Интеллект в психологии определяется как общая способность к познанию – —

Содержание

1.1 Характеристика понятия интеллект как психологической категории. Влияние интеллектуальных способностей на развитие креативности личности

Похожие главы из других работ:

Диагностика динамики интеллектуальных способностей учащихся старших классов

1.2 Человеческий интеллект в современном значении этого понятия

Как и по всем научным проблемам, в теории интеллекта проявились две общие тенденции: 1) лавинообразное возрастание научных оснований; 2) их недостаточная согласованность…

Диагностическая и коррекционная работа психолога с подростками девиантного поведения

1.1 Сущность понятия «девиантное поведение» в психологической науке

Широкая область научного знания охватывает аномальное, девиантное поведение человека. Существенным параметром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения…

Дисгармонии в структуре характера и личности человека

1.1 Понятия «характер» и «личность» в психологической науке

Прежде чем мы перейдем к обсуждению дисгармоний характера, необходимо дать четкие понятия таким терминам, как «характер» и «личность»…

Защитные механизмы по З. Фрейду

2. Содержание понятия и характеристика

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства)…

Исследование особенностей Я-концепции руководителей

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ Я — КОНЦЕПЦИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Межличностные отношения в медицинском коллективе

1.1 Понятие межличностных отношений как психологической категории

Проблематика межличностных отношений в малой группе — одна из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос. А.В. Петровский [31. стр…

Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

1.1 Характеристика понятия психология обучения

Психология обучения — это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения…

Особенности психологического воздействия рекламы на рекламозависимых и рекламонезависмых потребителей

1.3 Понятия психологической безопасности и корректности рекламы

Психологическое здоровье человека является его важнейшим личным достоянием. Психическое здоровье, то есть адаптивность, активность продуктивность психической деятельности…

Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста

1.1 Исследование подходов к сущности понятия «речь», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке

Речь — это форма общения людей, опосредствованная языком. Для психологии представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями…

Психологическое воздействие компьютера на человека

1.2 Определение понятия информационно-психологической безопасности

Во многих исследованиях посвященных проблемам информационной безопасности основное внимание уделяется проблемам информационной безопасности государств, экономических и юридических структур, информационных систем т.п. (5;13;11;10 и др.)…

Психология общения

2. Основные категории общения и их характеристика

Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение? Одно из определений межличностного общения гласит, что общение — это процесс взаимодействия, по крайней мере…

Самооценка склонностей

1.1 Характеристика понятия «склонность»

В русском языке слово «склонность» не является однозначным, узкоспециализированным термином. В «Словаре русского языка» Ожегова дается следующее определение: «Склонность — постоянное влечение, расположенность к чему- нибудь»…

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей

1. Основные понятия социально-психологической реабилитации детей

Несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, равно как и несовершеннолетний, какое-либо время растущий в неблагополучной семье (если условия жизни ребёнка в неблагополучной семье нанесли какой-либо вред его психическому здоровью)…

Специфика ценностных ориентаций работающей молодежи

1.2 Характеристика молодежи как социально-психологической категории

Первое в послевоенный период достаточно научное определение молодежи мы встречаем у В.Т. Лисовского. «…Молодежь,— пишет он, — это поколение людей, проходящих стадию социализации…

Цветовой профиль лиц и виктимное поведение

1.1 Виктимология и ее основные категории и понятия в отечественной и зарубежной науке

Термин «виктимное поведение» возник в рамках криминальной виктимологии. Виктимология (viktima — жертва, logos — учение) в буквальном переводе означает «учение о жертве». Появившись изначально как элемент народного творчества…

psy.bobrodobro.ru

Интеллект

В психологии понятие «интеллект» обобщает множество поведенческих характеристик. Интеллект определяется как:

«1) общая способность к познанию и решению проблем, проявляющаяся в успешности любой деятельности;

2) система всех познавательных способностей индивида: ощущений, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме»» [32].

В когнитивной психологии (КогнитивнаяПсихология) акцент делается на изучение единой системы переработки информации, отвечающей за приобретение, применение, преобразование и хранение знаний. Способность к применению знаний можно отождествить с тестовым интеллектом, способность приобретению знаний характеризует обучаемость, а способность к преобразованию знаний определяется как возможность проявления творческих способностей или креативности (с ней связано воображение, фантазия, порождение гипотез и пр.). Соотношение тестового интеллекта, способности к обучению и креативности проверялось в огромном количестве исследований [28, 210].

