ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 115. Спишите, ставя, где это необходимо, разделительные тире и пропущенные запятые. – Рамблер/класс
ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 115. Спишите, ставя, где это необходимо, разделительные тире и пропущенные запятые. – Рамблер/классИнтересные вопросы
Школа
Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?
Новости
Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?
Школа
Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?
Школа
Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?
Новости
Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?
Вузы
Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?
Спишите, ставя, где это необходимо, разделительные тире и пропущенные
вы поставили тире, графически обозначьте повышение тона голоса и паузу
по образцу.
1. Совесть есть внутре(н, нн)ее сознание добра и зла. 2. Жалость
сострадание сочу(?)ствие при чужой беде печаль грусть. 3. Ложь преступление против ист..ны т..жёлый грех. 4. Доброта как деятельная
способность делать добро высшее совершенство человека. 5. Добрый
человек это прямой простой бесхитрос(?)ный и доброжелательный
человек. 6. Твёрдое сознание долга есть основа характера. 7. Долг
твёрдая обяза(н, нн)ость человека перед Богом государством обществом семьёй родственниками друзьями. 8. Зависть (не)желание добра
другому а одному лишь себе. 9. Зло есть отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине добру благу.
(По «Энциклопедическому словарю русской цивилизации»)
• Найдите в тексте слова, образованные от слова добро, и выполните их морфемный разбор. Объясните смысл 7-го предложения. Согласны ли вы с этим
утверждением? Приведите аргументы.
ответы
Приветствую!
(По энциклопедическому словарю русской цивилизации.)
ваш ответ
Можно ввести 4000 cимволов
отправить
дежурный
Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия пользовательского соглашения
похожие темы
Иностранные языки
Психология
ЕГЭ
Сочинения
похожие вопросы 5
ГДЗ по информатике 8 класс, Босова, рабочая тетрадь, упр. 6. Приведите примеры информации
Приведите примеры информации, которая в конкретной ситуа-
ции является:
актуальной (своевременной)/неактуальной (Подробнее…)
ГДЗИнформатика8 классБосова Л.Л
ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 43 Упр. 222 Найдите два обращения
Кто выполнит? Прочитайте отрывок из письма героя рассказа О. Берггольц «Лучший друг». Как начинается и заканчивается это письмо? О чём (Подробнее…)
ГДЗРусский язык5 классЛадыженская Т.А.
Хело! У кого есть ответ к уравнению? Вариант 29. Часть 2. Задание 21. ОГЭ 36 вариантов ответов по Математике 9 класс Ященко.
Решите уравнение х3 + 2х2 — х — 2 = 0.
ГДЗМатематикаОГЭ9 классЯщенко И.В.
Задание 152 Изменение по падежам имён существительных. Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ
Как правильно указать падеж?
Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио. Укажите падеж неизменяемых (Подробнее…)
ГДЗРусский языкКанакина В.П.Горецкий В.Г.4 класс
В правильной треугольной призме АВСA1В1С1 все ребра равны между собой. найдите угол между прямыми В1С и АВ.
УчебникиГДЗ
Что такое доброта?
Что такое доброта?
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать у детей уважение и любовь к окружающим их людям.
2) Стимулировать у детей стремление к самовоспитанию, способствовать развитию у них чувства ответственности за свои поступки.
3) Учить их быть добрыми, милосердными, умеющими протянуть руку помощи тем людям, которые в ней нуждаются.
Учитель:
Почему-то в XXI веке Очень редко в людях встретишь доброту, И даже в трудный час для человека Его спокойно стороною обойдут. Подумают: «Вам трудно?? Ну и ладно! У меня своих полно забот!..» Шагают мимо (лично мне досадно!..), Будто в свой воды набрали рот. А человек совсем уж впал в отчаяние, Ему уже не мил и солнца свет. Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно, Увидел доброты последний след, Увидел помощи протянутую руку! (неважно, что на тысячу — одна) Пока ведь существует сердце друга, Не будет умирать и доброта!
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему наше занятие я начала с этих слов? Правильно, сегодня мы с вами поговорим о доброте.
Слайд 1
Учитель: Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, человек состоялся. Но вот в чём вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Но ведь у всех вас за плечами хоть и небольшая, но жизнь. И у вас есть интуиция — внутреннее чувство истины и справедливости… так давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили писатели и выдающиеся мыслители древности, а потом выскажем свои собственные взгляды.
Слайд 2
Древнегреческий философ 4 века до н.э. Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье»
Слайд 3
Римский философ I века до н.э. Сенека считал: « Человек, который думает только о себе и ищет во всём выгоды, не может быть счастлив»
Слайд 4
Английский писатель И. Бентам в 18 веке утверждал: «Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет их другим».
Слайд 5
Будет уместным также вспомнить слова известного вам русского писателя Л. Н. Толстого: «В жизни есть одно несомненное счастье — жить для других».
Но почему все эти люди, жившие в разные время и в разных странах, были согласны в одном: человек, делающий добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец, эгоист — несчастлив? Правы они или нет? Вопрос открыт. Кажется, всё наоборот: заботься только о самом себе, ни с кем не делись, « тяни на себя одеяло» — и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают… Но это великая иллюзия. Рассудите сами, если человек любит только себя, то он ведь никогда не будет иметь верных друзей, и как только придут жизненные испытания, он остаётся один, он будет отчаиваться и страдать
Не это ли утверждал русский классик И. С. Тургенев?
Слайд 9
Доброта (словарь)
1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.
2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим …
3. добродушие доброжелательность наклонность к добру как высшее качество православного человека.
Доброта как деятельная способность делать добро высшее совершенство человека. Доброта украшает жизнь разрешая все противоречия запутанное делает ясным трудное легким мрачное радостным… Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки (Л. Толстой).
Слайд 10
Пословицы
Добрыми делами славен человек.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Без добрых дел нет доброго имени.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Мир не без добрых людей.
Слайд11
Я хочу рассказать вам притчу:
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…
А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, — сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в одну палату. Они рассказывали о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила:
-Кем же стал твой сын?
-Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», — сказал он на прощанье и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
-У сына сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…
На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, пироги и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и, морщины расправились.
К Белокосой матери никто не проходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.
В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села – привез два больших арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», — сказал мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю и любовь, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:
-Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… — и она заплакала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, — сказала Чернокосая, — потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.
Слайд 12
1 ученик: Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево.
Учитель: Этот разговор о доброте и взаимопомощи мы начали ещё и потому, что знаем: теперь вокруг понемногу, словно подснежники, пробиваются ростки добра. И это радует. Милосердие, доброжелательность, примеры внимания друг к другу – обо всём этом теперь пишут в местных газетах, говорят по радио. Мы знаем имена жертвователей и добрые дела, которые они совершили. Какие акции милосердия, прошедшие в нашем районе, вы можете назвать? ( «Семья помогает семье», «Благодарность земляков», «Посади дерево», «Игрушка — детскому саду», «Помоги птичкам зимой»… )
Учитель: Всё это достойно уважения и, как говорится, вошло в историю. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие? Если да, то как?
(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, вспоминают о субботниках по очистке школьной территории…)
Учитель: А теперь посмотрим такую сценку.
Исполняют три ученика.
Автор: Готов для человечества он много совершить…
Мальчик: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор: Пока ещё он подвига себе не приглядел.
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик: Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор: Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик:
Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую на скверике пасти?!
Автор: Пока ещё он подвига себе не приглядел…
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор: В своём платочке клетчатом в углу ревёт сестра…
Сестрёнка: Я тоже человечество и мне гулять пора!
Учитель: Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? А какие полезные дела вы сами ежедневно делаете?
Учащиеся высказывает свои мысли, обмениваются мнениями.
Учитель: Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарности, но, не получив этого, начинают раскаиваться в том, что сделали доброе. Бывает такое? Бывает! Но тут эти огорчения не совсем правомочны. Всё дело в том, что, критикуя кого-то в чём-то, никогда не стоит забывать и о самом себе. Как ты сам ведёшь себя в подобных случаях? Ведь кто из нас, положа руку на сердце, скажет, что он сам, встречая людей, которых должен был бы поблагодарить за только что оказанную помощь, не забывал бы об этом. Ага, то-то и оно! А что думают об этом философы Сенека
и Марк Аврелий?
Учитель: Увы, философы считают, что сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто, делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Так ведь?
Но, наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья. Расскажите, а как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений? Что вы цените в них, прежде всего?
Учитель: Мы только что говорили об умении прощать, о том, сколько сил и мудрости необходимо для этого доброго шага. Как вы относитесь к этому утверждению поэта о предательстве, к которому нельзя привыкнуть?
Конечно, настоящая дружба несовместима с предательством, как с крайним выражением зла. Если ты в чём- то не согласен – выскажи своё мнение, но не совершай за его спиной ради личной выгоды – так будет честнее и порядочнее. Лгать, притворяться из шкурных интересов, пусть даже находя этому кучу оправданий — дело непристойное и достойное осуждения….
Учитель: Какой вывод сделали вы для себя из нашего разговора? Какие советы, наказы на месте родителей дали бы своим детям о дружбе, об отношении к окружающим людям?
Учитель: Всем известно, что каждый воспитанный человек, общаясь с другим человеком, проявляет интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувствует его переживаниям. Это не просто вежливость, это тоже акт доброты, кроме того, это ещё и помогает поддерживать хорошие отношения со всеми людьми. Но всё же не часто встретишь среди нас человека, который бы никогда и ни с кем не ссорился, значит, уже по одному этому видно, что нам всем стоит задуматься над своим поведением и отношением к ближнему.
Слайд 13
У вас на партах лежат сердечки, на которых я прошу вас написать, какими качествами должен обладать добрый человек, это будут цветы нашего дерева, ну , а плоды я надеюсь, появятся………..
( Посадка символического дерева доброты)
Слайд 14
Ну а теперь послушайте советы.
1.Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
2. Ссоры вырабатывают плохие черты характера.
3. В споре будьте сдержанны и тактичны.
4. Никогда никого не упрекайте.
5. Если произошла ссора, то скорее помиритесь!
6.Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе!
От этого все окружающие, действительно, становятся добрее и симпатичнее.
Слайд 14
Н. Тулуповой «Доброта»:
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрее,
Если будем мы с тобой добрее.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: Какие мысли, высказанные поэтом вам особенно близки?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель:
Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку
Путь человека труден-
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте,
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте,
Ласка нужна, не угрозы.
Первый взгляд на св. Фому Аквинского 14
Первый взгляд на св. Фому Аквинского 14 Центр Жака Маритена: Первый взгляд на св. Фому Аквинского / Ральф МакИнерниВ юности Аристотель с какой-то платонической беззаботностью писал о будущей жизни, когда душа освободится от тела и воспарит в соответствующую сферу. С возрастом пришло осознание того, что такие утверждения далеко не самоочевидны. Точно так же и Фома, как верующий христианин, живет в ожидании жизни после этой, в которой можно будет обрести полное удовлетворение. Но Фома не более, чем Аристотель, считает самоочевидным утверждение, что человеческая душа может наслаждаться отдельным существованием. Как можно было показать, что это правда?
Способности к жизненно важным действиям
Говоря о жизненном мире, мы неизбежно ссылаемся на собственный жизненный опыт и в конце концов приходим к тому, что видим себя как своего рода итог космоса. Микрокосм, как любили говорить средневековые люди. То, что человек проявляет деятельность особого рода, достаточно верно, но также верно и то, что в нем обнаруживаются все виды деятельности. Он падает, как камень, но он также растет, как растение, и чувствует, как животное.
Тот факт, что мы являемся природной или физической вещью среди других природных вещей, делает применимым к нам этот первоначальный анализ изменения и особенностей того, что стало результатом изменения. Как и все остальное, мы состоим из материи и формы. Именно когда мы отходим от этого исходного, чрезвычайно абстрактного уровня и анализируем виды и виды под его обширным зонтиком, мы замечаем разницу между живой и неживой субстанцией.
Наш собственный жизненный опыт входит в первое описание, которое мы дали о душе: то, благодаря чему мы в первую очередь живем, растем, чувствуем, помним, мечтаем, желаем и думаем. Душа познается из деятельности, источником которой она является, и, поскольку она должна быть первоисточником — живые субстанции не являются таковыми только случайно, — следующее объяснение души, как субстанциальной формы физически организованного тела, потенциально обладающей жизнь, имеет в жизненном мире такое же широкое применение, как форма материи в естественном мире.
Если душа познается не посредством непосредственной интуиции, а посредством жизненной деятельности — видения, слуха, надежды и т. д. — душа есть то в нас, что позволяет нам делать такие вещи, мы, тем не менее, не можем идентифицировать душу как такой с любой из этих возможностей. Причина достаточно очевидна. Мы начинаем с непоколебимой веры в то, что слышать — это одно, а видеть — совсем другое. Способность слышать не может быть идентична способности видеть. Если бы это было так, первоначальное различие между ними было бы поставлено под угрозу.
Что бывает, то может случиться. То, что происходит на самом деле, относится к потенциальности. Быть актуальным и быть потенциальным — корреляты. Актуальное видение связано с потенциальным видением, реальное слышание — с потенциальным слышанием. Если действия разные, то и сила для их выполнения должна быть разной. И такие силы, способности или способности следует отличать от самой души. Если бы этого не было сделано, способность видеть была бы едина со способностью слышать, а это означало бы, что зрение и слух тождественны. Но если мы что-то знаем, мы знаем, что зрение не тождественно слуху. Итак, душу следует отличать от ее сил и их действий.
В сторону
Обратите внимание, насколько косвенно и косвенно говорит Фома о душе (он научился у Аристотеля). Нет никакого намека на то, чтобы заглянуть внутрь и увидеть душу, и что она не тождественна своим силам и действиям. Такой самоанализ хуже, чем пародия на аристотелевскую процедуру. Мы начинаем с жизненных действий — зрения, слуха, движения руки, выдоха и вдоха — которые мы сознательно выполняем.
То, что они отличаются друг от друга, так же достоверно, как и то, что они встречаются. Когда мы замечаем, что не все в физической вселенной проявляет эту активность, проводится различие между живым и неживым. Душа вводится как название особой субстанциональной формы живых существ. Отличие этих видов деятельности друг от друга обосновывает различие сил друг от друга и обуславливает различие между душой и ее силами.
Ничто из этого не зависит от какого-либо специального опыта, ничто из этого не требует трех кредитов ни в чем, ничто из этого не является «философским» или изощренным. Это обычные разговоры об обычных убеждениях. Первоначальный анализ этих вопросов апеллирует к стандартам и принципам обсуждения, которые уже есть у всех.
Слои жизни
Мало того, что существует множество видов жизнедеятельности, они ранжированы по степени выше и ниже. Это может нарушить ваши демократические порывы, но прислушайтесь к основе ранжирования.
Некоторые жизненные активности обнаруживаются во всем живом, некоторые — в меньшем количестве, а некоторые — только в человеке. Таким образом, основой для иерархической организации является, прежде всего, насколько широко распространены виды деятельности. Ваши худшие страхи перед элитарностью реализуются. Что не так, я представляю, как вы протестуете, с тем, что они распространены и широко распространены? А что такого особенного в том, чтобы быть особенным? Человек — единственный вид, который разжигает лесные пожары, но мы не вешаем ему за это медаль. Есть и другая основа. Некоторые жизненные акты более далеки от видов деятельности, в которых может участвовать любой физический объект, живой или нет, и это является основанием для того, чтобы сказать, что они более совершенны. Чем дальше от чисто природной деятельности, тем совершеннее жизнедеятельность.
Чувство восприятия
Деятельность органов чувств анализируется по образцу изменения или становления. Мы приходим, чтобы увидеть то-то и то-то, мы приходим, чтобы услышать то-то и то-то. Подобно тому, как Аристотель и Фома на основе аналогии со случайным изменением доказывали, что субъектом субстанциального изменения должна быть не-субстанция (первичная материя), так и устанавливается аналогия между физическим изменением и осознанием.
На основании этой аналогии о действительном видении говорят как о приобретении формы, поскольку всякое изменение приводит к тому, что субъект приобретает новую форму. Что является предметом изменения? Сила зрения. Глаз? Не совсем.
Когда я что-то чувствую, в моем теле происходят физические изменения. Если я прикасаюсь к чему-то холодному, моя рука остывает. Если я прикасаюсь к чему-то горячему, моя рука претерпевает физические изменения. Хотя ощущения немыслимы отдельно от таких изменений, такие изменения не являются тем, что мы подразумеваем под ощущением. Почему нет? Потому что мы не говорим, что кочерга, которой мы разжигаем огонь, чувствует сердце. Мы не говорим, что горшок чувствует суп. И так далее. Но такие физические изменения должны быть встроены в счет ощущения. Рука приобретает новую температуру, новую форму. Это необходимо для прикосновения, но не эквивалентно ему.
Восприятие — это получение формы, которое не приводит к созданию нового экземпляра этой формы. Когда я воспринимаю теплоту, запас теплых вещей не увеличивается, хотя изменение температуры моей руки увеличивает этот запас. Покрасьте забор в красный цвет, и в мире появится еще одна красная вещь. Посмотрите на красный забор. На самом деле видеть это — это изменение по сравнению с тем, что вы видите только потенциально. Скажите, что видение есть восприятие формы, красного, но из-за этого в мире нет другого экземпляра красного.
Восприятие формы в восприятии отличается от восприятия формы в материи. Когда форма принимается в материи, появляется новый экземпляр этой формы. Когда форма воспринимается в восприятии, не существует нового экземпляра формы. Форма в восприятии не воспринимается так, как форма принимается в материи.
Это источник разговоров о нематериальности. Этот разговор ускоряется, когда мы обращаемся к деятельности ума.
Думая о вещах
Как ни различно восприятие формы в чувственном восприятии, ощущение гораздо ниже мышления. Именно в мышлении мы имеем рецепцию формы, благодаря которой группа вещей является теми вещами, которые они есть, которые внутренне не связаны с физическим ощущением изменения, когда физический орган чувств должен претерпевать физические изменения.
Сохранена основная аналогия с физическим изменением. Познание вещей есть своего рода становление получением формы. Интеллект — это предмет изменения, форма — это то, что делает ряд вещей такими, какие они есть. Поскольку физическое изменение органа не связано с самим собой, мышление еще более удалено от физического изменения, посредством которого возникают новые особи вида. Форма, полученная умом, не делает ум другим экземпляром этой формы, как если бы размышление о том, что делает носорогов носорогами, превратило мыслителя буквально в зверя такого рода.
Разум больше, чем чувство, является субъектом своего рода становления, в котором форма воспринимается иначе, чем в материи.
Вот что имеется в виду, говоря об умственной деятельности как о нематериальной. Такой разговор возникает прямым путем из анализа того, что всем уже известно. Он не опирается на какую-то интроспективную интуицию, посредством которой мы обнаруживаем духовное царство внутри себя. Говорить о нематериальности мышления — значит просто говорить, что наше схватывание того, что делает вещи определенными, не создает другого экземпляра такого рода. Это, конечно, многое говорит, но дело не в том, чтобы соскользнуть в нематериальное, когда никто не смотрит.
Лекарство от мышления
Поскольку физические изменения приводят к единичным и индивидуальным вещам — этой субстанции, этой загорелой даме, этим перемещенным вилам — возникновение одной вещи означает прекращение существования другой. Бледность должна уйти, если я хочу стать загорелой; Я не могу быть там, где был, если я сейчас здесь; наказанием за диету является то, что я больше не толстяк 178. Если семя не умрет, растение не сможет жить.
В физическом мире вещи взаимодействуют; есть причины и следствия, действительно, взаимная причинность является признаком физического царства. Вещи заказаны. Но каждая вещь есть сама по себе, а не другая вещь, как сказал епископ Батлер. Св. Фома несколько раз говорит о знании как о некоем средстве от изоляции вещи от вещи. Это способ воздействия, который физически не изменяет получателя.
Когда я ем яблоко, оно у меня есть в каком-то смысле, но яблоко, конечно, перестает быть. Этого не происходит, когда я смотрю на яблоко или нюхаю его. Не происходит этого и тогда, когда я думаю о том, что делает яблоки яблоками. Иметь форму вещей в знании отличается от обладания этой формой физически. Физически мы можем иметь только одну субстанциальную форму, но в принципе мы можем знать все существующие виды форм. Благодаря знанию, вся вселенная может быть записана в нашем воображении в уменьшенном виде. Знание позволяет человеку быть микрокосмом гораздо более глубоким образом.
Бессмертие
Аристотель и Фома связывают свои философские доводы о том, что человеческая душа может существовать независимо от тела после смерти, на характере мышления. Природа мышления возвышает человеческую душу, хотя она и есть субстанциальная форма живого тела, свободная от ограничивающих и ограничивающих следствий материи.
Нередко думают, что человеческая личность не может просто превратиться в пыль из-за характера той деятельности, которая отличает человека от других природных существ. Способность думать о галактиках и миллиардах лет, охватывать человеческую историю и продолжительность нашей Солнечной системы, все это, сидя, не кажется нам чем-то, что можно выключить, как свет.
Эта догадка, если она у нас есть, была разработана Аристотелем и Фомой в их доказательстве бессмертия человеческой души.
Результат этого доказательства вызывает недоумение у Аристотеля и неудовлетворителен для Фомы. Аристотель почти никогда в зрелые годы не говорит о душе после смерти. Когда он это делает, в Никомаховой этике обсуждение кажется нечетким. Христианская вера в воскресение тела дает Фоме гораздо более богатую концепцию конечного состояния человека.
Нерв доказательства живучести души таков. Мышление — это деятельность, которая сама по себе не связана с телесным органом, и это дает основание говорить, что душа, силой которой является сам разум, способна существовать без материи.
ТЕКСТОВ МАСТЕРОВ
Силы или способности души
Я отвечу, что следует сказать, что потенция как потенция предписывается действовать, так что потенция должна пониматься в терминах действия, которому она приказано, и будет множество потенций, поскольку существуют различные действия. Действия, в свою очередь, различаются с точки зрения их объектов. Каждое действие имеет либо пассивную, либо активную потенцию, и объект пассивной потенции относится к его действию как действенный принцип или причина: поскольку цвет перемещает зрение, он является принципом видения. Объект активной силы относится к ней как срок и цель: как способность роста относится к идеальному размеру, который является ее целью. Благодаря им действие является таким, будь то принцип или цель и срок. . …Потенции затем различаются своими действиями и объектами.
Лекарство от знаний
Итак, заметьте, что вещь совершенна двояко. Во-первых, по совершенству своего существования, которое принадлежит ему в силу его собственного вида. Но так как специфическое бытие одной вещи отличается от специфического бытия другой, то во всякой сотворенной вещи, обладающей такого рода совершенством, отсутствует столько же абсолютного совершенства, сколько в других видах обнаруживается в большей степени, так что совершенство чего бы то ни было сам по себе несовершенен, поскольку он является лишь частью полного совершенства вселенной, которое получается путем сложения совершенств, разбросанных между вещами. Поэтому, чтобы иметь какое-то средство от этого несовершенства, в сотворенных вещах обнаруживается иной способ совершенства, поскольку в них находится совершенство, свойственное другой вещи, и это есть совершенство познающего как познающего. Поскольку что-то известно знающему, оно существует определенным образом внутри знающего, поэтому в О душе Аристотель сказал, что душа в некотором роде есть все, потому что она способна познавать их все. Таким образом, совершенство всей вселенной может существовать в одной вещи. Следовательно, философы говорят, что это высшее совершенство, которого может достичь душа, что в нем описан весь порядок вселенной и его причины, и они считают это конечной целью человека, которая, по нашему мнению, будет состоять в видении Бога. поскольку, как выразился Григорий, «чего не увидят те, кто видит того, кто видит все?» Совершенство одной вещи не может быть в другой в определенном существовании, которое оно имеет в самой вещи, поэтому для того, чтобы оно могло быть в другой, оно должно рассматриваться без того, что делает его определенным. А так как формы и совершенства вещей определяются материей, то нечто будет познаваемо в той мере, в какой оно отделено от материи, поэтому то, в чем таким образом воспринято это совершенство, само должно быть нематериальным. Ибо если бы оно было материальным, то полученное совершенство находилось бы в нем согласно определенному способу существования и, таким образом, не было бы в нем как познаваемое, а именно постольку, поскольку, будучи совершенством одной вещи, оно способно быть в другом. . ..Так говорит Аверроэс, комментируя De anima что форма не принимается в возможном интеллекте таким же образом, как она принимается в первичной материи; необходимо, чтобы воспринятое в познающем разуме было нематериальным, и таким образом мы видим, что в соответствии со степенями невещественности в вещах существуют степени познания. Растения и то, что ниже их, ничего не может воспринять нематериально и совершенно лишено познания. . … Чувство принимает виды без материи, но с материальными условиями, тогда как интеллект получает их очищенными от материальных условий. Так и в познаваемых вещах есть порядок. Материальные вещи, как говорит Аверроэс, не умопостигаемы, пока мы не делаем их таковыми, ибо они умопостигаемы только в потенции, но действительно становятся умопостигаемыми благодаря свету деятельного интеллекта, подобно тому как цвета становятся действительно видимыми в свете солнца. Нематериальные вещи умопостигаемы сами по себе, следовательно, сами по себе они более познаваемы, хотя и менее познаваемы для нас. Следовательно, поскольку Бог есть конец отделения от материи, поскольку он полностью свободен от всех потенциальностей, он одновременно является и высшим знающим, и наиболее познаваемой реальностью.
— Спорные вопросы об истине , вопрос 2, статья 2.
<< ======= >>
Фома Аквинский и счастье
Фома Аквинский (1224-1274) — одна из выдающихся фигур в западной философии и теологии, настолько великая, что Римско-католическая церковь даже называет его «ангельским доктором». В течение двадцати лет он написал более сорока книг, в том числе свой шедевр The Summa Theologica , в котором он строит обширную систему, объединяющую греческую философию с христианской верой. Во второй части этого замечательного труда, а также в 3-й книге его более короткого тома Summa contra Gentiles , он излагает систематический ответ на вопрос, что такое человеческое счастье и можно ли его обрести в этой жизни. Его окончательный ответ заключается в том, что совершенное счастье ( beatitudo ) невозможно на земле, но возможно несовершенное счастье ( felicitas ). Это ставит Аквината посередине между такими, как Аристотель, считавший, что полное счастье возможно в этой жизни, и другим христианским мыслителем, святым Августином, который учил, что счастье невозможно и что наше главное удовольствие состоит просто в предвкушении небесной загробной жизни.
Краткая предыстория
Фома Аквинский родился в замке Роккасекка, к северу от Неаполя, в богатой аристократической семье. Однако после учебы в Неаполитанском университете он отказался от своего благородного происхождения, дал обет безбрачия и решил стать монахом. Он вступил в доминиканский орден и учился у Альберта Великого (также известного как Альберт Великий), который инициировал великий проект интеграции всех знаний с христианством. Это означало не бояться эмпирической науки или вклада великих арабских философов, которые уже синтезировали философию Платона и Аристотеля со своей мусульманской верой. Фома Аквинский был таким толстым и таким молчаливым в классе, что однокурсники называли его «Немой Бык». Однако Альберт ответил: «Вы называете его Немой Бык, но я говорю вам, что этот Немой Бык будет реветь так громко, что его рев заполнит весь мир».
Фома Аквинский в конце концов был назначен лектором в различные доминиканские дома в Италии, но его настоящей задачей был шедевр, его Summa Theologica , «Сумма всего богословия», в которой изложена целая книга, посвященная вопросу о счастье. Двадцать лет Аквинский работал над этим проектом, но в декабрьскую ночь 1273 года после мессы ему явилось мистическое видение, которое разрушило все его устремления. После той ночи он больше не написал ни слова и умер через шесть месяцев. Сообщается, что на смертном одре он указал на все свои книги и сказал: «После того, что я испытал, все это просто солома». Как мы увидим, это наиболее иронично, если принять во внимание взгляды святого Аквината на счастье, поскольку в IX в. 0100 Summa один из его основных выводов состоит в том, что истинное счастье состоит в мистическом (блаженном) видении Бога, которое возможно только в загробной жизни.
Доктрина двойного счастьяУже в своей книге Summa Contra Gentiles Фома Аквинский занял позицию, аналогичную позиции святого Августина, согласно которой совершенное счастье невозможно в этой жизни. Фома Аквинский серьезно относится к уверению святого Павла в 1 Коринфянам 13:12, что «ибо теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, а тогда видим лицом к лицу». В этом мире слишком много неудовлетворенных желаний, чтобы достичь конечного блага, к которому все мы стремимся по своей природе. Кроме того, Бог в основном создал нас с желанием прийти к совершенному познанию Его, но это скрыто от нас, пока мы находимся в наших смертных телах. Истинное познание Бога требует способности видеть Его непосредственно, но это возможно только полностью очищенной душой. Когда это произойдет, мы испытаем высшее наслаждение — чистое и вечное блаженство, которое станет удовлетворением всех человеческих желаний и стиранием всякой печали или беспокойства.
Однако, в отличие от святого Августина, святой Аквинский продолжает утверждать, что здесь, на земле, мы можем достичь своего рода «несовершенного счастья». В этом он, несомненно, находится под влиянием Аристотеля, который утверждал, что счастье зависит от актуализации своих природных способностей. Высшей способностью, которой обладает человек, является Разум, из чего следует, что мы можем достичь счастья в этой жизни пропорционально степени истины, доступной Разуму. Как он пишет:
Высшее счастье человека состоит в созерцании истины, ибо эта операция специфична для человека и недоступна ни одному другому животному. Также оно не направлено ни к какой другой цели, поскольку созерцание истины ищется ради нее самой. Кроме того, в этой операции человек соединяется с высшими существами (субстанциями), так как это единственная человеческая операция, совершаемая как Богом, так и отдельными субстанциями (ангелами). ( Summa Contra Gentiles , книга 3, глава 37)
Хотя совершенное осознание Истины произойдет только на небесах, где мы будем воспринимать Бога «лицом к лицу», здесь, на земле, существует несовершенный аналог этого видения. Таким образом, Аквинат проводит различие между «совершенным счастьем», которое он называет beatitudo , и «несовершенным счастьем», называемым felicitas . Делая это различие, Фома Аквинский может смягчить пессимистический взгляд на человеческую природу, выраженный святым Августином, включая учение о первородном грехе. Как пишет Аквинский, «Человеческая природа не настолько полностью испорчена грехом, чтобы в ней полностью отсутствовала естественная доброта». В нас есть импульс, который ищет Бога, и другие импульсы, которые тянут нас к мирским удовольствиям. Однако можно начать процесс исцеления уже в этой жизни, применяя естественные добродетели, о которых говорит Аристотель, — добродетели мудрости, мужества, умеренности, справедливости, дружбы и т. д. Кроме того, Бог в Своей благодати открыл нам сейчас три дополнительные добродетели: веры, любви и надежды. Они будут тянуть нас до конца, пока мы начинаем прилагать усилия. Это предложение о совершенном и несовершенном счастье привело к признанию духовности и религии, влияющих на счастье, хотя и порожденных библейским богословием.
Счастье как познание БогаФома Аквинский непреклонен в своем мнении, что наше истинное счастье может быть найдено только в познании Бога. Никакие другие мирские блага или удовольствия не могут по-настоящему дать нам то высшее благо, к которому мы стремимся. Как он утверждает в Summa Theologica :
, невозможно, чтобы какое-либо сотворенное благо составляло человеческое счастье. Ибо счастье есть то совершенное благо, которое полностью удовлетворяет желание человека; иначе это не было бы окончательным концом, если бы что-то еще оставалось желать. Итак, предметом воли, т. е. желания человека, является всеобщее благо; точно так же, как объектом ума является то, что универсально истинно. Отсюда ясно, что ничто не может удовлетворить волю человека, кроме того, что является всеобщим благом. Это следует искать не в какой-либо твари, а только в Боге, потому что всякая тварь причастна только добру. Поэтому только Бог может удовлетворить волю человека, по словам Псалтири (102:5): «Единый насыщающий благами желание твое». Следовательно, только Бог составляет счастье человека». (Summa Theologica Part 2. Q.1. Статья 8)
Этот отрывок хорошо иллюстрирует уникальное сочетание строгих логических рассуждений св. Аквината с использованием им Писания, которое открывает нам ту же истину другими средствами, в данном случае устами пророка. Ничто не может противоречить Истине: следовательно, если Разум и Откровение являются действительными путями к истине, они в конечном счете должны быть согласованы. Итак, Разум подтверждает нам то, что мы уже знаем в глубине души: наше высшее желание заключается в абсолютном совершенстве, которое можно найти только в Боге, в абсолютном Бытии.
Таким образом, для Аквината мы должны провести четкое различие между наслаждением и счастьем. Наслаждение относится к мирским благам и физическим удовольствиям, но они, как правило, очень недолговечны. И даже если бы все наши мирские желания были удовлетворены — даже если бы мы испытали все возможные наслаждения — мы остались бы несчастными, так как у нас все еще было бы ноющее чувство, что чего-то не хватает. Сегодня Фома Аквинский указал бы на опыт многих богатых людей и знаменитостей как на доказательство этой истины. Несмотря на то, что у них есть все мирские блага — вкусная еда, автомобили, дома, отдых, друзья, семья, — многие из них остаются глубоко несчастными, вплоть до страданий от наркотиков и самоубийств. Фома Аквинский объяснил бы это следующим образом: когда чувствуется каждое наслаждение, душа начинает жаждать чего-то большего, чем просто наслаждение. Но если человек не знает этого «чего-то большего» или не знает, как найти его, наслаждение превращается в боль и страдание. Это также объясняет, почему мы видим, как многие миллиардеры внезапно меняются к середине или концу своей жизни: это мучительное чувство, что есть что-то большее, приводит к благотворительной деятельности или ориентации на более высокую цель в жизни.
Однако можно усомниться в утверждении Фомы Аквинского, что совершенное счастье возможно только в загробной жизни. Возможно ли очистить душу в этой жизни, чтобы получить непосредственный опыт Высшей Реальности? Буддисты и индуисты, конечно, так думают: они могут указать на некоторых личностей, таких как Будда, которые достигли абсолютного просветления. И есть мистическая сторона монотеистических религий, таких как христианство, ислам и иудаизм, согласно которым конечной целью является Единство с Богом, которое было достигнуто различными святыми или пророками на протяжении всей истории. Собственный мистический опыт Аквината в конце его жизни может быть как раз таким примером: возможно, он действительно достиг блаженного видения Бога, видения настолько сильного, что оно сделало все его слова устаревшими.
ЗаключениеФома Аквинский придерживался следующих взглядов на человеческое счастье:
- Совершенное счастье ( beatitudo ) невозможно в этой жизни, но только в загробной жизни для тех, кто достигает прямого восприятия Бога
- Там может быть несовершенным счастьем ( felicitas ), достижимым в этой жизни, пропорционально упражнению Разума (созерцание истины) и упражнению добродетели.
- Добродетель следует разделить на две категории: 1) традиционные аристотелевские добродетели мудрости, мужества, умеренности, дружбы и т. д. и 2) богословские добродетели, открытые человеку через Иисуса Христа: вера, надежда и любовь.
- Существует важное различие между наслаждением и счастьем. Наслаждение касается удовлетворения мирских желаний. Счастье касается обретения нашего абсолютного совершенства, которое по определению можно найти только в абсолютном Бытии, которым является Бог.
Статьи по теме «Погоня за счастьем»
Различные взгляды на счастье, предложенные тремя нижеприведенными философами, также могут помочь в поисках счастья:
- Эпикур на счастье
- Сократ и Счастье
- Чжуангзи на счастье
Внешние статьи
- См. Также Стэнфордская Энциклопедия. Вход в философию 9019 999999998. Библиография
Аквинский, Фома; Мэри Т. Кларк (2000). Читатель Аквинского: отрывки из сочинений Фомы Аквинского. Издательство Фордхэмского университета.