Дмитрий николаевич узнадзе: Узнадзе Дмитрий Николаевич — Психологическая газета

Узнадзе Дмитрий Николаевич — Психологическая газета

В 1909 г. окончил Лейпцигский университет, в 1913 г. — экстерном — Харьковский университет.

В 1909 г. Д.Н. Узнадзе была присвоена степень доктора философии в университете города Галле.

В 1909-1910 гг. работал учителем истории в Кутаисской мужской гимназии.

В 1914-1916 гг. преподавал психологию и педагогическую историю в Кутаисской правительственной женской гимназии.

В 1914-1917 гг. — преподаватель психологии и логики Кутаисского епархиального училища.

В 1915-1918 гг. — директор грузинской школы «Синатле».

В 1917 г. переехал в Тбилиси.

С 1918 г. и до конца жизни работал в созданном при его участии Тбилисском государственном университете: с 1918 г. возглавлял созданную под его руководством кафедру общей психологии; в 1918-1923 гг. — директор Тбилисского педагогического института (в составле Тбилисского университета), преподаватель психологии и педагогики; в 1920 г.

— основал лабораторию психологии; в  1921-1923 гг. — секретарь ученого совета; в 1923-1925 гг. — декан социально-экономического факультета; в 1925-1927 гг. — декан педагогического факультета, в 1939-1940 гг. — декан филологического факультета. Читал курс общей психологии, педагогической психологии, психологии труда и дифференциальной психологии.

В 1927-1929 гг. — заведующий психологической лабораторией Тбилисского городского совета.

В 1927-1950 гг. — руководил созданным им Обществом психологов Грузии.

В 1930-1932 гг. — консультант Тбилисского института охраны здоровья детей и юношей.

В 1932-1936 гг. — консультант Тбилисского научно-исследовательского педагогического института и НИИ функционально-нервных заболеваний.

В 1932-1940 гг. — профессор, заведующий кафедрой психологии Кутаисского педагогического института.

В 1938-1939 гг. — профессор и заведующий кафедрой Сухумского педагогического института.

В 1939 и 1948 гг. был избран депутатом Тбилисского городского совета депутатов трудящихся.

В 1941 г. избран в первый состав действительных членов Академии наук Грузинской ССР, член президиума Отделения общественных наук; в 1941-1942 гг. — заведующий сектором психологии, заместитель председателя Отделения общественных наук.

С 1943 г. и до конца жизни — директор Института психологии АН Грузинской ССР.

В 1944 г. — заведующий отделом психологии Тбилисского научно-исследовательского педагогического института.

Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

Автор общепсихологической теории установки как особого вида отражения дйствительности — неосознаваемой готовности личности к восприятию будущих событий и действию в определенном направлении. Возникновение установки обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.

Д.Н. Узнадзе создал эффективный и простой метод исследования возникновения, действия и смены установки.

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.

Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения, и в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

Также Узнадзе писал, что объективация возникает тогда, когда прошлая установка не обеспечивает адекватного действия, в этом случае возникает план осознания, в результате чего вырабатывается новая установка.

В 1940-х гг. Узнадзе исследовал эффекты и иллюзии, сопровождающим возникновение установки: зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные. Явление иллюзии, выявленное в зрительной сфере с помощью установки, известным французским психологом Жаном Пиаже было названо эффектом Узнадзе.

Обобщив экспериментальные данные, Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены и выделил три основных типа личности:

  • динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
  • статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
  • вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы тех связей, которые существуют между средой, человеческим поведением и его сознанием. Одновременно ею преодолевалась теория непосредственной и механистической связи между средой и сознанием. Наряду с фундаментальными вопросами психологии стало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека.

В экспериментальных исследованиях было установлено, что у больных шизофренией, истерией и эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется своими специфическими по сравнению со здоровыми испытуемыми особенностями. Таким образом, теория установки и в области патопсихологии стала основополагающей.

Д.Н. Узнадзе является пионером исследования психологического акта наименования. В 1920-х гг. он путем экспериментального исследования показал, что наименование предметов и явлений не происходит совершенно случайно, без какой-либо мотивации, напротив, эта активность имеет под собой специфическую психологическую основу — испытуемые видят некоторое сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для определенных рисунков они подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные названия.

Занимался вопросами формирования понятия, изучал этапы овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой «функциональные эквиваленты» понятий взрослых и позволяют постичь единый и естественный путь развития мышления человека.

Во время Великой Отечественной войны Д.Н. Узнадзе основал при эвакогоспитале в Тбилиси патопсихологический кабинет, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.

Основные публикации: более 180 работ, в том числе

  • Психологические исследования. М. 1966
  • Общая психология. 1940
  • Экспериментальные основы психологии установки. 1949
  • «Petites Perceptions» Лейбница и их место в психологии // Известия Тифл. ун-та. 1919. Т. 20. № 1. С. 68—86.
  • Impersonalia // Чвени мецниереба. 1923. № 1. С. 1—27.
  • Психологические основы наименования // Чвени мецниереба. 1923. № 2— 3. С. 27—55.
  • Мотивы интересов к учебным предметам // Чвени мецниереба. 1924. № 9 — 10. С. 1 — 13.
  • Основы экспериментальной психологии // Известия Тифл. ун-та 1925. Т. XVI. С. 468.
  • К проблеме постижения значения // Известия Тифл. ун-та. 1927. Т. VIII. С. 254—274.
  • Образование понятия в дошкольном возрасте, Arch. f. d. ges. Psychologie. Т. 73. 1929.
  • К вопросу об основном законе смены установки // Психология. М., 1930. Т. III, вып. 3. С. 116—135.
  • Иллюзия скорости движения // Сообщения Груз. филиала АН ГССР. Т. 1. 1940. № 3. С. 225—231.
  • Формы поведения человека // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1941. Т. 17. С 1—39.
  • Развитие технического мышления в школьном возрасте // Труды Ин-та психологии АН ГССР. Т. 1. 1942. С. 61—82.
  • Внутренняя форма языка // Психология. 1947. Т. 4. С. 165—190.
  • К проблеме сущности внимания // Психология. 1947. Т. 4. С. 139—163.
  • Проблема объективации // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1947. Т. XXXIV. С. 329—353.
  • Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica, 1930, B. 4. № 3. S. 323—360
  • The Psychology of Set // Consultants Bureau, New York, 1966. XVII. 251 p.

Награды:

  • премия ученого совета Лейпцигского университета за труд, посвященный, философии Лейбница (1907)
  • Почетная грамота ЦИК Грузинской СССР за научные заслуги (1938)
  • орден Трудового Красного Знамени (1945)
  • медаль «За оборону Кавказа» (1945)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Узнадзе Дмитрий Николаевич | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — сов.

психолог и философ, автор общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).

Узнадзе Д.Н. был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как «границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой подход, по мысли У., позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат непосредственности», т.е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий (стимулов) на сознание. Опосредствующим звеном выступает именно установка — целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения — с др. В многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях грузинской школы были изучены виды установок, их свойства, условия возникновения (см. Иллюзии восприятия).

Идеи Узнадзе в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т.п. Дискуссионными проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна). У. также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы У. на рус. языке: «Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886–1950) — грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. Установки теория) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьёва, А. Бергсона, Г. Лейбница.

Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки к-рой могут носить неосознаваемый характер (см. Бессознательное, Установка). Экспериментально изучал закономерности смены установок, разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии.

Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений («Общая психология», 1940; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949).