Представление об интеллекте как общей способности, определяющей успешность решения разных задач, получило подтверждение в факторных моделях интеллекта. В качестве исходной рассматривается факторная модель Ч. Спирмена, в основе которой лежит идея о том, что успешность решения тестовых заданий зависит от уровня развития общей способности (генерального g-фактора) и соответствующей специальной способности (s-фактора). По предположению В. Н. Дружинина, за фактором «G» скрыты общие свойства, проявляющиеся в индивидуальных различиях интеллектуальной продуктивности [30].

Однако факторно-аналитические модели не раскрывают содержание понятия «общий интеллект», различные психологи вкладывают разное содержание в одни и те же данные, поэтому в настоящее время продолжает доминировать когнитивное направление в его исследованиях. В частности, одним из методов описания психометрических факторов является компонентный анализ способностей, разработанный С. Стернбергом. Согласно С. Стернбергу компоненты и процессы, измеряемые с помощью элементарных когнитивных задач, не должны рассматриваться как радикально отличающиеся друг от друга [70; 203].

Альтернативой факторно-аналитическому и когнитивному подходам можно считать ресурсный подход, имеющий междисциплинарный объяснительный статус. Согласно Т. Зинченко, он дает возможность «описания в терминах одного языка, как внутренних возможностей системы, так и требований, налагаемых внешней средой на систему» [39, с. 482].

В настоящее время существует несколько основных определений интеллекта. Приведем некоторые из них:

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида [32, с. 197; 49, с. 34]

Интеллект — в широком смысле — совокупность всех познавательных функций индивида: с ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле — мышление [77, с 136]

Интеллект — форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. [103, с. 358]

Интеллект — комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов определенной культуре [122, с. 309]

Интеллект — интегральное проявление способностей знаний, умений [3, с. 198].

Интеллект — это «способность к решению проблем без проб и ошибок в «уме» [32, с. 138]

Интеллект — это некоторая способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым условиям» [32, с. 18].

//Литература//

3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 Т. — М.: Педагогика, 1982.

28. Дружинин В Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психол. журн. 1994. Т.15. № 4. С.83-93.

30. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПерСе; СПб.: Иматон-М, 2001.

32. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.

39. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.

70. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: учебное пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.

77. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др. — М., 1983.

122. Brody E. B., Brody N. Intelligence: nature, determinants and consequences. L., 1976.

Словообразование. Происходит от лат. intellectus — ум.

Категория. Способность к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Исследования. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта.

В структурно-генетическом подходе Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью.

При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций.

В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Х.Айзенк, С.Барт, Д.Векслер, Ф.Вернон). Айзенк считал, что существует общий интеллект как универсальная способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. В психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.

Психологический словарь И.М.Кондакова

hr-portal.ru

К вопросу об уточнении понятий «Интеллект», «Потенциальный интеллект», «Интеллектуальные способности» Текст научной статьи по специальности «Психология»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 159.95 ББК 88.6 Л875

А. А. Лучникова

Иркутск, Россия

К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЙ «ИНТЕЛЛЕКТ», «ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ», «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

В данной статье проводится анализ психолого-педагогической литературы. В нём осуществляется интерпретация понятий «интеллект», «потенциальный интеллект» и «интеллектуальные способности» через различные взгляды учёных. Осуществляется переход к выводу, что провести чёткую границу между отдельными психическими процессами невозможно, т. к. это деление весьма условно, и психика человека представляет собой целостность.

Ключевые слова: интеллект, потенциальный интеллект, кристаллический интеллект, интеллектуальные способности, познавательные процессы.

A.A. Luchnikova Irkutsk, Russia

ON THE QUESTION OF THE VERIFICATION OF THE CONCEPTS «INTELLECT», «POTENTIAL INTELLECT», «INTELLECTUAL ABILITIES»

This article is the analysis of psychological and pedagogical literature which deals with the interpretation of the terms «intellect», «potential intellect», «intellectual abilities» through various views of scientists. A transition is being made to the conclusion that it is impossible to draw a distinguished boundary between separate mental processes, since this division is very conditional and so the mentality of the person represents integrity.

© Лучникова A. A., 2015

Key words: intellect; potential intellect; crystal intellect; intellectual abilities; cognitive process.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения. Совокупность же познавательных процессов человека определяет его интеллект.

В.И. Векслер дает интеллекту следующее определение: «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т. е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде [Рубинштейн, 1989, с. 340].

Рассмотрим интеллект как общий фактор умственной энергии. В своих исследованиях Ч. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Ч. Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Г. Ю. Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Г. Ю. Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» Д. Равена, тест интеллекта Р. Б. Кеттела ДАнаньев, 1980, с. 8].

Так в 1938 г. Л. Л. Терстоунт с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. Счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2. Вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

3. Вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь.

4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве.

5. Память.

6. Способность к рассуждению.

7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями [Холодная, 2002, с. 47].

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, они связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора [Тихомирова, 2000, с. 24].

По мнению Р. Б. Кеттела, высказанного им в 1967 г., у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический интеллект», состоящий из различных навыков и знаний. Их мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. «Кристаллический интеллект» образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, «кристаллический интеллект» определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Фактор потенциального, или свободного, интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического, или связного, интеллекта», так как потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Р. Б. Кеттела, потенциальный, или свободный, интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Парциальные, или частные, факторы интеллекта (например, визуализация — манипулирование зри-

тельными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга [Романова, 2006, с. 241].

Обращаясь к Д. Хеббу, мы видим, что он рассматривает интеллект с несколько иных позиций (1974). Он выделяет интеллект А — это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как человек совершает умственные операции. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А [Холодная, 2002, с. 264].

В иерархических моделях интеллекта на вершине иерархии помещается генеральный фактор, по Ч. Спирмену, на следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербаль-но-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т. д. и, наконец, в основании данного иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты В.И. Векслера, наиболее популярные и широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерархической модели интеллекта. В.И. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный интеллект -его природные психофизиологические возможности. Результаты исследований, проведенные на близнецах, показывают, что, напротив, оценки по вербальным заданиям теста В.И. Векслера обусловлены преимущественно наследственным фактором, а успешность выполнения невербальных тестов зависит от социального воздействия, опыта человека [Кроль, 2001, с. 181].

Очевидно, что развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии [Тихомирова, 2000, с. 223]. Но, с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут

развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорождённого ребёнка с матерью, взрослыми людьми имеет решающее значение для интеллектуального развития ребенка. Существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться с взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения с взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и,в конечном счете, для повышения интеллектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка [Столяренко, 2000, с. 544].

Как известно, интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Именно поэтому интеллектуальное воспитание обучающихся является важнейшей задачей антропоцентричной школы.

Множество теорий и разнообразие подходов в исследовании интеллекта показывают, что интеллект — это многогранная сложная система.

Интеллект, по определению психолога М. А. Холодной, — это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека. Она называет его ментальным опытом. Накопленный умственный опыт даёт возможность человеку выполнять определённые интеллектуальные функции (выделять главную мысль, сравнивать объекты, контролировать потребности и т.д.). Интеллектуальные способности — это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей [Холодная, 2002, с. 264].

Интеллектуальные способности — это возможность использовать весь ранее накопленный опыт своей интеллектуальной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей осуществляется по мере обогащения умственного опыта, при увеличении количества и качества интеллектуальных функций, которые человек может выполнить. Увеличение качества интеллектуальных функций свидетельствует о развитии имеющихся интеллектуальных способностей, а увеличение количества интеллектуальных функций — о появлении новых. Отсюда следует, что целью обучения школьников должна стать не только передача опыта, накопленного поколениями, но и формирование у учащихся собственного опыта умственной деятельности. Причем необходимо стремиться к тому, чтобы личный опыт обучающихся был как можно богаче.

Интеллектуальные способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию) [Бодалева, 1987, с. 135].

Проведя анализ научной литературы по данной теме, мы можем сделать вывод, что провести чёткую границу между отдельными психическими процессами невозможно. Это деление весьма условно, и психика человека представляет собой целостность. Однако следует отметить то, что каждый психический процесс имеет свои особенности, которые позволяют вычленить его в процессе познания. Из этого следует необходимость применения таких методов обучения, которые позволят развивать одновременно весь комплекс интеллектуальных способностей и следить за процессом развития его отдельных компонентов.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. -Т. 2, 288 с.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. М.: Высшая школа, 1982. 400 с.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Рольф, 2010. 375 с.

4. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. М.: «Академия», 1963. 456 с.

5. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии:собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2, 368 с.

6. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 480 с.

7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / под ред. А. М. Ма-тюшкина. М.: Прогресс, 1965. 118 с.

8. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с.

9. Кроль В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для техн. вузов. М.: Высшая школа, 2001. 319 с.

10. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 135 с.

11. РомановаЕ.С. Психодиагностика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 400 с.

12. Рубинштейн Л.С. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, 1989. 340 с.

13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 544 с.

14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 247 с.

15. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. М.: Рольф, 2000. 142 с.

16. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *