Методика обучения младших школьников математике в дочисловой период.
У детей в дочисловой период Урок: 30 минут
Особенности детей:
-плохо развита мелкая мускулатура
-быстро устают
— неустойчивость внимания
— слабо развито мышление
-слабо развита конкретизация.
На уроках дочислового периода надо систематизировать и пополнять знания, умения и навыки, которыми обладают дети, дать те знания, которые необходимы для изучения нумерации.
Задачи изучения темы.
1. Должно быть отработано умение вести счет различных объектов (предметов, звуков, движений). Дети должны усвоить, что, отвечая на вопрос «сколько?», предметы можно считать в любом порядке, а на вопрос «который по счету?» — в определенном, указанном порядке.
На уроках дочислового периода дети считают хором, по цепочке, индивидуально, по представлению (Сколько этажей в школе? Сколько героев в сказке «Репка»?)
Дети знакомятся с
— не пропускать при счете ни один предмет;
— ни один предмет не считать дважды.
2. На основе многочисленных практических упражнений дети должны научиться сравнивать две группы предметов, выясняя, в которой из них содержится больше (меньше) предметов, или же убедиться в том, что они содержат равное число предметов.
Сравнение ведется без счета – образованием пар предметов, а также с помощью счета предметов. Сравнение ведется в обе стороны: если в одной из сравниваемых групп предметов больше, то в другой — на столько же меньше. Решается задача по уравниванию количества предметов в группах (двумя способами: добавляют недостающие предметы, убирают «лишние»)
3. На этих уроках уточняются пространственные представления
: дети должны научиться различать, например, на странице учебника верхнюю и нижнюю картинку, левую и правую страницы учебника, большой рисунок и маленький, научиться понимать выражения «выше», «ниже», «направо», «справа налево» и т.п.
4. Дети должны научиться понимать выражения, отражающие порядковые отношения: «следовать за», «стоять (идти) перед», «находиться между».
Продолжительность дочислового периода— приблизительно неделя (5-6 уроков). На первой неделе занятий дети учатся работать со счетным материалом, с книгой и в тетради. Формирование соответствующих умений и навыков на уроках дочислового периода только начинается, оно будет продолжено на уроках по теме «Нумерация».
Помимо основных видов деятельности, дети группируют предметы по разным признакам, в т.ч. по форме, цвету, размеру. Вводятся сложение и вычитание на множествах, переместительное свойство умножения.
Методика изучения нумерации чисел первого десятка.
Нумерация– это система изучения чисел. В традиции изучению чисел предшествует подготовительный период, где дети усваивают особенности счета предметов и отношения «больше», «меньше», «столько же».
Задачи:
— познакомить с образованием числа первого десятка
— научить обозначать число цифрой
— соотносить количество, число и цифру
— счет в пределах 10
— определить место числа в ряду чисел
— выполнять сравнение
— изучить состав числа
Изучение чисел происходит последовательно от 1, 2 до 10, затем знакомятся с числом 0. При изучении этой темы дети должны уяснить образование чисел первого десятка, обозначение их на письме, положение в натуральном ряду чисел, состав чисел и научиться выполнять сложение и вычитание вида а+1, а-1. В соответствии с этим подходом последовательно рассматриваются отрезки натурального ряда чисел 1 2, 1 2 3, 1 2 3 4 , …1 2…10.
Проведя такие рассуждения 3-4 раза. Только с другими предметами. Выясняют, что число 4 больше числа 3 на 1. а число 3 меньше числа 4 на 1. Таким образом, число 4 стоит в ряду чисел после 3. Получая следующее число. Учащиеся знакомятся с соответствующей цифрой и учатся её писать. Такое одновременное введение числа и цифры затрудняет осознание различий между этими понятиями.
Число 0 появляется как численность множества, из которого последовательно убираются все элементы.
Формирование представлений о каждом числе, включая виды деятельности:
1. Повторение ранее изученных чисел
2. Знакомство с образованием нового числа (путем присчитывания 1 к предыдущему числу)
3. Пересчет предметов с интонацией выделять число последнего (последнее количество предметов)
4. Обозначать число цифрой
5. Обучение написания чисел
7. Подбор к данному числу соответствующего количества предметов
8. Управление в сравнении множеств
9. Определение места числа в натуральном ряду
10. Знакомство с составом числа
11. Выполнение сложения чисел из которых состоит число и вычитание из данного числа
12. Выполнение практических заданий на + и –
Наглядность:
— кассы
— предметы для счета
— карточки
— карточки с образцом
— таблицы состава числа
— карточки арифметических задач
0 – 9
studopedia.net
Сборник математических игр на дочисловой период (1 класс)
Сборник игр по формированию дочисловых математических представлений у обучающихся 1 класса.
Цель данного альбома — сформировать у обучающегося дочисловые математические представления и научить:
«много — мало», «больше — меньше», «столько же (поровну)»;
сравнивать два предмета контрастного размера по длине, ширине, высоте, толщине;
определять пространственное расположение предметов по отношению к себе и к другому предмету;
определять расположение предметов и показывать (называть или изображать) их на плоскости листа.
Рекомендации по работе
Работу в альбоме следует начинать, когда ребенок не занят каким-либо интересным для него делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра -дело добровольное!
Сначала прочтите маленькому ученику сказку о волшебной стране, а затем вместе с Вами он будет «путешествовать» по страницам альбома, выполняя хитрые ловушки-задания злого волшебника.
Прочитайте ребенку задание, но не торопите его с ответом — предоставьте возможность подумать, порассуждать. Ребенок должен быть уверен, что он сам справится с заданием.
Если ребенок устал и отвлекается — сделайте перерыв, но уже начатое задание необходимо довести до конца, формируя при этом мотивацию к учебной деятельности.
Не забудьте похвалить ребенка за старание!
Понятия «большой — маленький».
На скамейках детской площадки сидят малыши-зверята. Покажи, где большая скамейка, а где — маленькая? На какой скамейке сидят кошка с котенком? На какой скамейке играет медвежонок? Раскрась большую скамейку карандашом зеленого цвета, а маленькую — карандашом желтого цвета.
Понятия «одинаковый — разный».
Найди одинаковые игрушки и раскрась каждую пару игрушек цветными карандашами одинаково.
Понятия «широкий — узкий».
Наступила весна: побежали первые ручейки, реки освободились ото льда. Покажи, где широкая река, а где — узкий ручеёк? По какой реке плывёт большой корабль? По какому ручейку плывёт маленький кораблик? Раскрась корабль, который плывёт по широкой реке, карандашом жёлтого цвета, а кораблик, который плывёт по узкому ручейку, — карандашом красного цвета.
Понятия «высокий — низкий».
Строители построили новые дома. Покажи, какой дом высокий, а какой — низкий? Раскрась высокий дс карандашом голубого цвета, а низкий — карандашом розового цвета.
Понятия «много — мало — поровну».
Зайчата Зай и Чик готовятся к празднику. Покажи, у какого зайчика много шариков, а у какого — мало? Дорисуй шарики так, чтобы у зайчиков их стало поровну.
Понятия «длинный — короткий».
Маша и Даша живут в одном доме на разных этажах. Покажи, какая лестница длинная, а какая — короткая? По какой лестнице девочка поднимается вверх, а по какой — спускается вниз? Раскрась длинную лестницу карандашом зелёного цвета.
Понятия «толстый — тонкий».
На лесной полянке выросли два грибочка — боровик и мухомор. Покажи, у какого гриба толстая ножка, а у какого — тонкая? Назови гриб с толстой ножкой. А как называется гриб с тонкой ножкой?
Раскрась шляпку гриба с толстой ножкой карандашом коричневого цвета, а с тонкой ножкой — карандашом красного цвета. А каким цветом ты раскрасишь листочек и травку? Раскрась их.
Понятия «глубоко — мелко».
Дети купаются в пруду. Покажи, какой мальчик купается там, где глубоко? Раскрась его шапочку карандашом красного цвета. А какой мальчик купается там, где мелко? Раскрась его шапочку карандашом жёлтого цвета.
Понятия «прямой — кривой».
На полянке выросли цветы — мак и колокольчик. Покажи, у какого цветка прямой стебель, а у какого — кривой? Назови цветок с прямым стеблем. А как называется цветок с кривым стеблем? Раскрась цветок с прямым стеблем карандашом голубого цвета, а с кривым — карандашом красного цвета. А каким цветом ты раскрасишь стебли и листья? Раскрась их.
Понятия «впереди — сзади».
Кот в сапогах и мышонок идут в замок короля. Покажи, кто идет впереди, а кто — сзади? Раскрась Кота в сапогах и мышонка цветными карандашами.
Понятия «дальше — ближе».
Грузовые машины едут по дорогам. Покажи, какая машина нарисована дальше от тебя, а какая ближе к тебе? Раскрась ту машину, которая
Понятия «слева — справа»
На Новый год в детский сад принесли две ёлки: большую и маленькую. ‘ Назови, какая по размеру ёлка стоит слева от тебя, а какая справа от тебя? Раскрась шары на большой ёлке карандашом оранжевого цвета, а шары на маленькой — карандашом голубого цвета. А каким цветом ты раскрасишь иголки на ёлках? Раскрась их.
Определение расположения предметов на плоскости листа.
— Рассмотри рисунок и скажи, из какой сказки эти герои? Кто нарисован посередине? А кто — в правом верхнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу; в левом нижнем углу? Раскрась героев сказки цветными карандашами.
— Нарисуй над зонтиком яблоко, под зонтиком цветочек, справа — флажок, слева — воздушный шарик; в правом верхнем углу — солнышко, в левом верхнем углу — домик; в левом нижнем углу — грибок, в правом нижнем углу — ёлочку. Раскрась рисунки цветными карандашами.
Понятия «большой — маленький».
Понятия «одинаковый — разный».
Понятия «широкий — узкий».
Понятия «высокий — низкий».
Понятия «много — мало — поровну».
Понятия «длинный — короткий»
Понятия «толстый — тонкий».
Понятия «глубоко — мелко».
Понятия «прямой — кривой».
Понятия «впереди — сзади».
Понятия «дальше — ближе».
Понятия «слева — справа»
Определение расположения предметов на плоскости листа.

СБОРНИК МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР.
2018 г.
infourok.ru
11. Методика обучения математике в дочисловой период.
Д.п. – это подготовка к изучению чисел.
Этапы концентра «Десяток»:
Дочисловой период и подготовительный период;
Нумерация чисел;
Сложение и вычитании.
Задачи периода:
1. Выявление уровня подготовленности каждого ученика.
2. Основная задача – это систем.и пополнение знаний, которые необходимы для изучения нумерации.
Отработать умение вести счет различных объектов (умение сл.: знание последов. чисел в пределах 10, соотносить число – множество, вопрос «Сколько»?).
О.умение сравнивать предметы по различным пр.
Ф. элементарные умение ориентироваться в пр.
Выяснение порядковых отношений (стоять за, перед, между).
Уточнение временных предст. (раньше, позже, до, после).
Ф. умения сравнивать две группы предметов.
3. Ф. элементарных учебных умений и навыков, связанных с использованием учебника, тетради, индивидуального счетного материала, маркерных досок. На этих же уроках учащиеся должны познакомиться с основными правилами поведения в классе.
12. Десятичная система счисления. Двузначные числа.
13. Десятичная система счисления. Трёхзначные числа.
14. Формирование навыка письменного сложения и вычитания многозначных чисел
15. Случаи умножения и деления с 0
Случаи умножения и деления с 0 считаются особыми и рассматриваются отдельно от табличных случаев умножения и деления, поскольку они не могут быть объяснены с общих позиций смысла действий умножения и деления. Для обоснования математического смысла этих случаев в определении действия умножения оговорены два дополнения, определяющие способ получения результата в этих случаях.
По определению умножение целых неотрицательных (натуральных) чисел — это действие, выполняющееся по следующим правилам:
а*b=а+а+а+а…+а, при b больше 1
b – число слагаемых
а*0=0, при b=0
Поскольку фраза: «повторяем слагаемые 0 раз» не имеет смысла, на общее определение в этом случае не ссылаются, а просто вводят этот случай по соглашению, т. е. сообщают детям, что умножая любое число на 0, получаем в произведении 0.
В общем виде это правило оформляется в буквенном выражении:
а*0=0
Соответствующее правило предлагаются детям для запоминания:
При умножении любого числа на нуль получается нуль.
Аналогичным образом вводится правило: На нуль делить нельзя!
В отличие от этих правил, способы умножения числа 0 на любое число возможно объяснить ученику начальной школы, используя имеющиеся у него знания.
Например, для объяснения случая 1*7 обратимся к смыслу действия умножения как суммирования одинаковых слагаемых. В данной записи, первый множитель показывает, какое число суммируем, а второй множители — сколько раз, таким образом:
0*5=0+0+0+0+0=0
Для объяснения случая вида 0:а=0 следует обратиться к правилу взаимосвязи компонентов умножения и деления.
Рассмотрим случай «0:8».
Для получения значения частного воспользуемся правилом: «если значение частного умножить на делитель, то получим делимое». Делитель — число 8, найдем частное методом подбора с последующей проверкой но обозначенному правилу.
Единственное число, подбираемое к данному значению частного — это 0. поскольку 0-8 = 0. Значит. 0:8=0.
В общем виде эта закономерность оформляется в буквенном виде:
0:а=а
А также в виде словесного правила:
При делении нуля на любое другое число получается 0.
studfiles.net
Методика обучения математике в дочисловой период.
Стр 1 из 2Следующая ⇒Методика обучения математике в дочисловой период.
·Этапы концентра десяток.
·Место изучения этапа «Дочисловой период» в системе изучения математики.
·Задачи дочислового периода.
·Упражнения, направленные на решение этих задач.
Методика обучения нумерации чисел первого десятка.
·Основные вопросы, которые должны быть рассмотрены при ознакомлении с каждым числом.
·Основной принцип изучения нумерации чисел первого десятка.
· Теория вопроса (натуральное число, число количественное и порядковое)
·Методика изучения (введение натурального числа, образование нового числа, знакомство с цифрой и ее записью, сравнение нового числа с ранее изученным, место числа в ряду натуральных чисел, состав натурального числа)
·Знакомство с числом «нуль».
Методика обучения нумерации чисел от 11 до 20.
·Этапы изучения концентра «Сотня».
·. Причины выделения двух ступеней в изучении нумерации в пределах 100.
· Основные задачи, стоящие перед учителем
· Устная нумерация
· Письменная нумерация.
· Вопросы, изучаемые одновременно с нумерацией.
·Наглядные пособия, используемые при изучении нумерации от 11 до 20.
Методика обучения нумерации чисел от 21 до 100.
·Этапы изучения концентра «Сотня».
·Основные задачи, стоящие перед учителем.
·Причины выделения двух ступеней в изучении нумерации в пределах 100.
·Устная нумерация
·Письменная нумерация.
· Вопросы, изучаемые одновременно с нумерацией.
·Наглядные пособия, используемые при изучении нумерации от 21 до 100.
Изучение устной и письменной нумерации в пределах тысячи.
·Цели изучения нумерации тысячи.
·Группы понятий, связанных с нумерацией в пределах тысячи.
·Устная нумерация.
·Письменная нумерация.
·Вопросы, изучаемые одновременно с нумерацией.
·Наглядные пособия, используемые при изучении нумерации в пределах 1000.
Изучение нумерации многозначных чисел.
·Задачи учителя.
·Используемые наглядные пособия.
·Место темы в системе изучения математики.
·Этапы изучения и соответствующие упражнения.
Обучение сложению и вычитанию в пределах чисел первого десятка.
·Этапы концентра десяток.
·Задачи учителя.
·Этапы изучения, их теоретическое обоснование, способ действия.
·Методика изучения сложения и вычитания в переделах 10 (подготовительная работа, знакомство с приемом, формирование навыка для каждого этапа)
Изучение табличного сложения и вычитания в пределах 20.
·Этапы изучения концентра «Сотня».
·Задачи учителя.
·Сложение (подготовительные упражнения, ознакомление с приемом, упражнения на закрепление).
·Вычитание (два приема вычисления, первый прием — подготовительные упражнения, ознакомление с приемом, второй прием — подготовительные упражнения, ознакомление с приемом, упражнения на закрепление).
Изучение устных приемов сложения и вычитания в пределах сотни.
·Цель и принцип изучения.
·Классификация приемов в зависимости от используемого свойства.
· Методика изучения вычислительных приемов (на примере одного из приемов: подготовительная работа, введение приема, закрепление приема).
Методика формирования представления о произведении чисел.
·Подготовительная работа.
·Введение умножения.
·Формирование представлений о произведении чисел.
Методика формирования представления о частном чисел.
·Подготовительная работа.
·Введение деления.
·Формирование представлений о частном чисел.
Подготовительный этап изучения табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления.
·Основные вопросы подготовительного этапа.
·Переместительный закон умножения (цель, путь введения, значение закона)
·Взаимосвязь компонентов при умножении и делении (цель изучения, путь введения, значение).
Подготовительный этап изучения табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления.
·Основные вопросы подготовительного этапа.
·Случаи умножения и деления с 1 ( умножение 1 на число и числа на 1, деление с 1 — два случая).
· Случаи умножения и деления с 0.
· Случаи умножения и деления с числом 10 (4 случая).
Подготовительный этап изучения табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления: изучение таблиц с числом 2 и 3.
·Основные вопросы подготовительного этапа.
·I таблица (цель, основной прием нахождения произведения, используемая наглядность, другие нахождения произведения)
·II таблица.
· III и IV таблица.
Обучение табличному умножению и делению, формирование вычислительных навыков.
·Определение табличного умножения и деления.
·Цель и принципы изучения.
·Введение таблиц умножения и деления.
·Усвоение табличных результатов.
·Методические рекомендации.
Обучение устным приемам внетабличного умножения и деления в пределах 100.
·Понятие внетабличного умножения и деления.
·Случаи внетабличного умножения и деления.
·Этапы изучения внетабличного умножения. (свойство умножения суммы на число, случаи внетабличного умножения — теоретическая основа, подготовительная работа, введение приема для каждого случая).
· Этапы изучения внетабличного деления (свойство деления суммы на число, случаи внетабличного деления — теоретическая основа, подготовительная работа, введение приема для каждого случая).
Обучение делению с остатком.
·Теория вопроса
·Этапы изучения (I-VI этапы — цель и методика)
Формирование навыков письменного сложения и вычитания (по концентрам).
·В концентре «Сотня» (место темы в системе изучения, причина введения алгоритма, знакомство с алгоритмом).
·В концентре «Тысяча» (трудности изучения сложения и вычитания)
·В концентре «Многозначные числа» (основная задача учителя, основной принцип изучения, способ введения примеров, решение примеров на вычитание с нулями в уменьшаемом)
Изучение алгоритмов письменного умножения на однозначное число.
·Место темы в системе изучения математики.
·Подготовительная работа.
·Знакомство с письменным приемом ( случай, прием, его обоснование, ознакомление с алгоритмом)
·Частные случаи умножения на однозначное число.
Изучение алгоритмов письменного умножения на разрядное число.
·Место темы в системе изучения математики.
·Умножение числа на произведение.
·Устные приемы.
·Письменные приемы.
Изучение алгоритмов письменного умножения на двузначное и трехзначное число.
·Место темы в системе изучения математики.
·Умножение числа на сумму.
·Устные приемы.
·Письменные приемы.
Изучение алгоритмов письменного деления на однозначное число.
·Место темы в системе изучения математики.
·Подготовительная работа.
·Устные приемы.
·Письменные приемы.
Изучение алгоритмов письменного деления на разрядное число.
· Место темы в системе изучения математики.
· Подготовительная работа.
· Устные приемы.
· Деление с остатком на 10, 100, 1000.
· Письменные приемы.
Изучение алгоритмов письменного деления на двузначное и трехзначное число.
· Место темы в системе изучения математики.
·Задачи изучения.
· Письменные приемы.
·Частные случаи письменного деления на двузначное и трехзначное число.
Обучение учащихся общим приемам решения текстовых задач.
· Ознакомление с содержанием задачи.
· Поиск решения задачи.
Обучение учащихся общим приемам решения текстовых задач: способы разбора задач.
·Анализ.
·Синтез.
Обучение учащихся общим приемам решения текстовых задач.
·Выполнение решения (формы записи).
·Проверка решения (способ подстановки, прикидка, решение задачи другим способом, составление и решение обратной задачи).
Обучение учащихся общим приемам решения текстовых задач: работа над решенной задачей.
·Цели дополнительной работы.
·Виды работы над решенной задачей.
Обучение решению задач в два действия.
·Отличие простой задачи от составной.
·Структура первой составной задачи.
·Подготовительные упражнения.
·Введение первой составной задачи.
·Формирование умения в решении составных задач.
Обучение решению задач на нахождение суммы и остатка.
· Подготовительная работа.
· Введение первой задачи.
· Формирование умений в решении.
Методика формирования представлений о длине отрезков. Ознакомление с единицами длины и их соотношением.
·Задачи изучения темы.
·Этапы изучения.
·Вопросы, связанные с изучением длины.
Масса тела. Емкость.
·Задачи изучения темы.
·Этапы изучения.
Методика обучения математике в дочисловой период.
·Этапы концентра десяток.
·Место изучения этапа «Дочисловой период» в системе изучения математики.
·Задачи дочислового периода.
·Упражнения, направленные на решение этих задач.
infopedia.su
«Методика изучения дочислового периода в 1-м классе».
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова»
Открытый урок на тему:
«Методика изучения дочислового периода в 1-м классе».
Предмет: Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания.
Технология: укрупнение дидактических единиц.
2 «а» курс школьного отделения
Элиста.
Тема урока: «Дочисловой период». Методика изучения
этой темы.
Цели: 1) Познакомить студентов с методикой частных вопросов, с методикой преподавания этой темы;
2) Показать методику работы с учебниками «Математика» 1-х
классов;
3) Повторить общие вопросы методики.
Оборудование: учебники, слайды, ИКТ, карточки.
Технология УДЕ
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение прошлого материала.
Какие вопросы изучает предмет «Методика преподавания математики»?
Что входит в содержание курса математики начальной школы?
Из чего состоит арифметический материал?
Показ слайда.
Особенности построения начального курса математики
Основа – арифметика натуральных чисел и основных величин.Элементы алгебры и геометрии
Многозначные числа
Органически связаны главное обработка вычисленных навыков при ведущей роли
Математические понятия свойства закономерности раскрываются в их взаимосвязи
Каждое понятие получает свое развитие
Сходные или связанные между собой вопросы рассматриваются в сравнении
Геометрический
материал
Геометрия
фигуры
Геометрия
чисел
Точка, прямая,
отрезок, кривая,
ломанная
длина, периметр,
площадь
Учебники
Программа
Теоретический материал
Вопросы
практического характера
Система упражнений
определение понятий
свойства правила
математическая терминология
Обоснование приема вычислений
Приемы решения неравенств, уравнений
Решение задач
Арифметический материал в начальной школе в 1-м классе дается концентрически. Десяток, сотня, тысяча, многозначные числа.
Каждый концентр включает в себя три основных вопроса:
Нумерация, сложение и вычитание чисел, умножение и деление.
В первом концерте «Десяток» изучается кроме нумерации чисел еще изучается «Дочисловой период»
3. Изучение нового материала.
Слово учителя: Сегодня мы переходим к частным вопросам методики. Теперь мы будем изучать материал из учебников «Математика» 1-4классов, учиться правильно объяснять эти математические темы так, чтобы эти знания вы могли применить на педагогической практике (в ближайшем будущем), а для некоторых из вас это будет новое знание.
Сегодня мы познакомимся с одним из главных и первых вопросов методики «Методикой изучения дочислового периода». По другому можно сказать – это подготовка к изучению чисел. В разных методиках на изучение этого материала выделяется разное количество часов: по федеральной программе 1-4 до 16часов, по технологии УДЕ до 3-4 часов, по методике Занкова на изучение дочислового периода часов не выделяется.
Особенность изучения этого материала заключается в том, что вопросы, которые будут изучать учащиеся будут зависеть от многих факторов: от уровня подготовки будущих учеников, от уровня подготовленности учителя, от программы по которой будет работать учитель. Составлять вопросы этого периода может сам учитель. На что он должен обратить внимание?
1) Программа подготовительной группы детского сада. Показ программы.
2) Количество детей посещавших детский сад,
Программа подготовительной группы детского сада. Показ программы.
Стр. 223
а) Счет предметов
б) Сравнение предметов,
в) Ориентирование в пространстве,
г) Ориентирование во времени,
д) Решение задач на наглядной основе.
Проверка знаний учащихся, можно провести в форме тестирования, в форме беседы и полученные результаты можно занести в тетрадь, чтобы в таблицу.
4. Работа по учебнику. Знакомство с учебником.
Показ учебников. У каждого на парте «Математика» 1класса
Условные обозначения на первых страницах учебника.
Счет предметов с. 4,5
Правило счета: Счет количественный можно начинать с любого предмета в любом направлении, не пропуская ни один предмет и не называя один и тот же предмет дважды.
Порядковый счет надо начинать только с первого предмета. Количество предметов соответствует порядковому номеру.
Счет бывает порядковым, количественным, прямой и обратный, предметный и абстрактный.
Сравнение: по количеству, по форме, по цвету.
Меньше, больше, равно, столько же.
Как сделать так, чтобы кругов стало одинаковое количество? – надо либо добавить, либо убрать….
с. 4 и 5 «Математика» 1класс программа 1-3
Ориентирование в пространстве с.10- 11
Ориентирование во времени. Число, месяцы, год. Время суток, по картинкам Математики 1-3.
5. Закрепление с. 18. Составь по картинке вопросы со словами сколько, больше, меньше, столько же, слева, справа и ответь на эти вопросы.
6. Работа по учебнику с. 6-7
Какой вопрос можно раскрыть по этим картинкам?
— ориентирование в пространстве,
— ориентирование во времени,
— правило движения,
— порядковый счет.
Задайте вопросы, которые могут раскрыть эти вопросы.
7. Итог урока.
Что входит в вопросы «Дочислового периода»?
8. Оценка за урок.
Отступите вниз 2 клетки. Поставьте точку в левом верхнем углу клетки, опуститесь вниз на 4 клетки, проведите линию вправо на1 клетку, поднимитесь вверх на 1 клетку, вправо на 1 клетку, опуститесь вниз на 3 клетки, влево на 1 клетку, вверх на 1, влево на 1, вниз на 2 клетки, вправо на 3, вверх на 5 клеток, влево на 2 кл., вверх на 1кл, вправо на 2кл, вверх на 1кл., влево на 3 клетки. Такую оценку вы заслужили за этот урок.
9. Домашнее задание.
Поставьте вопросы к картинкам с. 4-7 Математика 1 класс, читайте лекцию.
infourok.ru
Дочисловой период | Школьные файлы SchoolFiles.net
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Методика обучения математикив дочисловой период
Цели:Обучающая: определить задачи обучения в дочисловой период; познакомить с содержанием материала и методическими особенностями обучения, с организацией деятельности учащихся в дочисловой период. Развивающая: продолжить работу по развитию диалоговой культуры студентов, умению проводить анализ и синтез. Воспитательная: воспитывать ответственность, педагогический такт.
style.rotation
Формы, методы обучения:лекция с элементами беседы; частично-поисковый метод Оборудование:учебники начальных классов, программы по математике для начальных классов; наборное полотно, таблицы.
style.rotation
Задачи обучения:уточнить пространственные и временные представления;научить сравнивать предметы и группы предметов;научить определять и сравнивать численность двух множеств.Место изучения:1 класс, концентр «Десяток».
План:Сравнение численности множествСравнение предмета по размеру и формеПространственные представленияВременные представленияНаправление движения
ppt_xppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Оборудование: общеклассные и индивидуальные наглядные пособия: наборное полотно, геометрические фигур, иллюстрации.Значение:подготовка к изучению нумерации чисел в концентре «Десяток».
style.rotationppt_wppt_y Последовательность чисел и счет предметов Упражнения в счете предметов включаются на каждом уроке данного периода. Важно, чтобы объектами счета были воздействия на различные органы чувств:Счет предметов перекладыванием из одной кучки в другую;Счет предметов, изображенных на рисунке, окружающей обстановке;Пересчет объектов, которые исчезают после воздействия на органы чувств (хлопки, шаги, взмах руки и т. д.)
В результате включения таких упражнений учащиеся должны: овладеть навыками счета, знать последовательность чисел до 10, уяснить, что последнее из произнесенных числительных является ответом на вопрос «Сколько?»;усвоить, что результат счёта не зависит от последовательности счёта. Ни один предмет не должен быть пропущен и сосчитан два раза; научитьс
schoolfiles.net
Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает а-риф-ме-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать.
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась а-риф-ме-ти-ка!
Арифметика — раздел
математики, изучающий простейшие
свойства чисел, выраженных
Математика — одна из древнейших наук. Что изучает математика?
Математика изучает
правила счета предметов. Так
скажет школьник начальных
Давайте, ребята, Учиться считать:
делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, Что без точного счета
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Задание. Посчитайте.
Андрей ссыпал вместе песок из 4 кучек, а Алёнушка ссыпала вместе песок из 5 кучек. Сколько кучек песка получилось? (Две кучки песка)
Ученые говорят: математика – царица наук.
Перед вами портреты
знаменитых ученых –
Прочитаем высказывания ученых о математике:
Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. (Гете)
Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества. (Роджер Бэкон)
Математика… выявляет
порядок, симметрию и
В первом классе вы познакомитесь с симметрией.
Симметричен человечек
И увидеть можно:
Глаза и уха два
И руки две – точно! Две ноги и две ноздри,
Щечки улыбаются,
Симметричен человечек,
Это всех касается.
Ученики постарше
добавят к сказанному, что в
понятие математики входят
Вы уже знаете немножко из геометрии. (Показ геометрических плоских фигур.)
Назовите эти фигуры:
треугольник, квадрат,
— А какие вы знаете математические инструменты? (Линейка, циркуль, угольник)
— Послушайте стихотворение-
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему:
“Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – квадрат”.
И сказал еще нежней:
Неизвестно, кто нужней!” Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
“Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов!”
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
…(восемь) новеньких углов!
Вот такая история приключилась с треугольником и квадратом.
В старших классах
вы познакомитесь с
Показать алгебраические формулы: а – в = (а-в)(а+в) и др.
Математика изучает тела: призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и сферу.
(Показать различные тела.)
На уроках геометрии
познакомитесь с
Среди всех многогранников
выделяются своим
Математика связана и с другими предметами: физикой, химией, биологией, астрономией, химией.
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным. (Б.Паскаль)
Задания на сообразительность.
Шли семь старичков,
У них семь посошков,
На каждом посошке семь сучков,
На каждом сучке семь узелков,
В каждом узелке семь пирогов,
В каждом пироге семь воробьев,
У каждого воробья семь хвостов.
Сколько было старичков?
Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания? (8, 69, 88, 0)
У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного?
— Интересная наука математика?
— Желаем вам отличных успехов в математике!
Вот и подошла к концу наша экскурсия в кабинет математики. До свидания!
Заключение.
В данной курсовой работе была раскрыта методика изучения основных тем дочислового периода. И на основании исследуемого материала можно сказать, что не один метод в отдельности не несет такого сильного образовательного характера, как их сочетание.
Многочисленные
Поэтому основная задача учителя – сделать урок интересным. А для этого необходимо:
- эффективно развивать роль наглядности в обучении математики;
- повысить интерес учащихся к предмету;
- включить в процесс обучения новые типы задач;
- наглядно предъявлять учащемуся результаты его деятельности;
- увеличить развитие пространственного мышления учащихся;
- повысить объективность контроля знаний учащихся; успешно сочетать коллективные и индивидуальные методы обучения;
- предоставить учащемуся возможности самоконтроля.
Литература
- Виноградова Н.Ф. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе / Н.Ф. Виноградова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 5. – с.27 – 29.
- Жильцова Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии. – М., 2004.
- Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику. — Смоленск, 2006.
- Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке. – М., 2001.
- Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении: (из опыта работы нач. шк.) / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. – 2002. – № 1. – с.14
- Попова С.В. Уроки математической “гармонии”. — М., 2003.
- 5. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период: Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001г. № 408/13-13 “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы”. // Вестник образования. 2001.№ 15.
- Санина Л.Д. Личностная ориентация преемственности процесса образования учащихся начальной и средней школы / Л.Д.Санина // Нач. школа: плюс, минус. – 2002. – № 1. – с.24-33.
- Смолеусова Т. В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе. – М., 2005.
- Старокожева Евгения Ивановна Использование информационных технологий в личностно-ориентированном обучении методике математики. http://lib.znate.ru/docs/
index-250988.html - Тарабрина Т. И. И учеба, и игра: математика. – Ярославль, 1997.
- Товпинец И.П. Роль экскурсии в развитии младших школьников // Нач. шк. 1987. № 1.
- Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. — Ярославль, 1997
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. — М., 1975.
- Энциклопедический словарь юного математика. – М., 1985
- Энциклопедия для детей. Аванта+, Математика. — М., 1998
Дополнение.
Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).
Тема | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Признаки, расположение и счёт предметов (10 ч) | Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество). Составление последовательности предметов по определённому правилу. Представление о закономерностях. Сравнение количества предметов в совокупностях (выделение пар). Работа с информацией, представленной в виде рисунка. Изменение количества предметов. Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, между и т.д.) Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости | Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева-справап, вверху-внизу, между
Выделять признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос Распознавать правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.)в ряду и выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу Составлять фигуры различной формы из данных фигур. Описывать в речевой форме иллюстрации ситуации, пользуясь отношениями «длиннее- короче», «шире – уже», «выше-ниже» Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные).
|
Отношения (больше, меньше, столько же) ( 3 ч) | Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Представление о взаимно-однозначном соответствии. Способы установления взаимно-однозначного соответствия. Образование пар предметов. Счет. Представление о других видах соответствий. | Моделировать различные способы установления взаимно-однозначного соответствия на предметных моделях Анализировать модель взаимно-однозначного соответствия двух совокупностей и находить (обобщать) признак, по которому образованы пары. Анализировать ситуации с точки зрения различных отношений. Использовать логические выражения, содержащие связки: «если…, то…», «каждый», «не» Изменять предметную модель в соответствии с данным условием |
Однозначные числа. Счёт. Цифры (12 ч) | Введение понятий «число» и «цифра». Представление о числе как о результате счета. Представление о цифре как о знаке, с помощью которого записывается число (количество) предметов. Запись и чтение цифр и чисел.. Варианты выбора двух предметов из трёх. . Отрезок натурального
ряда чисел для счёта Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Счет. Вербальная (название), предметная (совокупность предметов)., символическая.(знак-цифра) моделиь числа. | Устанавливать соответствие между вербальной, предметной и символической моделями числа Выбирать символическую модель числа (цифру) по данной предметной и вербальной модели модели Записывать цифрой количество предметов Определять количество вариантов выбора одного предмета из данной совокупности предметов . Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). ( Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками). Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос (задание) Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную рисунком. Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в вербальной и наглядной (предметной) форме, используя логические выражения, содержащие связки: «если…, то…», «или», «не» . др. Проверять логические рассуждения с помощью таблицы. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной форме. Присчитывать и отсчитывать по одному предмету |
Точка. Прямая и кривая линии. (2 ч)
| Представление о прямой линии. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Проведение прямой через одну точку, через две точки. Точка пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Изображение прямых и кривых линий на плоскости. Пересечение кривых и прямых линий на плоскости. | Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги. Проводить (строить) прямые линии через одну точку, пользуясь линейкой Определять количество прямых, изображенных на рисунке Определять количество точек пересечения прямых, изображенных на рисунке Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки. Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии. Распознавать линии на рисунках прямые, кривые (замкнутые и незамкнутые) |
Луч (2 ч) | Представление о луче. Существен-ный признак луча. (точка, обозна-чающая его начало). Различное расположение луча на плоскости. Варианты проведения лучей из данной точки. Обозначение луча одной буквой. Пересечение лучей. | Выражать в речевой форме признаки сходства и отличия в изображении прямой и луча прямой и луча. Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся Строить точку пересечения двух лучей, точку пересечения прямой и луча Определять количество лучей, изображённых на рисунке |
Отрезок. Длина отрезка (5ч)
| Построение отрезка. Существенные признаки отрезка. (часть прямой; имеет два конца и длину). Обозначение отрезка двумя буквами. Представление о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль – инструмент для сравнения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помощью «мерок». .Линейка как инструмент для измерения длин отрезков. Единица длины – сантиметр. Построение отрезка заданной длины. Запись длины отрезка в виде равенства. | Строить отрезок с помощью линейки Выражать в речевой форме признаки сходства и различия в изображениях луча и отрезка Находить отрезки на сложном чертеже. Сравнивать длины отрезков визуально (длина меньше, больше, одинаковая) Моделировать геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник) Моделировать длину предметов с помощью отрезков. Моделировать количество предметов, используя отрезки Сравнивать длины отрезков с помощью циркуля. Выбирать пары отрезков, соответствующих данному отношению (длиннее, короче, одинаковой длины) Называть отрезки, пользуясь двумя буквами Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка. Строить отрезок заданной длины с помощью циркуля. Измерять и записывать длину данного отрезка в сантиметрах Сравнивать длины сторон треугольника, квадрата, прямоугольника визуально и с помощью циркуля. Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах) |
stud24.ru