно частично решить  путем

привлечения рабочих из других стран , переобучением и переподготовкой ра-

ботников более эффективным специальностям, но это не дает моментального

результата , так как  требует определенного времени для их осуществления.

       Ограниченность  земли ( природных ресурсов ) определяется  географией страны и  наличием  в ее недрах  месторождений полезных  ископаемых . Эту ограниченность можно снизить путем превращения ранее бесплодных почв в

сельскохозяйственные угодья.

        Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны,

тем , что она  успела  накопить. Эту ограниченность  можно сократить  путем

строительства новых заводов, шоссе , линий газопроводов и дополнительного

изготовления оборудования. Но это требует времени и затрат.

       Ограниченность предпринимательства обусловлена тем , что природа не

всех наделяет этим талантом.

              Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие

меры. Люди издавна начали закреплять  экономические ресурсы  в собствен –

ность. Отдельный человек или группа людей могут :

- владеть ресурсами , то есть фактически ими обладать ;

                       - пользоваться  ресурсами , то есть использовать  их по  своему  усмотрению

  для получения текущего дохода ;

- распоряжаться , то есть иметь право передать их другим лицам , например      

                         продать.

      Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в соб-

ственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто  в них нуждается. Формы дохода  от этого могут быть самыми  различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

    Большая часть крупных состояний России ( благ ) связана с теневой собст-

венностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной

собственностью (приватизация , земля , бюджетные средства).

   В результате «прихватизации» под прикрытием лозунга о ваучерной народ-

ной приватизации собственность оказалась распыленной, разорванной между

отдельными  звеньями  неразрывных по  природе технологических  цепочек.

Это привело к неэффективности российской экономики сегодня.

 

 

-11-

5. Заключение. Принципы распределения благ.

 

       Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности , человечество

вынуждено постоянно искать ответы на  главные  вопросы основ хозяйствен-

ной жизни , то есть главных вопросов экономики :

1. Что и в каком количестве производить ?

2. Как производить ?

  1. Каким образом распределять изготовленные блага ?

                            Решая вопрос «Что и в каком количестве производить?», люди в конечном

                       счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями  различ -

ных благ.

    Решая вопрос «Как производить?», люди выбирают  предпочтительные для

них способы (технологии) изготовления благ , которые им необходимы.

   Каждый из возможных вариантов  технологических  решений  предполагает

свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов. И по-

тому выбор лучшего варианта – задача непростая, которая требует сопостав –

ления , взвешивания ценности различных ресурсов.

      Отвечая на вопрос  «Каким образом распределить изготовленные блага?»,

люди решают , кому и сколько благ должно достаться в конечном счете. Как

осуществить распределение благ, чтобы оно не вызвало в людях чувства не –

справедливости из-за различий в комфортности жизни ?

     Люди решали эту проблему следующим образом :

- «право сильного» - лучшее и в полном объеме получает тот , кто может ото-

брать блага у более слабых силой кулака и оружия ;

- «принцип уравнителности»  -  каждый получает  примерно поровну , чтобы

«никому не было обидно»;

- «принцип очереди» - благо достается тому,кто раньше занял место в очереди

желающих это благо получить.

     Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, так как они не

заинтересовывают людей в более производительном труде.При таком распре-

делении благ , даже  если трудиться лучше других и получать за это больше ,

не  гарантировано приобретение  желаемого  блага. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) в  настоящее  время

преобладает сложный  механизм рыночного распределения.

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

1.И.В.Липсиц «Экономика» , Москва , 1998 г.

2.Г.Явлинский «Экономика России: наследство и возможности» ,ЭПИцентр,                   

                                                                                                                   Москва , 1995 г.

znakka4estva.ru

Основные потребности человека. Управление маркетингом

Основные потребности человека

Для потребителей важно, чтобы товар или услуга удовлетворяли одну или несколько основных человеческих потребностей: физиологическую, эмоциональную, умственную и духовную. Каждая из этих категорий содержит множество подкатегорий (табл. 3-2), Товары и услуги покупаются или арендуются для удовлетворения этих потребностей. Однако потребители всегда знают, чего они хотят, и если они полностью или частично удовлетворили одну потребность, то они сразу же переключаются на другую. В нашей повседневной жизни мы используем множество товаров и услуг для удовлетворения широкого спектра кратковременных и долговременных потребностей.

Таблица 3-2. Основные потребности, специфические потребности и товары

Основные Специфические Способы удовлетворения потребностей

потребности потребности

Фиэиологичес- Здоровье Организация обеспечения здравоохранения,

кие витамины, новые лекарства

Хорошая физическая Обувь для пробежек, курорты минеральных вод форма

Красота Косметика, спортивные тренажеры

Продолжение рода Искусственное оплодотворение супруги

Секс Супружество, порнофильмы

Безопасность Ремни безопасности, охранные системы

Жажда Безалкогольные напитки

Голод Пища

Передвижение Автомобили, самолеты

Сон Постельные принадлежности снотворное

Эмоциональные Любовь Семья, цветы

Дружба Друзья, клубы по интересам

Удовольствие Музыка, пища, наркотики

Юмор Шутки, комедийные сериалы

Агрессия Профессиональный бокс, футбол

Власть Богатство, карьера

Умственные/ин- Любознательность Туризм

теллектуальные Разгадка проблем Игры, детективы

Образование Колледж, телевизионные документальные

фильмы

Контроль Йога, религия, теленовости

Творчество Произведения искусства, садовые инструменты

Истина Справочная, научная литература

Духовные Умиротворение Медитация, общение с природой

Общинность Церкви, благотворительные клубы

Философия Книги, религия, дискуссии

Патриотизм Флаги, политические партии

Ритуал Рождество, обручальные кольца

Комплекс вины Раскаяние, трудолюбие, самоограничение

Воспринимаемое качество продукта или услуги зависит от их эффективности и результативности соответствующих выгод[22]. Новая методика исследования рынка, называемая сопряженным анализом, эффективно используется для выявления сегментов, ищущих различные преимущества товара. В примере «Сегментация по преимуществам рынка кухонных комбайнов» сопряженный анализ был использован для выявления сегментов по выгодам и позиционирования новых моделей товара. Каждая модель была специально разработана и обладала такими качествами, в которых были заинтересованы потребители определенного сегмента по выгодам.

Часто товары покупаются для удовлетворения ряда потребностей. Например, поход в ресторан с друзьями может удовлетворить голод, потребность в дружбе, потребность оказаться в нужном месте с нужными людьми (потребность в статусе) и потребность сделать что-то необычное (выгода от новизны).

Автомобиль предоставляет возможность перемещения, о которой древние цивилизации не могли и мечтать. Однако на автомобиль можно посмотреть как на красивую вещь, его можно использовать для приобретения нужного статуса, власти или сексуальной привлекательности. Некоторые люди используют автомобиль, чтобы дать выход своей агрессии (езда на большой скорости и гонки) или удовлетворить свою любознательность и разгадать головоломку (ремонт или реставрация старых автомобилей). Различные автомобили созданы для удовлетворения различных выгод и последние, как уже отмечалось, часто взаимосвязаны с жизненным циклом и образом жизни человека. Это подводит нас к рассмотрению жизненных циклов и образа жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

От чего зависит удовлетворение потребности?


ТОП 10:

Иногда бывает так, что человек вроде имеет все возможности удовлетворить определенную потребность, но испытывает странное чувство неудовлетворения. Кто-то вышел из-за стола, вроде наелся, но неудовлетворен. Встретившись с другом, которого давно ждал, вдруг чувствуешь неудовлетворенность общением. От чего зависит удовлетворение? Кто-то съедает маленький кусочек бутерброда, (58:) выпивает стакан чистой воды и удовлетворен, а некто, съедая полный комплект обеда, оказывается совсем не удовлетворенным.

В опытах И. П. Павлова собака, у которой был зашит вход в желудок, а пищевод выведен наружу, ела мясо. Предполагалось, что она должна бесконечно есть, так как пища не попадает в ее организм и она постоянно должна чувствовать голод. Но на поверку оказалось иначе. Она съедала определенное, привычное количество мяса и отходила от кормушки, что свидетельствовало о том, что она больше есть не хочет. Откуда у нее появилось ощущение сытости? Ответ может быть один: количество действий удовлетворения, в данном случае число и интенсивность жевания, глотания, ощущения, которые она получила при этом, оказались достаточными для удовлетворения, т.е. она удовлетворила потребность в получении пищевого наслаждения, хотя другую сторону потребности — введение в организм нужного количества пищевых веществ — она не удовлетворила. Точно так же обстоит дело и с удовлетворением других потребностей. Можно сделать вывод, что удовлетворение является следствием полноты действий удовлетворения, их количества, интенсивности, насыщенности переживаниями.

Эти действия удовлетворения можно назвать гедонистическими действиями. Удовлетворение в еде достигается от процессов жевания, смакования пищи, сосредоточения на удовольствии, от времени, сколько это длится, и интенсивности тех ощущений, которые при этом получаются. Аналогична техника удовлетворения любых других потребностей. Удовлетворение происходит в гедонистических действиях. Продолжим разговор об этом.

Две стороны потребности

Этот опыт Павлова позволяет нам думать, что в каждой потребности есть две стороны: одна состоит в получении удовлетворения путем эмоционального насыщения, а другая — в действительном удовлетворении, в результате которого данная потребность на время полностью устраняется. Собака Павлова, удовлетворенная одним процессом еды, спустя десять минут возвращается к кормушке, чтобы повторить свой завтрак, так как она не получила действительного удовлетворения. Она не устранила ту причину, которая вызывает чувство голода.

Первую сторону потребности мы можем назвать аппетитом, а вторую сторону — недостатком, или нуждой.

В некоторых случаях человек испытывает потребность при отсутствии нужды, когда у него чрезмерный аппетит. Например, у него и так избыток питания в теле, но он постоянно хочет есть. В данном случае мы имеем дело чаще всего с неумеренным аппетитом, потребностью испытывать пищевое наслаждение; это чаще всего наблюдается у людей, которые не имеют возможности получить наслаждение другими путями, например наслаждение движением или игрой интеллектуальных сил, наслаждение общением. Однако в некоторых случаях это ненасытное влечение обусловлено частичным голодом: в организме не хватает каких-то (59:) важных веществ. Или другой пример. Тому, кто, встретив друга, разочарован, просто нужно подумать, какая же его потребность в этом общении не удовлетворена. Потребность в признании, во внимании, в познании, в поддержке или, может быть, не удовлетворилась потребность сделать друга соучастником в каком-то деле, на которое его друг не пошел?

Нам надо хорошо усвоить, что в наших потребностях присутствуют две стороны — нужда и аппетит, связанный с удовлетворением нужды. Однако есть потребности, которые возникают и без всякой нужды, например потребность в успехе, в достижениях. Когда я стараюсь что-то сделать как можно лучше и это дает мне удовлетворение, то я испытываю потребность в достижении. Может быть, объективная необходимость, нужда в достижении и была, например, если мой результат включен в производственный процесс. Но когда я решаю головоломку или стараюсь быстрее собрать кубик Рубика, то здесь нет никакой объективной нужды. Это чистый аппетит, порождаемый ожиданием и предвосхищением успеха.

Сексуальные потребности состоят в стремлении получить удовлетворение вследствие эмоционального насыщения, достигаемого путем гедонистического поведения. О том, что количество и качество этого поведения влияет на удовлетворение, с очевидностью свидетельствует неудовлетворенность импотента с симптомом преждевременного, неконтролируемого оргазма. Однако в сексуальной потребности существенную роль играют изменения гормонального, висцерального и даже биохимического статуса организма. Эротические контакты, прикосновения, поглаживания активизируют состояние кожи, которая в данный момент выступает не в качестве своей охранительной функции, а как своего рода эндокринная железа. Не зря возникла пословица: «Если котенка не гладить, у него высохнет спинной мозг». По-видимому, то, что происходит в коже в процессе ласки, имеет большое значение для организма. Итак, во всяком желании есть две стороны: гедонистическая и внутренняя.

Умение выделять эти две стороны желаний играет огромную роль в психической саморегуляции. Если я побуждаем не нуждой, а аппетитом, то от меня зависит погасить эту потребность, нейтрализовать ее. Другое дело — нужда. Если у меня нет друзей, так как у меня несносный характер и никто не желает со мной иметь дела, то я не только лишаюсь удовольствия общения, не только не удовлетворяю свой «аппетит» в социальных контактах, но лишаю свое Я реальной «пищи», необходимой для полноценной жизни. Ведь хорошо известно, что дети, лишенные с первых дней жизни эмоциональных контактов с матерями, замедляются в своем развитии. При этом особенно страдает формирование личности и становление интеллекта. Их можно очень хорошо кормить, но психика будет страдать от недостатка совсем другой «пищи» для жизни. Поэтому, если ты по гордости или трудности характера лишен радости общения, то ты не удовлетворяешь настоятельную (60:) нужду, а не только лишаешься «аппетита» общения, без которого можно и обойтись.

Управление своими потребностями невозможно без их знания. Поэтому выявление двух сторон потребности представляет собой первый шаг в познании. Но этого мало. Еще раньше, когда мы обсуждали черты личности, особое значение придавалось наименованиям черт. Потребности также обладают именами. Обозначая словами свои потребности, человек научается отличать их друг от друга не только в себе, но и в других. «Я хочу есть» отличается от «мне одиноко и скучно!». Поэтому наименования потребностей приобретают самостоятельное значение.

Я говорю о наименовании потребности, а не о названии потому, что я единичен и наименование моей потребности есть уже ее имя. Когда я говорю «Хочу есть!», это одинаково, как если бы я сказал о себе в третьем лице—«Юрий хочет есть!», речь идет об одном и том же — единичном. Мои потребности — суть только мои, и я их должен в конечном счете удовлетворять сам, 'никто вместо меня этого делать не в состоянии, даже если он и накормит меня.

Идея потребности

Анализируя и синтезируя, сравнивая и обобщая, мы создаем понятия. Они содержат в себе опыт восприятия многих предметов. Этот процесс логической обработки наших восприятий осуществляется и применительно к нашим потребностям, действиям по их удовлетворению. Многократное возбуждение потребности в пище, ее удовлетворение, усвоение соответствующих слов в итоге формируют понятие «хочу есть». Потом оно усложняется, и вырабатывается целая «концепция», которая характеризует нашу пищевую потребность. То же происходит и с другими потребностями.

Человек — существо мыслящее, а не только переживающее свои потребности. Кроме того, что он хочет, он еще и осознает свое хотение, обозначает его словом и, более того, вырабатывает идею, которая лежит в основе значения слова.

Этот процесс выработки идеи потребности ускоряется, если имеются слова для обозначения потребности и ими пользуются в обиходе. Например, слово «аффилиация» (потребность в общении) непонятно читателю, так как им пользуются преимущественно психологи. Но читатель может понять, что скрывается за этим словом, если ему сказать, что аффилиация состоит в стремлении быть членом группы, вступать в общение ради самого общения, поддерживать хорошие отношения с целью увеличить наслаждение общением, в испытании чувства одиночества при недостаточном удовлетворении этой потребности.

Но если я стремлюсь вступить в общение с товарищем ради того, чтобы увидеть, как он восхищается моими успехами на математической олимпиаде, то это уже не потребность в аффилиации, а скорее потребность или в признании, или в престиже. Таким образом, употребление слова нам позволяет яснее выразить идею потребности и лучше ее отличать от идей других (61:) потребностей. Например, некая девушка хочет выйти замуж, и ее поклонник думает, что она его любит. Если он «престижный жених», «хорошая партия», то вполне может быть, что за показной любовью скрывается любая другая потребность невесты: в престиже, защите, помощи, родительская потребность или какая-либо другая, а любви может и не быть. Поразительно много людей вступают в брак без любви, понимая под этим словом вещи, которые никак не могут быть названы любовью, если иметь в виду подлинный смысл этого слова.

Идея потребности, выраженная в термине, если вы усвоили его содержание, позволит вам понять самого себя и другого человека намного лучше, чем если бы вы не владели этим термином. Поэтому-то я так много внимания уделяю описанию потребностей.

Идея потребности — это не просто понятие потребности. Хорошо известно, что идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Человек, охваченный идеей потребности, например в пище, придает всему своему поведению «пищевой» оттенок: он интересуется пищей, обсуждает ее качества, накапливает знания о разных видах пищи, приобретает пищи намного больше, чем ему нужно для поддержания своей жизни, т. е. все делается ради пищи. Таким образом, понятие (термин) только отражает реальность наиболее четко, точно и содержательно, в то время как идея включается в поведение и реализуется в нем.

Наличие идеи потребности в корне отличает потребностное поведение человека от такового у животных: если животное приходит в состояние потребностного возбуждения под влиянием реальной нужды, то человек может прийти в это же состояние и под влиянием идеи. Идея потребности может усилить установку человека видеть в любой ситуации больше образов, соответствующих данной потребности, чем тогда, когда эта идея не представлена так ясно. Знание этого обстоятельства имеет большое значение в самосовершенствовании, в развитии способности контролировать свои потребности. Поскольку идея существует в сознании, то работа мысли может оказать огромное влияние на контроль потребности. К любой идее мы можем определенным образом относиться и в соответствии с этим способствовать ее развитию или задерживать, направлять в определенное русло. Поскольку идея всегда отчетливо и определенно выражается в слове, то овладение словами, которые представляют в сознании наши потребности, в конечном счете способствует овладению идеями. Однако для этого надо знать, как устроены потребности, представленные в идее.




infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о