Литература

  • Труды / Д. Узнадзе ; [Редкол.: А. Праншшвили (пред.) и др.]; АН ГССР, Ин-т психологии им. Д. Узнадзе. — Тбилиси : Мецниереба, 1956-. — 22 см.
  • Экспериментальные основы психологии установки / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. — Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. — 210с.; 26см.
  • Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе ; Акад. наук Грузинской СССР, Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. — Москва : Наука, 1966. — 450, [1] с. : табл.; 22см.
  • Философские труды / Димитри Узнадзе. — Тбилиси : Изд-во Тбил. ун-та, 1984. — 436с.; 22см.
  • Узнадзе / Сост. и авт. предисл. Имедадзе Н.В., Имедадзе И.В. — М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили : Моск. гор. пед. ун-т, 2000. — 221, [2] с. : портр.; 21 см. — (Антология гуманной педагогики)
  • Психология установки / Дмитрий Узнадзе. — СПб. [и др.] : Питер, 2001. — 414с. : табл.; 21см. — (Психология-классика)
  • Общая психология / Д.Н. Узнадзе ; [пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе] ; отв. ред. И.В. Имедадзе. — М. : смысл; СПб.[и др.] : Питер, 2004. — 412с. : ил.; 24см. — (Серия «Живая классика»)

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

  • Россия

Библиография: 

  • Узнадзе Д.Н.

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич

[PDF] ДМИТРИЙ УЗНАДЗЕ 1 ( 1886 – 1950 )

  • ID корпуса: 2137360
 @inproceedings{Nikolaevich3002DIMITRYU1,
  title={ДМИТРИЙ УЗНАДЗЕ 1 ( 1886 – 1950 )},
  автор={Дмитрий Григорьевич Николаевич},
  год = {2002}
} 
  • Дмитрий Николаевич
  • Опубликовано в 2002 году
  • Психология

Дмитрий Николаевич Узнадзе — классический советский психолог, одна из самых выдающихся фигур в истории грузинской культуры первой половины ХХ века. С его именем связано создание известной грузинской психологической школы. Разработанная им более полувека назад оригинальная теория психологии установки (Einstellung по-немецки, аттитюд по-французски) является важным достижением современной психологической науки. По словам психолога Н. О. Коннора…

ibe.unesco.org

ПОКАЗЫВАЕТСЯ 1-10 ИЗ 19 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПО Наиболее влиятельным статьямНедавность

Введение редактора в N

  • О’Коннор (под ред.) ,

  • 1966

Выработка понятий в дошкольном возрасте // Психологические исследования, оп. 49–75; Zeitschrift für Psychologie [Журнал психологии], Лейпциг,

  • 1928
  • Что такое теория познания // Сахалхо газети, 1910, №

    • 164; «философские беседы. И. Смерть. Философские беседы. № 1. Смерть], Колхида, № 4, 1911; «Философия войны», Sahalho purceli, №№ 148, 149, 150, 153, 155, 1914; «Национализм и социализм», Мегобари,

    • 1915

    Общепсихологическая теория установки, Психологическая наука в ССР, Т.

    • 2, pp. 126–43, Moscow,

    • 1960

    Ketchuashvili, Work Psychology and Ergonomics, Tbilisi

    • 1982

    Wladimir Solowiew: Seine Erkenntnistheorie und Metaphysik

    • [Vladimir Soloviev : Его эпистемология и метафизика // Отчет о деятельности женской школы общества «Синатле» за 1915/16 учебный год.15/16

      • 1915

      Надирашвили, Психология набора (социальный набор)

      • TBILISI,

      • 1985

      Formy Povenija čeloveka ‘of human -in.

      shihi -islologi -islologi -islologi -human -in.kanejih.

      [Психологические исследования],

    • 1966

    Мотивы из Lyre of N. Baratashvili], Droeba

    • Nos. 252/53,

    • 1909

    100 100.0001

    изнидзе дмитрий николаевич

    Дмитрий Николаевич Узнадзе с нэскут в 1888 г. в Сатуле Сакара в провинции Кутаиси унеи фамилии Цэрэнешть. В 1896 г. в Гимназии Кутаиси открылся универмаг и харник. Dar, în ciuda acestui fapt, a fost expulzat din ultima clasă pentru participarea activă la mișcarea revoluționară.

    Pentru a-și continua studiile, Uznadze a plecat în Elveția à apoi în Germany, unde a intrat în Departamentul de Filosofie al Universității din Leipzig. La acea vreme, unul dintre fundatorii psihologiei Experimente, Wilhelm Wundt, a col lucrat, care nu numai că predat filosofia și psihologia, dar lucrat și îin proprieul Laborator. Și în această instituție de învățământ, Эра Узнадзе, Unul dintre cei mai buni. Acest lucru este confirmat de premiul pe care la primit pentru lucrarea sa despre filosofia lui leibniz, pe care a scris-o în timp ce studia în al treilea an. 1909, a absolvit universitatea și în același и primit titlul de Doctor de filosofie la Universitatea din Galia. Теза в честь посвященной студии Луи Владимира Соловьева, теория са despre cunoaștere și metafizică.

    După absolvire, Дмитрий с инторс ла Кутаиси, а также учитель одновременно в различных гимназиях, предат истории, психологии, истории педагогики и логики. Диплом европейского образца, признанный действительным в Грузии, является обязательным для сдачи экзамена на внешнем факультете истории и философии Харьковского университета, № 1913 получить диплом о высшем образовании. В тот же момент Узнадзе опубликовал множество статей, посвященных основным проблемам педагогики, философии и эстетики.

    В 1917 г. Д. Н. Узнадзе был преобразован в Тбилиси, а затем был переведен в частную организацию Университета в Тбилиси. La inițiativa в 1918 году, Fost înființată Catedra de Psihologie и Pedagogie в universitatea stabilită в 1920 году в лаборатории психологии. Кроме того, эпоха Узнадзе продолжает отвечать за Педагогический институт. Pentru a pregăti psihologii, а.е. fost necesare manuale, уход в самый быстрый момент ню существует в Грузии. De asemenea, эль себе ocupă де această Problemă și emite mai multe ajutoare didactice.

    В 1919 г., первичная карта Луи Д. Н. Узнадзе, посвященная студии оперного искусства Луи Лейбница, в начале 1920 г. первичная монография «Анри Бергсон», находящаяся под присмотром критика интуиции Луи Бергсона. Идейная мистика и интуиция, потривит Луи Узнадзе, ню сант потривите пентру înțelegerea esenței activității когнитивной и психической умане. Trebuie creat un sistem de concepte științifice, cu ajutorul căruia se pot înțelege și explica chiar și ideile misice și интуитивно понятный эль omului.

    DN Uznadze încearcă să rezolve această Problemă prin crearea unui astfel de sistem, astfel încât să nu explice procesele mentale prin mental sau fizic, ci să stabilească o altă determinare a psihicului. В прибыльной продаже опубликуйте в ацетный момент, существует концепция precum «биосфера», «ситуация» и «суб-психика». Ele au un înțeles аналогичные, descriu o realitate specială, care este determinantul oportunității comportamentului. Biosfera este un fel de reflecție specială a realității și situația este situația cauzată în biosferă, adică de fapt, cazul sau special. Biosfera poate fi numită și sub-psihică, deoarece este o Chestiune de Investigare conștiinței.

    В 1923 г. astfel de lucrări au fost publicate Д. Н. Узнадзе, ca «Impersonaliya» și «Bazele psihologice ale numelui». Baza pentru aceasta din urmă fost cercetarea efectuată în Laboratorul său psihologic. Ei au arătat că numele unui obiect sau al unui fenomen nu este случайный și are o bază psihologică. Subiecții au văzut o asemănare între Imaginea absurdă și setul de sunete sugerate de el, iar pentru fiecare figură s-au selectat diferiți oameni selectați complexe de sunet строго определенный.

    В 1924 г. на другую карту Д. Н. Узнадзе «Motive de interes pentru subiecții educaționali», посвященный проблемам педагогики. На исходный момент, в 1920 году. Se formează unul dintre conceptele фундаментальные але teoriei Узнадзе в conceptului де instalare. Концепция ацета предполагает, что старая ментальная реальность реальна для одного человека, эксприманду-и доступна для понимания и поведения. Instalarea nu determină numai atitudinea persoanei față de orice Eveniment, opinie, persoană, ci și modul în care acestea sunt реализует в lumea percepțiilor продажи. Pe lângă dezvoltarea conceptului în sine, Uznadze lucrează la crearea unei metode de investigare a acestei stări. Ca rezultat, există o teorie instalării, sugerând posibilitatea cunoașterii activității mentale a unei persoane cu ajutorul unui sistem de concepte tiințifice.

    Acest sens, pe care D.N. Uznadze a investit în conceptul de instalare, oarecum diferit de cel obișnuit, acceptat îin psihologia acelui timp. Înființarea acestuia nu este un proces Mental și nu un act de comportament, ci un fel de reflecție specială a realității. Apariția sa este condiționată atât de obiect, cât și de subiect: pe de o parte, instalația apare ca o reacție la o anumită situație și, pe de altă parte, ca urmare a satisfacerii unei anumite nevoi.

    Концепция ацеста, психология, основанная на опыте, связанная с психологией соответствия. Înainte де desfăşurarea oricărei activități, Д. Н. Узнадзе, о persoană se pregăteşte Psychological pentru punerea sa în aplicare și acest proces nu poate fi realizat nici măcar. Acest fapt de pregătire Uznadze și a numit instalarea.

    În cadrul Laboratorului de la Universitatea din Tbilisi, efectuat Experimente, în cadrul cărora sa stabilit că o instalație creată în orice domeniu se manifestă nu numai în ea, ci și în alte sfere ale vieții. Вдобавок, Узнадзе констатирует că instalația este, de asemenea, inerentă animalelor. Această descoperire a devenit foarte importantă pentru el, deoarece a servit ca bază pentru crearea în viitor a unui model pe două niveluri al psihicului.

    Pe baza rezultatelor Experimentelor, cercetătorul a concluzionat că instalarea este proprietatea prima a bodyului, adică aceasta este reacția cea mai primitivă la stimulii externi. Desigur, în acest caz trebuie să existsun alt nivel Superior al organizării psihicului.

    В 1940 г. опубликовано издание «Общая психология» Узнадзе, уход за больными, дефапт, о генерализация мнений и теорий продажи. Această carte devenit semnificativă pentru crearea școlii psihologice georgiene, de atunci Acesta a servit ca bază pentru formarea unei noi generații de psihologi. În timpul al doilea război mondial, el a oprit o serie de activități educaționale și, la fel ca multi psihologi din Europe și Rusia, birou патопсихология deschis, unde a condus lucrările la restabilirea funcțiilor mentale războinici.

    В 1941 г., Академия науки и образования в Грузинской ССР и Д.Н. Acest timp poate fi рассматривает începutul celei de-a doua etape a teoriei instalării, pentru că acum omul de știință acordă o mare atenție nu fenomenului instalației, deja dezvoltat cu atenție, ci efectelor și iluzia napsotilor care îți îes. В 1947 году впервые опубликуйте mai multe lucrări pe această temă («Despre Problema esenței atenției», «Forma internă a limbii», «Probleme de obiectivizare»),

    Лаборант Д. Н. Узнадзе провел исследование, посвященное сравнительному анализу характеристик. Iată ип образцовый аль unui astfel де эксперимент. Un bărbat fost arătat de mai multe ori prin două bile, la fel de culoarea și materialul, de la care au fost făcute, și se deosebeau doar de dimensiuni. De fiecare dată când subiectul fost rugat să aleagă mingea care, în opinia sa, mai mult. Când, în cele din urmă, i-au arătat două желчь complet identice, el ales totuși unul dintre ele. Instalarea pe care a avut-o în timpul Experimentului a creat o iluzie vizuală a diferenței. В моде același au fost исследуйте и alte iluzii: Audiv, gust, tactil.

    Исследование Д.Н. Узнадзе, вызывающее интерес к европейскому свету. Жан Пиаже рассказал о феномене иллюзии, который заботится о себе в визуальной сфере, чтобы помочь ему в работе, эффективен Узнадзе.

    В 1949 г. была опубликована первая карта «Основы экспериментальных психологических исследований», созданная с учетом первоначального сбора и синтеза экспериментальных данных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *