Дочисловой период – () , —

Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде

 Учитель. А теперь  поднимите руки все, у кого  желтые листочки. Кто ошибся?

— Красные листочки? Кто  ошибся?

— Зеленые листочки? Кто  ошибся? Никто не ошибся! Молодцы! 

 Задание 2. Учитель  подзывает к себе троих учеников. У всех листочки разного цвета: зеленые, красные, желтые.

 Учитель. Сейчас  мы с вами разобьемся по  группам: по выделенному признаку  – цвету листочков: зеленые,  красные, желтые.

— Посмотрите еще раз,  какого цвета у каждого из вас листочки. Как только я дам команду, каждый бежит в свою группу.

 Посмотрим, какая  группа выполнит задание правильно  и быстрее. 

— Раз, два, три –  беги! (Каждый ученик бежит в  свою группу, либо в группу  с желтыми листочками, либо с  красными или с зелеными).

— По какому признаку  объединялись в группы? (По цвету) 

 Аналогично проводится  игра “Кто быстрее?” при знакомстве  с размером.

 Учитель. Выполняй  мою команду: “На две группы  “Большие и маленькие” 

разделись!”  (Дети выполняют команду.)

— По какому признаку сейчас разбивались на группы? (По размеру)

 Учитель. А сейчас  мы с вами разделимся по  другому, но для этого вам  надо отгадать загадки. Слушайте:

 Весной зеленела, летом  загорела,

 Осенью надела красный  наряд. 

— Догадались? Это рябина. Посмотрите, какой формы у нее листочки. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в группу.

— Слушайте вторую  загадку: 

 По весне в лесу  высоком, 

 На опушке и в  глуши 

 Всех я вкусным,  сладким соком 

 Угощаю от души.

— Узнали это дерево? Да, это береза. У кого есть листики этого дерева, соберитесь во вторую группу.

— Предлагаю третью  загадку: 

 А когда наступит  осень, 

 Он, красавец молодой, 

 Весь зальется солнцем 

 И станет покорять  своею красотой.

— Угадали, о каком  дереве идет речь? Это клен.

— Посмотрите, какие у  него листочки: резные, красивые. На  что похожи? Верно, листья клена  похожи на звезды. У кого есть  листики этого дерева, соберитесь  в третью группу.

— По какому признаку  объединялись в группы? (По форме) 

— Скажите, по какому  признаку разбивались на группы? Чем наши листики отличались? (Цветом, размером и формой).

 Следует иметь в  виду, что могут остаться дети, у которых листочки другого  цвета или другого размера  и другой формы. Их следует  объединять в отдельную группу: “разный” цвет, “разная” форма, “разный” размер.

 Игру “Ищу свою  группу” можно провести в другом  варианте. Ученик находит листочек  того дерева, название которого  он знает. После того, как все  дети выберут листочки, каждый  ищет свою группу.

 Игра “Кто самый  внимательный?”

— Посмотрите внимательно  на наше школьное здание. Найдите  объекты одинаковой формы и  размера. 

— А что можно сказать  об окнах спортивного зала  и окнах первого этажа? Об  окнах в бассейне и 

физкультурного  зала на первом этаже? 

— Посмотрите на двери входные и запасные. Что можете сказать?

— Посмотрите на спортивную  площадку. Что вы можете сказать  о воротах на футбольном поле? (Ворота одинакового размера,  цвета и формы.)

 А что можете  сказать о турниках? Шведской  стенке? (Они одинаковой формы,  одинакового цвета, но разного размера.)

 Итог урока. 

 Вы, ребята, меня сегодня  удивили. Вы были на уроке  очень внимательны! 

 Что запомнилось  больше всего? 

 УРОК № 2

 Тема прогулки — наблюдения  “Признаки предметов” 

 Цель: находить математику  вокруг себя, везде.

 Задачи:

 • формировать  у учащихся приемы умственной  деятельности: анализа и синтеза,  сравнения, классификации и обобщения; 

 • изучать свойства  предметов, с помощью которых  выделяются признаки предметов:

  цвет, размер и форма; 

 • упражнять в  счете различных предметов;

 • развивать наблюдательность, внимание, память;

 • пробуждать познавательную  активность всех учащихся.

 Ход урока 

1. Организационный момент.

 Урок математики  проведем в скверике возле  школы. 

2. Формирование новых  знаний.

 Учитель. На прошлом уроке мы собрали гербарий, поместили его между страницами старых книг. Но вот…

 Подул осенний ветерок, 

 И листья полетели  вниз.

 Давайте вместе  с вами мы 

 Рассмотрим их внимательно  сейчас.

 Достаю из своей  коллекции лист сирени темно-зеленого цвета, показываю, даю задание.

 Задание первое.

 Учитель. Подойти  ко мне тем детям, у которых  есть лист, отличающийся по цвету  и форме, от моего листа. 

 Подходят дети с  листьями рябины, березы, бересклета.

 Отбираю из группы  тех, у которых в руках листья березы разного цвета: от ярко-желтого до желто-зеленого.

— Назвать признак  сходства листьев, попавших в  одну группу.

 Дети. Резные, с зубчиками  по бокам, кругловатые, как  золотые монетки. 

 Учитель. Листья  в ваших руках по цвету и  размеру различны.

— Что вы можете  сказать о форме? (ФОРМА у них  одинаковая.) Вы безошибочно отличите  ее от формы листочков рябины  или сирени.

 Задание второе.

 Объединитесь в  группы обладателей листьев, относящихся  к одинаковой породе деревьев: клена, тополя, дуба, березы и т.д.

 Каждой группе задать  вопрос: по какому признаку объединились? (По форме) 

 Задание третье.

— Теперь давайте построимся  в ряд, соблюдая такое правило: 

 • ученик с желтым  листочком, другой — с красным,  третий – с зеленым; 

 • продолжаем строиться в ряд, но уже самостоятельно, я буду наблюдать.

— Молодцы! Быстро поняли  задание. 

— По какому признаку  строились? (По цвету) 

 Физкультминутка.  Поупражняемся в счете. Считаем  вместе со мной.

 Один листочек полетел, 

 Кружится голова.

 За ним дружок слететь хотел,

 Теперь их стало  два. 

 Соседям скучно  так висеть,

 Спешат, ты посмотри,

 За ними вслед к земле  успеть – 

 Уже листочков три, 

 Четыре, пять, и шесть, и семь… 

 Земли не вижу я совсем!

 Их стало восемь, девять… 

 Что с осенью нам делать?!

 Задание четвертое. 

 Построиться в ряд по следующим  правилам:

 а) 2 ученика с желтыми листочками, 2 – с зелеными, 2 – с красными;

 б) 1 – с желтым листком, 2 –  с зелеными, 2 – с красными;

 в) 2 — с зелеными листочками, 1 – с желтым, 1 – с красным и т. д.

 Учитель. Проводим игру “Измени”.

— Я поднимаю руку, например, с  кленовым листочком и произношу  слова: “Измени размер и цвет”. 

 Ученики должны показать  соответствующий листик.

 Снова произношу: “Измени  размер и цвет”. 

 Можно провести игру “Измени цвет” или “Измени размер, цвет и форму”.

(Но не следует проводить  игру “Измени форму” или “Измени  форму и цвет”, так как в  этом случае довольно трудно  подобрать листочки разной формы,  но одинакового размера.)

 Игра “Создай фигуру”. 

 Класс делится на три группы. По сигналу каждая группа создает свою геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, круг.

 Следует задание.  “Измени форму”. Дети перестраиваются,  создавая другую геометрическую  фигуру.

 Итог урока. 

— Что понравилось  на уроке больше всего?

— Какое задание было  самым интересным?

 

Урок №3

 Тема прогулки-наблюдения  “Признаки предметов” 

 Цель: находить математику  вокруг себя, везде. 

 Задачи:

 • приучать к  лучшей ориентировке в явлениях  в окружающей действительности;

 • учить уточнению пространственных отношений: слева, справа, за, под, между;

 • развивать наблюдательность, внимание, память;

 • адаптировать  детей к школе и мотивировать  их желание учиться. 

 Ход урока 

1. Организационный момент.

 Урок математики  проведем в скверике возле школы.

2. Формирование новых  знаний.

 Учитель. Послушайте  стихотворение, которое я вам  прочитаю.

 Стоял ученик на  развилке дорог, 

 Где право, где  лево понять он не мог, 

 Но вдруг ученик  в голове почесал 

 Той самой рукою,  которой писал,

 И мячик кидал,  и страницы листал,

 И ложку держал, и полы подметал,

 “Победа!” — раздался  ликуюший крик:

 Где право, где  лево узнал ученик.

— Как вы думаете,  о чем сегодня на уроке мы  будем говорить? (Ответы детей.)

— Да, на уроке мы  сегодня уточним, что находится слева, справа, за, перед школой.

 Мы с вами поиграем  в разные игры, для этого я  предлагаю поделиться на три  команды. 

 Задание №1. Игра  “Будь внимательным”. 

 Три человека из  первой команды встаньте слева  от меня, два человека из второй команды – справа от меня, четыре человека из третьей команды – впереди меня. А теперь по одному человеку из каждой команды встаньте сзади меня. Какая команда лучше всех выполнила задание?

 К сведению.

 В старину солдатам-рекрутам, кто не умел определять лево и право, привязывали к рукам сено и солому. Вместо команды: налево или направо подавали команду: “Сено” или “Солома”. Так они выполняли повороты налево и направо.

 Задание № 2.

 Постройтесь в ряд  так, чтобы: 

 а) перед каждым  мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?

 б) между мальчиками  стояла девочка. Кто будет первым  в этом ряду?

 в) за каждым  мальчиком стояла девочка. Кто  будет первым в этом ряду?

 Детям надо сначала  предоставить возможность самостоятельно  выполнить эти задания, а после этого обсудить их.

 Физкультминутка.  Выполнять вслед за учителем.

 Мы ладонь к глазам  приставим, 

 Ноги крепкие расставим. 

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо  тоже 

 Поглядеть из-под  ладошек, И – направо! 

 И еще —

 Через левое плечо

(Повороты туловища  влево, вправо)

 Хватит.

 Выдохнуть, вдохнуть.

 Задание № 3. Игра  “Назови предметы”. 

 Выберем объект  – это наша школа. Назовите  предметы слева от школы, справа  от школы, перед школой, за школой.

 Задание № 4. Игра “Кто больше назовет?”

 Назвать как можно  больше объектов, находящихся рядом  со спортивной площадкой. 

 Задание №5. Игра  “Выбери дорожку”.

 а) Вам необходимо  дойти от школы до светофора.  Перед вами две дорожки. Надо  выбрать такую дорожку, чтобы  кусты, посаженные вдоль этой дорожки, находились слева от вас, а справа проезжая дорога.

 б) На земле раскладывают  кубики разного цвета (например, синие и красные). Надо выбрать  такую дорожку, чтобы красный  кубик находился всегда справа, а синий – слева. 

 В любом месте,  где много объектов, — детская  площадка, жилой двор, перекресток  – ученики отвечают на вопросы  типа: “Что находиться слева от  …?” 

 Задание 6. Игра  “Построение в шеренгу”.

 Ученики строятся  в шеренгу по росту. Учитель  дает следующие задания.

— Кто в классе самый  высокий? 

— Какой по росту  Филипп?

— Кто твой сосед  слева? Справа?

— Между кем и кем  ты стоишь?

stud24.ru

Конструкт фрагмента урока по математике и презентация для начальных классов на тему «Дочисловой период»

Цель:

развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

План.

1. Мотивационно – целевой этап;

2. Ориентировочная основа действия;

3. Организация игровых действий  детей;

4. Контроль действий детей;

5. Подведение итогов.

Ход фрагмента.

1. Мотивационно – целевой этап.

(звучит песня из мультфильма «Приключения Буратино» под названием «Буратино»)

— Ребята, посмотрите, кто же в гости к нам пришёл?(появляется изображение Буратино)

— Правильно, это Буратино!

— Мальвина дала ему задание. Но Буратино один не может справиться, давайте ему поможем! Вы согласны?

— Но чтобы нам было легче, давайте выполним это и задание и поможем Буратино в виде игры.

— Игра наша будет называться «Концовка»

— А задачей нашей игры будет помочь Буратино и помочь себе в повторении уже изученного нами материала. Ну что , ребята, вы готовы выслушать правила игры?

2. Ориентировочная основа действия.

— Так вот, мои хорошие, игра будет заключаться в том, что я, как человек, который хочет помочь вам и Буратино,  буду произносить  начало предложения, а вы будете должны продолжить его. В помощь вам на доске будут появляться изображения. Ответ выкрикивать не нужно, надо просто поднять руку. Я буду показывать на человека,  и он будет отвечать, в это время все остальные внимательно должны слушать, если ответ правильной дан отвечающим, то поднимаем обе руки, а если не правильный, то хлопаем в ладоши. Например, я говорю: « Если сосна выше берёзы, то берёза…

(появляется изображение на доске)

— Кому не понятно, поднимите ручки.

Если есть, кому не понятно, то ещё раз кратно объясняются правила игры.

3. Организация игровых действий детей.

— Я вижу, ребята, что всем понятно, давай начнём!

— Если ствол дуба толще ствола берёзы, то ствол берёзы…

(появляется изображение)

— Итак, ответит Кристина.

— Вы согласны? Ну – ка давайте…Что нужно сделать?

— Молодцы, я с вами согласна. Слушайте дальше…

— Миша ниже Маши, значит Маша…

(появляется изображение)

— Отвечает Кирилл

— Вы согласны?

— И снова, я с вами согласна, молодцы!

— Продолжаем, нам осталось совсем немного, что бы Буратино мог  спокойно показать свою работу Мальвине. Теперь, ребята, я предлагаю вам закончить мою слова словами « толстый», «тонкий»,  «круглый», « высокий», «низкий». Например,  я говорю: «Колобок…».

(появляется изображение)

— Ну, кто догадался

— Попробуй ответить, Серёжа

— Ну что, вас устраивает такой ответ?

Весь материал — в архиве.

videouroki.net

Урок математики в 1 классе дочисловой период

3.
Урок математики (дочисловой период).
Тема: «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий,
тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести».
Цели:
Познакомить учащихся с новым понятием масса тела (вес), тяжесть и легкость. Формировать навыки осознанного сравнения предметов по данным параметрам. Учить оценивать предметы при помощи разных приемов.
Коррекция внимания, логического мышления (на основе анализа и синтеза, сравнения). Развивать речь учащихся,
обогащать их словарный запас; умения применять изученные понятия.
3. Воспитывать мотивацию к учению, умения работать скнигой и предметами.
Оборудование:
камень, перо; комнатные цветы различного веса; книги и тетради; цветные карандаши; весы настольные детские; игрушки; предметы; занимательный материал; игры; картинки; геометрический материал.
Ход урока:
I. Организация внимания:
Первыми сядут те, у кого на столе лежат красные кружочки. Затем те, у кого лежат белые кружочки, и те, у кого зеленые кружочки.
II. Актуализация:
Устный счет (до 5 предметов, игрушек)
2. Выделение предметов по признакам:
— Мы на прошлом уроке научились определять и выделять предметыпо признаку «самый», и сегодня мы вспомним это, немногопоиграем:
Учащимся предлагаются полоски бумаги, надо выделать «самую длинную»;
Учащимся предлагаю построить в шеренгу, по порядку мальчиков (из заготовок бумаги) и выделить «самого высокого».
III. Новый материал:

Сообщение темы и цели.
Вводная беседа:
— На свете много разных предметов. Все они имеют вес. Мы тоже свами разного веса. Как вы думаете: я тяжелая или легкая? Почему?А вы?
Прошу учащихся сравнить несколько предметов из класса, помогаю подобрать нужные слова.
3. Первичное восприятие (приемы сравнения предметов):
— Ребята, вес предметов можно определить несколькими способами.Например, на глаз, но точного ответа мы не сможем получить, мысможем сказать только «тяжелый предмет» или «легкий».
Дети сравнивают камень и перо.
— Мы можем взв

educontest.net

ЛОГОПЕД.РУ: Подготовка к школе. Математика — дочисловой период.

Когда числа не было…

  Перед тем как приступить к работе по предложенной нами программе, т. е. к развитию числовых представлений, придется провести небольшую предварительную работу, подготовить ребенка к восприятию числа. Любопытно, что малыш должен в сжатые сроки повторить путь, пройденный человечеством в овладении числом.

  Было время, когда люди не имели еще представления о числе, но действовали с различными количествами довольно успешно. Для этого они ставили предметы попарно (один к одному) и устанавливали, больше, меньше или поровну предметов в двух сравниваемых группах. Понятие числа возникло только потом именно на этой основе. Вот и надо в предварительной работе с детьми научить их сравнивать различные группы предметов и выяснять их отношения (больше, меньше, поровну).

  Ребенку дают карточку с наклеенными на нее красными кружками (от 5 до 10) и просят положить столько же (не считая!) синих кружков. Надо следить, чтобы он точно накладывал синие кружки на красные (или клал рядом, соблюдая интервалы). Проделав эту операцию, ребенок должен подытожить ее результат словами: «Синих и красных кружков поровну. Синих столько же, сколько красных».

  Затем ребенка просят выяснить, каких кружков больше, каких меньше, при этом синих кружков ему дают на один меньше, чем красных. Опять путем наложения (или приложения) ребенок устанавливает количественные отношения и говорит при этом: «Красных кружков больше, чем синих. Синих меньше, чем красных. Тут один лишний, а тут одного не хватает». Такие упражнения проведите и с другими предметами (квадратиками, треугольниками, игрушками).

  Можно поиграть в игру «В гостях у куклы». За кукольный столик сажают кукол — они пришли в гости. Ребенку предлагают взять столько же тарелок, сколько кукол, и поставить к каждой по одной тарелке. Затем то же самое он должен проделать с ложками, вилками, ножами, с чайной посудой. Для того чтобы ребенок определял каждый раз не только равенство числа предметов, но и неравенство, взрослый или убирает одну из кукол, или дает предметов посуды на один меньше (или больше), чем число кукол. Конечно, вы и сами можете придумать и провести с детьми игры, подобные описанной.

  Еще одна задача на подготовительный период: сравнивайте с детьми предметы разной величины и определяйте, какой из них толще, какой тоньше (выше—ниже, длиннее—короче, шире—уже, больше—меньше). Это научит детей сравнивать предметы по величине, соизмерять их (на этой основе вы потом научите их измерению).

  После того как ребенок научится сравнивать конкретные предметы, с ним можно провести игру «Наоборот». Чтобы игра проходила интереснее, к ней хорошо привлечь и других детей того же возраста, что и ваш ребенок.

  Игра словесная; используются слова, обозначающие величину предметов: большой — маленький, толстый — тонкий, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий, глубокий — мелкий, тяжелый — легкий.

  Взрослый говорит: «Мы сейчас будем играть. Если я скажу: «толстый», какое слово будет наоборот?»

  Ребенок должен ответить: «Тонкий». Так выясняются ответы на все другие слова. Затем начинается сама игра: «Я скажу слово, отвечать будет тот, кому я брошу мячик. Мячик надо бросить мне и сказать слово наоборот». В конце игры можно попросить детей придумать слова, к которым подходили бы те, в которые они играли (например, «широкое поле», «длинная дорога», «большой лес»).

Желаем удачи!

www.logoped.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *