Е. Л. Доценко психология манипуляции феномены, механизмы и защита
ЧеРо
Издательство МГУ
Москва
1996
Доценко Е. Л.
Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с. ISBN 5-88711-038-4
Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и психология личности.
Будет интересна не только для психологов, но и для психотерапевтов, политологов, философов. Окажется полезной также для учителей, менеджеров и представителей других профессий, имеющих дело с людьми.
ISBN5-88711-0S8-4
К. Л. Доценко, 1997 ЧеРо, 1997
Оглавление
МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН 7
Глава 1 методологическая ориентация 15
1.1. Выбор парадигмы 16
Парадигмальные координаты . …….. 17
Соотношение парадигм 22
Почему герменевтика? . «. 24
1.2. Герменевтика действия 29
Действие как текст 30
Доступность контекстов 32
Квалификация толкователя 36
Проблема языка описания 37
Глава 2. Что такое манипуляция 42
2.1. Феноменологическое описание 42
2.1.1. Феноменологическая представленность
или усмотрение? 43
Происхождение термина «манипуляция» … 44
Метафора манипуляции 47
2.2. Психологическое определение манипуляции … 48
Исходные рубежи: 40
Выделение признаков 60
Формирование критериев 62
Определение манипуляции 58
2.3. Психологическое воздействие 60
Глава 3. Предпосылки манипуляции 63
Культурные предпосылки манипуляции 65
Манипулятивная природа социума 68
Межличностные основания 73
Межличностная общность 74
Деформации общения 77
Манипулятивные уклонения 79
3. 4. Имя ему — легион (Манипулятор
а каждом из нас) 84
Множественная природа личности 86
Внутриличностное взаимодействие 88
Внутренний мир манипулятора
и его жертвы 92
Технологические требования 97
Место манипуляции в системе человеческих
отношений 100
Предчувствие прокуратора, или Исполнительность начальника
тайной стражи 105
3
Глава 4. Манипулятивные технологии 108
4.1. Основные составляющие манипулятивного воздействия 109
Целенаправленное преобразование информации 109
Сокрытие воздействия 113
Средства принуждения 114
Мишени воздействия 114
Роботизация 116
4.2. Подготовительные старания манипулятора . . 117
Контекстуальное оформление 117
Выбор мишеней воздействия 122
Установление контакта 125
4. 3. Управление переменными взаимодействия . . . 128
Межличностное пространство 129
Инициатива 131
Направленность воздействия 132
Динамика 136
4.4. Информационно-силовое обеспечение 137
Психологическое давление 137
Информационное оформление 140
Глава 5. Механизмы манипулятивного
ВОЗДЕЙСТВИЯ 146
«Технология» и психологические «механизмы» — совпадение реальности и метафоры 146
Механизмы психологического воздействия …………….. 148
Удержание контакта 148
Психические автоматизмы 160
Мотивационное обеспечение 163
5.3. Виды и процессы манипулятивного воздействия 156
Перцептивные марионетки 167
Конвенциональные роботы 160
Живые орудия 162
Управляемое умозаключение 163
Эксплуатация личности адресата 166
Духовное помыкание 168
Приведение в состояние повышенной покорности 169
Комбинирование 170
5. 4. Обобщение модели
психологической манипуляции 172
5.5. Деструктивность манипулятивного
воздействия 176
феномены, механизмы и защита читать онлайн, Евгений Доценко
Доценко Е. Л.
Психология манипуляции: феномены, механизмы и
защита
Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М. : ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с. ISBN 5-88711-038-4
Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического
воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и
психология личности.
Будет интересна не только для психологов, но и для психотерапевтов, политологов, философов.
Окажется полезной также для учителей, менеджеров и представителей других профессий, имеющих дело с
людьми.
ISBN 5-88711-088-4
© Е. Л. Доценко, 1997 © ЧеРо, 1997
Оглавление
МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
1. 1. Выбор парадигмы
1. 1. 1. Парадигмальные координаты
1. 1. 2. Соотношение парадигм
1. 1. 3. Почему герменевтика?
1. 2. Герменевтика действия
1. 2. 1. Действие как текст
1. 2. 2. Доступность контекстов
1. 2. 3. Квалификация толкователя
1. 2. 4. Проблема языка описания
Глава 2. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ
2. 1. Феноменологическое описание
2. 1. 1. Феноменологическая представленность или усмотрение?
2. 1. 2. Происхождение термина «манипуляция»
2. 1. 3. Метафора манипуляции
2. 2. Психологическое определение манипуляции
2. 2. 1. Исходные рубежи
2. 2. 2. Выделение признаков
2. 2. 3. Формирование критериев
2. 2. 4. Определение манипуляции
2. 3. Психологическое воздействие
Глава 3. ПРЕДПОСЫЛКИ МАНИПУЛЯЦИИ
3.
3. 2. Манипулятивная природа социума
3. 3. Межличностные основания
3. 3. 1. Межличностная общность
3. 3. 2. Деформации общения
3. 3. 3. Манипулятивные уклонения
1
3. 4. Имя ему — легион (Манипулятор в каждом из нас) 3. 4. 1. Множественная природа личности
3. 4. 2.
Внутриличностное взаимодействие
3. 4. 3. Внутренний мир манипулятора и его жертвы
3. 5. Технологические требования
3. 6. Место манипуляции в системе человеческих отношений
Предчувствие прокуратора, или Исполнительность начальникатайной
стражи
3
Глава 4. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
4. 1. Основные составляющие манипулятивного воздействия
4. 1. 1. Целенаправленное преобразование информации
4. 1. 2. Сокрытие воздействия
4. 1. 3. Средства принуждения
4. 1. 4. Мишени воздействия
4. 1. 6. Роботизация
4. 2. Подготовительные старания манипулятора
4. 2. 1. Контекстуальное оформление
4. 2. 2. Выбор мишеней воздействия
4. 2. 3. Установление контакта
4. 3. Управление переменными взаимодействия
4. 3. 1. Межличностное пространство
4. 3. 2. Инициатива
4. 3. 3. Направленность воздействия
4. 3. 4. Динамика
4. 4. Информационно-силовое обеспечение
4. 4. 1. Психологическое давление
4. 4. 2. Информационное оформление
Глава 5. МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
5. 1. «Технология» и психологические «механизмы» — совпадение
реальности и метафоры
5. 2. Механизмы психологического воздействия
6. 2. 1. Удержание контакта
5. 2. 2. Психические автоматизмы
5. 2. 3. Мотивационное обеспечение
5. 3. Виды и процессы манипулятивного воздействия
5. 3. 1. Перцептивные марионетки
5. 3. 2. Конвенциональные роботы
5. 3. 3. Живые орудия
5. 3. 4. Управляемое умозаключение
Феноменов межвозрастных манипуляций во взаимодействии «учитель-ученик» // Психолого-педагогические исследования — 2016. Вып. 8, нет. 4
Реферат
В статье представлены результаты исследования феномена эмпирической межвозрастной манипуляции в педагогическом взаимодействии. Межвозрастная манипуляция рассматривается как форма манипуляции, осуществляемая на основе обращения участников взаимодействия к возрастным ролям. По результатам опроса 109 подростков 13-15 лет с помощью анкетирования, цветового теста отношений и проективного рисования показано, что межвозрастная манипуляция является распространенным способом воздействия на учащихся, избранных учителем. Учителя чаще, чем ученики, становятся объектами межвозрастной манипуляции. Выявлено, что эффективность межвозрастной манипуляции в педагогическом взаимодействии повышается, если она содержательно соответствует нормативному содержанию возрастных ролей, а также «межвозрастной дистанции» между учителем и учащимися.
межвозрастная манипуляция, осуществляемая учителями старшего возраста, и манипуляция «снизу» со стороны молодых учителейКлючевые слова: межвозрастные отношения, манипуляция, педагогическое взаимодействие
Рубрика журнала: Психология образования
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080402
Для цитирования: Микляева А.В. Феномены межвозрастных манипуляций во взаимодействии «учитель-ученик» [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2016. Том. 8, нет. 4, стр. 13–23. DOI: 10.17759/psyedu.2016080402. (на рус., реферат на англ.)
Ссылки
- Доценко Е.Л. Психология манипулирования. Москва: ЧеРо, МГУ, 1997. 334 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Академия, 2008. 240 с.
- Курышева О.В. Возраст как социально-психологический феномен. Социально-психологический феномен. Волгоград: изд. ВолГУ, 2012. 306 с.
- Микляева А.В. Психологиямежвозрастныхотношений. Межличностные отношения]. Московская область: СВВТ, Москва.: Перо, 2014. 159 с.
- Микляева А.В. Учитель как субъект межвозрастных отношений. Субъект межвозрастных отношений. Психологическоесопровождениеобразовательногопроцесса: состояние, проблемы, перспективы. Материалывсероссийсконаучно-практическойконференции Психологическое обеспечение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Материалы Российской научно-практической конференции. Том. 1. Уфа: изд-во БГПУ, 2008. С. 100-103.
- Смельцер Н. Социология. Москва: Феникс, 1998. 688 с.
- Чайка Р.П. Деятельность субъектовобразованияпопрофилактике и раз-решениюмежличностныхконфликтовмеждуучителями и учащимися в среднешколе. Автореф. … к.пс.н. [Деятельность субъектов образования по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов между учащимися и Учителя в гимназии. Кандидатская диссертация (психология). Тверь, 2001. 23 с.
Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389- 2275, электронная почта: [email protected]
Метрики
просмотров
Итого: 2131
Предыдущий месяц: 19
Текущий месяц: 7
Загрузки
Всего: 676
Предыдущий месяц: 7
Текущий месяц: 1
Светлана Доскач, Любовь Костик.
Технологии информационно-манипулятивного воздействия на социально-политическое сознание и поведение современной молодежи.Светлана Доскач, Любовь Костик. Технологии информационно-манипулятивного воздействия на социально-политическое сознание и поведение современной молодежи.
(2021) Наука и образование, 2, 27-33. Одесса.
DOI: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2021-2-4
Светлана Доскач,
кандидат психологических наук, доцент, 9005, 5
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-6611-4052,
Любовь Костик,
Кандидат филологических наук, ассистент, практический психолог,
Кафедра педагогики и психологии дошкольного образования,
Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича,
Украина,
, г. Черновцы, ул. М. Коцюбинского, 2 ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9699-8607
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-МАНИПУЛЯЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
РЕЗЮМЕ и представлен теоретический анализ статьи
5 влияние на общественно-политическое сознание и поведение современной молодежи. Выявлена интерпретация сознания в психолого-политической сфере, что позволяет рассматривать информационные технологии как важный атрибут воздействия на политическое сознание. Проведен анализ психологических компонентов информационно-манипулятивных технологий, определяемых как доминирование духовного состояния личности, навязывание мыслей, идей, установок, ценностей и управление поведением в пользу субъекта воздействия. . Выявлено представление о том, что благоприятные общественно-политические условия побуждают СМИ оказывать влияние, манипулируя политическим сознанием и поведением молодежи. Выяснено мнение, что использование коммуникативных технологий, оптимизирующих реализацию субъектами политики своих задач и обязанностей за счет рациональных средств, последовательности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения, приводит к осуществлению деятельности человека по достижению общественно значимые цели, в том числе политические. В контексте данного вопроса выявлена роль СМИ в политических процессах общества, где они выступают средством манипулятивного воздействия, направленного на трансформацию политического сознания молодежи. Проанализированы факторы, влияющие на политическое сознание молодежи, из которых наиболее влиятельными являются: предоставление права редактирования, добавление собственных домыслов; искажение информации; предоставление ложной информации; молчание о важных событиях; быть на шаг впереди. Однако основная причина эффектов информационно-манипулятивного воздействия кроется в личностном размахе, где важно иметь способность критически мыслить, анализировать, интерпретировать, отстаивать точку зрения, обладать сильной энергией и волей, иметь различные формы вербального воздействия на оптимальные механизмы мышления и действия, соответствующие ситуации. Определены методы эффективного противодействия информационным и манипулятивным воздействиям. Основной из них является способность распределять информацию в ассоциативном пространстве, когда конструируется отсутствие пересечения обсуждаемых событий путем ассоциативной связи с другими не связанными между собой событиями. Благодаря эффективным подходам современная молодежь имеет возможность перестать быть «пассивной массой» и стать активными гражданами, отстаивающими свое мнение, принимающими самостоятельные решения и формирующими собственные модели поведения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
политическое сознание, политическое поведение, психологические и политические компоненты, манипулятивное воздействие, политическая манипуляция, информационные технологии, средства массовой информации.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ :
ЛИТЕРАТУРА :
1. Бо. Политическое манипулирование. Киев: Академвидав (Серия «Альма-матер») [на укр.].
2. Борецкий Р. (1998). Бермудский треугольник ТВ. (Формирование пропагандистской направленности массовой информации. (Манипуляция)) [Бермудский треугольник ТВ. (Формирование пропагандистской направленности СМИ. (Манипулирование)]. Москва. Получено с http://www.library.cjes.ru/online/?a=609&c_id=7278 [на русском языке].
3. Чалдыный Р. (2002). Психология влияния. СПб.: Питер.
4. Cheminant, W. Le, Parrish, J.M. (2011). Манипулирование демократией: демократическая теория, политическая психология и средства массовой информации [на английском языке].
5. Доценко Е.Л. (2003). Психология манипулирования: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь.
6. Халлин Д.С., Манчини П. (2008). Современные медиасистемы: попробуйте модели видносын ЗМИ та политики. Киев: Наука. Получено с https://sites.google.com/site/mediasistemy/course0 [на украинском языке].
7. Харрис Р. (2003). Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак.
8. Головатый М.Ф. (2014). Масова стихиина повединка в зеркале такой политической психологии: анатомия явища. Массовое стихийное поведение в зеркале современной политической психологии: анатомия феномена. Политика и духовность в контексте глобальных вызовов. наук. часопыс нац. пед. ун-ту им. член парламента Драгоманова — Научный журнал Нац. Педагогический университет им. М. П. Драгоманова, 22, 28–34 [укр.].
9. Гриценко О.М. (2003). СМИ в процессах демократических преобразований украинского общества (политико-культурологический аспект). Расширенный автореферат докторской диссертации. Киев: Нац. ун-ты имени Т. Шевченко. Институт журналистики. Получено с http://goo.gl/zLCRTV [на украинском языке].
10. Кара-Мурза С.Г. (2007). Манипуляция сознанием. Политический бестселлер – Политический бестселлер.
11. Карлова В.В. (2007). Вплыв засобив масовой информации на формирование украинской национальной свидомости. Получено с http://www.academygov.ua/ej/ej6/txts/07 kvvunc.htm [на украинском языке].
12. Кушева Г. (2020). Лингвистические манипуляции в печатных бульварных изданиях: некоторые методологические последствия для медиаклассов Медиаобразование – медиаобразование, 11, 23–128 [на английском языке].
13. Ларсен, С.У. (2009 г.). Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтеза. Москва: РОССПЭН.
14. Лебон, Г. (1998). Психология толп. Мнение и толпа Психология толпы. Мнение и толпа]. (стр. 122–254). Москва: Изд-во Института психологии РАН: КСП.
15. Луков В.А. (2012). Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. Москва: Канон + РООИ «Реабилитация».
16. Рыбак И.В. (2012). Информационно-коммуникативные аспекты современного политического манипулирования. Держава и право – Государство и право, 57, 567–572). Киев: В.М. Институт государства и права им. Корецкого НАН Украины.
17.Сорокина Е., Федотченко Ю., Чабаненко К.В. (2011). Социальных сетях. Твиттер – 140 символов самовыражения [В соцсетях. Твиттер — 140 знаков выражения]. СПб.: Питер.
18. Южанин М. А. (2020). Специфика манипулятивного воздействия в современных социальных взаимодействиях и коммуникациях: orcid Amazonia Investiga, 9, 26, 125–133 [на английском языке].
19. Васютинский В. (2005). Интерактивная психология власти. Киев: Киевский славянский университет [на украинском языке].
20. Зелинский С.А. (2008). Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методов. Манипулирование массовыми психическими процессами с помощью психоаналитических техник. СПб.: Издательско-торговый дом «СКИФИЯ».